В ней как бы сосредоточена вся история рода человеческого — с его вдохновениями, необычайными прорывами, с его жертвенностью, ибо храм сей был памятником мужественного, жертвенного служения Отечеству народа нашего в грозное время Отечественной войны 1812 года. Но он явился также памятником злобы, цинизма, пошлости, давления злых человеческих идей, которые порабощали сознание так, что люди теряли свободу, причем не по принуждению, а добровольно отдавая себя в руки лжеучителей. Наверное, никто из читавших историю Казанского собора не может без слез и внутреннего содрогания вспоминать историю ограбления этого собора в 1922 году, когда на глазах священников с величественного иконостаса, построенного в память о победе нашего народа, украшенного нашим русским серебром, срывались серебряные пластины, когда выламывались иконы и все осквернялось — якобы во имя человеческого счастья. Затем оскверненный собор был отдан в руки раскольников, которые присягнули на верность разграбившим этот собор. Гонители надеялись через раскольников расправиться с Русской Церковью, направить ее по ложному пути, но народ, даже утратив способность к сопротивлению, в глубине души своей не принял ни этого раскола, ни богоборчества. Наконец, словно символизируя полную победу над Христом и Церковью, здесь, в сердце нашей северной столицы, в ее главном храме, был создан атеистический музей. Казалось бы, все точки в истории были расставлены — нет никакого будущего у Церкви, нет никакого будущего у цивилизации любви, открытой словом Христа Спасителя. Но неслучайны слова, сказанные Господом: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ю» (Мф. 16:18). И ныне в величественном кафедральном соборе Санкт-Петербурга, при множестве народа, при участии властей мы прославляем дивное событие — 200-летие освящения этого замечательного храма, вспоминаем имя Пресвятой Богородицы и возносим горячие молитвы пред Ее чудотворным образом о стране нашей, о Санкт-Петербурге — северной столице, о народе нашем и о Церкви нашей.

http://patriarchia.ru/db/text/1628435.ht...

В тот же день Предстоятель Русской Православной Церкви посетил город Тутаев. В Воскресенском соборе Святейший Патриарх Кирилл поклонился святыням храма и обратился к многочисленным детям, собравшимся в соборе. Подчеркнув, что Церковь возлагает особую надежду на молодежь, Патриарх Кирилл пожелал им вырасти добрыми христианами и воспитывать в православной вере уже своих детей. В память о посещении города и собора Предстоятель передал собору икону святого исповедника Марка Эфесского. Святейший Патриарх наградил настоятеля собора архимандрита Сильвестра (Лукашенко) орденом святого равноапостольного князя Владимира (III cmenehu). Из Тутаева Патриарх Кирилл направился в Свято-Введенский Толгский женский монастырь. В Крестовоздвиженском храме обители Предстоятель Русской Церкви поклонился чудотворной Толгской иконе Пресвятой Богородицы и другим святыням. Патриарх Кирилл также посетил храм Рождества Христова в селе Давыдово, где в 50-е годы служил митрополит Никодим (Ротов). В дар храму Святейший Патриарх передал Казанскую икону Пресвятой Богородицы с памятной надписью. Вечером того же дня, в канун праздника обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского и перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню в Свято-Введенском Толгском женском монастыре. 12 сентября, в день обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского и день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, Святейший Патриарх прибыл в Ярославль. После осмотра нового памятника, посвященного 1000-летию города, Патриарх Кирилл проследовал к Свято-Успенскому кафедральному собору. На звоннице, установленной рядом с собором, Предстоятель освятил колокола, в том числе главный колокол ансамбля «Ярослав Мудрый», а затем совершил чин великого освящения собора и возглавил первую Божественную литургию в возрожденном храме. Святейший Патриарх Кирилл наградил губернатора Ярославской области С.А. Вахрукова орденом святого благоверного князя Даниила Московского (II степени). Высокие награды из рук Предстоятеля Русской Православной Церкви получили также другие представители власти и благотворители.

http://e-vestnik.ru/news/439pervosvyatit...

