Вечером 7 января в соборе была совершена Рождественская великая вечерня. По окончании богослужения все прихожане были приглашены на праздничное чаепитие. Рождественское богослужение в Успенском кафедральном соборе столицы Венгрии началось поздно вечером 6 января. Великое повечерие совершали настоятель Троицкого прихода в Будапеште иерей Димитрий Корнилов и настоятель Троицкого прихода в Дебрецене иерей Варнава Барнабаш в сослужении диаконов кафедрального собора Стефана Вайно-Элиаша и Святослава Булаха. Разделить молитвенную радость праздника пришло очень много людей, только на помазание елеем подошли более 250 человек. После помазания началась подготовка к Божественной литургии, которую совершал иерей Варнава, а исповедь принимал иерей Димитрий. Утром в соборе состоялась вторая праздничная Литургия, на которую пришли около 200 человек, в частности, было много детей. В конце богослужения было оглашено Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Затем настоятель прихода сказал проповедь и вручил ценные подарки к празднику особо активным членам общины. В ответном слове староста прихода Татьяна Касса от лица всех прихожан поздравила отца Димитрия Корнилова с пятилетием священнического служения, а также с назначением его настоятелем прихода указом правящего архиерея Венгерской епархии архиепископа Егорьевского Марка. Также Рождественские службы прошли в храме преподобного Сергия Радонежского в Будапеште и на православном приходе в Хевизе. В ночь с 6 на 7 января праздничные богослужения в Королевстве Таиланд были совершены в Свято-Николаевском храме г. Бангкока, во Всехсвятском и Покровском храмах г. Паттайи (провинция Чонбури), в Троицком храме на Пхукете, Вознесенском храме о. Самуи, а также в Королевстве Камбоджа — в г. Пномпене и в Сиануквиле. В Успенской мужской монашеской общине в Ратчабури братия совершала службу мирским чином из-за отсутствия священника, который смог приехать в монастырь лишь 8 января. Заметно многолюднее было за праздничными богослужениями в Паттайе и на Пхукете, где к постоянным прихожанам присоединились многочисленные туристы, отдыхающие на этих популярных таиландских курортах.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

И. добился увеличения вдвое (до 2 тыс. р.) штатной суммы, выделяемой на Владимирскую ДС, а также введения денежных премий за успешную учебу. С 1781 г. в семинарии действовал класс философии. В нояб. 1779 г. И. благословил зачислить в певчие Владимирского архиерейского дома сына священника с. Черкутина М. Васильева, 7-летнего Михаила, буд. выдающегося гос. деятеля М. М. Сперанского ; в 1780 г. он поступил во Владимирскую ДС. Распоряжением И. с 6 янв. 1772 г. во владимирском Успенском соборе в богослужении на праздник Рождества Христова должны были участвовать настоятели всех штатных обителей, а с 1776 г.- заштатных: вязниковского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы , Санаксарского мон-рей, Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы и Саровской пустыней, также протопопы арзамасского, вязниковского, муромского, починковского и темниковского соборов. Священнослужители, разговаривавшие во время богослужения, штрафовались. Клирики епархии не должны были появляться в общественных местах в лаптях и простонародной одежде. В июне 1771 г. И. под угрозой значительного штрафа запретил священнослужителям посещать питейные заведения. Д. И. Ростиславов по воспоминаниям своего деда, сельского священника, характеризует И. как властного, порой жестокого архиерея. По инициативе И. наказания плетьми провинившихся церковнослужителей стали делом обычным и проводились почти ежедневно в особой приемной архиерейского дома, называвшейся «подача». Вместе с тем Ростиславов отмечал честность и бессребничество архиерея. И. был погребен в Успенском кафедральном соборе Владимира. В XIX в. в соборе проводились реставрационные работы, к 2009 г. точное местонахождение захоронения И. неизвестно. Немногочисленные сочинения И., написанные простым, разговорным русским языком, напоминают знаменитые проповеди Псковского еп. Гедеона (Криновского) , старшего товарища, а потом, вероятно, и преподавателя И. в Казанской семинарии. Соч.: Слово при встрече имп. Екатерины II в Спасо-Преображенском мон-ре 26 мая 1767 г.//Духовная церемония, производившаяся во время всевожделеннейшего присутствия ея имп. величества вел. государыни премудрейшия монархини и попечительнейшия матери Екатерины Вторыя в Казани. СПб., 1769; Слова при открытии Владимирского наместничества. М., 1778; Слово, говоренное в Саровской пуст. при освящении великолепно вновь построенного храма августа 15 дня, 1778 г. М., 17802, 17863; [Письма настоятелям Саровской пуст.]// Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 18844.

