Публикация 441198 От автора Несколько пояснительных слов о структуре данного учебного пособия. Оно состоит из 10 глав, каждая из которых посвящена раскрытию истории отдельной Поместной Автокефальной Православной Церкви. Порядок расположения Церквей соответствует существующему в Русской Православной Церкви диптиху. Здесь сразу же может возникнуть вопрос: в каком порядке следовало бы перечислять все Поместные Православные Церкви в списках этих Церквей? Самый естественный порядок – это хронологический, т.е. распределение Церквей по времени их основания. Этот порядок удобен при возникновении новых Поместных Церквей: новая Церковь ставится в конце списка. Действительно, в древнейшем памятнике христианской письменности — «Пстановлениях Апостольских» (кн. VII, §46. Казань, 1864. С. 243—244) употребленименно хронологический порядок: Иерусалимская Церковь поставлена на первое место, а Римская на пятое. Но отцы Шестого Вселенского Собора употребили иной принцип – политическое значение кафедральных городов той или другой Поместной Церкви, поэтому древнейшая Иерусалимская Церковь ими была поставлена на пятое место. «Определяем, заявили они, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом Древнего Рима, и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым понем; после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима»(правило 36; ср. правило 3 Второго Вселенского Собора). Отсюда можно заключить, что существующие списки Поместных Церквей не имеют основ догматических. Они не означают и каких-либо преимуществ власти одной Церкви над другой. Все Автокефальные Поместные Православные Церкви равноправны, о чем довольно ясно свидетельствует 39 правило Шестого Вселенского Собора, уравнивающее две в то время разные по положению ЦерквиКипрскую и Константинопольскую. «Да имеет, — говорится в упомянутом правиле, - Новый Иустианополь (новая кафедра Предстоятеля Кипра после его вынужденного переселения с паствой в Геллеспонт. – К.С.) права Константинополя». Распределение Церквей по списку имеет лишь практическое значение, например, при определении мест во время совместного совершения богослужения представителями разных Церквей, во время заседании Собора и т.п.

http://sedmitza.ru/lib/text/441198/

При участии Предстоятелей и гостей из Поместных Православных Церквей состоялось заключительное заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2 декабря 2017 г. 23:58 2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное заключительное заседание Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. В заседании, которое прошло под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, приняли участие Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву на торжества, посвященные 100-летию восстановлению Патриаршества в Русской Церкви. В президиуме присутствовали: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор II , Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X , Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III , Святейший Патриарх Сербский Ириней , Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил , Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II , Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий , Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва , Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав , Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон , глава делегации Грузинской Православной Церкви митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор, глава делегации Болгарской Православной Церкви митрополит Ловчанский Гавриил, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий , митрополит Токийский и всей Японии Даниил . В Зале церковных соборов, кроме участников Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и членов делегаций Поместных Православных Церквей, собрались представители московского духовенства. Заседание транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». Обратившись к присутствовавшим, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что последнее заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви носит торжественный характер и посвящается историческому событию — 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. «Это событие произошло, может быть, в самый трудный момент нашей национальной истории, когда случился революционный слом всей жизни, когда очень много сил, внешних и внутренних, восстало на Церковь Божию и на Церковь уже обрушились кровавые гонения, напомнил Его Святейшество.

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/5076...