Важным событием стало решение о создании Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции при Покровском храме. Уже несколько человек священников прошло богослужебную подготовку в нашем храме, действуют кружки по изучению знаменного пения. У нас есть постоянно проходящие мероприятия. Например, каждый год заседает секция " Рождественских чтений " , посвященная старому обряду. У нас обычно кроме этого ежегодно проходят одна или две конференции, посвященные событиям в единоверии. Стала активизироваться не только приходская, но и межприходская богослужебная жизнь. Объединяются силы нескольких приходов и совершаться совместные паломничества к святыням, службы. Скажем, примерно раз в год мы служим в Храме Христа Спасителя, служим Иверской и у Смоленской икон Божией Матери в Новодевичьем монастыре. В ноябре 2012 года, по благословению митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона совершались богослужения древним чином в Успенском кафедральном соборе Ярославля и в Воскресенском соборе Тутаева. В Ярославле учащиеся местной духовной семинарии практически в полном составе причащались за Литургией Святых Христовых Таин, а в Тутаеве службу возглавил епископ Рыбинский и Угличский Вениамин. – Кто, как правило, приходит в единоверие? – Единоверие нацелено на " продвинутого " человека. В основном, прихожане – это молодые люди с хорошим образованием. Правда, есть важный нюанс. Глубоко воцерковленный интеллигент обычно ходит в какой-то конкретный храм нового обряда, у него уже есть община и духовный отец, к которым он прирос. Поэтому к единоверию приходят скорее молодые люди, которые ищут веру, много читали и знают веру больше в теории, чем те, кто давно живет активной приходской жизнью. Чаще всего это люди с желанием аскетического подвига, молитвенного настроя и с острым чувством красоты богослужения. Почему вообще люди тянутся к древним иконам, к древнему пению? Видимо, это соответствует какому-то их направлению, они чувствуют в этом глубинную природу молитвенности Православия. Мы и архитектуру древнюю больше сейчас чтим, и какие-то образцы богослужебной утвари. Кроме того со временем становится меньше предубеждений. Старый обряд долгое время был некоей табуированной темой внутри Церкви, а сегодня нет.

http://religare.ru/2_99010.html

Н. участвовал в обновленческом т. н. «Втором Поместном Соборе» в Москве в апр.-мае 1923 г. 21 июня того же года назначен временно управляющим обновленческой Уральской епархией, в связи с чем его титул был изменен на «епископ Троицкий». По одним сведениям, переехал в г. Уральск, где его кафедральным храмом стал Александро-Невский собор; по другим, остался в Пугачёве. В дек. 1923 г. принес в Москве покаяние патриарху Московскому и всея России свт. Тихону , был принят в общение в прежнем сане, как хиротонисанный архиереями канонического поставления. Был назначен епископом Николаевским (по прежнему названию Пугачёва), викарием Уральской епархии РПЦ. На следующий день по приезде в Пугачёв был вызван в ГПУ, где ему угрожали высылкой из города. К Рождеству Христову 1924 г. Н. получил от местных властей разрешение проводить богослужения в Пугачёве, однако тогда же он обратился в Патриархию с просьбой о переводе на др. кафедру в связи с частыми вызовами в пугачёвский отдел ГПУ. 21 янв. того же года Н. был назначен епископом Кустанайским, викарием Челябинской епархии. С разрешения патриарха проживал в г. Троицке. С 28 февр. 1924 г. являлся временно управляющим Челябинской епархией (в связи с арестом и высылкой Челябинского еп. Дионисия (Прозоровского) ). 12 апр. того же года Н. отправил патриарху телеграмму о том, что снова перешел в обновленчество. В авг. того же года вновь принес покаяние, вернулся в каноническую Церковь и, видимо, в связи с этим был арестован. Суд приговорил его к принудительным работам, Н. очищал выгребные ямы. Был освобожден через 1,5 месяца, очевидно, на условиях компромисса с властями. В дальнейшем занимал в отношении обновленцев двойственную позицию, выступал за примирение с ними, поддерживал идею участия представителей Патриаршей Церкви в обновленческом т. н. «Третьем Поместном Соборе». Вернувшийся из ссылки в июне 1925 г. Челябинский еп. Дионисий по поручению патриаршего местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) прибыл в Троицк и указал местным клиру и пастве на недопустимость участия в раскольничьих собраниях. В июле того же года Н. был отстранен от управления вик-ством, о чем с сожалением отзывались в обновленческом издании (Что было сделано для церковного мира//Вестн. Свящ. Синода Правосл. Российской Церкви. М., 1926. 7(3). С. 10). Тем не менее Н., видимо, все же отказался вновь присоединиться к обновленцам и в результате был выслан в Северо-Кавказский край.

