М. Оксиюк Заслуженному ординарному профессору Императорской Киевской Духовной Академии Протоиерею Димитрию Ивановичу Богдашевскому с любовью и преданностью подносят ученики, сослуживцы и почитатели. 16 августа 1912 года исполнилось двадцатипятилетие ученой и преподавательской деятельности профессора Императорской Киевской Духовной Академии протоиерея Димитрия Ивановича Богдашевского. Тогда же в кружке его бывших учеников, сослуживцев и почитателей возникла мысль ознаменовать это событие в жизни многозаслуженного профессора изданием в честь его Сборника статей,–что в настоящее время и осуществляется. Капитальные труды протоиерея Димитрия Ивановича Богдашевского хорошо известны в ученой духовной литературе и в кратких о них напоминаниях надобности не представляется. Подводить же итоги научной и профессорской деятельности высокочтимого юбиляра совершенно преждевременно: он находится в расцвете сил, и мы надеемся, что плодотворная его деятельность продолжится многие, многие годы на пользу православной богословской науки и украшение дорогой нашей Almae Matris. Пожеланием юбиляру–восходить от силы в силу и от славы к славе–мы и заканчиваем предисловие к подносимому ему Сборнику. Киев. 12 июня 1913 г. Μ. О. Оксиюк Теопасхитские споры В Vbeke на созванных почти один за другим III и IVbceлehckux соборах торжественно были осуждены несторианская и евтихианская ереси. Казалось, церковный мир, нарушенный этими двумя ересями, после указанных соборов должен был возстановиться. Однако памятники церковной письменности этого и следующего веков свидетельствуют о совершенно обратном явлении: эти две ереси продолжали волновать умы греко-римского мира не только в V, но и в.в. Когда в 30-х годах V столетия 1 произошло по хри-стологическому вопросу единение двух богословских направлений – антиохийского и александрийского в т. наз. унии, то некоторые из антиохийских богословов, лицемерно приняв последнюю, в унионное исповедание веры стали влагать свой несториаиский смысл. Так, как видно из сочинения монаха Иоанна Максенция – Dialogi contra Nestorianos, они допускали, например, выражение: «Пресвятая Дева – Богородица», соединяя с ним свой еретический смысл. «Признать блаженную Деву Богородицей и я, говорит несторианин, не отказываюсь, но не потому, что она родила Бога, а потому, что (она родила) человека, соединенного сБогом (sed quia hominem genuerit, Deo unitum)“ 2 . Кроме того, они употребляли также и выражение: una persona е Trini­tate, изъясняя его в том смысле, что Христос имел лишь лицо Бога Слова, но Сам не был Богом Словом 3 . Это значит, что Христос является одним Лицом из Св. Троицы не потому, что Он Сам принадлежит к числу Лиц Св. Троицы, а потому, что в Нем обитало одно из Лиц Св. Троицы так, как обитал Бог , например, в пророках, когда Он через них возвещал людям свою волю.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Особое место до этого момента из не прославленных в лике святых занимал епископ Сильвестр (Малеванский). Многие годы он был инспектором, а затем ректором духовной школы. О нём сохранилось немало воспоминаний современников, свидетельствующих о нем как о праведнике. Мы планируем в скором времени издать полный корпус воспоминаний современников о владыке Сильвестре (Малеванском), который в обществе верующих снискал репутацию человека святой жизни. Все деньги, которые он получал как ректор Киевской духовной академии, и гонорары за свои публикации — например, за известный пятитомник «Опыт православного догматического богословия», принесший ему имя в научном мире, — владыка в день получения раздавал бедным. И так он поступал всю свою жизнь. Известно, что когда святитель Сильвестр умер, то после него осталось буквально несколько серебряных рублей на похороны и несколько облачений. Многие люди знали об особом милосердии владыки и шли к нему просто вереницами. Есть много описаний современников о случаях, когда деньги уже заканчивались, а вереница еще тянулась, и владыка Сильвестр брал у кого-нибудь в долг, чтобы не отпустить людей ни с чем. Мы знаем, что, например, святителя Филарета Милостивого прославили за милосердие. И владыка Сильвестр этому подражал.  Есть два основных критерия для канонизации (конечно, их есть намного больше, но эти — особенно важные) — это святость веры и святость жизни. Относительно святости веры: владыка Сильвестр получил имя в научном мире как известный догматист, и ряд известных исследователей (и XIX века, и современные) считали, что его произведения — это вершина догматической науки. И его «Опыт…» до сих пор — одно из непревзойденных произведений по объему написанного, изученного догматического материала. Вспоминая о святости жизни, мы обращаемся к свидетельствам современников епископа Сильвестра (Малеванского), которые повествуют о нем как о большом молитвеннике. Уже будучи на покое, практически слепой архиерей никогда не пропускал молитвенного правила: в любую погоду он шел из келии в храм Киево-Братского Богоявленского монастыря, где, стоя перед иконой, читал ряд молитв, которые он знал наизусть.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5409977...

