«Союзом боязни связуем…» (письма протоиерея Василия Прилуцкого к Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому (1908–1927 гг.)) Источник В настоящей публикации представлены письма профессора Киевской духовной академии Василия Дмитриевича Прилуцкого (с 1910 г. священника) к бывшему учителю по академии профессору А. А. Дмитриевскому . Она продолжает цикл публикаций архивных документов, связанных с жизнью и деятельностью знаменитого русского литургиста и востоковеда А. А. Дмитриевского . Сохранившиеся письма сосредоточены в двух временных периодах: январь – октябрь 1908 г. и весна 1926 г. – весна 1927 г. В первом блоке писем отражены проблемы, связанные с жизнью высшей духовной школы в период между двумя революциями (1905 и 1917 гг.) и их преломление в жизни Киевской академии. В этой непростой ситуации делались первые шаги научной и учебной деятельности автора писем, сочетавшие характерные черты начинающего преподавателя духовной школы и особенности формирования молодого литургиста. Второй блок писем связан с иной эпохой: российская высшая духовная школа уже прекратила свое существование, церковная жизнь в Киеве подвергалась гонениям, закрывались храмы, уходили из жизни члены бывшей академической корпорации. Но вопреки тяжелым условиям, арестам и смерти православный Киев жил, совершалась Литургия, в храмах звучало слово Божие, духовенство сохраняло и наставляло свою паству. Как и прежде, примером научного подвижничества для выпускников академии оставался их учитель А. А. Дмитриевский , не прекращавший исследований и даже решившийся на издание долгожданных для всех учеников и бывших коллег лекций по литургике – итога многоплодного научного пути самого Дмитриевского и фиксации научно-литургической традиции начала XX в. В представляемых письмах содержатся сведения, интересные и важные для историков Церкви, духовной школы, богословской науки. Публикуемые письма находятся в архивном фонде А. А. Дмитриевского в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Ключевые слова : протоиерей Василий Прилуцкий , Алексей Афанасьевич Дмитриевский , Киевская духовная академия, богословское образование, историческая литургика.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Том II. Тамбовский и Харьковский периоды жизни и деятельности м. Макария. (1857 –1863 г.) Предисловие В конце 1895 года издан нами первый том биографии митрополита Макария (Булгакова) . Благосклонное отношение родной нашей Академии, почтившей этот труд высокою наградою, равно как и всей вообще церковно-исторической критики и литературы к сочинению автора послужило для этого последнего новым побуждением к посильному продолжению принятой им на себя работы... Но перемена кафедры в Академии и другие некоторые обстоятельства, не зависевшие от автора, задержали выпуск настоящего тома. Во втором томе изображается жизнь и деятельность м. Макария за время 1857–1868 г., на которые надают Тамбовский и Харьковский периоды его жизни. Деятельность м. Макария в эти годы может быть обозначена как епархиальная по преимуществу, чем она существенно отличается от предшествующей его деятельности, как духовно-училищной по преимуществу, и от последующей, когда м. Макарий является пред нами в виде церковного администратора, принимающего самое деятельное и широкое участие в высшем управлении русскою церковью. Самое глубокое сочувствие к труду автора по составлению биографии м. Макария, первого преподавателя истории русской церкви в Киевской духовной Академии, и вместе желание видеть продолжение сего труда в печати выразил почивший профессор Иван Игнатьевич Малышевский , незабвенной памяти которого автор и посвящает настоящий том. Киев 1902 года, 22 ноября. 1. Вступление преосв. Макария в управление Тамбовской епархией Отъезд преосв. Макария из С.-Петербурга. Свидание с братом. Скорбные думы и болезнь преосв. Макария. Посещение Москвы и Рязани. Путешествие его по Тамбовской епархии. Прибытие в Тамбов. Первое служение и первая проповедь. 1 мая 1857 года, в самый день ангела преосв. Макария, последовало назначение его на кафедру епископа Тамбовского и Шацкаго. 12 мая преосв. Макарий сдал должность ректора С.