Призвав к вере еврейский народ, Господь этим явил ему особую милость . Поэтому евреи должны показывать добрый пример соседним народам, и на суде с них взыщется больше, чем с других: «Слушайте слово сие... племя, которое Я вывел из земли Египетской. Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» ( Ам. 3:1–2 ). Видел пророк, что по причине нечестия людей, приближается духовный голод, который будет хуже голода физического: «Наступают дни, говорит Господь Бог , когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слушания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» ( Ам. 8:11 ). Это пророчество исполняется на наших глазах в странах воинствующего безбожия, где, порой, слово Божие приходится отыскивать в цитатах антирелигиозной пропаганды. Суммируя, содержание книги пророка Амоса – следующее: обличение грехов Израиля и соседних народов (1-я и 2-я главы), обличения сильных мира сего, богатых и призыв к справедливости (3–5 главы), предсказание о суде Божием (5:18–26). Последние главы (6–9) содержат пять видений суда Божия. В заключение книга пророка Амоса предсказывает о духовном возрождении людей. Книга пророка Осии Пророк Осия, сын Веерии из племени Иссахарова, жил и пророчествовал в Израильском царстве незадолго до его разрушения. Начало его пророческого служения относится к концу царствования Иеровоама 2-го, приблизительно за 740 лет до Р. Х., и продолжалось оно до падения Самарии в 721 г. Это был период духовного упадка израильского народа, усиления идолопоклонства и моральной распущенности. Натиск воинственной Ассирии содействовал политической неустойчивости в Израиле и частым дворцовым переворотам. Пророк Осия энергично обличал пороки современников, в особенности, скверные языческие обычаи, которые евреи переняли от соседних народов. Предсказывал Осия и о грядущих бедствиях. О его личной жизни известно, что он женился на Гомер, которая стала ему изменять и открыто прелюбодействовать. Пророк вынужден был с ней формально развестись, но продолжал ее жалеть и любить. Эта личная драма показала пророку, как тяжела духовная измена израильского народа своему Богу, Который заключил с ним завет на Синайской горе, а евреи этот союз с Богом нарушили, осквернили – впали в духовный блуд. Поэтому Господь предсказывает через пророка, что евреи будут отвергнуты, а язычники будут призваны в Царство Божие: «И помилую непомилованную и скажу не Моему народу: ты – Мой народ, и он скажет: Ты – мой Бог!» ( Ос. 2:18–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Пророк всё еще пытается помочь своему народу, найти для него хотя какой-то шанс. Но, нет! И сказал мне Ягве: Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут ( Иер. 15:1 ). Моисей и Самуил – последняя надежда иудеев, выше их нет. Но даже если бы и они просили за народ, на сей раз помилования нет. Нарушившим закон (Моисея) и отвергшим пророков (Самуила) не помогут и сами Моисей с Самуилом. Исключительное значение Самуила для Израиля и первенство его в сонме пророков, одним из которых был почти отчаявшийся Иеремия, очевидно. Жизнь пророка Самуила подробно описана в Первой книге Царств, автором которой, вполне возможно, он сам и являлся. У евреев она так и называется «Первая книга Самуила». Мы не будем подробно говорить о всей его жизни, но остановимся только на некоторых моментах, раскрывающих исключительную роль этого пророка для Израиля. Имя пророка Самуила и некоторые моменты его детства Имя пророка – Шмуэль, или Шемуэль, означает «испрошенный у Бога». Глагол (шама) – услышал. Самуил был испрошен неплодной Анной у Бога, и Бог услышал ее, даровав сына. Само имя этого человека указывает на то, что он был крайне нужен народу Божию. Как иссохшая земля просит у неба дождя, так бесплодная Анна – образ ставшего к тому времени уже бесплодным Израиля – взывает к небу и получает от Бога этот дар. Бесплодная иссохшая земля Израиля должна ороситься благодатными потоками небес. Для этого Анне по молитве ее даруется Шамуэль. Семьдесят толковников передают это имя как Σαμουηλ (Самуэль), также и блж. Иероним в Вульгате – Samuel Анна родила сына, и дала имя ему: Самуил; ибо (говорила она), от Ягве (Бога Саваофа) я испросила его ( 1Цар. 1:20 ). Как Исаак, как Самсон, Самуил дарован Богом бесплодной матери. Таковы же будут потом Дева Мария, Иоанн Креститель. Не страстность человеческой природы, не сила естества, а молитва низводит на землю от Бога таковых избранников, благодатию рожденных, хотя и не вопреки человеческой природе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

