Синявинская опергруппа своим левым флангом содействует выполнению этой задачи, наступая на Турышкино, Тосно. 3 . Для перехвата путей отхода противника от обоих фронтов высылаются лыжные отряды и продолжает свои действия у района Малиновка лыжный полк Щеглова в направлении Любань. ГУСЕВ ХОЛОСТОВ ГВОЗДКОВ ЦАМО РФ. Ф. 217. Оп. 1227. Д. 35. Л. 45–46. Подлинник. Операции Ладожской военной флотилии Из отчета командующего Ладожской военной флотилией о боевой деятельности за период с 22 июня по 31 декабря 1941 г. Задачи, поставленные перед флотилией. Директивой 0218 от 5.07.41 г. командующего обороной Ле нинграда и Озерного района перед ЛВФ были поставлены следующие задачи: 1 . Боевое обеспечение перевозок в бассейне озера в направлениях: а) Шлиссельбург – река Свирь (основное направление) для дальнейшего следования по Беломорскому каналу. б) Шлиссельбург – пункты побережья и острова Ладожского озера. 2 . В случае выхода противника к берегу озера – огневое содействие флангу армии. Дополнительно к этому по директиве Ш-58 СС 17 июля были поставлены задачи: 1 . Удерживать о. Валаам. 1 . Оборона г. Шлиссельбурга со стороны озера и каналов. 2 . Не допускать прорыва кораблей и катеров противника в устье рек: Свирь, Сясь, Волхов и Вуокси. 3 . Быть готовым к перебазированию части боевых сил и средств для действий в Онежском озере. Для решения этих задач приказом 047 от 05.07.41 был определен следующий состав флотилии: 1 . Дивизион канлодок в количестве 6 штук (вооруженные само ходные шаланды типа Бира) и канлодка Шексна. 2 . 6-й дивизион тральщиков в количестве 5 тральщиков типа «Ижорец» и ТЩ-100. 3 . Дивизион КТЩ в составе 14 катеров «КМ» и 2 катера типа «Р» 34, 44). 4 . 2 моторно-парусные шхуны «Учеба» и «Практика». 5 . Отряд катеров охраны канала 12 штук. 6 . Береговые части Ладожской Военной Флотилии. В дополнение указанным ранее береговым частям были созданы: а) Тыл ЛВФ 3-го разряда, в г. Шлиссельбурге, отделение тыла в базе Сортанлахти. б) Военно-морские базы на Онежском озере: ГБ Петрозаводск, МБ Вытегра и МБ Вознесение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История культурного наследия Вологодской области 15 июня 2007 г. 22:49 Вологодская область расположена на севере Европейской части России, в поясе умеренно-континентального климата, в 500 км от Москвы. По площади является одной из крупных областей страны и составляет почти 1% ее территории (145.7 тыс. кв. км); наибольшая протяженность с севера на юг — 385 км, с запада на восток — 650 км. Область граничит на севере с Архангельской, на востоке — с Кировской, на юге — с Костромской и Ярославской, на юго-западе — с Тверской, Новгородской и Ленинградской областями, на северо-западе с Республикой Карелия. Она разделена на 26 административных районов, 4 города областного и 11 районного подчинения. Наиболее крупные из них: город Вологда — областной центр, города Череповец, Великий Устюг и Сокол. Культурное наследие Вологодской области включает памятники археологии, истории и монументального искусства, архитектуры и градостроительства, исторические городские и сельские поселения, исторические сухопутные и водные пути сообщений, культурные ландшафты, а также музеи, места бытования художественных ремесел и промыслов. Основные этапы истории Дохристианский период История заселения края, по данным археологов, началась несколько тысячелетий назад. В 1983 г. найдена стоянка близ с. Нюксеницы эпохи верхнего палеолита — древнего каменного века. Археологические исследования находок более позднего периода — неолита, обнаруженных неподалеку от Кириллова, (Караваевский могильник и стоянки «Караваевская», «Мыс Святого озера») говорят о принадлежности населения к древнеевропеоидной группе. В I тысячелетии н.э. территория современной Вологодской области была заселена неславянскими племенами. К югу от Онежского озера, и на реках Сухоне, Юг, Вычегде и Северной Двине жило финно-угорское племя «емь», которая называлась русскими «чудью заволоцкой». В северо-восточных окрестностях Онежского озера жило племя «лопь» или «корела». На Вычегде — «пермь» («зыряне»). К югу от еми жили угрофинские племена «весь» и «меря». Они располагались вокруг Белоозера, в бассейнах рек Шексны и Мологи. Отдаленными потомками летописной веси являются современные вепсы. Ныне на территории области в Бабаевском и Вытегорском районах проживает около тысячи представителей этой народности.

