Евангелие – это своего рода словесная икона, в чем-то подобная византийским и древнерусским иконам с клеймами. Особенностью таких икон является то, что в их центре размещено основное изображение, а по краям, в виде рамы, располагаются многочисленные окна (клейма) с различными побочными сюжетами. Если бы две иконы Рождества Христова создавались на основе двух евангельских повествований, то центральная композиция была бы одинаковой, а вот ряды клейм могли бы существенно различаться – как по содержанию, так и по количеству. Лука, как представляется, знает гораздо больше деталей, касающихся истории рождения Иисуса. Эту историю он вправляет в другую историю – рассказ об обстоятельствах рождения Иоанна Крестителя. Две истории не только развиваются параллельно, но и содержат множество сходных элементов. Один и тот же ангел, Гавриил, сначала является Захарии, отцу Предтечи, а затем Марии, Матери Иисуса. Захария, увидев ангела, смутился ( Лк. 1:12 ); Мария, увидев ангела, также смутилась ( Лк. 1:29 ). И к Захарии, и к Марии ангел обращает слова: Не бойся ( Лк. 1:13; 1:30 ). В обоих случаях ангел говорит не только о рождении ребенка, но и о том, каким именем он должен быть наречен ( Лк. 1:13,31 ). Об Иоанне ангел говорит: ибо он будет велик пред Господом ( Лк. 1:15 ); об Иисусе: Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего ( Лк. 1:32 ). Захария спрашивает ангела: По чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных ( Лк. 1:18 ). Мария задает ангелу вопрос: Как будет это, когда Я мужа не знаю? ( Лк. 1:34 ). Елисавете наступает время родить, она рождает сына, на восьмой день его обрезывают и нарекают ему имя ( Лк. 1:57–65 ). Марии наступает время родить, Она рождает Сына Своего Первенца ( Лк. 2:6–7 ), Которого по прошествии восьми дней обрезывают и дают Ему имя ( Лк. 2:21 ). Об Иоанне евангелист говорит: Младенец же возрастал, и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю ( Лк. 1:80 ). А история рождения Иисуса завершается словами: Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков ( Лк. 2:52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» ( Откр.13:15 ). «Поклоняться» здесь означает подтверждать свою лояльность по отношению к языческой римской власти через культовые жертвоприношения. Отказывающийся от поклонения убивается. За изображениями стиха 15 стоит библейский пример царя Навуходоносора, поставившего золотого истукана и вынуждавшего поклоняться ему: «Глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки: в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор... А кто не падет и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскаленную огнем» ( Дан.3:4–5,11 ). Текст отражает также опыт своего времени, из которого до нас дошли сообщения о двигающихся, «пророчествующих» и исцеляющих статуях. Иоанн говорит не только о завораживающем влиянии всех этих ложных чудес, но и о власти принуждать к поклонению под страхом смерти. Имеется в виду преследование христиан, которых убивали при отказе от имперского культа. Св. Иоанн исходит из отдельных случаев его времени, которые сгущаются вплоть до ожидания всеобщего преследования христиан под властью грядущего эсхатологического Антихриста, который символизирован легендарной фигурой Nero redivivus, Нерона воскресшего (как то показывает анализ глав 13 и 17 при сопоставлении с популярной в I веке легендой, породившей многочисленных Лженеронов второй половины I века по Р.Х.). Стихи ( Откр.13:15–17 ) изображают тотальные притязания безбожной власти и имперского культа. Все социальные слои должны, как доказательство своей лояльности, носить «начертание» на правой руке (кисти или запястье) и на лбу. Мотив начертания (или клейма, татуировки, печати) – традиционный мотив эсхатологического запечатления ( Иез.9 ). Так, Птолемей IV Филопатр (221–204 до Р.Х.) по сообщению ( 3Мак.2:20 и далее) ввел программу преследования египетских иудеев, потребовав внести их в налоговую перепись и зачислить в рабское состояние, выжигая на их телах «начертание» знака Диониса – листа плюща.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

И. Скерцо Эсхатология Воскресение людей В книге Откровение указываются два различных воскресения: «И я увидел престолы и сидящих на них, которым было дано судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, а также тех, которые не поклонились ни зверю, ни образу его, и не приняли клейма на лоб и на руку свою. И они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Остальные [λοιποι] из мёртвых не ожили [ουκ εζησαν], пока не окончится тысяча лет. Это – воскресение [αναστασς] первое. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним вторая смерть не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет». ( Откр.20:4–6 , ПЕК). «И отдало море мёртвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мёртвых, бывших в них, и они судимы были, каждый по делам своим». (Откровение 20:13, ПЕК). Поскольку весь Новый Завет ясно говорит лишь об одном физическом воскресении после пришествия Господа, неизбежно возникает вопрос, как понимать эти два воскресения в книге Откровение: какое из них образное, а какое физическое. Следует всегда придерживаться понятия, что Евангелие – буквальная часть Нового Завета, а Откровение – символическая книга. «Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, когда все [παντες], находящиеся в могилах, услышат голос Его, и выйдут: сотворившие благое – в воскресение [αναστασιν] жизни, сделавшие злое – в воскресение суда». ( Ин.5:28,29 , ПЕК). Евангелие ясно говорит об однократном воскресении всех людей. Стоящее в греческом оригинале Ин.5:28 слово παντες – все, исключает еще какое-либо последуещее физическое воскресение других людей. В связи с этим возникает противоречие с книгой Откровение. Но это противоречие разрешается тем, что одно из воскресений является действительно образным. Свидетели Иеговы подразумевают, что «первое воскресение» не является физическим, а относится к помазанным 144000 на небесах, и оно началось с 1914 года:«Павел отмечал, что их воскресение начнется вскоре после начала присутствия Христа в 1914 году и что одни воскреснут раньше других». (Откровение, его грандиозный апогей близок!, глава 40, стр. 289).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Прежде чем обратиться к иконографии Распятия, следует остановиться на чрезвычайно редком для древнерусской иконописи сюжете «Утверждение креста». Наиболее раннее из известных изображений представлено на иконе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 43 . Канонические евангелия умалчивают о процедуре приготовления к казни, и лишь Иоанн говорит о том, что Пилат поставил надпись на кресте, где написано было: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» ( Ин.19:19 ). На кирилловской иконе на фоне стены изображены две фигуры, которые устанавливают крест в присутствии первосвященников. Аналогичная иконографическая схема позднее была использована в клеймах двух вологодских икон второй половины XVI века с подробным страстным циклом, что позволяет предполагать наличие разработанного иконографического канона. Распятие является одной из центральных тем во всем христианском искусстве и входит в число двунадесятых праздников, составляющих отдельный ряд иконостаса. Композиция опирается на евангельский рассказ ( Мф.27:34–50 ; Мк.15:22–39 ; Лк.23:33–46 ; Ин.19:18–30 ) и сообщение апокрифического евангелия Никодима. Источники сообщают, что когда распяли Христа, то «от шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. А около девятого часа возопил Иисус громким голосом... И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить». Вместе с Иисусом казнили двух разбойников: «один на правую сторону, другой на левую». При казни присутствовали «Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина». Кроме того, евангелия говорят об «ученике, которого любил», т. е. об Иоанне, и сотнике по имени Лонгин, который «видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно Человек Этот был праведник» ( Лк.23:47 ). Апокрифический текст Никодима содержит имена разбойников: распятого слева звали Гестас, а другого Дисмас. Последний, которого стали называть благоразумным, утешал Иисуса и сказал ему: «Иисус, сегодня ты будешь в Раю». После того как Христос испустил дух, один из воинов пронзил ему ребра копьем, и тотчас истекли кровь и вода. Воины, распявшие Христа, взяли его одежды, разделили их по жребию на четыре части. Далее говорится, что поскольку была пятница, «то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу (ибо та суббота была день великий), просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их». Однако, как говорит Иоанн, у Христа не стали перебивать голеней, так как «увидели Его уже умершим».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Считается, что икона “ Тайная вечеря ” из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля написана сотоварищем Андрея Рублева Прохором с Городца. Изобразительное решение сцены, поза, жест и выражение лица Христа, позы апостолов, особенно Иоанна, Петра и Иуды, наиболее точно соответствуют словам Евангелия от Иоанна:“...Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он припав к груди Иисуса, сказал Ему: “Господи! Кто это?”.Иисус отвечал: “Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам”. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту”. 108 СТРАСТИ ХРИСТОВЫ. Среди множества других икон Спасителя можно встретить цикл икон Страстей Хритовых. В них входят: “Целование Иуды”, “Суд Пилата”, “Бичевание Христа”, “Иисус в терновом венце”, “Несение Креста ”, наконец “Распятие Христово” . На последней иконе стоящими вокруг креста изображаются Пресвятая Богородица, женщины (некоторые из жен Мироносиц), Иоанн Богослов и иногда Лонгин, сотник с копьем в руке. Сзади – стена города. Это Иерусалим. Крест укреплен в горе, под нею чернота пещеры – место погребения Адама (символическое сопоставление Первочеловека и Богочеловека Христа). На символических изводах два ангела ниспускаются ко Христу. Один из них держит чашу у груди Иисуса, в которую стекает кровь и вода из прободенного (то есть проколотого воином ) ребра Его. В этом же ряду следуют: “ Снятие с Креста ”, “ Положение во гроб ”. Весь цикл Страстей Христовых ставится либо в иконостасе, либо клеймами в иконе “Воскресение с праздниками” . Воскресение Христово. Сошествие во ад.