http://pravenc.ru/text/2565960.html

По предписанию председателя ВЦИК М. И. Калинина от 5 янв. 1923 г. освобожден досрочно. После освобождения пребывал в угличском Алексеевском монастыре. В связи с арестом Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) И. временно управлял епархией (до освобождения митр. Агафангела в апр. 1926). Категорически отвергая всякий диалог с обновленцами, внес решающий вклад в преодоление в Ярославской епархии обновленческого раскола. В письме начальника Ярославского губотдела ГПУ от 8 авг. 1923 г. говорилось: «Обновленческая группировка в настоящее время почти совершенно прекратила свою деятельность под натиском тихоновской группировки. ...Во главе тихоновской группировки стоит епископ Ростовский Иосиф. Данное лицо по Ярославской губернии в настоящее время весьма авторитетно не только среди духовенства и верующих, но и среди советских работников низового аппарата, и в особенности Ростовского уезда». В мае 1924 г. Патриархом свт. Тихоном И. был назначен членом Временного Патриаршего Свящ. Синода и до 1926 г. управлял Новгородской и Старорусской епархией, периодически служил в новгородском Софийском соборе, ленинградском кафедральном храме Воскресения Христова (Спаса на Крови). Большое количество верующих собирали его архиерейские богослужения в ростовском Рождество-Богородицком соборе. После кончины свт. Тихона И. участвовал в Архиерейском совещании РПЦ 12 апр. 1925 г. , утвердившем Местоблюстителем Патриаршего престола Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) . В завещательном распоряжении от 6 дек. 1925 г. митр. Петр указал И. третьим кандидатом на место Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, после митрополитов Нижегородского Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и Киевского Михаила (Ермакова) . И. поддержал вступившего после ареста митр. Петра в права Заместителя Местоблюстителя митр. Сергия, когда освобожденный из-под ареста Ярославский митр. Агафангел (Преображенский), названный по завещанию Патриарха Тихона 2-м после митр. Петра кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего престола, выпустил 18 апр.

http://pravenc.ru/text/578533.html

После пожара 1734 года он был восстановлен в изначальных объемах и архитектурных традициях, а в 1792 году начато строительство каменного здания Спасо-Преображенского собора, которое длилось 43 года. Торжественное освящение собора состоялось 5 августа 1835 г. В Спасо-Преображенском соборе с 1798 года в течение 24 лет причащались Святых Таин Христовых преподобные старцы Зосима и Василиск, ныне прославленные в лике святых. В декабре 1919 г. Спасо-Преображенский собор сгорел, остался только пустующий остов. В начале 1920-х годов первый этаж был приведен в относительный порядок, и в нем на короткое время возобновилась служба. 4 августа 1935 года собор был закрыт, согласно постановлению горсовета г. Сталинска. К этому времени храм полностью разграбили: сбросили наземь многопудовые колокола, разобрали половину колокольни, сняли кресты и порушили главки. Уже в 1930-е гг. власть не видела в здании собора ни архитектурной, ни исторической ценности, обсуждался вопрос о приспособлении здания церкви под музей, некоторое время размещалась в нем школа комбайнеров, в конце 1940-х – начале 1960-х г. – хлебозавод. Здание храма было окончательно заброшено, лихие люди разобрали уцелевшие ограду и ворота, разворовали чугунные плиты пола. В генеральном плане Новокузнецка 1964 года о соборе просто умолчали, запланировав на этом месте постройку объездной дороги. Но поскольку здание не снесли, возникали новые варианты его использования, в том числе и такие нелепые, как превращение храма в ресторан «Старая крепость» или в органный зал. С 1977 года прихожане находящейся недалеко от собора Никольской церкви неоднократно обращались в горсовет с просьбой о передаче им храма, но получали категорический отказ, только в 1989 году принято решение передать здание собора православным верующим. Уже 10 декабря 1989 года в 15 часов на руинах собора состоялся первый молебен, который возглавил священник Борис Борисов. Первое богослужение в храме состоялось 7 января 1991 года на Рождество Христово, регулярные службы начались в том же году 31 марта.