Порфирий, епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (Успенский Константин Александрович) Родился 8 сентября 1804 года в семье псаломщика Успенской церкви города Костромы. В 1824 году окончил курс Костромской духовной семинарии, по окончании которой состоял преподавателем греческого языка в духовном училище города Макарьева Костромской епархии. В 1825 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1829 году окончил духовную академию со степенью магистра богословия и был назначен законоучителем во второй кадетский корпус Санкт-Петербурга. В 1829 году 15 сентября пострижен в монашество с именем Порфирий; 20 сентября рукоположен во иеродиакона; 25 сентября – во иеромонаха. В 1831–1838 годах преподавал Закон Божий в Одесском Ришельевском лицее. С 1 мая 1834 года – настоятель Успенского монастыря в Одессе, с 20 мая – архимандрит. 18 июля 1838 года назначен ректором Херсонской духовной семинарии. 15 ноября 1840 года назначен настоятелем посольской церкви в Вене. В 1843–1846 годах состоялась его первая командировка на христианский Восток, во время которой он посетил Сирию, Палестину, Синай, Египет, Ливию, Константинополь и Святую Гору Афон, совершил сорок шесть путешествий по Черному, Мраморному, Средиземному, Красному и Адриатическому морям. Архимандриту Порфирию принадлежала инициатива создания Русской духовной миссии в Иерусалиме, начальником которой он был в 1847–1854 годах. В 1854–1858 годах архимандрит Порфирий проживал в Александро-Невской лавре, занимаясь научными трудами. В 1858–1860 годах состоялась его вторая командировка на Восток. За время трехлетнего путешествия по Палестине и Сирии он собрал и вывез в Россию обширнейшую коллекцию древних книг и рукописей. Всего древних рукописей и книг на греческом, арабском, грузинском и других восточных языках, а равно и рукописей церковно-славянских, им было собрано столько, что, по замечанию специалистов, «целой четверти столетия мало для их простого описания». Архимандриту Порфирию принадлежит честь открытия Синайского кодекса IV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Рафаил, митрополит Киевский и Галицкий (Заборовский Михаил) Родился в 1677 году в польском местечке Заборове близ Львова. Отец его был польский шляхтич. Первоначальное образование получил в польских школах, затем поступил в Киевскую духовную академию, потом перешел в Московскую Заиконоспасскую духовную академию, где и принял монашество. По окончании курса обучения в Заиконоспасской духовной академии назначен в ней же учителем риторики. Некоторое время служил обер-иеромонахом во флоте. В 1725 году назначен архимандритом Калязинского Макариева-Троицкого монастыря в Твери. 28 июня того же года определен асессором Святейшего Синода. 15 августа 1725 года хиротонисан во епископа Псковского, Изборского и Нарвского, а 23 августа назначен советником Святейшего Синода. Эту должность исправлял до 15 июля 1726 года. 13 апреля 1731 года назначен архиепископом Киевским, Галицким и всея малыя Руси. 11 июня 1743 года, с образованием в Киеве митрополии, возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого. Скончался 22 октября 1747 года в городе Киеве. Гроб с телом усопшего был предан земле 30 ноября 1747 года. Митрополит Рафаил погребен в усыпальнице Софийского собора в Киеве, в Успенском приделе. Митрополит Рафаил разделил счастливую участь тех преосвященных, которые не были забыты после своей смерти потомками своей паствы. Над его гробом совершались панихиды, и верующие по его предстательству получали исцеления и помощь в скорбях. Митрополит Рафаил много внимания уделял просвещению, помогал неимущим ученикам, способных из них на свой счет посылал за границу для продолжения образования. Много заботился об улучшении быта студентов и о более успешном преподавании в духовной академии. В Пскове сохранилась следующая о нем характеристика: «Муж сей от добродетелей составлен: красота пастырей, правило паствы и жилище благочестия. Кроток был, незлобив, снисходителен, преступникам удобопроситель, милостив, всем неукрыт. В искусстве риторском знаменит, в проповеди благоглаголив, славен и красноречив: народ в проповеди Златоустом разглашае, в увещаниях страшен, всеми любим и почитаем. Ревнитель учений и ученых любитель, чтитель и благодетель...» Как администратор он был строг, его резкие указы сильно подтянули клир. От священнослужителей требовал строгого соблюдения устава. Восстал против обычая пускать в алтарь почетных мирян. Благодаря стараниям епископа Рафаила в Псковской духовной семинарии был открыт философский класс.