Хилендар, сербский славянский, 80 человек, эпитропы; Дохиар, греческий, 50 человек, эпитропы; Ксиропотам, греческий, 75 человек, эпитропы; Симоно-Петра, греческий, 60 человек; лавра св. Афанасия, греческий, 150 человек, эпитропы; Филофей, греческий, 45 человек, эпитропы; Ивер, греческий, 150 человек, эпитропы; Всего около 2995 человек. В старом Нагорном Русике, принадлежащем Пантелеймонову монастырю, подвизалось 60 монахов. Вторую группу монашества составляют скиты общие – из собрания келлий и калив. Эти скиты находятся на земле больших монастырей. Всего в скитах насчитывалось около 1865 иноков. К третьей группе монашества на Афоне относятся келлии (маленькие монастыри). Управляются они старцами монастыря. На Афоне было около шестисот келлий, из них 66 заселяли русские монахи. Вот список русский келлий: На земле Хилендарского монастыря: свт. Иоанна Златоустог о, ап. Иоанна Богослова, св. Иоанна Предтечи, Благовещенский, Трех святителей, сщмч. Игнатия Богоносца , Святой Троицы (1-й), Святой Троицы (2-й), свт. Николая Чудотворца, Рождества св. Иоанна Предтечи. На земле Иверского монастыря: свт. Иоанна Златоустог о, прпп. Петра и Онуфрия, Положения Пояса Богородицы, Святой Троицы, свт. Николая Чудотворца, ап. Иоанна Богослова. На земле монастыря Ставроникита: Покрова Пресвятой Богородицы, Святой Троицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Богородицы, св. Иоанна Предтечи, Трех святителей, ап. Андрея Первозванного, мч. Климента, Успения Пресвятой Богородицы, Вознесенский, Архистратига Михаила. На земле монастыря Филофей: св. Георгия, Вознесения, Преображения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы, свт. Николая Чудотворца, прп. Евфимия Великого, Иверской иконы Богоматери. На земле монастыря Котоломуш: вмц. Варвары, свт. Николая Чудотворца, вмчч. Феодора Тирона и Феодора Стратилата. На земле лавры св. Афанасия: св. Артема, св. Георгия (Кераши), ап. Иоанна Богослова (1-й), ап. Иоанна Богослова (2-й), св. Иоанна Предтечи, Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, прп. Макария, вмч. Георгия, св. Иннокентия, Рождества Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4. Благовещенская келлия (Хиландарского монастыря) 5. Келлия Святой Троицы (Хиландарского монастыря) 6. Келлия Свт. Николая «Белозерка» (Хиландарского монастыря) 7. Келлия Свт. Иоанна Златоуста (Иверского монастыря) 8. Келлия Свв. Онуфрия Египетского и Петра Афонского (Иверского монастыря) 9. Георгиевская келлия на Керашах (Великой Лавры) 10. Артемьевская келлия (Великой Лавры) 11. Крестовоздвиженская келлия (Каракальского монастыря) 12. Келлия Введения во Храм Богородицы (Ставроникитского монастыря) 13. Благовещенская келлия (Симоно-Петровского монастыря) 14. Келлия Св. Стефана (Пантелеимоновского монастыря) С О Д Е Р Ж А Н И Е 7 15. Келлия Положения Пояса (Иверского монастыря) 16. Вознесенская келлия (Филофеевского монастыря) 17. Келлия Святителя Николая (Филофеевского монастыря) 18. Келлия Великомученика Георгия (Филофеевского монастыря) 19. Келлия Михаила Архангела (Собора Архангелов; Ставроникитского монастыря) 20. Русские кельи и каливы Карульского скита 21. Братство русских обителей V. Начало ХХ века 1. Попытки реформ на Афоне и российская дипломатия 2. Вхождение в состав Греции 3. Афонский вопрос после Лондонской конференции великих держав (А. Паршинцев) 4. Афонская «смута» 5. Первая мировая война Часть вторая. Русские святогорцы в 1918–2015 гг. (М. Шкаровский) 1. Русское афонское монашество в первые послереволюционные годы 2. Духовная и хозяйственная жизнь русских обителей Афона в 1925–1930-х гг 3. Святая Гора в годы Второй мировой войны 4. Постепенное угасание русского афонского монашества в 1945–1960-е гг. 5. Борьба Московского Патриархата за сохранение русских обителей 6. Возрождение русского афонского монашества в 1990-е — 2010-е гг Список сокращений Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/book/5081322

