Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «КНИГА СТЕПЕННАЯ» [«Книга степенная царскаго родословия иже в Рустеи земли в благочестии просиявших богоутверженных скипетродержателеи, иже бяху от Бога яко раиская древеса насаждени при исходищих вод и правоверием напаяеми, богоразумием же и благодатию възрастаеми, и Божественою славою осияваемии, и явишяся яко сад доброраслен, и красен листвеем, и благоцветущь, многоплоден же, и зрел, и благоухания исполнен, велик же и высокъверх, и многочядным благородием, яко светлозрачными ветми, разширяем, богоугодными же добродетельми преспеваем. И мнози от корени и от ветвеи многообразными подвиги, яко златыми степеньми на небо восходную лествицу непоколеблемо въдрузишя, по неиже невъзбранен к Богу восход утвердишя себе же и сущим по них»; в научной лит-ре принято сокращенное название «Степенная книга»], один из крупнейших памятников рус. книжности XVI в., повествующий о рус. истории с древнейших времен до первых лет правления царя Иоанна IV Васильевича . Композиция «К. с.» необычна для произведений древнерус. литературы. «К. с.» состоит из 18 жизнеописаний правителей Руси - Жития св. равноап. кнг. Ольги (Елены) и 17 степеней/граней, к-рые посвящены рус. «самодержцам» начиная со св. равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича (краткие известия о первых рус. князьях-язычниках Рюрике , Олеге , Игоре и Святославе Игоревиче представлены в Житии равноап. кнг. Ольги и первых главах 1-й степени). Каждая степень включает биографию правителя, его современников-митрополитов, святых, современников важных событий церковной и гражданской истории. Степень состоит из глав, от 7 (7-я степень) до 75 (1-я степень), самые крупные из к-рых подразделяются на титла. Основному тексту «К. с.» предшествует «гранесование» - оглавление всех входящих в нее структурных частей, а также справочная статья «Царские сановники», содержащая толкования ряда греч. и лат. социально-политических терминов. Уникальность композиции «К.

http://pravenc.ru/text/степенны.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Царственная мц. кнж. Ольга Романова. Икона. 10-е гг. XXI в. Иконописец М. В. Сергеева Царственная мц. кнж. Ольга Романова. Икона. 10-е гг. XXI в. Иконописец М. В. Сергеева (3.11. 1895, Царское Село - 17.07.1918, Екатеринбург), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), вел. кнж., старшая дочь св. мучеников имп. Николая II Александровича и имп. Александры Феодоровны . Крещена во имя равноап. кнг. Ольги 14 нояб. 1895 г. в домовой ц. Царскосельского дворца духовником имп. четы протопр. Иоанном Янышевым ; восприемниками О. Н. стали имп. Мария Феодоровна , вел. кн. Владимир Александрович. После причащения новорожденной имп. Мария Феодоровна возложила на О. Н. высший жен. орден Российской империи - вмц. Екатерины. С 8 лет О. Н. проходила курс домашнего обучения. 11 июля 1909 г. была назначена почетным командиром 3-го Елизаветградского гусарского Её Императорского Высочества Великой Княжны Ольги Николаевны полка Русской императорской армии. Во время первой мировой войны О. Н., как и ее мать и сестры, ухаживала за ранеными в организованных во дворцах (Царскосельском и Петергофском) лазаретах. Вместе с сестрой Татианой прошла курс обучения сестер милосердия военного времени. Сначала была назначена хирургической сестрой, но не смогла выносить психологическое напряжение во время операций и была переведена из хирургического отд-ния. Работала в госпитальных палатах, убирала за ранеными, ухаживала за ними. Состояла членом Комитета помощи солдатским семьям, вела большую общественно-благотворительную деятельность, хотя из-за стеснительности не любила публичных выступлений. После Февральской революции 1917 г. находилась вместе с семьей под домашним арестом в Царском Селе, затем, с авг. того же года,- в Тобольске. В кон. апр. 1918 г. ее отец, мать и сестра Мария были увезены в Екатеринбург, О.