http://patriarchia.ru/db/text/258103.htm...

Но работа в Карелии была тоже большим искушением. Истинно, искушения тоже нужны. Они учат человека жизни с Богом и постоянной молитве. Экспедиция выехала и работала в лесу уже в июне, когда я должна была уезжать, шло пополнение: нужны были люди на самые отдаленные участки. Штаб экспедиции находился в городе Вознесение на берегу Онежского озера, у истока реки Свири. Из Ленинграда нужно было плыть на пароходе по Неве, далее через Ладогу и по реке Свири до Онежского озера. В те далекие времена другого транспорта туда не было. Пароход до Вознесения шел двое суток, был сильно забит народом. Спали в третьем классе кое-как, сидя на мешках и чемоданах. Этим же пароходом в ту же экспедицию направлялся таксатор леса, пожилой мужчина и, как потом я узнала, ужасно любивший выпить, к тому же уже двум женам плативший алименты на детей. Он приходил в наше отделение, вставал ногами на стул, тряс себя на стуле и перед всем народом в пьяном виде читал стихи Маяковского и кричал. Я в ужас приходила от мысли: неужели мне с ним работать придется? Меня посылали помощником таксатора. Этот предмет изучался на третьем курсе, а я ехала работать после второго. Молилась всю дорогу. Сперва читала акафист Святому Николаю Чудотворцу на палубе в уголке, когда плыли через Ладогу. Все просила Господа, только бы мне с этим пьяницей не работать. Но Богу было угодно иное: назначить меня в самый отдаленный район, в село Яш-Озеро именно с этим пожилым пьяницей. Рабочих мы вербовали местных. Мне нужно было подготовлять участки для таксации леса. Местные девчонки и мальчишки под моим руководством рубили визиры, делали промеры лесных просек. В их речах был постоянный мат, но мне это не мешало, я была спокойна. Когда пришлось ходить на пробные площадки совместно с таксатором и с мальчишкой из деревни, который носил мерную вилку, мне тоже было спокойно. Знала я от батюшки Бориса Иисусову молитву и старалась ее все время читать в уме. Но когда шли на таксацию леса вдвоем с таксатором (это было очень редко), я на секунду боялась потерять молитву.

http://azbyka.ru/fiction/krestu-tvoemu-p...