Состоялось заключительное заседание Архиерейского Собора декабря 2017 2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное заключительное заседание Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. В заседании, которое прошло под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла , приняли участие Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву на торжества, посвященные 100-летию восстановлению Патриаршества в Русской Церкви. В президиуме присутствовали:  Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор II ,  Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X ,  Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III ,  Святейший Патриарх Сербский Ириней ,  Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил ,  Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II ,  Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий ,  Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва ,  Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав ,  Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон , глава делегации  Грузинской Православной Церкви  митрополит Ахалцихский и Тао-Кларжетский Феодор, глава делегации  Болгарской Православной Церкви  митрополит Ловчанский Гавриил,  Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий ,  митрополит Токийский и всей Японии Даниил . В Зале церковных соборов, кроме участников Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и членов делегаций Поместных Православных Церквей, собрались представители московского духовенства. Заседание транслировалось в прямом эфире телеканала " Союз " . Обратившись  к присутствовавшим, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что последнее заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви носит торжественный характер и посвящается историческому событию - 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.  " Это событие произошло, может быть, в самый трудный момент нашей национальной истории, когда случился революционный слом всей жизни, когда очень много сил, внешних и внутренних, восстало на Церковь Божию и на Церковь уже обрушились кровавые гонения, напомнил Его Святейшество.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Фото из архива епископа Барышевского Виктора ЖМП 4 апрель 2019 /  22 апреля 2019 г. 15:40 Епископ Барышевский Виктор: Не бойтесь ничего, будьте с Богом, и Бог будет всегда с вами Глава Представительства Украинской Православной Церкви при европейскихмеждународных организациях об отстаивании прав верующих на Украине В непростой ситуации, которая складывается сегодня для Украинской Православной Церкви, она вынуждена прибегать не только к правовой защите внутри государства, но и обращать внимание международных организаций на нарушения прав верующих в стране. О том, как это происходит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал глава Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Барышевский Виктор (Коцаба). PDF-bepcuя — Ваше Преосвященство, наш первый вопрос закономерен — как чада Украинской Православной Церкви воспринимают ситуацию, связанную с предоставлением так называ­емой автокефалии, а по сути с легализацией раскола? — Верующие люди хорошо понимают, что эта ситуация скорее связана с политикой, чем с вопросами веры. Поэтому сегодня все усилия, которые предприняты и властями Украины, и Константинопольским Патриархом, не принесли ожидаемого результата. Цель уврачевать разделение и привести к единству не достигнута. Более того, такие действия Константинополя на Украине еще более усугубили пропасть, которая разделяет многих людей, живущих в нашей стране. Совсем недавно на это же указал Синод Кипрской Православной Церкви, который констатировал, что вмешательство Константинопольского Патриарха в дела другой Поместной Церкви не принесло ожидаемого единства, хотя сам Константинопольский Патриарх оправдывал свои действия именно этим. А Управление Верховного комиссара ООН по правам человека в своем докладе о ситуации с правами человека на Украине в преддверии выборов констатировало, что автокефалия обострила противоречия между православными, поставила под удар исключительно Украинскую Православную Церковь. В наше время обрушивается много критики в адрес Украинской Православной Церкви, которую пытаются очернить и опорочить всеми возможными способами. О Церкви говорят политизированными фразами, навешивают ложные ярлыки, предъявляют безосновательные обвинения. Это делают люди, которые совершенно не понимают природы Церкви. В истории такое уже неоднократно было и еще будет, если Господь продлит жизнь на этой земле.

http://e-vestnik.ru/church/goneniya_prav...

поиск:   разделы   рассылка Константинопольский патриарх не имеет связи с украинскими раскольниками В конце июля в столицу Украины на торжества, посвященные 20-летию служения на Киевской кафедре Блаженнейшего митрополита Владимира, прибыли делегации Поместных Православных Церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Польской, Православной Церкви Чешских земель и Словакии, Православной Церкви в Америке. В день памяти святого равноапостольного князя Владимира члены делегаций вместе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, постоянными членами Священного Синода Русской Православной Церкви и другими иерархами сослужили Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за Божественной литургией на Соборной площади Успенской Киево-Печерской лавры. В ходе пребывания в Киеве ряд представителей Поместных Церквей в интервью порталу " Православие в Украине " высказали свое отношение к проблеме церковного раскола на Украине. В частности, глава делегации Константинопольского Патриархата митрополит Галльский Эммануил выразил убеждение, что к восстановлению церковного единства есть " единственный путь – это возвращение раскольников в Православную Церковь, которую возглавляет митрополит Владимир " . " Считаем, что сам образ, личность и деятельность митрополита Владимира как Предстоятеля Украинской Православной Церкви на протяжении последних 20 лет были и остаются главными факторами стабильности церковной жизни в Украине " , – отметил иерарх. При этом митрополит Эммануил напомнил, что " Константинопольский Патриархат не имеет связей с раскольниками, он их не признаёт и не признáет. И Константинопольская Церковь не имеет другой линии, кроме той, которая присуща всем православным. Не может быть даже и речи об одностороннем признании раскольников " . Говоря о том, что звучащие время от времени утверждения о возможности такого признания никоим образом не связаны с реальностью, он сравнил их с известным произведением У. Шекспира: " Как Шекспир написал " Сон в летнюю ночь " , так и Филарет пытается написать свой " Сон в летнюю ночь " " .

http://religare.ru/2_96163.html

Архив Пн В праздник Рождества Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя г. Москвы Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов. Звук: Александр Бригадов. 21 сентября 2016 г. 16:03 21 сентября 2016 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Храм Христа Спасителя стал в этот день центром торжеств, посвященных 1000-летию присутствия русских монахов на Святой Горе Афон и 150-летию рождения преподобного Силуана Афонского. Накануне сюда  был принесен  ковчег с честной главой русского святогорского подвижника преподобного Силуана Афонского. За Литургией Его Святейшеству сослужили:  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ;  митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ;  митрополит Астраханский и Камызякский Никон ;  митрополит Смоленский и Рославльский Исидор ; митрополит Лимассольский Афанасий ( Кипрская Православная Церковь );  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник  Троице-Сергиевой лавры ; епископ Адрианопольский Евлогий, игумен Рыльского монастыря ( Болгарская Православная Церковь );  епископ Видновский Тихон ;  епископ Штутгартский Агапит ;  епископ Серпуховской Роман ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Кронштадтский Назарий , наместник  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ;  епископ Касимовский и Сасовский Дионисий ;  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ;  епископ Рубцовский и Алейский Роман ;  епископ Колыванский Павел ;  епископ Вилючинский Феодор . Также среди сослужащих были:  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г.

