381-383, статья журналиста Б. Шалфеева «50-летие рижского Кафедрального собора»). " ...Собор принадлежит к числу грандиозных построек Риги. Согласно официальному описанию он, взятый вместе с колокольней, имеет в длину 31 сажень, в ширину с крыльями 20 саженей 24 аршина, а в высоту до карниза 8 саженей, а до креста 20 саженей... " По высоте колокольни собор нельзя причислить к самым большим зданиям города. Своей 140 футовой громадой он превосходит, например, Пороховую башню (84 фута), звонницу Гребенщиковской старообрядческой молельни (112 футов), но далеко отстаёт от великолепной Петровской башни, возносящейся к небу на 440 футов... " В недостроенном ещё соборе был в апреле 1882 года воспроизведён знаменитый опыт с маятником французского астронома Фуко, доказывающий факт вращения земли вокруг своей оси... 24 апреля 1884 г. состоялась передача новопостроенного собора от строителей в духовное ведомство Рижской епархии. 28 октября 1884 г. (ст. ст.) было совершено торжественное освящение Кафедрального собора. На торжества прибыл митрополит Киевский и Галицкий Платон (в 1848-1867 гг. - архиепископ Рижский), Рижский епископ Донат, викарий Литовской епархии епископ Ковенский Сергий, а также обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев. В клировых ведомостях Рижской епархии за 1910 г. читаем: " ...Собор построен с высочайшего соизволения Государя Императора Александра 2-го. По ходатайству бывшего генерал-губернатора Прибалтийского края князя Багратиона перед Министерством Внутренних Дел, в конце декабря 1875 г. Высочайше отпущены были средства из Государственного Казначейства на сооружение нового собора в г. Риге. Постройка храма продолжалась около 8 лет. Заложенный 3 июня 1876 г. новый кафедральный собор был торжественно освящён 28 октября 1884 г. во имя Рождества Христа Спасителя. Кроме Рижского Преосвященного Доната, в освящении собора участвовали: Высокопреосвященный митрополит Киевский Платон и преосвященный Сергий - епископ Ковенский, ныне Владимирский. Собор построен в нововизантийском стиле и представляет величественное (вмещающее до 2700 человек) и красивое здание.

http://sobory.ru/article/?object=06263

В 2007 г. вышел 1-й номер ежемесячного епархиального органа «Православная газета - Курган», где освещаются события в жизни РПЦ и совр. К. м. С дек. 2009 г. в Кургане начал выходить ж. «Русское поле Зауралья». 11 авг. 2008 г., после кончины еп. Михаила, указом патриарха Алексия II временно управляющим Курганской и Шадринской епархией был назначен еп. Магнитогорский Феофилакт (Курьянов), викарий Челябинской и Златоустовской епархии. 6 окт. 2008 г. управляющим Курганской и Шадринской епархией был назначен архиеп. Тихвинский Константин (Горянов) . По инициативе архиеп. Константина в епархии стали проходить Православная выставка-ярмарка «Добрый свет Рождества», Пасхальный фестиваль клиросных хоров и ансамблей, общеепархиальная исповедь, Дни правосл. книги и т. д. В 2009 г. в Курган была доставлена частица мощей св. Александра Невского из Александро-Невской в честь Св. Троицы лавры . Ко дню памяти св. благоверного князя (12 сент.) стали проводиться церковно-светские торжества «Александровские дни», в к-рых принимают участие военнослужащие, кадеты и курсанты, патриотические орг-ции, руководители области. Учреждены 12 стипендий св. Александра Невского для молодежи. В 2012 г. были принесены частицы мощей благоверных кн. и кнг. Петра (Давида) Георгиевича и Февронии (Евфросинии) , которые находятся в приделе святых Петра и Февронии Богоявленского храма в Кургане. 4 февр. 2013 г. на Архиерейском Соборе РПЦ состоялось общецерковное прославление прп. Далмата Исетского. Ранее, в 2012 г., учреждена епархиальная медаль во имя этого святого. В 2010 г. устроен крестильный храм с баптистерием во имя св. равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича в крипте кафедрального собора в Кургане. За 2012-2013 гг. в городе было построено и освящено 3 храма: каменный храм в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери «Торжество Пресв. Богородицы» (1-й каменный храм в Кургане за последние 110 лет), каменный во имя св. целителя Пантелеимона и деревянный во имя прп. Серафима Саровского. 5 янв. 2012 г. архиеп. Константин совершил освящение большого каменного храма в честь Рождества Христова в с. Частоозерье. На территории Александро-Невского кафедрального собора к 20-летнему юбилею образования Курганской и Шадринской епархии построено новое 2-этажное здание ЕУ. В кон. 2014 г. было завершено строительство 4-престольного Богоявленского собора в Кургане, построена епархиальная резиденция.

