Один из наиболее интересных списков К. К. и. (55x39,7 см) сделан в 1703 г. калужским иконописцем Романом Родионовым (ГИМ); 2-строчная надпись о создании иконы расположена на нижнем поле (Чугреева. 2009. С. 180. Ил. 5). На боковых полях - изображения арх. Рафаила, прор. Анны, прп. Тихона и блж. юродивого Лаврентия Калужских. Образ находился в Никольском приделе храма Нерукотворного образа Спаса на Божедомке в Москве (ныне ул. Дурова), построенном в 1696 г. царицей Марфой Матвеевной в память об упокоении царя Феодора Алексеевича (разрушен в 1934) (Скворцов Н. А., свящ. Церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя на Божедомке в Пречистенском сороке, более известная по приделу св. великомученицы Параскевы-Пятницы. М., 1904. С. 3. Табл. I - икона в окладе). Список К. К. и. 1-й трети XVIII в. с 8 клеймами из Повести митр. Ермогена создан, видимо, в Калуге (Шесть веков русской иконы: Новые открытия: Выст. из частных собр. к 60-летию Музея им. Андрея Рублева/Авт. вступ. ст. и ред.-сост.: Н. И. Комашко. М., 2007. Кат. 52. С. 178. Ил. на с. 68). По сторонам средника - святители Гурий и Варсонофий Казанские в рост, вверху и внизу - клейма из истории явленного в 1579 г. образа Божией Матери в Казани. Под изображением К. К. и. на рамке средника надпись: «Истин(н)ое Изображение Подобиемъ I [ме]рою Ссамого Чюдотворнаго б[раза] Каза(н)ски Пре(с)ты Б(д)цы Что Вколги Смирн[ых]». В храмах Калуги бытовали списки К. К. и. с подобными надписями внизу. Об особом почитании Казанского образа в Калуге говорит основание здесь в 1-й пол. XVII в. Казанского девичьего мон-ря недалеко от Преображенской ц. Из монастырской описи 1857 г. известно, что храмовая Казанская икона, стоявшая слева от царских врат и украшенная серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями и жемчугом, имела клейма с изображениями чудес (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 2652. Л. 5). Значение К. К. и. как символа города выразилось в том, что она вместе с иконой Спасителя помещалась на величественных триумфальных Московских воротах города (Малинин. 2004. С. 71). Перед иконами на воротах теплились лампады, масло для к-рых было ежедневным пожертвованием калужан.

http://pravicon.com/info-4087

Казанская икона Божией Матери с 12 клеймами Повести митр. Ермогена. Кон. XVIII — нач. XIX в. (Богоявленский собор Анастасиина мон-ря в Костроме) Казанская икона Божией Матери с 12 клеймами Повести митр. Ермогена. Кон. XVIII — нач. XIX в. (Богоявленский собор Анастасиина мон-ря в Костроме) В XVII в. Казанские иконы «с чудесами» были широко распространены. В 1671 г. царь Алексей Михайлович повелел написать в приказ Тайных дел иконы разных иконографий, в т. ч. «Казанские Богородицы в чюдесех, как явилась в Казани и в Московское разоренье» ( Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 347). Сюжеты, связанные со Смутным временем (защитой Ярославля в 1609), известны лишь на раме от чудотворной Ярославской К. и., где 4 нижних клейма написаны на текст Сказания о ней. Широчайшее почитание К. и. в России привело к созданию многочисленных образов с ее историей, состав клейм варьируется. На К. и. из Мурома сер. XVII в. с 20 клеймами Повести митр. Ермогена подробно изображены события обретения образа, а из 16 чудес представлено лишь 6 (МИХМ; Иконы Мурома. М., 2004. Кат. 29. С. 199, 201. Ил. на с. 198, 200). К культуре Поволжья относится кузов-складень 2-й пол. XVII в. с 16 сценами Повести, располагающимися на створках и в их завершениях (ГТГ; Антонова В. И. Древнерус. искусство в собр. П. Корина. М., Кат. 101. С. 124. Ил. 120; Чугреева. Казанские иконы. 2010. С. 84 с ил.). Вологодскими мастерами в XVII в. исполнены К. и. из с. Порошина: с 12 клеймами истории обретения святыни (ВГИАХМЗ) и с 20 клеймами, где изображено 14 чудес (ТКМ). Развернутый цикл из 26 клейм (вверху и внизу они в 2 ряда) представлен на раме, относящейся к поволжской культуре нач. XVIII в. (ГИМ). Здесь события обретения святыни, перенесения ее крестными ходами, служения перед ней занимают 19 клейм, в 7 клеймах - чудеса. Рама рубежа XVII и XVIII вв. с 20 клеймами отличается от других пространственными построениями интерьеров в клеймах, К. и. изображена в перспективе в киоте со створами. Клейма сопровождаются подробными надписями (в 13 - чудеса) (РГИАХМЗ) ( Хохлова И.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