http://pravenc.ru/text/293708.html

Сегодня даже те, кто не следует церковному уставу, с нетерпением ждут христианских праздников - Рождества , Пасхи, словно со стороны впитывая искреннюю радость и веру. Значение Рождества в нашей культуре более чем очевидно - даже летосчисление мир ведет от Рождест­ва Христова. " Почему именно 25 декабря, в том числе у нас, хотя и по старому стилю? - поясняет протоиерей Александр Сорокин . - Это не дата рождения Иисуса Хрис­та - мы веруем в его историчность, но при этом в Евангелии не найдем указания на день его рождения. Двадцать пятое декабря - это дата, начиная с которой увеличивается продолжительность светового дня " . По словам отца Александра, в этот день язычники поклонялись " солнцу тварному " , а верующие поклоняются " Солнцу Правды " . Праздничные рождественские службы в Северной столице 6 и 7 января пройдут во всех право­славных храмах города. Главное богослужение в Казанском кафедральном соборе возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . Оно начнется 6 января в 23:30. В 10.00 7 января состоится Божественная литургия - ее посещают те, кто не смог присутствовать в храме ночью. Так как в эти дни новогодние выходные еще продолжаются, появляется отличная возможность провести время с семьей. Общегородской рождественский праздник в этом году пройдет на Заячьем острове. Начало гуляний - 7 января в 11.00. И, конечно, каждый храм города постарался придумать к этому дню что-то особенное - как для малышей, так и для взрос­лых. Церкви организуют концерты духовной и народной музыки, детские и семейные встречи, чтобы дни Рож­дества действительно стали самыми светлыми и праздничными для каждой петербургской семьи. В одном из древнейших песнопений Церкви есть строка " Слава Тебе, показавшему нам свет " . Она звучит из храмов и из самого сердца каждого, кто увидел этот свет звезды и наполнил им жизнь. Как бы мы ни относились к Рождеству - как к мистической сказке или историческому факту, - оно наполняет смыслом жизни миллионов христиан. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий:

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Предстоящий 2013 год станет юбилейным для нашей епархии, отметил владыка. 6 февраля исполнится 70 лет со дня образования Курганской области, а 27–28 февраля состоятся торжества, посвященные 20-летию образования Курганской и Шадринской епархии. Центральным событием торжеств должно стать общецерковное прославление преподобного Далмата Исетского на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, который пройдет со 2 по 5 февраля 2013 в г.Москве. Уже учреждена епархиальная медаль в честь святого преподобного Далмата Исетского двух степеней. «Также милостью Божией должно состояться освящение нового здания Курганского епархиального управления на территории кафедрального собора святого благоверного князя Александра Невского», - сообщает архиепископ Константин. «Однако возрождаться и созидаться должны не только стены, но и человеческие души, особенно это касается нашей молодежи, - отмечает владыка. – Она в первую очередь становится жертвой информационной войны, ведущейся иродовыми слугами, которые две тысячи лет тому назад, пытаясь убить Младенца Христа, убили тысячи невинных детей. Мы должны всеми способами защитить и спасти наших детей, донести до них свет Рождества и истину Христову, в том числе и через преподавание " Основ православной культуры " ». «Поздравляю всех с Великим Праздником Рождества Христова и желаю, чтобы в наших сердцах горел огонь любви к Богу и ближнему; и чтобы мы, подобно Вифлеемским пастухам, невзирая на житейские заботы, запугивания " концом света " по языческому календарю майя, экономические и социальные потрясения, всегда стремились к Спасителю нашему Иисусу Христу! И пусть наши ежедневные труды во славу Божию и процветания Отечества, наши скромные, но чистые дары: " дело веры и труд любви и терпение упования " (1 Фес. 1:3) будут такими же угодными Христу, как золото, ладан и смирна, которые принесли волхвы с востока Спасителю нашему в Великий и Праздничный День Его Рождества! Христос рождается, славите! Христос с небес, встречайте!» - заключает свое Рождественское поздравление архиепископ Курганский и Шадринский Константин.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/09/ro...