http://pravenc.ru/text/2462281.html

20 февраля Заседание Патриаршего совета по культуре в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя г. Москвы 23 февраля Неделя мясопустная, о Страшном Суде . Освящение храма Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы. Литургия в новоосвященном храме День защитника Отечества . Возложение венка к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду у стен Московского Кремля 25 февраля Начало визита в Иорданское Хашимитское Королевство для участия в собрании Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей 26 февраля Участие во встрече Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей в Аммане 27 февраля Завершение визита в Иорданское Хашимитское Королевство 28 февраля Объединенное заседание Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета в Малахитовом зале гостиничного комплекса «Даниловский» в Москве Заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви в зале Высшего Церковного Совета Храма Христа Спасителя г. Москвы МАРТ 1 марта Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), день памяти великомученика Феодора Тирона и священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца . Литургия в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Вечерня с чином прощения в Храме Христа Спасителя г. Москвы ВЕЛИКИЙ ПОСТ 2 марта Понедельник первой седмицы Великого поста . Участие в уставном богослужении в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя г. Москвы 3 марта Вторник первой седмицы Великого поста . Участие в уставном богослужении в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 4 марта Среда первой седмицы Великого поста . Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя г. Москвы Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы

http://sedmitza.ru/patriarch/2020-12-31/...

В 1926–1931 годах архиепископ Иоанн избирался депутатом латвийского Сейма, где активно защищал интересы Православной Церкви. В 1926 году архипастырь добился принятия закона о юридическом положении Православной Церкви в Латвии, согласно которому Церкви и ее учреждениям принадлежали права юридических лиц, гарантировались имущественные права, разрешалось создание религиозных школ, учреждение православных обществ и союзов, а решения духовной власти в канонических делах не подлежали обжалованию в светских учреждениях. 1 декабря 1926 года вновь открылась Рижская духовная семинария. С 1921 по 1930 год было построено и освящено десять новых православных храмов, четыре новых храма находились в стадии построения, а нескольким приходам были выданы разрешения на строительство храмов. Благолепием некоторые церкви превзошли свое довоенное состояние. Кроме того, владыка решительно выступал в защиту интересов русского населения Латвии. При его участии были приняты законы, регламентирующие открытие русских учебных заведений. Основные русские школы и гимназии стали получать пособия из фонда культуры. Увеличилось количество русских учебных заведений, открылись народные библиотеки, улучшилось дошкольное образование. Архиепископ Иоанн мужественно противостоял всем невзгодам. Однако здоровье было подорвано, и он вынужден переехать на архиерейскую дачу у Кишозера, где жил без охраны. Свободное время владыка проводил в молитве, трудился в саду, занимался столярным трудом. В ночь с 11 на 12 октября 1934 года архиепископ Иоанн принял мученическую смерть (убийцы пытали его, смертельно ранили выстрелом, а затем сожгли дом и тело). Часовня на Покровском кладбище города Риги, где покоились останки владыки, стала местом паломничества православных. В 2001 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви архиепископ Иоанн прославлен к общецерковному почитанию в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В сентябре того же года на очередном Соборе Латвийской Православной Церкви принято Определение о канонизации священномученика Иоанна. Спустя месяц в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова были совершены Литургия и чин канонизации в присутствии Президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги. Архиепископ Иоанн причислен к лику святых также Русской Православной Церковью за границей и Сербской Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/h...