Онега: почему Петр I искал корабелов именно здесь и другие факты о легендарном русском порте Онега — один из старейших морских портов России и одна из старейших верфей. Онежские корабелы, судостроители делали кочи и лодьи себе, датчанам, норманам еще в далеком Средневековье. У них заказывали корабли богатые купцы и крупные монастыри. Онежские плотники помогали Петру I строить российский флот… А как сложилась судьба Онеги в наше время? Проследим путь значимого для нашей истории поморского поселения с древности до наших дней. 1 Новгородский «погост на море» С незапамятных времен люди селились в устье реки Онеги. Когда-то эти края были заселены угро-финскими племенами — «чудью белоглазой». Потом сюда пришли новгородцы, о чем уже в 1137 году упоминает устав новгородского князя Святослава Олеговича. Новгородцев сюда привлекли прежде всего пушнина, воск и отборный строевой лес. Место «застолбили» на новгородских картах XII–XIII веков как «Погост на море». Конечно, новгородцы на своих кочах, ушкуях с самого начала выходили из Онеги в Белое море и «Погост на море», не являясь еще формально портом, фактически уже был таковым за много веков до своего официального основания. Новгородцы первыми стали строить вблизи Онеги городки и заводить пристани, к которым задолго до открытия Архангельского порта приезжали иностранцы — датские и норвежские морские ватаги. 2 Екатерининский уездный «Онег» Город здесь законно появился в 1780 году: императрица Екатерина II своим особым царским указом провозгласила поселение Усть-Онега городом Онег. Усеченное название на ухо местным жителям не легло, и через некоторое время они возвратили искусственное слово к привычному Онега. В 1784 году город Онега стал уездным центром и был причислен к Архангельской губернии. В этом же 1784 году появился первый генеральный план застройки Онеги за собственноручной подписью императрицы: «Быть по сему». План, в соответствии с модными тенденциями XVIII века, предполагал широкие прямые улицы, проспекты и поквартальную застройку, но полностью реализован так и не был.

http://sever.foma.ru/onega-pochemu-petr-...

