12:8. Этот стих, заканчивающий основную часть книги, последний раз повторяет изречение Екклесиаста: «Суета сует – все суета». 12:9–14. Эпилог книги. Он содержит похвалу Екклесиасту и его трудам (стт. 9–11) и является заключением всей книги (стт. 12–14). Смысл эпилога – человек должен придерживаться страха Божия. Автором эпилога является редактор книги Екклесиаст, возможно, Ездра. Религиозное учение книги Екклесиаст. Основной вопрос, на который Екклесиаст старается ответить: «чем же счастье человека на земле и возможно ли человеку иметь это счастье?» Всей своей книгой Екклесиаст отвечает, что полное ничем не омрачаемое счастье для человека невозможно на земле; а так как оно невозможно – все тогда призрачно, все дым, суета сует. Это основная тема книги. Причиной невозможности на земле всегда пребывающего счастья, по мысли Екклесиаста, является то, что на земле нет постоянства, все подчинено закону круговращения и изменения как в природе, так и в жизни человека. Вот почему всему свое время (3:1–8): «Всему свое время и время всякой вещи под небом» и т.д. Человек не может поручиться за то, что счастье не изменит ему. Кроме того, по мнению Екклесиаста, на одни из человеческих путей не приводит к счастью на земле. Мудрость (1:13–18) дает мучение, так как она обнаруживает не соответствие того, что есть в действительности, тому что должно быть и тем самым вызывает мучительные переживания. Беспечное веселие и удовольствия, согласно Екклесиасту, оставляют в душе человека ощущение пустоты и бессодержательности: «Сказал я в сердце моем, дай испытаю я тебя веселием и насладись добром, но и это суета». О смехе сказал я: «глупость» и о веселии: «что оно делает?» (2:1–2). Труд и разнообразная деятельность, по учению Екклесиаста, нередко приводят к результатам, не соответствующим ожиданиям (2:3–11 и 9:11). И даже благо есть и пить не всегда зависит от самого человека: «Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего…» (2:24). Богатство не дает счастья, оно даже не принадлежит постоянно человеку, по смерти обладателя его оно переходит к другим, часто к глупым и недостойным наследникам: «И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому должен оставить его человеку, который будет после меня» (2:18–19). При жизни богатство может порождать зависть, одиночество (6:1–8; 5:10–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Некоторые библеисты считают, что в Новом Завете цитируются неканонические и даже апокрифические книги. По их мнению, Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди приводит, хотя и без ссылок, например, слова из книги Товита «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» ( Тов.4:15 cp. с Мф.7:12 и Лк.6:31 ) и «Давай алчущему от хлеба твоего и нагим от одежд твоих; от всего, в чём у тебя избыток, твори милостыни, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню» ( Тов.4:16 cp. с Лк.14:13 ). Так же цитируется книга Иисуса сына Сирахова «Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей опустятся грехи твои» ( Сир.28:2 cp. с Мф.6:14 и Мк.2:25 ), и книга Премудрости Соломоновой «Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю» ( Прем.3:7 cp. с Мф.8:43 ). У св. ап. Павла в посланиях к Римлянам (1:21), к Коринфянам ( 1Кор.1:20–27 ), к Тимофею ( 1Тим.1:15 ) находят слова из книги пророка Bapyxa. У св. ап. Иакова очень много общего с книгой Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Послание к Евреям и книга Премудрости Соломоновой так близки друг к другу, что некоторые критики считали их творением одного и того же автора. Ряд исследователей считают, что новозаветные авторы цитируют не только неканонические книги, но и ветхозаветные апокрифы. Например, 9 стих Послания св. ап. Иуды взят из апокрифической книги «Успение Моисея». Но другие исследователи находят здесь сходство с книгой пророка Захарии 5:1–2 и простую замену имени Иисус на имя Моисей, так как оба они были представителями народа. Также одни учёные предполагают, что слова 14–15 стиха Послания Иуды взяты из 2-й главы апокрифической книги Еноха, в то время как другие считают, что эти слова являются ссылкой на книгу Бытия (5:24). Если даже и предположить, что в Новом Завете цитируются неканонические книги, то ни Иисус Христос, ни апостолы ни разу не цитировали их со словами: «как написано», или «говорит писание», а тем более со словами: «говорит Дух Святой». Период Древней Церкви (I-III вв.) В самом начале истории Церкви появились некоторые различия во взглядах на объём канона у отцов и учителей древней Восточной и Западной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