из собр. ЯХМ: Кат. выст. М., 2003. С. 289. Кат. 11. Ил на с. 28; Ярославский худож. музей. 2007. С. 136. Кат. 31. Ил. на с. 58). В 1610 г. был основан девичий ярославский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь ; 72 сестры пришли сюда из разоренной обители Рождества Пресв. Богородицы. Романовцы жалели об утрате святыни и ходатайствовали о возвращении ее в Романов, однако по патриаршему и царскому суду она была оставлена в Ярославле, а в Романов было указано сделать список в окладе, «со всем прикладом», и поставить там же, где прежде стоял чудотворный образ, о чем говорится в грамоте патриарха Ермогена от 29 июня 1610 г. (Список с Патриаршей грамоты: О чудотворном образе Пречистыя Богородицы Казанския, что в Ярославле в девичьем монастыре// Лебедев. 1864. С. 79). Список отправили в Романов 2 марта 1611 г. Казанская Ярославская икона Божией Матери, с ярославскими святыми. Кон. XVIII в. (ИАХМНИ) Казанская Ярославская икона Божией Матери, с ярославскими святыми. Кон. XVIII в. (ИАХМНИ) К. Я. и. была небольшой и являлась ранним списком, 80-х гг. XVI в., обретенного в 1579 г. в Казани образа. В соборе ярославского Казанского мон-ря она стояла, по описаниям XIX в., как и явленная в Казанском Богородицком мон-ре , в местном ряду иконостаса, слева от царских врат, в раме с клеймами. По богатству убранства образ считался едва ли не первым в Ярославле. Судьба К. Я. и. в наст. время неизвестна. Сохранились фотография нач. XX в. (см.: Альбом видов Ярославского Казанского жен. мон-ря: 1610-1910 гг. Б/м., б/г. Ил.) иконы в драгоценном окладе и раме и эта же рама от образа 90-х гг. XVII в. с клеймами Повести митр. Ермогена и Сказания о К. Я. и. (ЯХМ). Рама, судя по манере письма, написана в Ярославле в 90-х гг. XVII в. Лаврентием Севастьяновым (?) ( Кузнецова. 2002. С. 71-73). По среднику рамы, куда вставлялась чудотворная икона, определяется размер образа (28,7×24,3 см). В 16 клеймах рамы кроме событий явления иконы Божией Матери в Казани в 1579 г. и 2 чудес от нее, описанных в Повести митр.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

214). К. и. помещались в рамы с клеймами Акафиста Богородице, напр. Каргопольская Казанская икона. На большой (126×89 см) раме кон. XVIII в. с 37 клеймами и изображениями 32 икон Божией Матери на боковых полях, написанной палехскими мастерами (Иконопись Палеха из собр. МПИ/Сост.: Л. П. Князева и др. М., 1994. 44. С. 147. Ил. на с. 52-53), 25 клейм Акафиста совмещены с 12 клеймами Повести митр. Ермогена, расположенными в центральной части рамы вверху и внизу от средника с К. и. На К. и. письма Григория Белоусова (1785, ГТГ) в 20 клеймах помещены праздники, в нижнем ряду в центре - Боголюбская икона Божией Матери, Нерукотворный образ Спасителя и избранные святые. К. и. XVI - нач. XX в. в музейных и частных собраниях Казанская икона Божией Матери. 80–90-е гг. XVI в. (МП) Казанская икона Божией Матери. 80–90-е гг. XVI в. (МП) Списки явленной К. и. в XVI в. были распространены, но ныне встречаются достаточно редко. Один из них, 80-90-х гг. XVI в., передан в 2002 г. в дар РПЦ МП московским коллекционером С. Н. Воробьёвым ( Чугреева. «Державная Заступница». 