И во дни отца твоего найдены были в нем мудрость и знание и проч. Отцем называет, как мы выше сказали, прадеда его, Навуходоносора, сообразно с обычаем Писаний. Достойна подражания и такая жизнь святого мужа между иноземцами (barbaros), что бабка или мать царя превозносит великие доблести его такими похвалами. Дан. 5:17 . В ответ на это Даниил сказал царю: милости [munera] твои пусть останутся при тебе и дары дома твоего отдай другому и проч. Мы должны подражать Даниилу, который отверг почести и дары царя и который, безвозмездно открывая истину, уже в то время следовал заповеди евангельской: «туне приясте, туне дадите» ( Мф. 10:8 ). Также и как сообщающему печальное известие ему неприлично было бы с радостию принимать дары. Дан. 5:19 . Кого хотел, он убивал, и кого хотел, карал [percutiebat]; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Приводит пример прадеда его, Навуходоносора, чтобы и научить правосудию Божию, и подтвердить, что и правнук подвергается подобного рода [наказанию] за гордость. Если же Навуходоносор, кого хотел, убивал и, кого хотел, карал, кого хотел, возвышал, и, кого хотел, унижал; то такого рода почести и кары, возвышение и унижение происходят не вследствие промышления и повеления Божия, а по воле тех, которые, кого хотят, карают, и возвышают и проч. Но в таком случае должен возникнут вопрос: в каком смысле читаются слова: «сердце царево в руце Божией: аможе аще восхощет... тамо уклонит е» ( Притч. 21:1 ), если только мы не признаем каждого царя святым, в смертном теле которого не царствует грех и сердце которого потому соблюдается, что оно находится в руке Божией. А что находится в руке Бога Отца, этого, по Евангелию, никто не может похитить из нея ( Ин. 10:29 ); если же что-либо похищается, то это, следовательно, не было в руке Божией. Дан. 5:22, 23 . И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца своего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес и проч. Прадед твой за то, что возгордилось сердце его и дух его ожесточился до надменности, был низвержен с престола царства своего и слава его была отнята у него и проч. Поэтому и ты, зная это об отце и зная, что гордым Бог противится, а смиренным дает благодать, не должен был возносить сердце свое против Господа небес, и ругаться над величием Его и делать то, что ты делал. Некоторые относят это место к антихристу, в том смысле, что он вознесся против Бога, подражая гордости отца своего, диавола. Но их следует спросить: кого [нужно разуметь] под Даниилом, объясняющим Писание Божие, и кого под мидянами и персами, убившими его [Валтасара] и вступившими на царство его? Ибо не подлежит никакому сомнению, что после антихриста будут царствовать святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

и Его происхождение. В данном случае слово Михея не ограничивается загадочными пророческими образами, но дается конкретное указание на город, из которого должен прийти Мессия. Иудеи понимали так, что именно там Он и должен родиться. Указан пророком из всех городов Иудеи Вифлеем – Ефрафа, по-еврейски (Бейт-Лехем Эфрата). Сам город называется Бейт-Лехем, что значит «дом хлеба», а по плодородию местности существовало еще более древнее название этого же города Эфрата, означавшее «плодородный». Хранилось предание, что Ефрафа было именем родоначальника жителей Бейт-Лехема, именовавшихся ефратяне. В LXX наименование города приведено как Βηθλεμ, отсюда и русское Вифлеем. Бейт-Лехем, «Дом хлеба», конечно, указывает на истинный хлеб с небес, ибо хлеб Божий есть Тот, который сходит с небес и дает жизнь миру ( Ин. 6:32–33 ). Ефрафа – место, где прозябнет Отрасль от корня Иессеева, место, где засохшая после Адамова падения и обезображенная терниями земля станет плодородным участком и произрастит после голода Божественный злак и наполнится дом хлебом. Дом хлеба – Церковь , питающая алчущих вечной жизни Евхаристическим хлебом. Вифлеем – родной город царя Давида, почему и именовался еще городом Давидовым ( Лк. 2:4 ). Так и место рождения Мессии должно было соответствовать тому, что Он – Сын Давидов. Когда-то Моисей разделил народ на десятки, полусотни, сотни и тысячи ( Исх. 18, 21 ; Чис. 1:16 ) Вифлеем входил в тысячи Иудины, т.