Ответ. Во-первых, мы должны следить за тем, чтобы это Таинство и все, что к нему относится, совершалось только священниками и никем иным. Во-вторых, чтобы масло было чистым, без всякой примеси, и чтобы больной был православным, кафолической веры, чтобы он исповедал свои грехи перед священником, своим духовником. В-третьих, чтобы во время помазания читалась та молитва , в которой объясняется сила этого Таинства. Вопрос 119. Каковы плоды этого Таинства? Ответ. О пользе и плодах, происходящих от этого Таинства, говорит апостол Иаков: прощение грехов или спасение души, а также здоровье тела. Хотя тело и не всегда получает исцеление, но прощение грехов подается душе кающегося всегда. Вопрос 120. Какой одиннадцатый член веры? Ответ. Ожидаю воскресения мертвых. Вопрос 121. Чему учит этот член веры? Ответ. Учит тому, что после смерти несомненно будет воскресение человеческих тел, как добрых, так и злых, по слову Господа, Который сказал, что «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин. 5:28–29 ). Тела будут те же самые, в которых люди жили в этом мире, как говорит Иов: «Ибо я знаю, что Присносущен Имеющий искупить меня, [и] на земле воскресить кожу мою, терпящую это, ибо от Господа со мною это совершилось. Это я знаю в себе самом, это видели глаза мои, а не другой [человек], все это у меня совершилось во внутренности» ( Иов. 19:25–27 ). Впрочем, это тело, о котором мы говорим, что оно будет то же самое, после воскресения станет нетленным и бессмертным, как говорит Павел: «Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» ( 1Кор. 15:51–53 ). Также следует знать и то, что каждая душа возвратится в свое тело, и тогда вместе с ним получит совершенную и вечную награду по своим делам. Тела нечестивых также будут бессмертны, потому что будут наказываться (κολζεσθαι) вечно. Вопрос 122. Во-вторых, чему учит этот член веры?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. Во-первых, необходимо, чтобы кающийся был христианином православной и кафолической веры, ибо покаяние, лишенное истинной веры, не является покаянием и неприемлемо для Бога (οτε ες τν Θεν επρσδεκτος). Во-вторых, надлежит смотреть, чтобы духовник, принимающий исповедь кающихся христиан, был православным, поскольку еретик и отступник не имеет власти прощать грехи. В-третьих, необходимо, чтобы кающийся имел сокрушенное сердце и скорбь о своих грехах, которыми он прогневал Бога или навредил своему ближнему. О таком сокрушении говорит Давид: «Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» ( Пс. 50:19 ). За этим сердечным сокрушением должно последовать устное исповедание всех грехов, так как духовник не может отпустить грехи там, где он не знает ничего, что следует отпустить; он также не может наложить подходящую епитимию 81 . Священное Писание ясно говорит о таком исповедании: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян. 19:18 ). И в другом месте: «Исповедайте друг другу грехи и молитесь друг за друга, чтобы быть исцелёнными» ( Иак. 5:16 ). И еще: «Выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мк. 1:5 ). Эта исповедь должна иметь следующие свойства: быть смиренной, благоговейной, истинной, искренней, со скорбью, обличающей самого себя. Третьей частью покаяния должен быть канон и «епитимия», что назначает и налагает духовник. К этому относятся: молитва , милостыня, посты, паломничество к святым местам, поклоны и тому подобное, что посчитает подходящим духовник. Тот, кто отходит от исповеди, получив отпущение грехов, пусть приложит к себе то, что говорит Псалмопевец: «Уклоняйся от зла и делай добро» ( Пс. 33:15 ), и что сказал наш Спаситель: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин. 5:14 ). И в другом месте: «Иди и впредь не греши» ( Ин. 8:11 ). Но, поскольку невозможно, чтобы человек целиком и полностью избегал греха, каждый православный должен, согласуясь со своею совестью, насколько это возможно, стараться от исповеди к исповеди исправлять свою жизнь. Вопрос 114. Каковы плоды этого Таинства?