Знакомый уже с методами греков, о. Пантелеймон пустился «в иностранные мероприятия», используя дипломатические хитрости. Например, приобрел древнюю обитель не на свое имя, а на имя послушника, который в церковном смысле считался мирянином. По Сен-Стефанскому мирному договору, русские, как и другие иностранцы могли селиться, где угодно. Если бы о. Пантелеймон был бы гражданином Турции, то как православный он полностью попал бы под власть Патриарха, так как по турецким законам Патриарх считался и главою греческого православного народа. Тогда бы ходатайства Патриарха было бы достаточно, чтобы аннулировать покупку Попова. Так как он был русским, то при помощи консула смог реализовать свое право покупать земельный участок в собственность. Власть Патриарха в Порте была огромна. Они пользовались светско-судебной и полицейской властью. Так в берате выданному Константинопольскому патриарху в 1855 году говорится, что султан «благоволил дать новому патриарху полную власть, какую имели его предшественники» [xxxiv] . И патриарху не оставалось ничего иного, как прибегнуть к своей духовной власти: запретить о. Пантелеймона в служении. В общем это было канонически неоправданно. О. Пантелеймон вел достаточно благочестивый образ жизни, не покупал формально указанного участка земли, если бы и покупал, то он не мог только служить в другой епархии по канонам. Но в этом замечен не был. Ход дальнейших событий показал, что греки пытались «извести» о. Пантелеймона всеми доступными им средствами. Но с помощью Посольства о. Пантелеймон сумел выстоять в этой борьбе, посвятив ей практически всю жизнь и отдав ей все силы. Обратим внимание еще и на тот факт, который говорит в пользу о. Пантелеймона: приобретение монастыря в Ливане. После этого стала очевидна искренность о. Пантелеймона, который ставил перед собой цель укрепление православия на Востоке   Опять о «политических страстях и низких инстинктах племенной вражды». Келлия свт. Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря   Келлия свт. Иоанна Златоуста, по словам о.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=6&iid=16...

«Есфигмен» по-русски значит «утесненный». И действительно, несмотря на то что он находится на берегу моря, с восточной стороны, он загорожен горами с трех сторон. Кто основал его – неизвестно. По преданию, основание было в V веке. В середине монастыря сооружен, в греческом стиле, соборный храм во имя Вознесения Господня. Архитектура храма и внутренний вид его очень красивы. Всего в монастыре, кроме соборного храма, было двадцать церквей и параклисов. В соборном храме во имя Вознесения Господня хранились глава св. ап. Иакова Алфеева, частицы мощей равноап. Марии Магдалины, свт. Иоанна Златоустог о, мч. Трифона, глава новомученика Агафангела († 1819). В Есфигмене в разное время подвизалось много старцев и мучеников, причисленных Вселенской Церковью к лику святых. В Есфигмене, есть предание, подвизался прп. Антоний Киево-Печерский – основатель русского монашества. Сохранилась высеченная над морем в скале пещера, где уединялся преподобный. Хидендар (штатный) Недалеко от границы Афона, на восточной его стороне, стоит большой славяно-сербский монастырь Хилендар, на земле которого расположено много больших русских келлий. От Карей монастырь находится в шести часах пути, а от моря – в получасе. Он ниоткуда не заметен, так как расположен в равнине, окруженной большими скалистыми горами, поросшими густым лесом. Основан монастырь в XII веке свт. Саввой Сербским († 1237; память 12/25 января), первым его ктитором и отцом свт. Саввы, царем Симеоном († 1200; память 13/26 февраля). Хилендарская обитель – славянская, и в ней монахи – сербы и болгары. Рядом с трапезной – соборный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Величием, красотой постройки и богатством материала он был много лучше других афонских греческих соборов. Собор построен из больших тесаных камней, обложенных во многих местах как внутри, так и снаружи белыми мраморными плитами. Весь помост в храме мозаичный. Купол и внутренность здания поддерживаются двадцатью шестью столбами из цельного мрамора. О величине храма можно судить уже по тому, что в нем внешних и внутренних врат – одиннадцать, а окон – сто четыре. Внутри собор украшается массой икон, паникадил, крестами и хоросом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