е. был меньше тысячи, небольшой городок, почему и восклицает пророк: мал ли ты...? Божий Сын должен был во всем умалиться и родиться в малом городке. Не много Ты унизил его пред ангелами ( Евр. 2:7 ), но не только пред ангелами, а и среди людей: приняв образ раба, сделавшись подобным человекам... смирил Себя ( Фил. 2:7–8 ). Рожденные Римом и Иерусалимом должны будут разыскивать своего Спасителя среди малых селений даже посредь тысяч Иудиных. Из Вифлеема произойдет Тот, Которого ожидали люди Израильские. Но что значит произойдет? Употребленный здесь глагол (йеце) означает «происхождение» вообще, но может означать и «рождение». Именно на рождение (ледах) указывают дальнейшие слова пророка Михея в ст. 3: доколе не родит имеющая родить. Вот до этого рождения сказано пророком о сынах Израиля, что Ягве Бог оставит их до времени. Итак, речь идет не просто о «происхождении» (йеце), а именно о рождении (ледах) Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И он отвел ее до Пелузии и дал множество тысяч золота и серебра под видом приданого, поэтому и назван был Θορνοφρος, то есть приносящим приданое (dotalis). Но Антиох хотя и сказал, что он Веренику будет иметь соучастницею в царской власти, а Лаодику вместо наложницы, однако чрез несколько лет снова взял Лаодику вместе с детьми во дворец. Опасаясь вследствие нерешительности мужа, чтобы он не возвратил Веренику, она отравила мужа при помощи слуг; Веренику с сыном, родившимся от Антиоха, поручила убить Икадиону и Геннею, бывшим начальниками в Антиохии, а своего старшего сына Селевка Каллиника поставила царем на место отца [его]. Таким образом теперь говорится следующее: по истечении многих лет Птоломей Филадельф и Антиох Θεςзаключат между собою дружбу, и дочь южного царя, то есть Птоломея, придет к царю северному, то есть к Антиоху, чтобы между отцом и мужем установить дружбу. И не будет в состоянии, говорит, она удержаться и род ее устоять в сирийском царстве, но и сама Веревика, и те, которые привели ее, погибнут. Также и царь Антиох, который поддерживал ее, то есть чрез которого она могла иметь преобладание, погиб, быв отравлен своею женою. Дан. 11:7–9 . Но восстанет отрасль от корня ее, и прийдет в войском, и войдет в область царя северного, и будет действовать там по своему произволу (ет abutetur eis) и овладеет [ею] (et obminebim). Также и богов их, истуканы и драгоценные сосуды из золота и серебра увезет в плен в Египет: он будет сильнее царя северного. И войдет в царство южный царь, но возвратится в землю свою. По умерщвлении Вереники и по смерти Птоломея Филадельфа, отца ея, в Египте, брат ея, тоже Птоломей, именовавшийся Евергетом, третьим вступил на царство, как отрасль от корня ея, потому что он был родным братом ея. И пришел он с большим войском, и вступил в область царя северного, то есть Селевка, называвшегося Каллиником, который царствовал вместе с матерью, Лаодикою, в Сирии, и стал действовать там по своему произволу и настолько завладел ею, что взял Сирию, и Киликию, и верхние части за Евфратом и почти всю Азию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо далее следует: «закричали также старейшины против нее». Дан. 13:42 . Возопила Сусана громким голосом и проч. Возбуждение сердца, чистота выражаемой мысли и спокойствие совести придавали звучность ее голосу. Поэтому было громким возвание ее к Богу, которое не было слышимо людьми. Дан. 13:45 . И когда она была ведена на смерть, возбудил Бог святой дух молодого юноши. Эти слова показывают, что не вошел святой дух в Даниила, но тот, который был в нем и покоился вследствие слабости возраста и не мог обнаружить своих