В житии князя Владимира, составленном на основе преданий, рассказывается, что за гордыню его Господь поразил воинственного русича слепотой. Пелена спала с глаз и с сердца язычника, когда он вошел в святую купель. Великая для всех нас святыня — эта обнаруженная недавно древняя купель. Прежде считалось, что князь был крещен в храме, который стоял на главной плошади города, и в конце XIX столетия на этом месте был построен величественный Владимирский собор. В настоящее время уже доказано, что купель, в которой полным погружением в 988 году крестился наш просветитель, принадлежала большой «Уваровской базилике» и находится неподалеку от моря. Здесь иногда на месте древних алтарей под открытым небом совершаются богослужения, и особенный запах крымских сухих трав, морской ветер и яркое солнце на синем небе переносят нас в глубь времен. И тогда, более тысячи лет назад, все было так же — душа прославляла Божью премудрость и Божью красоту. Памятником духовного прозрения князя Владимира до печальных времен революционного безбожия был большой Херсонесский монастырь. Первая церковь этого монастыря была освящена 23 февраля 1853 года в честь св. равноап. кнг. Ольги. Крымская война уничтожила эту церковь и другие постройки монастыря. После окончания войны в 1857 году был освящен храм в честь Семи херсонских епископов, и при его возобновлении в 1859 году Императором Александром II из церкви Зимнего дворца была передана в Херсонесский монастырь великая святыня — часть мощей св. равноап. кн. Влади — мира. В ознаменование 900-летия Крещения Руси решено было возвести большой собор на том месте, где, как считалось тогда, принял крещение святой князь. Автором проекта стал архитектор Д. И. Гримм. За образец был взят греческий храм свв. Сергия и Вакха. Главным жертвователем храма стал Император Александр II. Стены собора возводили вокруг остатков древних церквей (на главной площади древнего города их было семь). Возведение величественного двухэтажного храма завершили в 1877 году, но еще долго велись работы над богатейшим внутренним убранством. Храм первого этажа был освящен в 1888 году в честь Рождества Божией Матери, храм второго этажа, в честь св. равноап. кн. Владимира с приделами в честь св. ап. Андрея Первозванного и св. блгв. кн. Александра Невского, освятили в 1891 году.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-dr...

Лит.: Серебрянский Н. [И.] Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908; он же. Древнерус. княжеские жития: Обзоры редакций и тексты. М., 1915. С. 267, 276-277; Охотникова В. И. Повесть о Довмонте: Исслед. и тексты. Л., 1985. С. 41. Примеч. 68; она же. Псковская агиография XIV-XVI вв.: Исслед. и тексты: В 2 т. СПб., 2007. Т. 1. Ч. 2; Столярова Л. В. Древнерус. надписи XI-XIV вв. на пергаменных кодексах. М., 1998. С. 234-250, 316-320; она же. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000 (по указ.); Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси, XI - нач. XVI в. М., 2010. С. 242-247. А. В. Кузьмин Иконография В иконописных подлинниках предписывается изображать М. Д. в одеждах княгини: «На главе плат, в шубе княжеской киноварь, испод голубой, руце молебны» (РНБ. Погод. 1931. Л. 134 об., 20-е гг. XIX в.), ее образ уподобляется образу св. равноап. кнг. Ольги (БАН. Строг. 66. Л. 90, кон. XVIII в.). Другим иконографическим вариантом является изображение М. Д. как преподобной. Образы М. Д. немногочисленны, обычно она представлена в паре с супругом - кн. Довмонтом (Тимофеем) ( Преображенский А. С.//ПЭ. Т. 15. С. 524-527). Изображения М. Д., созданные ранее XVI в., не сохранились. Возможно, из Мирожского мон-ря происходит почитавшаяся там чудотворная Мирожская икона Божией Матери (2-я пол. XVI в. (1583 г.?), ныне в ПИАМ). Судя по иконографическим признакам, она является списком утраченной вотивной иконы, выполненной при жизни кн. Довмонта и М. Д. в 80-90-х гг. XIII в. и включавшей их образы; с 1567 г. древняя икона находилась в Троицком соборе, затем, по преданию, была увезена в Москву Иоанном Грозным или, согласно одной из гипотез, погибла в 1609 г. во время пожара в Пскове. На сохранившейся иконе из ПИАМ М. Д. и кн. Довмонт (оба с нимбами) изображены в небольшом масштабе по отношению к образу Пресв. Богородицы, Которой они предстоят в молении. Богородица, воздевая руки, осеняет чету и покрывает их краями мафория. М. Д. показана в 3/4-ном развороте влево, голова покрыта полосатым платом, поверх платья - шуба с меховой оторочкой. В киноварной надписи рядом с фигурой М. Д. она названа Домантовой женой и дочерью (а не внучкой) св. Александра Невского («Бл(а)говерная кн(я)гиня Мария Домант... жена дщерь великаго кн(я)зя Александра Н[ев]//скаго»). Большинство, в т. ч. поздних, изображений М. Д. представлено на списках Мирожской иконы XVI в. (напр., с фигурами кн. Довмонта и М. Д. входил в программу росписи 70-х гг. XIX в. храма Христа Спасителя в Москве, на вост. стене придела во имя св. блгв. кн. Александра Невского ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя. М., 1996. С. 80) и был повторен в воссозданной в кон. XX в. росписи).