http://pravenc.ru/text/2578373.html

29 сент. 1894 г. переведен законоучителем в гимназию г. Елизаветполя (ныне Гянджа, Азербайджан), был классным наставником, преподавателем рус. языка и чистописания; с 7 сент. 1895 г. член Елизаветпольского отд-ния Грузинского епархиального училищного совета. 17 июля 1897 г. переведен в Тифлис законоучителем и настоятелем Свято-Ольговской домовой ц. 1-й жен. гимназии вел. кнг. Ольги Федоровны, с 20 авг. 1898 г. преподаватель Закона Божия в 1-й тифлисской муж. классической гимназии. В Тифлисе включился в активную миссионерскую деятельность под рук. Карталинского и Кахетинского архиеп., экзарха Грузии сщмч. Владимира ( Богоявленского ; впосл. митрополит) и сменившего его архиеп. Флавиана ( Городецкого ; впосл. митрополит). В 1900 г. зав. 8 новооткрытыми церковноприходскими миссионерскими школами («что в Куках»). Среди 500 учеников были и дети сектантов, о которых И. писал: «Пусть видят любовь к ним и заботливость о них. Не может быть, чтобы потом на любовь они не ответили любовью». В обучении грузинских детей использовал «немой метод» погружения в русскоязычную среду. В мае 1900 г. при активном участии И. в Тифлисе был открыт отдел Об-ва ревнителей русского исторического просвещения в память имп. Александра III. С 7 нояб. того же года временно возглавлял приход и заведовал школой при 1-й миссионерской Покровской ц. Тифлиса. Определением Святейшего Синода от 8-22 дек. 1900 г. И. был освобожден от должностей законоучителя и зав. школами и назначен епархиальным наблюдателем церковноприходских школ и школ грамоты с возведением в сан протоиерея (6 янв. 1901). Кроме того, И. заведовал учебной частью 4-классной жен. школы при мцхетском Самтаврском жен. мон-ре, был редактором «Духовного вестника Грузинского Экзархата», входил в Совет Об-ва восстановления православного христианства на Кавказе. Указом Синода от 3-21 авг. 1901 г. назначен окружным наблюдателем церковных школ Экзархата. С 10 апр. 1902 г. член Грузино-Имеретинской синодальной конторы, 11 нояб. того же года избран гласным Тифлисской городской думы от духовного ведомства. В 1903 г. избран секретарем Тифлисского отдела Императорского Православного Палестинского об-ва (ИППО).

http://pravenc.ru/text/469081.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕДРОВ Константин Васильевич (9.05.1827, г. Гатчина С.-Петербургской губ.- 1.05.1903, С.-Петербург), педагог, директор С.-Петербургского историко-филологического ин-та. Отец К., прот. Василий ( 1845), выпускник СПбДА, первоначально служил в гатчинской госпитальной ц. во имя ап. Павла, затем - в храме св. Александра Невского при Сиротском ин-те, где учился и К. По увольнении из духовного звания в 1839 г. К. поступил в Главный педагогический ин-т, в отдел младшего возраста. В 1842 г. был переведен на предварительный курс, в 1845 г. со званием студента - на «окончательный курс» историко-филологического фак-та. Закончил обучение в 1847 г. Согласно аттестату, «отличался благонравным поведением, превосходными способностями и неутомимым прилежанием». При выпуске с соизволения министра гр. С. С. Уварова награжден золотой медалью и утвержден в звании старшего учителя, в к-ром обязался прослужить 8 лет. Преподавал греч. язык в новгородской гимназии (с 10 янв. 1848, с 1851 - также историю в высших классах), затем назначен в 3-ю с.-петербургскую гимназию (с авг. 1852 до 1867). Преподавал рус. словесность и рус. историю в Мариинском ин-те (1857-1861) и русский язык в Уч-ще правоведения (1860-1863). 1 янв. 1862 г. как опытный педагог был выбран вел. кнг. Еленой Павловной инспектором классов Мариинского ин-та, в течение 10 лет совмещал эту должность с должностью заведующего. В 60-70-х гг. XIX в. являлся преподавателем светлейшего кн. Сергея Максимилиановича, герц. Лейхтенбергского, вел. князей Владимира Александровича, Сергея Александровича и Павла Александровича, вел. кнж. Ольги Константиновны. 10 янв. 1866 г. удостоен чина статского советника с получением прав потомственного дворянства. С 22 июня 1867 г. постоянно присутствующий член учебного комитета при Святейшем Синоде. 1 окт. (сент.?) 1867 г. определен экстраординарным профессором греческой словесности в Историко-филологический ин-т - высшее учебное заведение, учрежденное в том же году имп.

