митр. Владимир (Сабодан) Пасхальное послание Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви Христос воскрес, и уже не умирает, смерть Им более не обладает. ( Рим. 6:9 ) Возлюбленные о Господе архипастыри, досточтимые пастыри, честное во Христе монашество, боголюбивые миряне – братья и сестры! Христос Воскресе! В день Светлого Воскресения Господа нашего Иисуса Христа мы сердечно приветствуем каждую боголюбивую христианскую душу радостным лобзанием мира! Христос воскрес из мертвых, и Его Гроб с этого момента стал источником жизни. Тот, в Чьих руках власть над жизнью и смертью , не имеющий порока и греха, принял от людей поношения и проклятия и умер на Кресте, чтобы искупить род человеческий от греха, проклятия и смерти. «Во Христе, – говорит святой Амвросий Медиоланский , – воскрес мир -человечество, в Нем воскресли небеса, в Нем воскресла земля». Жертвой Христовой истреблена сама причина наших несчастий – грех , и воссоздан в человеке образ Божий. И более того, Спаситель мира соделал нас участниками Славы Божией, усыновив Ему человека, некогда отвергшегося любви Отчей. Поэтому Христос для всех верующих в Него становится Начальником жизни ( Деян. 3:15 ), Начальником умерших ( 1Кор. 15:20 ), Новым Адамом , приводящим в жизнь вечную ( 1Кор. 15:22 ). С Воскресением Христовым воскресла на земле святая истина и посрамилась всякая ложь. Долгим и томительным было время ветхозаветного ожидания пришествия Спасителя. Но когда, наконец, пришел в этот мир Господь – Сама Истина, мир Его не познал. Пришел к своим, и свои не приняли Его ( Ин. 1:10–11 ). Над Истиной надругались, предали мукам и пригвоздили ко Кресту. Но воскрес Христос, а с Ним – вся правда и добродетель. Воскрес Христос – и положил начало новой жизни, начало новому человеку. Воскресение Христово является настолько важным событием, что святой апостол Павел указывает на него как на критерий истинности всего христианского учения: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

На более высокой ступени — ступени кротости — монах уже ни к кому не питает чувства ненависти, злобы, недоброжелательства, он всех уважает, всех почитает, как носителей образа Божия. На этой ступени монаха тоже ожидает блаженство, потому что Господь говорит: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Следующая ступень духовного совершенства — монах полностью вручает свою волю Богу, не хочет ничего своего, ищет только воли своего Творца, ищет Божией правды. Этот человек блажен, потому что Господь говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». О тех, которые даже к своим врагам проявляют жалость и милосердие, никому и никогда не мстят, Господь сказал: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Монах достиг чистоты сердца, когда в душе у него утихли все страсти, все пороки, все нечистые желания. Он оказывается тоже блаженным: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». А в момент, когда человек наполняется Божиим миром, он становится миротворцем. Такой человек может не выступать на круглых столах, на переговорах, не призывать с разных кафедр или трибун людей к миру, он сам становится носителем мира. И все, кто его видит, кто с ним общается, озаряются тем Духом мира, который от него исходит. Об этих людях Господь сказал: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Еще более высокой ступени на пути совершенствования монах достигает, когда переносит всякие неправды и клевету, не оскорбляется этим, не восстает. Он знает — если Бог попустил, значит, нужно терпеть и за все Его благодарить! А о таких Господь говорит: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». И самой высокой степени совершенства монах достигает, когда терпит гонения, преследования, терпит все ради Христа. Если монах терпит, когда его гонят не потому, что он вор или преступник, а потому, что он последователь Христа, служитель Божий, что он отрекся от мира и посвятил свою жизнь Богу, то он — блажен. Так что монашество является путем достижения блаженства. И блажен тот человек, который избирает этот путь.

http://patriarchia.ru/db/text/5167887.ht...

