Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка ( Мф. 21:33–46 ). Эта же притча в Евангелиях от Марка и Луки изложена в несколько иной редакции ( Мк. 12:1–12 ; Лк. 20:9–19 ). Здесь хозяин виноградника сначала посылал к виноградарям не рабов, а одного раба: виноградари избили его и отослали ни с чем. Тогда он послал к ним другого: его также избили и обесчестили. Третьего раба, согласно Марку, убили, и многих других то били, то убивали. Согласно Луке, третьего раба, изранив, выгнали. Тогда хозяин послал к виноградарям своего сына возлюбленного: его схватили, вывели из виноградника и убили (здесь версия Луки соответствует версии Матфея; у Марка – сначала убили, потом тело выбросили из виноградника). На вопрос, что же сделает хозяин виноградника, Иисус, не дожидаясь ответа от собеседников, отвечает Сам: Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. Слушатели, согласно Луке, восклицают: Да не будет! Иисус же произносит слова о камне, который отвергли строители, и этими словами у Марка и Луки Его речь завершается. Слова о том, что Царство Небесное отнимется у народа израильского и будет отдано другому народу, у Марка и Луки отсутствуют. Однако оба евангелиста согласны с Матфеем в том, что слушатели узнали себя в произнесенной Иисусом притче. Версия Матфея в данном случае оказывается наиболее полной и с точки зрения изложения притчи, и с точки зрения ее истолкования. Именно в этой версии мы находим истоки того учения, которое современные либеральные критики называют заместительной теологией 337 , имея в виду, что, согласно этому учению, Церковь как бы заместила собой Израиль. Между тем уже апостол Павел противопоставлял Израиль Божий ( Гал. 6:16 ), то есть Церковь , Израилю по плоти ( 1Кор. 10:18 ) – народу израильскому. Эта концепция нашла отражение в святоотеческих творениях, в том числе тех, что были направлены против иудеев. Современное западное богословие – как протестантское, так и католическое после II Ватиканского Собора – увидело в заместительной теологии признаки антисемитизма и фактически отказалось от него 338 . Однако, с точки зрения Православной Церкви, учение о новом Израиле не имеет антисемитской подоплеки, так же как антисемитскими нельзя назвать сочинения отцов Церкви, содержащие полемику с иудаизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иисус умер, как и должен умереть Тот, Кто есть, по определению Халкидонского Собора 451 года, полностью Человек , но умер, чтобы воскреснуть, ибо в Нём вся полнота Божества пребывает телесно (см. Кол.2:9). Богоматерь Какое место занимает в Новом Завете Мария, Матерь Божия, Пресвятая Богородица? В Послании апостола Павла к Галатам, в 4й главе, есть такие слова: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» (Гал.4:4–6). Место Матери Божией, Марии, здесь определено уже достаточно ясно. Этим фрагментом Послания к Галатам навеяны и слова в анафоре Литургии Василия Великого , в том чине, который совершается воскресными днями Великого поста: «Благоволи Единородный Твой Сын, сущий в недрех Тебе, Бога и Отца, быв от жены, Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, быв под Законом, осудити грех во плоти своей. Да во Адаме умирающе оживотворятся в Самем Христе Твоем». О том же самом говорится в Символе веры, где мы провозглашаем нашу веру в то, что Спаситель воплотился «от Духа Святого и Марии Девы». Иными словами, эти три текста говорят об одном – Матерь Божия занимает исключительное место в деле нашего спасения: если бы не Мария, Христос не пришёл бы в этот мир так, как Он пришёл. Можно согласиться, наверное, с теми протестантскими мыслителями, которые утверждают, что и в католическом, и в православном миросозерцании средневековья почитание Матери Божией иногда вытесняло всё остальное. Да, действительно, такой момент в средневековом христианстве был. Но вместе с тем, когда протестантские вероучения отказались от почитания Матери Божией, они тем самым утратили чувство реального присутствия Христа в этом мире. Недаром строители собора Парижской Богоматери ( Notre-Dame de Paris ) подчёркивали, что возводят этот храм не в честь Марии, а в честь воплощения Христова, в честь прихода Христа в этот мир.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Икона и сейчас мироточит и благоухает. Свидетелями этого нового непрекращающегося чуда явились сегодня все духовенство и около 500 прихожан нашего храма, причастившиеся за Божественной Литургией Святых Христовых Тайн. Со слезами на глазах все прикладывались к иконе, по которой текли благодатные струйки, заполняя всю Церковь волнами небесно-сладкого с легкой примесью терпкой земной горечи аромата. Сегодняшнее Евангелие говорит о том, как важно быть в присутствии Божием: в присутствии образов Божиих, через которые раскрывается присутствие Самого Бога. Потому что когда человек удален от этого, он начинает сомневаться в Христе, в Его Божественности - как это происходит в протестантской церкви. Многие из анафематствований, которые сегодня произносились, непосредственно относились именно к протестантам. И в значительной части католической церкви это тоже уже с неизбежностью происходит: католики не то, чтобы отвергают иконы, но ставят их на такую высоту, что христиане не могут приложиться к ним целованием любви и выразить свою веру, свою любовь. Оттого, что нет икон, оттого, что теряется присутствие Божие в человеке, теряется и вера. Сегодняшнее Евангелие говорит о том, каким великим чудом является в человеческой жизни присутствие Божие. Филипп, который узнал Христа, пришедшего в Галилею, и которому дано было прикоснуться к тайне Его Божества, идет к своему близкому другу Нафанаилу и говорит: " Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета " (Ин. 1, 45). Но Нафанаил отвечает: " Из Назарета может ли быть что доброе? " (Ин. 1, 46). Тогда Филипп говорит ему: " Пойди и посмотри " . Между прочим (снова возвращаясь к нашей теме), сегодня нам говорят то же самое: " Может ли быть что доброе от Царя-мученика? Мы столько про него читали в прессе. Для нас до сих пор нет ответов на некоторые вопросы. В частности, мы не понимаем, как произошло его отречение " . И снова, как Господь в Евангелии, Святая Церковь говорит: " Пойди и посмотри " .