16 И взяла Ноеминь дитя сие, и носила его в объятиях своих, и была ему нянькою. 17 Соседки нарекли ему имя и говорили: «у Ноемини родился сын», и нарекли ему имя: Овид. Он отец Иессея, отца Давидова. 18 И вот род Фаресов: Фарес родил Есрома; 19 Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; 20 Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 21 Салмон родил Вооза; Вооз родил Овида; 22 Овид родил Иессея; Иессей родил Давида. Пророк Иона 103 (евр. йона, что значит «голубь»), именем которого названа книга, есть, вероятно, одно лицо с Ионой, сыном Амафииным из Гафхефера (в Галилее). Согласно 4Цар 14.25 , он предсказал победу царю Иеровоаму II (786–746), когда тот выступил в поход в южные области. Таким образом, Иона был современником Амоса и Осии, но в отличие от них принадлежал к числу «царских пророков» (ср. 3Цар 22.6 ; Иер 28 ). Впрочем, существует и другое мнение, согласно которому исторический Иона проповедовал в Ассирии накануне ее падения (ок. 620–614). Книга Ионы по своему жанру и стилю не принадлежит к пророческим писаниям. Она является назидательным сказанием, сходным со сказаниями об Илии и Елисее. Однако если последние записаны вскоре после времени жизни пророков, то рассказ об Ионе носит явные черты позднего происхождения. Язык его изобилует арамеизмами и выражениями, свойственными послепленной эпохе. Книга, несомненно, написана спустя века после падения Ниневии (612). Столица ассирийцев представлена там как город «на три дня пути» (3.3), т. е. ок. 90 км в диаметре. Историческая Ниневия была намного меньше (периметр ее стен составлял 12 км), да и вообще древность не знала столь обширных городов. Никаких признаков покаяния в VIII в. Ассирия не обнаруживает. VIII и VII вв. были временем самых жестоких грабительских войн ассирийцев 104 . Книга написана прозой. Псалом в гл. 2 был вставлен позднее другим библейским автором 105 . Современные толкователи видят в Книге Ионы мид-раш, написанный вскоре после Плена (ок. V в. ). Он был направлен против узкого религиозного национализма и призывал проповедовать имя Божие среди народов. Иона, зная милосердие Господа, уверен в том, что язычники будут помилованы, если покаются. Между тем сам он не желает им блага. Иона пытается скрыться от лица Божия, но это ему не удается: Господь заставляет его идти в Ниневию. Когда же ниневитяне покаялись, Ягве простил их, и Иона был этим огорчен. Автор яркими штрихами рисует характер пророка, порывистого, страстного и упорного. Урок, преподанный ему Богом, содержится в заключительных словах книги: Господь любит все народы и даже врагам Израиля, ниневитянам, желает спасения. Эта великая проповедь универсализма и призыв к миссионерству прозвучали в Израиле, когда евреи начали рассеиваться между народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

выше, F.I), число двенадцать тонко ассоциируется с народом Израиля, возникшим из двенадцати сыновей Uakoba. LXX , приводя название Δωδεκαπρφητον (Додекапрофетон=книга двенадцати пророков), подчеркивает что речь идет об одной книге. В Вульгате книга носит имя «Prophetae minores», что легло в основу общепринятого немецкого 68 названия «малые пророки» («minores», или «малые», по той причине, что отдельные сочинения Книги двенадцати пророков имеют гораздо меньший объем, чем Ис, Иер, Иез; объем Книги двенадцати пророков в целом примерно соответствует объему Ис). В иудейском и христианском предании «двенадцать» рассматриваются и