14 Прп. старец Оптинский Лев (в схиме; в монашестве – Леонид) иеросхимонах, скитоначальник (Наголкин, 1768–1841) Был духовником обители и многочисленных богомольцев, особенно простонародья. 18 Можно предположить, что раба Божия N. (см. письма и Мария (письмо – одно и то же лицо. 19 Многие заключенные были лишены возможности получать передачи, поэтому о. Никон делился с ними, иногда просил чад своих присылать что-либо специально для них. 20 Ирину и Анастасию Бобковых обвиняли в аресте о. Никона по причине того, что Анастасия была арестована при подходе к дому в то время, когда у Батюшки происходил обыск. У Анастасии нашли пакет с записочками о. Никона к чадам. Но настоящей причиной всех обвинений была тайная ревность и зависть духовных чад, которым казалось, что о. Никон как-то «особенно» выделяет сестер Бобковых и уделяет им больше внимания, чем другим. 21 Прп. свщмч. Исаакий II (Бобраков, р. 1865 г.), последний Оптинский Архимандрит. Расстрелян 26 декабря 1937/8 января 1938 г. в г. Белев Тульской обл. Погребен в братской могиле, мощи не обретены. 22 После закрытия монастыря и разгона всех братий около десятка скитских «старичков», совершенно беспомощных, оказались на улице (о. Петр, по прозвищу Карлик, слепые о. Тихон и о. Иаков и др.). О. Никон устроил их на квартире в Козельске, называя сие общежитие богадельней, навещая и заботясь о них. 25 О. Кирилл (Зленко). Один из келейников и духовных чад прп. Варсонофия. В Оптине с 20 лет. Находясь в Калужской тюрьме, получал помощь от духовных чад прп. Никона. В 1929 г. был сослан в Туркестан, где обострился его туберкулез, которым он заболел, еще будучи оптинским послушником. В ссылке за ним самоотверженно ухаживала Анастасия Бобкова (впоследствии мон. Анимаиса, схимон. Анастасия 1978 г.), сестра Ирины Бобковой. В 1928 г. о. Кирилл писал в ссылку о. Никону из Калужской тюрьмы: «... Незадолго перед отходом в вечность, наш отец и Наставник Б. Варсонофий мне сказал: через 10 лет тебя постигнут скорби! Слова эти не отозвались особенно в сердце моем, но в нем я их тогда сложил. Исполнилось 10 лет со дня смерти Старца, и предсказание его начало сбываться.: в 23 г. – выгнан из монастыря, в 25 и 26 – известные Вам мои визиты в Калуж. г., и, наконец, 27 г. – далекая ссылка...». После Туркестана переселился в Белев Тульской обл., поближе к Оптине, откуда также был выслан и поселился в г. Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской обл., где 19 июля/1 августа 1937 г. (?) преставился ко Господу. Имя брата Кирилла неоднократно упоминается о. Никоном в его Дневнике (1-й том наст. изд.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Младшая братия старалась всячески смиряться, не только перед старшими, но и перед равными, боясь даже взглядом оскорбить другого, и при малейшем поводе немедленно просили друг у друга прощения. В такой высокого духовного уровня монашеской среде оказался новоприбывший молодой Гренков. Сначала он жил на гостинице, переписывая для старца Льва книгу о борьбе со страстями: «Грешных спасение». В январе 1840 года он перешел жить в монастырь, пока еще не одеваясь в подрясник. В это время шла канцелярская переписка с епархиальными властями по поводу его исчезновения, и еще не последовал от калужского архиерея указ настоятелю Оптинскому о принятии в обитель учителя Гренкова. В апреле 1840 года Александр Михайлович Гренков был, наконец, одет в монашеское платье. Он был некоторое время келейником старца Льва и его чтецом (правило и службы). Работал на хлебне, варил хмелины (дрожжи), пек булки и был здоров. Затем в ноябре 1840 года его перевели в скит. Оттуда молодой послушник не переставал ходить к старцу Льву для назидания. В скиту он был помощником повара целый год. Ему часто приходилось по службе приходить к старцу Макарию: то благословляться относительно кушаний, то ударять к трапезе, то по иным вопросам. При этом он имел возможность сказать старцу о своем душевном состоянии и получал ответы. Цель была та, чтобы не искушение побеждало человека, а чтобы человек побеждал искушение. Старец Лев особенно любил молодого послушника, ласково называя его Сашей. Но из воспитательных побуждений испытывал при людях его смирение. Делал вид, что гремит против него гневом. С этой целью дал ему прозвище «химера». Под этим словом он подразумевал пустоцвет, который бывает на огурцах. Но за глаза про него говорил: «Великий будет человек». При конце жизни старец Лев призвал старца Макария и сказал ему об Александре: «Вот человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уже очень слаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу, владей им, как знаешь». Думается, что эти полы великих старцев были для близкого к ним ученика подобием милоти Илииной, брошенной на Елисея.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15109-pr...