Русская общежительная келлия свт. Иоанна Златоуста располагалась на северном склоне Афона, на очень живописном, уединенном холме, мимо дороги, ведущей из Русика на Карею и Ватопсд. С южной и северо-западной стороны обитель окружена горами, покрытыми вечно зеленеющей растительностью. С остальных сторон она совершенно открыта, и вдали видны Серай (Андреевский скит) и море с уходящими вдаль островами. Обитель основана в XI веке вместе с Хилендарской лаврой, о чем имеются документы и надпись на камне, найденном при раскопках ветхого храма. Она не имеет древних зданий и других достопримечательностей, кроме чудотворной иконы Божией Матери Испанской, старинного образа свт. Иоанна Златоуста , мощей святых угодников и некоторых старинных рукописей в большой библиотеке обители. Братии – сто монахов. В Константинополе имела свое подворье. В пропасти нанесли землю и устроили огороды и виноградники, и выделывали много масла для России. Имелись фото-, иконо- и живописные мастерские. Храм свт. Иоанна Златоуста , основанный в 1894 году, самый красивый из всех скитских. Посажено много тропических растений и цветов. В 1902 году обитель открыла школу в Константинополе для русских. Устав общежительный. Паломники находили в обители радушный прием. Русский Андреевский скит Русский скит во имя св. ап. Андрея находился на расстоянии четверти часа пути от Карей, с левой ее стороны, на северо-восточном склоне горы, на земле Ватопедского монастыря. Возник скит в 1849 году. В нем более четырнадцати храмов, соборов, церквей и параклисов. Древние церкви во имя ап. Андрея и прп. Антония Великого и во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Из новых замечательна церковь во имя свт. Петра, митрополита Московского , и собор Богоматери «В скорбях и печалях Утешение». В этом соборе имеется чудотворная икона Божией Матери; когда ее возили по России, то многие получили от нее исцеление. Надтрапезная церковь – во имя Пресвятой Троицы. Но самый лучший храм не только в скиту, но и на всем Афоне – во имя св. ап. Андрея Первозванного. Это колоссальный храм, по своему великолепию и архитектуре. С трех сторон храм окружают громадные корпуса скита. Перед храмом на площади, обложенной плитами, красуется фонтан, обсаженный молодыми кипарисами. Против храма красивая порта ведет в братскую трапезную, всю разрисованную картинами религиозного быта.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

17.00–19.00 Вечернее богослужение 19.00–19.30 Вечерняя трапеза (по понедельникам, средам и пятницам не бывает) 19.30–20.30 Повечерие (с акафистом по дню седмицы) 20.30–24.00 Келейное правило и сон. Некоторые ревностные иноки, с благословения аввы игумена и духовника, налагали на себя усиленные суровые подвиги. Так, одни из них жили только хлебом и водой (или чаем), не посещая трапезы, другие совершали неусыпное чтение Псалтири и непрестанную молитву за грешный, безумный мир и почившую братию, некоторые священноиноки брали обет совершения ежедневно Божественной литургии. Все схимонахи, а их в Пантелеимоновом монастыре чуть ли не половина, несли послушание наравне со всеми братиями, отличаясь только удвоенным исполнением монашеского правила и причащались дважды в неделю Святых Христовых Таин (тогда как монахи причащались раз в неделю, а послушники – раз в две недели). Всенощные бдения совершались на Афоне очень торжественно. По уставу Святой Горы их совершали в двунадесятые, великие и Богородичные праздники и воскресные дни. Всего братии в монастыре Пантелеимоновом было более тысячи пятисот человек, из которых более ста – иеромонахов. В монастыре две больницы, две аптеки и все необходимые мастерские. Имелся собственный пароходик. Для поддержания духовного общения с Россией монастырь издавал «Душеполезный собеседник», массу религиозных брошюр и картин, и листики, наподобие «Троицких листков», с поучениями. Старый Нагорный Руссик По дороге от Пантелеимоновского монастыря на Карею – столицу Афона, на расстоянии часа пути, в небольшой, но очень живописной лощине, окруженной горами, находятся частью развалины, частью возобновленные постройки древнего Русика. Здесь жило до шестидесяти русских иноков монастыря по самому строгому постническому правилу, в старинной башне монастыря, уцелевшей с XI века. В ней когда-то постригался в монашество сербский королевич свт. Савва Сербский († 1237; память 12/25 января), основатель Хилендарского монастыря и множества келлий. При раскопке развалин древней церкви нашли икону вмч. Пантелеимона и икону св. ап. и ев. Луки, которые, как древние святыни, хранятся в храме Руссика. Русская келлия свт. Иоанна Златоуста (общежительная)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней П. Троицкий. Русские келлиоты на Афоне по материалам Архива Внешней Политики - часть II. Иеросхимонах Феодосий (Кашин). Келлия свт. Иоанна Златоуста     П. Троицкий. Русские келлиоты на Афоне по материалам Архива Внешней Политики Русские келлиоты на Афоне по материалам Архива Внешней Политики. Иеросхимонах Феодосий (Кашин). Келлия свт. Иоанна Златоуста     Иеросхимонах Феодосий (Кашин)    О. Феодор (Кашин) прибывает примерно в тоже время, чуть попозже в Иерусалим. До этого он жил здесь, правда неясно сколько лет ибо его жизнеописания фантастичны, но поле изгнания с Афона, Иерусалим остается единственным местом на Востоке, где он может жить. Он служит даже с Патриархом, не говоря уже о тогдашнем начальнике миссии. Его мало кто здесь знает, но видимо он обладает невероятным обаянием, ибо никто не задается вопросом кто он и откуда, почему решил сюда окончательно перебраться. Он же родом из Пермской губернии и значительный срок уже живет в келлии Положения Пояса Богородицы на Афоне. Самое удивительное, что досюда не дошли даже отголоски гигантского афонского сигнала, о котором писали многие Константинопольские газеты. Дело в том, что этот монах попытался провести на Святую Гору девушку-казачку именем Татьяну, но был разоблачен еще в порту Дафни. После чего он был запрещен в служении и изгнан с Афона, и теперь ничто же сумняшеся служит с иерусалимским Патриархом. Каждый немного знакомый с каноническим правом знает, что клирик дерзнувший служить под запрещением подвергается извержению из сана. Но всех и Патриарха, и консульство в первую очередь волнует другое: оказывается упомянутый монах производит незаконные сборы и пишет воззвания к жертвователем и только в последнюю очередь, то, что он, находясь под запрещением, продолжает совершать богослужение. Патриарх Иерусалимский, конечно, воспрещает ему далее служить, но и только. Он не обращается к Константинопольскому Патриарху и не требует его извержения. А по поводу о. Пантелеймона идет активная переписка с Константинополем, его атакуют и на Афоне, и в Иерусалиме.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=6&iid=16...

Н.С. Посадский По Афону. Монастыри, келлии, скиты В начале XX столетия на Афоне было 20 монастырей, 16 больших скитов и около шестисот келлий. Были каливиты, и простые сиромахи (бедные монахи), и отшельники – всех иноков до восьми тысяч, из них пять тысяч триста – русских. Паломник, приезжавший на пароходе в Константинополь, видел там Пантелеимоновское подворье с чудным видом на панораму Босфора, Андреевское подворье с церковью св. ап. Андрея Первозванного, еще Ильинское подворье, подворье обители свт. Иоанна Златоустог о, подворье Положения Пояса Богоматери, и подворья свт. Николая Чудотворца и Воздвижения Креста Господня. Видел он там русские официальные и частные учреждения, а именно: Российское Императорское посольство, церковь русскую, генеральное консульство, русский Николаевский госпиталь, построенный послом Игнатьевым, и при нем храм свт. Николая, Археологический русский институт, основанный ученым академиком Ф. И. Успенским, где музей и библиотека, издательство, две русские школы, Главное агентство русского пароходства и торговли и русская почта. На пароходе, который отправлялся по понедельникам в четыре часа утра, паломник на следующий день, часов в семь-восемь вечера, прибывал на Афон. Населенный прежде идолопоклонниками и ставший после Рождества Христова Уделом Богородицы, Афон представлял для паломника большой интерес, ибо он там видел множество святых обителей и строгую жизнь. Были там монастыри штатные и общежительные, которые управлялись настоятелями. Их названия: Пантелеимоновский, русский, общежительный, 1200 человек; Котоломуш, греческий, общежительный, 75 человек; Есфигмен, греческий, общежительный, 100 человек; Зограф, болгарский, 200 человек; Костамонит, греческий, 100 человек; Ксеноф, греческий, 60 человек; Григориат, греческий, 120 человек; Дионисиат, греческий, 50 человек; св. Павла, греческий, 80 человек; Каракал, греческий, 50 человек; Ставроникита, греческий, 20 человек; Пантократор, греческий, 80 человек; Ватопед, греческий, 250 человек, проигумены;

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