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_15...

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». 140 «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни причастие таинств, священная трапеза, ни принятие тела, ни причастие крови, ничто другое из этого не в состоянии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и удивительной, и свободной от всякаго греха». 141 Неотъемлемой частью нравственности является правильное почитание Бога, а нравственное самосовершенствование немыслимо без укрепления в истинной вере. Сравнение Исторически сформировались три взгляда на добрые дела: – православный, изложенный выше, и не совпадающие с ним католический и протестантский. Католическое юридическое воззрение. Заключается в том, что добрые дела заглаживают грехи человека. Вплоть до того, что можно совершить даже больше добрых поступков, чем нужно для спасения. Мнение не имеет оснований в Священном Писании. Оно не учитывает того, что все люди искуплены Страданиями Спасителя: «... Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, ...». 142 «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только наши, но и всего мира» 143 . «... прощены вам грехи ради имени Его». 144 «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» 145 . «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. ... Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих,»... 146 Из вышеприведенных высказываний совершенно ясно следует, что ни о какой плате за грехи нет и речи – Христос пострадал за грехи всех, каждый же человек должен добиваться, чтобы это прощение греха, содержащееся в потенции, отнеслось бы лично к нему. Католическая точка зрения не учитывает параллельных мест и игнорирует требование достижения святости, подменяя его формальным деланием добрых дел в качестве платы за грехи. Мы имеем дело с глубочайшим искажением основ духовной жизни, ее цели и сути доброделания. Юридическое воззрение фактически развивает низшую стадию доброделания, трансформируя ее в цель.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Иначе говоря, христианину-баптисту или лютеранину следует признать, что и православные и католики имеют такие же возможности вечного спасения, как и его собратья по церковной принадлежности. Точно так же православному христианину следует согласиться, что и в протестантизме, равно как и в католичестве спасение возможно. Такое признание означает, что христиане разных Церквей получают возможность надеяться на спасение всех крещеных людей, искренно исповедующих Иисуса Христа своим Господом и Спасителем во исполнение апостольских слов: «Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом, сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его мертвых, то спасешься» ( Рим. 10:9 ). Если эта радость о возможности спасения всякого христианина станет общехристианским достоянием, то ни один крещеный человек не станет приговаривать других крещеных к вечной гибели только потому, что они принадлежат другой церковной организации, отличающейся одна от другой никому не понятной, состоящей из двух слов вставкой в Символе веры (католики), или иными формами почитания прославленных святых (протестанты). Слово Божие дает многочисленные основания для такого взаимного признания христиан, хотя бы и разномыслящих по отдельным вопросам вероучения, но единых в главном. Мы находим в апостольских писаниях множество указаний на те условия, при которых христианин может и должен признаваться таковым, т. е. истинным и полноправным членом спасающей Церкви Христовой. Так Иоанн Богослов, любимый ученик Христов, провозглашает: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге» ( 1Ин.4:15 ). В той же главе своего послания он преподает указание: «Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» ( 1Ин.4:2–3 ). Иоанну вторит великий учитель народов, святой апостол Павел: «Никто говорящий Духом Божиим не произнесет анафемы на Иисуса и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ) и потому, как мы видели в приведенном уже выше тексте, достаточно для спасения, если кто устами исповедует Иисуса Христа Господом, а сердцем верует в Его воскресение ( Рим.10:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Интересно еще немного остановиться на излюбленном, сектантском употреблении этих слов: «выйди от нее, народ Мой». Сектанты и раскольники самых разных толков образуют разные общества под лозунгами, в основу которых положены эти слова. Реформаторам XVI века показалось, что католическая Церковь – блудница, и они возглавляют выход из нее «народа Божия» (каким они себя считают). Но вот и образовавшиеся протестантские общества кажутся уже блудницами, и снова выходит народ: пуритане, баптисты, методисты... Но вот и они уже не то, и выходят адвентисты, иеговисты, пятидесятники, совершенники... Под этим же лозунгом происходят расколы внутри сект. Например, выход «братских» меннонитов от «церковных» (1860 г.). Или недавний (начало 1960-х гг.) выход баптистов-инициативников от евангельских христиан-баптистов. И этому выходу «народа Божия» несть конца. Любят при этом еще приводить слова апостола Павла: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием?.. