Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали с запрещением священнослужения в тверской Отрочь монастырь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Лишь через двадцать лет пребывания в Твери святому греку разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но не сломили его духа; он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык.Преподобный скончался 21 января/3 февраля 1556 года и был погребен у стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Мощи его ныне открыто почивают в лаврском Успенском соборе. Преподобный Андрей Рублев День памяти 17 июля О ведения о святом иконописце Андрее Рублеве очень немногочисленны. Родился он предположительно в 1360 году, в какой семье – неизвестно. Его прозвище «Рублев», которое сохранилось и в монашестве, можно считать фамилией. В XIV–XV веках и значительно позже фамилии носили только представители высших слоев общества, поэтому предполагают, что его родителями были образованные и именитые. Обучение Андрей Рублев начал с детских лет и вскоре достиг немалого умения. Возможно, что в молодости он учился и работал в Византии и Болгарии. Преподобный Андрей жил в эпоху тяжелых для Руси исторических событий: уже полтора столетия Русь томилась под гнетом завоевателей татаро-монгол. Жизнь каждого русича ежедневно висела на волоске, беспощадно разорялись дома и нивы. Вероятно, это и определило уход святого Андрея из мира в монастырь. Наиболее вероятно, что он принял постриг в московском Спасо-Андрониковом монастыре, с которыми была связана его жизнь. Второй его родной обителью стал Троице-Сергиев монастырь. Андрей Рублев застал то время, когда был жив «игумен земли Русской» Сергий, и проникся высоким духом Радонежского чудотворца. После его смерти святой иконописец продолжал тесно общаться с его учениками во время поездок, связанных с выполнением заказов. Кроме преподобного Никона, второго игумена Сергиевой Троицкой обители, Андрей Рублев знал святого Савву Сторожевского и племянника преподобного Сергия – Ростовского архиепископа святителя Феодора, который некоторое время был игуменом в соседнем с Андрониковым Симонове монастыре. Сам преподобный Андроник, основатель и первый игумен Спасо-Андроникова монастыря, был непосредственным учеником преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

Рассказ 24-й (л. 37–38 об.) есть повествование Иосифа о грозном знамении, которым Господь показал, как неугодна Ему жертва, приносимая за убийцу 217 : когда священник, приступая к литургии по просьбе матери убийцы, для поминовения последнего, посылает за просфорами, то просфорник, открыв печь, где пеклись просфоры, находит печь полную крови. Рассказ 25-й (л. 38 об.–39) передается со слов Иосифа, который в свою очередь ссылался на Пафнутия, от которого его слышал, и касается митрополита Петра: однажды во время молитвы келейник митрополита, прозванием Целада, напомнил ему, что у него в казне лежат 3 рубля; святой повелел тотчас раздать их нищим; и тогда немедленно исполнилось то, о чем он молился. Рассказ 26-й (л. 39–39 об.), со слов Иосифа, повествует о разбойнике Иакове, прозвищем Черепине, который каялся было, принимал иноческий образ у Пафнутия, но потом опять вернулся к разбоям и однажды чуть не убил Пафнутия; наконец вновь пришел в монастырь в Саввину пустыню, к о. Варсонофию, и там скончался в покаянии; узнав об этом, Пафнутий высказал мысль, что Господь даровал ему добрый конец жизни потому, что он ни сам не предавал ни одного человека на смерть, ни дружине не позволял. Рассказ 27-й (л. 89 об.