Первый арест святителя произошел 30 марта 1922 года. Он положил начало многолетним тюремным мытарствам владыки Афанасия. Но, как это ни покажется странным, положение заключенного владыка считал более легким, чем положение тех, кто, оставаясь на воле, терпел бесчисленные притеснения от обновленцев. Он даже называл тюрьму «изолятором от обновленческой эпидемии». Путь владыки по тюрьмам и ссылкам был нескончаемым и изнурительным: тюрьмы: владимирская, Таганская в Москве, Зырянская, туруханская, лагеря: Соловецкий, Беломоро-Балтийский, Онежский, Мариинские в Кемеровской области, Темниковские в Мордовии... 9 ноября 1951 года окончился последний срок лагерных мытарств шестидесятичетырехлетнего святителя. Но и после этого его держали в полной неизвестности о дальнейшей судьбе, а затем в принудительном порядке поместили в дом инвалидов на станции Потьма (в Мордовии), где режим почти не отличался от лагерного. Архипастыря могли арестовать прямо в дороге, как случилось однажды при объезде им Юрьев-Польского уезда. В 1937–38 годах его неоднократно, арестовав, готовили к немедленному расстрелу. В начале Великой Отечественной войны владыку отправили в Онежские лагеря Архангельской области пешим этапом, причем свои вещи заключенные несли на себе. В результате тяжелой дороги и голода владыка так ослабел, что всерьез готовился к смерти... Онежские лагеря сменились бессрочной ссылкой в Омской области. В одном из совхозов возле городка Голышманово владыка работал ночным сторожем на огородах. Затем был переселен в город Ишим, где жил на средства, присылаемые друзьями и духовными чадами. Зимой 1942 года епископа Афанасия неожиданно этапировали в Москву. Следствие длилось полгода. Допрашивали около 30 раз, обычно ночами. Обычно допрос шел часа четыре, но однажды продолжался целых девять часов. Иногда за четыре часа допроса мог быть написан всего один лист протокола, а иногда — больше десяти листов... Ни разу на допросах владыка не только никого не выдал, но и не совершил самооговора. Но вот объявлен приговор: 8 лет заключения в Мариинских лагерях Кемеровской области, прославившихся своей жестокостью. Работы для «идейных врагов соввласти» назначались самые тяжелые и грязные.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Неудивительно, что именно 1940 году принадлежит рекорд по количеству осужденных судебными и внесудебными органами. В том году по всем уголовным делам было осуждено 3 480 331 человек, из них 3 330 515 человек осуждены гражданскими и специальными судами, 71 188 – военными трибуналами и линейными судами транспорта, 77 321 – Особым совещанием НКВД СССР и 1307 – Военной коллегией Верховного суда СССР 489 . К этому рекорду по числу осужденных близок только 1942 г. Разумеется, далеко не все осужденные попали в ГУЛАГ. Из общего числа осужденных приговор «к лишению свободы» получили 1 048 709 человек (30%). К смертной казни приговорили 3666 человек (525 приговоров вынесли гражданские суды и 3141 – военные трибуналы) 490 . Все остальные осужденные были приговорены к исправительно-трудовым работам без содержания под стражей, штрафам, ссылке, высылке или получили наказание условно. Основную массу осужденных (2 091 438 человек) составили те, кого судили по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. 491 за самовольный уход с предприятий и учреждений и за прогул. Указ не предусматривал в качестве меры наказания направления в ИТЛ, но на практике такие случаи бывали довольно часто. В начале 1941 г. из Онежского лесного лагеря поступили сигналы, что «несмотря на указания и приказы комиссара о порядке содержания в лагерях заключенных, осужденных по Указу от 26 июня 1940 г., руководители лагеря Мирошниченко и другие грубо нарушили эти приказы – заключенных указников содержали в худших условиях, чем остальных заключенных, не выдавали им обмундирования, плохо кормили. В результате среди указников повысилась заболеваемость и даже смертность» 492 Руководство ГУЛАГа отреагировало на сигнал довольно быстро и показательно. 24 марта 1941 г. начальник Онежского лагеря капитан госбезопасности А.Г. Мирошниченко был снят с занимаемой должности и привлечен к уголовной ответственности 493 . «Жертвы ГУЛАГа», «мученики ГУЛАГа»... Эти выражения, справедливые по своей сути, могут вызвать у читателя неверное представление о том, что в лагеря попадали преимущественно самые честные, добросовестные и порядочные люди, преследуемые коммунистическим режимом по политическим мотивам. По этому поводу очень метко высказался ВТ. Шаламов: «Сталинская коса косила всех подряд, в лагеря была набита отнюдь не лучшая часть человечества, не худшая, но и не лучшая» 494 . Даже среди тех, кого судили по 58-й статье, было немало уголовников-рецидивистов. Например, отказ осужденного уголовника от работы в лагере судьи могли квалифицировать как «контрреволюционный саботаж», т.е. преступление, предусмотренное ст. 58 14 , и вследствие этого осудить «отказчика» (вора, бандита, убийцу) по «контрреволюционной» статье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Малые Карелы. Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства " Малые Корелы " . Музей деревянного зодчества.  ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:не ранее 1968. Ссылки:   Адрес: Архангельская обл., Приморский район, д. Малые Карелы. Координаты: 64.453091, 40.937215 Проезд:От Архангельска авт. 104, 108 или 111 до ост. Малые Корелы. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства " Малые Корелы " - это музей традиционной крестьянской культуры народов Русского Севера. Музей находится на правом берегу Северной Двины, в 22 км на юго-восток от Архангельска. Инициатива создания музея принадлежит главному архитектору АСНРПМ В. А. Лапину. В 1968 г. в музей были перевезены первые постройки, а 1 июня 1973 г. музей открыт для посетителей. В настоящее время музей насчитывает 120 построек, расположенные на площади 140 га; фондовое собрание насчитывает 25815 предметов. Музей подразделяется на 4 экспозиционных сектора: Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский и Мезенский. В 1996 г. музей включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. По материалам музея " Малые Корелы " Здесь собраны уникальные деревянные здания, привезенные из разных уголков Северного края. Избы, амбары и даже уникальные церкви, многим из которых по двести и больше лет. Заповедник понравится тем, у кого нет времени для длительных экспедиций по Архангельской области. Первым экспонатом будущего музея стала ветряная мельница-шатровка из д. Бор Холмогорского района. На «исторической родине» все детали постройки пронумеровали, а затем здание разобрали и перевезли в заповедник. После этой успешной операции работа закипела - сегодня в Малых Корелах находится более 120 зданий из разных регионов области. При этом вся территория поделена на четыре сектора - Каргопольско-Онежский, Двинский, Мезенский и Пинежский.