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому» ( 2Кор. 6:14,17 ). Здесь мы имеем явный пример злоупотребления Писанием. Во всем Писании нет ни одного слова, хотя косвенно призывающего к церковному расколу, к выходу из «мирской Церкви» и воссозданию «духовной». Наоборот, Писание ясно учит, что «одно тело ( Церковь ) и один дух... один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф. 4:4–5 ). И эта единая Церковь вечна, «и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). Ни одно место Писания о «выходе» не говорит о выходе из Церкви, ни ветхозаветной, ни новозаветной. Выйти народ Божий призывается из гибнущих городов Содома и Гоморры, из Египта, от святотатцев Корея, Дафана и Авирона, из халдейского Вавилона, от неверующих и идолопоклонников, из антихристова города Вавилона, но нигде из Церкви! Об отделяющихся же от церковного единства ясно говорит Господь: «Ветвь не может приносить плоды сама собою, если не будет на лозе: так и вы если не будете во Мне... Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» ( Ин. 15:4,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ислам отличался нетерпимостью и огнем и мечом стремился искоренить другие верования. Христианство на Востоке (Палестина, Средняя Азия, Египет) было очень сильно ослаблено, а местами почти уничтожено. В дальнейшем мавры грозили христианству в Испании, турки в Юго-Восточной Европе. Как можно думать, все это согласуется с действием второй трубы. Гора была низвержена в море, то есть на области, занимаемые языческими народами. Она пылала огнем: огнем ревности – обратить в свою веру, огнем нетерпимости. Кровь лилась рекою при бесчисленных войнах между мусульманами и христианами. На территории, занимаемой мусульманами, христианство затухало или совсем угасло, то есть умирала третья часть одушевленных тварей, и суда – христианские общины – гибли. Как было уже выяснено выше, отношение Господа к церквам Фиатирской-Католической и Сардийской-Протестантской сильно разнится. Первую Он хвалит и за дела и любовь, и служение, и веру, и терпение ( Откр.2:19 ). Вторую Он почитает мертвой, а чад ее близкими к смерти (см. Откр.3:1–2 ). Хотя в Сардисе и есть «несколько человек, которые не осквернили одежд своих» ( Откр.3:4 ), но очевидно, что реформация все же явилась значительным упадком Церкви и нарушением основ истинного христианства. Ее появление, можно думать, так характеризуется Откровением: «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» ( Откр.8:10–11 ). Как известно, во главе реформации стояли Лютер и другие пастыри – служители Церкви (неба), отличавшиеся большой ревностью. Поэтому в Откровении Лютер характеризуется как упавшая с неба большая звезда, горящая подобно светильнику. Реформация не только отторгла многих католиков (третья часть рек), но и затронула основы христианского вероучения, что обозначается в Откровении как порча источников вод. Они стали горькими, и многие из людей умерли от вод.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Итак, ковчег, согласно толкованию святых отцов, – это прообраз Церкви. Заметим, что Бог не предлагает в случае, если кто-то не согласен с Ноем, построить альтернативный ковчег. В беседе «Всякое ли служение угодно Богу» мы говорили о том, что только то служение угодно Богу и полезно, которое согласуется с Его волей. Так и здесь. Воля Бога такова, что каждый, кто хочет спастись, должен войти в ковчег. Так и сегодня: все желающие обрести спасения первое, что должны сделать, – войти в Церковь посредством Таинства Крещения и начать дело своего спасения. Как там не было альтернативы спасения вне ковчега, так и сегодня нет спасения вне Церкви – вне Христа, потому как Церковь есть Тело Христово, а мы – живые клеточки этого Живого Организма, и Сам Христос – ее Глава. И когда Православная Церковь обращается к людям других религий словами неповрежденного Благовестия, мы делаем это не потому, что боремся против них, – мы боремся именно за них, за их бессмертные души, спасение которых возможно только в Иисусе Христе. Святитель Феофан Затворник пишет в книге «Путь ко спасению» об этом так: «Протестанты захотели поправить католичество, но сделали еще хуже. Желают спастись вне ковчега Церкви на своих ботиках…» И напоминает, что все не вошедшие в ковчег – погибли. Недостаточно называть себя христианином, нужно им еще и стать, а стать им можно в полном смысле этого слова, только в Церкви, где через Таинства происходит соединение с Господом по благости Его к человеку. Потоп И мы читаем далее: «Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними» (Быт. 7: 10–13). Дальше описывается, как Ной призывал животных в ковчег. Интересно, что даже животные услышали призыв Ноя. Даже животные шли в ковчег, чтобы спастись, а люди пренебрегали спасением!

