Этой осенью я ни с того ни с сего решила «пробить» в интернете названия сел, где он служил, – Отскочного и Скорняково. Отскочных в одной Липецкой области нашлось целых три штуки. Скорняково, слава Богу, только одно. Там иерей Измаил и возглавлял приход с 1923 по 1929 год, пока Архангельский храм не закрыли. В письме к одному из братьев он, деревенский священник с прошлым управляющего, анализирует суть сельскохозяйственного устройства «по-советски»: «Окрестные колхозы живут различно: есть очень недурно, а есть и совсем хорошо, а есть и совсем разбежались… Мне кажется, все дело в людях: где верхушка хорошая и мало воруют, живут лучше, а где наоборот – хуже». В очередной раз вчитываясь в биографию Измаила Николаевича, ставшую житием отца Измаила Карагандинского, я дошла до даты расстрела – 17 ноября 1941 года. И поняла, что мы с близкими должны во что бы то ни стало попасть в годовщину этой даты в Скорняково. В Липецкой епархии моему звонку искренне обрадовались. Оказалось, что Архангельский храм, стоявший в развалинах до 2007 года, активно восстанавливает один столичный топ-менеджер, и на Рождество Христово там уже надеются служить первую литургию. Сама удивляясь своей настойчивости, я спросила, сможет ли кто-то из местных батюшек приехать 17 ноября в Скорняково и отслужить молебен священномученику Измаилу. Уже через день мне сообщили, что служить будет отец Роман. Воодушевленная, с найденными в интернете фотографиями восстановленного храма наперевес, я приехала к своим родителям, чтобы рассказать им обо всем. «Ну, тогда неси сейчас, Саша!», – сказала в ответ мама, обращаясь к моей племяннице. Чуть-чуть попререкавшись – так, для виду, – Саша убежала в другую комнату и вынесла оттуда большую икону. «Иконописец написала лик Измаила – это должен был быть сюрприз к твоему дню рождения!» . И мы решили ехать. У взрослых возникали неотложные дела, дети заболевали, машины ломались – не складывалось ничего, но все-таки 16-го вечером я, папа и две мои старшие сестры с детьми прыгнули в поезд, идущий в Елец.

http://pravoslavie.ru/58013.html

«Когда нет органического единства внешнего заимствования (грамотности) и внутренней генерации (просвещения), народ предрасполагается к раздробленности и расколу». Православие, определяя подлинное просвещение, созиждет, по мысли отца Иннокентия, саму государственность огромной, разбросанной по своим просторам Руси: «Кротость и миролюбие преподобного Даниила во времена, когда его властолюбивые братья боролись за Великое княжение, приводили к примирению и спокойствию». Именно так «Московское княжество положило начало соединению Земли Русской в одну мощную державу. И это было плодом христианского благочестия», - указывал он, сравнивая союз Русской Церкви и государства с живоносным единением души и тела. Встреча с владыкой Питиримом Одной из самых промыслительных в жизни отца Иннокентия станет его встреча с епископом, впоследствии - митрополитом Юрьевским и Волоколамским Питиримом (Нечаевым). В 1963-м г. его, тогда еще семинариста Анатолия Просвирнина, владыка по благословению схиархимандрита, ныне прославленного в лике преподобных, Севастиана Карагандинского, пригласит на работу в возглавляемый им Издательский отдел Московского Патриархата - непосредственно в редакцию «Журнала Московской Патриархии». Потом отец Иннокентий станет здесь заведовать отделами проповеди и богословия. А после станет заместителем по научной работе в ежегодном сборнике «Богословские труды». Одной из самых промыслительных в жизни отца Иннокентия станет его встреча с епископом Питиримом Как родной, Анатолий был принят и в семью владыки Питирима, и прожил в доме Нечаевых несколько лет. Это старинный род, священническая династия которого насчитывает более 300 лет. Братья и сестры владыки Питирима обладали высокой образованностью и культурой. Многие были технарями: инженерами, архитекторами. Возможно, именно здесь сибиряку, с его тягой к раритетности , и привился вкус к передовым технологиям. Отец Иннокентий стал первоклассным фотографом, его отличало удивительное «чувство кадра». Одним из первых среди отечественных историков и архивистов он освоил практику научной работы с помощью микрофиш.