-Петербургской духовной Академии, а чрез три дня после того оставил Академию и Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Указатель знаков месяцесловов, миней, прологов, мартирологов и т. п., в сей книге в сокращении приводимых. Полное исследование о сих памятниках составляет содержание первого тома. А. Мартиролог Адона, IX века. Абис. у Люд., Абис. стишн. Абиссинский стишной синаксарь XV в. в книге Иова Людольфа (Hismoria Aemhiopica). Аган. Неизвестный кодекс, цитуемый болландистами, находящийся в бургундской библиотеке. Англ. Календарь древний англиканской церкви. Акад. 1. Месяцеслов при греческом евангелии 1034 года в петербургской духовной академии. Акад. или Акад. 2. Месяцеслов при греческом апостоле XI-XII в. в московской духовной академии. Алляц. Календарь римской церкви 8 века, изданный Алляцием. Ант . Месяцеслов при греческом евангелии XII в., присланном архимандритом Антонином в киевскую академию. Ап. XI в. Месяцеслов при синод. апостоле греч. XI в. 341. Аполлос. Христианский календарь, составленный архимандритом Аполлосом, полный, 1784 г. Ап. 346 Месяцеслов при греческом апостоле синодальной библиотеки XIII в. Арабско-египетский месяцеслов, изданный Симоном Грациею. Арк. Славянский стихирарь, написанный при новгородском архиеп. Аркадии (1156–1163 г.). Арм. Армянский месяцеслов 1782 г. в Венеции, по сообщению академика Броссе. Асс. Месяцеслов при глаголитском евангелии XI в. привезенном ученым Ассемани. Асс. на поле XIII в. Прибавления, сделанные в XIII в. на полях вышесказанного евангелия Ассемани. Афон. Афонские уставы у Питры (Spicilegium.) Афон. патер. Афонский патерик издания 1864 года. Б. Мартиролог Беды († 735). Бандин. Календарь римской церкви IX в., изданный Бандинием. Буд. Календарь, изданный в Буде 1806 г. Бух. Календарь римский IV в., изданный Бухерием. Белоз. М. Служебные минеи XV и XVI в. (103 в белозерской библиотеке, ныне в петербургской академии. Белоз. 36 . Месяцеслов греческого евангелия в белозерской же библиотеке 1571 года. Белоз. св. 485, 496, 491, 493, 516 Белозерские святцы сих номеров в петербургской академии. Белоз. 1626 г. Белозерские святцы те же, что выше 516.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Выступление епископа Бориспольского Антония, ректора Киевской духовной академии, на заседании рабочей группы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г. «Духовное образование и просветительская деятельность Церкви» «Современные условия и перспективы для духовного образования в Украине» Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Современные социально-исторические условия ставят Церковь перед необходимостью быстро и четко отвечать на самый широкий спектр проблем, касающихся различных сфер бытия общества. В этом контексте особой актуальности приобретает вопрос духовного образования и его качества. Институциональная структура Украинской Православной Церкви представлена достаточно широкой сетью духовных учебных заведений. Согласно Уставу об управлении УПЦ их деятельность находится под надзором Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины при непосредственном подчинении Учебному Комитету при Священном Синоде УПЦ. Среди них 1 Духовная Академия, 7 Семинарий, 10 Духовных училищ и 2 богословских института. В настоящее время обучение на дневных отделениях проходят свыше 1560 студентов учебных заведений различных уровней и 2409 человек обучаются заочно. Важным обстоятельством, для преодоления всех негативных последствий которого очевидно должно пройти достаточно времени, является утрата преемственности научно-богословской школы и академических традиций. Складываясь веками, академические традиции представляют собой самое ценное богатство для любого ВУЗа. Старейшей в Восточной Европе Киевской Духовной Академии за 16 лет после ее возрождения пришлось заново отстраивать богословскую науку на Украине. При этом в стенах КДА высшее богословское образование за истекший период получило свыше 1600 человек из Украины и стран ближнего и дальнего зарубежья. Закрепились прочные контакты со многими богословскими учебными заведениями поместных Православных Церквей и теологических факультетов мира, а также светскими университетами и академиями. Это говорит о уверенно возрастающем авторитете Киевской Духовной Академии в научно-богословской среде. Эффективность духовно-образовательной системы зависит от целого ряда внешних факторов. В этой связи Украинская Православная Церковь находится во многом в ситуации отличной от российской, что сказывается и на учебном процессе.