действий, был возбужден Господом, когда представился случай к этому ради святой женщины. Дан. 13:46 . И он закричал громким голосом: чист я от крови ее и проч. Когда возбудился в нем святой дух и внушал то, что юноша должен был говорить, голос его был громким. Следует заметить, называется ли в каком-либо месте Священных Писаний голос грешника громким 45 . Дан. 13:54–59 . Скажи, под каким деревом видел ты их разговаривающими друг с другом? Он сказал: под мастиковым (schino). И сказал Даниил: точно солгал ты на твою голову, ибо вот ангел Божий, приняв решение от Бога, расторгнет тебя пополам. И вскоре после того другой старейшина сказал: под зеленым дубом (prino). И сказал ему Даниил; точно ты солгал на голову твою; ибо ангел Божий с мечем ждет, чтобы рассечь тебя пополам. Так как евреи возражают против истории Сусанны, говоря, что ее нет в книге Даниила, то мы должны тщательно исследовать имена σχνου и πρνου, означающие по-латыни ilicem (зеленый дуб) и lentiscus (мастиковое дерево): находятся ли они у евреев и от чего происходят, чтобы можно было произвести на их языке от σχνω расторжение и от πρνω рассечение или распиливание. Если же этого не окажется, то по необходимости и мы должны будем принять мнение тех, которые утверждают, что этот отдел ( περικοπ существует лишь на греческом языке и имеет лишь греческое словопроизводство, а еврейского не имеет. Но если кто-либо докажет, что и в еврейском языке эти два дерева называются от расторжения и рассечения, тогда мы получим возможность принять и это Писание. Дан. 13:60 . И все собрание (synagoga) закричало громким голосом, и благословили Бога, спасающего надеющихся на Него и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

ибо над всем чтимым будет покров. И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя ( Ис. 4:5–6 ). Облако, дым, блистание огня – образы славы Ягве, являемой в Ветхом Завете. Покров и шатер – образы Шекины. Являемый во славе и исчезающий в Шекине таинственный Ягве Бог во Израиле. Присутствие Божие над землей Израиля приготовляет иссохшую землю, чтобы явилась от нее Отрасль живая и открылось царство Мессии. Ягве Цемах, Отрасль – образ прозябшей и процветшей земли, образ мессианский. Образ Цемах Ягве, прозябшей от сухой земли Отрасли Господней, встречается и у позднейших после Исаии пророков. Пророк Иеремия в период иудейской катастрофы говорит о Потомке Давида, Отрасли праведной, исполнителе нового правосудия, исходящего от Бога: Вот, наступают дни, говорит Ягве, и восставлю Давиду, и воцарится ЦАРЬ, и будет поступать мудро и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется, и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Ягве оправдание наше!» ( Иер. 23:5–6 ). Прп. Ефрем Сирин толкует эти слова Иеремии пророка: «Тайна сия была предначертана в Зоровавеле, но исполнилась на Господе нашем: Зоровавель не назывался и не мог называться: Господь праведен наш; но таков и есть и именуется Христос Господь наш. О Нем свидетельствовали пророки, апостолы, Гавриил, проповедавший зачатие Его, и сослужебные Гавриилу ангелы, возвестившие пастырям о рождестве Его. И еще, ни Зоровавель, ни другой кто, подобный ему, не даровали народу Господню тех великих даров, о которых Иеремия и здесь, и несколько ниже возвещает, что дары сии сообщены им будут с пришествием великаго, воставшаго у них Царя» Толк, на кн. пр. Иеремии, 23, 5–6]. Мессия будет царь (мелех). Повергнутая династия Давида будет восстановлена в лице Мессии. Имя Его: (Ягве Цидкену). Также звали и последнего Иудейского царя, повергнутого Навуходоносором – Седекия, или (Цидкияху), что значит «Ягве оправдание мое». Седекия не праведен вместе со своим народом и наказан Господом, он нуждается в оправдании. Оправдание придет в свое время, в имеющие наступать дни, через Отрасль праведную.