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Александр Иванович Пономарев, магистр богословия, профессор Киевской духовной академии Августин, Аврелий, блаженный, епископ иппонский, знаменитый учитель церкви. Сын язычника Патриция и благочестивейшей христианки Моники, он род. в Тагасте, в Нумидии, 13 ноября 353 г. и ум. в Иппоне, в Северной Африке, 28 августа 430 г. От Моники он унаследовал свою горячую, любящую натуру, и по ее молитвам обратился в христианство . Ранняя его жизнь была бурная. Когда он получил начальное воспитание на своей родине, то его честолюбивый отец, польщенный его успехами, отправил его, на 16-м году от рода, в Карфаген, где он учился в течение трех лет. Там потерянный теперь для нас «Гортензий» Цицерона пробудил в нём любовь к истине, и он начал изучать Библию, но скоро отказался от этого, потому что ему не нравился слог ее. С этого времени до самого обращения он неутомимо старался достигнуть высшего блага, но потерпел неудачу, хотя временно находил удовлетворение в различных философских и религиозных школах. Сначала его привлекло манихейство, и с 373–383 он был одним из «слушателей», или оглашенных, в этой секте. Но безнравственность «избранных», которые считались у манихеев святыми, и замеченная им поверхностность системы, повергли его на некоторое время в скептицизм, от которого, однако, его спас неоплатонизм. Между тем он преподавал риторику в Тагасте и в Карфагене, где издал в 380 г. свое первое сочинение: «О дельном и прекрасном», – и в Риме. Как учитель, он не имел особенного успеха, и ему не удавалось ни поддерживать надлежащего порядка среди учеников, ни заработывать денег; и, однако, он настолько обнаружил свои преподавательские способности, что Симмах, префект римский, нашел возможным отправить его в Медиолан, когда у него попросили рекомендовать кого-нибудь в преподаватели риторики. Там он познакомился с св. Амвросием, и под его влиянием обратился в христианство (в сентябре 386 г.), будучи 32-х лет от рода, и был крещен в Медиолане накануне Пасхи, 25 апреля 387 г. На пути домой Моника умерла, в Остии; и скорбь, причиненная ему этим, трогательно изливается в его «Исповеди».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Владимир (Богоявленский Василий), митр. Киевский и Галицкий Родился I января 1848 года. День Ангела 15 июля. Сын священника села Малой Моршки, Моршанского уезда, Тамбовской губернии. Среднее образование получил в Тамбовской духовной семинарии, а высшее в Киевской духовной академии, которую окончил 24 мая 1874 года со степенью кандидата богословия и с правом на магистра. По окончании академии в том же году назначен был в Тамбовскую семинарию на должность преподавателя по Гомилетике, Литургике и Пастырскому богословию. Через год перешел на кафедру Св. Писания: вместе с тем преподавал в семинарии немецкий язык и имел уроки по географии сначала в Епархиальном женском училище, а затем в женской гимназии. Но религиозное настроение влекло его к пастырству. Прослужив в Тамбове около восьми лет, он женился, оставил службу при семинарии и 31 января 1882 года был рукоположен во священника в Покровской соборной церкви г. Козлова. В 1883 году перемещен на должность настоятеля Троицкой церкви г. Козлова и назначен благочинным местных городских церквей. Уже здесь он показал себя выдающимся проповедником и обратил особое внимание на вне богослужебные беседы, как лучшее средство религиозного просвещения. Но недолго подвизался о. Василий среди тихой и мирной жизни, ревностно трудясь на пользу Церкви. Промысл Божий скоро положил предел его скромному служению. Рано потеряв жену и единственного ребенка, о. Василий в своей скорби услышал голос, призывающий его «оставить мир и яже в мире» и всего себя отдать на служение Церкви. 8 февр.1886 года о. Василий принял иноческий постриг с именем Владимира в Тамбовском Казанском монастыре и на другой же день был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Тамбовского Троицкого монастыря. 6 окт. того же года получил новое более ответственное назначение – настоятеля Новгородского Антонневого второклассного монастыря. 13 июня 1888 года хиротонисан митрополитом Исидором в Петербурге, в Александро-Невской Лавре, во епископа Старорусского, вик. Новгородской епархии с местопребыванием в г.Новгороде. Этот ныне заглохший, а в древности столь шумный город, сделался колыбелью славы молодого архиерея. В Новгороде, епископ Владимир живую архипастырскую деятельность соединял с простым и добрым отношением ко всем и редкой отзывчивостью к нуждам паствы и духовенства. Последнее ценило в нем доступного, участливого ко всем нуждам духовенства, архипастыря, умелого руководителя в деле пастырского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава IV. Дневник студента Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого 1884–1885 годы год] Понедельник. 