http://pravoslavie.ru/122359.html

Полковник Чечев, например, не вынес этой головоломки. После февральских событий он ушёл в отпуск, затем след его мы теряем — и обнаруживаем уже персональным пенсионером в Караганде. — Не знаем, как скоро ушёл из Озёрлага его начальник полковник Евсигнеев. “Замечательный руководитель… скромный товарищ”, он стал заместителем начальника Братской ГЭС. (У Евтушенко его прошлое не отражено.) Это отметил недоброжелатель Макеев. После мятежа хозяева не постеснялись провести повальный медицинский осмотр всех женщин. И обнаружив многих с девственностью, изумлялись: как? чего ж ты смотрела? столько дней вместе!.. Они судили о событиях на своём уровне. Может быть эти угрозы и повлияли на начальство, когда выбиралось орудие подавления. Когда уже всё было кончено и повели женскую колонну по посёлку на работу, собрались замужние русские бабы вдоль дороги и кричали им: “Проститутки! Шлюхи! Захотелось…?”, и ещё более выразительно. На другой день повторилось то же, но зэчки вышли из зоны с камнями и теперь засыпали оскорбительниц в ответ. Конвой смеялся. Часть третья, глава 22. Кенгирские украинцы объявили тот день траурным. Говорят, опыт проломов был норильский: там тоже сделали их, чтобы через них выманивать дрогнувших, через них натравливать урок и через них же ввести войска под предлогом наведения порядка. Эти фотографии ведь где-то сейчас подклеены в карательных отчётах. И может быть не достанет у кого-то расторопности уничтожить их перед лицом будущего… Ещё и спустя десяток лет это так стыдно, что в своих мемуарах, вероятно и затеянных для оправдания, он пишет, будто случайно выглянул за вахту, а там — на него накинулись и руки связали… А может быть и правда приехал? Может быть он-то и распорядился?… Они только спрятались от истории. Кто были эти расторопные полководцы? Почему не салютовала страна их славной кенгирской победе? С трудом мы разыскиваем теперь имена не главных там, но и не последних: начальник оперчекистского отдела Степлага полковник Рязанцев; начальник политотдела Степлага Сёмушкин… Помогите! Продолжите!

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 САЛЬКОВ ЛЕОНИД ВАСИЛЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Леонид Васильевич Сальков. Студенческая фотография. МГУ, 1905–1911 гг. Центральный государственный архив г. Москвы Был приговорён к трём годам концлагерей и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения . В 1930 году был освобожден и отправлен на высылку в Междуреченский район Вологодской обл. 12 января 1935 года был арестован в с. Междуреченском по обвинению в контрреволюционной деятельности. Согласно запросу Одесского областного УНКВД 15 января 1935 года из Вологодского сектора НКВД был этапирован спецконвоем в Одессу . Согласно постановлению о начале следствия Одесского областного управления НКВД от 20 января 1935г., в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации, кроме Леонида Салькова, были привлечены священники Иванов Владимир Игнатьевич и Балухатин Георгий Иванович, а также Здетовецкий Владимир Ксенофонтович, Кох Семен Яковлевич, Кравцов Феодосий Степанович, Поспелов Федор Степанович. " Организатором контрреволюционной группировки с целью борьбы с советской властью " был назван Леонид Васильевич Сальков. Позднее материалы расследования по отношению к Здетовецкому и Кравцову были выделены в отдельное делопроизводство. 13 сентября 1935 года Особым Совещанием при НКВД СССР был признан виновным в " участии в нелегальной к.р. организации " ИПЦ " , организации к/р церковной группировки ИПЦ в Одессе, а/с агитации с использованием религиозных предрассудков масс, к/р деятельности " и приговорен к пяти годам лагерей, считая срок с 5 января 1935 года. Наказание отбывал в Карлаге НКВД в Карагандинской области. 18 ноября 1937 года был арестован в лагере. Материалы его дела гласят: " Отбывая наказание в Карлаге, Сальков Л. В. проводил религиозные обряды, распространял среди заключенных написанные им молитвы, говорил о скором падении советской власти . Совместно с Краснопевцевым 8 ноября 1937 г. служил панихиду по расстрелянной царской семье " . Редакция текста от: 14.11.2022 20:20:19 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13677723.h...

