Статистика Иаков (брат Господень), ап. Сего апостола Иакова, согласно с божественным Евангелием (Матф. XIII, 55) и словами ап. Павла (Гал. I, 19), Православная Церковь называет сыном обрученника от первой его жены и родным братом ап. Симона, Иуды и Иосии, и также Малым или Меньшим (Марк. XV, 40), и отличает от Иакова Зеведеева, коему совершает она празднование в 30 день апреля, и от Иакова Алфеева, коему бывает празднование 9 октября. Многие считают Иакова, брата Господня, одним лицом с ап. Иаковом Алфеевым, причисляют к лику двенадцати и называют Малым для отличия от ап. Иакова Зеведеева, призванного в апостольство и умершего прежде Икова Алфеева. Но Церковь в предисловии к Богослужебной книги апостол, в прологе под 23 числом октября, и 4 января в Минее-четьей, и в священных песнопениях под теми же числами, согласно с Писанием и Преданием, ясно отличает Иакова Малого, брата Господня по плоти, от Иакова Алфеева. Иаков, песнословимый в 23 день октября, нигде не называется Алфеевым, но именуется сыном Иосифа древоделя, от первой жены, братом Иосии, Симона и Иуды (Матф. ХШ, 55. Марк. VI, 3), спутником Иосифа и Марии, когда они удалялись с младенцем Христом в Египет, и прославляется братом Божиим, братом Иисуса, глаголемого Христа; первым иерархом Иерусалима, научающим нас «даянию благому и дару совершенну от Отца светов подаятися человеком» (Иак. 1,17); следовательно писателем того соборного послания, которое между священными книгами Нового Завета носит имя послания Иаковлева; наконец священномучеником, сверженным за веру Христову с крыла церковного. Основание, по которому Православная Церковь отличает Иакова брата Господня от Иакова Алфеева, частию указано в Писании, в коем братья Иисуса Христа по плоти этим самым названием отличаются от двенадцати Его учеников (напр. Иоан. II, 12. VII, 3—5. Марк. III, 31. Лук. VIII, 19), а равно отличаются и писателями Церкви. Так, Евсевий Кесарийский, св. Кирилл Иерусалимский (365—385), св. Епифаний Кипрский (404), блаженный Иероним (420) и другие ясно отличают Иакова брата Господня от Иакова Алфеева.

http://lib.cerkov.ru/authors/91

Троицын день В пятидесятый день после Пасхи св. Церковь вспоминает событие сошествия Св. Духа на апостолов. Еще сами апостолы ежегодно праздновали этот великий первый день истории Церкви ( 1Кор. 16:8 ; Деян. 20:16 ). В постановлениях апостольских уже есть прямая заповедь о торжественном праздновании Пятидесятницы: «спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от перваго дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником, ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Св. Духа» (кн. V, гл. 20). Св. Епифаний кипрский свидетельствует, что на месте Сионской горницы, в которой Дух Святой сошел на апостолов, был построен первый христианский храм уцелевший от разрушения Тита (De mensuris, XVI). В последующее время, трудами свв. Григория Богослова , Романа Сладкопевца (VI века), Космы маюмского и Иоанна Дамаскина (VIII века), Феофана, митрополита никейского (IX века), и императора Льва, богослужение Пятидесятницы обогатилось новыми песнопениями и приняло настоящую торжественность. Св. Василий Великий составил на этот день особые коленопреклонные молитвы. Но так как в то время был в полной силе (св. Епифаний, Тертулиан и др.) обычай христиан не поститься, и не преклонять колен в воскресные дни и во всю Пятидесятницу, то есть от Пасхи до дня Сошествия Св. Духа на апостолов, – обычай, узаконенный 20 правилом первого вселенского собора, – то эти молитвы положено читать за особым вечерним богослужением, относящимся уже к богослужебному кругу следующего церковного дня. Эти молитвы и теперь читаются на торжественной вечерни, совершаемой сейчас же после обедни в Пятидесятницу. И до сего дня, в пятидесятый день после Пасхи, вся православная Церковь (не исключая всех еретических и раскольничьих обществ) вспоминает событие Сошествия Св. Духа на апостолов и всем своим, весьма древним, богослужением торжественно празднует именно это событие. Этому воспоминанию посвящены все службы Пятидесятницы. Для нарочитого же прославления Св. Троицы в них нет ни тропаря и кондака, ни паремии, ни канона, ни апостола и евангелия, и во всем богослужении этого дня о Св. Троице особо напоминает лишь одна стихира Льва императора: «Приидите Триипостасному Божеству поклонимся». И во всем недельном и годовом круге церковных праздников нет ни одного дня, как нет ни одного часа в суточном богослужебном круге, в который было бы установлено особое чествование Триипостасного Божества. Все это потому, конечно, что православная Церковь все свои храмы и все свое богослужение установила во славу Пресвятой Троицы, хотя и посвящает их или бесплотным небесным силам и прославленным святым или же воспоминаниям замечательных событий из священной и церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