   — Христос — моя Си-и-ла, Бог и Госпо-одь!    И теперь мне предстояло упражняться в “Законе” через И. Ф.    “Как-нибудь уже старайтесь, хлопочите... во спасение обоих...”    И еще 11 лет пришлось мне “стараться”. Много всякого было... Но не об нас, немощных, речь. Потому ворочусь к дивному старцу Божию...    Должно быть, я после этой встречи его не видел уже. Так он и запечатлелся в моем сознании — смеющимся, ласковым. Он уже был “из того мира”. Он был — христолюбивый сын Любви. Воистину — соль земли.    ...Вероятно, года через два-три мне удалось опять попасть в Гефсиманию. И там я узнал несколько подробностей о смерти батюшки.    Об этом — особо. Смерть праведника    Один из близких учеников и почитателей батюшки о. Исидора, молодой послушник, исполнявший у него иногда обязанности келейника, вот что рассказывал мне:    “Перед смертью батюшка позвал нас, близких, к себе, простился со всеми нами, дал нам наставления, а потом и говорит:    — Ну, теперь уходите: я буду умирать. А святые не любили, чтобы кто-нибудь наблюдал таинство смерти.    Так и сказал: “святые”.    “Батюшка был сам святой”, — не сомневаясь, тихо и уверенно сказал послушник. “Мы ушли. Через час постучались: ответа нет. Мы вошли. Он уже скончался, сложив на груди руки. Лик его был мирный”.    Похоронили его на общем кладбище и на крест сделали простую надпись о рождении и кончине батюшки († 4 февраля 1908 г.).    “Святые не любили”... Как он сравнивал себя с ними? Очевидно, имел на это право. И преподобный Серафим говорил Елене Васильевне Мантуровой, когда она испугалась предложения батюшки умереть ей вместо брата, Михаила Васильевича:    — Нам ли с тобою бояться смерти, радость моя? Мы будем с тобою во Царствии Пресвятой Троицы!    Да, святые уже достигли бесстрашия любви, как сказал Апостол Любви Иоанн:     “Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.” (1 Ин. 4:17—18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   икона    Господь да хранит вас. Духом и сердцем с вами. Подрясник мой рвется. Чаю, какао и кофе нет у меня.     Е. Серафим    Сестрам Борисоглебским и Влахернским с матушками — благословение. Моему батюшке — старцу с матушкой и келейникам — благословение. Пешношской обители с игуменом — благословение и всем пастырям.    Христос родился в вертепе, встречу этот праздник в темнице, духом буду с вами молиться, люблю вас и благословляю. Мир вам, радости мои — утешение.    Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.    Благодарю вас, мои родные, дорогие о Господе и молюсь за всех вас вместе, заботливые участливые о мне с самого начала и доныне. Дети мои родные, детки бесценные, верьте, всех вас крепко люблю, все вы в сердце моем, в узах моих. Жалею тяжко больного. После двух сделанных ему операций, особенно ночной, положение его ухудшилось. Температура сильно поднялась. Потребовался созыв консилиума врачей. Лучше его увезти подальше. Хорошо, что сняли с него фотографию.    Храни вас Господь Своею благодатию и во всецелой преданности в благую волю Божию.    Все получил, облобызал любовь вашу.    Молитва стирает всякую пыль с души.    В страдании — Христос. Никогда не получал я столько утешения, света и радости, как в тюрьме.    Господь да дарует вам обилие плодов земных и радостей небесных.    Любящий вас и молящийся за вас    Еп. Серафим    … Дети и деточки мои, радости мои, благодарю вас за вашу любовь, дары любви вашей. За усопшую инокиню Марию молюсь. Внутренне Господь так стал утешать меня, таким миром и сладостию и радостию увеселяет душу мою, чего на свободе никогда не испытывал. Так в страданиях — Христос. Если пойду и долиною тьмы смертной, не убо-юся зла, ибо Ты со мною ecu. За вас всех родных моих молюсь от всего сердца, чтобы были здоровы, мирны, благополучны. Призываю Божие благословение на ваши семьи, на ваше хозяйство, на ваш скот, на огороды, поля и нивы.    Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, родных и любимых, всегда о всех вас принося с радостию молитву мою за ваше нежно заботливое участие в моих нуждах от первого дня и даже поныне. Дети мои милые, детки драгоценные, деточки мои бесценные, верьте, я имею вас всех глубоко, глубоко в сердце моем, в узах моих … С любовью

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3889...