Патриарх выслал на мое имя в Караганду сочувственную телеграмму и благословил меня совершать его погребение. 21 апреля мы совершили заупокойное богослужение. Похоронили о. Севастиана на городском Михайловском кладбище.   Увлечение фотографией С искусством фотографии я впервые познакомился в 1935 году и «заболел» им на всю жизнь. Случилось это, когда брат, уезжая в командировку, заехал к нам на дачу и привез с собой фотоаппарат «Лейку». Я пришел в восторг. Первый мой кадр, однако, трудно было назвать удачей. Я тайком подкрался к сестре Надежде Владимировне, которая лежала с книжкой на коврике под деревом, и, не зная законов перспективы, сфотографировал ее со стороны ног. После этого снимать себя она мне запретила навсегда. Тайком я, правда, иногда это делал, но «официального» разрешения так и не получил. Как сейчас помню тот снимок: на переднем плане огромные ноги в сандалиях и где-то далеко маленькая головка. Увлечение мое воспринималось многими людьми неодобрительно. Как-то в Одессе выходим мы, чтобы сфотографироваться с какими-то иностранными гостями. Мимо проходят два офицера и один из них, увидев у меня на плече фотоаппарат, говорит: «Отец! И не стыдно тебе заниматься таким грешным делом?» Даниил Андреевич Остапов к фотографии относился крайне неодобрительно, называя ее «восьмым таинством» и ворчал на нас, молодых, что мы этим занимаемся. Да и мама моя, Ольга Васильевна, тоже этого интереса не поощряла, зная мою увлекающуюся натуру. Когда только перешли на восьмимиллиметровую съемку, я купил себе великолепную по тем временам чешскую камеру, называвшуюся «Адмира», и с ней иногда снимал на службах. Пытался заснять служение одного старца. А тот проходит мимо меня после службы и говорит: «Владыка всуе труждашеся». И ничего у меня из этих съемок не вышло, хотя камера была исправна и все, что снимал до и после, прекрасно получалось . В Индии я бродил по одному из древних памятников, естественно, с фотоаппаратом. И вижу: сидит в уголочке некий отшельник, одетый в красную ткань, около него сосуд с водой — сушеная тыква; и сидит он в сосредоточенной позе. Мне захотелось его сфотографировать, но он взглянул на меня настолько выразительно, что у меня всякая охота отпала. Это был взгляд не ненависти, не злобы. Просто я понял, что появлением своей нелепой фигуры с фотоаппаратом нарушил его внутреннее состояние.

http://pravoslavie.ru/put/051207190435.h...

