В сражении на Каталаунских полях гепиды во главе с Ардарихом, как и остготы, дрались на стороне Атти­лы, но после его смерти они восстали на сыновей хана и в бит­ве при реке Нетаде одержали победу над гуннами, после чего те сошли с авансцены мировой истории. Ардарих стал суверен­ным правителем королевства, занимавшего центральную часть державы гуннов – восток Венгрии в междуречье Дуная и Тис­сы, а также часть Дакии в современной румынской Трансильвании. Гепиды, очевидно, составляли лишь верхний господ­ствующий элемент населения королевства, в состав которого входили романизованные и, может быть, также не романизо­ванные даки, славяне, остатки гуннов, ираноязычные языги и родственные гепидам германцы из разных восточногерман­ских племен. Преемником Ардариха стал Трафстил. В начале VI века правителями гепидов были его сыновья Тразарих и Гундерит; возможно, что братья разделили свое государство на два отдельных королевства. Комментируя это загадочное место «Гетики», Е. Скржинская высказала остроумное предположение, что Иордан воспроиз­вел сведения, почерпнутые из некоего итинерария (путеводите­ля): «Подозрительным кажется вклинившееся в латинский текст греческое слово “arctoi»; Иордан употребил его как прилагатель­ное: arctoi gentes, хотя на самом деле здесь это – существитель­ное... (аи арктои – “северные медведи», переносно – “север»); оно указывает, что данное место откуда-то списано, но едва ли заимствовано у Кассиодора, отличавшегося своим отделанным стилем. Иордан приводит длинный список этнических названий, несомненно чуждых как его читателю, так и ему самому... Сре­ди названий: Thiudos “чудь», Vas “весь», Merens “меря», Mordens “мордва», Слово Inaunxis, будучи разделено (in Aunxis) свиде­тельствует о пребывании чуди на территории между Ладожским и Онежским озерами, на что указывал Ф. А. Браун... Быть может, подобным же образом следовало бы разделить и другие непонят­ные слова в данном списке, начинающиеся на in, а именно: Vas in Abroncas, Mordens in Niscaris, хотя объяснить такое местона­хождение веси и мордвы затруднительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Для осуществления общего руководства исправительно-трудовыми лагерями в 1930 г. было создано Управление лагерями (УЛАГ) ОГПУ, реорганизованное в 1931 г. в Главное управление лагерями (ГУЛАГ). Символично, что первым руководителем ГУЛАГа стал бывший начальник Соловецкого лагеря – Федор Эйхманс. Большой потенциал человеческих ресурсов в лице заключенных, которым располагало НКВД, сделал это ведомство главным подрядчиком государства в решении хозяйственных задач. В конце 1930-х гг. интересы пенитенциарной системы все более сводились к экономическим. Правительство использовало труд заключенных для решения масштабных хозяйственных задач. Именно в эти годы построены, причем в рекордные сроки, Беломорканал (1932г.), Балхашский медеплавильный комбинат (1934–1935гг.), Волгоканал (1936 г.), автотрасса Москва-Минск (1937–1938 гг.) и сотни других объектов. С 1923 г. в Соловецком лагере – своеобразном «полигоне» ОГПУ – отрабатывались методы использования принудительного труда больших масс заключенных, нашедшие в 1930-х гг. широкое применение в системе Главного управления лагерей (ГУЛАГ). Организация всех последующих лагерей производилась не только с учетом соловецкого опыта, но и частично с использованием кадровых сотрудников Управления Соловецкого лагеря, а также технического и инженерного персонала из заключенных. Изменение структуры Соловецкого лагеря До 1929 г. структура Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) была относительно стабильна. Лагерь делился на шесть отделений, пять из которых находились на