     Стремительный расцвет русского монашества на Святой Горе Афон во второй половине XIX – начале XX веков привел не только к возрождению Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, но и образованию других русских святогорских обителей. Помимо Свято-Ильинского и Андреевского скитов, на Афоне возникают многочисленные русские келейные обители, некоторые из которых по своей численности превышали греческие монастыри. Так русская келлия свт. Иоанна Златоуста насчитывала около 100 человек братии. Русская келлия свт. Николая («Белозерка») – 85 человек, келлия Иоанна Богослова – более 80 человек, Благовещенская келлия – более 70 человек, келлия Игнатия Богоносца – 50 человек, келлия Святой Троицы – около 50 человек. Всего на Святой Горе к началу ХХ века насчитывалось более 80 крупных, средних и малых русских келейных обителей, а также 187 калив. Общее число русских монахов на Афоне в этот период составляло около 5000 человек, что превышало общее число греческих, болгарских, сербских и румынских иноков Святой Горы. Одной из самых известных на Афоне была русская келейная обитель, посвященная в честь Святителя Николая Чудотворца. Святитель Николай Чудотворец      Глубокое почитание Святителя Николая Чудотворца всегда на Руси имело широкое распространение. Перенесли эту благочестивую традицию русские святогорские иноки и на Афон. Проявлением такого благоговейного почитания памяти Святителя Николая стало основание на Святой Горе русской келейной обители, посвященной святому чудотворцу. Ныне ее все знают как келлия «Буразери». Однако еще в 50-е годы ХХ столетия на Афоне все называли ее на русский манер – «Белозерка». Собственно, нынешнее название «Буразери» - это и есть забытое и искаженное на греческий манер прежнее русское наименование «Белозерка». Располагается обитель недалеко от Кареи, административного центра святогорской монашеской республики. Бывшая русская келлия " Белозерка " (Барузери) на Афоне      По преданию, устроителем келлии был святитель Савва Сербский. Долгое время в ней подвизались иноки сербской национальности. Однако к концу XVIII в. она пришла в упадок.

http://pravoslavie.ru/99599.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Хилендарская келья свт. Иоанна Златоуста Хилендарская келья свт. Иоанна Златоуста план     Хилендарская келья свт. Иоанна Златоуста         Хилендарская келья свт. Иоанна Златоуста находится на тропе, идущей от скита ап. Андрея к Ватопеду. Эту келью можно назвать тайной Святой Горы Афон . Пройдя буквально 20 минут вы наскакиваете на огромный храм, который стоит прямо на тропе. Удивляет, что келья почти не разрушилась. Келья заброшена, как и многие другие каливы. Дело в том, что игумен Хиландара не дает кельи монахам, поэтому сербские кельи медленно разрушаются. Это хороший пример того, что славяне, сербы и русские, за 1000 лет жизни на Афоне так и не смогли понять и принять византийской традиции подлинного гумманизма и демократии в Церкви.   Где появляются славяне, - там начинается беспринципная борьба за власть, в которой не разбираются в средствах. Поэтому келью свт. Иоанна Златоуста, как и все русские кельи, пустующие и по этой причине разрушающиеся, можно назвать монументами славянской дикости . Интересно, что 100 лет назад на этой келье жило около 50 русских монахов. Столько, сколько сейчас в одном монастыре вмч. Пантелеимона.   Греческий сайт сделал такую картинку. Комментарии Всего комментариев: 10 2019/06/19, 16:07:24 Подскажите пожалуйста , где находится Хилендарская келья апостола Иоанна Богослова? Виктор 2015/11/08, 11:19:20 Родион Хилендарская келья свт. Иоанна Златоуста и Хилендарская келья апостола Иоанна Богослова.----это две разные кельи. СТЕПАН 2015/01/25, 17:07:17 2014/01/25, 08:40:42 вопрос о том почему не дают келью русским очень прост. игумен сербского монастыря просто не хочет ссориться с греками и поэтому келья пусть лучше разрушается.бесправность и ущемления русских на афоне не новость, только все осталось как и сто лет назад.знаю все не по наслышке,сам пять лет как там живу. владимир 2012/04/26, 23:03:57 Это келлия св.Иоанна Златоуста. Верно. Спасибо! Александр 2012/04/26, 13:01:28 Это келлия св.Иоанна Златоуста,а не св.Иоанна Богослова.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=107...