цитируются как одна книга (ср. в трактате Бава Батра 14b/15а в Вавилонском Талмуде и предисловие Иеронима к Вульгате, где он недвусмысленно отмечает: «unum librum esse duodecim prophetarum» 69 ). В библейской критике за последние два столетия этому аспекту не уделялось должного внимания. И только в последнее время делаются попытки исследовать и комментировать Книгу двенадцати пророков как единое целое. При этом исходным пунктом может являться как синхроническая модель осмысления книги (единая композиция всей книги в целом и единые для всей книги цепочки ключевых слов), так и диахроническая (история развития и редакций). Расположение двенадцати книг следует хронологическому порядку в соответствии с датировками, которые указываются в отдельных книгах в начале текста и/или эксплицитно или имплицитно даются по ходу изложения. Как показано в следующей таблице, книги разделяются по тому, к какой эпохе они принадлежат: первые шесть пророков относятся к VIII в., следующие три – к концу VII в. и последние три – к концу VI в. Система заголовков в Книге двенадцати пророков VIII в. Слово Яхве, которое было к Осии, сыну Береину, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского Слово Яхве, которое было к Иоилю, сыну Вафуила Слова Амоса... которые он слышал в видении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского Видение Авдия И было слово Яхве к Ионе, сыну Амафиину Слово Яхве, которое было к Михею… во дни Иоафама Ахаза и Езекии, царей Иудейских, и которое открыто ему о Самарии и Иерусалиме Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Аввакум Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум Софония Слово Яхве, которое было к Софонии, сыну Хусии..., во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Яхве через пророка Аггея Захария В восьмом месяце, во второй год Дария, было слово Яхве к Захарии, сыну Варахиину, сыну Аддову, пророку Малахия Пророчество слова Яхве к Израилю через Малахию Такая хронологическая последовательность не во всех книгах соответствует действительной хронологии, или времени появления книги, о которой мы можем говорить, исходя из новых исторических данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Защитить их может один Бог, Который ими оставлен, Который ими забыт, но Который их не забыл и их не оставил. И вот, этот призыв к покаянию, в конце концов, выливается в пророчество о будущем благословении, которое представляется не просто как избавление от всех врагов, но уже снова переходит на другой план, начиная звучать, как пророчество об избавлении, исцелении от смерти. « От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? Ад! Где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос. 13:14). И в самом конце Господь говорит: « Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению; ибо гнев Мой отвратился от них. Я буду росою для Израиля, он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан» (Ос. 14:7) И в заключение: « Кто мудр, чтобы разуметь это? И кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них» (Ос. 14:10). Как видим, восстановление разрушенного союза и исцеление Израиля от всех грехов снова связывается не только с возвращением из плена, когда израильтяне действительно отстали от идолопоклонства, но и со временем Нового Завета, одной из составляющих которого была победа над адом, избавление от смерти и обильное излияние благодати Божией. Последние слова книги свидетельствуют о том, что пророк говорит о неясных для современников событиях будущего. 