Святые мощи святителя Петра, архиепископа Воронежского, священномученика доступны для поклонения в кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы г. Воронеж. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского, перенесены из Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря в Алексиево-Акатов женский монастырь города Воронежа. Мощи (за исключением честной главы, которая, по резолюции Его Святейшества остается на Соловках) были доставлены вечером 9 августа 2009 года в Воронеж официальной делегацией во главе с митрополитом Сергием. По случаю официального открытия БЛАГОВЕЩЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА 5 декабря 2009 года состоялся крестный ход - перенесли святые мощи трех святителей, в том числе и мощи священномученика ПЕТРА, архиепископа ВОРОНЕЖСКОГО, после которого в новом храме состоялось праздничное ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. Своей воронежской пастве из Соловецкого лагеря архиепископ писал: “Главное – Спасение душевное” Поздравляю вас, любезная о Господе А. Л., с наступающими праздниками Рождества Христова, Обрезания и Крещения Господня. Молитвенно желаю вам от Господа всяких милостей и спасения душевного — последнее самое главное: будет оно, будет и все остальное, только сумейте полюбить Христа, сумейте Им единым дышать, жить, о Нем лишь думать, к Нему стремиться, о Нем беседовать, Его слова в Евангелии читать, заучивать и воплощать в жизни. Сумейте полюбить Христа, и всем около вас будет тепло, покойно и не тесно. Помолитесь, чтобы и меня Господь научил этой единственно нужной науке. Будьте здоровы, мирны и благополучны, и да хранит вас всех Матерь Божия и святые святители наши. Мир всем и Божие благословение. Грешный архиепископ Петр Частица мощей ап. Андрея Первозванного доступна для поклонения в Кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы г. Воронеж. После Воскресения Христова и сошествия на них Св. Духа апостолы становятся во главе христианской церкви. Жизнь и деяния «апостолов от двенадцати», частично изложены в Евангелии и книге «Деяния святых апостолов», которые входят в состав Новозаветного канона. Каждому из апостолов в календарях христианских церквей установлены отдельные дни памяти. Православная церковь также совершает соборую память двенадцати апостолов (30 июня по юлианскому календарю). Апостол Пётр и апостол Павел, как внесшие наибольший вклад в становление христианства (по первенству порядка и трудов), в православной традиции именуются первоверховными. В мощевике так же вложена частица от шипа тернового венца Христа Спасителя.

http://elitsy.ru/holy/temple/10699/

40-й день после кончины Святейшего Патриарха Алексия II совпал с Отданием праздника Рождества Христова, поэтому в вечернем богослужении молитвы об упокоении души Первосвятителя сочетались с торжественными Рождественскими песнопениями. По завершении парастаса митрополит Кирилл в сослужении сонма иерархов и священнослужителей совершил заупокойную литию у надгробия над местом захоронения Святейшего Патриарха Алексия II в Благовещенском приделе. 13 января, в 40-й день после кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в храмах Русской Православной Церкви прошли заупокойные богослужения. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, где погребен Предстоятель. Владыке сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, Воронежский и Борисоглебский Сергий, архиепископы Можайский Григорий, Костромской и Галичский Александр, Истринский Арсений, Тобольский и Тюменский Димитрий, Владимирский и Суздальский Евлогий, Верейский Евгений, Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Ставропольский и Владикавказский Феофан, епископы Красногорский Савва, Видновский Тихон, Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф, Венский и Австрийский Иларион, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк, Даугавпилсский Александр, Серпуховской Роман, Орловский и Ливенский Иероним, Петергофский Маркелл, Гатчинский Амвросий, Шатурский Никодим, епископы Аркадий (Афонин), Серафим (Зализницкий), Никон (Миронов). В алтаре молились представители Антиохийской и Александрийской Православных Церквей при Московском Патриаршем Престоле епископы Филиппопольский Нифон и Киринский Афанасий. В соборе присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, мэр Москвы Ю.М. Лужков, другие представители российской власти.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_mes...