–40), передаваемый со слов одного инока, повествует о том, как он был взят в плен татарами, вместе с одной девицей. Инок благословил девицу ударить ножем варвара, с той целью, чтобы этот последний убил ее, разъярившись. Таким образом девица избавилась от насилия, которое тот хотел учинить над нею, и стала мученицей. Рассказ 28-й (л. 40–41) сообщает о двух, тогда же взятых в плен, воинах. Когда пришли их убить, то один без колебания принял смерть, другой же под мечем отрекся от Христа, но настолько поздно, что варварин уже не успел удержать меча; таким образом в одно мгновение он оказался „въ руце дiaboлa»; тогда как первый – „въ руце Бoжiu». К рассказу добавлены замечания о необходимости терпения и молитвы к Богу, да избавит от искушения. Наконец, рассказ 29-й (л. 41–42) говорит о том, как в то же время у одного воина взяли в плен жену, а он с топором и собакою погнался за басурманами, нагнал их в одном селе, где они все спали пьяные после грабежа, перебил всех, а жену свою нашел спящей с татарским начальником. Проснувшись первой и увидев мужа, она разбудила варвара, который и вступил в борьбу с ее мужем; при помощи пса последний убил варвара, а затем „вземъ жену свою новую далиду. отиде. и сотвори ей елико восхоте». Рассказ, а с ним вместе и Досифеевъ патерик, заключается рассуждением о женской злобе, заимствованным из известных и распространенных поучений на эту тему; оно содержит нападки на „женское бecobahie», по поводу данной жены, которая „зверя явися злейши»; воспоминания о том, что „искони вся злая роду человеческому быша жены ради» (приводятся обычные примеры, в заключение восхваляется девство, красота которого открыта в Новом Завете, „отнелиже отъ девы израсте царь жизни и господь нашь iucycъ христосъ».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вообще все иночество под руководством старцев носило на себе отпечаток духовных добродетелей: простота (нелукавство), кротость и смирение – были отличительными признаками оптинского монашества. Младшая братия старалась всячески смиряться, не только перед старшими, но и перед равными, боясь даже взглядом оскорбить другого и при малейшем поводе немедленно просили друг у друга прощение. В такой высокого духовного уровня монашеской среде оказался новоприбывший молодой Гренков. Сначала он жил на гостинице, переписывая для старца Льва книгу о борьбе со страстями: «Грешных Спасение». В январе 1840 года он перешел жить в монастырь, пока еще не одеваясь в подрясник. В это время шла канцелярская переписка с епархиальными властями по поводу его исчезновения и еще не последовал от калужского архиерея указ настоятелю Оптинскому о принятии в обитель учителя Гренкова. В апреле 1840 года, Александр Михайлович Гренков был, наконец, одет в монашеское платье. Он был некоторое время келейником старца Льва и его чтецом (правило и службы). Работал на хлебне, варил хмелины (дрожжи), пек булки и был здоров. Затем в ноябре 1840 года его перевели в скит. Оттуда молодой послушник не переставал ходить к старцу Льву для назидания. В скиту он был помощником повара целый год. Ему часто приходилось по службе приходить к старцу Макарию, то благословляться относительно кушания, то ударять к трапезе, то по иным поводам. При этом он имел возможность сказать старцу о своем душевном состоянии и получить ответы. Цель была: чтобы не искушение побеждало человека, а чтобы человек побеждал искушение. Старец Лев особенно любил молодого послушника, ласково называя его Сашей. Но из воспитательных побуждений испытывал при людях его смирение. Делал вид, что гремит против него гневом. С этой целью дал ему прозвище «Химера». Под этим словом он подразумевал пустоцвет, который бывает на огурцах. Но за глаза про него говорил: «Великий будет человек». При конце жизни, старец Лев призвал батюшку о. Макария и сказал ему об о. Амвросии: «Вот человек больно ютится к нам старцам. Я теперь уже очень слаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу, владей им, как знаешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