Саввы Сербского, к-рый приобрел для Хиландара значительные владения. Крупнейшая из русских келлия во имя свт. Иоанна Златоуста, расположенная близ скита ап. Андрея Первозванного, у дороги из К. в Ватопед, существовала уже в кон. XI в. С XVIII в. в обители вместе с сербами и болгарами подвизались рус. иноки. В 1883 г. заселена рус. общиной во главе с иером. Кириллом, который в 1903 г. начал возрождение мон-ря Дечаны , куда переселилась часть братии. В 1888-1894 гг. был построен новый 2-этажный храм с 2 приделами (ныне в руинах). В 1962 г. в келлии остался один 72-летний иеромонах, в наст. время она заброшена. К юго-западу от нее расположена келлия ап. Иоанна Богослова - последнее место пребывания свт. Саввы на Афоне. Передана в 1896 г. рус. общине под рук. иером. Герасима (Попова). Храм был восстановлен в 1897-1902 гг., ныне разрушен. Келлия Белозёрка. Нач. XXI в. Келлия Белозёрка. Нач. XXI в. К западу от К. расположены конак Благовещения Пресв. Богородицы (справа от дороги в К., до поворота на Ватопед) и келлии Св. Троицы, Трех святителей, сщмч. Игнатия Богоносца. Предполагают, что келлия Благовещения Пресв. Богородицы была основана свт. Саввой Сербским. С 1887 г. ее настоятелем был ученик старца Хаджи-Георгия схим. Парфений (Гвоздев), при котором в обители была только рус. братия. Из-за того что ц. Благовещения, в к-рой хранился чудотворный список иконы «Скоропослушница», не вмещала братию, в нач. ХХ в. был построен 4-этажный корпус ц. Воскресения Христова. Келлия Св. Троицы, также созданная свт. Саввой, была возрождена в 1893 г. иеросхим. Нифонтом (Красновым). Был сооружен 2-этажный храм во имя Св. Троицы (верхний) и свт. Николая Чудотворца (нижний). Возникшую в нач. XII в. келлию Трех святителей в 50-х гг. XIX в. приобрел рус. иером. Сисой, построивший новый храм и 3-этажный корпус. Келлия сщмч. Игнатия Богоносца была основана отцом свт. Саввы, серб. кор. Стефаном Неманей (в монашестве прп. Симеон Мироточивый). В кон. 80-х гг. XIX в. заброшенная обитель была восстановлена рус.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Келлия имела подворья на Чёрном м. в Сухуме и близ Поти. В 1899 г. келлия насчитывала 42 чел., в нач. ХХ в.- 30 ( Μαμαλκης. 1971. Σ. 455-460). Здесь подвизался известный духовник иеросхим. Феодосий (в миру кн. Федор Георгиевич Эристави; † 1903), происходивший из рода прп. Иоанна-Торникия. Последний из грузинских монахов, Тихон (Пагава), скончался в келлии в 1956 г. в возрасте 90 лет (Иверская икона Божией Матери. Тбилиси, 1999. С. 19 (на груз. яз.)). Во 2-й пол. ХХ в. келлия пришла в запустение. Из рус. келлий наиболее известна обжещительная келлия свт. Иоанна Златоуста, расположенная в урочище Ага, в 15 минутах ходьбы от Кареи по дороге в И. м. и Великую Лавру. По преданию, она основана в кон. XII - нач. XIII в., в нач. XVII в., в день памяти свт. Иоанна Златоуста, в обители забил ключ питьевой воды. Келлия принадлежала грекам до 1821 г. Первым старцем из рус. иноков был иеросхим. Арсений Афонский († 1846), постриженный в малую схиму в Молдавии, а в великую - в иверском скиту св. Иоанна Предтечи; вторым - его ученик карульский схим. Иосиф; третьим - схим. Михаил. Расцвет келлии наступил под упр. схим. Константина (Семерникова) (1887-1913), который был родом из донских казаков. Он участвовал в русско-тур. войне 1877-1878 гг., в 1881 г. принял постриг в иверской келлии преподобных Петра и Онуфрия, во время русско-япон. войны организовал санитарный поезд, в к-ром несли послушание 53 афонских монаха; награжден орденами и знаками отличия за храбрость. В 1888 г. схим. Константин перестроил братский корпус, возвел трапезную, кухню и др. хозяйственные постройки, отремонтировал и перестроил визант. храм свт. Иоанна Златоуста, освященный 27 янв. 1900 г. В нач. ХХ в. в келлии подвизалось 26 насельников, в т. ч. 3 иеромонаха и иеродиакон (Русская общежительная келлия. 1904. С. 18-26). В наст. время храм и один из корпусов находятся в развалинах. Единственный насельник схим. Михаил, грек, устроил в сохранившемся братском корпусе домовый храм ( Троицкий. 2002. С. 109-114). И. м. также принадлежит 10 кафизм в окрестностях обители, из к-рых заселена только одна.

http://pravenc.ru/text/293365.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010