http://patriarchia.ru/db/text/4620224.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Недопустимо извращать истину в вопросе церковной автокефалии Греческий богослов протопресвитер Георгий Металлинос призывает взять за образец предоставление самостоятельности Элладской Церкви 06.12.2018 886 Время на чтение 5 минут В последние годы возникли две претензии на церковную самостоятельность. Речь идёт о Греческой Церкви Соединённых Штатов Америки, находящейся под юрисдикцией Вселенского Патриархата, и Церкви Украины , которая является частью Русской Церкви (см. действующие «Диптихи Элладской Церкви» за 2018 год). Как первый случай является внутренним делом Вселенского Патриархата, так и второй непосредственно касается Русской Православной Церкви. Об обеих ситуациях, особенно о второй, написано много, выражен ряд разнообразных мнений. Мы не хотим добавлять ещё одну точку зрения, поскольку Церковь оказалась вовлечённой в международную политику и противоречия сильных века сего, а также в планы «Нового порядка» по установлению глобального контроля и власти. Это политическая проблема, скрывающаяся под религиозной одеждой. Тем не менее, мы постараемся дать опосредованный ответ на эту проблему на историческом примере предоставления автокефалии Элладской Церкви (1850 г.) - в данном случае ясно определены церковно-канонические нормы автокефалии, показано как Вселенский Патриархат подходил к процедуре предоставления автокефалии прежде. 1. Церковно-канонический термин «автокефалия» появился в IV-V вв. по Р. Х. Он означает каноническое (т.е. согласно с канонами) существование поместной Церкви, функционирующей независимо от любой другой власти, в духе единства с полнотой Православной Церкви. Автокефальным (с собственным главой=самоглавным) является поместный Синод Епископов области, который без внешнего влияния определяет внутреннее функционирование Церкви, на основании соборного принципа. Цель предоставления автокефалии - помочь поместной Церкви свободно и беспрепятственно исполнять свою миссию. Первая автокефалия в истории была предоставлена Третьим Вселенским Собором (Эфес, 431 год) Кипрской Церкви. В 1589 году пребывающая под иноземным владычеством Константинопольская Церковь признала автокефалию Русской Церкви. Дело происходило следующим образом: Патриарх Иеремия II Транос (1586-1595, третье патриаршество), находясь в 1586 году в России, принял запрос царя о создании Московской Патриархии и в 1589 году хиротонисал митрополита Московского Иова в Патриарха всея Руси. Но необходима была ещё и соборная санкция. Она была предоставлена на Соборе 1593 года в Константинополе. Это событие свидетельствует, что в истории Церкви автокефалия всегда предоставляется Собором, а не Патриархом (даже если он обладает таким большим влиянием, как Иеремия II). Предоставление автокефалии никогда не должно разрушать единство поместных Православных Церквей, которое сохраняется единой Верой, единым богослужением и общим каноническим порядком.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/06/ne...