Архиерей напомнил, что в духовно-культурном центре Митрополичьего округа имени митрополита Иосифа (Чернова) в Алма-Ате продолжает работу выставка «Храм — небо на земле», на которой представлены макеты известных соборов Православной Церкви Казахстана. В заключение пресс-конференции глава Казахстанского митрополичьего округа поблагодарил руководство информационного агентства «Интерфакс-Казахстан» и участников встречи и поздравил всех с наступающим праздником Воскресения Христова, пожелав здоровья, благополучия, мира и милости Божией. «Хотел бы напомнить — настоящее празднование Светлого Христова Воскресения невозможно представить без совершения дел любви по отношению к ближнему. Наш высокий нравственный долг — укрепляясь дарами Пасхи Христовой, быть опорой для тех, кому сейчас трудно, протягивать руку братской поддержки всякому человеку, неважно, верующий он или неверующий, праведный или грешный, трудиться ради преображения мира вокруг нас, наполняя его правдой, милосердием и красотой. В благодатные пасхальные дни мы будем возносить сугубые молитвы о родной земле Казахстанской, об укреплении братолюбия и согласия в нашей стране, о многонациональном народе Казахстана и о каждом человеке, кто живет и трудится на просторах Великой степи. В преддверии Святой Пасхи обращаюсь ко всем жителям Казахстана с пожеланиями встретить в радости Светлое Христово Воскресение. Пусть Господь в мире сохранит нашу страну — благословенный Казахстан, даст всем нам Свою помощь в трудах, благополучие и счастье», — заключил архиерей. Пасхальное богослужение пройдет во всех храмах страны в ночь с 15 на 16 апреля. В г. Алма-Ате праздничное богослужение в Вознесенском кафедральном соборе совершит митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Начало в 23.30. В столице Казахстана — Астане — праздничную службу по благословению митрополита Александра возглавит управляющий делами Казахстанского митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий . Начало в 23.30. 19 апреля в Караганде состоится крестный ход от Богородице-Рождественского монастыря в Михайловке (ул. Западная, 34), где жил и трудился преподобный старец Севастиан, к новопостроенному Троицкому собору (ул. Новая, 29). Начало в 8.45. В рамках празднования состоится освящение здания духовно-культурного центра при соборе и открытие выставки, посвященной святому Севастиану.

http://patriarchia.ru/db/text/6018830.ht...