2003. Ил. 3 на с. 7). К. и. кон. XVI в. в окладе рубежа XVI и XVII вв. была вложена в 1645 г. в Троице-Сергиев монастырь стольником А. Л. Плещеевым (СПГИАХМЗ) ( Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 150. С. 104. Ил. 150 между с. 40 и 41), она находилась в алтаре Никоновского придела Троицкого собора. Др. К. и., датируемая XVI в. (СПГИАХМЗ) (Там же. Кат. 215. С. 129), стояла «на тябле» над местным рядом (в пядничном ряду) иконостаса Троицкого собора, слева от царских врат ( Чугреева. О почитании Казанской иконы. 2008. С. 70). К. и. нач.- 1-й трети XVII в. имеют размер пядниц и воспроизводят иконографию явленной К. и. Многие из них относятся к культуре Москвы, напр. икона, созданная по заказу кн. И. И. Шуйского, приближающаяся по размеру (28,7×24,2 см) к явленной К. и. (ГРМ) («Пречистому образу Твоему поклоняемся...». СПб., 1995. 146. С. 231 с ил.). Эти иконы имеют разные фоны: золотые, розоватые с притенениями (Святые образы: Рус.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

75). Для большинства К. и. с клеймами лит. источником истории и чудес послужила Повесть митр. Ермогена. Наиболее ранняя рама 2-й четв. XVII в. с 20 клеймами на сюжеты Повести с подробным изображением чудес (14 из 16) написана строгановскими мастерами и происходит из Никольской ц. дер. Нюба Котласского р-на Архангельской обл. (СИХМ; Иконы Строгановских вотчин XVI-XVII вв.: Кат.-альбом/ВХНРЦ. М., 2003. Кат. 63. С. 69-70. Ил. на с. 69, 187). Клейма «читаются» слева направо в соответствии с текстом Повести. В последнем клейме - редкое изображение строительства каменного Казанского собора девичьего мон-ря в Казани. Особенности иконографии клейм свидетельствуют о стремлении иконописца как можно точнее передать текст Повести ( Чугреева. Казанский образ. 2009. С. 96-100. Ил. 5 на вклейке). Порядок клейм: 1) Явление иконы Богородицы в огненных лучах девице Матроне; 2) Мать и девица приходят к воеводе и рассказывают ему о явлении, но он не слушает их; 3) Мать и девица приходят к архиеп. Иеремии, но он не верит им; 4) Обретение иконы девицей Матроной в земле. К месту обретения приходит крестный ход (справа); 5) Поставление обретенной иконы в ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского) и моление перед ней; 6) Исцеление просителя милостыни Иосифа около Благовещенского собора Казанского кремля; 7) Исцеление слепца Никиты в Благовещенском соборе; 8) Исцеление некоего человека из Свияжска, одержимого «лютой» болезнью; 9) Исцеление слепого младенца; 10) Исцеление жены боярского сына Ивашки от болезни ног; 11) Исцеление сухорукой жены поселянина. Жена рассказывает архиепископу о чуде (справа); 12) Исцеление больного ногами Исаака, по прозвищу Бык, из Казани; 13) Исцеление от болезни глаз Елены, жены попа Григория из с. Тагашева. Елена, не доходя до Казани 7 верст, видит свет и исцеляется (справа); 14) Исцеление от болезни глаз инока Троицкого мон-ря в Казани Иосифа; 15) Исцеление бывшего «во иступлении ума» Козьмы Окулова из Лаишева; 16) Исцеление не видевшей 40 дней Пелагеи из Казани; 17) Исцеление от «трясовицы» и болезни глаз Трофима Ларионова из Самары. Дома Трофим видит во сне икону Божией Матери и слышит глас, повелевший ему идти к чудотворному образу (слева); 18) Исцеление жены свияжского попа Ивана Домны от беснования; 19) Исцеление от болезни рук и ног жены скорняка Дмитрия из Казани Домны и ее дочери Неонилы. Дмитрий находит дочь Неонилу дома здоровой (справа); 20) Строительство каменного храма в честь явления иконы Божией Матери «Одигитрия» (позднее названного в честь К. и.) в девичьем мон-ре в Казани.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

