Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Сщмч. Павел Добромыслов, прот. Фотография. Соловецкий лагерь. 20-е гг. XX в. Сщмч. Павел Добромыслов, прот. Фотография. Соловецкий лагерь. 20-е гг. XX в. Николаевич Добромыслов (17.06.1877, с. Поляны Рязанского у. и губ.- 2.02.1940, 8-е Чур-Нуринское отделение Карагандинского ИТЛ), сщмч. (пам. 20 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи священника. После учебы в Рязанском ДУ поступил в 1891 г. в Рязанскую ДС, к-рую окончил в 1897 г. по 1-му разряду. В том же году был принят в МДА. В 1901 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Богослужение Иерусалимской Церкви в IV в.». 1 окт. того же года рукоположен Рязанским и Зарайским еп. Полиевктом (Пясковским) во иерея к Николаевской Староямской ц. в г. Рязани (до дек. 1913). В 1902-1906 гг. учитель в Рязанском епархиальном жен. училище. С 1910 по 1912 г. исполнял обязанности законоучителя в Рязанской муж. частной гимназии. С 1907 по 1914 г. был законоучителем в Рязанской Мариинской жен. гимназии. С 1906 по 1910 г. член Рязанского епархиального миссионерского комитета. 9 дек. 1913 г. назначен 2-м преподавателем греческого языка в Рязанской ДС (до 1917). С 1912 г. член Рязанского городского отд-ния Рязанского епархиального училищного совета. В 1914 г. назначен священником к Скорбященской ц. в богадельне им. Е. Н. Муромцевой в Рязани. Награжден наперсным крестом (1913). В 1918 г. П. на нек-рое время был заключен в одну из тюрем Москвы как священнослужитель, пользовавшийся большим авторитетом среди населения. В том же году стал служить в кафедральном Христорождественском соборе Рязани. В 20-х гг. ХХ в. был одним из близких соратников архиепископа Рязанского Бориса (Соколова) в борьбе с обновленчеством . В 1923 г. назначен священником в Благовещенскую ц. в Рязани, в том же году возведен в сан протоиерея. В марте 1924 г. назначен на должность благочинного Рязанского уездного благочиния. По поручению архиеп. Бориса написал историю обновленческого движения в Рязанской епархии. Участвовал в издании и распространении машинописного епархиального ж. «Циркуляры», в создании церковных библиотек.

http://pravenc.ru/text/2581841.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ Иосиф (Моржаков), архиеп. Московский Русской православной старообрядческой Церкви. Фотография. Ок. 1970 г. Иосиф (Моржаков), архиеп. Московский Русской православной старообрядческой Церкви. Фотография. Ок. 1970 г. (Моржаков Иван Михайлович; 30.11.1885, дер. Пиявочное Озеро Арзамасского у. Нижегородской губ.- 3.11.1970, Москва), архиеп. Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой Церкви (см. Белокриницкая иерархия ). Иван Моржаков в 5 лет лишился отца. В 11 лет был отдан на воспитание в старообрядческий мон-рь близ дер. Елесино Семёновского у. Нижегородской губ., где пробыл до 17 лет, обучился церковному чтению и пению. Большое влияние на И. Моржакова оказал живший в с. Безводном Нижегородской губ. старообрядческий писатель-апологет Арсений (Швецов) . С июня 1907 по дек. 1909 г. Моржаков служил псаломщиком в с. Климотине Балахнинского у. В дек. 1909 или в янв. 1910 г. еп. Иннокентием (Усовым) был рукоположен во диакона и поставлен на приход в с. Василёве (ныне г. Чкаловск Нижегородской обл.), в апр. 1916 г. еп. Иннокентием рукоположен во иерея к старообрядческому кафедральному Успенскому собору в Н. Новгороде, в следующем году возведен в сан протоиерея за образцовое исполнение обязанностей казначея Нижегородско-Костромской епархии. В 1924 г. о. Иоанн Моржаков овдовел, оставшись с 7 детьми, вскоре в результате несчастного случая погиб его старший сын. В 1927 г. на старообрядческом соборе в Москве священник был избран кандидатом в епископы, однако от хиротонии отказался. В 1930 г. вслед. нервной болезни, вызванной смертью жены и сына, был вынужден временно оставить служение. В 1935 г. о. Иоанн был арестован в Москве, осужден по обвинению в «контрреволюционной агитации», с дек. 1935 по июль 1938 г. находился в Карагандинском ИТЛ. После окончания срока заключения поселился в Ржеве, где работал закройщиком в артели портных «Красный швейник». В 1941 г., после захвата города нем. войсками, о. Иоанн и бригадир артели отказались шить для фашистских солдат полушубки. О. Иоанн бежал в дер. Медведки Смоленской обл. После освобождения деревни советскими войсками уехал в Арзамас, поселился в дер. Бебяево Арзамасского р-на Горьковской обл. До 1944 г. работал в колхозе, затем переехал в г. Бор Горьковской обл. к дочерям.