2.2. Книга пророка Амоса Книга пророка Амоса — это книга суда. Если у Осии говорится о суде, как о некоторой неизбежности того положения, в которое израильтяне пришли, о желании исправить эту ситуацию, об исцеляющем действии любви Божией к народу, то у Амоса суд предстает во всей безжалостности. Пророк Амос пророчествовал в северном царстве, хотя он был по своему происхождению жителем Иудеи, из Фекои; как он сам пишет, это поселение, находившееся недалеко от Иерусалима. Мы видим, что в отличие от других пророков, он человек простой, он представляется как пастух. Этот факт пророк подчеркивает, когда у него происходит столкновение со священником храма в Вефиле. Тот требует от него: не пророчествуй против этого места, а Амос говорит, что он и не пророк, он пастух, но Господь послал его сюда говорить и священник запретить этого не может. И действительно, если посмотреть на те образы и сравнения, которые приводит пророк, то они действительно гораздо более подходят мышлению и речи сельского жителя, все они берутся из повседневной крестьянской обстановки и при этом не становятся как-то менее глубокими и менее уязвляющими, чем у других пророков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Один из образов, к которому Иисус неоднократно обращается в Своей проповеди, – пророк Иона. Книга, надписанная именем этого пророка, повествует о том, как, не желая выполнить возложенную на него Богом миссию и идти с проповедью в Ниневию, пророк бежит от Него в Иоппию, где садится на корабль, отплывающий в Фарсис. На море корабль настигает буря, Иону выбрасывают за борт, и его поглощает кит, во чреве которого он пребывает три дня и три ночи. Иона взывает к Богу из чрева кита, Бог освобождает его и отправляет обратно в Ниневию. В результате проповеди Ионы ниневитяне покаялись. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел ( Иона 3:10 ). Трехдневное пребывание Ионы во чреве кита в проповеди Иисуса переосмысливается как прообраз Его собственного трехдневного пребывания во чреве земли ( Мф. 12:39–41; 16:34 ; Лк. 11:29–32 ). Чудеса, совершаемые Богом, играют в книгах Ветхого Завета многофункциональную роль. Прежде всего они указывают на реальное, деятельное участие Бога в судьбе народа израильского. Он Сам идет в столпе облачном впереди народа ( Исх. 13:21 ). Он Сам сходит на гору Синай в огне и призывает Моисея, чтобы дать через него заповеди и установления народу ( Исх. 19:18 ). Когда закончилось строительство скинии, на нее сошло облако, и слава Господня наполнила ее. Когда облако поднималось, сыны Израилевы отправлялись в путь; если же оно не поднималось, они оставались на месте ( Исх. 40:35–38 ). Когда вместо скинии был построен храм Иерусалимский, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень ( 3Цар. 8:10–11 ). Чудеса и знамения, совершаемые Богом, свидетельствуют о Его присутствии среди народа израильского, о Его неослабевающем интересе к судьбе Своего народа, о Его любви к нему. Бог не просто дает повеления народу, а потом смотрит, исполняются они или нет: Он Сам помогает тем, кто верен Его заповедям; тех же, кто уклоняется от закона Его, Он жестоко наказывает. Когда народ отходит от почитания Бога, Бог карает его; когда народ возвращается к Нему, Он его прощает. По отношению к Израилю Бог действует как ревнивый муж по отношению к жене: в этом основной смысл образов, которыми открывается книга пророка Осии. В этом же смысл одного из имен, употребляемых по отношению к Богу в Ветхом Завете: Ревнитель ( Исх. 20:5; 34:14 ; Втор. 4:24; 5:9 ), точнее – Ревнивец, то есть Тот, Кто ревнует свою жену народ израильский – к другим богам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Автору сих «Экзегетических этюдов» пришлось сопережить такое событие. В конце сентября 1990-го года я крестил двух рабов Божиих в Монастырском озере близ Енисейска. Было прохладно, а во время погружения крещаемых бил град с неба. Когда, выйдя из воды, с новокрещенными мы подымались крутым обрывистым берегом, выглянуло приветливо осеннее солнце, под лучами которого и запечатлены были они даром Духа Святого. Потом на мотоцикле поехали в город. Потом один из новокрещенных, рассказывал как только вышли из воды и далее все время, даже когда мчались с ветром на мотоцикле, изнутри пел голос: «Сын Мой еси ты, Азъ днесь родих тя». Добавлю – сын по благодати. 