  разделы   рассылка  распечатать Амвросий (Ленис), митрополит Калавритский и Эгиалийский Митрополит Калавритский Амвросий: " Одна Церковь как мать, а другая как мачеха " Источник:  Богослов.ру Портал " Богослов.Ru " предлагает вниманию читателей перевод статьи митрополита Калавритского Амвросия (Элладская Православная Церковь), в которой дается оценка действиям Константинопольской Патриархии в контексте судебного процесса над игуменом Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом. Предварительное заключение о. Ефрема еще раз обнаружило неприемлемое поведение представителей Вселенского Патриархата! Мы уже говорили это раньше, однако повторим еще раз: Вселенский Патриархат иногда ведет себя как мачеха! Именно так, по нашему скромному мнению, Вселенский Патриархат повел себя в этой ситуации. Давайте рассмотрим все по порядку, чтобы наглядно увидеть всю трагичность этого дела. Предварительное заключение игумена древнего и великого афонского монастыря к тому же в канун праздника Рождества Христова, побудило многих, как церковных, так и светских лиц, выразить сочувствие о. Ефрему. Единственным исключением стала позиция Вселенского Патриархата и некоторых, весьма малочисленных, архиереев нашей Церкви, которые обычно выступают в роли рупора Вселенского Патриарха Варфоломея в Греции. Многие иерархи Элладской Церкви, среди которых и автор этих строк, поспешили навестить о. Ефрема в его заточении. Они посетили тюрьму Коридаллос, чтобы приободрить о. Ефрема. Некоторые выступили с публичными заявлениями, чтобы выразить свое сочувствие. Также и Русский Патриархат одним из первых выразил свою любовь и сочувствие. Потом и Священный Синод Элладской Церкви в решении от 12 января также заявил о сочувствии святогорскому иеромонаху и игумену. Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Греции Иероним объявил о своем несомненно похвальном желании лично посетить заключенного игумена. Точно также и Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом сделал заявление в прессе, что одобряет и всецело поддерживает решение Постоянного Священного Афинского Синода по поводу о. Ефрема. Кроме того, Митрополит Пловдивский Николай из Болгарской Церкви также выразил сочувствие и солидарность с заключенным клириком. Единственным диссонансом во всем этом общественном движении стала, к сожалению, позиция Вселенского Патриархата. В своем заявлении от 10 января этого года Вселенский Патриархат выступил " против противозаконного вмешательства в дела Афона " Русской Православной Церквии заявил о недопустимости вмешательства в вопросы внутренней юрисдикции.

http://religare.ru/2_92048.html

Архив Пн Предстоятель Русской Православной Церкви встретился с Блаженнейшим Архиепископом Кипрским Хризостомом 24 июля 2013 г. 03:25 23 июля 2013 года в Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегацией Кипрской Православной Церкви , прибывшей для участия в торжествах по случаю 1025-летия Крещения Руси. Возглавляет делегацию Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II . Вместе с Предстоятелем в Москву также прибыли митрополит Пафский Георгий, епископ Карпасийский Христофор, диакон Киприан Кундурис и диакон Христос Куклиотис. Со стороны Русской Православной Церкви во встрече участвовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , епископ Бобруйский и Быховский Серафим , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , сотрудник ОВЦС священник Михаил Асмус. Приветствуя Архиепископа Хризостома, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Сердечно благодарим Вас за то, что Вы откликнулись на наше приглашение, чтобы разделить радость празднования 1025-летия Крещения Руси в Москве, Киеве и Минске. Ваш предшественник принимал участие в праздновании 1000-летия Крещения Руси. Мы все хорошо помним это событие, которое открыло новую страницу в истории Руссой Православной Церкви и нашего Отечества. Тогда все мы чувствовали приближающиеся перемены, но никому не дано было знать, что произойдет в результате этих перемен. Сейчас, спустя четверть века, мы видим, что в первую очередь перемены произошли в духовной жизни нашего народа. Великая милость была явлена нашему народу по молитвам сонма новомучеников и исповедников, и духовная жизнь людей, которая была под запретом более чем 70 лет, преобразовала и нашу Церковь, и нашу страну». «В эти юбилейные дни нам хотелось бы вместе с Предстоятелями Поместных Православных Церквей возблагодарить Господа за те перемены, которые произошли, и испросить Его благословение на дальнейшее историческое странствование Церкви нашей во благо духовного процветания нашего народа, — продолжил Святейший Владыка. — Православная Церковь — единая Церковь. Наши границы — условные. И потому праздник 1025-летия Крещения Руси — праздник всего православного мира». Предстоятель Русской Церкви отметил, что между Русской и Кипрской Церквами существуют тесные связи, вспомнив о своем визите на Кипр в 2012 году.