1.6.5. История текста и толкования . Фрагмент папируса с греческим текстом Послания обнаружен в седьмой кумранской пещере (7Q2). Текст есть в Александрийском, Ватиканском кодексах, но отсутствует в Синайском. Ориген воспринимал Послание как часть канона из 22 книг, где оно, вместе с Плачем, входило в состав книги пророка Иеремии (Евсевий. Церковная история. VI, 25, 2). Блж. Иероним хотя и смотрел на книгу, как на псевдоэпиграф, не исключил её из перевода («Пролог на книгу Иеремии»). В отечественной литературе отдельных исследований о Послании Иеремии нет, за исключением нескольких статей 78 . Книга пророка Варуха 1.7. Книга пророка Варуха . Надписание книги сообщает, что её написал Варух, секретарь пророка Иеремии: «Слова книги, которые написал Варух, сын Нирии, сына Маасея, сына Седекии, сына Асадия, сына Хелкии, в Вавилоне» ( Вар. 1:1 ). 1.7.1. Содержание и богословие . Падение Иерусалима в 586 г. до Р. Х. положило начало особой эре, и потому явилось главным определяющим моментом написания книги. В предисловии ( Вар.1:3–14 ) рассказывается о чтении книги Варухом царю Иехонии и прочим пленникам в Вавилоне, о впечатлении, которое произвело на них чтение, и последовавших плаче и посте, о сборе пожертвований и об отправлении их вместе с книгой и священными сосудами в Иерусалим к первосвященнику Иоакиму и всем оставшимся в Иудее, с просьбой на деньги купить жертвы и фимиам, принести их Богу и молиться за Навуходоносора, Валтасара и за Иудеев, чтобы Господь простил им грехи, а посылаемую книгу читать перед народом в праздничные дни. За этим предисловием следует изложение книги, которое по содержанию можно разделить на четыре части: В первой части приводится молитва о покаянии народа и помиловании его ( Вар.1:15–3:8 ). В молитве пленные евреи исповедуют правосудие Божие и свою греховность, начавшую проявляться ещё со времени Моисея и выражавшуюся в неисполнении заповедей Божиих, почему Господь и исполнил проклятие, о котором предупреждал через Моисея: «если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди его и постановления его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» ( Втор.28:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Изъяснение краткого замечания книги Судей об эфоде Гедеона, предлагаемое большинством новейших экзегетов критической школы, представляет пример уклонения в другую крайность под влиянием прямо противоположной, но одинаково односторонней экзегетической тенденции. Повествование книги Судей (гл. 8) об эфоде, устроенном Гедеоном, заключается в следующем: после полного поражения Мадианитян Гедеоном и умерщвления их предводителей Зевея и Салмана израильтяне предлагают Гедеону потомственную власть над ними. Гедеон отвергает это предложение, как несогласное с идеей теократической власти Иеговы, и обращается к воинам с просьбой о вознаграждении другого рода. «И сказал им Гедеон: прошу у вас одного, дайте мне каждый по серьге из добычи своей (ибо у неприятелей много было золотых серег, потому что они были Израильтяне). (Воины) сказали: дадим; и разостлали одежду, и бросали туда каждый по серьге из добычи своей. Весу в золотых серьгах, которые он выпросил, было 1700 золотых (сиклей), кроме пряжек, пуговиц и пурпуровых одежд, которые были на царях Мадиамских, и кроме (золотых) цепочек, которые были на шее у верблюдов их». Из этого сделал Гедеон эфод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его» ( Суд.8:24–27 ). В книгах Исход и Левит, Царств и Паралипоменон эфод обозначает особого покроя священное облачение, присвоенное первосвященнику и другим лицам и употребляемое исключительно при отправлении различных религиозных обязанностей. И в данном случае все древние экзегеты разумеют именно это облачение, причем вину Гедеона усматривают в устройстве независимого и самостоятельного богослужения наряду с общеизраильским законным служением Иегове при скинии, в Силоме, где находился Ковчег Завета. Большинство новейших экзегетов, исходя из желания доказать, что древнейшей и первоначальной формой богопочтения у Евреев было служение Иегове под видимыми чувственными образами, и что в эпоху Судей евреи не знакомы были с запрещениями Моисея относительно всякого рода изображений Божества, – понимают эфод Гедеона в смысле вылитого из золота изображения Иеговы в виде тельца, или человека, или того и другого вместе; некоторые (Wünsche) неудачно стараются примирить древнее христианское и иудейское толкование с новейшим, изображение в виде первосвященнической одежды с тем же направлением, т. е. в виде нарамника или фуфайки 271 . В подтверждение новейшего понимания эфода приводится множество оснований, из которых одни заимствуются из книги Судей, другие из параллельных мест в прочих книгах Ветхого Завета. Вот эти