— Мы обычно участвуем в богослужениях в основном в соборе, но бывают и выезды на приглашение в других храмов и монастырей как Мукачевской епархии, так и Хустской (в Закарпатской области две епархии), а также других областей страны. Наш владыка Феодор, архиепископ Мукачевский и Ужгородский, еще будучи архимандритом и духовником Мукачевского Свято-Николаевского женского монастыря, ежегодно приглашал наш хор на праздник Успения Божией Матери, и наше присутствие должно было быть обязательным. С тех пор он полюбил наш хор, как любит и теперь. Очень хорошо, что мы все имеем такого владыку. Он поддерживает проведение Рождественских концертов, участие в котором принимают и молодежь, дети. В свое время мы с коллективом имели поездки и заграницу, в частности посещали Венгрию, Словакию, Польшу, Германию, Францию. Нам выпала честь представлять Украину в Польше на всемирном фестивале православной церковной музыки. Тогда на сцене выступали известные митрополичьи хоры из России, Молдовы и нам удалось стать лауреатами лучшей духовной музыки и исполнения. Ну, и ежегодно, хор участвует в Рождественском епархиальном концерте. — Кстати, чем планируете порадовать посетителей нынешнего Рождественского концерта, который состоится 10 января? — Мы каждый год готовим для выступления что-то новое. Теперь попробуем выполнить концерт композитора Михаила Строкина «Радуются все Ангелы». По продолжительности он не длинный, не более пяти минут, но малоизвестный общественности. Также будем его выполнять на всенощном богослужении в соборе. Ну, и, конечно, для аудитории представим интересные колядки. — На официальном сайте кафедрального собора для ознакомления представлены аудиозаписи колядок, которые выполняет ваш хор … — Там в основном предоставлены закарпатские колядки, песня Рождественского канона, в Карпато-русском напеве «Христос рождается» и др. В то же время есть колядки, компонированные известными композиторы, такие как С. Мартон, С.Людкевич. Песнопения в их обработке близкие к нашему восприятию и хорошо слушаются. Представлен также нотный материал, который не всегда можно найти. Все для удобства тех, кто хочет узнать и изучить наши закарпатские колядки.

http://pravoslavie.ru/89421.html

На протяжении всей своей истории памятник многократно горел и восстанавливался. В 1753 г. к западному фасаду пристроен большой двухэтажный портик, сделан фронтон, часть древних окон заложена, другие розтесаны, прорублены новые. В середине XVIII ст. с южной стороны апсиды пристроены двухэтажные кельи. Во вторую половину XVIII в. проводились дальнейшие перестройки собора. Памятник долго пребывал в запустении, использовался как " казенный магазин " (склад) и постепенно разрушался. В XIX в. происходили многочисленные ремонты - 1803, 1804, 1808, 1818, 1819 г. Однако в 1829 г. храм совсем превращается в руины - обвалились остатки сводов и купол. В 1896 г. профессор А.В. Прахов проводит археологические исследования остатков собора. Храм измерен, зарисованы фасады, разрезы, вскрытые фрески. В 1896 г. принят проект реставрации сооружения (архитектор Г.И. Котов). В 1896-1900 г. собор восстанавливают в формах XII в. Дом с колокольней, 1494 г. Каменный, построен на месте деревянного. Реставрирован в 1969-1971 г. Стены с воротами, XVII в. Комплекс окружен кирпичными стенами. Главный вход - массивные двухъярусные ворота. Второй вход - небольшая калитка с северо-запада. " Того же лета князь Мстислав Изяславичъ подписа святую церковь в Володимери Волынском и украси ю дивно святыми и драгими иконами, и книгами, и вещами многими чюдными, и священными сосуды златыми и сребряными з бисером, и с камением драгим " , - таково древнейшее документальное свидетельство об Успенском соборе Владимира-Волынского, отложившееся в Никоновской летописи, памятнике книжности XVI столетия, под 6668 годом от сотворения мира. 6668 год, а именно так было принято вести счёт лет в средневековой Руси, соответствует 1160 году от Рождества Христова. Из летописной записи прямо не следует, что речь идёт об Успенском соборе, однако никто из историков, искусствоведов или архитекторов не сомневается - древний книжник имел в виду именно этот храм, главный храм Владимира-Волынского. Многолетние исследования архитектурной жемчужины, начавшиеся ещё в XIX веке, со всей очевидностью доказали: собор относится не только к домонгольскому времени, но и вполне соответствует строительным формам и традициям середины XII столетия. Натурные исследования, ко всему прочему, подтверждаются известием Ипатьевской летописи о смерти князя-храмоздателя Мстислава Изяславича 19 августа 1170 года и его погребении " с честью великою... в Святей Богородици, в епископьи, юже бе сам созда в Володимери " . Судя по контексту летописного свидетельства, помещённого под 6668 годом, к этому времени храм уже существовал, а его роспись и обустройство завершили историю строительства.