http://pravenc.ru/text/578523.html

Главным центром юбилейных торжеств стала шахтерская столица страны — Караганда — место страданий и духовных подвигов святого старца. Зримым воплощением народного почитания преподобного Севастиана явилось огромное число верующих, собравшихся в те дни на молитву в Богородице-Рождественский монастырь и строящийся Троицко-Севастиановский собор, в котором впервые была отслужена Божественная литургия. Поклониться святому прибыли паломники из всех областей Казахстана, епархий России и стран СНГ. С мощами подвижника был совершен крестный ход по улицам Караганды, а в память о его трудах у стен строящегося собора в микрорайоне Михайловка открыт монумент. Частью празднования стали проведение концерта, открытие выставки фотографий и личных вещей старца и презентация фильма " Я остаюсь! " , созданного телестудией Митрополичьего округа " Семиречье " и подробно рассказывающего о жизненном пути преподобного. Подобная праздничная программа была осуществлена в Астане и Алма-Ате. Завершился юбилейный год торжественной Литургией в главном храме Казахстанского митрополичьего округа — Успенском кафедральном соборе Астаны и международной научно-практической конференцией в стенах духовно-культурного центра имени равноапостольных Кирилла и Мефодия». Глава Митрополичьего округа подвел итоги празднования еще нескольких значимых дат: «Знаковым событием этого года, которое непосредственно связано с жизнью города Алма-Аты, стало празднование 70-летия возвращения православным верующим Никольского собора южной столицы. В светлые пасхальные дни мы вспоминали, как семьдесят лет назад трудами священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, этот величественный храм у подножья Заилийского алатау, посвященный святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мир Ликийских, был возвращен законному владельцу — Русской Православной Церкви. Воздвигнутый по инициативе жителей города Верного в 1908 году, он стал ярким архитектурным украшением и значимым духовным центром Семиречья. В ходе торжества была совершена Божественная литургия под открытым небом, в которой приняли участие архипастыри и священнослужители Казахстанского митрополичьего округа и епархий России. Гостями праздника стали члены государственных ведомств, представители светской власти города, руководители этнокультурных объединений и общественных организаций. Завершились юбилейные мероприятия выставкой фотографий наиболее ярких моментов из истории одного из старейших храмов Алма-Аты».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Посол Армении сказал слова признательности в адрес владыки митрополита за деятельную поддержку духовной жизни армянской диаспоры, и, в частности, за совершение заупокойного богослужения в Успенском кафедральном соборе Нур-Султана 7 декабря — в 31-ю годовщину катастрофического Спитакского землетрясения, разрушившего 21 город и 300 населенных пунктов и унесшего жизни десятков тысяч людей. В ходе общения состоялся обмен мнениями по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес. Митрополит Александр преподнес гостям календарь Митрополичьего округа на 2020 год и новую книгу, выпущенную издательским отделом Астанайской епархии, — «Храмы Казахстана. XXI век». В этот же день в духовно-культурном центре Православной Церкви Казахстана состоялось открытие выставки фотографий, посвященной иерархам, священнослужителям и мирянам, пострадавшим за Христа в Казахстане в ХХ столетии. Мероприятие завершает собой празднование 15-летия установления Собора новомучеников и исповедников Казахстанских в столице РК. В открытии фотовыставки приняли участие митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний, архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий, епископ Талдыкорганский Нектарий, епископ Каскеленский Геннадий, епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан, епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион, епископ Петропавловский и Булаевский Владимир, священнослужители, сотрудники Астанайского епархиального управления, преподаватели и учащиеся воскресных школ столицы. В числе почетных гостей были посол Республики Сербия В. Матич, посол Республики Армения Г.К. Галачян, временный поверенный в делах Республики Болгария А. Будев, сотрудники дипмиссий и представители этнокультурных объединений. Мероприятие было организовано комиссией Астанайской епархии по канонизации святых и Астанайским благочинием. Открывая экспозицию, ее куратор ключарь Успенского кафедрального собора протоиерей Димитрий Байдек рассказал собравшимся о концепции выставки и прокомментировал некоторые группы фотографий.

http://patriarchia.ru/db/text/5544279.ht...