основания:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Важно отметить, что хотя все виды Божественного Откровения можно найти в период и Ветхого, и Нового Завета, однако, в эпоху до пришествия Спасителя, основным видом Божественного Откровения, послужившим для написания священных текстов, был последний из перечисленных выше – непосредственное возвещение Бога душе человека, свидетельство о чем можно найти в Пятикнижии: «И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба. И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем:... устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» ( Чис. 12:5 −8). Наряду с прямым откровением (устами к устам) здесь упоминаются два других способа откровения, которого удостаивались пророки, не имевшие перед Богом славы Моисея – в пророческом видении и во сне. Откровение Нового Завета носит несколько иной характер. Люди, которые удостоились его, не только не пребывали во сне или в видении, но видели не ангела, и слышали не только голос, а видели и слышали единую Личность воплотившегося Сына Божия Иисуса Христа – Бога, ставшего человеком. Поэтому на первый план в Новом Завете выходят два других вида Откровения – деяния и слова Самого Бога. Это очень важно, поскольку пророки Ветхого Завета в большинстве случаев вынуждены были отталкиваясь от своих человеческих способностей, подбирать адекватные слова и выражения для той вести, которая была возвещена их душе Богом, тогда как в задачу авторов Евангелий, например, входила, прежде всего, точная передача слов, и адекватное описание деяний Господа Иисуса, а авторы остальных книг Нового Завета, в той или иной степени, прибегали к устному (или, даже письменному) Преданию Откровения Христа, которое сохранялось в ранней Церкви. 3. 3. Богодухновенность Библии как догмат Православной Церкви Из учения о богодухновенности Писаний Ветхого и Нового Завета следует важный практический вывод. Эти книги имеют особый статус, так как не являются продуктом исключительно человеческого ума, но представляют собой осуществленную людьми письменную фиксацию того знания, которое было открыто им Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Тогда все будут прославлять Господа. Ст. 26-й. Того ради восстах от сна: это выражение показывает, что данное откровение Иеремии было во сне. С 27 ст. 31 главы книги пророка Иеремии излагается пророчество об утверждении и качествах Нового Завета. 27 ст. Вот наступают дни, сказал Господь, когда Я соберу рассеянных – дом Израиля и дом Иудин. Ст. 28 й. Как Я заботился, чтобы исполнились Мои угрозы относительно наказания их, так буду заботиться, чтобы спасти их. Ст, 29–30. В те дни не будут более говорить: отцы ели кислое, а у детей на зубах оскомины, но кийждо своим грехом умрет. В 29 ст. характеризуется состояние ветхозаветного человека, а в 30 ст. состояние новозаветного. В Ветхом Завете первородный грех , переходя от родителей к детям, не снимался с них, родители, как неосвященные, передавали детям греховную свою природу и, живя дурно, показывали детям дурные примеры и давали дурное воспитание, вследствие этого дети грешили отчасти из-за родителей и страдали хотя за свои грехи, но совершаемые ими вследствие дурной природы и дурной окружающей среды. Правда они могли и не грешить: так мы знаем, что у нечестивого Ахаза был благочестивый сын Езекия. Но чтобы не грешить, нужно было бороться с греховной природой, а эта борьба и есть страдание также из-за родителей. Ст. 30-й. В Новом Завете каждый будет страдать за свои грехи, и кто будет есть кислое, у того и будет оскомина: дети не будут страдать за грехи своих предков, но за свои собственные, ибо первородный грех снимется с них, они будут иметь лучшую природу, как рожденный от лучших – освященных родителей, и не будут видеть пред собой дурных примеров и, следовательно, если будут грешить, то виноваты будут сами. Ст. 31-й. Вот наступят дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израилевым и Иудиным завет новый (ст. 33), не такой, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда Я взял их за руку, чтобы вывести из Египта, так как они не были верны этому завету и Я отверг их, с евр.: хотя Я оставался в союзе с ними. Здесь указываются две причины заключения Нового Завета: 1) люди по своей немощи не могли выполнить Ветхого Завета, 2) неизменяемость Божья.