   Искуситель видит, чем отражает Этот Необыкновенный Человек его искушения и также прибегнул к слову Божию: он поставил Его на крышу храма (это была громадная высота), и говорит: «если Ты Сын Божий, с бросься вниз, потому что написано: Ангелам Своим заповесть о Тебе и на руках возьмут Тя (на руках Тебя понесут) чтобы ты не преткн ул ся о камень ногою Твоею» (Мф.4:6). Лжец — лжецом и остается: он весь текст Священного Писания не мог привести, как он есть, — там сказано: «ангелам Своим заповесть о тебе, сохранити тебя во всех путех твоих » (Пс.90:11) — на всех путях твоих. Господь Иисус Христос пришел не для того, чтобы прыгать с крыши храма. Это не Его путь. Но сатана об этом умышленно умалчивает, а просто предлагает Ему совершить это необыкновенное чудо — опуститься, таким образом, с крыши храма на землю, чтобы сразу все Его увидели, что Он необыкновенный человек и чтобы покорил бы этим чудом человеческие умы и сердца. Не нужно было бы никакого трудного пути, никакого подвига, для которого Он пришел, а просто покажи им такое чудо и они уверуют. Господь на это ответил: «также написано: не искушай Господа Бога Своего» (Мф.4:7), т.е. как объясняют святые отцы: не требуй от Бога чуда без нужды! Также поступил верный служитель Иисуса Христа преподобный Пахомий Великий, когда какие-то неправоверующие пришли к нему и сказали его келейнику: «Передайте вашему отцу, что если он на наших глазах совершит чудо: перейдет реку, как по суху, или остановит ее, тогда мы уверуем». Но Пахомий послал им такой ответ: «Имейте в виду, что Пахомий не просит у Бога чудес, а просит прощения грехов и наставлений — вот о чем его забота, а также есть и написано: не искушай Господа Бога Твоего, т.е. без нужды от Него чуда не требуй!» Вот ответ на искушение!    Враг видит, что первые два искушения отразил Тот, Кого он искушает. Тогда он уже по-другому подходит к Нему и не говорит: «если Ты Сын Божий» , просто говорит, показав Ему все царства мира, всю славу их -все это будет Твое, всю эту славу мира и царства дам Тебе, если Ты, падши, поклонишься мне (Мф.4:9). Известен ответ Спасителя: «отойди от Меня, сатана! Написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему Одному служи» (Мф.4:10)! Заметьте, как влияние Спасителя и тут проявляется: Он не сказал ему прямо: Я Тот, Кому должны поклоняться и ты и все мои твари, — нет! Но Он говорит, что так написано, что Господу Богу нужно кланяться, и никому иному. Это было сказано с такой силой духовною, что сатана не посмел Его больше искушать и отошел от Него.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

...Вероятно, года через два-три мне удалось опять попасть в Гефсиманию. И там я узнал несколько подробностей о смерти батюшки. Об этом - особо. Смерть праведника Один из близких учеников и почитателей батюшки о. Исидора, молодой послушник, исполнявший у него иногда обязанности келейника, вот что рассказывал мне: Перед смертью батюшка позвал нас, близких, к себе, простился со всеми нами, дал нам наставления, а потом и говорит: - Ну, теперь уходите: я буду умирать. А святые не любили, чтобы кто-нибудь наблюдал таинство смерти. Так и сказал: святые. Батюшка был сам святой, - не сомневаясь, тихо и уверенно сказал послушник. Мы ушли. Через час постучались: ответа нет. Мы вошли. Он уже скончался, сложив на груди руки. Лик его был мирный. Похоронили его на общем кладбище и на крест сделали простую надпись о рождении и кончине батюшки (+ 4 февраля 1908 г.). Святые не любили... Как он сравнивал себя с ними? Очевидно, имел на это право. И преподобный Серафим говорил Елене Васильевне Мантуровой, когда она испугалась предложения батюшки умереть ей вместо брата, Михаила Васильевича: - Нам ли с тобою бояться смерти, радость моя? Мы будем с тобою во Царствии Пресвятой Троицы! Да, святые уже достигли бесстрашия любви, как сказал Апостол Любви Иоанн: Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (1 Ин. 4, 17-18). Значит, и преподобный Серафим, и батюшка о. Исидор достигли высоты любви. И как просто говорил мне о. Исидор о прославленном уже тогда Саровском праведнике: - Преподобный Серафим-то не обидится на меня. Так мы говорим лишь про подобных или равных себе. Замечательно и другое обстоятельство в кончине батюшки. Он скончался 4 февраля. А в этот день творится память его ангела, преподобного Исидора Пелусиота... Значит, его святой одноименник и покровитель в иночестве призвал к себе, в горния селения, батюшку в день своей небесной славы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1035...