http://sobory.ru/article/?object=27848

«Общее дело» – помочь нашим душам Воспоминания о миссионерской поездке в Архангельский край В древности на Руси храмы ставили «всем миром» – всеми жителями деревни или нескольких небольших деревень. А где не было возможности построить храм, в такой деревне ставили часовню. Так каждое поселение в старину было освящено присутствием храма или часовни. Но прошли годы, десятилетия советского и постсоветского периода. Деревни русского севера опустели, и теперь только присутствие храма посреди полуразваленных строений Архангельского края напоминает о том, что здесь когда-то жили люди. И не просто жили, но жили хорошо, сытно, богато и с молитвой. Остатки двух- и трехэтажных деревянных домов, целых деревень с 7-комнатными жилищами говорят о том, что в Онежском районе, где побывала наша экспедиция, жили зажиточные крестьяне. Они добывали соль для Соловецкого монастыря, торговали лесом, ягодой, рыбой, выращивали пшеницу, разводили скот, сами производили все необходимое для бытовых целей и снабжали этим своих детей. В наши дни отпала необходимость самим изготавливать себе одежду или посуду, не добывается соль, в былых объемах не ловится рыба и уже редко можно встретить собирателей ягод. Все, что дает природа усердным труженикам, ныне проще купить в супермаркете. Уезжает из деревень молодежь, а сами поселки зимой пустеют и только летом наполняются за счет приезжающих дачников. Между поселками реже стали ходить автобусы, а по реке Онега уже не ходит катер межпоселкового сообщения. Жителю Москвы трудно даже представить, что в XXI веке в Онежском крае можно встретить деревни, к которым не идет дорога, нет мобильной связи, нет колодцев с водой и нет электричества. Жители деревни Пияла берут воду из реки. В Каменном нет электричества, а в Мондино «из внешнего мира» можно попасть только на моторной лодке. Может возникнуть вопрос: как там до сих пор живут люди? Неужели они одичали? Нет, не одичали, но – да, действительно живут, и живут очень хорошие люди. Многие из тех, кто пьет, уже «допивают свой век» и обретают себе место в могиле. Остаются те, кто любит родную землю и умеет на ней трудиться. Как говорят местные жители, в деревне сейчас не пропадешь: если умеешь делать хоть что-нибудь – будешь жить неплохо. Работу себе найдет и столяр, и каменщик, и электрик, и агроном, и фельдшер. Найти себя здесь сможет и бывший моряк, и бывший сантехник. Лишь бы край он этот любил и хотел трудиться.