15-е октября 1884 года. Сегодня я возобновляю ведение прерванного дневника. Когда-то я вел дневник, как вел – это другой вопрос, и прервал ведение более трех лет назад, как раз когда я поступил в Академию, когда совершился некий «оборот» в моей жизни. В это-то время, собственно, и следовало бы вести дневник, так как время пребывания в высшем учебном заведении принадлежит к тому времени жизни, когда юноша относится вполне сознательно к самому себе, когда он формируется, вырабатывает в себе те или иные убеждения. В интересах самонаблюдения, самопознания весьма полезно было бы вести дневник, где ты приучался бы анализировать себя, откуда ты мог бы потом видеть постепенное развитие твоих воззрений, отмечая условия, способствующие или препятствующие твоему развитию... Да, все это следовало бы... Но, как поступил в Академию, как был схвачен новыми условиями жизни, так и забыл про дневник, а если и вспоминал иногда о ведении дневника и о тех зароках, которые обыкновенно давались мною прежде при большом перерыве в ведении дневника, то скоро же и забывал. Между тем настоящий период студенческой жизни составляет, можно сказать, самый главный период жизни, потому что здесь уже юноша намечает себе тот путь, по которому он будет идти. Вот почему я теперь, так сказать, на закате своей ученической деятельности начинаю или, лучше сказать, продолжаю ведение прерванного дневника. А прошедшие три года моего студенчества будут изложены, как думаю, в особом общем очерке. Итак, в добрый час! Начинаю с понедельника; хотя говорят, что понедельник тяжелый день и дело, начатое в этот день, не пойдет на лад; но это предрассудок, и я постараюсь доказать это; не даю, впрочем, зароку, – опыт прошлого научил меня, что это ничего не помогает. Сегодня я был у двух митрополитов – у Платона и у преосвященного митрополита Михаила Сербского 583 , – у первого с поручением, а у второго с визитом. Поручение к преосвященному Платону было от игумена афонского Ильинского скита о.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Краткое жизнеописание митрополита Ташкентского и Туркестанского Арсения (Стадницкого) Глава I. Записки Авксентия Георгиевича Стадницкого Глава II. Дневник паломника-студента III курса Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого во время путешествия на Афон Глава III. Продолжение записок путевых впечатлений во время путешествия по Афону студента Авксентия Стадницкого Глава IV. Дневник студента Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого 1884–1885 годы Глава V. Дневник архимандрита Арсения (Стадницкого) Приложения Путешествие в Палестину и на Афон Краткое описание монастырей, скитов, келлий, подворий и храмов Афон Афон монашеский Андреевский скит Артемьевская келья Афанасия св. Лавра (Великая лавра) Ватопед Вознесения келья Дохиар Есфигмен Зограф Иверский монастырь Ильинский скит Каракалл Карея Котломуш (Кутлумуш) Ксенофонт Ксиропотам Молдавский скит Пантелеимоновский монастырь Пантократор Ставроникита Старый Русик Филофей Хилендарь Бессарабская губерния Киприановский монастырь Рождественский кафедральный собор в Кишиневе Киев Андреевская церковь Братский Богоявленский монастырь Киево-Печерская лавра Константинополь Андреевского скита подворье Ильинского скита подворье Пантелеимоновское подворье Патриархия Софии Святой храм Москва Благовещенская церковь на Тверской улице Архангельский собор в Кремле Успенский собор в Кремле Чудов монастырь Новгород Антония Римлянина преподобного монастырь Одесса Андреевского скита подворье Ильинского скита подворье Пантелеимоновского монастыря подворье Троицкая (греческая) церковь Палестина Благовещении Пресвятой Богородицы церковь в Назарете Церковь Вознесения Господня в Кане Галилейской (ныне г. Кфар-Кана) Горненский монастырь в Эйн-Кареме Гроба Господня храм в Иерусалиме Марии Магдалины церковь на Елеонской горе Петра и Павла церковь в Яффе Троицкий собор (миссийский) в Иерусалиме Румынское королевство Добровецкий монастырь Нямецкий Вознесенский монастырь Санкт-Петербург Александро-Невская лавра Сергиев Посад Вифанский Спасов монастырь Троице-Сергиева лавра Гефсиманский скит Черниговский скит Тамбовская губерния Троицкий Козловский монастырь Список сокращений библиографических названий Список сокращений, используемых в научно-справочном аппарате издания  