http://pravenc.ru/text/1684093.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Руси. Персоналии ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИГОРЬ (ум. зимой 944/5 или 945/6), киевский кн., супруг равноап. кнг. Ольги, отец киевского кн. Святослава Игоревича ИРИНА [Ингигерд] († 1051), 2-я (после св. кнг. Анны) супруга новгородского (позднее киевского) кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (30-е гг. XIII в., не позднее окт. 1238 - нач. 60-х гг. XIII в.), блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (1185-1218), вел. кн. Владимирский (1216-1218), кн. новгородский (1205 - зима 1207/08) и ростовский (1208-1218) КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (после 1212 - 1238), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо

http://pravenc.ru/rubrics/134128_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Иоанн Базаров. Гравюра В. К. Зейпеля кон. XIX в. Иоанн Иоаннович (21.06.1819, Тула - 5.01.1895, Штутгарт), прот., церковный писатель, видный деятель в истории русско-нем. церковных связей. Род. в семье прот. Иоанна Григорьевича Базарова, преподавателя философии в Тульской ДС. После окончания семинарии в 1839 г. Б. поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1843 г., защитив магист. дис. по теме: «О Церкви Англиканской, сходстве ее с Православной и различиях от нее». Преподавал словесность в СПбДС, 16 апр. 1844 г. был рукоположен во священника к рус. церкви во Франкфурте-на-Майне и командирован в Висбаден, чтобы состоять духовником при 2-й дочери вел. кн. Михаила Павловича вел. кнг. Елизавете Михайловне. Дальнейшая деятельность Б. прошла в Германии в качестве духовника особ российского царствовавшего Дома и настоятеля рус. правосл. церквей в Висбадене и Штутгарте. По инициативе Б. места псаломщиков при рус. правосл. храмах за границей стали замещаться лицами, окончившими курс ДА. Новый порядок давал возможность совмещать церковное служение с учебой в заграничных ун-тах. Рано овдовев, Б. намеревался перейти на службу в Россию, но в 1851 г. был переведен в Штутгарт духовником вел. кнг. Ольги Николаевны. После возведения в 1853 г. в сан протоиерея Б. стал настоятелем рус. придворной церкви в Штутгарте. С 1857 г. состоял законоучителем принцессы Баденской Цецилии, получившей при миропомазании имя вел. кнж. Ольги Феодоровны. По случаю ее бракосочетания с вел. кн. Михаилом Николаевичем Б. перевел на нем. язык чинопоследование таинства Брака. Б. преподавал Закон Божий вел. кнг. Вере Константиновне, к-рую впосл. обвенчал с герцогом Вюртембергским в Штутгарте в присутствии имп. Александра II . Здесь же им было совершено бракосочетание герц. Лейхтенбергского Георгия Максимилиановича с принцессой Ольденбургской. Б. уделял большое внимание церковнолит. деятельности. В ж. «Karlsruher Missionsblatt» опубликовал ряд статей о РПЦ и о работе рус.

http://pravenc.ru/text/77356.html

Антон Иванович († 1841), московский мещанин, антиквар, иконописец, знаток и плодовитый фальсификатор древних слав. рукописей («мастер подписывать под старинные почерки»). Осуществлял в коммерческих целях подделки «древних» кодексов, уже известных исследователям по содержанию и пользовавшихся спросом на антикварном рынке, но не выступал автором-сочинителем новых, неизвестных науке текстов. Основной круг подделок Б. составляют древнерус. исторические, агиографические и правовые памятники сравнительно небольшого объема: «Слово о полку Игореве», Русская Правда, Поучение Владимира Мономаха, Грамота Александра Македонского славянам, Сказание о начале Киево-Печерского мон-ря, Житие св. кнг. Ольги и др. Б. специализировался преимущественно на написании пергаменных рукописей (хотя известны и подделки, выполненные им на бумаге), т. к. этот писчий материал, вышедший из употребления на Руси уже в 1-й пол. XV в., служил своеобразной гарантией древности. Б. не пользовался палимпсестами, но искусственно старил новый пергамен. Писал уставом, лишенным ярких хронологических признаков (более всего, пожалуй, напоминающим почерки нач. XV в.), а на бумаге - полууставом, стилизованным под почерки XVI-XVII вв., и изредка скорописью (сопоставительные таблицы использованных фальсификатором начерков букв составлены М. Н. Сперанским ). Как палеограф Б. находился вполне на уровне своей эпохи, когда специальные исторические дисциплины только зарождались, поэтому уже во 2-й пол. XIX в. его подделки без труда распознавались. В наст. время они могут ввести в заблуждение лишь человека, слабо представляющего облик и историю рус. уставного письма (в этом смысле показательно, что последнее по времени описание подделки Б. (Белград, Народная б-ка Сербии. Рс. 73, Житие кнг. Ольги) как подлинной рукописи было сделано исследователями, специализирующимися в южнослав. палеографии,- Стари рукописи Народне библиотеке у Београду//Библиотекар. 1968. 5. С. 406, 70). Лит. источниками для Б. служили научные издания, рукописи и старопечатные книги. Нек-рые рукописи Б. украшал миниатюрами, выполненными в иконописной манере на высоком художественном уровне. Как книгописец и иллюминатор Б. не был лишен известной гордости за свои творения, снабжая нек-рые из них (напр., экземпляр «Слова о полку Игореве» - РГБ. М. 1368) криптографическими автографами.