Вероятно, года через два–три мне удалось опять попасть в Гефсиманию. И там я узнал несколько подробностей о смерти батюшки. Об этом – особо. Смерть праведника Один из близких учеников и почитателей батюшки отца Исидора, молодой послушник, исполнявший у него иногда обязанности келейника, вот что рассказывал мне. «Перед смертью батюшка позвал нас, близких, к себе, простился со всеми нами, дал нам наставления, а потом и говорит: – Ну, теперь уходите: я буду умирать. А святые не любили, чтобы кто–нибудь наблюдал таинство смерти. Так и сказал: “святые”. Батюшка был сам святой, – не сомневаясь, тихо и уверенно сказал послушник. – Мы ушли. Через час постучались: ответа нет. Мы вошли. Он уже скончался, сложив на груди руки. Лик его был мирный». Похоронили его на общем кладбище и на крест сделали простую надпись о рождении и кончине батюшки (4 февраля 1908 года). «Святые не любили ...» Как он сравнил себя с ними? Очевидно, имел на это право. И преподобный Серафим говорил Елене Васильевне Мантуровой, когда она испугалась предложения батюшки умереть ей вместо брата, Михаила Васильевича: – Нам ли с тобою бояться смерти, радость моя? Мы будем с тобою во Царствии Пресвятой Троицы! 56 . Да, святые уже достигли бесстрашия любви, как сказал апостол любви Иоанн: Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви ( 1Ин. 4:17–18 ). Значит, и преподобный Серафим, и батюшка отец Исидор достигли высоты любви. И как просто говорил мне отец Исидор о прославленном уже тогда Саровском праведнике: – Преподобный–то Серафим не обидится на меня. Так мы говорим лишь про подобных или равных себе. Замечательно и другое обстоятельство в кончине батюшки. Он скончался 4 февраля. А в этот день творится память его Ангела, преподобного Исидора Пелусиота ... Значит, его святой одноименник и покровитель в иночестве призвал к себе, в горние селения, батюшку в день своей Небесной славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

«Все мы надеемся на Божие снисхождение к нам грешным. Поэтому следует помнить и о милости и снисхождении к подчиненным. Клирики должны видеть в правящем архиерее в первую очередь любящего и мудрого отца, а не судию и карателя. Тем более образ Доброго Пастыря, Которому должен подражать епископ как наследник апостолов, несовместим с грубым администрированием, высокомерным обращением с духовенством и паствой, с " византийской " напыщенностью, " тыканьем " в адрес священнослужителей или посторонних людей, особенно в адрес тех, кто старше по возрасту. Сказанное, кстати, относится и к тем, кто составляет ближайшее окружение архиерея. Их поведение в отношении людей должно быть безукоризненным; это относится и к келейникам, и к иподиаконам. И архиерею необходимо строго за этим следить», - отметил он. Патриарх призвал архиереев быть скромными при посещении приходов. «Полностью должна быть оставлена в прошлом бытовавшая порой ситуация, когда такое посещение воспринималось клиром и прихожанами как " стихийное бедствие " , как стрессовая ситуация и превращалось для прихода в источник расходов, создающих трудноустранимую " дыру " в бюджете. Приезд архипастыря должен быть радостным, ободряющим, вдохновляющим событием в жизни общины, разрешающим ее трудности, в том числе порой материальные», - заметил Патриарх. «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, собратья архипастыри! Мы видим, что Церковь Христова и весь мир переживают ныне нелёгкое, тревожное время. Но мы взираем в будущее с верой и надеждой на Возлюбившего её Господа Иисуса. В своем историческом шествии Церковь всегда вдохновлялась пророческими словами ветхозаветного евангелиста — пророка Божия Исаии, обращенными к ней — Новому Израилю — и звучащими сегодня на удивление современно и ободряюще. Прислушаемся и мы к этим словам: " Ныне же так говорит Господь: Не бойся, ибо Я искупил тебя Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя, ибо Я Господь, Бог твой, Спаситель твой. Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя. Не бойся, ибо Я с тобою! " (Ис. 43, 1 — 5)», - подчеркнул Предстоятель.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/19/re...