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ибо Птоломей, именуемый Филопатором, потеряв, вследствие измены Феодотия, Сирию, собрал многочисленное войско и выступил против Антиоха Великого, который теперь называется северным царем соответственно положению Египта и иудейской страны; потому что одна и та же местность в отношении к одной стране, смотря по ея положению, находится на юге, а в отношении к другой на севере. Так наприм. если мы говорим об Иудее, то она для египтян находится на севере, а для сириян на юге. Таким образом, вступив в бой близ города Рафии, служащего преддверием к Египту, Антиох потерял все войско и, бежав чрез пустыни, едва не был взят в плен. Когда же он оставил Сирию, то война закончилась союзом и некоторыми условиями. Это именно и означают слова Писания: «низложит многия тысячи Птоломей Филопатор, но не будет сильнее», потому что он не мог взять противника в плен. Далее следует: Дан. 11:13, 14 . И возвратится царь северный, и приготовит войско гораздо больше прежнего, и в конце времен и годов быстро придет с большим войском и громадными богатствами. И многие в те времена восстанут против южного царя. Это указывает на Антиоха Великого, который, презирая беспечность Птоломея Филопатора, утратившего певицу Агафоклею (или Агафоклиду) и имевшего вместо наложницы брата ее, также Агафокла, которого он впоследствии поставил правителем (ducem) Египта, собрал в верхних частях Вавилонии многочисленное войско, и по смерти Филопатора, нарушив союз, выдвинул войско против сына его, которому было тогда четыре года и который назывался Антиохом Епифаном ( Επιφανς). Ибо Агафокл был настолько слаб и высокомерен, что восставали области, бывшие прежде подвластными Египту, и в самом Египте происходили мятежи и волнения. Также и Филипп Македонский вместе с Антиохом Великим, заключив союз между собою, сражались против Аиафокла и Епифана под тем условием, чтобы каждый из них присоединил к своему царству ближайшие к нему города от царства Птоломея. Об этом именно теперь и говорится, что многие восстанут против южного царя, то есть Птоломея Епифана, который был в детском возрасте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Иоил. 2:1–11 . Трубите трубою на Сионе, вопите, на горе святой Моей, да придут в смятение все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо близок день тьмы и мрака, день облачный и бурный: как утренняя заря (mane) распространяется по горам народ многочисленный и сильный; подобного ему не было от начала и после него не будет в роды родов. Перед ним огонь пожирающий, а за ним палящее пламя; перед ним земля, как сад наслаждения, а позади его пустынная степь, и никто не убежит от него. Вид их, как вид коней, и они будут скакать, как всадники; они будут скакать по вершинам гор как бы с шумом колесниц, как бы с треском огненного пламени, пожирающего солому, как сильный народ, готовый к битве. При виде их будут испытывать мучение народы, у всех лица сделаются подобными горшку. Как храбрые будут бегать они и как воители влезли (или будут взлезать) на стену; каждый будет идти своею дорогою, и не уклонятся от путей своих. Никто не будет давить брата своего, каждый будет идти своею дорогою. Они будут падать чрез окна, но останутся невредимы; они будут входить в город, бегать по стене, взлезать на дома, проникать чрез окна подобно вору. Пред ними пришла в сотрясение земля, поколебались небеса, солнце и луна помрачились и звезды потеряли свой свет. И Господь дал глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его; оно могущественно и исполняет слово Его. Ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его? LXX: Трубите трубою на Сионе, возглашайте на горе святой Моей, да придут в смятение все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо близок день тьмы и мрака, день облачный и туманный, как утренняя заря распространится по горам народ многочисленный и сильный; подобного ему не было от начала и после него не будет в роды родов. Перед ним огонь пожирающий, а за ним палящее пламя; перед ним земля, как рай наслаждения, а позади его как поле пустынное, и никто не спасется от него. Вид их, как вид коней, и они будут преследовать подобно всадникам; они будут скакать по вершинам гор как бы с шумом колесниц и как бы с треском огненного пламени, пожирающего солому, и как многочисленный и сильный народ, готовый к битве. Пред ним будут сокрушены народы, всякое лицо будет подобно обожженному горшку. Как борцы будут бегать они и как воители будут влезать на стены, и каждый будет идти своею дорогою, и не уклонятся от путей своих, никто не отступит от ближнего своего; они пойдут, отягченные оружием своим, будут падать на копья свои и не погибнут; они возьмут город и будут бегать по стенам, влезут на дома и войдут чрез окна подобно ворам. Пред ними придет в смятение земля и поколеблется небо, солнце и луна помрачатся и звезды потеряют свой свет. И Господь даст глас Свой пред силою Своею, ибо весьма многочисленно полчище Его и могущественны действия слов Его. Ибо велик день Господень, велик и весьма славен, и кто может выдержать его?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Иоил. 3:14, 15 . Народы, народы в долине избиения, потому что близок день Господен в долине избиения. Солнце и луна померкли, и звезды потеряли блеск свой. LXX: Звуки слышны в долине суда, ибо близок день, Господен в долине суда. Солнце и луна померкнут, и звезды потеряют блеск свой. В том месте, где мы поставили «народы, народы» и где LXX перевели звуки слышны, в еврейском тексте написано: amonim, amonim, что означает, без сомнения, множество и толпы тех, кои подлежат суду, а также шум и звуки. Затем, там, где мы, следуя переводу Акилы, Симмаха и пятого издания, сказали «в долине избиения» LXX и Феодотион перевели: τς δικης και τς κρσεως, то есть суда и решения, вместо чего в еврейском тексте написано harus, что, по мнению евреев, означает не только избиение, но также и золото, потому что в долине суда, означающей, как они полагают, геенну, останется, по очищении от нечистоты греховной, чистое золото. Соберутся же народы, о которых мы выше говорили, в долине суда или избиения для того, чтобы быть истребленными и пасть и подвергнуться суду Господню. На скорбь этого дня и на мучения погибающих даже солнце, луна и звезды не будут в состоянии взирать, но потеряют блеск свой и не осмелятся видеть строгости судящего и воздающего каждому по делам его. Это не означает того, что они более милосерды, нежели суды Божии, но это потому, что всякое творение при мучениях других страшится суда над самим собою. Иоил. 3:10–17 . И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свои из Иерусилима, и содрогнутся небеса и земля, и [будет] Господь надеждою народа Своего и силою сынов Израилевых, и узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей, и будет Иерусалим святым, и не будут уже чужие проходить чрез него. LXX: Но возгласит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима, и содрогнется небо и земля, и пощадит Господь народ Свой, и укрепит сынов Израиля, и узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, святой горе Моей, и будет Иерусалим святым, и не будет уже иноплеменник проходить чрез него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Когда свет солнца, луны и всех звезд померкнет, Господь возгремит с Сиона, подобно рыкающему льву, или возгласит, и голос Его будет столь громким и страшным, что придут в сотрясение края неба и основания земли. Но будучи столь строгим в отношении к тем, кои должны быть наказаны, Он будет благим к народу Своему, и даст силу тем, кои называются сынами Израиля, означающего ум, видящий Бога, или εθτητος Θεο, что мы можем перевести чрез правоту Божию, то есть тем, кои не ходили по неправым путям, но, шествуя по пути Христову, во всем поступали право. Тогда и те, кои будут наказаны, и те, которые будут приняты в славу, узнают, что Господь обитает на сторожевой башне