http://sobory.ru/article/?object=08955

Открывая детский праздник, митрополит Кирилл поздравил всех с Рождеством Христовым и пожелал счастья, здоровья и благополучия. Он также подчеркнул, что главной ценностью в жизни христианина является любовь, которая начинается с человеческого общения, с дружбы. 11 января Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил богослужение в Троицком соборе московского Данилова монастыря. За Божественной литургией митрополиту Кириллу сослужили епископ Никон (Миронов), епископ Венский и Австрийский Иларион, епископ Егорьевский Марк, протоиерей Всеволод Чаплин, наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) с братией, сотрудники ОВЦС МП в священном сане. По окончании Божественной литургии была совершена лития по почившему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. От имени сотрудников Отдела внешних церковных связей епископ Егорьевский Марк поздравил Патриаршего Местоблюстителя с праздником Рождества Христова. «Господь забрал от нас Святейшего Патриарха Алексия, и Вам Священный Синод вверил ответственность за судьбу Церкви. Мы видим, с какой ревностию Вы восприняли служение почившего Патриарха. Вы не щадите себя, жертвенно относитесь к Церкви и стараетесь прилагать все усилия для того, чтобы подготовить и провести Архиерейский Собор и Поместный Собор Русской Православной Церкви, который должен избрать Святейшего Патриарха Московского и всея Руси», – сказал, в частности, епископ Марк, пожелав митрополиту Кириллу «многой милости Божией с тем, чтобы достойно прошел Собор, чтобы архипастыри, пастыри, монашествующие и миряне, умудренные благодатью Святого Духа, избрали нового Предстоятеля, который стал бы благословением для нашей Церкви». Затем со словами приветствия к Патриаршему Местоблюстителю обратился наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), преподнесший в дар митрополиту Кириллу образ Христа Спасителя. 12 января, в канун 40-го дня после кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Великую панихиду (парастас) в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, где погребен почивший Предстоятель Русской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_mes...

С сайта Татарстанской митрополии РПЦ Собор сооружён в 1562 известным псковским архитектором Постником Яковлевым, создателем Собора Василия Блаженного в Москве. Каменный собор был сооружён на месте деревянной церкви, заложенной самим царем и построенной за три дня 4-6 октября 1552, сразу после взятия города. 28 июля 1555 храм стал кафедральным собором новообразованной Казанской епархии, первым предстоятелем которой стал святой Гурий. Собор представляет собой пятиглавый трехапсидный храм с двумя боковыми приделами — Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев. В XVII в. с северной стороны был пристроен каменный храм во имя Рождества Христова, соединявшийся с собором неотапливающимся коридором. В 1736 к западной части собора была пристроена кирпичная одноэтажная трапезная с крыльцом, а шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными. В конце XVI — начале XVII века была сооружена каменная пятиярусная колокольня, затем многократно перестраиваемая. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой колокол Казани. Его вес составлял 1500 пудов (около 24570 кг). К сожалению этот уникальный памятник снесли в советский период. Первоначально собор был расписан фресками: три фрагмента сохранилось в храме и два в алтарной части. В XIX в. собор был расписан известным иконописцем Сафоновым. Фрески сводов в трапезной части храма рассказывают об истории обретения иконы Казанской Божьей матери. В алтарной же части одна из сохранившившихся фресок XVII века изображает икону Казанской Божьей матери, которая писалась с явленной иконы. Собор сильно пострадал во время пожара в 1815. В 1892 ключарём, а позже и настоятелем храма стал протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков, выпускник Казанской духовной академии, оставивший подробное описание собора. В сентябре 1918, во время боёв за Казань с «белочехами», собор подвергся артиллерийскому обстрелу со стороны частей РККА, в результате чего были разрушены все 5 куполов. С сентября 1918 по май 1919 собор был закрыт и опечатан, а кремль объявлен военным городком; было дозволено вынести из собора несколько чтимых икон, и раку с мощами архиепископа Гурия, Казанского чудотворца. С 7 апреля 1920 по 1925 в соборе проводились службы, после чего он был закрыт и передан в ведение Республиканского Государственного архива, который находился в соборе вплоть до 1996. Во время реставрационных работ под собором была найдена келья святого Гурия - первого архипастыря Казани. В настоящее время келья отреставрирована. Благовещенский собор представляет собой одновременно и некрополь, поскольку здесь с XVI в. до революции 1917 г. нашли упокоение многие из Казанских архиепископов. К сожалению не все захоронения сохранились до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=02525

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010