5.5. Мессианское царство мира. Das Friedensreich Глас Божий и поразительные видения, внезапно настигавшие избранников Израиля, пробуждали пророка за пророком. Их пророческому взору открывалась картина грядущего царства мира на земле, что так удачно выражено немецким словом Friedensreich. Ореол загадки и тайны неизменно сопутствовал этим видениям, видениям, точному толкованию с позиций формальной логики явно недоступным. О горе Ягве и имеющем наступить состоянии мира на земле возвещали два иудейских пророка-современника Исаия и Михей в середине VIII в. до Р.Х. Неизвестно, кто из них первым произнес это пророчество, или они оба основывались на одном древнем пророчестве, бывшем до них. Вот весть пророка Исаии: И будет в последние дни, гора дома Ягве будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Ягве, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Ягве – из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать ( Ис. 2:1–4 ). Это же пророчество о горе Ягве и о мире дословно приведено у пророка Михея (4:1–4). Только Михей добавляет к этим словам еще слово о виноградной лозе и о смоковнице:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Зах.14:21 . И придут все, приносящие в жертву, и возьмут их и будут варить в них; и не будет уже больше купца в доме Господа воинств в день тот. LXX: И придут все, которые будут приносить жертву и возьмут их, чтобы варить в них и не будет уже больше Хананеянина в доме Господа всемогущего в тот день. – Вместо Хананеянина Акила, которому в настоящем случае последовали и мы, перевел купца. Когда котлы обратятся в чаши, тогда все окрестные народы или те, которые останутся от всех народов, придут, чтобы приносить жертвы; и возьмут они котлы и будут варить в них жертвенное мясо, чтобы вкушать не сырое мясо ягненка, а только то, что после сожжения на огне всего жирного, подготовлено будет огнем для вкушения. Что такое чаши перед алтарем Господа, в которые обратятся Израильские котлы, об этом мы сказали и выше, скажем отчасти и теперь. Невеста в книге Песнь Песней восхваляет жениха своего: Щеки его – чаши благовонные ( Песн.5:13 ). Под щеками разумеется речь, льющаяся от Господа и распространяющая благовония разного рода; а распространение благоухания будет столь велико, что Господь сплетет Себе бич из свидетельств Писания и выбросит из храма всех продающих и получающих и скажет им: Дом Отца Моего будет назван домом молитвы для всех народов; а вы сделали его домом торговли ( Мф.21:13 ). Некоторые к этому месту приспособляют слова пророка Даниила: Семя Ханаана, а не Иуды ( Дан.13:56 ) – хотя в Еврейском тексте и нет этого места, – а также слова пророка Осии о Ефреме: Причастник идолов Ефрем, положил начало соблазна у себя, призвал Ханаанитян, блудодеи предались блуду ( Ос.4:17–18 ); эти толкователи желают называть хананеянином и чужестранцем всякого блудодея, который, по их утверждению, должен быть изгнан из дома Божия. 1 В Patrologiae Cursus eompletus Series prima, latina Tom. XX40;, толкования на пророка Захарию надписываются так: S. Eusebii Hieronimi, Stridonensis presbyteri commentariorum in Zachariam prophetam ad Exsuperium, Tolosanum episcopum, Libit duo (смотр. Col. 1415, 1416). To же самое надписание удержано в издании: Oeuvres completes de saint Jerome.... Traduites en fransais et annotees par L’ abbe Bareille. ol. IX. Paris 1881. (См. p. 305.); это надписание удержано, как над латинским текстом, так и над переводом. В обоих изданиях Третья книга толковании присоединяется к двум первым и не сопровождается никаким замечанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мы уже видели, как у Осии и Михея уравновешиваются эти два чувства милости и правды, и мы также должны соединять их в нашей мысли и нашей вере, и не ослаблять одно их них, преувеличивая другое; потому что если в другие эпохи признавали в Боге только Его величие и правду, то в наши дни живое чувство Его любви и милосердия заставляет многих забывать, что Он есть также судия всякой плоти, и что в Новом Завете, как и в Ветхом, Он есть огнь пожирающий, который истребляет все нечистое. Наум, возвещая суды Бога над Ниневией, не теряет из