http://pravenc.ru/text/2562134.html

31 янв. 1924 г. Херсонесский мон-рь был упразднен, 2 окт. власти закрыли собор. В 1992 г. во Владимирском соборе Херсонеса возобновлено богослужение, в наст. время восстановлена нижняя церковь собора. Равноап. кн. Владимир, святые князья Борис и Глеб. Икона. 1675 г. (ГМЗК) Равноап. кн. Владимир, святые князья Борис и Глеб. Икона. 1675 г. (ГМЗК) 15 июля 1862 г. в связи с празднованием 1000-летия России был заложен Владимира равноапостольного князя собор в Киеве (окончательный проект принадлежит архит. А. В. Беретти), завершенный в 1896 г. В 1888 г., когда праздновалось 900-летие Крещения Руси, соборы во имя В. С. были построены в Воронеже, Иркутске и др. городах. В 1894 г. во имя равноапостольных В. С. и кнг. Ольги был освящен престол Преображенского собора Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря . В 1903 г. открылся иркутский муж. мон-рь во имя В. С. В Перервинском во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ре юж. придел собора в честь Иверской иконы Пресв. Богородицы (1904-1908) был посвящен В. С. В наст. время равноап. Просветителю Руси посвящают новооткрывающиеся обители (в с. Коленковцы Черновицкой обл. на Украине (1997), в с. Горешть в Молдавии (2000)) и храмы: на средства приходов в 1991 г. построен крестильный храм при московской ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, в 1999 г.- Владимирская ц. в Ярославле. Э. П. Р. Ист.: древнерусские: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 69-131; Т. 2. Стб. 57-118 (и по указ.); Т. 9. С. 35-70; НПЛ. С. 121-169 (и по указ.); ДРКУ. С. 12-84; Шахматов А. А. Корсунская легенда (см. в разд. «Лит.»). С. 1074-1077 (46-49 в отд. отт.) [Житие особого состава]; Славнитский М. Канонизация св. кн. Владимира и службы ему по памятникам XIII-XVII вв.//Странник. 1888. 6/7. С. 197-237; Соболевский А. И. Памятники древнерус. лит-ры, посвящ. Владимиру Святому//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. Отд. 2. С. 15-17, 24-30; Срезневский В. И. Память и похвала кн. Владимиру и его Житие по сп. 1494 г.//ЗИАН. Ист.-филол. отд. 1897. Т. 1. 6; Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Н. Царского и частично И. П. Сахарова. Это составило 1/3 собрания, вошедшего в описание Л. (ок. 800 рукописей и 194 документа из 2243). Описание не было завершено, в него не вошли свыше 200 рукописей. В 1891 г. Л. издал кн. «Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси обще и местно чтимых до XVIII в.: Справочная книга по русской агиографии» (СПб., 1891). В статьях Л. 1888-1889 гг. нашла отражение полемика с историком И. И. Малышевским , к-рую он вел во время работы над книгой по вопросу о происхождении кнг. Ольги. Последний труд Л., как отмечал архим. Иннокентий (Просвирнин), «представляется прямым завещанием подвижника науки будущим исследователям, которым многое еще предстоит сделать в научной разработке русской агиографии» ( Иннокентий (Просвирнин). 1972. С. 227). Л. владел классическими, а также новогреч., польск., франц., нем., англ., тур., араб. языками, был автором ок. 300 научных работ, состоял членом различных академий и об-в (почетный член МДА, член Сербского ученого об-ва в Белграде (1862), член-корр. Императорской археографической комиссии (1863); действительный член Императорского Московского об-ва истории и древностей российских (1867), действительный член Московского об-ва любителей духовного просвещения (1869), действительный член археологических об-в в С.-Петербурге и Москве (70-е гг. XIX в.), Православного Палестинского об-ва (1882), член-корр. Императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности (4 дек. 1882). За заслуги перед Отечеством в 1873 г. Л. награжден орденом св. Анны 2-й степени с имп. короной, в 1877 г.- орденом св. Владимира 4-й степени, в 1880 г.- орденом св. Владимира 3-й степени. Научная деятельность Л. пришлась на эпоху, когда многочисленные рукописные источники по рус. и правосл. слав. истории (и прежде всего средневековой) только вводились в исследовательский оборот. Поэтому в научном наследии Л. преобладают публикации неизвестных и малоизвестных текстов (в сопровождении исследований и без них) и описания рукописных собраний (в т.