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, Им же все сотворено. Вопрос 33. Чему учит православных этот член веры? Ответ. Излагает два [предмета]. Во-первых, что Сын Божий Иисус Христос – Вечный Бог, рожденный от собственной природы Отца, равный Ему по славе и чести, как Он Сам о Себе говорит: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин. 17:5 ). Во-вторых, этот член учит, что Иисус Христос является Творцом не только одних предметов, но и самого времени и века, в котором все сотворено, как сказал Апостол: «Чрез Которого и веки сотворил» ( Евр. 1:2 ). О [вещах] же существующих (τν ντων) Евангелист Иоанн говорит: «Мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» ( Ин. 1:10 ). Вопрос 34. Что означают слова «Иисус Христос», которые мы встречаем в данном члене? Ответ. «Иисус» значит «Спаситель», как объяснил Архангел, говоря Иосифу: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф. 1:21 ). Поэтому, это имя не может собственно принадлежать никому в этом мире, кроме нашего Господа и Спасителя, Который освободил весь род человеческий от вечного рабства демону. «Христос» же означает «Помазанник», так как в Ветхом Завете, те, которые были помазаны, назывались христами, а именно: священники, цари и пророки. Христос был помазан на три этих [служения], не по общему обыкновению, как остальные, но преимущественно перед всеми помазанными, как говорит о Нем Псалмопевец: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс. 44:8 ). Под этим помазанием следует понимать помазание от Святого Духа, поскольку Он был помазан Святым Духом, по словам пророка Исаии: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня» (61:1). Эти слова Христос относит к Самому Себе: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» ( Лк. 4:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. Вопрос 56. О чем говорит нам этот член веры? Ответ. Этот член учит четырем догматам. Во-первых, что Иисус Христос вознесся на небеса и сел по правую сторону Отца со славой и честью в том самом теле, в котором истинно пострадал и воскрес из мертвых. Во-вторых, что Он вознесся на небо только как Человек, потому что как Бог, Он всегда был на небе и [вообще] везде. В-третьих, учит, что Он никогда не оставлял человеческую природу, которую однажды принял от Девы Марии, но опять с ней придет судить, как Ангелы возвестили Апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1:11 ). В-четвертых, этот член учит тому, что вместе со Своей плотью, носимой во время земной жизни, Христос находится только на небе, а не на земле. Но присутствуя таинственным образом в Божественной Евхаристии, Сам Сын Божий, Бог и Человек, присутствует и на земле по пресуществлению (κατ μετουσωσιν). Ибо существо хлеба прелагается в существо Его Святого Тела, и существо вина в существо Его честной Крови. Поэтому нам надлежит прославлять и поклоняться (ν δοξζωμεν κα ν λατρεωμεν) Святой Евхаристии, как Самому нашему Спасителю Иисусу. Вопрос 57. Какой седьмой член веры? Ответ. И вновь грядущего со славой судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца. Вопрос 58. Чему учит нас этот член веры? Ответ. Трем предметам. Во-первых, что Христос опять придет, чтобы судить живых и мертвых, как говорит Он Сам: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» ( Мф. 25:31 ). И это пришествие будет быстрым, «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:27 ). О дне же и часе этого пришествия никто не знает, даже Ангелы ( Мф. 24:36 ). Но этому должно предшествовать следующее: будет проповедано Евангелие всем народам ( Мф. 24:14 ), придет антихрист, произойдут великие войны, голоды, моры, и тому подобное. Кратко сказать, будет великая скорбь, по слову Господа: «Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» ( Мф. 24:21 ). Об этом суде Апостол ясно говорит: «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его» ( 2Тим. 4:1 ). Вопрос 59. Во-вторых, чему учит этот член?