Русская Православная Церковь и Кипр Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 60; 2010, 2011 24 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 60; 2010, 2011 Русские христиане издавна поддерживали тесные связи с Православными Церквами Востока, и эти связи не прерывались на протяжении целого тысячелетия. Обзору исторических связей Русской Православной Церкви с одной из древних Церквей Востока, имевшей апостольское происхождение — Кипрской Православной Церковью, и посвящена настоящая статья 1 . Кипр и Киевская Русь Сведения о Кипре стали известны на Руси в большой степени благодаря святителю Епифанию Кипрскому (367–403 гг.), почитание которого на Руси повелось исстари. Святитель Епифаний, будучи уроженцем Палестины, в 367 году был избран епископом Саламина на Кипре и в течение последующих 36 лет вплоть до своей кончины управлял этой епархией. Учение об управляющих миром бесплотных силах, содержащееся в одном из сочинений святителя Епифания, было известно на Руси уже в XI веке; оно цитируется древним летописцем, который на этом основании объяснял все небесные явления 2 . Слово святителя Епифания Кипрского “О 12 камнях” было включено в “Изборник Святослава” (1073 г.) 3 . Ещё большую известность снискало другое его сочинение — “Слово о погребении тела Христова”, включённое в “Клотцов сборник” — глаголический памятник древнеславянской письменности XI века 4 . О самом же Кипре упоминается в Лаврентьевской летописи в перечне стран, унаследованных одним из сыновей Ноя — Хамом 5 . Это известие переходит вместе с изложением библейской истории во все последующие летописные своды. Русские христиане издревле стали предпринимать паломничества в Святую Землю, и по пути в Палестину некоторые из них посещали Кипр. Первым письменным свидетельством такого рода является “хожение” игумена Даниила, который осуществил путешествие на Восток во времена княжения киевского князя Святополка Изяславовича (1098–1113 гг.), в то самое время, когда в результате крестовых походов вновь открылся доступ в Палестину паломникам из европейских стран.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Был ли святитель Мелетий Антиохийский рукоположен арианами: об еще одной ложной аналогии в вопросе о хиротониях 3 травня 2022 р. 16:36 На сайте Отдела внешних церковных связей опубликована статья епископа Белогородского Сильвестра , викария Киевской митрополии, ректора Киевской духовной академии и семинарии . В ходе полемики о порядке принятия в Церковь лиц, получивших рукоположения в раскольнических сообществах, постоянно звучат ссылки на различные исторические прецеденты. В частности, защитники позиции Константинопольского Патриархата , который принял в общение членов УПЦ КП и УАПЦ без повторения над ними хиротоний, указывают на примеры принятия в Церковь в сущем сане лиц, рукоположенных не только раскольниками, но даже и еретиками. Однако, как правило, при ближайшем рассмотрении эти примеры оказываются далекими от однозначности. Мы здесь обратим внимание лишь на один из таких примеров, поскольку ссылки на него встречаются довольно часто. Имеется в виду рукоположение свт. Мелетия, возведенного на Антиохийский престол в 360 г. В литературе можно встретить утверждения о том, что он был рукоположен арианами. Об этом говорят как древние церковные писатели, так и современные исследователи. Например, Сократ Схоластик в своей «Церковной истории» сообщает, что в Антиохии сторонники Никейского вероисповедания полагали, что «Мелетий получил рукоположение по определению ариан» (Кн. II, гл. Свт. Епифаний Кипрский писал, что свт. Мелетий «поставлен был арианами, приверженцами Акакия [Кесарийского]» (Панарий. 73, Совсем недавно об этом же писали епископ Кирилл (Катерелос, ныне — митрополит Киринийский в юрисдикции Константинопольского и настоятель кельи святой Анны на горе Афон архимандрит Как известно, свт. Мелетий был уже при жизни окружен особым почитанием как в Антиохии, так и в Константинополе. А в 381 г. он даже был председателем на II Вселенском Соборе. Как эти факты согласовать с обвинениями в арианстве? Отметим, что ответы по данному вопросу уже давались некоторыми православными тем не менее постараемся более внимательно рассмотреть этот сюжет церковной истории.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5923017...

Документы Заявление Священного Синода Украинской Православной Церкви о ситуации в украинском и мировом Православии 03.04.2019 18:50 Священный Синод Украинской Православной Церкви на заседании 3 апреля 2019 года обсудил ситуацию в церковной жизни Украины и в мировом Православии после антиканонического предоставления Константинопольским Патриархатом Томоса об автокефалии новосозданной «Православной Церкви Украины», и заявляет следующее: 1. Констатируем, что идея преодоления церковного раскола в Украине через предоставление Томоса об автокефалии неканоническим церковным группировкам («УПЦ КП» и «УАПЦ») оказалась ошибочной. Ни одна из Поместных Православных Церквей не признала этого незаконного деяния Константинопольского Патриархата, а значительная часть Поместных Церквей, в частности Антиохийская, Русская, Кипрская, Сербская, Польская, Албанская и Православная Церковь в Чешских землях и Словакии в различных формах уже выразили свое несогласие с решениями Константинопольского Патриархата. Поместные Церкви также заявили, что не признают новосозданную «Православную Церковь Украины», не признают действительность хиротоний в этой структуре и запрещают своему духовенству иметь любое молитвенное общение и литургическое сослужение с ее представителями. Таким образом, не произошло рецепции, то есть восприятия мировым Православием этих действий Константинопольского Патриархата, который фактически попытался легализовать раскол. Соответственно, легализация раскола – это не тот путь, которым можно достичь церковного единства. Напоминаем, что согласно историко-канонической традиции Церкви, автокефалия предоставляется только единой Церкви в пределах конкретного государства, а не какой-то части, отколовшейся от Тела Церкви. 2. Следует признать, что историческая и каноническая аргументация, приводимая Константинопольским Патриархатом относительно собственного права и возможности вмешательства в дела других Поместных Церквей, является безосновательной, искусственной, надуманной и противоречит церковным канонам.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010