http://pravenc.ru/text/2463435.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕДРОВ Константин Васильевич (9.05.1827, г. Гатчина С.-Петербургской губ.- 1.05.1903, С.-Петербург), педагог, директор С.-Петербургского историко-филологического ин-та. Отец К., прот. Василий ( 1845), выпускник СПбДА, первоначально служил в гатчинской госпитальной ц. во имя ап. Павла, затем - в храме св. Александра Невского при Сиротском ин-те, где учился и К. По увольнении из духовного звания в 1839 г. К. поступил в Главный педагогический ин-т, в отдел младшего возраста. В 1842 г. был переведен на предварительный курс, в 1845 г. со званием студента - на «окончательный курс» историко-филологического фак-та. Закончил обучение в 1847 г. Согласно аттестату, «отличался благонравным поведением, превосходными способностями и неутомимым прилежанием». При выпуске с соизволения министра гр. С. С. Уварова награжден золотой медалью и утвержден в звании старшего учителя, в к-ром обязался прослужить 8 лет. Преподавал греч. язык в новгородской гимназии (с 10 янв. 1848, с 1851 - также историю в высших классах), затем назначен в 3-ю с.-петербургскую гимназию (с авг. 1852 до 1867). Преподавал рус. словесность и рус. историю в Мариинском ин-те (1857-1861) и русский язык в Уч-ще правоведения (1860-1863). 1 янв. 1862 г. как опытный педагог был выбран вел. кнг. Еленой Павловной инспектором классов Мариинского ин-та, в течение 10 лет совмещал эту должность с должностью заведующего. В 60-70-х гг. XIX в. являлся преподавателем светлейшего кн. Сергея Максимилиановича, герц. Лейхтенбергского, вел. князей Владимира Александровича, Сергея Александровича и Павла Александровича, вел. кнж. Ольги Константиновны. 10 янв. 1866 г. удостоен чина статского советника с получением прав потомственного дворянства. С 22 июня 1867 г. постоянно присутствующий член учебного комитета при Святейшем Синоде. 1 окт. (сент.?) 1867 г. определен экстраординарным профессором греческой словесности в Историко-филологический ин-т - высшее учебное заведение, учрежденное в том же году имп.