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. Молиться Всеблагому Богу о всяком звании людей. Во-первых, за всех Духовных лиц, как-то: за Святейшего Патриарха, за Митрополита, Епархиального Епископа. Во-вторых, за государя, областного начальника, за весь Сенат и за Правительство, за армию, особенно же за тех, которые благодетельствуют Церкви и заботятся о распространении кафолической и православной веры, по словам Апостола, который говорит: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» ( 1Тим. 2:1–3 ). Мы должны молиться за всех отошедших отсюда в православной вере 61 ; также и за еретиков и раскольников, чтобы они обратились к православной вере до своего последнего дня 62 . Вопрос 93. Какая седьмая церковная заповедь? Ответ. Непременно соблюдать посты и моления, которые особым образом предписываются и назначаются митрополитом или епископом в своей епархии по необходимости: отвратить праведный гнев Божий, поражающий его народ, для избавления от эпидемии, голода, войны, засухи, чрезмерного дождя и тому подобного, или для исцеления больных, или для утешения угнетенных, всем жителям той епархии. Как говорится в книге Деяний, «итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (12:5). Вопрос 94. Какая восьмая церковная заповедь? Ответ. Чтобы миряне не смели похищать имущество и деньги церкви и употреблять их на собственные нужды. Но духовные предстоятели должны заготовлять на церковное имение облачения и все нужное для церкви, а также питать и одевать служащих церкви, бедных и странников, по учению Писания, которое говорит: «Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав к пресвитерам через Варнаву и Савла» ( Деян. 11:29–30 ). Также не подобает ни мирянам, ни архиереям, управляющим какой-либо Церковью , присваивать себе деньги или иное движимое имущество, получаемое Церковью или в дар, или от какого-либо посольства, и использовать их для своих личных нужд, чтобы не получилось так, что благочестивые намерения жертвователя терпят насилие и искажение. Вопрос 95. Какая девятая церковная заповедь?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. Первая польза такова: как через грех мы теряем ту невинность, которую получили в Святом Крещении, так опять приближаемся к ней через Покаяние. И как через грех мы лишаемся благодати Божией, так через Покаяние мы вновь ее обретаем. И как через грех мы попадаем в плен к дьяволу , так через Покаяние освобождаемся из него. И как через грех в совесть нашу входят стыд и страх, так через Покаяние к нам возвращается мир и такая смелость, какую имеют дети по отношению к своим родителям. Вопрос 115. Какое шестое Таинство? Ответ. Почтенный Брак, который бывает, во-первых, по взаимному согласию мужа и жены, если нет никакого законного препятствия 82 . Однако, этого согласия самого по себе, недостаточно для вступления в истинный Брак, если только они сами не засвидетельствуют друг другу перед священником свое обещание и не поручатся, что будут хранить друг другу верность, уважение, супружескую любовь до конца своей жизни, при любой опасности, и что они не будут оставлять друг друга. После чего их согласие и обещание утверждается и благословляется священником, и таким образом исполняется написанное: «Брак [да будет] честен во всём, и ложе непорочно» ( Евр. 13:4 ). Вопрос 116. Каковы плоды этого Таинства? Ответ. Во-первых, через Брак человек избегает всякой опасности блуда и невоздержности, так как почтенный Брак установлен для того, чтобы погашать желание плоти (τς σαρκς πιθυμα), как говорит Павел: «[Во избежание] блуда, каждый имей свою жену» ( 1Кор. 7:2 ). Во-вторых, потому что почитается деторождение, почтенное рождение. В-третьих, в случаях болезни, или какого-нибудь другого несчастья, муж становится верным спутником (σντροφον) жене, а жена – мужу, благодаря великой любви и узам дружбы, которые создаются между ними, о чем свидетельствует Писание: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут оба одною плотию» ( Быт. 2:24 ). Вопрос 117. Какое седьмое Таинство Церкви? Ответ. Елеосвящение. Оно установлено Христом, поскольку когда Он посылал учеников Своих по два, то они «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 ). Впоследствии это было принято Вселенской Церковью в общепринятый обычай, как видно из послания святого Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (5:14–15). Вопрос 118. Что необходимо соблюдать при этом Таинстве?