водой. Считается, что руины здания над дорогой из Дафни в Карею являются остатками построенной имп. Пульхерией прибрежной башни. Впосл. она получила название «башня графини». Под ней в заливе расположен арсанас (пристань). К. принадлежат 4 келлии, к-рые находятся к востоку от мон-ря (Вознесения или Преображения Господня, Рождества св. Иоанна Предтечи, Успения Пресв. Богородицы и свт. Афанасия Великого), и конак-келлия вмч. Димитрия Солунского в Карее. Собственностью К. являются строения в Дафни (до потока Дондас) и 2 островка к северу от о-ва Амулиани (близ Урануполи). К. обладает подворьями на п-ове Халкидики (в Трипити, Гомати и Сикье), на островах Скопелос и Тасос. Мощи и другие святыни Главной святыней монастыря является крест с частицей Честного Древа Господня, по преданию подаренный имп. Романом I Лакапином. Крест помещен в золотой оклад с драгоценными камнями. Он содержит самую большую из сохранившихся частиц Честного Древа (длина - 31 см, ширина - 16 и 12 см). В К. хранятся честные главы новомучеников Николая (1672), Авксентия (1720) и Христоса Садовника (1748), частицы мощей Севастийских мучеников, вмч. Прокопия, св. Авксентия, сщмч. Игнатия Богоносца, сщмч. Григория, еп. Вел. Армении, вмч. Меркурия, прп. Андрея Критского, царевича Индийского Иоасафа, мц. Соломонии, сщмч. Харалампия, вмц. Параскевы, вмч. Пантелеимона, мц. Фотины Самаряныни, ап. Варфоломея, прп. Нила Мироточивого, мц. Христины, свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. С именем имп. Пульхерии связано неск. реликвий более позднего происхождения. Н. П. Кондаков датировал XII в. «золотой нагрудник царицы Пульхерии» - тройной складень-тельник из золота, украшенный по лицевым сторонам камнями и жемчугом, с резными изображениями великомучеников Георгия и Димитрия в рост; вместе с ним почитали крест, собранный из зерен ливана и смирны (даров, принесенных волхвами Младенцу), - вклад Мары, дочери серб. деспота Георгия (Джураджа) Бранковича. Панагиар («дискос Пульхерии»).

http://pravenc.ru/text/2462155.html

Паломники заходили в Ксеноф, когда отправлялись из Пантелеимоновского монастыря на Кромицу. Ксенофский скит На земле монастыря Ксенофа устроен еще в древние времена скит. Как все греческие скиты, он состоял из множества маленьких келлий, где жили от одного до пяти иноков. Соборный храм скита освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Монастырь Ксиропотам (штатный) Между пристанью Дафной и монастырем Русиком, на высокой горе, стоит около дороги, ведущей на Карею, древний греческий монастырь Ксиропотам. Он виден с парохода, когда подъезжают к пристани. По сохранившимся преданиям, монастырь был основан греческой царевной Пульхерией († 453; память 10/23 сентября) еще в ту эпоху, когда на Афоне существовали мирские селения. Затем, после набегов арабов и пиратов, монастырь был в запустении до X столетия и возобновлен современником св. Афанасия прп. Павлом Ксиропотамским. Им же был основан монастырь св. Павла. В 1763 году был построен собор во имя Сорока мучеников, с пятью главами, преддверием, притвором и двумя приделами. Всех церквей в монастыре и вне его двадцать семь; братии было сто двадцать человек. В Ксиропотаме хранится множество святынь, замечательных как по древности, так и по священным воспоминаниям: самая большая часть Древа Животворящего Креста Господня – та, из которой сделан Крест; сохранилась часть подножья Креста, где были пригвождены ноги Спасителя (и теперь заметно одно из отверстий, пробитых гвоздями); множество мощей великих подвижников Христовых: свт. Василия Великого , свт. Иоанна Златоуста , ап. Варфоломея и других святых угодников Божиих. Из икон интересны по древности: икона св. Димитрия, иссеченная на зеленом мраморе, прежде находящаяся в Софийском соборе в Константинополе. Драгоценная чаша, принадлежавшая основательнице монастыря царевне Пульхерии, сохранилась с V века. На ней изображения ликов Ангелов и Страстей Господних. Монастырь Симоно-Петрский Расположен над морем, на высокой каменной скале, вправо от Дафны. Недалеко пещера, где спасался на камне св. Симон, основатель монастыря († XIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