http://pravenc.ru/text/1684093.html

В церковном искусстве XIX - нач. XX в. образ Е. встречается в иконописи и монументальной живописи. Известна нагробная икона святого («гробовая доска») 2-й пол. XIX в., находящаяся в наст. время на вост. стене придела Рождества Богородицы Трехсвятительского собора Елеазарова мон-ря. Ростовое прямоличное изображение выполнено в традициях академической живописи: Е. с длинной седой бородой, в схиме, с прижатой к груди десницей и развернутым свитком с текстом молитвы в опущенной левой руке («Помощника имуще Г[оспо]да не убоимся...»). В притворе придела во имя прмц. Елисаветы Феодоровны собора на вост. стене - образ Е. и прп. Серапиона, поддерживающих икону Божией Матери Одигитрии (Цареградская?), на фоне лесного пейзажа с церковью (кон. XIX - нач. XX в.). Е. с Цареградской иконой Божией Матери в руках (в типе Коневской) изображался на иконах избранных Псковских чудотворцев, учеников Е. (кон. XIX в., ц. Св. Духа погоста Толбицы под Псковом). Образ Е. был введен в ряд русских святых в росписи 70-х гг. XIX в. худож. В. Д. Фартусова по эскизам Н. А. Лаврова в приделе блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 77); в группу подвижников XV в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.); в мозаичное убранство интерьера храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в С.-Петербурге (1883-1907) на сев. стене в верхнем ярусе (худож. Ф. С. Журавлёв, см.: Бутиков Г. П. Музей-памятник «Спас на крови»: Александр II и его эпоха. СПб., 2000. С. 86). В программу росписи псковской ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга, выполненной масляной живописью в академической манере в посл. трети XIX в., тоже включен образ Е.: расположенное в верхнем ярусе свода арки при входе в храм, среди псковских подвижников (равноап. кнг. Ольги, блгв. князей Всеволода и Довмонта, блж. Николая Саллоса, мч. Иоасафа Снетогорского и прп. Саввы Крыпецкого), изображение является поясным вариантом нагробной иконы из Елеазарова мон-ря с небольшими отличиями (ладони скрещены на груди, на левой - четки).

http://pravenc.ru/text/187848.html

Макария, митр. Московского; св. блгв. кн. Димитрия Донского; прп. Евфросинии, вел. кнг. Московской; прп. Андрея Иконописца; св. мч. Трифона. За патриаршими медалями по своей значимости следуют патриаршие знаки, а именно: патриарший знак храмостроителя; патриарший знак св. вмц. Варвары; патриарший «Знак материнства». К наградам РПЦ относятся также патриаршие грамоты, к-рыми награждаются клирики и миряне в благословение за понесенные ими труды на благо св. Церкви. Каждый орден и каждая медаль имеют свой статут, предусматривающий условия и порядок награждения, обязанности награжденного лица, а также описание вида орденских знаков и медалей, материала, из которого они изготавливаются, с указанием места их расположения при ношении на груди. Автономные и самоуправляемые Церкви, экзархаты и митрополичьи округа учреждают собственные ордена и медали, но их наименования не должны совпадать с наименованиями общецерковных орденов и медалей. В наст. время РПЦЗ награждает клириков и мирян синодальным Знаменским орденом 3 степеней. В перечень наград УПЦ входят ордена прп. Антония и Феодосия Печерских 3 степеней, св. равноап. кн. Владимира 3 степеней, Рождества Христова 2 степеней, прп. Нестора Летописца 3 степеней, прп. Илии Муромца 3 степеней, св. ап. Иоанна Богослова 2 степеней, св. вмц. Варвары 2 степеней, св. Анны 3 степеней, св. вмц. Екатерины 2 степеней, свт. Димитрия, митр. Ростовского, свт. Петра Могилы, свт. Николая Чудотворца «За благотворительность», св. блгв. Киевского кн. Ярослава Мудрого, св. равноап. кн. Ольги, св. прп. Анастасии Киевской, свт. Феодосия Черниговского, юбилейные ордена «Рождество Христово - 2000» 2 степеней и «1020 лет Крещения Киевской Руси», а также медали и почетные знаки отличия Предстоятеля УПЦ. Латвийская Православная Церковь учредила орден сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского, 3 степеней и медаль этого ордена, Эстонская Православная Церковь - орден сщмч. Исидора Юрьевского 3 степеней с соответствующей медалью. В Белорусском Экзархате клирики и миряне награждаются орденом Креста прп.