В календаре в соответствии с традицией Русской Православной Церкви на каждый день года приводится список имен святых, событий церковной истории, чтимых образов Пресвятой Богородицы, память и празднование которых совершаются Церковью в этот день, даются указания на фрагменты Священного Писания, читаемые за богослужением, а в особых случаях — указания о посте и краткие богослужебно-уставные заметки. Особо выделены дни памяти новомучеников и исповедников Казахстанских и почитаемых в Округе икон Божией Матери. Справочный раздел содержит сведения об архипастырях и епархиях Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан с указанием подробной контактной информации и фотографиями епископата; сведения о высшем духовном учебном заведении Православной Церкви Казахстана — Алма-Атинской православной духовной семинарии и главном благотворительном заведении — Обители милосердия. Издание, которое открывается портретом Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, хорошо иллюстрировано. Высокого качества фотографии освещают события церковной жизни в Казахстане и служение Главы Митрополичьего округа в 2019 году. В числе наиболее значимых событий — пребывание в пределах Республики Казахстан чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, которой поклонились свыше 70 000 верующих Кокшетау, Нур-Султана, Караганды и Алма-Аты; принесение в Южную столицу страны чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение», совершить молитву перед которой сподобились более 25 000 человек; торжества в епархиях Митрополичьего округа по случаю 15-летия установления особого дня памяти Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. Фотогалерея рассказывает о посещении в праздник Рождества Христова, 7 января 2019 года, первым президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым Успенского кафедрального собора Астаны, духовно-культурного и административного центра Митрополичьего округа имени равноапостольных Кирилла и Мефодия и музея новомучеников и исповедников Казахстанских. На первой странице обложки календаря изображен Вознесенский кафедральный собор Алма-Аты, полномасштабная реставрация которого завершилась к концу 2019 года. Третья страница обложки — фото храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусах в Москве. На четвертой странице обложки помещен Свято-Троицкий собор города Усть-Каменогорска, отмечающий в 2020 году 210 лет своего освящения.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Максим (Дмитриев), еп. Елецкий и Лебедянский. Фотография. 2016 г. (Дмитриев Василий Михайлович; род. 23.02.1961, Караганда), еп. Елецкий и Лебедянский. Из многодетной шахтерской семьи. Старший брат епископа Новороссийского и Геленджикского Феогноста (Дмитриева). В 1976 г. окончил среднюю школу, в 1979 г.- Карагандинское культпросветучилище. В том же году был призван в армию, где прослужил до 1981 г. В 1982 г. поступил в Московскую ДС, одновременно учился в Регентской школе при МДА. В 1986 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 2001 г. В 1988 г. был принят в братию Троице-Сергиевой лавры . 24 марта 1988 г. в Троицком соборе лавры принял монашеский постриг с именем в честь прп. Максима Грека. 19 мая 1988 г. рукоположен во диакона, 12 марта 1989 г.- во иерея. 6 окт. 1989 г. возведен в сан игумена и назначен инспектором возрожденной Тобольской ДС. В 1990 г. исполнял обязанности ректора семинарии. В 1997 г. был назначен благочинным Ишимского окр. Тобольской епархии. В 1999 г. назначен зав. регентским отделением при Тобольской ДС. Преподавал в Тобольской ДС церковное пение и был регентом 1-го семинарского хора. В июне 2001 г. удостоен в МДА ученой степени кандидата богословия за соч. «Опытное богопознание и его значение в богословии преподобного Макария Египетского». Решением Синода РПЦ от 26 дек. 2001 г. избран епископом Барнаульским и Алтайским. 30 дек. того же года возведен в сан архимандрита. Хиротонию 20 янв. 2002 г. в храме Христа Спасителя в Москве возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II . С февр. 2002 г. М. являлся ректором Барнаульского ДУ. При уч-ще была организована регентская школа. 19 июля 2006 г. Барнаульское ДУ было преобразовано в духовную семинарию, М. стал ее ректором (до июля 2013). В 2005 г. по благословению М. был создан Музей истории Православия на Алтае. 29 мая 2013 г. назначен епископом Елецким и Лебедянским. В новоучрежденной Елецкой и Лебедянской епархии ведется активная работа по восстановлению храмов: Вознесенского кафедрального собора и Успенской ц. в г. Ельце, Владимирского храма в с. Баловнёве Данковского р-на, ц. Рождества Христова в с. Шовском Лебедянского р-на, храма арх. Михаила в с. Стрелец Долгоруковского р-на и др. Идут переговоры о возвращении Церкви елецкого Троицкого муж. мон-ря. Также М. уделяет большое внимание развитию в епархии воскресных школ. Является руководителем епархиального архиерейского хора. С марта 2014 г. начато издание правосл. ж. «Епархиальный Благовест».