У него сохранился на этот счет документ. В этом товариществе не было ничего противоречащего монашеским устоям, а интеграция русских иноков в одно целое тоже была весьма полезна. О. Кирилл в 1893 году назначил трех монахов для устройства магазина, и дело пошло так успешно, что скоро некоторым корыстолюбивым лавочникам пришлось снижать цены. Братство келлии свт. Иоанна Златоустого в то время составляло 60 человек, число питавшихся в обители с паломниками и рабочими ежедневно достигало 100 человек, и это особенно подталкивало о. Кирилла к созданию товарищества. Экономия продуктов для такого многочисленного братства имело большое значение, закупка продуктов на 700800 человек могла дать экономию в 4550 % и даже более относительно тогдашних афонских цен. Но устройство магазина потребовало новых капиталов, находились они, правда, без затруднений, так как греческие монахи теперь уже приходили с предложениями сами. Однако, по настоянию протата и других лиц, духовных и светских, магазин был закрыт в августе 1895 года, и осталось большое количество товара на сумму около 15 тысяч рублей. И эти товары долго не могли найти сбыта, и такая значительная сумма сразу превратилась в мертвый капитал. Многие вкладчики испугались убытков из-за закрытия магазина и взяли свои вклады обратно, и это принесло еще дополнительное расстройство в дела обители. Это послужило главным ударом по финансовому положению келлии, от которого она не могла без посторонней помощи оправиться. После закрытия магазина кредиторы один за другим стали обращаться в келлию с требованием вернуть им вложенные суммы, и это продолжалось в течение одного года. Сначала келлиоты стали выплачивать долги и уплатили около 3000 турецких лир. Но извлечь все деньги из оборота и уплатить все долги означало оставить братию без средств к существованию. Требование об уплате долгов, скопившихся за продолжение всего существования келлии, было вызвано искусственно противниками обоснования монахов русской национальности на Афоне. Келлиоты стали увещевать кредиторов, объясняя, что если они согласятся обождать известное время, они выплатят все вклады с процентами, не разоряя келлии, а если будут предъявлять все требования одновременно, то кроме того, что келлия разорится очень вероятно сами кредиторы понесут значительные убытки.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=6&iid=16...

Кекрагарий ( кекрагарион) – так называют 140 псалом ( «Господи, воззвах...) Келарь ( келарис) – заведующий монастырским столом или кладовой, где находится продовольствие, хранитель съестных припасов. Келарня ( келарион)  – дохиарная, склад  монастырской провизии. Келейник – прислуживающий для должностного и сановного лица монашеского звания. Келейное правило – правило монахов и послушников, состоящее из молитв по четкам, поясных и земных поклонов. Келлиот – житель  в монашеской келлии. Келии – поселение монахов с 11-ю келлиями в местности Вигла, принадлежащей Великой Лавре. Келлия – отдельное монашеское жилище   (здание, постройка ) из нескольких комнат, а  иногда   из 2-3 этажей с пристроенным к нему храмом. Расположена на земле какого-то монастыря  и является его собственностью. Келлия может передаваться в пожизненное  пользование какому-то  монаху. Келлия может быть большой и численность братии в ней может доходить до 20-ти человек. Келлия находится вне подчинения скиту. Превращение келлий в скиты категорически запрещено. Келлия в честь Святой Троицы ( Профурня ?)  - келлия, зависимая от Великой Лавры в Карее, где, по преданию, жил прп. Афанасий  до основания Великой Лавры. Келлия Всех Святых–1) заброшенная келлия Свято-Пантелеимонова монастыря, находящаяся от него в пятистах метрах  на север.В здании рядом с заброшенной мельницей находятся два параклиса в честь прп. Силуана Афонского и святого  пророка Ильи; 2) келлия монастыря Дохиар, где три неверных монаха  были отлучены от причастия  и 5 лет оплакивали своей грех. Келлия «Достойно есть» - келлия монастыря Пантократор, где, по преданию, Архангел воспел песнь «Достойно есть» перед иконой  Пресвятой Богородицы. Келлия Скуртеев – келия Великой Лавры в Карее, где провенл последние годы жизни прп. Никодим Святогорец  ( 1809). Келлия св. Архангелов ( Ягари)  - келлия Великой Лавры в Карее, где подвизались преподобные Филофей и нектарий ( ХУ1 в.). Келлия св. вмч. Георгия Победоносца – келлия в Карее, где находится конак или подворье Свято-Пантелеимонова монастыря.