http://sobory.ru/article/?object=08814

При Н. в Туле были освящены зимний кафедральный собор в честь Богоявления (1855-1862) на территории кремля, ц. в честь Донской иконы Божией Матери (27 сент. 1864), ц. во имя св. кн. Александра Невского (27 июня 1886), придел свт. Тихона Воронежского (1862) в Крестовоздвиженском храме, верхний придел Воскресения Христова (1863) во Всехсвятском соборе, приделы в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (окт. 1876) и вмч. Пантелеимона (окт. 1876) в Успенской ц. Павшинской слободы и др. Были построены: колокольня (1868) Казанского храма, колокольня (1873) Крестовоздвиженской ц., колокольня Всехсвятского собора, часовня в память «освобождения казенных оружейников от обязательных работ на оружейном заводе» (1878) Вознесенского храма, перестроена часовня (1878-1879) при Покровском храме, в 1872-1873 гг. капитально отремонтирован Воскресенский храм на территории «старого» оружейного завода. В 1866 г. кладбищенская ц. во имя вмч. Димитрия Солунского стала приходской, в ней обновлены иконостасы. По инициативе Н. небольшой приют для девиц из духовного сословия, существовавший при тульском в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре , был преобразован в Тульское епархиальное женское уч-ще. 5 нояб. 1872 г. освящен храм во имя св. Александра Невского в Тульской мужской гимназии. В апр. 1873 г. состоялась закладка нового здания Тульской ДС, примыкавшего к главному корпусу, а 24 апр. 1877 г. в семинарии освящена обновленная домовая церковь. В 1880 г. при Богородице-Рождественском храме учреждено церковноприходское училище, в 1883-1896 гг. открыты церковноприходские школы при тульском Успенском женском мон-ре (в деревянном доме), при Илиинском, Вознесенском, Покровском, Донском Александро-Невском, Петро-Павловском храмах ( Кириленко. 2010. С. 19, 121-122, 142, 154, 159, 200, 226, 231, 235, 254-262, 302, 326, 327, 332, 339-343, 354). Попечением Н. в Туле было учреждено Епархиальное братство во имя св. Иоанна Предтечи, одной из задач которого стало оказание помощи церковноприходским школам Тульской епархии. 17 окт. 1886 г. Н. утвердил братский устав. Офиц. открытие братства состоялось 7 янв. 1887 г., после Божественной литургии, совершенной Н. в Богоявленском соборе Тульского кремля.

http://pravenc.ru/text/2565278.html

Религиозная организация, зарегистрированная под нашим историческим названием при поддержке департамента по делам вероисповеданий при МВД Эстонской Республики в 1993 г., по сей день продолжает свои действия с целью овладеть всеми нашими храмами и необходимым нам имуществом. Многое из земельного и иного имущества, принадлежавшего ЭАПЦ до 1940 г., уже пущено ею в коммерческий оборот. За спиной прихожан Успенского собора г. Тарту и Исидоровского собора в г. Валга эти общины были зарегистрированы за Константинопольским Патриархатом и изгнаны из своих храмов, хотя по соглашению между Московским и Константинопольским Патриархатами оба прихода относятся к спорным и в них должно совершаться попеременное служение, а в действительности прихожан Успенского собора приютил эстонский Георгиевский приход, а православные Исидоровского прихода Валга сначала собирались для молитвы на кладбище, а потом в частном доме, тогда как их собор пустует, разворовывается и разрушается. Но наша Церковь продолжает жить активной жизнью – ей принадлежит огромное большинство православных верующих Эстонии. Достаточно сказать для иллюстрации, что на празднование Пасхи и Рождества Христова в Таллиннский Александро-Невский кафедральный собор всякий год приходит до 50 тысяч человек, тогда как в таллиннском Преображенском соборе Константинопольского Патриархата на улице Суур Клоостри даже на Рождество бывает всего несколько десятков человек; в Алсксандро-Невском соборе ежедневно совершаются богослужения утром и вечером, а в Преображенском – не более пяти-шести в месяц. Православные верующие, духовенство возглавляемой мною Церкви категорически против того, чтобы наши храмы принадлежали кому-либо, кроме самих приходов, на средства которых они содержатся. Это свое определенное мнение мы показали во время проведенных в Таллинне в 1996 г. крестных ходов, в которых приняло участие до 20 тысяч человек. Если иметь в виду, что в Таллинне проживает около 200 тысяч так называемых «русскоязычных», составляющих в основном нашу паству, то практически представитель каждой второй семьи участвовал в этих молитвенных шествиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ускорило постройку крещальни в 1957 году только " случайное " событие - Всемирный Фестиваль Молодежи в Москве. Его участников собирались провезти по всей стране, ожидали их и в Киргизии. Если бы они захотели ознакомиться с жизнью верующих в Советском Союзе, им бы показали фрунзенский собор. Чтобы недостроенная крещальня не " портила картину " , власти, наконец, выделили строительные материалы, и небольшая центрическая восьмигранная крещальня была достроена. Не все замыслы архитектора Т. Гойгова - мозаичный пол, круглая внутренняя колоннада " под малахит " , дубовые резные панели, скрытая подсветка купола - были воплощены. Зато в процессе строительства крещальня была все-таки увенчана луковкой на барабане, которую не утвердили в проекте. Купола над церквями запрещались в те времена как средство церковной пропаганды. Позже внутри церковной ограды была построена Иордань и жилые дома для членов причта. Во второй половине 50-х годов, после нескольких десятилетий, посвященных уничтожению православной веры, в столице насчитывалось около 10 тыс. верующих и 81 тысяча - по всей Киргизии. Каждый год, примерно на 500-1500 человек увеличивалось число молящихся в Воскресенском соборе на Рождество и Пасху, достигая иногда 4-5 тыс. Авторитет Церкви все рос и это возмущало советских идеологов. В конце 50-х - начале 60-х годов для Воскресенского собора, как и для всей Русской Православной Церкви настали новые тяжелые времена. Власти начали притеснять приход со всех сторон: заставили перенести ворота с " парадной " улицы Ленина в дальний угол двора, на ул. Тоголока-Молдо, отгородив собор со стороны этой улицы сплошной стеной так, что вход стал вовсе незаметен. У общины были изъяты все жилые дома, часть территории храма отведена под строительство больницы. А про священников фрунзенского храма уполномоченный Совета по делам русской православной церкви Гритчин выразился так: " Мною принимаются меры к сокращению количества духовных лиц Воскресенского собора в городе Фрунзе " . Особенно " раздражал " властей игумен Иосаф (Овсянников), мешали и другие священники, служившие в это время в Воскресенском соборе, - Олексюк, Выговский, Масютенко.