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Политику Манассии продолжил его сын Амон (642–640), который сменил его на престоле в 642 году ( 2Пар.33:21–22 ). Процарствовав только два года, он пал жертвою заговора своих приближённых, очистив место для своего малолетнего, но достойного сына Иосии. О том что Иосия с детства имел представление об истинной религии, свидетельствует тот факт, что уже за шесть лет до того, как была обнаружена Книга Закона, он начал проводить в жизнь свои реформаторские идеи. Что представляла из себя эта книга? Почему на протяжении долгого времени она считалась потерянной? Хотя содержание найденной в храме книги не указывается, но о ней сказано, что она «дана рукою Моисея» ( 2Пар.34:14 ). На основании этого Книга Закона могла содержать всё Пятикнижие или только Второзаконие. Пролить свет на это событие поможет нам одно место из книги Второзаконие, составленное «рукою Моисея». «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: Возьмите сию книгу закона, и положите её одесную ковчега завета Господа, Бога вашего, и она там будет свидетельством...» (31:24–26). Итак, когда Моисей «вписал в книгу все слова закона», он повелел левитам, носящим Ковчег завета, положить её рядом с ним для хранения и свидетельства. Разумно было бы предположить, что во время нечестивого царствования Манассии этой книге угрожала опасность быть уничтоженной. И вот тогда она была спрятана священниками в постройке храма, где и нашли её при ремонтных работах рабочие царя Иосии. К какой же части Ветхого Завета вероятнее всего могла относиться найденная Книга Закона? Возможно к той, которая впоследствии получила название «Тора» (евр. – «учение», «закон»), или Пятикнижие Моисеево. Ведь именно в Пятикнижии есть книга, которая особенно ярко отражает все идеи, получившие свою реализацию в реформах Иосии. И эта книга – Второзаконие. При сравнении рассказа Книги Царств о реформах Иосии с текстом Второзакония можно обнаружить большое сходство. Так, Второзаконие требует самым жестоким образом наказывать тех, кто «пойдёт и станет слушать иных богов, и поклоняться им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному... Мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие... побей их камнями до смерти» (17:3–5). Это требование закона было в точности выполнено Иосией. Второзаконие требует также искоренения культа всех иных богов и наличие только одного жертвенника для приношений Господних. «И разруште жертвенники их, и сокрушите столбы их, сожгите огнём рощи их, разбейте истуканы богов их...» (12:3–6), – что и сделал Иосия. Кроме того, жертвоприношения во время царствования Иосии были сосредоточены только в Иерусалиме и запрещены во всех других местах. Таким образом, результатом реформы царя ( 4Цар.22–23 и 2Пар.34–35 ) стал не только разгром языческих культов, но и появление у народа Книги Закона, которую, по общепринятому мнению, считают Пятой Книгой Моисеевой, или Второзаконием.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Сверх того, я прошу не отказать мне в присылке фотографической карточки. К сожалению, адреса очень многих писателей и учёных остались мне неизвестны. Поэтому я посредством —194— печати обращаюсь ко всем лицам, причастным к литературе, журналистике и науке, с просьбой не отказать мне в доставлении сведений о себе, применительно к вышеизложенной программе. Очень важно для издания, чтоб указанные сведения были присланы не позже 1 июля с. г. Ответы прошу направлять по адресу: С.-Петербург, Загородный, 21, профессору Семёну Афанасьевичу Венгерову. С истинным уважением С. Венгеров Жданов А.А. Из лекций по Священному Писанию Ветхого Завета/Под ред. свящ. Д.В. Рождественского//Богословский вестник 1913. Т. 2. 5. С. 49–64 (5-я пагин.). (Продолжение.) —49— эпохе после Моисея; нельзя думать, что какой-либо позднейший писатель прочитал книги Исход, Левит и Числ, выбрал из них названия станов и составил настоящую таблицу, расположив их в последовательном хронологическом порядке. Большую часть станов, перечисленных в этой главе, мы не найдём кроме нигде – ни в книгах Моисеевых, ни в других, – таковы: Дофка, Алуш, Рифма и последующие числом до двадцати. А потому с полной вероятностью можно думать, что и перечень принадлежит самому Моисею, которому известны были все станы во время путешествия сынов Израилевых. Таким образом, мы приобретаем уверенность, что, по крайней мере, с 12-й главы книги Исход и кончая 33-й главой книги Числ, если не все, то большая часть принадлежит Моисею и записано им по непосредственному повелению Божию. Писал ли он сам собственноручно или кому диктовал, – это совершенно безразлично для нас; и для решения этого вопроса нигде нельзя найти никаких определённых указаний. Во Второзаконии, гл. 31, ст. 9 ( Втор.31:9 ) и далее, читаем: написал Моисеи, закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам (сынов) Израилевых. И завещал им Моисеи и сказал: по прошествии семи лет, в год отпущения, в праздник кущей, когда весь Израиль придёт явиться пред, лице Господа. Бога Твоего, на место, которое изберёт (Господь), читай сей закон пред всем Израилем вслух его. И далее Втор.31:24–26 : когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона и положите её одесную ковчега завета Господа, Бога вашего. По мнению некоторых защитников подлинности Пятокнижия, под „книгой закона“ нужно разуметь всё Пятокнижие, начиная с первой главы книги Бытия и кончая последними, принадлежащими Моисею главами Второзакония: по мнению противников, книга закона, здесь упоминаемая, обнимает собой только существенную часть Второзакония, т. е. приблизительно главы с 4-й по 28-ю включительно. Что же нужно разуметь под ней в самом деле? Не даёт ли сама книга более или менее определённого ответа на этот вопрос?