Соловецком архипелаге, а еще одно, V отделение, располагалось на Конд-острове в южной части Онежского залива, незадолго до революции переданном Соловецкому монастырю в аренду для заготовки строевого леса и строительного камня 9 . С момента организации СЛОНа в его структуру также входил Кемский распределительный пункт (Кемперпункт, КПП), который первоначально служил для накопления заключенных и их отправки на Соловки, но постепенно все более разрастался территориально и количественно. К 1929 г. он, по сути, превратился в самостоятельное отделение, численность заключенных в котором была сопоставима с количеством заключенных на Соловецком архипелаге. Физически здоровые заключенные в КПП распределялись по командировкам, разбросанным по территории северной Карелии (лесозаготовки, строительство Кемь-Ухтинского тракта), а также использовались на госпредприятиях в Кеми и на погрузочно-разгрузочных работах на Пристани на острове Революции (в настоящее время пос. Рабочеостровск). Уже в то время Соловецкие острова рассматривались ОГПУ как своеобразное штрафное отделение, в котором были собраны заключенные, внушающие опасение в смысле побегов, организованных выступлений и нелегальных сношений с внешним миром; осужденные на длительные сроки, имеющие контрреволюционные статьи УК; шпионы; лица, находящихся под особым надзором или запретом; пойманные беглецы, а также нерабочий элемент – инвалиды и женщины-матери с детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот процесс в основном завершился в К. на рубеже XVIII и XIX вв. Крупнейшим центром старообрядчества на севере К. был Северный очаг, простиравшийся от побережья Белого м. до границ Финляндии. В его составе можно выделить 3 значительных локуса: межозерье Топозеро-Кереть, ядром к-рого были Топозерский скит, Сороцко-Тунгудский локус, г. Кемь с округой. К нему примыкал Центральный очаг, крупными локусами которого были территории вокруг Выгореции, Прионежье и северо-запад Олонецкой губ. (Ругозерская вол.). Очень значительным по масштабу был Восточный очаг: Каргополье, вост. территории Пудожского и Вытегорского уездов. Вплотную к ним примыкали инорегиональные центры старообрядчества: Шенкурский очаг Архангельской губ. и территории к северу от оз. Воже (в границах Кирилловского у. Новгородской губ.). Менее значительными были юж. центры старообрядчества К.: Олонецкий и Лодейнопольско-Вытегорский. Они развивались в границах территорий, примыкавших к вост. побережью Ладожского оз. (Видлицкая, Ильинская, Рыпушкалицкая волости) и юж. части Онежского оз. (Оштинская, Шильдская, Юксовская и Подпорожская волости). В нач. XIX в. власти Олонецкой губ. свидетельствовали о широком распространении раскола в К., в т. ч. среди карел («трудно найти было в приходах карельских дом, в котором не было бы раскола» - Национальный архив Республики Карелия (НАРК). Ф. 25. Оп. 2. Д. 25/1683. Л. 217), в сер. 30-х гг. XIX в. карельские старообрядческие общины имелись в Петрозаводском (11), Повенецком (12) и Олонецком (14) уездах. Распространению «староверия» среди русского населения способствовали русскоязычные скиты Выга, Андомы (Андоморецкий скит известен с 1706) и Ошты. Приверженность старообрядчеству представителей коренных народов (карел, вепсов) была обусловлена тем, что православные священники не знали местных языков. «Рассадником раскола» в карельской среде власти признавали не Выголексинскую обитель (т. к. «сей главный раскольничий скит не употребляет языка карельского»), ведущую роль в распространении «старой веры» среди карел помимо «финляндских раскольничьих скитов» Мегре и Пахкаламби играли Топозерские скиты, в к-рых старообрядцы употребляли «язык карельский...