На Соборной площади стоят храмы и монастырские постройки. Например, собор Успения Пресвятой Богородицы, история которого уходит ко временам Дмитрия Донского. По соседству — Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. В храме Воскресения Словущего венчался святой благоверный князь Дмитрий Донской. Монастыри и церкви Коломенского кремля XVI-XIX века. Фото Петра Шмелева Неподалеку от площади, на улице Лажеч­никова, расположен Брусенский Успенский женский монастырь. От его ограды дошла до наших дней кирпичная стена с изящными башенками в стиле русской готики, одна из которых многие годы простояла покосившейся — горожане называли ее Пизанской. Обитель выросла вокруг шатровой церкви Успения Пресвятой Богородицы XVI-ro века по приказу Ивана Грозного — в честь взятия Казани. Здесь хранилась древняя копия Казанской иконы Божией Матери, которую, по преданию, писали прямо с явленного образа. 8.  Серпуховской Владычный  женский монастырь Город Серпухов, улица Октябрьская, дом 40. Летопись относит учреждение обители к 1360 году. Основание монастыря связано с именем святого митрополита Московского Алексия. Его келейник, преподобный Варлаам, стал первым игуменом обители и вскоре поставил тут каменный храм. Серпуховской Владычный женский монастырь. Фото Дмитрия Вильгоша Именно в этом монастыре в 1878 году крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии явилась чудотворная икона Богородицы «Неупиваемая Чаша». Сейчас ее копия хранится в Серпуховском Высоцком мужском монастыре; перед ней верующие молятся об избавлении от греха пьянства. Судьба первого образа неизвестна, он потерялся из виду в 1920-х годах, после закрытия Владычного монастыря. Как говорят серпуховские старожилы, скорее всего, ее сожгли коммунисты на берегу реки Нары. 9. Серпуховской Высоцкий  мужской монастырь  Город Серпухов, улица Калужская, дом 5/3 Обитель основана в 1370-х годах Основателем монастыря стал знаменитый полководец, серпуховской князь Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый. Монастырь располагается на холме — отсюда и название.

http://foma.ru/svyatyini-podmoskovya.htm...

Каюр, каюрка – 1) хохлатый морской нырок, 2) торопыга, юла (Псков); каюра – проводник при езде на собаках (Даль) Квашенкин Борис, новгородский ушкуйник, убит в 1378 г. в Нижнем Новгороде; Осип Степанов, 1578 г., Кострома Квашня, Квашнин : Иван Родионович Квашня, умер в 1380 г.; от него – Квашнины [см. Агрик, Андакан, Аталык, Басалай, Выслав, Грезнь, Дуда, Жох, Злоба, Кривуля, Малец, Невежа, Обраслан, Ошетан, Пищаль, Попадья, Поярок, Ратман, Розлада, Рубец, Рябец, Саламыков, Салтан, Самара, Свербеев, Туша, Чулок, Шитый] Кезомин Лука Иванович, 1467 г., Кострома [см. Несыт] Кекиев Басюк, крестьянин, 1571 г., Новгород Кекишев Данило, земский староста, 1654 г., Каргополь Кекса Иван Иванович Усов-Татищев [см. Ус, Татище], конец XV в. Келарь Петрович Акинфов, 1579 г. Келейников Иван, слуга Тихвина монастыря, 1661 г. Кельин Иван, крестьянин, 1526 г., Белоозеро Немецкий Федор Федорович, 1596 г., Звенигород Керебет , воевода, Новгород 46 Керенбей см. Киринбей Кетев Игнатий, губной