http://patriarchia.ru/db/text/3118869.ht...

Выставка «Романовы»: экспозиция, фотографии, отзывы    ОТЗЫВЫ посетителей Митрополит Тамассоский и Оринийский Исаия , Кипрская Православная Церковь «Я выпускник Московской Духовной Академии, поэтому немножко говорю по-русски. Мне очень нравится, что нас пригласили стать свидетелями этого события. Это очень важно, когда люди вспоминают свою прошлую историю, это дает им надежду для будущего. Хорошо знать прошлое и уважать его — это как страховка для будущего. Поэтому, когда русский народ осознает свои духовные корни через такие мероприятия, я думаю, что от этого повышается его достоинство, его нравы, и это ведет к благу русского народа. Поэтому поздравляем всех, кто собирается посетить эту выставку, и желаем всем много-много деток». Геннадий Александрович Чихачёв, заслуженный деятель искусств, заслуженный артист РФ «Открытие этой выставки в праздник Казанской Иконы Божией Матери, в день народного единства, я считаю знаменательным событием. Не забывать свои истоки, искать в прошлом своего Отечества не черные пятна, а то, что движет историей, что возвышает Русь — цель благая и главная. И организатором выставки удалось этого достичь. Хочется поблагодарить тех, кто так бережно и любовно ее готовил». Священник Михаил Асмус , клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе «Выставка меня, как человека, воспитанного на любви к русской монархии, Русской Церкви, с детства крещенного и верующего, очень задела за живое. Какое мое первое впечатление?.. В детстве я не верил в то, что возможно на официальном уровне сделать такую экспозицию, да ещё чтобы не только Церковь в лице Святейшего Патриарха, но и государство поддержало эту инициативу. Великая Россия неразрывно связана с союзом Церкви и государства. И хотя говорится, что Церковь будто бы находилась в некоторые периоды своей истории в подчинении у государства, сама эта выставка свидетельствует о том, что мы — верующие люди, представители Церкви — мечтаем о тех временах, когда мы с государством находились в единстве».

http://pravoslavie.ru/65458.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Иероним в тупике по украинскому вопросу Патриарх Варфоломей в изоляции. Опасность этнофилетизма 15.05.2019 798 Время на чтение 17 минут Архиепископ Иероним II, предстоятель Элладской православной церкви Впервые Константинопольская Церковь оказалась изолированной от других автокефальных Церквей - по причине своих антиканонических и антисоборных действий по предоставлению автокефалии раскольникам Украины. Таким образом, она сама поставила под сомнение свою признанную координирующую роль в качестве фактора единства и привела к полному провалу свою доселе проверенную и эффективную церковную политику. Все началось с неполного, урезанного представительства тела Церкви на псевдособоре в Колимбари на Крите. В предыдущих наших статьях мы отмечали возникающую неизбежную опасность для грекоговорящего руководства многих Поместных Церквей (Александрийской, Иерусалимской, Кипрской, Элладской, Албанской) поддаться искушению и последовать этнофилетистским критериям, поддержав греческую первопрестольную Церковь. На деле это будет означать впадение в ересь этнофилетизма, которая была осуждена поместным Синодом Константинополя в 1872 году из-за возникших тогда болгарских этнофилетистских требований. Ересь этнофилетизма была осуждена самим Синодом Константинополя - в 1872 году К сожалению, такие критерии доминируют среди значительной части грекоязычного духовенства, богословов и специалистов по каноническому праву, которые ставят патриотизм и этническое происхождение выше наднациональной интеграции всех православных в едином теле Церкви Христовой, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» . Итак, ясно как Божий день антиканоническое вмешательство Константинопольской Церкви на территорию юрисдикции Русской Церкви, к которой на протяжении более чем трех столетий с 1686 года принадлежит Украинская Церковь при всеобщем и неоспоримом признании всех Поместных Церквей и даже самого Вселенского Патриархата (как демонстрируют в историческом и святоканоническом аспекте научные исследования) . Несмотря на это сегодня имеет место спланированная попытка исследователей представить иную картину в пользу якобы существующей юрисдикции Вселенского Патриархата на территории Украины и, что еще хуже, юрисдикции, которая якобы позволяет ему самостоятельно предоставлять автокефалию без согласия всего тела Церкви, выраженного соборным и всеправославным образом.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/15/arhie...