http://pravenc.ru/text/2561604.html

Фотография тогда в церковной среде не особенно поощрялась, но ей отец Севастиан разрешил снимать. Она говорила: «Сейчас я клацну!» или «сфотаю!» В 1966 году у меня намечалась важная командировка в Иерусалим. Нашу делегацию возглавлял митрополит Никодим. Поездка предполагалась очень ответственная: мы должны были решить множество вопросов относительно нашей Духовной миссии. Накануне отъезда, в первых числах апреля, я позвонил в Караганду о. Севастиану, попросил его молитв и благословения в дорогу. А он вдруг сказал, что ехать не надо. Я был ошеломлен. «Так надо, потом поймешь», — сказал он по телефону. В полной растерянности я думал: с одной стороны, нельзя не послушать благословения старца, но с другой, что мне сказать митрополиту Никодиму? Однако все решилось само собой. Перед самым отъездом, буквально накануне вечером у меня сделался сильнейший жар — температура поднялась до 40°. Было очевидно, что поехать я не смогу. Я позвонил Никодиму и сообщил о случившимся. Кажется, он был недоволен, что моя поездка не состоится. Тем не менее ничего сделать было нельзя. Архимандрит Севастьян и епископ Питирим Прошло несколько дней, и вдруг раздается звонок из Караганды — от о. Севастиана. Меня просили, чтобы я немедленно вылетел к нему. Как же я был удивлен: только что старец буквально запретил мне ехать в ответственную командировку, а тут вдруг: «Срочно вылетай». Но я послушался, тем более, что уже чувствовал себя гораздо лучше. 16 апреля, в субботу, я прилетел в Караганду и сразу же с аэродрома поехал к старцу. Выглядел он плохо, был очень слаб. Таким я, наверное, ни в какой болезни его не видел. Он просил меня постричь его в схиму. Сразу же начались приготовления, откладывать было нельзя. Слава Богу, все удалось успешно: несмотря на изнеможение и слабость о. Севастиан был в полной памяти и нам удалось совершить его пострижение. Я был около него буквально до последних часов его жизни. Той же ночью, после пострижения в схиму, ему стало очень плохо, он поисповедовался, причастился. Жаловался, что испытывает томление духа и тела. 19 апреля его не стало…

http://pravoslavie.ru/put/051207190435.h...