http://sedmitza.ru/lib/text/429988/

Александр Бабич Скачать epub pdf Иеремия (Соловьев) – епископ Кавказский и Черноморский (1799 –1884 г.) В данной публикации представлен биографический очерк о епископе Кавказском и Черноморском Иеремии (Соловьеве) , составленный священником Алексеем Воскресенским и опубликованный в Ставропольских епархиальных ведомостях 11. 1907 г. 1 июня. С. 589–603; 12. 1907 г. 16 июня. С. 645–658). Иеремия (в миру Иродион Иванович Соловьев, в схиме Иоанн), епископ Нижегородский и Арзамасский, родился 10 апреля 1799 года в семье пономаря села Георгиевского Ливенского уезда Орловской губернии. С 1810 года обучался в Орловской (Севской) духовной семинарии. 10 сентября 1820 года, вскоре после окончания семинарии, определен учителем греческого языка и инспектором в Севское духовное училище. 14 августа 1827 года по окончании академии рукоположен во иеромонаха и назначен законоучителем 2-го кадетского корпуса. В 1828 году причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. 7 сентября 1829 года назначен бакалавром Санкт-Петербургской духовной академии. 2 сентября 1830 года перемещен инспектором Киевской духовной академии и 5 октября того же года возведен в сан архимандрита. С 30 января 1831 года – экстраординарный профессор богословия. 6 июня 1834 года утвержден ректором Киевской духовной семинарии и членом духовной консистории, а 21 августа назначен настоятелем Киевского Выдубицкого монастыря. В 1837 году обозревал монастыри Киевской епархии и назначен председателем Комитета по устроению Киево-Софийского духовного училища. С 6 ноября 1839 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского училищного монастыря. 6 апреля 1841 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. 2 января 1843 года переведен епископом Кавказским и Черноморским. С 20 ноября 1849 года – епископ Полтавский и Переяславский. 19 декабря 1850 года перемещен на кафедру Нижегородскую. 17 июня 1857 года уволен на покой в Нижегородский Печерский монастырь. В 1860 году тайно принял схиму с именем Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии Источник Выявление генезиса персоналистических идей в русском богословии приводит к киевской школе как отправной точке процесса. Именно в Киевской духовной академии ранее, чем в других духовных школах, уделялось самое серьезное внимание изучению философии и психологии Нового времени. Именно в лекциях ее ректора свт. Иннокентия Херсонского в русле полемики с Кантом появились начальные интенции интересующего нас направления. Выпускник Киевской академии, профессор В.Н.Карпов стал родоначальником петербургской психологической школы, чей представитель, будущий епископ Михаил (Грибановский) , предложил и первую персоналистическую концепцию, подразумевающую в человеке «двуначалие» личности и природы. Немного позже, усвоив предложенную свт. Иннокентием постановку вопроса и, очевидно, независимо от епископа Михаила, к аналогичным выводам пришел и представитель казанской школы – В.И.Несмелов, у которого мы находим оригинальное переосмысление терминов личность, я, самосознание. При этом с неизбежностью встает вопрос, как эти порожденные во многом новой философией и психологией концепции соотносятся с традиционными христианскими представлениями о человеке? Именно для ответа на него представляется важным сопоставить их с учением святителя Феофана Затворника . В статье показывается, что именно он, также будучи выпускником Киевской академии и так или иначе восприняв заданный в ее стенах философский посыл, сумел сохранить равновесие между традицией и антропологическими открытиями современности. 1 Уже в 20-х гг. XIX в. Киевская академия уделяла серьезное внимание изучению философии и психологии Нового времени. Вслед за И.М.Скворцовым одним из первых дань этой тенденции отдал святитель Иннокентий Херсонский , бывший профессором и ректором академии в 1830–1840 гг. В своих академических лекциях он предлагал студентам критическое изложение современных философских учений и вступал в полемику с «неологами», в частности с И.Кантом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

БЛАЖЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ АНАСТАСИЙ. – К столетию со дня рождения – 1873 – 1973 Г.Г. Блаженнейший Митрополит Анастасий – второй Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, после Блаженнейшего Митрополита Антония, в мире Александр Алексеевич Грибановский, родился 6 августа 1873 года, в самый день праздника Преображения Господня, в селе Братках Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, где его дед по матери (Карамзиной), а потом отец были священниками. Отца его звали Алексием, а мать – Анною. По окончании Тамбовского Духовного Училища, а потом Духовной Семинарии, он был на казенный счет послан в Московскую Духовную Академию, ректором которой был в то время архимандрит Антоний (Храповицкий) , впоследствии митрополит Киевский и Галицкий и затем в изгнании – председатель архиерейского синода Русской Православной Церкви заграницей. Инспектором Академии был сначала Архимандрит Григорий (Борисоглебский) , а потом – архимандрит Сергий (Страгородский) , впоследствии митрополит Нижегородский, во время Второй Мировой Войны ставший патриархом Московским. Почти через год по окончании курса Духовной Академии, в апреле 1898 года, Александр Алексеевич Грибановский был пострижен Тамбовским Епископом Александром в Тамбовском Казанско-Богородицком монастыре в монашество с именем Анастасия в честь преподобного Анастасия Синаита , празднуемого Святой Церковью 20 апреля. 23 апреля он был посвящен тем же Преосвященным во иеродиакона, и вскоре затем во иеромонаха. В августе того же года Ректором Московской Духовной Академии Архимандритом Арсением (впоследствии Митрополитом Новгородским) он был приглашен на должность помощника инспектора родной ему академии, в каковой оставался два года. В 1900 году иеромонах Анастасий был назначен инспектором Вифанской Духовной Семинарии, близ Троице-Сергиевой лавры, а в июле 1901 года, по представлению Митрополита Московского Владимира, был переведен на должность Ректора Московской Духовной Семинарии, после посвящения в сан епископа его предшественника Архимандрита Трифона (князя Туркестанова), с возведением в сан Архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Георгий, святитель, архиепископ Могилевский (Конисский Григорий Осипович) († 1795, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых) Родился 20 ноября 1717 года в г. Нежине Черниговской губернии. Окончил Киевскую духовную академию. В августе 1744 года пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре. В 1745 году назначен учителем пиитики в Киевскую духовную академию, где был рукоположен в сан иеромонаха. С 1747 года – профессор богословия и философии, префект академии. С 1 августа 1751 года – архимандрит Киевского Братского монастыря. С 30 августа 1752 года – ректор академии. 20 августа 1755 года в Киевском Софийском соборе митрополитом Киевским, Галицким и всея Малыя России Тимофеем (Щербацким) и собором архиереев хиротонисан во епископа Могилевского. В 1762 году присутствовал в Москве на коронации императрицы Ekamepuhы II. С 14 декабря 1772 года (после первого раздела Польши и присоединения к России Белоруссии) стал именоваться епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским. В 1780 году заложил в Могилеве кафедральный собор во имя праведного Иосифа Обручника. 22 сентября 1783 года возведен в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода. Скончался 13 февраля 1795 года. Погребен в Спасской церкви г. Могилева. Святитель Георгий был богато и разнообразно одарен природой. Он был талантливым учителем, вносившим новую живую струю в преподавание всех академических предметов. Будучи ректором академии, показал себя «тщательным и добропорядочным правителем и учителем». Писал стихи, первый в Киевской духовной академии изложил богословие в систематическом порядке и, по отзыву митрополита Макария (Булгакова) , «бесспорно превзошел всех предшественников своих и преемников». Блестящий проповедник, он был весь проникнут сознанием высокого призвания пастыря. «Поучать народ есть первейшее и главное дело. Ежели стану молчать, тогда гибелью грозит мне Бог», – говорил он. Того же требовал от подчиненного ему духовенства. В самых резких выражениях порицал он нерадивых священников – «немых псов, не могущих лаяти, любящих дремати». В своих проповедях преосвященный смело обличал пороки, неправду, «необузданный разврат» Архипастырская деятельность преосвященного Георгия началась в то время, когда Белоруссия находилась под польским владычеством. Белорусская епархия оставалась единственной православной епархией в пределах польского государства. Католики и униаты употребляли все силы для совращения в унию ее населения, не пренебрегая при этом