Интервью Святейшего Патриарха Кирилла газете «Филэлефтерос типос» 10 июня 2012 г. 13:20 В ходе официального визита в Кипрскую Православную Церковь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал интервью газете «Филэлефтерос типос» (опубликовано 10 июня 2012 года). — Какова цель Вашего визита на Кипр, и какие вопросы затрагивались или будут затронуты? — Существует многовековая прекрасная традиция мирных визитов, которые Предстоятель каждой Поместной Церкви после своего избрания наносит своим собратьям — Главам прочих Церквей. Главные цели таких посещений — совместная молитва, свидетельство общей веры, сослужение Божественной литургии и братское общение Предстоятелей, встречи с иерархами, пастырями и верующим народом. Конечно, все это способствует развитию отношений между Церквами и укреплению церковного единства. Визиты позволяют также обсудить вопросы двусторонних отношений, обменяться мнениями по общеправославным темам. — Не огорчает ли Вас тот факт, что в связи с турецкой оккупацией невозможно совершение Литургии в монастыре святого основателя Кипрской Церкви, где находится его гробница? — Мне больно сознавать, что ныне Кипрская Церковь лишена возможности совершать богослужения в святых и дорогих сердцу каждого православного киприота местах в северной части острова. Русская Церковь сама в недавнем прошлом находилась в похожей ситуации. Многие наши святыни были отняты и порушены. Скорбь наших кипрских братьев нам очень близка и понятна. Мы полностью разделяем обеспокоенность судьбой храмов и монастырей на севере Кипра, выступая за скорейшее возвращение этих святынь Церкви и возрождение в них церковной жизни. — Недавно многие газеты опубликовали заметку о возможной Вашей встрече с Папой Бенедиктом XVI. Настаиваете ли Вы по-прежнему, что встрече должно предшествовать разрешение всех спорных вопросов (каковы они — в общих словах), а в противном случае она будет бессмысленной? — Да, я по-прежнему считаю, что для успеха этой встречи необходимо если не решить полностью, то, по крайней мере, начать решать спорные вопросы.

http://patriarchia.ru/db/text/2277149.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Остатки подземных захоронений в мон-ре Гроттаферрата [итал. Grottaferrata; лат. Cryptoferrata; греч. Κρυπτοφερρτη], греч. мон-рь во имя Пресв. Богородицы Гроттаферратской, в наст. время греко-католич. аббатство ордена василиан , в 18 км к юго-востоку от Рима. Основан в 1004 г. прп. Нилом Младшим Россанским при поддержке гр. Григория I Тосканского. В V в. руины виллы, остатки зданий и подземных захоронений, относившиеся к рим. эпохе, были приспособлены для богослужений христиан. По сохранившимся двойным железным решеткам на окнах древнего склепа местность называлась Crypta Ferrata (позднее Grottaferrata - впервые название встречается в булле папы Бенедикта IX от 1037). По преданию, прп. Нилу и его ученику прп. Варфоломею явилась Пресв. Богородица и повелела построить здесь церковь. Вскоре после этого прп. Нил умер. Монастырская церковь, при строительстве к-рой был использован материал рим. виллы, была отстроена прп. Варфоломеем в романском стиле, но внутри украшена по визант. традиции. Освящена 17 дек. 1024 г. папой Иоанном XIX во имя Пресв. Богородицы. В XII и XIII вв. церковь была украшена мозаиками и фресками. Из них сохранились мозаики с изображением Деисуса над главным входом (нач. XII в.) и в апсидах (рубеж XII и XIII вв.). Алтарная икона Божией Матери «Одигитрия» (XIII в.) по стилю относится к кипрской школе. Первая община мон-ря состояла из греков калабрийского происхождения и поэтому жила по Типикону, составленному прп. Варфоломеем согласно итало-греч. традиции. Монахи занимались сельским хозяйством и работали в скриптории с рукописями различного богослужебного содержания. Св. Нил изобрел особую систему сокращений в тексте (тахиграфию) и стал основателем школы письма («нилианская»). В мон-ре сохранились 3 рукописи, написанные рукой св. Нила. Многие из его учеников продолжали копировать рукописи, переписывали в основном литургические и в меньшей степени аскетико-назидательные тексты. Т. о. к кон. XIII в. было сформировано ядро б-ки Г.