«На небесах», – говорит священный [Иоанн] Дамаскин, – «потому что там Ангелы, творящие волю Его и всегда Его прославляющие. На земле: ибо на ней во плоти обитал с человеками. В Святой Церкви: поскольку в ней преимущественным образом дается благодать Его верным, и проповедуется слава Его. Подобным образом и всякое место, в котором каким-нибудь образом открывается благодать Божия, называется местом Его» 10 . Вопрос 16. Если, по твоим словам, одному только Богу свойственно знать все, тайное и явное, то каким же образом это знают ангелы и, среди людей, пророки? Ответ. Бог знает все тайны и глубины людей и Ангелов Сам Собой, и не только тогда, когда они мыслят, но и прежде создания мира, как говорит Писание: «Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные» ( Сир. 23:27–28 ). И еще: «Ибо Господь знает всякое ведение и прозирает в знамения века, возвещая прошедшее и будущее и открывая следы сокровенного» ( Сир. 42:18–19 ). И Иоанн в Откровении: «Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» (2:23). Но Ангелы и люди, если и узнают иногда сокровенное будущее, то узнают его по Божественному откровению, как свидетельствует Писание: «[Бог] открывает глубокое и сокровенное» ( Дан. 2:22 ). Как Он открыл Елисею, что раб его Гиезий тайно взял на пути у Неемана ( 4Цар. 5:26 ), и апостол Петр узнал, что сделали Анания и Сапфира ( Деян. 5:11 ). Такое знание было и у всех пророков. Вопрос 17. Есть ли еще другие свойства Бога? Ответ. Свойства Божии неисчислимы; но и тех, о которых, как необходимых для спасения, мы до сих пор говорили, достаточно, чтобы научить нас, как мы должны думать о Боге. Итак, оставив другие [свойства], верь твердо и несомненно, что Бог един в трех Лицах, всемогущ, вездесущ и всеведущ, неизменяем по существу и вечен. Вопрос 18. В этом члене использовано слово «Творец». Значит, Бог является Творцом всего? Ответ. Ангелы – это духи, которых Бог сотворил из ничего, чтобы они служили Ему и прославляли Его, а в этом мире служили людям и приводили их в Царство Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

На Руси со времени принятия ею Крещения существовало понимание Премудрости, полностью адекватное апостольскому: «А мы проповедуем Христа распятого... Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор.1:23–24 ). Среди статей, включенных в Изборник 1073г. великого Киевского князя Святослава, имеется толкование на 9-ю притчу Соломонову «Премудрость созда себе дом» Ипполита Римского (III в.) в редакции автора VI в. Анастасия Синаита , где говорится: «Христос Божия и отчая мудрость и сила... словом во плоти став, вселился в нас». Так же понимал слова притчи митрополит Киевский Климент Смолятич, упомянувший об этом в послании к Фоме пресвитеру: «Вот о чем глаголет Соломон, говоря, что «премудрость создала себе храм»: премудрость – есть Божество, а храм – человечество, ибо Христос истинный Бог наш, как во храм вселился во плоть, принявши ее от Пречистой Владычицы нашей Богородицы». Спасителю были посвящены Софийские соборы Киева, Новгорода, Полоцка, построенные в 1-й половине – середине XI в. Об этом, в частности, свидетельствовали изображения, располагавшиеся над входами в эти соборы: в наосе Софии Киевской, на западной стене под хорами, Христос на троне, окруженный представителями великокняжеской династии, начиная с крестителя Руси князя Владимира; грандиозное изображение Спасителя, известное по описаниям, над входом в Софию Новгородскую. София Премудрость Божия. Икона. 1-я четв. XV в. Тверь (?). 69х54,5 см. ГМЗМК. Происходит из Благовещенского собора Московского Кремля По сути, каждый храм представлял собой тот «Дом Премудрости», о котором говорится в 9-й притче Соломоновой. Это подобие Святая Святых храма Соломона, где Господь обитал между крышкой Ковчега Завета и крыльями венчавших его херувимов, что подтверждают слова псалма, выложенные мозаикой над аркой алтаря Софии Киевской: «Бог посреди его: он не поколеблется; Бог поможет ему с раннего утра» ( Пс.45:6 ). Одновременно храм Софии являл образ Церкви как тела Христова: «Приступая к Нему [Господу], камню живому, ...Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом» ( 1Пет.2:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Наличие в квартире телевизора может нанести бедствие христианской семье, и прежде всего детям. Надо уберечь их от вредных для души фильмов и также соблазна постоянно развлекаться (не говоря уже о возможности вреда телевизора для здоровья и для глаз). Как и во всех сторонах жизни семьи, и в отношении развлечений родители прежде всего сами должны давать детям пример такой сосредоточенной жизни, жизни, посвященной самоотверженному служению ближним, жизни в страхе Божием, в Боге и с Богом. И если нельзя в полной мере устранить детей от соблазнов мира, если нельзя наглухо запереть для них двери, уводящие вдаль от чистой, тихой радости духовной жизни, то пусть боятся родители сами толкать детей на развлечения мира, вспоминая слова Господа: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» ( Мф.18:7 ). Основы жизни христианина Теснота пути Входите тесными вратами Мф.7:13 «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут» ( Лк.13:24 ). Этими словами Господь предупреждает нас, что для достижения Царствия Небесного недостаточно одного желания, которое будут иметь многие, но необходимо обладать также навыком – уменьем идти в жизни тесным путем. В чем теснота этого пути? Из воистину спасающихся христиан, идущих тесным путем, можно выделить две характерные категории, которые можно противопоставить и между которыми будут находиться все остальные христиане. К одной из них принадлежат те христиане, которые сами, добровольно, выбирают тесный путь духовного подвига – усиленной молитвы и воздержания, произвольной нищеты, самоотверженного служения ближним. Старец Киево-Печерской Лавры, иеросхимонах Парфений однажды обратился к Киевскому митрополиту Филарету с вопросом, который его тревожил: как он спасется, если не испытал ни от кого гонений, хотя Спаситель сказал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» ( Ин.15:20 ). То же подтверждали и Апостолы: все желающие жить благочестиво во Христе будут гонимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Но наша Русь Святая издревле хранит обычай каждое доброе дело начинать молитвой. Благочестивый русский человек приступает ли к посеву, начинает ли постройку нового дома, открывает ли торговлю, отправляется ли в далекий путь, начинает ли обучение детей – во всех более или менее важных случаях и событиях житейских испрашивает Божие благословение. И хорошо делает, ибо, если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его ( Пс.126:1 ), – чего не благословит Господь, в том не бывает успеха. Молитесь же и вы, братие мои, пред началом открываемых собеседований, молитесь источнику мудрости и света подателю – Христу, да изольет Он свет Свой в сердца наши во благо и спасении душ наших. Архипастырское обращение Киевского митрополита Владимира к своей пастве 52 Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня ( Ин.17:11, 21 ). В настоящее время у каждого православного христианина, понимающего знамение времен ( Мф.16:3 ), не может не болеть душа при виде всех тех опасностей для нашей православной веры и нравственности, какие на каждом шагу встречаются. Свободное воспитание юношества, материалистическое направление образования, удаляющее от Бога и религии, свободная печать, осмеивающая самое святое и дорогое для православного христианина, – всё это более и более приближает нас к тому времени, о котором Спаситель сказал: Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? ( Лк.18:8 ). Действительно, увеличивается всё больше и больше число людей, совершенно не понимающих ни высоты христианской религии, ни духа ее. Какие же от этого последствия? У пророка Осии мы читаем: Слушайте слово Господне... ибо суду Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней ( Ос.4:1–3 ). Мир преисполнен богохуления, обманов, эгоизма, ненависти, безнравственности, так как люди не хотят знать о Боге и Его заповедях. Несомненно, наступит время, когда многие из совершающих подобное горько пожалеют, что они забыли о своем высоком звании и назначении христианина, о преступности греха, о любви и милосердии к нам Господа Иисуса Христа, о благодатных средствах Церкви Христовой, о силе молитвы, о небесном венце правды ( 2Тим.4:8 ), и дай Бог, чтобы скорее пришел для них этот час, – в этом их счастье, так как Господь по Своему милосердию помилует их, но многие, при своей несмышлености и косности сердец, идут к неминуемой погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