http://pravenc.ru/text/1681031.html

В 2012 году экспедиция провела реставрационные работы более чем в 30 северных храмах и часовнях. 5 июня. ПРАВМИР. Организаторы проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» приглашают добровольцев в летние экспедиции на Русский Север. В этом году планируются поездки в Пинежский, Онежский, Шенкурский и другие районы Архангельской области, сообщает сайт Калужской епархии со ссылкой на «Общее Дело». Для участия в экспедиции необходимо заполнить анкету и отправить ее на электронный адрес  info@obsheedelo.ru . Проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» был разработан группой любителей Русского Севера по благословению почившего епископа Архангельского и Холмогорского Тихона и председателя Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова. Цель проекта – спасти деревянные храмы и часовни Севера. За несколько лет состоялось было 30 экспедиций и обследовано более ста объектов. Во многих храмах впервые за многие десятилетия был наведен порядок, установлены иконы, проведены аварийные работы и совершены богослужения. Несколько церквей и часовен удалось восстановить полностью. В 2012 году экспедиция провела реставрационные работы более чем в 30 северных храмах и часовнях. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 июня, 2019 30 мая, 2019 21 мая, 2023 20 мая, 2021 22 апреля, 2021 31 мая, 2020 28 декабря, 2019 4 декабря, 2019 29 августа, 2019 19 июня, 2019 30 мая, 2019 21 мая, 2023 20 мая, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/dobrovolcev-priglashay...

— Где ж она, страна эта? — Не знаю, Федя… Спросим, — скажут. — Можно и туда… Все равно. 4 Весною семьсот второго года в Архангельск прибыли на корабле десять шлюзных мастеров, нанятых в Голландии Андреем Артамоновичем Матвеевым за большое жалованье (по семнадцати рублев двадцати копеек в месяц, на государевых кормах). Половину мастеров отправили под Тулу, на Ивановское озеро — строить (как было задумано в прошлом году) тридцать один каменный шлюз между Доном и Окой через Упу и Шать. Другая половина мастеров поехала в Вышний Волочек — строить шлюз между Тверицей и Метою. Вышневолоцким шлюзом должно было соединиться Каспийское море с Ладожским озером. Ивановскими шлюзами — Ладожское озеро, все Поволжье — с Черным морем. Петр был в Архангельске, где укрепляли устье Двины и строили фрегаты для беломорского флота. Здешние промышленники рассказали ему, что издавна известен путь из Белого моря в Ладогу — через Выг, Онего-озеро и Свирь. Путь трудный — много переволок и порогов, но если прокопать протоки и поставить шлюзы до Онего-озера — все беломорское приморье повезет товары прямым сплавом в Ладогу. Туда — в Ладожское озеро — упирались все три великих пути от трех морей, — Волга, Дон и Свирь. От четвертого — Балтийского моря — Ладогу отделял небольшой проток Нева, оберегаемый двумя крепостями — Нотебургом и Ниеншанцем. Голландский инженер Исаак Абрагам говорил Петру, указывая на карту: «Прокопав шлюзовые каналы, вы оживите мертвые моря, и сотни ваших рек, воды всей страны устремятся в великий поток Невы и понесут ваши корабли в открытый океан». Туда, на овладение Невой, и обратились усилия с осени семьсот второго года. Апраксин — сын адмирала — все лето разорял Ингрию, дошел до Ижоры и на берегу быстрой речки, вьющейся по приморской унылой равнине, разбил шведского генерала Кронгиорта, отбросил его на Дудергофские холмы, откуда тот в конфузии отступил за Неву в крепостцу Ниеншанц, что на Охте. Апраксин с войском пошел к Ладоге и стал на реке Назии. Борис Петрович Шереметьев шел туда же из Новгорода с большой артиллерией и обозами. Петр с пятью батальонами семеновцев и преображенцев приплыл от Архангельска в Онежскую губу и высадился на плоском побережье близ рыбачьей деревни Нюхча. Отсюда он послал в Сороку, в раскольничий погост, что при устье Выга, капитана Алексея Бровкина. (Летом Иван Артемич — добился — разменял сына на пленного шведского подполковника, — сам ездил в Нарву, еще дал в придачу триста ефимков.) Алексей должен был проплыть в челне по всему Выгу и посмотреть — пригодна ли река для шлюзованья.