и самыми суровыми мерами принуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Митрополит Антоний (Храповицкий). Ч. 2 Из книги архимандрита Киприана (Керна) «Восхождение к Фаворскому свету» , изданной Сретенским монастырем в 2006 г. в серии «Духовное наследие русского зарубежья» . Я не ошибусь, если скажу, что время пребывания архимандрита Антония во главе двух наших академий было эпохой в истории русской духовной школы. Наши академии, как и все вообще школы, знали такие эпохи, которые и вошли в историю их под именами их руководителей. Так, Московская академия знала свою эпоху Филарета, эпоху Горского; Киевская — свой Иннокентиевский период; в Петербургской был свой Янышевский период; Казанская долго жила под ректорством знаменитого «папаши» о. А.П.Владимирского, создавшего тоже для Казани свою эпоху. Точно так же и Антоний оставил свой «антониевский» период в истории двух наших академий. Следует вспомнить самое появление Антония в Москве. Обращаюсь к воспоминаниям старых воспитанников Московской академии. Был назначен в Московскую академию инспектором архимандрит Антоний (Каржавин), впоследствии архиепископ Тверской, скончавшийся 16 марта 19 14 года. Он был знаменит по двум обстоятельствам. Прежде всего тем, что в магистерской диссертации он обнаружил двух философов: Декарта и Картезия, причем в системах их он нашел не только близкое сходство, но и значительное различие (!). Кроме того, он, мрачный и нелюдимый формалист, решил Московскую академию «прикрутить»: завел выходные отпускные билеты для студентов, относился к ним с недоверием, придирался и любил уменьшать балл по поведению даже и примерным студентам — просто ради предупреждения, за «тихую предусмотрительность». Его инспекторство окончилось мрачно. Он, после назначения его ректором в какую-то семинарию, должен был чуть ли не ночью покинуть Сергиев Посад. Его заменил архимандрит Петр, ничем не замечательный. Но вот ректором академии был назначен тогда молодой архимандрит Антоний (Храповицкий), который сразу же переменил весь климат в академии. Он немедленно же покорил все студенческое племя своей образованностью, умом, любовью к уставному богослужению, красноречием, знанием литературы и светской (в хорошем смысле) культурой.

http://pravoslavie.ru/3122.html

Николай Доненко Скачать epub pdf Митрополит Анатолий (в миру Андрей Григорьевич Грисюк) родился 20 августа 1880 года в городе Ковеле Волынской губернии в семье украинских мещан. Отец был чиновником, уездным казначеем Волынского казачества. Жили бедно, собственности не было никакой. У Андрея было две сестры Раиса и Мария. Отец умер в 1905 году, мать в 1917м. К 1900 году Андрей Грисюк окончил Кременецкое духовное училище и Волынскую семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию. В 1903 году митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) он был пострижен в мантию с именем Анатолий, 15 августа того же года рукоположен во иеродиакона, а 30 мая 1904 года во иеромонаха. Нам мало что известно о студенческих годах иеромонаха Анатолия и о времени, когда он преподавал в Академии. Но его проповеди тех лет в некоторой мере раскрывают его внутренний мир. Читая их, мы можем отчасти увидеть его мысли об Академии, об архиерейском служении, понять его отношение к страданиям, так обильно присутствующим в этом мире, и Божественной любви, с удивительной полнотой проявившейся в образе апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Примечательно все, о чем он говорил, в той или иной степени коснулось самого проповедующего в последующей его жизни. Вот слово, сказанное в день годичного поминовения основателей и благотворителей Киевской Духовной Академии и всех в ней учивших и учившихся 31 декабря 1904 года в Великой церкви Братского монастыря. «Аз живу, и вы живи будете» (Ин. XIV, 19). Этими словами Божественного Спасителя нашего, сказанными Им в то время, когда Он готовился претерпеть крестные страдания и вольную смерть, завершившие искупительный подвиг всей Его земной жизни, мы решаемся, возлюбленные братие, начать свое слово в нынешний день годичного поминовения всех прошедших поколений нашей Академии, ее основателей и покровителей, ее учителей и учеников, день, повидимому, торжества смерти и близкого с ней забвения, а на самом деле лучшего свидетельства об истинной жизни и одушевленного воспоминания о ее носителях.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010