http://pravoslavie.ru/98976.html

К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? (1 Кор. 6, 4–7) " Обращение за помощью во внутрицерковном споре к секулярному (безбожному) государству или, ещё паче, к неверному (агарянину) будет означать унижение и, даже, уничижение, нашей Веры!Вот, в этой ситуации и обнаруживается недостаток древней и очень важной конструкции, поддерживающей Земную Церковь - Внешнего Епископа, то есть православного монарха, который и был поставлен Господом для урегулирования подобных политических вопросов, т.е. " житейских споров " .П.С. Как-то довелось читать переписку ВК Владимира Кирилловича с церковными иерархами РПЦЗ, где он пытался выполнять подобную функцию Внешнего Епископа для РПЦЗ даже в изгнании. Был бы признателен уважаемому Александру Николаевичу Закатову, если бы он дал ссылку на эту переписку.С уважением, Григорий. Уважаемый Григорий! По поводу " Внешнего Епископа " , возможно, слишком громко сказано, так как этот статус подразумевает наличие не только династического статуса и соответствующих прав, но также реальной политической власти, дающей Государю возможность защитить Церковь извне. Но, безусловно, законные Государи в изгнании продолжали активное участие в жизни Церкви в духе симфонии. Некоторые важные документы об этом приведены в приложении к моей статье " Церковь и Царство в XX-XXI вв. " : http://www.proza.ru/2011/02/27/957 125. Ответ на 105., Анатолий Степанов: Это - чепуха. Принято называть католиков Католическая церковь, протестантов - Лютеранская церковь, Англиканская церковь и др. И что? Тогда давайте обвиним всю нашу Церковь в нарушении догматов - не только нынешних архиереев, но и дореволюционных, до революции также именовали. ++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Митрополит Кифирский Серафим: «Критский собор принял сомнительные решения» Митрополит Серафим обвинил Критский собор в «серьезном попрании соборности», обусловленном отсутствием возможности принять участие в его работе для большинства православных епископов.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/14/va...

Как сказала в одном из своих интервью автор книги «Святые животные» Т.М. Горичева, «наша православная традиция, в отличие от католической и протестантской, жизненна. Потому что наши подвижники не столько рассуждали на эту тему, сколько исправляли греховное повреждение, греховное падение человека в отношении к животным. Они общались с животными на райском уровне. Как говорил Исаак Сирин: «Животные обоняют запах рая и идут к святым». У нас множество примеров в житиях святых, которые я привожу в своей книге с намеренно провокационным названием «Святые животные», того, как святые дружили с животными. Конечно же, в первую очередь каждый православный помнит об общении прп. Сергия Радонежского и прп. Серафима Саровского с медведем. Прп. Герман Аляскинский общался с горностаями, святые на Афоне и в Греции, где я часто жила, общаются даже со скорпионами, старец Исидор из Гефсиманского скита читал Псалтырь вместе с лягушкой (она всегда появлялась на пеньке рядом его домиком, когда он начинал читать кафизмы). Приснопоминаемый старец Николай Гурьянов даже пауков чествовал, мухи не разрешал убить, с котами своими разговаривал, как с лучшими друзьями» . Завершить эти небольшие размышления хотелось бы словами святителя Луки (Войно-Ясенецкого): «И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира. Об этом говорит апостол Павел: “Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучается доныне” (Рим. 8, 19-22). Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило всех судеб мира, и в наставших печальных судьбах жизни она по греховной воле Адама, которому Бог подчинил ее, подпала суете, нестроениям и страданиям. И для нее есть надежда, что в день прославления всех праведных, искупленных Христом от рабства тлению, она и сама будет освобождена от страданий и тления, то есть будет нетленной. В новом Иерусалиме, новом мироздании и животным будет место; там не будет ничего нечистого, и новая тварь получит древнее оправдание и освящение Словом Божиим» .

http://pravoslavie.ru/69680.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010