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. Поскольку в состоянии невинности все люди были в Адаме, то, как скоро он согрешил, согрешили в нем и все, и стали в состояние греха (τν κατστασιν τς μαρτας). Поэтому человеческий род стал не только подвержен греху, но и вследствие греха – наказанию (τν τιμωραν) 19 . Это наказание объявлено в следующем определении Бога: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2, 17 ). То же самое говорит и Апостол: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, в нем все согрешили» ( Рим. 5, 12 ). Так что с этим грехом 20 мы и зачинаемся в чреве матери, и рождаемся, как говорит Священный Псалмопевец: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс. 50:7 ). Он называется «прародительским» грехом, во-первых, потому что прежде него человек был свободен от всякого греха. Хотя дьявол был уже растлен и пал, его соблазном возник в человеке этот прародительский грех, которому подвержен и Адам, поскольку он его совершил, и мы, поскольку происходим от него. Во-вторых, потому что никто из смертных не зачинается иначе, как в грехе. Вопрос 25. Если Бог знал, что Адам согрешит, то для чего Он сотворил его? Ответ. Бог вполне предвидел и грехопадение Адама, и злобу Люцифера, прежде чем сотворил и того, и другого, и самые маловажные мысли и поступки, которые кто-либо из них мог бы помыслить или совершить. Однако Он не хотел, чтобы грех человека или злоба дьявола победили Его Божественную благость 21 . Но, чтобы обнаружить Свою чрезвычайную благость, Бог сотворил дьявола добрым ангелом, который по своей собственной воле и выбору стал злым. Подобным образом [сотворил] и человека, который согрешил, благодаря искушению того [врага]. Впрочем, Бог так устроил о человеке, чтобы по причине его греха гораздо больше засияла благость Божия, через ниспослание Единородного Сына Своего в долину этой земли, чтобы Он, восприняв плоть от Пречистой Девы по действию Святого Духа, искупил человека и ввел его в Свое Царство гораздо в большей славе, чем какую он имел в раю, к посрамлению дьявола. Поэтому этот грех не воспрепятствовал Богу сотворить человека. Вопрос 26. Если Бог знал все, прежде чем сотворил, то предопределил ли Он все так, что и доброе и злое не может быть иначе, а только так, как есть?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. Пятый дар Святого Духа – знание, которое Священный Псалмопевец описывает так: «Вразумляющий народы неужели не обличит, – Тот, Кто учит человека разумению?» И другой Пророк говорит: «И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием» ( Иер. 3:15 ). Это знание или познание должно быть направлено к тому, чтобы постичь волю Божию и Его закон. Ему противоположно незнание закона и воли Божией, о котором говорит Псалмопевец: «Пролей гнев Твой на народы, незнающие Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывали» ( Пс. 78:6 ). Вопрос 79. Какой шестой дар Святого Духа? Ответ. Благочестие, которое основывается вместе с истинной верой на прилежной молитве и добрых делах. О нем так говорит Апостол: «Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» ( 1Тим. 4:8 ). Поэтому правильно называются благочестивыми только те, которые, творя непрестанные молитвы к Богу, уклоняются от всякого нечестия и греха. Здесь имеется в виду не наружное благочестие, какое было у фарисеев, но истинное и сердечное, чтобы иначе не сказал Господь и о нем: «Народ этот устами Меня чтит, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф. 15:8 ). И еще: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» ( Мф. 23:26 ). Вопрос 80. Какой седьмой дар Святого Духа? Ответ. Страх Божий. Он должен быть подобен страху детей перед своими родителями, а не как у рабов перед господами. О первом Псалмопевец говорит: «Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его» ( Пс. 33:10 ). О втором говорит Апостол: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» ( 1Ин. 4:18 ). Писание повелевает бояться Бога по любви, говоря: «Боящиеся Господа, восхвалите Его! Все семя Иакова, прославьте Его! Да убоится Его все семя Израиля!» ( Пс. 21:24 ). Тот, кто так боится Господа, соблюдает Его заповеди, как сказано: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» ( Ин. 14:23 ). Вопрос 81. Сколько плодов Святого Духа, и какие они?