староста, 1596 г., Юрьев Польский; Прокофий Игнатьевич, дворянин, 1622 г., Юрьев Кеть – пестрядина, полосатая ткань Кибалов Дорофей, крестьянин, 1495 г., Новгород Кибирь Федорович Дягилев [см. Дягиль], 1586 г., Москва Кивер Федор Владимирович Заболоцкий [см. Заболоцкий], начало XVI в. Киверев Гридя [см. Гридя], крестьянин, 1495 г., Новгород Кигуй , крестьянин, конец XV в., Новгород Киев Иван Неустроев [см. Неустрой], помещик, 1568 г., Ярославль Кижа Иван, крестьянин, 1495 г., Новгород Кижман , холоп, 1455 г., Муром; Кижман Танеев [см. Таней], помещик, 1571 г. Кижман – пазуха (Даль) Кижуров Иван Мартьянов, архангельский стрелец, 1610 г. Кизилбаш Муратов [см. Мурат] сын Шарапов [см. Шарап], 1627 г., Кашира Кизилбаш – красноголовый (татар.) Кика, Кикин : Кика, крестьянин, 1495 г., Новгород; Жук [см. Жук] Никитич Кикин, 1520 г.; Дмитрий Андреевич Кикин, 1550 г. Кика – 1) женский головной убор с рогами, 2) кичка – носовая скрепа на судне, 3) дымовая труба соляной варницы. Другие значения см. у Даля Кикиморина ( Шишиморов, Шишиморин ): Кикиморина Ксения Осиповна, 1580 г., Кашин; Шишиморов Федот, крестьянин, 1498 г., Кострома

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Из четырёх серпуховских князей наиболее прославился Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый. Во время Куликовской битвы 1380 г. он вместе с воеводой Димитрием Боброком руководил засадным полком, состоявшим из серпуховичей. Полк стоял в дубраве на краю поля битвы, не видимый врагом; продолжал стоять даже тогда, когда русские не выдержали боя и побежали, а монголы бросились за ними. Князь Владимир Андреевич порывался выступить в этот момент, но хладнокровный Боброк удержал его. Лишь когда монгольское войско обернулось к дубраве тылом, да ещё и ветер подул в сторону врага, засадный полк неожиданно напал на монголов. Повернули назад и оступавшие русские. Теперь паника охватила монголов, они бежали во главе с Мамаем; русские преследовали их тридцать вёрст. Погибшие воины серпуховского ополчения были похоронены в братской могиле в Высоцком монастыре. Серпуховское княжество чеканило свою монету. В 1483 г. город вошёл в состав Московского княжества. В 1607 г. под Серпуховом царь Василий Шуйский разбил войско второго Лжедимитрия. В связи с этим царь подарил Владычнему Введенскому монастырю образ святого царевича Димитрия, который впоследствии прославился чудесами. Святые [ править править код ] Преподобный Герман Аляскинский Герман Аляскинский (вероятное мирское имя Герасим Иванович Зырянов; 1756 или 1757, Серпухов, Россия —13 декабря или 15 ноября 1836, Еловый остров, Аляска) — православный святой, почитаемый в лике преподобных, руководитель русской духовной миссии на острове Кадьяк, крестивший множество алеутов и других жителей Русской Америки. Один из первых православных проповедников в Новом Свете. Святой покровитель Америки. День памяти кончина 13 (26) декабря, открытие мощей и прославление 27 июля (9 августа). Рака с мощами находится в храме Воскресения Христова в городе Кадьяк. Монастыри [ править править код ] Введенский Владычний женский монастырь [ править править код ] Серпухов, Введенский Владычний монастырь в Серпухове Серпуховский Владычный Введенский женский монастырь - старейший монастырь города, основан в 1360 свт. Алексием Московским как мужской. Первым игуменом был келейник митр. Алексия, прп. Варлаам. Полностью перестроен в кон. XVI в. на средства царя Бориса Годунова, в XVIII в. пришел в упадок. В 1806 преобразован в женский, в XIX в. один из крупнейших женских монастырей Подмосковья.