http://pravenc.ru/text/2564592.html

Самой значительной работой в области монументальной живописи являются фрески Владимирского собора в Киеве, созданные художником по приглашению А. В. Прахова вместе с др. мастерами в 1885-1896 гг. В 1882 г. для церкви в Абрамцеве выполнил эскиз иконы «Богоматерь с младенцем», послужившей впосл. эскизом для росписи апсиды алтаря Владимирского собора, в 1901 г. по его рисунку была исполнена плащаница для той же церкви. По эскизам художника были сделаны майоликовый фриз и мозаика для рус. ц. св. Марии Магдалины в Дармштадте (1899-1901, ГРМ), росписи ц. Воскресения Христова («Спас на крови») в С.-Петербурге (1883-1901; эскизы в ГРМ, ГТГ, Саратовском художественном музее), правосл. собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве (1906-1911, ГРМ). В росписи Владимирского собора он следовал иконографическим традициям древнерус. монументальной живописи, воссоздавая духовную историю России в многочисленных образах святых и рус. подвижников благочестия: кн. Владимира, кнг. Ольги, князей Бориса и Глеба, летописца Нестора, кн. Андрея Боголюбского, кн. Александра Невского, прп. Алипия, иконописца и монаха Киево-Печерского мон-ря. Росписи органично связаны с архитектурой, крупные фигуры помещены в неглубоком пространстве с низкой линией горизонта. Важную декоративную роль играют надписи слав. вязью. Самыми замечательными являются образ Богоматери с Младенцем и ряд икон для главного иконостаса собора (большая часть эскизов хранится в ГТГ, ГРМ, в КМРИ). Образ Христа Вседержителя (плафон главного купола) традиционен. В. М. также написал неск. композиций, посвященных принятию христианства на Руси: «Крещение кн. Владимира» и «Крещение Руси». В. М. расписал в соборе центральный неф и апсиду, купол, столпы и иконы для главного иконостаса. В течение многолетней работы художником было создано ок. 400 эскизов и картонов. Фрески и иконы Владимирского собора оказали большое влияние на развитие религ. искусства в России в кон. XIX - нач. XX в. Произведения мастера несли в себе черты стиля модерн, к-рые получили распространение в иконописи, сменив барокко и академизм. Стилизация визант., новгородского и московского искусства, тонкая рафинированность линии, усложненность формы иконной доски, декоративная звучность цвета, орнаментальность - все эти особенности отвечали требованиям времени и стали характерными как для столичных мастеров, так и для традиц. центров иконописания, напр. Палеха, Мстёры, Холуя и даже для старообрядческой иконы.