вида Его милосердия к своим; он напоминает о нем общим образом, непосредственно после того описания всемогущества, которым начинается книга: благ Господь, убежище в день скорби и знает надеющихся на него (I, 7); и в гл. V ст. 12; до II, 2, в той части книги, которая составляет как бы тему всего пророчества, милосердие Божие к Иуде три раза сменяется поочередно с наказаниями на Ниневию. Он конечно не упоминается здесь явно о Мессии, но тем не менее эти обетования освобождения, радости и славы, должны быть причислены к Мессияническим обетованиям, хотя бы и косвенно относящиеся к Мессии, потому что они могли исполниться только во время земного пребывания Спасителя и благодаря Его Евангелию примирения. Какие же общие уроки даст нам книга Наума? 1-е. Нет ничего на столько высокого, чего бы Бог не мог унизить, и все, великое в очах плоти, гнусно пред Богом. 2-е. Он губит Своих врагов всецело; Он карает своих только для того, чтобы возвратить их к Себе и даровать им славу их. 3-е. Единое вечное царство есть царство небесное. 4-е. Бог есть Судья и Спаситель. Таким образом пророчество Наума, которое, на первый взгляд, кажется совершенно частным, занимает важное место среди откровений, дарованных Богом Еврейскому народу, и в общем своем смысле, это пророчество направлено ко всем врагам Бога и ко всем Его служителям. Пророк Аввакум Книга пророка Аввакума Глава I Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум. 2. Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прор. Авдий. Миниатюра из Книги пророков. 1489 г. (РГБ) [евр.  ,   - раб, служитель Господа, греч. ρδβλθυοτεΑβδιος, лат. Abdias] (пам. 19 нояб., в Неделю праотец, в 1-ю неделю Великого поста), 4-й в ряду 12 малых пророков . О жизни и времени служения пророка Свящ. Писание ничего не сообщает. Позднее иудейское предание считает его обратившимся из идумеев (см. Едом ) и отождествляет с богобоязненным домоправителем правившего в IX в. до Р. Х. израильского царя Ахава (см. 3 Цар 18. 3-16) (Сангедрин. 39б). Прп. Ефрем Сирин (Толкования. С. 140) писал, что А. был родом из Сихема и являлся современником пророков Осии , Иоиля , Амоса и Исаии (кон. IX-VIII в. до Р. Х.). Блж. Иероним Стридонский утверждал, что А. родился в Иорамаре (колено Ефремово) и был при дворе Ахава, затем последовал за прор. Илией и скончался в Самарии; у его гробницы происходило много чудес. Это же предание, относящее А. к пророкам IX в., принято свт. Димитрием Ростовским . Основным источником для определения времени служения А. остается упомянутое в его книге нашествие идумеев на Иерусалим (ст. 11). В евр., слав. и рус. Библии Книга пророка Авдия занимает четвертое место среди книг малых пророков (между Амосом и Ионой), в Септуагинте - пятое (между Иоилем и Ионой) и является самой маленькой по объему среди книг ВЗ, состоящей из 21 стиха. Подразделяется на две части: стихи 2-14 - пророчества о предстоящей гибели Едома; стихи 15-21 - провозвестие суда над всеми народами и обетование о спасении Израиля. Господь через А. объявляет Едому, народу (Авд 1-3), к-рый как орел «поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо», о его предстоящей гибели: «...и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (Авд 4). В последующих стихах (Авд 5-9), прибегая также к сравнениям и иносказаниям, А. изображает крайнюю степень опустошения страны идумеев. Уничтожение Едома представляется как Божие возмездие «за притеснение брата твоего... в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий об Иерусалиме, ты был как один из них» (Авд 10-11). В 15-м стихе пророк возвещает наступление Дня Господня . Это будет день возмездия за совершенные дела, день суда над народами и спасения для Иуды (Авд 16-18). Далее следует обетование об установлении нового большего по размерам теократического царства (Авд 19-20). Заканчивается книга словами: «И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа» (Авд 21).

http://pravenc.ru/text/62666.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010