Он прогужевался у неё ночь и день, а на следующий вечер надел костюм её бывшего мужа и пошёл вместе с ней в клуб, в кино. Лагерные надзиратели, бывшие там, опознали его и тут же покрутили . Двое других, грузины, легкомысленно и самоуверенно пошли на станцию и поездом поехали в Караганду. Но от Джезказгана, кроме пастушьих троп и троп беглецов, нет никаких других путей ко внешнему миру, как именно на Караганду и именно поездом. И вдоль дороги этой — лагеря, а на каждой станции — оперпосты. Так, не доехав до Караганды, оба тоже были покручены. Трое остальных пошли на юго-запад — самой трудной дорогой. Здесь нет людей, но нет и воды. Пожилой украинец Прокопенко, бывший фронтовик, имевший карту, убедил их избрать этот путь и сказал, что воду он им найдёт. Товарищи его были — приблатнённый крымский татарин и плюгавый ссученный вор. Они прошли без воды и еды четверо суток. Не вынося дальше, татарин и вор сказали Прокопенко: “Решили мы тебя кончать”. Он не понял: “Как это, братцы? Хотите разойтись?” — “Нет, кончать тебя. Всем не дойти”. Прокопенко стал их умолять. Он распорол кепку, вынул оттуда фотографию жены с детьми, надеясь их растрогать. “Братцы! Братцы! Вместе же за свободой пошли! Я вас выведу! Скоро должен быть колодец! Обязательно будет вода! Потерпите! Пощадите!” Но они закололи его, надеясь напиться кровью. Перерезали ему вены, — а кровь не пошла, свернулась тут же!.. Тоже кадр. Двое в степи над третьим. Кровь не пошла… Поглядывая друг на друга волками, потому что теперь кто-то должен был лечь из них, они пошли дальше — туда, куда показывал им «батя» и через два часа нашли там колодец!.. А на другой день их заметили с самолёта и взяли. На допросе они это показали, стало известно в лагере, — и там решено было запороть их обоих за Прокопенко. Но их держали в отдельной камере и судить увезли в другое место. Хоть верь, что зависит от звёзд, под какими начался побег. Какой бывает тщательный далёкий расчёт, — но вот в роковую минуту погасает свет на зоне, и срывается взять грузовик.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Фотограф Павел Антонов: «Господи, потише! Это слишком интересное кино, где я – не режиссер» Татьяна Веселкина Он заставлял смеяться и политиков, и людей в духовном звании, а они смеяться заставляли его. Но это было до событий, во всем мире известных как 9/11. 11 сентября 2001 года, когда самолеты врезались в башни-близнецы в центре Нью-Йорка. А в 1988 году было землетрясение в Спитаке, полностью стершее с лица земли этот армянский город. Там Павел две недели работал спасателем. Он говорит, что после того, как разбирал завалы на «близнецах» и руководил трупной бригадой в Спитаке, улыбаться он разучился. «Чаще всего меня называют фотографом, – рассказывает фотохудожник из Нью-Йорка Павел Антонов. – Но я никогда не считал себя профессионалом, фотография для меня всегда была хобби. Когда в 1998 году я приехал в Америку, мне сказали: “Делай то, что у тебя лучше всего получается”. В то время у меня хорошо получалось фотографировать и ставить звук. Долго работал в США звукооператором, а фотографией занимаюсь по сей день». Фотохудожник Павел Антонов в Знаменском соборе РПЦЗ Дорога на Соловки – Павел, ваше самое яркое впечатление до приезда в Нью-Йорк? – Самое яркое впечатление – это когда мы в 1972 году переехали из голодного Поволжья в Казахстан, в Караганду. Мне тогда было 10 лет, и я помню, как все годы в Отрадном Куйбышевской области, куда маму распределили после техникума, я должен был вставать в 6 часов утра, чтобы, выстояв очередь, часам к девяти купить еды. Каждой семье давали небольшой участок земли, чтобы выжить, так что в основном мы жили тем, что выращивали сами. Таким было голодное Поволжье. Я никогда не считал себя профессионалом, фотография для меня всегда была хобби Когда мы приехали в Казахстан, то у меня случился культурный шок: люди были открытыми, добрыми и очень разными. Я узнал, что там живут представители 120 национальностей, а многоэтажные дома с лифтом казались мне чудом света. Город чистый, красивый, совсем не похож на Поволжье. Необычная природа, флора и фауна. Ящерицы и саранча на каждом шагу. Жаворонки, немыслимые горизонты и ссыльные со всего света – разных национальностей и традиций – на небольшом клочке земли в море степи. Учителя в средних школах – из столичных вузов. А Ботанический сад в несколько соток, посаженный заключенными, – настоящая сказка.

http://pravoslavie.ru/159430.html

Говорят, французская статистика показала, будто между 1й и 2й мировыми войнами самая низкая преступность среди национальных групп была у русских эмигрантов. Напротив, после второй мировой войны самая высокая, из национальных групп, преступность оказалась — у советских граждан, попавших во Францию. Очень не хватало Шостаковичу перед Одиннадцатой симфонией послушать эту песню здесь! Либо вовсе б он её не тронул, либо выразил бы её современный, а не умерший смысл. Я и дальше буду звать её БУР, как говорили у нас, по привычке ИТЛ, хотя здесь это не совсем верно, — это была именно лагерная тюрьма. Эта фотография сделана уже в ссылке, но и телогрейка, и номера — живые, лагерные, и приёмы — именно те. Весь Экибастуз я проходил с номером Щ232, в последние же месяцы приказали мне сменить на Щ262. Эти номера я и вывез тайно из Экибастуза, храню и сейчас. Дорошевич удивился на Сахалине, что арестанты снимают шапку перед начальником тюрьмы. А мы обязаны были снимать при встрече каждого рядового надзирателя. В Спасске в 1949 что-то однако хрустнуло. Бригадиров созвали к «штабу» и велели сложить дубинки. Предложено было впредь обходиться без них. Этот доктор Колесников был из числа «экспертов», незадолго до того подписавших лживые выводы Катынской комиссии (то есть что не мы убивали там польских офицеров). За это и посажен он был сюда справедливым Провидением. А за что властью? Чтоб не проболтался. Мавр дальше стал не нужен. По закону 1886 года работы, вредно действующие на здоровье, не разрешалось даже по выбору самих арестантов. Я предвижу волнение читателя и спешу его заверить: все эти Чечев, и Мишин, и Воробьев, и надзиратель Новгородов живут хорошо. Чечев — в Караганде, генерал в отставке. Никто из них не был судим и не будет. А за что их судить? Ведь они просто выполняли приказ. Нельзя же их сравнивать с нацистами, которые просто выполняли приказ. А если они делали что сверх приказа — так ведь от чистоты идеологии, с полной искренностью, просто по неведению, что Берия, “верный соратник великого Сталина”, — также и агент международного империализма.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010