Иконописное изображение Воскресения Христова появилось относительно поздно, древних икон этого праздника мы не имеем. Более того, в православии принято считать каноничным, то есть признано истинным, что иконописуется лишь то, что было явлено миру. Такое явление было либо видимо, либо словесно, либо в откровении. Собственно воскресение не было явлено никому. Поэтому иконы Воскресения Христова пишутся символически.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Это – уже не раз упоминавшийся символический образ Божественного Храма, но в данном случае изображения творцов литургии придают ему большую конкретность, это Храм Нового Завета, в момент Воплощения низвергший прежних богов, подобных упавшим мудрецам. 254 В отличие от всех предшествующих иллюстраций догматической части Акафиста, которые сопоставляли свои образы только с основным текстом строфы, здесь обнаруживается ряд параллелей с хайретизмами. «Радуйся, премудрости Божия приятелище» – первая строка рефрена напоминает об основном уподоблении сюжета – Мария-Храм; «радуйся, любомудрецы немудры являющи», «радуйся, афинейския пленница растерзаащи» – эти строки рефрена сходны с изображениями удивленных философов, уподобленных с помощью костюмов античным грекам и иудеям. Выше уже говорилось, что противопоставление христианского понятия о Боге иудейскому и эллинскому было распространено в сочинениях догматического плана: основание для него находится в древнем каноническом тексте, в Первом Послании апостола Павла к коринфянам: «Ибо когда мир своею мудростию не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, – Христа, Божию силу и Божию Премудрость: потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» ( 1Кор.1:21–25 ). Таким образом, тема клейма ρ оказывается продолжением сюжета «Весь бе в нижних и вышних...», представляющего Святую Троицу, а обе иллюстрации вместе наделены важнейшими темами догматического ряда, равными по значению выраженной в среднике Похвале Божественной Премудрости. Соединение этих трех композиций по степени догматической важности выделяет в структуре расположения клейм на иконе горизонтальную ось, и если вспомнить аналогичное сопоставление центральных клейм по вертикали, то окажется, что наиболее значительные сюжеты, представляющие кульминационные моменты всех тематических рядов догматической части Акафиста, читаются в порядке крестного знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

и Ф., но по содержанию они ближе к используемой в церковной службе 2-й редакции Жития и к редакции патриарха Гермогена ( Дмитриева. 1979. С. 263-275, 275-287). Клейма условно разделяются на 5 циклов, темами к-рых являются: 1-го цикла (клейма 1-6) - история победы П. над змеем, его болезнь и прибытие за исцелением к Ф; 2-го (клейма 7-12) - лечение и выздоровление П., венчание с Ф. и встреча новобрачных в Муроме; 3-го (клейма 13-20) - чудо с хлебными крохами, изгнание П. и Ф. из Мурома, прозрение Ф. блудного помысла, чудо с процветшими деревцами, возвращение в Муром и справедливое правление; 4-го (клейма 21-25) - постриг П. и Ф. и их одновременная кончина; 5-го (клейма 26-32) - погребение П. и Ф. в разных местах и гробах, их соединение в одном гробу. П. изображен в 1-м клейме вместе с кн. Павлом как соправитель Мурома. Важная деталь - отсутствие бороды у П. (учтено добавление 2-й редакции Жития о его юности), в остальном образы князей-братьев близки, но имеют разночтения: у П.- нимб, шуба черная, нижнее платье красное, у Павла - шуба красная, платье черное; шапки с меховой оторочкой - у Петра красная, у Павла белая. Далее состав одежд П. и их цвет варьируются, напр. на нем короткая рубаха и плащ в сцене победы над змеем (клеймо 4). Первая сцена, где П. показан с бородой,- раздача милостыни П. и Ф. перед постригом (клеймо 21), здесь они в последний раз изображены в мирской одежде, далее (клейма 22-32) - в монашеском облачении. В начальных клеймах (6, 9) фигура Ф. показана в изящном изгибе, у святой удлиненный лик с прямым носом и миндалевидными глазами, темно-русые волосы распущены; она одета в длинную белую рубаху, босые ноги опущены на достоверно переданные педали ткацкого стана; левая рука прижата к груди, в правой Ф. держит сосуд со снадобьем; у ее ног белый заяц, к-рый в западноевроп. традиции изображался в ногах Богоматери и символизировал победу над чувственностью. От сцены венчания до сцены пострига (клейма 11-16, 18-21) Ф. изображена в одежде княгини - красном платье, украшенном по подолу и широким рукавам, с белым платом на голове.