Престолов в соборе три: главный – в честь Шуйской – Смоленской иконы Божией Матери и придельные: в честь Воскресения Господня и в честь Успения Божией Матери. Утварью, ризницею и св. иконами собор снабжен очень богато. Из св. икон особого внимания заслуживает чудотворная икона Шуйской - Смоленской иконы Божией Матери в сребропозлащенном окладе. К этой иконе две ризы: первая жемчужная, украшенная драгоценными камнями, при ней бриллиантовый фермуар и пять таковых же звезд, риза ценится в 40 000 руб. сер., устроена она усердием разных доброхотных дателей; вторая риза повседневная, сребропозлащенная, венцы на Спасителе и Божией Матери украшены крупным жемчугом и драгоценными камнями, цена этой ризы 2 150 руб. сер. Устроена усердием шуйского купца В.М. Киселева; фермуар к жемчужной ризе приложен г-жой Корниловой. Мерою чудотв. икона 1 арш. 9 верш. и 1 с четвертью ширины. Обращают на себя внимание и иконы: Рождества Христова в сребропозлащенной ризе с венцами, украшенными драгоценными камнями, и Федоровской Божией Матери в сребропозлащенных окладе и венцом, убрус и риза вынизаны настоящим жемчугом на фольге. Церкви принадлежат две каменные часовни, устроенные на городской площади, и каменная сторожка. Земли под домами священно-церковно-служителей 1905 кв. саж. Копии метрических книг с 1800 г., исповедные росписи с 1830 г.; опись церковного имущества составлена в 1896 г. и хранится в церкви. Причт: протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика. На содержание их получается: с процентного капитала 4365 руб. и от поручных доходов до 100 руб., а всего 4465 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. При соборе имеется церковно-приходская школа и помещается в доме, принадлежащем собору, открыта в 1889 г. В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г. Приходская деревянная церковь Воскресения, стоявшая на месте будущего собора, упоминается в 1629 году.

http://sobory.ru/article/?object=00143

20 сент. 1908 г. А. по собственному прошению был уволен на покой «по преклонности лет и слабости здоровья». Вскоре в связи с 50-летним служением в священном сане император пожаловал его знаками ордена св. кн. Александра Невского с бриллиантовыми украшениями. Местопребыванием А. был назначен Донской иконы Божией Матери московский мон-рь , но по прошению архиепископа, желавшего поселиться в Кишинёвской епархии рядом с родственниками, его направили в Гербовецкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь , где он скончался. Многолетнее служение А. было отмечено наградами: бронзовой медалью на Андреевской ленте в память Крымской войны 1853-1856 гг., орденом св. Анны 3-й, 2-й и 1-й ст. (1871, 1874, 1888), орденом св. кн. Владимира 4-й, 3-й и 2-й ст. (1877, 1883, 1894), серебряной медалью на Александровской ленте в память имп. Александра III (1896), орденом св. Александра Невского (1906), серебряной медалью в память имп. Николая I (1898). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 163 [Формулярные списки архиеп. Афанасия]; ГА Ростовской обл. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11561 [Формулярный список архиеп. Афанасия от 6 окт. 1908 г.]. Соч.: Речь, произнесенная 4 февр. 1895 г. перед открытием Донского очередного дворянского собрания//Донские ЕВ. Отд. неофиц. 1895. 4. С. 107-111; Слово, произнесенное в первый день св. Пасхи на вечерне в Новочеркасском кафедральном Вознесенском соборе. 1 апр. 1901 г.//Там же. 1901. 10/11. С. 207-213; Слово в день Рождества Христова, произнесенное в Новочеркасском Вознесенском соборе, 25 дек. 1901 г.//Там же. 1902. 1. С. 1-7; Слово в первый день Св. Пасхи//Там же. 10. С. 183-190; Речь при открытии Донского епархиального миссионерского съезда//Там же. 26. С. 559-573; Слово на светлый праздник св. Пасхи//Там же. 1906. 36. С. 1034-1041; Поучения перед выборами в Гос. Думу. 6 февр. 1907 г.//Там же. 1907. 5. С. 113-117; Поучения пред открытием церковно-учительской школы в г. Александровско-Грушевске//Там же. 28. С. 801-805. Лит.: К-в А. Высокопреосв. Афанасий, архиеп. Донской//Донские ЕВ. Отд. неофиц. 1903. 22. С. 553-563; 23. С. 585-593; 24. С. 617-623; Юбилейное торжество//Там же. С. 773-793; 30. С. 801-824; 31. С. 846-866; 32. С. 888-913; Высокопреосв. Афанасий, архиеп. Донской//Там же. 1908. 26. С. 681-692; Курдиновский В. Памяти архиеп. Афанасия, бывшего Донского//Кишинёвские ЕВ. Отд. неофиц. 1910. 37. С. 1294-1301.