http://pravenc.ru/text/168185.html

Митрополит Волоколамский Иларион: Единство нашей Церкви мы унаследовали от предков и хотим передать потомкам 7 июня 2019 г. 13:03 Перед началом конференции «Россия — Украина — Белоруссия: общее цивилизационное пространство?» во Фрибурге (Швейцария) председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью франкоязычному православному порталу  Orthodoxie.com . — Владыка, спасибо за то, что сегодня, как и в ноябре прошлого года, Вы согласились ответить на наши вопросы. Мы встречаемся в контексте, который одновременно меняется и остается прежним. Поговорим сначала о развитии так называемого украинского кризиса. По-моему, у этого кризиса две причины. Во-первых, политическое давление на Православную Церковь, во-вторых, коллизия с пониманием первенства внутри Православной Церкви. Начнем со второго. Вы однажды сказали, цитирую, что «Константинопольский престол больше не может играть координационной роли внутри православного мира; в качестве центра координации для Поместных Православных Церквей Константинопольский Патриархат самоликвидировался». Отсюда вытекает вопрос: какая Церковь должна сейчас играть роль координирующего центра, дабы мы все могли выйти из затруднительного положения? — Я думаю, что любая Поместная Церковь может в данной ситуации взять на себя роль медиатора, чтобы предпринять попытку выхода из сложившейся в православном мире кризисной ситуации. Мы уже слышали об инициативе Архиепископа Кипрского Хризостома , который начал объезжать Поместные Церкви, встречаться с их Предстоятелями; по всей видимости, это связано с существующим в Церквах пониманием, что Константинопольский Патриарх, вмешавшись в ситуацию на Украине, ассоциировав себя с украинским расколом, теперь не может исполнять роль координатора в семье Поместных Православных Церквей. Патриарх Варфоломей сам, добровольно выбрал такое положение. До 2018 года он был реальным координатором всех межправославных усилий, это было основано на представлении о том, что он является первым среди равных.

http://patriarchia.ru/db/text/5451145.ht...

П.В. Безобразов Записка о сирийской церкви, составленная в Константинополе 17 января 1848 года 96 Православная церковь сирийская в настоящее время имеет своё чаяние, свою радость, свою заботу, своё утешение, своё беспокойство, свои надежды. I Первосвятитель сей церкви блаженнейший Мефодий исполнен лет многих. Его маститость предвещает его близкое успение. А управляемая им церковь чает законного и достойного преемника его. Её чаяние даёт право другим церквам Божиим заранее возвысить голос и единодушно утвердить теперь самостоятельность апостольского и патриаршего престола антиохийского на основании соборных постановлений. Апостольские и патриаршие престолы в Александрии и Иерусалиме, архиепископство кипрское, Св. Синод всероссийский, Св. Синод афинский ненарушимо пользуются законными правами их независимости и самостоятельности. Почему бы один антиохийский престол не имел этих прав? Почему бы одной сирийской церкви не позволено было свободно избирать себе патриархов из среды её собственных пастырей? Почему бы Великая церковь имела право дарить антиохийскую кафедру членам своего синода? Не слишком давно, именно, с начала 18 века, ознаменованного тяжкой борьбой православия с унией в Сирии, патриархов в Антиохию стали избирать в Константинополе из клира греческого; но как? Не самовластно, а по просьбе сирийских архиереев, которые не могли согласиться между собой в выборе патриархов на месте. Так избран был Сильвестр (1724 г. сентября 27), после него Филимон (1766 г.), за ним Даниил (1767 г. августа 6). Кто добровольно просит, тот добровольно подчиняется. Но добровольное подчинение должно ли быть оковываемо цепями неволи? При патриархе Филимоне был собор в Дамаске. Девятый канон сего собора гласит: «По смерти патриарха да не определяется другой без испытания синода, состоящего из архиереев патриаршего престола; всякий патриарх, определённый иначе, да не приемлется». Деяния сего собора утверждены были в Константинополе патриархом кир Самуилом и приняты Великой церковью, как каноны Св. Синодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010