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

В местных людях нас поразили два качества: настороженность и отзывчивость. Сначала настороженность, так как до нас какие-то «реставрационные» организации под видом проектных работ десять лет назад разорили храмы. Затем отзывчивость – когда стало понятно, что мы приехали храмы прибрать и украшать, а не наоборот. Когда с местными жителями установился контакт, стало понятно, что они и есть та самая «добрая почва», о которой говорил Христос. Чистые, красивые душой люди проживают здесь свой век почти не зная греха. В поте лица они трудом добывают свой хлеб там, где нет дискотек, нет трактиров и иных заведений. Они угощали нас тем, что с леса послал им Господь, оставляли в домах своих на ночь, готовили бани. С удовольствием они слушали наши концерты, рассказывали нам то, что перед глазами проходило на этой земле в течение последних десятилетий. Наш лагерь (в деревне Поле) стал местом притяжения для здешних детей, подростков и взрослых. Молва быстро обошла все окружающие села. И поэтому нам предстояла непростая задача: людям, знавшим советский эталон порядочности, надо было показать своим примером, что значит быть не просто хорошим человеком, но – христианином, учеником и последователем Господа Иисуса Христа. Это стало возможно благодаря общему делу по воссозданию храма. Совместный труд ради благого дела по сохранению памятника старины нас объединил с местными жителями, дал повод для разговора. Появилась общая проблема, которую надо было совместно решать. А в процессе решения мы показали, что венцом труда по очистке храма должна стать общая молитва, ради которой и строился этот Божий удел. Поэтому литургия и стала центром общего дела. Когда разговор зашел о богослужении, местные жители, прежде всего, всматривались в нас: как мы говеем и как мы молимся в храме. Если они видели, что все это серьезно и нам самим нравится молитва, то и для них даже длинная служба не была в тягость. Поэтому, когда в один и тот же день проходило крещение, а затем и литургия, они не чувствовали усталости, им было все это интересно и в радость. За неделю нашего пребывания в Онежском крае мы отслужили два молебна, три раза провели крещение и отслужили три литургии. Крестилось 27 человек, причастилось более 130 человек. Большинство местных жителей, которые пришли на литургию, поучаствовали в таинствах исповеди и Евхаристии впервые в жизни. Некоторые из них видели своими глазами, как в 1960-х и 1970-х годах из храмов вывозились все иконы, в этом участвовали их родственники, а теперь они, дети и внуки советских предков, эти иконы возвращают или своими руками обновляют старинные иконостасы.

http://pravoslavie.ru/55052.html

Холмогорский карбас на дореволюционной открытке Карбас — парусно-гребные суда поморов и русских промышленников-первопроходцев. Приспособлены к плаванию под парусами или на веслах. В зависимости от места постройки и назначения карбасы назывались поморский, холмогорский, весновальный, приморский и облас. Размеры карбаса: длина до 12 м, ширина до 2 м, высота корпуса до 1,5 м, осадка до 0,7 м. Груза поднимали до 500 пудов и более. Материалом для строительства служили сосновый и частично еловый лес. Лодка-осиновка — небольшая лодка длиной до 5 м, шириной до 1 м, осадкой до 0,5 м, высота борта 0,5–0,8. Грузоподъемность — 350 кг. Строилась преимущественно из осины, реже — из сосны или ели. Ствол растущего осинового дерева распирали деревянными клиньями в течение трех-пяти лет. После этого дерево срубали, а полученную выемку расширяли выдалбливанием или выжиганием. Затем заготовку вымачивали, распаривали и распирали деревянными распорками. Перед спуском на воду корпус смолился изнутри и снаружи. Осиновка несла на себе от двух до четырех пар гребных весел и одно рулевое весло. Иногда ее оснащали мачтой с парусом. Носовая и кормовая конечности такой лодки делались заостренными, днище снабжалось деревянными полозьями, борта наращивались из досок внакрой для увеличения вместимости. Онежские рыболовные соймы. 1905 г. Фото И. А. Никольского. Сойма — эту лодку древние новгородцы использовали в качестве грузового судна. У соймы шитый вицей корпус и заваленные назад штевни (штевень — толстый вертикальный брус, который составлял основание кормы или носа корабля). Это было нужно для устойчивости: на мелководных озерах образуется крутая волна, а рыбацкие соймы во время завода неводов находились очень близко друг к другу. Заваленный назад штевень не давал лодкам зацепиться друг за друга при навале одного судна на другое. Длиной соймы бывали от 6 до 12 м. Самые крупные имели палубу и садок для живой рыбы. Быстрые на ходу под парусами, легкие на веслах, хорошо лавировавшие и способные двигаться круто к ветру, соймы ходили из Новгорода к Белому морю за «рыбьим зубом», преодолевали речные пороги и высокие волны, легко переволакивались через водоразделы.