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Благовещенская келлия Руссика – келлия Благовещения Пресвятые Богородицы Пантелеимонова монастыря. Вершок – мера длины. Вурдунарня (греч. ворданарис) – конюшня для мулашек, см. муларня. Галата – район в Константинополе, где находилось подворье Русского Пантелеимонова монастыря, Андреевского и Ильинского скитов. Георгиевская (Ближняя) келлия – Древняя, в 40-х годах XIX века была реставрирована в русском вкусе неким архимандритом Амвросием и переосвящена в честь преподобных Киево-Печерских. В конце 50-х годов сгорела, а в 1863 году была возобновлена, усердием отставного капитана Е. Г. Хабарова для преподобного Илариона Грузина и была освящена в честь святого Георгия Победоносца. Георгиевская (Дальняя) келлиякеллия Руссика в трех с половиной верстах к северо-западу от обители. Геронта (греч. старец) – обычное обращение к настоятелю монастыря или уважаемому монаху. Григорьевская келлия Руссика – келлия святого Григория Неокесарийского Пантелеимонова монастыря, недалеко от Руссика, вверх по потоку в северном направлении. Устроена издревле, на ней часто жили духовники монастыря. В 1836 году была возобновлена греком монахом Парфением, а в 1842 году церковь восстановлена иеросхимонахом Мефодием (Соловецким). Даскалас (греч. учитель) – образованный монах. Дикей (греч. справедливый) – начальник (управляющий, настоятель) скита, который решает все общие вопросы и осуществляет связи с внешним миром. Дмитриевская келлия Руссика – келлия святого Димитрия Мироточивого Пантелеимонова монастыря. Находится у Старого Руссика, на высоте 450 метров над уровнем моря. Древняя, возобновлена в 1863 году. Дохиар, дохиарная – см. келарь; келарная. Епитимия (греч. наказание) – «врачевание духовное», определенная мера, предназначенная для духовного наказания провинившегося. Епитроп – заместитель игумена, благочинный, наместник. Живоносный Источник (келлия)келлия Живоносный Источник Пантелеимонова монастыря. Находится на дороге в Карею, близ хребта, через который идет перевал на другую сторону Афона. Древняя, возобновлена иждивением московского купца Михаила Ефимовича Попова.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Недалеко от Андреевского скита, на верху городка Карей, находится большая русская общежительная келлия сщмч. Игнатия Богоносца , в пределах Хилендарской лавры, мимо дороги из скита в Карею и Ильинский скит. Основана она была в конце XII века сербским царем Стефаном Неманей (в иночестве Симеон); его сын – свт. Савва, архиепископ Сербский, всегда покровительствовал обители. Корпус был построен в три этажа. Первый этаж занимали братская трапеза, келлии и подвалы, второй – келлии и старинный храм, переименованный во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Она одна только уцелела (отчасти) из развалин древней обители. На третьем этаже, пристроенном на половине корпуса, находился большой храм. Святыни обители: чудотворная икона Божией Матери и часть святых мощей сщмч. Игнатия Богоносца . Келлия Трех святителей Недалеко от келлии сщмч. Игнатия Богоносца находится русская келлия во имя Трех святителей, основанная в конце XI века сербскими монахами, выходцами из Хилендарской лавры. В 50-х годах XIX столетия келлия была приобретена от живших там греков одним русским иеромонахом Сисоем, уроженцем Санкт-Петербурга, и им были отстроены новый храм во имя Трех святителей и большой трехэтажный корпус для братии, которых в обители было около тридцати человек. Нашли здесь пристанище и несколько бедных сиромонахов. Келлия Святого Благовещения Повыше келлии сщмч. Игнатия Богоносца , на расчищенном месте, находится старинная и известная всем русским келлия Благовещения. Как и все русские келлии Хилендарской лавры, она была основана в XI веке. Келлия своими тремя корпусами прилепилась к каменной скале и как будто висела над пропастью. В старом корпусе располагался храм во имя Святого Благовещения, в котором хранилась икона Божией Матери «Скоропослушница», Святое Евангелие – дар императрицы Марии Александровны – и частицы мощей. В большом корпусе был устроен храм во имя Воскресения Христова. Богослужение начиналось в 12 часов ночи, с заутреней и литургией. Затем послушания и работы, в 11 часов дня обед. Богослужение торжественное. Были мастерские: столярные, кузнечные, слесарные, иконописные. Имелись своя кузница, большая слесарная мастерская и цистерна с водой для орошения огородов, конный двор, кладбище, усыпальница. Обитель много помогала бедным, сиромонахам и пустынникам; братство в семьдесят человек. Русская келлия Святой Троицы