http://pravenc.ru/text/149843.html

1969, март 1973), Болгарскую Православную Церковь (в мае 1969 участвовал в праздновании 1100-й годовщины кончины равноап. Кирилла ; июль 1973; июнь 1975; в мае-июне 1983 участвовал в церковных торжествах по случаю 30-летия восстановления Патриаршества) и Грузинскую Православную Церковь (июль 1981, авг.-сент. 1983, июнь 1985, май-июнь 1986); был с офиц. визитами в Элладской Православной Церкви (1969, 1971), Сербской Православной Церкви (1969), Румынской Православной Церкви (1971), Кипрской Православной Церкви (1970). В июле 1973 г. Н. председательствовал на 1-м Великом и Верховном Соборе в Никосии, к-рый созвал архиеп. Кипрский Макарий III в связи с кризисной ситуацией, вызванной антиканоничным решением 3 митрополитов - Пафосского Геннадия, Китийского Анфима и Киринийского Киприана - о низложении архиеп. Макария; в работе Собора также участвовал Антиохийский патриарх Илия IV . В апр. 1982 г. Н. председательствовал на 2-м Великом и Верховном Соборе в Никосии, рассматривавшем вопрос о восстановлении в сане митрополита Геннадия Пафосского и о посмертном снятии отлучения с митр. Анфима Китийского; участниками Собора также были патриархи Антиохийский Игнатий IV и Иерусалимский Диодор . Н. поддерживал контакты и с нехалкидонскими Церквами. В мае 1971 г. он присутствовал на интронизации Феофила, патриарха Эфиопской Церкви , в Аддис-Абебе, в нояб. принимал его в своей резиденции в Каире, а в дек. посетил Шенуду III , новоизбранного предстоятеля Коптской Церкви. В нояб. 1974 г. Н. по приглашению католикоса Вазгена I был с визитом в Армянской Апостольской Церкви . 8-25 июля 1969 г. Н. совершил свой 1-й визит в пределы РПЦ, посетив Москву, Ленинград (ныне С.-Петербург), Загорск (ныне Сергиев Посад), Одессу (в 1956-1999 здесь находилось Троицкое подворье АПЦ) и Киев, где возглавил торжественное богослужение по случаю 1000-летия со дня кончины равноап. кнг. Ольги . В мае-июне 1971 г. был почетным гостем Поместного Собора РПЦ, участвовал в интронизации патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) , которого в следующем году принимал с офиц.

http://pravenc.ru/text/2566050.html

народов. Создал фундаментальные исследования «Св. Константин и Мефодий, апостолы славянские» (1867; не опубл., т. к. содержащаяся в нем критика легендарных сказаний, в частности о св. еп. Клименте Охридском, не была пропущена цензурой; в 1869 удостоено полной Уваровской премии), «Краткий очерк истории православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской» (М., 1871). Последняя работа оставалась наиболее полной и значительной в данной области до создания в кон. XIX - 1-й трети XX в. национальных историй правосл. Церквей южнослав. стран и Румынии. В 1872-1873 гг. Г. ездил в научную командировку в Зап., Вост. и Юж. Европу (Австрия, Польша, Галиция, Буковина, Сербия, К-поль), работал в б-ках, собирал исторические и этнографические материалы из жизни русинов, балканских народов. На Пасху 1873 г. совершил паломническую поездку в Палестину, встречался с начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Антонином (Капустиным) , на обратном пути посетил Афон. Опубликовал неск. статей, в к-рых обобщил итоги своих путешествий. Написав обширные исследования «Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия» (М., 1872), «Христианство в России до Владимира Святого» (М., 1876) и др., Г. к нач. 80-х гг. получил известность и признание в научных кругах. Но его главным фундаментальным сочинением стала «История Русской Церкви». В 1-м т. Г. критически переосмыслил предание о путешествии ап. Андрея Первозванного по территории Руси, подверг сомнению подробности летописных рассказов о походе Аскольда и Дира на К-поль, о Крещении блгв. вел. кнг. Ольги , о Крещении Руси блгв. вел. кн. Владимиром (Василием) Святославичем , считал христианином вел. кн. Игоря , по-новому оценил источники по истории Руси до кон. XIII в., попытался дать картину религиозно-нравственной жизни рус. народа после принятия христианства, реконструировать историю церковных учреждений, мон-рей, приходов домонг. периода. В 1880 г. представил 1-й т.

http://pravenc.ru/text/165317.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010