http://pravenc.ru/text/76920.html

25 мая 1861 г. имп. Александр II Николаевич утвердил доклад Синода об учреждении Енисейской и Красноярской епархии, 1-м правящим архиереем к-рой был назначен Н., хиротонисанный 18 сент. того же года. 7 дек. 1861 г. он отслужил последнюю Божественную литургию и молебен в Никольском храме казанского Богородицкого монастыря и в сопровождении послушника Василия отправился к месту назначения. Поездка в Сибирь по зимнему пути отличалась невероятными трудностями, о к-рых епископ упоминал в своих записках. В дороге Н. «схватил жестокий ревматизм», мучивший его всю жизнь. 11 дек. Н. прибыл в Пермь, но, не желая беспокоить архиеп. Неофита (Соснина; 1868), к-рый, как отмечал новопоставленный епископ, «презирал» его, остановился в гостинице. В тот же день встреча архиереев все же состоялась, Н. присутствовал на экзамене в Пермской ДС, во время к-рого отметил крайнюю неорганизованность учебного процесса и «деспотизм» еп. Неофита. 13 дек. Н. прибыл в Екатеринбург, общался с еп. Варлаамом (Денисовым) . Чтобы встретить праздник Рождества Христова, 24 дек. остановился в одном из сельских приходов, у свящ. М. Алексеевича. «В 5 часов вечера, когда мы пили чай, приехал крестьянин из деревни за 15 верст, требуя исповедать и причастить больную старуху - его мать: мне было жаль священника. Поехал, бедный в черную ночь, в лютый мороз, по проселочной дороге, по голой необозримой степи. Проездил всю ночь, воротился - лишь к утрени»,- вспоминал епископ. 30 дек. Н. прибыл в Томск, служил всенощное бдение, а 31 дек. 1861 г. и 1 янв. 1862 г.- Божественную литургию с еп. Порфирием (Соколовским) . 2 янв. 1862 г. на станции Подъельничной Н. встречал благочинный красноярских церквей, авторитетный прот. В. Д. Касьянов, вскоре ставший его духовным отцом. 4 янв. в дер. Зерцалы, близ Ачинска, Н. поклонился месту подвигов св. прав. Даниила Ачинского и встретился с паствой на границе вверенной ему епархии, 5 янв. прибыл в Красноярск, совершил краткую литию и молебен в кафедральном Богородице-Рождественском соборе. 7 янв. того же года после богослужения в «старом» Воскресенском соборе произнес первую проповедь на Красноярской кафедре, вскоре напечатанную (300 экз.).