На 1-м плане, перед храмом Покрова Пресв. Богородицы (т. е. у Лобного места),- народ. В левой группе - воинские полки, слева - кн. Д. М. Пожарский в доспехах, княжеском плаще на меху и отороченной мехом шапке. В правой группе - иеромонахи в клобуках с иконами Спасителя и Московской Казанской иконой Божией Матери, с к-рой был взят Китай-город. Ее держит, видимо, архимандрит Троице-Сергиева мон-ря Дионисий (Зобниновский), возглавлявший в тот день на площади духовенство. Совершается молебен перед иконами, диакон кадит. Перед Казанской иконой благословляющий архиеп. свт. Арсений Элассонский в саккосе, омофоре и митре ( Чугреева Н. Н. О трёх чудотворных иконах «Богоматери Казанской» в связи с пребыванием в России архиеп. Арсения Елассонского//Арсений Елассонский - архиепископ Суздальский: Сб. науч. статей/Сост.: А. А. Тенёткина. Владимир, 2008. С. 86-87; С. 87 с ил.). Изображение в росписях Казанской ц. уникальной композиции схода рус. войск у Лобного места и празднования победы с Казанской иконой свидетельствует об особом почитании этого образа в Москве и Поволжье в Смутное время, подчеркивает значение ополчений поволжских городов в деле освобождения Руси от интервентов. Сохранилась Казанская икона-пядница рубежа XVII и XVIII вв. «рыбнослободского» письма, к этому же времени относится исполненная местными мастерами рама с 20 клеймами Повести митр. Ермогена (РГИАХМЗ). В среднике рамы - самая ранняя в собрании Рыбинского музея Казанская икона 2-й пол. XVII в. ( Хохлова И. Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. С. 49, 6; С. 48, 49. Ил.; С. 113, 34; С. 112, 113. Ил.; С. 114, 35; С. 114, 115. Ил.). Лит.: Гумилевский М., прот. Краткое ист. и хронол. описание г. Рыбинска//Ярославские ГВ. Ч. неофиц. 1871. 4. С. 12; 5. Ч. неофиц. С. 14, 15; Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в. и упраздненные мон-ри и пустыни в Ярославской епархии// Титов А. А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие… И. А. Вахромееву. М., 1906. Вып. 5. С. 162-163; Писцовая книга дворцовой Ловецкой рыбной слободы 1674, 1675 и 1676 гг.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Минеям). П., 1951. С. 134-135; М., 2008п. С. 130-131). Благодатная сила явленной Казанской иконы подчеркивается сравнением ее с Нерукотворным Лиддским образом Божией Матери, относившимся к типу «Одигитрия» (седален по 3-й песни 2-го канона, глас 8), утвердившим своим появлением в К-поле в эпоху иконоборчества победу иконопочитания, подобно тому как Казанская икона укрепила правосл. веру и иконопочитание в Казани. Служба Казанской иконе помещена в первые московские печатные Минеи 1629 г., 1645 г., Трефологион 1637 г., 1638 г. Казанская икона Божией Матери с 20 клеймами. 1785 г. Иконописец Григорий Белоусов (ГТГ) Казанская икона Божией Матери с 20 клеймами. 1785 г. Иконописец Григорий Белоусов (ГТГ) Царской династией Романовых Казанская икона почиталась как новая гос. святыня. В 1613 г. царь Михаил Феодорович повелел установить ей празднование дважды в год - 8 июля, в день обретения в Казани, и 22 окт., в день освобождения от поляков (ПСРЛ. Т. 14. [Ч.] 2. С. 133). В 1-й праздник «осенней Казанской», 22 окт. 1613 г., в Москве служили во Введенской ц. на Сретенке, куда был выдан особый, «праздничный» ладан ( Павлович. 1995. С. 226-227). Сюда стали совершать т. н. Большие крестные ходы из Успенского собора Московского Кремля. Описание церковных служб и крестных ходов «к Пречистой Казанской на Устретеньскую» (на Сретенку) дает «Сказание действеных чинов» Успенского собора Московского Кремля, составленное в 1621/22 г., при патриархе Филарете ( Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1908. С. 15-17, 61-62). Накануне праздника при звоне на Большой Успенской звоннице в новый большой колокол «Реут» и при трезвоне «во вся» царь Михаил Феодорович ехал к вечерне во Введенскую ц., здесь все молились пред М. К. и. В Успенском соборе Московского Кремля обычно в присутствии патриарха Филарета служилась великая вечерня с литией, впосл. всенощная. На литию выходили не только священнослужители собора, но и архимандриты и игумены мон-рей, священники и диаконы, съезжавшиеся в Москву из различных городов, а также московское городское и посадское духовенство ( Никольский. 1911. С. 12-13). По окончании вечерни в центре собора перед Казанской иконой из Успенского собора, поставленной на аналой, совершался молебен. Утреня служилась с полиелеем, на величание выходил патриарх, свечи к величанию присылались из царского дворца. По отпусте утрени благовестили в валовой колокол (нижнего, валового, яруса колокольни Ивана Великого) для Большого крестного хода. Казанская икона Божией Матери с 25 клеймами Акафиста Божией Матери и 12 клеймами Повести митр. Ермогена. Кон. XVIII — нач. XIX в. (МПИ)