154 Справка за подписью зам. начальника отдела регионального управления ФСБ РФ по Красноярскому краю от 17.08.1998 г. В.П. Савина. 155 Пировское, как удалось выяснить, расположено примерно в 100 км южнее Енисейска, а Игнатово – в 13 км восточнее Пировского, при слиянии двух маленьких речушек, образующих Третью речку, так прямо и называемую. 158 См. Брачев В.С. Трагедия академика Платонова С.Ф. – «Ленинградская панорама», 1989, 9, с. 27–29 и его же: «Укрощение строптивой» – В-к АН СССР, 1990, N 4, с. 120 -. 159 Эта дата взята из протокола допроса Серебрянского от 3.11.1934 года – см. «Следственное дело N 9 по обвинению Кармазина Макария Яковлевича, Острогского П.Ф. и др.» за 1934 год под номером «0–2160», том 1-й, ныне – дело 6179 по 2-й описи фонда 3656 ЦДНИ Костромской обл. 160 Ni 1-й выпуск «Академического дела 1929–31 гг.», изданного Библиотекой Росс. Ак. Наук в 1993 г. (СПб). 161 См. с. VII, XIII, 173–174 этого «Академического дела». Интересно отметить, что в «4-й подгруппе» из шести человек, значились: профессор СПБДА А.И. Бриллиантов , и четыре священника – А.В. и М.В. Митроцкие, И.П. Астанин и будущий ректор МДА Н.В. Чепурин, о котором С.Ф. Платонов на допросе сказал: «Не знаю; в Союзе не был...» [с. 182]. 164 Селищенский священник Павел Федорович Острогский, а не Островский, 1887 г. рожд., арестовывался в 1928 и 1930 гг. Дано его тюремное фото, единственное во всем деле. 165 Согласно И.И.Осиповой [ " Сквозь огнь мучений и воды слёз...» М.1998., с. 262], еп. Макарий, участник «Кочующих Соборов» ИПЦ, был выслан в Казахстан и умер в Караганде после 1937 года, а согласно справочному указателю в ИРЦ, [т. 9, с. 747], он был расстрелян 20 ноября 1937 года. 166 К большому сожалению, кем-то, еще до 1953 года, из дела был изъят его паспорт, где была надежда обнаружить его фотографию. 167 Следственное дело 1002–36 УГБ УНКВД Яросл. обл. и дело 4546–38, ныне фонд N 3656, оп. 2, д. 1143, т. 1 и т. 2 в ЦДНИ Костр. обл. 168 Ныне причисленный к лику местно чтимых святых – см. его житие в Альманахе «Светоч», Кострома, 1996 г. с. 69–70.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Режим замыслен был неторопливо проникающий в мелочи. Вот, например, запрещалось иметь чьи-либо фотографии, не только свои (побег!), но и близких. Их отбирали и уничтожали. Староста женского барака в Спасске, пожилая женщина, учительница, поставила на столике портретик Чайковского, надзиратель изъял и дал ей трое суток карцера. “Да ведь это портрет Чайковского!” — “Не знаю кого, но не положено женщинам в лагере иметь мужские портреты.” — В Кенгире разрешено было получать крупу в посылках (отчего ж не получать?), но также неукоснительно запрещено было её варить, и если зэк пристраивался где-нибудь на двух кирпичах, надзиратель опрокидывал котелок ногой, а виновного заставлял тушить огонь руками. (Правда, потом построили сарайчик для варки, но через два месяца печь разрушили и расположили там офицерских свиней и лошадь опера Беляева.) Однако, вводя разные режимные новинки, хозяева не забывали и лучшего опыта ИТЛ. В Озёрлаге капитан Мишин, начальник лагпункта, привязывал отказчиков к саням и так волок их на работу. А в общем режим получился настолько удовлетворителен, что прежние исходные каторжане содержались теперь в Особлагах на общих равных основаниях, в общих зонах, и только отличались другими буквами на номерных нашлёпках. (Ну, разве что при нехватке бараков, как в Спасске, назначали им для жилья сараи и конюшни.) Так Особлаги, не названные официально каторгой, стали её правопреемником и наследником, слились с нею. Но чтобы режим хорошо усваивался арестантами, — надо обосновать его ещё и правильной работой и правильной едой. Работа для Особлагов выбиралась тяжелейшая из окружающей местности. Как верно заметил Чехов: “в обществе и отчасти в литературе установился взгляд, что настоящая самая тяжкая и самая позорная каторга может быть только в рудниках. Если бы в “Русских женщинах” Некрасова герой… ловил бы для тюрьмы рыбу или рубил лес, — многие читатели остались бы неудовлетворёнными”. (Только о лесоповале, Антон Павлович, за что уж так пренебрежительно? Лесоповал — ничего, подходит.) Первые отделения Степлага, с которых он начинался, все были на добыче меди (1е и 2е отделения — Рудник, 3е — Кенгир, 4е — Джезказган). Бурение было сухое, пыль пустой породы вызывала быстрый силикоз и туберкулёз. Заболевших арестантов отправляли умирать в знаменитый Спасск (под Карагандою) — “всесоюзную инвалидку” Особлагов.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Дмитрий Емельянович был отправлен этапом из тюрьмы в Орше в Казахстан и 11 мая 1941 года прибыл на станцию Карабас, откуда был распределен в 5-е Эспинское отделение Карагандинского лагеря. Весной 1942 года он тяжело заболел и 5 мая был помещен в лагерную больницу, где в тот же день и скончался. Дмитрий Емельянович Власенков был погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище Эспинского отделения Карлага. Игумен Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Пат­риархе Московском и всея Руси по увековечению памяти ново­мучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православ­ной Церкви», www.fond.ru ЛЮДИ ПРОПАВШИЕ БЕЗ ВЕСТИ НА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 5 шагов поиска Несколько простых советов о том, как найти информацию Почти в каждой семье нашей страны есть родственники, без вести пропавшие во время Великой Отечественной войны.  Какие-то разрозненные сведения хранятся в семье, у кого-то сохранились фотографии. Но, когда видишь фамилию родного человека в донесении базы «Мемориал», почему-то отчетливее представляешь поезд под обстрелом, окопы… И кажется, что если узнаешь хоть что-то еще, твой солдат не будет таким одиноким в своей безвестной могиле. И надеешься, что невернувшиеся воины не останутся без молитв.  О том, где и как искать информацию о месте захоронения солдата Великой Отечественной войны, «Фоме» рассказал Дмитрий Александрович Белов, кандидат исторических наук, директор научно-исследовательского Центра региональной истории Волгоградской государственной академии последипломного образования, вице-президент Международного благотворительного фонда «Сталинградская битва». Шаг 1. С чего начать Самый быстрый способ найти своего родственника, погибшего в Великую Отечественную войну, — это обобщенный банк данных «Мемориал», база Центрального архива Министерства   обороны (ЦАМО):  1. Заходим на сайт. 2. заполняем графы «Фамилия», «Имя», «Отчество», «Год рождения» своего погибшего родственника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Охваченная внезапно чувством необъяснимой вины перед одинокой женщиной, которая с такой нежностью обнимала ее, она остановилась перед подъездом. Сейчас там хозяйничают эти подлые девчонки: фотографии, конечно, выброшены в мусор, а за дорогие вещи идут ссоры и брань. Едва она это подумала, как увидела на скамеечке у подъезда старую Агашу – опять в той же кацавейке и сером платке. На сей раз старушка не бросилась к ней, а только закивала с полными слез глазами. Леля приблизилась сама. – Здравствуйте, Агаша! Ну как, оставил жэк за вами комнату Татьяны Ивановны? – спросила она. – Комнату отписали за девочками, а мне никакой комнаты не нужно, барышня. Я в Караганду собираюсь. Работу я потеряла и внучкам моим теперь в тягость, а Валентин Платонович письмо прислал. Пишет: «Няня Агаша, я совсем одинок теперь». Может, я и пригожусь ему малость. Здесь-то мне делать уже нечего, дурочкой я стала: сижу этак да плачу, все барышню мою вспоминаю да сынишек ейных – кадетики маленькие с пуговичками начищенными, с погончиками и в башлычках, – вот они передо мной, ровно как живые. Я особенно Андрюшу любила, который молодым офицером от тифа помер… Леля молча стояла перед старухой, не зная, что говорить… Поехать, что ли, и ей? Написать ему: «Я знаю, что ты любил меня. Я не боюсь бедствий. Бери меня». Этой добровольной ссылкой она прекратит домогательства следователя, а человек, к которому она поедет, любит ее, и, конечно, только из гордости и великодушия он не объяснился с ней, уезжая. Он оценит эту жертву, он ее стоит. Поехать? «Нет, не могу! Караганда! Кибитка! Нет, не могу – не выдержу!» Сырая мгла окутывала улицы; зажгли фонари, и свет их тускло желтел сквозь изморозь. Вокруг бесконечно сновали прохожие, и каждый казался придавленным своим неразделенным горем… «Ночь как ночь, и улица пустынна… Так всегда! Для кого же ты была невинна и горда?» «Для кого?» Глава двадцать четвертая Последствия поклепа очень скоро сказались: Надежда Спиридоновна получила приглашение «в три буквы» (как выражались обычно Олег и Нина), а вернулась оттуда только через три дня, на лбу ее был странный багровый подтек, губы были плотно сжаты, веки покраснели, а в волосах исчезли последние темные нити. Аннушка так и ахнула, взглянув на свою старую барышню. Надежда Спиридоновна не стала, однако, ни сетовать, ни охать, а молча, с достоинством прошла к себе. Как только вернулась из Капеллы Нина, она потребовала ее в свою комнату: Надежда Спиридоновна была уверена, что донос сфабрикован ее домашними врагами – Микой и Вячеславом, и напрасно Нина клялась и божилась, что ни тот, ни другой не способны на такое дело и что тут, безусловно, приложила руку Катюша. Это было ясно всем, кроме самой потерпевшей.