http://sobory.ru/article/?object=08843

Более 20 тысяч православных приняли участие в Рождественских богослужениях в Узбекистане . Главная служба прошла в Свято-Успенском кафедральном соборе Ташкента. Митрополит Среднеазиатский Владимир (Яким) особо остановился в своей проповеди на том, что 2006 год в Узбекистане объявлен президентом Исламом Каримовым Годом благотворительности и медицинских работников. Правительство страны накануне религиозного праздника позаботилось о том, чтобы прилегающие окрестности всех 30 церквей и трех монастырей, кладбища были приведены в порядок, хорошо освещены, отметили в комитете. Православные в Марокко торжественно отметили праздник Рождества Христова. Несмотря на затяжной зимний дождь, в Свято-Воскресенский храм Русской Православной Церкви в марокканской столице Рабат пришли десятки верующих. На рождественском богослужении присутствовали сотрудники диппредставительства РФ, другие российские граждане, а также живущие и работающие в этой стране на северо-западе Африки украинцы, белорусы, болгары, сербы, греки и румыны. Праздничную литургию провел митрополит Карфагенский Алексий Александрийского Патриархата, которому сослужили настоятели рабатской церкви и Благовещенского храма в Касабланке протоиереи Сергий Киприянович и Андрей Пронин. Храм Русской православной церкви в Рабате был построен 74 года назад эмигрантами первой волны из России. Светлое Рождество Христово встретила небольшая православная община Египта. В Каире в церкви святого Димитрия Солунского представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всея Африки игумен Леонид провел Рождественскую литургию. Настоящим сюрпризом стало присутствие на службе потомков русских эмигрантов. Лидия Дашкевич родилась уже в Египте в 1920-х годах. Ее отец – врангелевский офицер, которого раненым англичане привезли в Каир в 1919 году. Сейчас Лидия Дашкевич – единственная русская, оставшаяся в Каире от послереволюционной волны эмиграции. 7 января в соборном храме священномученика Игнатия Богоносца при Представительстве Патриарха Московского и всея Руси в Дамаске отметили праздник Рождества Христова. Архимандрит Александр, Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе, совершил в полночь Великое повечерие и утреню, а Божественную литургию, за которой молились многочисленные представители русской диаспоры из Дамаска, его пригородов, а также из других областей Сирии и Ливана, совершил викарий Дамасской епархии епископ Дарайский Моисей в сослужении Представителя, протоиерея Петра Бутроса и иерея Георгия Макдси.

http://pravoslavie.ru/15849.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010