Своей, Сионе, и во Христе, Святой горе Своей, или в том, кто сделал себя достойным обитания Божия. Тогда будет святым Иерусалим, видение мира 88 , от которого и Соломон получил имя, и чужие уже не будут проходить чрез него. Под чужими разумей или демонов, которые чужды Богу, или все злые помышления и грехи, о которых пророк говорит: «от чуждих пощади раба Твоего» ( Пс. 18:14 ) и которые не будут более находить доступа к нам, если мы будем иметь мир Божий, и сердце наше не будет открыто для врагов. Это иудеи и наши иудействующие, как мы сказали, относят к измышлению о тысячелетии, когда, как они полагают, Христос будет обитать на Сионе и когда в украшенном золотом и драгоценными камнями Иерусалиме соберется народ святых, так что те, кои в этот век были угнетаемы всеми народами, будут господствовать над всеми народами. Иоил. 3:18 . И будет в тот день, горы источать будут сладость, и с холмов потечет молоко, и во всех потоках Иуды будет идти вода LXX: И будет в тот день, горы источать будут сладость, и с холмов потечет молоко, и во всех источниках Иуды будет течь вода. Когда Господь будет обитать на Сионе и на святой горе Своей, и когда никто не будет пытаться пройти чрез святой город, тогда всякий, кто будет на той горе и кто достигнет высоты добродетелей, будет источать сладость и мед и из него будут истекать те духовные дары, о которых пророк говорит: «Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим» ( Пс. 118:103 ). Но кто ниже гор и еще не поднялся на высоту совершенства, тот будет называться холмом, и из него будут течь потоки молока, служащего пищею для младенчества о Христе, и те реки вод, которые, по свидетельству Господа ( Ин. 7 ), будут течь из чрева его. Ибо все потоки или источники Иуды наполнятся водою, и не будет в них ничего сухого, потому что все будет исполнено благодати Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Кстати, мнение, что пророчество Амоса относится исключительно к Зоровавелю, высказывалось иудеями скорее всего в пылу полемики с христианами. Дело в том, что раввинистическая литература и сам Талмуд понимают это пророчество вполне мессиански. Вот как говорится в мидраше Рабба по книге Бытия: «И как же насчет того факта, что Бог восстановит падшую скинию Давидову, как написано: В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую ( Ам. 9:11 )? Это означает, что весь мир будет как одна семья» с. 139]. Это утверждение Мидраша вполне подготовляет христианское понимание пророчества Амоса. 5.2. Отрасль Ягве Мессианский царь, имеющий утвердить новый порядок в этом мире, приобретает у пророков символический образ некоей отрасли или ветви Ягве. Впервые этот образ появляется еще в допленные времена у пророка Исаии. В тот день отрасль Ягве явится в красоте и чести, и плод земли – в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля. Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу житья в Иерусалиме, когда Ягве омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. И сотворит Ягве над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя ( Ис. 4:2–6 ). В ожидаемые времена явится Отрасль Ягве (Ягве Цемах). Отрасль Ягве (Ягве Цемах), а также плод земли – это символы плодородия после засухи и голода. Пришествие Мессии видится пророком как конец засухи и прозябение земли, начало произрастания плодородных растений, это плод земли для голодных и изможденных засухой. Семь женщин готовы быть женами одного мужа (ст. 1), лишь бы кончились бедствия и голод неплодородных лет. Плод земли (фери ха арец). Пророк употребляет слово (арец), а не (адама), т.е. земля не столько в смысле «почвы», сколько в смысле «страны». Речь идет о плоде страны, ожидаемая отрасль произойдет от иудеев. Земля Израиля произведет отрасль, Потомка Давида царя. Времена засухи, разорения и отсутствия царства в Израиле кончатся, явится Отрасль Ягве, царь Израиля, Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010