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. Состояние безгрешности, то есть невинности (согласно святому Василию) двояко 17 . Во-первых, это добровольное удаление от грехов, то есть когда человек по собственной решимости удаляется от грехов, познав зло через опыт и долговременный навык к нему. Во-вторых, это незнание и неопытность во зле, то есть когда человек не знает зла, и совершенно не испытал его, или по причине своего возраста или по другим причинам. Невинность и безгрешность в Адаме, прежде чем он согрешил, была этого второго рода, и была соединена с полным совершенством, с врожденной праведностью, как со стороны ума, так и со стороны воли. В его разуме было заключено все знание, а в его воле – вся честность и доброта. Ибо Адам знал Бога совершеннейшим образом, (сколько в то время ему было дано, и сколько было нужно), поэтому, познав Бога, он познал все остальное через Него. На это среди прочего мы имеем такое доказательство: когда Бог привел к Адаму всех животных для того, чтобы он дал им имена, он назвал каждое своим именем. И это произошло потому, что он знал их природу – не от какого-то обучения, но потому только, что мыслил и рассуждал о Боге и Его благости. Что касается воли, то она всегда покорялась разуму, хотя всегда была свободна, и человек был властен грешить или не грешить, как говорится в Писании: «Не говори: «ради Господа я отступил»; ибо, что Он ненавидит, того ты не должен делать. Не говори: «Он ввел меня в заблуждение», ибо Он не имеет надобности в муже грешном. Всякую мерзость Господь ненавидит, и неприятна она боящимся Его. Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» ( Сир. 15:11–17 ) 18 . И немного после: «Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить» (15:20). В таком состоянии невинности и безгрешности человек был подобен ангелам. Но когда, преступив [заповедь], он согрешил, то немедленно в самом раю вошел в состояние греха (τν κατστασιν τς μαρτας), и сделался смертным. Священное Писание так передает [нам это учение]: «Возмездие за грех – смерть» ( Рим. 6:23 ). И тогда он тотчас лишился совершенства разума и знания, и его воля склонилась больше к злу, чем к добру. Таким образом, по причине того, что человек сделал зло, состояние невинности и безгрешности изменилось в состояние греха, и совершенный человек был так унижен, что может сказать с Давидом: «Я же червь, а не человек» ( Пс. 21:7 ). Вопрос 24. Все ли люди подлежат этому греху?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ответ. Тело человека происходит от семени Адама, а душа происходит от Бога 25 (γνεται π τν Θεν), согласно Писанию: «Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него» ( Зах. 12:1 ). И еще: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Еккл. 12:7 ). При этом, если бы душа была из человеческого семени, то вместе с телом и умирала бы, и обращалась бы в прах. Но мы научены другому из Писания, где Христос говорит разбойнику на кресте: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ). Тело разбойника оставалось на Кресте, но душа, как бессмертный дух, вошла вместе с Христом в рай, тогда как если бы она была из человеческого семени, то должна была бы умереть вместе с телом на кресте. Кроме того, как могли бы быть истинными слова Господа нашего, когда Он сказал: «Не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» ( Мф. 22:31–32 ). Это следует понимать не в отношении тела, но в отношении души, потому что тела мертвых обратились в прах. Они должны относиться к душе, которая, как живущая вечно, всегда пребывает в присутствии Божием. Но если бы и она происходила от того же семени, от которого происходит и тело, то они вместе бы и умирали. И душа дается от Бога (δδεται π τν Θεν ψυχ), когда образуется тело и сделается пригодным к ее принятию 26 (φ’ ο ργανισθ τ κορμ κα γν πιτδειον ες τν ποδοχν της). И когда она входит, то разливается во всем теле 27 , подобно как огонь в раскаленном железе 28 . Однако преимущественно она занимает место в голове и в сердце 29 . Вопрос 29. Поскольку Бог является Творцом всего, должен ли Он обо всем также и промышлять? Ответ. Совершенно верно. Он знает все в точности от малого и до великого и промышляет особенно о всяком [творении], как мы можем видеть из слов Христа: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» ( Мф. 10:29–30 ). Этот Промысл ясно открывается и в Ветхом Завете устами Давида, когда он говорит: «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» ( Пс. 144:15–16 ) Вопрос 30. Предведение, Предопределение и Промысл – это одно и тоже [понятие] в Боге?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010