http://pravenc.ru/text/2580394.html

Группа Ж. Лепестковые символы. Тип 1. Клеймо в виде цветка с лепестками, выходящими из точки (рис. 4, 12, 13). Тип 2. Фрагмент клейма в виде двух концентрических кругов с выходящими из внешнего круга лепестками, расположенными чешуевидно в три ряда (рис. 4, 11). Группа З. Символы индивидуальных начертаний (конец XII– третья четверть XIV вв.). Тип 1. Клеймо в виде квадрата, вписанного в круг и соединенного с ним перемычками, выходящими из углов квадрата. В одном из секторов круга данное изображение перекрыто знаком «угол», выполненным более рельефно, вероятно, в целях «усиления» символа (рис. 5, 1). Клеймо в виде композиции знаков «угол» с пересекающимися окончаниями. Изображение вписано в круг (рис. 5, 2). Фрагмент клейма в виде круга, внутри которого расположены две композиции: косой крест и «зачеркнутая елочка» (рис. 5, 3). Клеймо в виде двух точек, соединенных прямой. Из точек выходят изогнутые «углы» (рис. 5, 4). Тип 2. Клейма, представляющие собой сложные зеркальные композиции, состоящие из двух дуг с сильно загнутыми концами. Через них проходит линия, оканчивающаяся завитками. Подобные знаки встречаются как внутри концентрических кругов, так и без них. Изображения на клеймах отдаленно напоминают арабскую вязь (рис. 5, 5–9). Тип 3. Клеймо в виде букв «Я» и «В», изображенных совмещенно (рис. 5, 10). Клеймо в виде композиции, похожей на букву «У» с перечеркнутым основанием. Этот символ встречается как вписанным в круг, так и без него (рис. 5, 11–13). Тип 4. Клеймо в виде круга с вписанной в него косой решеткой (рис. 5, 14). В домонгольское время на памятниках района Куликова поля доминируют клейма группы А. Это круги, концентрические круги, клейма с лучево-кольцевой композицией, вилообразные символы, близкие к тамгам. В ордынское время чаще встречаются клейма с лучево-кольцевой композицией, происходит усложнение солярных символов. Во второй половине XIII в. на лесостепную территорию верховий Дона активно проникает символика, близкая кочевым народам. Именно в этот период увеличивается количество сосудов с клеймами (табл. 1). Появляются клейма, в основе которых лежат символы, внешне напоминающие арабскую вязь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Разделы портала «Азбука веры» Клеймо – прямоугольник, расположенный на иконе сбоку, сверху или снизу от основной, центральной её части (где представлено изображение главного сюжета иконы), заключающий изображение, связанное содержанием с центральным, дополняющее его или раскрывающее ту или иную сторону его содержания. Размер клейма значительно уступает размеру средника (главной, прямоугольной части иконы). Клейма могут располагаться по отношению к нему сверху, снизу, либо обрамлять его со всех четырех сторон. С развитием почитания святых в христианском искусстве появились не только изображения мучеников и подвижников, но и различные композиции, иллюстрирующие их жизнь, подвиги, кончину, прижизненные и посмертные чудеса. Развитие жанра жития в литературе оказало влияние на появление целого круга подобных сюжетов в настенной живописи и книжных иллюстрациях, что привело впоследствии к формированию «житийной иконы». Клейма в композиции иконы В центральной части иконы («среднике») расположено крупное изображение праздника или святого, которое окружено повествующими о нём сценами с пояснительными надписями. Каждая сцена может занимать как отдельное клеймо, так и его часть. В византийской иконописи использовались различные подходы к расположению сцен в клеймах. Анализ изображений аналогичен чтению книги и осуществляется слева направо и сверху вниз. Начинается чтение образов в левом верхнем клейме и продолжается до конца верхнего поля. Затем клейма следуют друг за другом попеременно на левом и правом поле иконы. Завершается чтение клейм в правом нижнем углу