http://pravoslavie.ru/55052.html

Лето с детьми: увидеть северного «слона» и влюбиться в Небо Беседа с Николаем Ермошко, директором Онежского филиала Национального парка «Водлозерский» Петр Давыдов Чем заняться в летние каникулы, куда поехать с детьми – тут могут быть самые разные ответы. Для себя мы ответ, похоже, нашли: посмотреть «северного слона», которого в суматохе будней нечасто примечаем. То есть и младших познакомить, и самим вновь восхититься красотой Русского Севера. Мы несколько раз были в Карелии, в Онежском филиале Национального парка «Водлозерский». По опыту уже знаем, что добрая суровость, улыбчивая строгость, деловитость и, конечно, меткий юмор северных людей – отличительные особенности этого края. А природа Севера, по нашему убеждению, всегда, в любое время года напоминает о своем Создателе. Люди не всегда будут говорить открыто об этом – часто в разговорах с ними понимаешь, что направленность к Небу здесь подразумевается по умолчанию: ну не сможешь ты по-настоящему увидеть красоту, если не помнишь и не благодаришь ее Автора. Об этом мы поговорили с Николаем Николаевичем Ермошко, директором Онежского филиала Национального парка «Водлозерский» . Фото: windowman.ru Смотреть правильнее сердцем – Николай Николаевич, Водлозерский природный парк – что это такое? Давно ли существует? Я бы рекомендовал просто приехать и увидеть наш парк своими глазами. Еще лучше – сердцем. Так, думаю, будет правильней – Парк существует вот уже 32 года. Национальный парк «Водлозерский» – крупнейший по площади в Европе: 468,3 тысячи гектаров. Площадь заповедных лесов нашего парка, таким образом, превосходит площадь всех лесов Западной Европы, вместе взятых. Четверть его территории находится в Карелии, а большая часть – в Архангельской области, в Онежском его филиале. Сейчас в нашем парке ведутся активные исследования по трем направлениям: изучение и сохранение биоразнообразия экосистем, флоры и фауны парка как эталонов естественных ландшафтов тайги европейского Северо-Запада России; святые и святыни Русского Севера: Поонежье, Каргополье, Водлозерье и Заонежье; экологический мониторинг и формирование базы данных о численности и распространении биологических видов на территории национального парка природного заказника «Кижский». Можно очень долго рассказывать, что же такое наш Национальный парк, но я бы рекомендовал просто приехать и увидеть все своими глазами. Еще лучше – сердцем. Так, думаю, будет правильней.

http://pravoslavie.ru/153616.html

– Какая хорошенькая! – умиляется Шурочка, разглядывая дикую и доверчивую птицу. – Никогда не видела так близко! – Смотрите, у нее на лапке кольцо! – замечает Гойя Надцатый. – Ой, правда! Она ручная, да? Мальчики, дайте ей что-нибудь! – Сейчас ддадим… – отзывается сидящий в лодочном мысу Дима-маленький. Неожиданно, так что все вздрагивают, раздается громкий хлопок, мимо чайки пролетает что-то белое и, описав дугу, падает в волны. Чайка опрокидывается на крыло и летит прочь в красивом планирующем вираже. Все оборачиваются на звук и видят Диму-маленького с дымящейся бутылкой шампанского. – Промазал, ппадла! – хохочет он, сверкая вставным золотым зубом. – Зачем же ты спугнул? – обижается Шурочка. – Она так хорошо за нами летела. – Еще прилетит. Тут их ддополна. – Дима-маленький достает из-за пазухи «уведенный» из ресторана стакан и отливает в него пенно побежавшее вино. – На-ка лучше, старуха, хватани. – Да ну тебя. – Чё ты? Чё тыришься? Я ж ее не убивал? – Давайте, правда, выпьем! – соглашается Рита. – Я вся закоченела. – Вот это разговор! – одобряет Дима-маленький и передает Рите стакан. – Дайте ей конфетку. – Давайте знаете что? – говорит Рита. – Давайте за Ладожское озеро! – Онежское, – вежливо поправляет Гойя Надцатый. – Разве? – Рита конфузливо прикрывает рот ладошкой. – Я их всегда путаю. Еще в школе никак не могла запомнить – Ладожское, Онежское… – Дак что ж тут запоминать! – смеется Савоня. – Это вот и есть Онежское! А Ладога эвон где! – Он машет рукой за корму. – Ладога к Ленинграду. Мы там в блокаду с батареей под Осинцовцем стояли! Ой и дела были! Бутылка пошла по рукам, досталось немного и Савоне. – За рулем много ннельзя! – кричит ему Дима-маленький. – А то на пароход налетишь! – А и веселый парень! – смеется в ответ Савоня и закусывает непривычное питье папироской. – Мальчики, мальчики! – оживляется Шурочка. – У меня есть идея! – То есть? – Давайте напишем записку и бросим в этой бутылке в воду! – Ккакую записку? – Как – какую? Кто-нибудь найдет и узнает, что мы здесь были.

http://azbyka.ru/fiction/i-uplyvayut-par...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010