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От Карей на два часа, а от Каракала на час пути расположен на высокой пустынной равнине, невдалеке от громадного потока, греческий монастырь Филофеевский, получивший название от ктитора своего Филофея. Монастырь основан в середине XI века. Соборный храм (посреди монастыря) посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы; внутри монастыря шесть маленьких параклисов; всех церквей – семнадцать. При колонне левого клироса собора стояла чудотворная икона Божией Матери под названием «Сладкое лобзание». Над папертью – большая колокольня. Обитель Преображения В пределах Филофеевского монастыря, на высокой горе, стоит большая красивая обитель во имя Преображения Господня. Во владения русских она перешла в 40-х годах XIX века. В обители четыре зимних корпуса, храм Преображения Господня, имелась гостиница для паломников и небольшой свечной завод, трапезная с кухней. Все постройки поражали паломника своим красивым видом. Была еще церковь во имя Успения Богоматери. В обители часть Животворящего Креста Господня, двадцать пять частиц мощей угодников Божиих и три чудотворные иконы. С обители открывается прекрасный вид на Афон. Братии было тридцать человек. Келлия свт. Николая Чудотворца Обитель расположена в долине и окружают ее высокие горы и холмы. Раньше в ней жили молдаване, а потом приобрели ее русские; братии было до десяти человек. Келлия Положения Пояса Богоматери Эта келлия расположена в пределах Иверского монастыря на Мугуле, рядом с келлией прпп. Петра и Онуфрия и монастырем Филофеевским. От Карей два часа пути. Паломники, желающие посетить ее, могли зайти сюда по дороге из Филофеевского монастыря. Основана была келлия патриархом Каллистом, прп. Григорием Синаитом и свт. Григорием Паламой в XI веке, жившими здесь в иноческих трудах. На этом месте раньше жили три безмолвника, и когда патриархи пришли на Афон искать уединения в молитве, они выбрали это место и устроили монастырь, впоследствии уничтоженный. Со временем его снова возобновили, но уже с правами скита. После долгого времени от скита осталось только три келлии с церквами, одна из которых и называется Положением Пояса Богоматери. Другая церковь келлии – во имя св. Александра Невского. В церквах хранились мощи святых угодников и как святыни чудотворные иконы Казанской и Иверской Божией Матери старинного письма. В число русских обителей келлия перешла в XIX веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В получасе ходьбы от келлии св. вмч. Артемия в живописной местности расположена большая бессарабско-молдавская обитель св. ап. и ев. Иоанна Богослова. Приобретена она у греков в 1870 году. В обители было шесть корпусов. Братии в ней жило свыше тридцати человек. Келлия св. Иоанна Предтечи Рядом с обителью св. ап. и ев. Иоанна Богослова на земле Провата расположена бессарабско-молдавская обитель св. Иоанна Предтечи. Братство ее составляло двадцать человек. В обители было четыре корпуса. Каракал (общежительный греческий монастырь) В четверти часа от моря, на высоком и ровном месте, окруженном с двух сторон горами, стоит греческий монастырь Каракал, по преданию, основанный в конце X века пришедшим из Рима монахом Антонием Каракалом. Посередине двора стоит соборный храм во имя свв. апп. Петра и Павла. Над папертью невысокая колокольня с небольшими колоколами; в монастыре и вне его было шесть параклисов. Келлия св. вмч. Георгия Расположена в лощине при дороге из Каракала в Филофеевский монастырь. В 1815 году ее приобрели русские. Была она совершенно развалившаяся. Русская братия с большой энергией занялись новыми постройками, и обитель приобрела прекрасный вид. В ней было две церкви: во имя св. вмч. Георгия и свт. Николая, где хранились частицы мощей св. царя Константина и св. царицы Елены и многих других святых. Келлия была основана в начале XVI столетия, о чем сохранились надписи на плитах, вырытых из развалин обители. Из святынь замечательна древняя икона Божией Матери, называемая «Милостивой», прославившаяся многими чудесами. В обители было двадцать восемь монахов и четыре священнослужителя. Келлия во имя Вознесения Господня По прямой дороге между Каракалом и Филофеем расположилась русская пустынная келлия во имя Вознесения Господня. В 1855 году эту обитель у греков приобрел старец Паисий. В обители много зданий, построек. Были устроены подвалы, хлебопекарня, кузница, гостиницы для паломников. Обитель владела восемью десятинами земли, которая была засажена виноградниками, масличными деревьями и мелким орешником. Над этой землей трудилась вся братия. И обитель, и место кажутся одним прекрасным садом. Братство в обители составляло двадцать восемь человек. Филофеевский монастырь (штатный)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010