иконы. В некоторых случаях расположение сюжетов клейм может быть нарушено. В таких ситуациях тексты разных редакций житий позволяют прояснить замысел иконописца. Каждое клеймо сопровождает пояснительная надпись. Степень подробности текста зависит от времени написания иконы: в ранних иконах поясняющие тексты были краткими, позднее они становились более пространными. Источники сюжетов Основами сюжетов в клеймах выступают разные письменные источники: жития святых (как канонические, так и апокрифические), похвальные слова, сказания о чудесах, богослужебные тексты. Для икон библейских персонажей или событий привлекаются непосредственно тексты Священного Писания. К примеру, в клеймах иконы «Святая Троица в Бытии» последовательно говорится о событиях ветхозаветной истории, изложенной в книге Бытия. Если в изображении встречались чудеса, которые отсутствовали в житии святого, то это могло быть либо персональным требованием заказчика, либо вариантом сюжета, неизвестного в письменной традиции 1 . Устойчивый состав клейм изображал рождение, крещение, обучение святого грамоте, некоторые основные события его жизни, кончину, обретение мощей и посмертные чудеса. В житийных иконах святителей помещались клейма со сценами монашеского пострига и рукоположения во диаконы, пресвитеры и епископы. Клейма в православной иконописи

http://azbyka.ru/klejmo

4. Утварью церковной достаточны: риз лучших 15, среднего сорта 17, ветхих и к употреблению не годных 20. Стихарей лучших 12, средних 15, ветхих 10. Три дароносицы: две серебряные, из коих первая 53 золотн., вторая 45 золотн., под золотом серебро 84 пробы, и одна оловянная. Шесть Евангелий в лист, с серебряной позолоченной отделкой, одно из них большое в лист Александрийский; два Евангелия в 8-ю долю листа простой бумаги тоже с серебряной отделкой без пробы. Семь крестов серебряных под золотом, из коих первый с четырьмя финифтяными клеймами, унизанными стразами, весом 2 фунта, 84-й пробы, вторый 2 фунта 77 золотников; третий 2 фунта 21 золотн., четвертый 1 фунт 68 золотников; пятый для водоосвящения 44 золотника, шестой с четырьмя финифтяными клеймами, унизанными на манер страз, весом 1 фунт 8 1/2 золотников и седьмой тоже с финифтяными клеймами, обложенными стразами 1 фунт 8 золотников. Кресты первый и последние два 84-й пробы, а все прочие пробы [...] для хранения Св. Даров серебряный под золотом о трех ставах с ножками весом 2 фунта 90 золотников. Семь потиров серебряных под золотом; из коих первый под сеткой просекной с четырмя клеймами, весом: потир, дискос, звезда, лжица и две тарелочки 5 фунтов 78 золотн., второй потир с прибором 2 фунта 47 зол., четвертый потир с прибором 3 фунта 34 золотн., пятый потир с прибором 2 фунта 71 золотн., шестой потир с прибором 1 фунт 72 золотн., седьмой потир и звезда, с финифтяными клеймами, обложенными стразами, с прибором 2 фунта 42 золот. Два последних потира с приборами 84-й пробы, прочие же без пробы. Два ковша серебряные не пробные, весом 43 золотника, два копия с серебряными, непробными черешками и одна ложка для употребления кутии, весом 12 золотн. серебра непробного. Четыре кадила серебряные, первое из них под золотом весом 2 фунта 32 золотника, второе 1 фунт 45 золотн., третие 1 фунт, четвертое тоже 1 фунт, три последние серебра 84 пробы, и одно кадило медное. Блюдо серебряное весом 3 фунта 44 золотн. без пробы. Купель для крещения младенцев медная, луженая. Венцы для брачущихся двои медные из коих одни с финифтяными клеймами посеребренные. Сосуды для освящения хлебов медные посеребренные. Подсвечники и паникадила медные, из коих некоторые посеребренные. Аналогии и столы имеются исправные и благолепию храма приличные. Книги для церковного круга имеются все и к употреблению годны.

http://sobory.ru/article/?object=05942

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010