http://sever.foma.ru/koch-shnjaka-i-drug...

– А то! Намекнули! Намекнули, да не об этом. Мрачная нелюдимость у него от сравнения Соловков с островом Капри!.. Так разговоры, то разгораясь, то несколько утихая, продолжались до самого отъезда на материк. И только через восемь месяцев, уже на Медвежьей Горе, пронесся слух, что Зарин получил десять лет, другие вольнонаемные – меньшие сроки, а некоторых заключенных расстреляли. За что и верный ли это слух – никто не знал. Это – загадка истории, которую постараются заглушить, а не раскрыть, – не допустят никого даже до расследования этой тайны по архивным материалам! 25 глава Перед закрытием навигации стали вывозить сначала мужчин, потом женщин. В списки попадали не только краткосрочники, но и специалисты с большими сроками. Привезли Анну Васильевну Скрябину с другими краткосрочными женщинами в поселок Медвежья Гора, что на Онежском озере. Здесь – управление строительства Беломорканала, и сюда же перенесено было управление Соловецких лагерей особого назначения – УСЛОН. 145 Героиня романа и ее однодельцы были подвержены аресту и разной степени наказания за организацию музыкаль­ных вечеров, которые, по мнению следствия, являлись своеобразной ширмой для проводимой ими политической деятельности. – Примеч. ред. 146 Рассылали по далеким лагерям не только религиозные семьи, о чем я уже говорила, при этом третье поколение внуков, как правило, было несовершеннолетним. Иногда в такое же положение попадали и нерелигиозные семьи. В 50-х годах сидела, например, в мордовском лагере ученая женщина-экономист Ходарцева за своего мужа-историка, который допустил в своем научном историческом труде ошибки с точки зрения советской идеологии. Муж имел за это 25 лет, жена – 10 лет. Но одновременно осуждены были за это и два других члена семьи: старуха-мать 75 лет и дочь-подросток 16 лет. Все четверо были разбросаны в отдаленных друг от друга лагерях без права переписки между собой. Стариков и детей чаще всего осуждали при общем разгроме семьи по статье о недонесении. Я уверена, что в 20-х годах XX века старуха-мать и подросток Ходарцевы вообще не попали бы в один водоворот со средним поколением, а супруги Ходарцевы сидели бы вместе в Соловках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодор направился к Новоезерскому монастырю, лежащему в восточной части Новгородской губернии, начальником которого в то время был знаменитый Феофан. Любовно им принятый, Феодор был им приглашен возобновить Нилову пустынь и жить в ней со своими единомышленниками. Получив от Феофана письмо к митрополиту Амвросию, Феодор отправился к митрополиту, но Амвросий не согласился на предложение Феофана и отправил Феодора в возобновлявшуюся тогда Палеостровскую пустынь, лежащую на северном острове Онежского озера. Здесь Провидение судило Феодору вступить в огонь жестоких искушений. Настоятелем Палеостровской обители был некто Белоусов, происхождением купец; купивший себе дворянство, а затем и монашество вместе с достоинством строителя. Никогда не знавший послушания, не соображавшийся с заповедями истинного христианства и иночества, Белоусов заразился завистью к Феодору и начал его притеснять. Не удовлетворившись этим, он с разыми клеветами поехал на него жаловаться