http://pravenc.ru/text/77542.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН (XVI-XVII вв. (?)), блж. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня, в Соборе Тверских святых), Христа ради юродивый, Новоторжский. Имя К. помещено в перечне святых г. Торжка в тверской редакции «Книги, глаголемой Описание о российских святых»: «Святый, блаженный Константин юродивый погребен у соборной церкви» (ТГОМ. ТвМ. КП-10617. Л. 11 об., 60-е гг. XVIII в.). По свидетельству архиеп. Димитрия (Самбикина) , в синодике 1674 г. Новоторжского Троицкого мон-ря («Дальняя Троица»), в списке Христа ради юродивых упоминалось имя К. В нач. ХХ в. иконописные образы блаженного находились в храмах и домах Торжка, в Новоторжской городской думе и Тверском церковно-археологическом древлехранилище. На иконе из ц. Воздвижения Креста Господня в Торжке К. был представлен с местночтимыми святыми - преподобными Ефремом и Аркадием Новоторжскими и мц. Иулианией , кнг. вяземской и новоторжской. Святой был также изображен на иконе мучеников Гурия, Самона, Авива и Московских святителей из ц. сщмч. Климента, папы Римского. В Торжке хранилась икона 1797 г., на к-рой К., предстоявший со сложенными на груди руками Спасителю в облаках, был написан «в одной одежде (в рубашке), с обнаженными по локоть руками, босой; на голове волосы короткие, курчавые, желтоватого (рыжего) цвета» (Тверской патерик. 1908. С. 171, 173-174). В том же иконографическом типе юродивого святой был представлен (в верхнем ряду справа) на иконе «Собор Тверских святых», написанной в 1902 г. по заказу члена Тверской УАК И. Я. Кункина (находилась в Троицкой ц. Кашина, см.: Там же. С. 4, 8). Вероятно, К. (только в набедренной повязке, персты правой руки сложены для крестного знамения, надпись: «Б Константи(н) оур(д)») представлен на одной из 3 минейных икон рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ). Местом погребения К. почиталась часовня на Соборной пл. В XIX в. тверские краеведы опубликовали неск. преданий, связанных с К. Согласно одному из них, составленному, судя по всему, на основе Жития Ефрема Новоторжского, К. был родом «угрин» по имени Кон или Конон, служил в свите равноап. кнг. Ольги , вместе с ней принял крещение в К-поле. Затем он удалился в Новгородскую землю и устроил скит в 7 верстах от г. Нов. Торг (ныне Торжок), преставился после 1015 г. в мон-ре прп. Ефрема Новоторжского (см.: Красницкий. 1876. С. 11-12). Согласно др. преданию, возникшему по мотивам былины о Косте Новоторжанине, святой был родом из Торжка, жил во времена царя Иоанна IV Васильевича Грозного. К. обладал большой физической силой, находился на военной службе, затем вернулся в родной город и стал юродствовать ( Р. Р. 1898. С. 516-522). Оба предания не имеют фактического обоснования, архиеп. Димитрий назвал их исторической фальсификацией, поместив в соч. «Тверской патерик» собранные им сведения о блаженном.