http://pravenc.ru/text/2565588.html

В 1954 г. на заседании совета Московской архиепископии диак. Никиту избрали кандидатом во епископы, хиротония состоялась спустя неск. лет. 19 февр. 1961 г. занимавший Кишинёвско-Одесскую, Черновицкую и Измаильскую кафедру еп. Иосиф (Моржаков) был избран архиепископом Московским и всея Руси. 5 окт. 1961 г. совершился монашеский постриг диак. Никиты Латышева. 8 окт. в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище в Москве архиеп. Иосиф (Моржаков), епископы Иринарх (Вологжанин) и Александр (Чунин) совершили рукоположение Н. во епископа Кишинёвского. В 1962 г. решением совета архиепископии Н. был утвержден заместителем Московского архиепископа. Находившиеся в ведении Кишинёвского епископа приходы в Одесской и Черновицкой областях (на территории Украины) перешли под управление Киевского и Винницкого еп. Иринарха. В 1970 г., после смерти архиеп. Иосифа (Моржакова), Н. принял на себя обязанности местоблюстителя Московской кафедры, 22 окт. 1971 г. был избран архиепископом Московским и всея Руси, интронизация состоялась 24 окт. того же года в Покровском соборе на Рогожском кладбище. Н. сохранил за собой управление Кишинёвской епархией. Деятельность Н. в качестве главы РПСЦ мало отличалась от линии, проводившейся его предшественниками. Н. участвовал в проводимых СССР кампаниях по борьбе за мир, из личных средств пожертвовал в разное время в Советский фонд мира 23 тыс. р. 23 февр. 1983 г. был награжден почетной медалью Советского фонда мира (вместе с секретарем архиепископии прот. Александром Берестневым). Проповеди, обращения к пастве, поучения Н., архипастырские поздравления с Рождеством Христовым и Пасхой в 1972-1986 гг. регулярно публиковались в «Старообрядческом церковном календаре РПСЦ». Со 2-й пол. 70-х гг. Н. постоянно жил в Ст. Добрудже. С нач. 1979 г. его наместником в Москве фактически являлся Донской и Кавказский еп. Анастасий (Кононов) . Деятельное участие в устроении жизни белокриницкого согласия в 1-й пол. 80-х гг. принимал секретарь еп. Анастасия прот. Евгений Бобков , осуществлявший связь белокриницких приходов с Н. Чин архиерейского погребения Н. в Ст. Добрудже совершили епископы Анастасий и Алимпий (Гусев) в сослужении многочисленного духовенства. (Еп. Алимпий был рукоположен по благословению Н. 5 янв. 1986, это был первый случай, когда вопрос о хиротонии старообрядческого епископа не согласовывался с Советом по делам религий.)

http://pravenc.ru/text/2565590.html

В дар общине новоосвященного собора Святейший Владыка преподнес икону святителя Николая Мирликийского, для храмов епархии Предстоятель передал 24 напрестольных Евангелия.  Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к трудам по строительству Спасского кафедрального собора г. Пензы были удостоены:  «Еще раз всех с праздником — особым событием в жизни Пензы и особым событием в жизни всей нашей Церкви! Храни вас Господь!», — сказал в завершение Святейший Патриарх Кириллл.  Всем участникам богослужения священнослужители раздали иконки Христа Спасителя с Патриаршим благословением. Первое здание Спасской соборной церкви было построено одновременно с крепостью Пенза в 1663 году. В 1700 году оно обветшало, и вместо него было построено новое, также деревянное. В 1718 году оно сгорело, и было заменено третьим, теперь уже каменным зданием. В 1789-1824 годах вместо него построили в стиле классицизма монументальный пятикупольный храм с колокольней, ставший одним из символов дореволюционной Пензы. В Спасском соборе хранились главные городские святыни, храм посещали все монархи, бывавшие в губернском городе. В 1923 году собор был закрыт, в 1934 году — взорван. В 1998 году в ходе раскопок на месте храма были обретены останки пяти пензенских архиереев, в том числе святителя Иннокентия Пензенского. В 1999 году на месте собора Святейший Патриарх Алексий II заложил часовню Всемилостивого Спаса. В ноябре 2010 года начались работы по возведению колокольни Спасского собора, в августе 2011 года — по строительству четверика. Проект восстановления собора был разработан сотрудниками института «Пензгражданпроект» (главный архитектор — Олег Херувимов). В августе 2012 года на колокольню были подняты шпиль и крест, в августе-декабре 2014 года установлены пять куполов. С этого времени начались работы по внешней и внутренней отделке. Первая литургия в восстановленном Спасском кафедральном соборе была совершена на Рождество Христово 7 января 2021 года. С августа 2021 года богослужения в храме совершаются регулярно. 17 октября 2021 года в собор были перенесены мощи святителя Иннокентия Пензенского.

http://patriarchia.ru/db/text/5937969.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010