О нем: Епископ Никон (Рклицкий) . Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. 1–7. Нью-Йорк, 1956–1961. Загробная жизнь и вечность мучений 130 Мы привыкли представлять себе загробную участь грешников по притче о Богатом и Лазаре. Осужденные в адском пламени будут тщетно оплакивать свои грехи и безуспешно взывать к Богу и святым о помиловании: покаяние от умерших не принимается, исправляться уже поздно! – Почему это так? Почему душа, осудившая свои падения и изменившая настроение, всё-таки отвергается Божественным правосудием, это остается непонятным. Отсюда весьма естественные попытки создать вымыслы о каком-то новом всеобщем примирении-апокатастасисе. Но это учение осуждено Церковью и оригенисты признаны еретиками. Да и вполне последовательно: все попытки толковать вечность мучений как весьма большую продолжительность, но не бесконечность, противоречат слову Божию и преданию Церкви. Достаточно указать на слова Божии у Исаии: «Червь их не умрет и огонь их не угаснет» ( Ис. 66:24 ). Эти слова уже невозможно перетолковать в пользу большой продолжительности вечных мучений, ибо прямо указано, что конца им не будет (ср. Откр. 14:11; 20:10 ). Впрочем, если бы даже ни св. Библия , ни ясно выраженное учение Церкви не открыли людям учения о вечности мучений, наш разум всё равно не мог бы отклониться от такого печального вывода о загробной участи сознательных противников Божиих или нераскаянных грешников. Действительно, оставалось бы допустить, что Господь насильно сделает их праведными и привлечет к Своей радости: но ведь где насилие, там нет уже нравственных ценностей, там исчезает самая разность между добром и злом, а с тем вместе и весь смысл Искупления и Домостроительства. Нельзя ли предположить, что сознательно и окончательно злых людей не бывает, что зло есть плод недоразумения и несовершенства, как учат пантеисты, эволюционисты и даже некоторые теисты? Но такое представление тоже несовместимо с учением о свободной воле, ни тем менее с учением Св. Писания и Церкви о демонах, перетолковывать которое не может ни один сколько-нибудь искренний читатель Евангелия, будь он сам верующим или не верующим в Бога. Наконец, мы имеет прямые слова Христовы о том, что враги Его ненавидели не потому, что не понимали Его, а именно потому, что поняли и возненавидели в Нем самую истину, самое добро. «Если бы вы были слепы, то не имели бы греха: но, как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» ( Ин. 9:41 ). «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха: а теперь не имеют извинения в грехе своем. Ненавидящий Меня и Отца Моего ненавидит. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели и возненавидели Меня и Отца Моего» ( Ин. 15:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Он сошел с небес, не изменив места, потому что как Бог, Он находится везде и все наполняет. Но, поскольку так угодно было Его величию – смирить Себя, Он принял человеческую природу. Во-вторых, этот член учит, что Господь наш Иисус Христос принял истинную человеческую природу, а не мнимую, или призрачную. Его Тело было образовано в утробе Блаженнейшей Девы в то время, когда Она сказала в ответ Ангелу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк. 1:38 ). Тогда Он вдруг сделался совершенным человеком, со всеми его членами и разумной душой, соединившейся с Божеством. И в одной и той же Ипостаси был истинный Бог и истинный Человек 30 . И непорочная Дева была узнана (γνωρζετο) как Богородица, как сказала Ей Елисавета: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк. 1:43 ). Кроме того нужно знать и то, что ни Божественная природа не изменилась в человеческую, ни человеческая в Божественную, но то и другое осталось совершенным в единой Ипостаси, со всеми своими свойствами, кроме греха, относящегося к человеческой природе. Вопрос 39. В-третьих, чему учит этот член веры? Ответ. Что воплощение Христа совершилось содействием Святого Духа, и что Дева была Девой прежде зачатия, также и во время зачатия, и после зачатия, и в самом рождении осталась Девой. Ибо [Христос] родился от Нее, сохранив невредимой печать Ее девства, поэтому Она и после рождения остается Девой вовек. Вопрос 40. Что еще содержится в этом члене? Ответ. [Учение] о Пречистой Деве Богородице Марии, Которая удостоилась исполнить такое таинство; все православные обязаны должным образом прославлять Ее и чтить, как Матерь Господа нашего Иисуса Христа, или, лучше сказать, как Богородицу. Поэтому Церковь составила Ей приветствие из слов Архангела и святой Елисаветы, присоединив к ним и несколько своих слов: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария: Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего, ибо Ты родила Спасителя душ наших». Вопрос 41. Что мы должны думать об этом приветствии? Ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Она ушла в страшную безжизненную пустыню, где в продолжение сорока семи лет, без пищи, крова и одежды она плакала о своих грехах. Она думала о самой себе. Она спасала свою душу. " Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих " (1 Кор.1.20,21), - так апостол Павел объясняет нам, одержимым идеями гуманизма, ту самую простую мысль Спасителя, с которого мы начали сегодняшнее слово о святой преподобной матери нашей Марии Египетской: " Царство Мое не от мира сего " . Царство Божие – не от мира сего и Церковь Христова – не от мира. Поэтому люди Церкви, поэтому преподобные и богоносные отцы и матери наши всей жизнью своей, всем подвигом своим научают нас единственному пути к спасению: углубление в собственную душу. Поэтому и способ спастись у святых один, указанный Христом: " Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф.7.5). Поэтому итогом всей жизни преподобного Сергия, игумена и чудотворца Радонежского, стали слова: " Братие, себе внимайте " ! Поэтому и другой светоч нашей Церкви, преподобный Серафим Саровский смысл и цель жизни христианина объяснил простыми словами: " Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи " . Преподобная Мария Египетская всю свою жизнь занималась только собою. Святая подвижница внимала только себе, но и к ней вполне можно отнести слова апостола Петра, которые он сказал о Христе Спасителе: " ранами Его вы исцелились " (1 Пет.2.24). Она молилась только о себе, но помогает спастись нам. Она думала только о себе, но память о ней поддерживает и нас, слабых и грешных, в нашей борьбе с грехом. Она никого и никогда не призывала к воздержанию и целомудрию, но пример её отчаянной борьбы с блудными помыслами даёт и нам, малодушным и маловерным, надежду на победу. Аминь. 16 апреля 2000 г. Храм святителя Владимира, митрополита Киевского в городе Королеве Московской области [ Великий пост ] [ Неделя 5-ая Великого поста ]      [ новоначальному ] [ в библиотеку ] [ главная библиотека новости родителям ]

http://zavet.ru/gankov.htm

Ответ. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. Вопрос 7. Какое учение содержится в этом члене веры? Ответ. Этот член включает в себя два догмата. Во-первых, мы должны верить и исповедовать, что Бог един ( Втор. 6:4 ), поклоняемый в Пресвятой Троице, и что в Божестве Отец – начало и корень Сына и Святого Духа. Во-вторых, что этот Триединый Бог сотворил все из ничего, как видимое, так и невидимое, как свидетельствует Псалмопевец: «Он сказал – и стало, повелел – и создалось» ( Пс. 32:9 ). Вопрос 8. Как я должен мыслить о Боге? Ответ. Ты должен верить, что Бог един в Пресвятой Троице, согласно этим словам Писания: «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4:6 ). Тот, Кто, по Своей бесконечной благости, сотворил этот мир из ничего, чтобы другие существа, прославляя Его, могли приобщиться к Его Благости; не так, чтобы Он нуждался в чем-либо, ибо Он Сам в Себе всесовершенен и преславен. Однако ни одно творение, будь то видимое или невидимое, даже сами ангелы, не может постичь природу Бога, поскольку между Творцом и творением не может быть никакого сравнения. Достаточно для нас, как говорит святой Кирилл Иерусалимский , «если мы знаем, что имеем Бога Единого, Бога существующего и вечного, Который всегда подобен Самому Себе, и есть Тот же» 4 , и что, кроме Него нет другого Бога, как говорит Сам Бог через Пророка: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» ( Ис. 44:6 ). Таким же образом и Моисей, увещевая Израильский народ, так говорит: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор. 6:4 ). Вопрос 9. Но если Бог один, то, по-видимому, необходимо, чтобы и Лицо у Него было одно. Ответ. Нет никакой необходимости. Ибо хотя Бог по своей природе и сущности один, однако, в Лицах Он Троичен, как учит Сам наш Спаситель, говоря своим апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). Отсюда ясно, что в одном и том же Божестве три Лица: Отец, Сын и Святой Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010