митрополиту. От владыки Митрополита Белоусов вернулся с приказанием, в котором было сказано: «Схимонаха Феодора никуда не пускать и ни в какие монастырские распоряжения ему не входить; если же сделает что непристойное, противное своему чину, то, лишенный чина, будет послан в светскую команду». Это было прочитано в трапезе, причем Белоусов запретил добродетельному Старцу входить в келии к другим инокам, впускать их в свою, разговаривать с богомольцами. — Все сие случилось, — сказал на это смиренномудрый Феодор, — за тяжкие мои грехи, за мою гордость и за невоздержанный мой язык. Слава Тебе, милосердному Создателю моему и Богу, что не оставляешь меня, многогрешного и скверного, но посещаешь и наказуешь меня за мои беззакония Своим милосердием и благоутробием отеческим. Через несколько времени Феодор стал просить подать просьбу о переводе своем на Валаам, но получил отказ. — Видно, — сказал он, — так угодно Богу. Буди имя Господне благословенно отныне и до века! Вновь был послан указ, и в нем было сказано: «Феодора схимника из ворот монастырских никуда не выпускать и не допускать ни в какие советы».

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Thesaurus Linguae Latinae. Trautmann Trautmann R. Baltisch-slavisches Wörterbuch. Göttingen, 1923. Uhlenbeck Uhlenbeck С.С. Kurzgefasstes etymologisches Wörterbuch der altindischen Sprache. Amsterdam, 1898–1899. Vámbery Vámbery H. Etymologisches Wörterbuch der turkotatarischen Sprachen. Leipzig, 1878. Vanagas Vanagas A. Lietuviy hidronimy etimologinis zodynas. Vilnius, 1981. Vaniek Vaniek A. Etymologisches Wörterbuch der lateinischen Sprache. Leipzig, 1874 Vasmer Vasmer M. Russisches etymologisches Wörterbuch. Bd I–III. Heildelberg, 1953–1957. Walde2 Walde A. Lateinisches etymologisches Wörterbuch: 2. Aufl. Heidelberg, 1910 Walde3 Walde A. Lateinisches etymologisches Wörterbuch: 3. Aufl./Bearb. von J. B. Hofmann. Bd I–II. Heidelberg, 1938–1954. Walde, Pokorny Walde A. Vergleichendes Wörterbuch der indogermanischen Sprachen. Bd I–III/Hrsg. von J. Pokorny. Berlin; Leipzig, 1926–1932. Wartburg Wartburg W.v. Französisches etymologisches Wörterbuch. Bonn; Tübingen; Basel, 1922ff. Weekly Weekly E. An Etymological Dictionary of Modern English. London, 1921. 2. Языки и диалекты авест. авестийский мордовский азерб. азербайджанский н.-гр. новогреческий албанский немецкий алтайский ненецк. ненецкий английский н.-луж. нижнелужицкий араб.-эфиоп. арабо-эфиопский н.-нем. нижненемецкий армянский новгородский арханг. архангельский и диалекты н.-перс. новоперсидский белорусский общеслав. общеславянский бретонский общетюрк. общетюркский бурят-монг. бурят-монгольский олонецкий валлийский онежский владим. владимирский оренб. оренбургский в.-луж. верхнелужицкий осетинский волог. вологодский персидский галльский писид. писидийский гаэльский польский германский полаб. полабский голландский прагерм. прагерманский готск. готский праслав. праславянский грузинский пренест. пренестинский датск. датский псков. псковский догреч. догреческий романск. романский дорийский румынский др.-англ. древнеанглийский русский др.-балт. древнебалтийский рязан. рязанский др.-брет. древнебретонский саамский др.-в.-н.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010