http://azbyka.ru/palomnik/Серпухов

Житие архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия Подготовка текста, перевод и комментарии О. А. Белобровой В отличие от многочисленных анонимных сочинений агиографического жанра Житие Дионисия – произведение авторское. Оно было составлено между 1648–1654 г. Симоном Азарьиным и дополнено изначально ключарем Успенского собора Иваном Наседкой. Симон Азарьин (в миру Савва Леонтьев, сын Азарьин, по прозвищу Булат) происходил из служилого сословия. До пострижения в монахи (в 1624 г.) был слугой (доверенным лицом) княжны Ирины Мстиславской. Будучи пострижеником Троице-Сергиева монастыря, Симон Азарьин провел первые шесть лет монашества в качестве келейника архимандрита Дионисия (1624–1630), затем служил казначеем патриарха Московского Филарета (1630–1631), был строителем приписного к Троице-Сергиеву Алатырского монастыря; в 1634 г. он становится казначеем, а с 1646 по 1653 г. келарем Троице-Сергиевой обители. При патриархе Никоне Симона Азарьина по неустановленной причине подвергли высылке в Кирилло-Белозерский монастырь (1656–1657). Последние годы жизни писатель провел в Троице-Сергиевой лавре (1657–1665), где и погребен. За свою жизнь Симон составил обширную библиотеку, переданную им монастырю (остававшиеся в его келье книги присоединены после смерти). Составом этой библиотеки занимались Н. М. Уварова (О составе библиотеки Симона Азарьина//Проблемы жанра и стиля в русской литературе. Сб. статей Моск. пед. ин-та. М., 1973. С. 28–32) и Е. Н. Клитина (Симон Азарьин. Новые данные по малоизученным источникам//ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 34. С. 298–312). Рукописные и печатные книги Симон Азарьин вкладывал и в монастырские библиотеки других обителей. Сочетая обязанности административного и хозяйственного характера с занятиями книжно образованного человека, Симон Азарьин уже в 1640-е гг. работал над «Книгой о новоявленных чудесах Сергия Радонежского». При ее издании в Москве возникли трудности: печатники высказали недоверие к «чуду о кладезе»; только вмешательство царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа привело к выходу в свет в типографии Печатного двора в 1646 г. книги «Службы и Жития Сергия и Никона». Работу над чудесами Сергия Симон Азарьин продолжал и далее: к изданным 35 чудесам он добавил еще 40, написал и пространное предисловие к «Книге о... чудесах» (сохранилось в рукописях, опубликовано в XIX в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть из них находится в России нелегально 2 марта. ПРАВМИР. Проверка среди сторонников бывшего схимонаха Сергия в Среднеуральском монастыре обнаружила среди насельников обители более 40 человек без каких-либо документов. Часть из них имеют криминальное прошлое, часть находится в России нелегально, сообщает Интерфакс со ссылкой на осведомленный источник. По его словам, самые опасные личности могут скрываться в таежных скитах, где еще не проводились следственные действия. Таких скитов у Среднеуральского монастыря несколько, там могут быть десятки человек. Среди тех, кого затронула проверка, были люди, которые принципиально отказывались от паспортов. Также в монастыре обнаружили членов движения «Свидетелей СССР», которые принципиально не признают российские документы и покупают советские паспорта. Собеседник агентства отметил, что практика принуждения к отказу от документов распространена в сектах, чтобы закабалить людей. Обыск прошел в монастыре в ночь на 26 февраля. Силовики разыскивали келейника бывшего схиигумена Сергия – монаха Силуана по прозвищу «Рыжий». По оперативным данным, он может находиться в розыске за тройное убийство. Сам Сергий, лишенный сана и отлученный от Церкви, арестован по обвинениям в склонении к самоубийству, нарушении права на свободу совести и вероисповедания и самоуправстве. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 ноября, 2021 29 сентября, 2021 1 сентября, 2021 26 августа, 2021 19 августа, 2021 9 июля, 2021 2 июля, 2021 30 июня, 2021 7 июня, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-sredneuralskom-monas...