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

С.И.Казьмирук Скачать epub pdf Вниманию читатетлей портала предлагается апробационная статья студента Киевской духовной академии С. И. Казьмирука, посвященная жизненному пути последнего ректора дореволюционной КДА, выдающегося библеиста, педагога и церковного деятеля архиепископа Василия (Богдашевского) . XX столетие со свойственной ему динамикой исторического процесса во многом стало яркой эпохой в контексте мировой истории. Длительное время исследователи этого периода по объективным причинам были лишены возможности работать с первоисточниками, хранившимися под грифом «секретно». Одной из выдающихся личностей ХХ столетия был последний ректор дореволюционной Императорской Киевской духовной академии (1914–1923 гг.) – архиепископ Василий (Богдашевский) . Относительно архипастырской деятельности архиеп. Василия (Богдашевского) , после установления советской власти в Киеве, очень мало сведений и она менее освещена. Ситуация с рассмотрением биографии владыки этого периода осложнена еще и тем, что по замечанию И. Н. Преловской, «никто из исследователей еще не выявил архивного фонда, который компактно содержал бы документы Украинского экзархата 1920-х – 1930-х гг.» 1 . Известно, что в это время еп. Василий (Богдашевский) принимает активное участие в благотворительных мероприятиях по оказанию помощи нуждающимся и бедствующим, естественно, насколько это было возможно в это трудное время. 24 мая 1920 г. он становится основателем ипочетным членом Братства «Всех святых» при Киево-Подольской Щекавицкой Церкви, что засвидетельствовано дипломом этого братства. Задачей этого общества была «забота о нуждах приходской школы, попечении о бедных и нуждающихся в материальной помощи прихожан» 2 . В 1920-е гг. религиозная ситуация в Украине все более осложнялась. Наряду с притеснениями со стороны советской власти, набирали силу раскольнические движения «обновленчества» и националистической автокефалии, также поддерживаемые властью. Еп. Василий (Богдашевский) среди современников имел репутацию верного и последовательного «тихоновца» 3 , и его деятельность, как викарного епископа, была связана с назначенным экзархом митр. Михаилом (Ермаковым). Они были знакомы еще со времен обучения в КДА, которую еп. Василий (Богдашевский) окончил в 1886 г., а митр. Михаил (Ермаков) в 1887 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

А.Н. Надеждин Должностные лица С учреждения семинарии, определены в ней следующие должностные лица: ректор, инспектор, эконом, профессора и вообще преподаватели, секретарь правления, библиотекарь, врач, впоследствии и помощник инспектора. Представляем список всех этих должностных лиц в хронологическом порядке, с 1809 по 1841 год. а) Ректоры Ректоры, обыкновенно по назначению Комиссии духовных училищ, все были в монашеском сане, магистры или доктора богословия, архимандриты, но большей части настоятели какого-либо монастыря. 17 Ректор обязан был преподавать богословие. С должностью ректора семинарии соединялись обыкновенно должности: члена академической конференции, духовно-цензурного комитета, присутствующего в консистории и благочинного над законоучителями светских учебных заведений 18 . 1) Анатолий (Андрей) Максимович, из малороссиян, (воспитанник александроневской семинарии), был сначала учителем поэзии и греческого языка в старой семинарии, в 1798 г. произведен во священника к Успенской Спасосенновской церкви, где приобрел известность как проповедник катехизатор. В 1809 г. вступил в монашество и определён Комиссией дух. учил, ректором вновь открытой петербургской семинарии; архимандрит Сергиевой пустыни; в июле 1809 г., с открытием академической конференции, избран ее членом; правил семинарией до 1812 г., когда назначен епископом полтавским. В 1816 г. – архиепископ минский и литовский, в 1832 г. – симбирский, а в 1842 г. за старостию уволен на покой. 2) Мефодий Пишнячевский, (из воспитанников киевской академии и московского университета), бывший префект и профессор киевской академии, потом инспектор и профессор философии с. -петербургской семинарии, с 15 февраля 1810 г. и ректор Александреневского училища; архимандрита Сергиевой пустыни; правил семинарией с 15 марта 1812 г. по сентябрь 1813 г., когда назначен викарием старорусским. Впоследствии – епископ полтавский и переяславский, потом астраханский (1824 г.), наконец псковский; в 1834 г. уволен на покой. 3) Иннокентий Смирнов , (московской Перервинской семинарии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010