http://azbyka.ru/fiction/lebedinaya-pesn...

Далее в притворе собора состоялось открытие фотовыставки, приуроченной к празднованию 25-летия со дня обретения мощей преподобного Севастиана Карагандинского. Организатором экспозиции выступила Алма-Атинская духовная семинария (куратор — проректор по воспитательной работе иерей Иоанн Ливинский). В открытии выставки приняли участие митрополит Александр, архиепископ Амфилохий, епископ Геннадий, епископ Игнатий, епископ Клавдиан, архимандрит Хрисанф (Коноплев), протоиерей Валерий Захаров, духовенство, студенты семинарии и прихожане храмов г. Алма-Аты. После приветственного слова владыки Александра иерей Иоанн Ливинский рассказал собравшимся о концепции выставки, обратив внимание на некоторые редкие фотографии. Фотовыставка состоит из двух тематических блоков: жизнь и служение преподобного Севастиана Карагандинского; почитание и наследие великого старца. В первой части экспозиции вниманию посетителей в фотографиях представлен жизненный путь Карагандинского подвижника — от послушника Оптиной пустыни до настоятеля Богородице-Рождественского храма г. Караганды. Вторая часть выставки посвящена трудам святого старца в Шахтерской столице, общине Богородице-Рождественского монастыря, духовным чадам преподобного. Также проиллюстрировано почитание схиархимандрита Севастиана со дня его преставления ко Господу до настоящего времени. При создании экспозиции были использованы материалы из архивов Астанайской епархии и личных фондов священнослужителей Казахстанского митрополичьего округа. По материалам сайта Митрополичьего округа в Республике Казахстан Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров.

http://patriarchia.ru/db/text/5970239.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010