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чтении за 1872 г. ч 1 (цитов. места); – Ед. Рима: Zur charakteristik der messianis chen Weissegung und ilres; Verhältnisses sur Erfullung in d. Theologische smudien und Kriliken, 1865. 11. 1. S. 9–10. Аптегк. S. ankl S. 1777 und And. 611 Что Евангелие от Иоанна написано в конце 1-го века по Р. Хр. И, следовательно, после всех канонических Писаний Нового Завета, об этом см. между прочим о. А. Михаила «Толк. Ев.» кн. 3, стр. 4. М. 1874.        613 Иначе сказать, ветхозаветный Домостроитель настолько имел в виду настоящее ветхозаветного Израиля, на сколько оно имело значение не само в себе, а для грядущего спасения от иудеев. В этом-то именно широком, совершенно согласном с духом всего новозаветного толкования Ветхого Завета и в его истории, и в законе, и в предсказании, типическом смысле и св. Ап. Петр в речи своей к иудеям Нового Завета говорит: вы – сыны пророков и завета, который завещал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные ( Деян. 3:25 , сн. контекст), а не в том одностороннем смысле, какой дается этому месту из речи Апостола в «общедоступном, истолковательном чтении книги Деяний св. Апостолов – в Чтен. в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1874 г. ч. 2, стр. 424–425, где не у места и приведенное изречение св. Златоуста, имеющее значение лишь в отношении к Гал. 3:14 , на каковое место и сделано толкование св. Отца. И это несмотря на то, что, согласно Исаии 6:10; Зах. 7:11–12 и Иоан. 12:37–40 , эти же иудеи, как сами засвидетельствовали против себя, суть сыновья тех, которые избили пророков, дополнив меру отцов своих убиением новозаветных пророков и Высшего Пророка – Христа (Сн. Мф. 23:31,32; 30:34–35,37 и пар. Деян. 7:52  и др.). 615 Так напр. за приведенными выше изречениями Господа через прор. Захарию мы читаем: за то и постиг их (– Израильтян, за невнимание слову Иеговы) великий гнев Господа Саваофа. И было, как Он взывал, а они не слушали (сн. Исаии 65:2 и Рим. 10:21 ); так и они взывали, а Я не слушал, говорит Господь Саваоф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Беседы на слова пророка Исаии Беседа 1. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном ( Ис.6:1 ). Беседа 2. На слова пророка Исаии 2В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» ( Ис.6:1 ). И о том, что не должно оставлять без внимания ни времени, ни даже единой буквы божественных Писаний. Беседа 3. На первую (чит. вторую) Паралипоменон, где говорится: возгордилось сердце Озии ( 2Пар. 26:16 ), также о смиренномудрии и о том, что добродетельному не следует быть самонадеянным, и о том, сколь великое зло – гордость. Беседа 4. На слова пророка Исаии «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном»; похвала городу Антиохии и вдохновенное обличение запрещающих брак. Беседа 5. На слова пророка Исаии «В год смерти царя Озии видел я Господа», и доказательство того, что справедливо наказан был проказою Озия, недостойно кадивший, что позволительно не царям, а священникам. Беседа 6. О серафимах. На слова пророка Иеремии «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» ( Иер.10:23 ). Объяснение того, что неясность пророчеств о Христе, язычниках и отпадении иудеев полезна. Еще о неясности Ветхого Завета и о человеколюбии Божием и о том, что не должно осуждать друг друга. ТОЛКОВАНИЕ НА ПРОРОКА ДАНИИЛА Глава 1. Глава 2. Глава 3. Глава 4. Глава 5. Глава 6. Глава 7. Глава 8. Глава 9. Глава 10. Глава 11. Глава 12. Глава 13. Беседа, сказанная в великой церкви после того, как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» ( Ин.5:19 ). Беседа о Мелхиседеке. Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении. Беседа о воздержании. Об утешении при смерти Слово первое. Слово второе. Обозрение книг Ветхого Завета Введение. Обозрение книги Бытия. Обозрение книги Исход. Обозрение книги Левит. Обозрение книги Чисел. Обозрение книги Второзакония.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010