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Еще более насыщена христианскими мотивами основная редакция " Сказания о Мамаевом побоище " . Услышав о нашествии князь Димитрий сначала молится перед своей домашней иконой: " И ставъ предъ святою Господня образа, яже въ зrлabiu его стояще и, падъ на колену свою, нача молитися " (Повести 1959:47). Еще до начала сражения он хочет пострадать за веру Христову, при этом пострадать даже до смерти (Повести 1959:251,298). Общеизвестен факт поездки князя в монастырь: Димитрий " поеде къ Жывоначальной Троици на поклонъ къ отцу своему преподобному старцу Cepriю блarocлobehia получити от святыа тоа обители " (Повести 1959:251). Прп. Сергий призывает князя на Литургию, дает ему освященную просфору, окропляет князя и приближенных его святой водой, а инокам Пересвету и Ослябе дает оружие нетленное - крест (здесь опять возникает мотив контаминации креста и меча при защите Христианства). Возвратясь в Москву, великий князь молится в Успенском соборе сначала перед иконой Спасителя, потом перед иконой Владимирской и у раки с мощами свт. Петра Московского чудотворца (Повести 1959:253,300). В Архангельском соборе князь взывает к Богу перед иконой архангела Михаила (Повести 1959:254,301). Будучи уже на Непрядве князь и воеводы " взьехавъ на высоко место и увидевъ образы святыхъ, иже суть въображени въ xpucmiahьckыxъ зhaмehiuxъ, акы hekiu светильници coлheчhiu светящеся въ время ведра " (Повести 1959:62). Там князь слез со своего коня и " паде на колени свои прямо великому пълку чернаго зhaмehia, на немъ же въображенъ образъ Владыкы Господа нашего Исуса Христа " и начал молиться (Повести 1959:264,312; ср.188). Князь Дмитрий многократно призывает на помощь свв. Бориса и Глеба (Повести 1959:265,272,273,305,314,321,323,328,329), а перед самым сражением он молится перед крестом (Повести 1959:267). Очень показательно, что князь Дмитрий сравнивается с Константином Великим, с царем Давидом, с Александром Македонским, с Гедеоном (Повести 1959:263). Если в других произведениях цикла князь призывает умереть за Христианство, за святые церквии, то здесь на первое место выходит князь, и его соратники говорят, что они готовы головы свои положить " за тебе, Государя, и за святыа церкви и за провославъное xpucmiahcmbo " (Повести 1959:67). И далее в Повести соратники князя готовы смертью умереть " за святую веру христианскую " , они кладут головы " за святые церкви и за православное христианство " (Повести 1959:269,274). А при возвращении с битвы уцелевшие воины поют псалмы, а также тропари мученикам и богородичны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Над окнами выложены щековые распалубки. В первом ярусе колокольни – коробовый свод. В основании свода частично сохранился профилированный лепной карниз с модульонами и сухариками. Оконные и дверные проемы очерчены тянутыми рамами. В основном объеме храма на стенах и на своде фрагментарно уцелела живопись, выполненная в 3-й четв. 19 в. в стиле псевдобарокко. На восточном лотке свода помещено «Воскресение», на остальных – три сцены Страстей: «Несение креста», «Снятие со креста» и «Положение во гроб». Клейма с евангелистами расположены в угловых частях свода, переходя с лотка на лоток. Центральная композиция на западной стене – «Взятие Богородицы на небо», по сторонам от нее размещены клейма с заповедями блаженства. Большие клейма имеют гризайльные кокошники и «консоли» в основании, малые клейма оформлены пышными картушами с растительными мотивами орнаментики. Фриз под окнами второго света декорирован крупными лепестковыми розетками. Гризайльное оформление выполнено в золотисто-коричневой гамме. Фоны сюжетных композиций серовато-коричневатые, драпировки тонированы красным, синим, зеленым и белым. При высокой сложности орнаментики, клейма написаны менее профессионально. В них присутствует ориентация на образцы академической живописи. Откосы окон расписаны под мрамор. Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 179; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 238, 610; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 152; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 11: Нерехта и Нерехтский район. Кострома, 2009. С. 219-221. http://svodokn.ru/object/101525409?open=true Комментарии и обсуждение В 2022 г. здание церкви было законсервировано: восстановлена кровля, частично луковки куполов, заделаны окна и двери. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=13236

Некоторые повести второй половины века, такие как «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве», многие исследователи относят к предыстокам русского романа. В них наличествует сложный занимательный сюжет со строго продуманной композицией, имеются любовные перипетии, большое количество персонажей. Написаны они живым разговорным языком, да и по своему объему также выделяются из общего ряда повестей. Сопоставление этих сочинений с повестями первой половины века показывает дальнейшую тенденцию в эволюции повести – развитие в ней любовно-приключенческого плана, что привело к формированию в конце XVII – начале XVIII века самостоятельного жанра авантюрной повести. Первая из них интересна тем, что вымышленный персонаж повести Савва «обряжен» автором в «исторические одежды» – ему дана фамилия Грудцын, широко известная в купеческой среде: род Грудцыных-Усовых входил в сотню крупнейших торговцев XVII b. А рядом с ними присутствуют в повести и другие исторические лица – царь Михаил Федорович, бояре Семен Стрешнев и Борис Шеин (названный, правда, Федором). Введением в повествование исторических лиц автор стремился придать «истинность» своему вымыслу. Но и этот вымысел строится на обобщении: в образе Саввы Грудцына выведен обобщенный образ «служивой» России XVII b. Фабульной основой повести служит борьба добра и мирового зла. Любовная коллизия в этой борьбе играет значительную роль. Греховная страсть приводит юношу Савву к продаже души дьяволу, т. е. ведет к погибели. Олицетворением добра и милосердия выступает Богородица, зла – «князь мира сего». Сюжет повести также построен на евангельской притче о «блудном сыне», только возвращается юноша не к земному отцу, а Отцу Небесному: исполняя данный Богородице обет, уходит в монастырь. Иной тип героя – Фрол Скобеев – продиктован иным временем. В «Повести о Савве Грудцыне» была «оглядка» на начало века, на старые, в том числе литературные, традиции (в повести отразилась религиозная легенда о чуде Богородицы), для автора «Повести о Фроле Скобееве» – века уходящего (повесть, скорее всего, была написана в Петровское время, в конце XVII или начале XVIII b.). С ним уходила вера и в чудесную помощь потусторонних сил. Петровские реформы пробудили в человеке активность и веру в собственные силы. Таким и предстает в повести «плут и мошенник», бедный новгородский дворянин Фрол Скобеев, поставивший перед собой цель разбогатеть и изменить свое социальное положение. Путем обмана он женится на дочери сановного стольника Нардина-Нащокина и тем изменяет свой общественный статус. По сути, «Повесть о Фроле Скобееве» является предтечей русского социально-бытового романа. Предмет рассмотрения повести – переоценка общественный ценностей и новая мораль, появившаяся в петровское время.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010