140,25–27), занимался и иконописью. В 814 г. он согласился войти в состав комиссии, созванной императором Львом V для того, чтобы найти в писаниях святых отцов свидетельства против почитания икон. С тех пор Иоанн приобрел репутацию наиболее убежденного и неистового иконоборца. При Льве он получил лишь должность игумена монастыря свв. Сергия и Вакха, но неофициально считался heir apparent патриаршего престола (его кандидатура была отвергнута после низложения Никифора в 815 г. исключительно в силу юного возраста). Эти планы рухнули после убийства Льва в 820 г., поскольку Михаилу II требовалась менее одиозная фигура. Тем не менее Иоанну было поручено воспитание молодого наследника Феофила – поэтому большинство наших источников считает именно Грамматика ответственным за то, что будущий император вырос непримиримым противником священных изображений. При Феофиле Иоанн стал синкеллом (келейником, должность, часто занимаемая будущим преемником) тогдашнего иконоборческого патриарха Антония Кассиматы (821–837?), а после смерти последнего взошел на патриарший престол. В марте 843 г., видя, что низложение неминуемо, Иоанн поранил сам себя и обвинил иконопочитателей в покушении на свою жизнь. Обман, впрочем, был легко раскрыт (беллетризованную версию см. в ThC, р. 150, 21–151, 17; Genesios, p. 57–85; однако факт подтверждается весьма достоверным источником: Theophanis Presbyteri Narratio, p. 123). Лишившись кафедры, он жил в заточении в монастыре, где, согласно одному не слишком надежному рассказу, входившему в состав однажды вырезал глаза у иконы Спасителя, за что подвергся бичеванию (см., например, Genesios, p. 58,37–59,39). По-видимому, он оказался одним из очень немногих иконоборцев, которые так и не отреклись от своих убеждений. Иоанн, несомненно, был одним из образованнейших людей своего времени, о чем свидетельствует не только прозвище «Грамматик», но и обвинения в занятиях предсказаниями и колдовством – обычный в Византии топос, использовавшийся против людей, чья ученость была общепризнанной (нечто подобное говорили и о свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там он поступил на службу к окольничему Михаилу Романову, а затем – к его шурину боярину Борису Черкасскому. После опалы, которая постигла Романовых и Черкасских в ноябре 1600 г., Юрий принял постриг с именем Григория (возможно, в галичском Железноборском монастыре). Позднее, пожив некоторое время в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, инок Григорий стал келейником архимандрита кремлевского Чудова монастыря Пафнутия, который вскоре произвел его в дьяконы. Позднее благодаря своим способностям (он был не только «зело грамоте горазд», но и составлял каноны святым) Григорий был переведен на патриарший двор «для книжного письма», где попал в близкое окружение патриарха Иова. Однако, несмотря на блистательную карьеру, уже в феврале 1602 г. Григорий вместе с двумя другими монахами, Варлаамом и Мисаилом, покинул Чудов монастырь и бежал в Литву, а затем в Польшу. 143 ...назвася... царевичемъ княземъ Димитриемъ... – Отсюда происходит прозвище Самозванца Лжедмитрий. 144 И перве прииде к предломъ Русския земли от сверныя страны... – В конце октября 1604 г. войско Лжедмитрия, перейдя Днепр, вступило на русскую землю. После первоначальной неудачи под Новгородом-Северским Самозванец одержал ряд побед: ему сдались Путивль, Рыльск, Севск, Курск, Кромы, позднее – Оскол, Воронеж, Елец, Рязань, Тула, Алексин, Кашира. 145 ...и умомъ въпаде в скорбъ и печалъ великую... и внезапу душу свою испущаетъ... – В конце жизни Бориса стали одолевать болезни. Будучи подвержен суевериям, он стал обращаться к прорицателям; известно, что во дворец к Борису вызывались московская юродивая старица Олена и ведунья Дарьица. 13 апреля 1605 г. Борис Годунов скоропостижно умер. Причиной смерти, по свидетельству Жака Маржарета, находившегося во дворце при особе царя, был апоплексический удар. 146 ...яко страха ради и срама самому себе умертвившу... – По Москве ходили слухи, будто Борис, охваченный страхом перед Самозванцем, из малодушия принял яд. 147 ...и втайн повел Борисова сына и жену его нелпй и злой смерти предати...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010