http://pravenc.ru/text/1842054.html

Волгоград. Часовня иконы Божией Матери " Живоносный источник " . Часовня на роднике деда Тарана Часовня. Действует.   Освящена в честь: " Живоносный источник " иконы Божией Матери Год постройки:2006. Адрес: Россия, Волгоградская область, г.Волгоград, Советский район, пос. Максима Горького Координаты: 48.690251, 44.329271 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Исток реки Царица питает приток Волги. Малая река длиной всего 24 км, но когда то давшая название городу (Царицын), возникшему в 1592 году на высоком правом берегу Волги в устье этой речки. А целебный источник стал почитаем благодаря деду Тарану, жившему здесь, облагородившему ключ, пившему воду этого родника и прожившему 102 года. И уже в наше время его потомок принял эстафету и благоустроил святое место. Иногда родник так и называют - Таранов источник. В настоящее время комплекс святого источника состоит из трех облагороженных родников, часовни и открытой купели с сенью. Благоустройство родников начато в далеком 2000 году. Родник освящён в 2001 году. В 2004 году вблизи от одного из родников на камне проявился лик Спасителя.  Лик причислили к чудесам Волгоградского региона. Относится к храму св. кнг. Ольги поселок Максима Горького. ;  http://zhiv-istoch.cerkov.ru/ Святой источник иконы Божией Матери «Живоносный источник» - группа родников - исток реки Царицы, расположен в поселке Горьковский Советского района города Волгоград. Царица малая река, длиной всего 24 км, в 1592 году давшая название городу Царицын (ныне Волгоград), возникшему на высоком, правом берегу Волги в устье этой речки. Целебный источник стал почитаем благодаря деду Тарану, жившему здесь, облагородившему ключ, пившему воду этого родника и прожившему 102 года. И уже в наше время его потомок, принял эстафету и благоустроил это место. Иногда родник так и называют Таранов источник. В настоящее время комплекс святого источника состоит из трех облагороженных родников, часовни и открытой купели с сенью. Истоки р. Царицы были вновь обустроены Н.Н. Тарановым в 2000 году. Освящены в 2001 году. Первоначально был обустроен всего один родник, слив был выведен в металлическую трубу диаметром 4,5 см, обложенную кусками известняка. Вода в роднике прозрачная, без запаха, без цвета и вкуса – питьевая. Рядом с родником установлена каменная скульптура и скамейка для отдыха. В 10 метрах от родника изливаются воды второго и третьего источников. 

http://sobory.ru/article/?object=13288

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫШГОРОД [Вышегород, Вышьгород, «Верхний город»], древнерус. город в Киевской земле, на правом высоком берегу р. Днепр, примерно 15 км севернее и выше Киева. В X-XII вв. один из главных центров Ср. Поднепровья; крепость, контролировавшая водный путь с севера, по рекам Днепр, Ирпень и Десна, «ключ» к Киеву. Неоднократно подвергался осадам, разгромлен при нашествии монголо-татар в 1240 г. Как «Вусеград» назван имп. Константином Багрянородным среди главных городов Руси ( Const. Porphyr. De adm. imp. IX 7). В рус. летописи упоминается примерно с того же времени как город св. равноап. кнг. Ольги, один из центров полюдья (под 946 г.: «бе бо Вышегород град Вользин» - ПСРЛ. Т. 1. С. 60), куда поступала треть «древлянской» дани. Оставался резиденцией киевских князей вплоть до вел. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. В период усобицы нач. XI в. сильное местное боярство поддержало кн. Святополка Владимировича Окаянного; со 2-й пол. XI в. В.- удел, к-рым правили сыновья или младшие родственники вел. князей киевских. С кон. XI в. В. приобрел значение духовного центра, средоточия святынь: сюда были перенесены и канонизированы мощи св. князей Бориса и Глеба ; был воздвигнут каменный храм в их честь (см. Борисоглебская церковь в Вышгороде ). Из В. во Владимир-на-Клязьме кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским была вывезена хранившаяся там Владимирская икона Божией Матери . На городище В. сохранились валы и рвы детинца (площадь 350 ´ 250 м), окольного города, неукрепленных посадов. В. систематически исследуется археологами с 1934 г. (В. И. Довженок, В. Н. Зоценко, М. К. Каргер, Ф. М. Молчановский, П. А. Раппопорт, Б. А. Рыбаков и др.); с 90-х гг. работы ведет Ин-т археологии НАН Украины. Находки (рус. и визант. свинцовые печати, в т. ч. времени кн. Давида Ростиславича (1167-1180); поливная и стеклянная посуда X-XIII вв.) указывают на гос. деятельность и присутствие знати. В. был также центром производства: открыты кузнечные, ювелирные, косторезные и др. мастерские, горны для обжига посуды и керамических плиток для церковных полов. О распространении грамотности свидетельствуют владельческие надписи (напр., «Невесточ») на пряслицах из розового овручского сланца (на пряслице XI в., найденном в 1996, помещена надпись из 14 слов). Изучены отдельные усадьбы, столбовые и срубные жилища, протяженные улицы; среди погребений курганного могильника найдены захоронения представителей служилых кочевников («черных клобуков»).

http://pravenc.ru/text/161117.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010