Д. 1098. Ф. 472. Д. 62. Константин Степанович Сербинович (1795–1874) — тайный советник, член Комиссии по принятию прошений; см. также о нем примеч. Настоящего издания, т. 5, с. 517. 69.  Барятинский А. И. (1815–1879) — князь, с 1856 по 1861 г. наместник Кавказский. 70. РГБ OP. Ф. 425. К. 1. 71. РГБ OP. Φ. 425. К. 3. 72. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. 73. РГИА. Ф. 942. Оп. 1. Д. 559. Публикация, подготовка текста A. М. Любомудрова. Публикуется впервые. В письме идет речь о замещении должности Смотрителя Инвалидного дома. Инвалидный дом на 30 увечных воинов, а также церковь мч. Валериана были построены в 1809 г. братьями Зубовыми в память Валериана Зубова, скончавшегося от ран, полученных в персидском походе. 74.  Злостраждет ли кто из вас, пусть молится (Иак. 5. 13). 75. Эти письма были написаны святителем Игнатием в Николо-Бабаевском монастыре, когда он находился там в 11-месячном отпуске для лечения. Копии с них были сняты келейником Святителя Стефаном (в монашестве Симеоном). Позже святитель Игнатий по просьбе своих учеников отредактировал их и подготовил для печати. Впервые они были опубликованы архимандритом Игнатием (Малышевым) в 1881 г. как приложение к «Жизнеописанию епископа Игнатия Брянчанинова», а с 1886 г. помешались в Собрания творений Святителя в 4-м томе. (При подготовке Настоящего издания из 61 письма, помещенных в 4-м томе, по 14-ти были установлены адресаты.) 76. Пс. 129. 2. 77. Пс. 118. 19. 78.  …умножь в нас веру (Лк. 17. 5). 79.  Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует (Притч. 12. 18). 80.  Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [ было] на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53. 5). 81. Житие преподобной Марии Египетской. Четьи-Минеи, 1 апреля. 82.  Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. …Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

– Дурень! Кашу варыть будем. Бачиш, богомольцив накормить треба. Щепки были принесены, но недоставало огня. – От яка бида,– с досадой заметил Пантелеймон.– Нема огню, батюшка. – А Бог!? – внушительно сказал на это старец. И подняв очи горе, начал молиться: «Господи! Пред Тобою  идет огонь и молни освещают вселенную. Услышь же Господи голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.  Услышь,  да едят бедные и насыщаются  и восхвалят имя Твое Всеблагое!» С этими словами он положил на восток земной поклон и осенил таганок благословением: – Во имя Отца и Сына и Святаго Духа... Но едва только произнес он эти слова, как из-под таганка показался сизый дымок, щепки задымились и вскоре разгорелись ярким пламенем. Увидав такое  чудо,  Пантелеймон хотел бежать, но старец остановил его и, незаметно погрозив пальцем, приказал набросать в горшок мелкой  травы,  а сам положил туда несколько взятых из корзины  камешков  и кусок  льда.  Когда все  это  стало  закипать,  блаженный, не прерывая умной молитвы, благословил таганок еще раз и размешал. – Ну, теперь покуштуй,– сказал он, обращаясь к келейнику. Пантелеймон зачерпнул содержимое в горшке на кончик ложки и осторожно лизнул языком: затем зачерпнул еще раз и попробовал уже целую ложку. – Батюшка! – в изумлении воскликнул он,– Ей-же, ей,  манна каша. – Та налывай же, дурень, скорийше гостям, бо скоро захолоне. Келейник и радостью и страхом ухватил горшок в руки и стал разливать кашу богомольцам в их дорожные мисочки, но – о, чудо! – сколько ни наливает, каша в горшке нисколько не убывает. Всех уже накормил, всех наделил, а горшок все еще как будто полный. И как некогда умножились в пустыне малые хлебы для множества народа, так, и теперь умножилась эта пища по молитвам старца Феофила. – Ну, теперь с Богом,– ласково проговорил блаженный, обращаясь к странникам, когда те окончили свою трапезую– Идить во святую Лаврию и молитесь за всих. Пораженные небывалым чудом, мужички отправились своей дорогой и, придя в Лавру, с радостью и страхом стали оповещать всех о совершившемся на их глазах чуде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010