А любовь всегда плодотворна, тем более, когда она взаимна. Любое душевное качество человека проявляется в поступках его. Добрый человек творит добрые дела, какой-нибудь негодяй делает пакости. Критерием оценки нашей веры и любви являются наши дела, слова, мысли: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» ( Ин.14:15 ); «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» ( Ин.14:2 ; 3). Этому же научает нас и Апостол: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» ( Иак.2:14-17 ). И вот, если мы говорим, что любим своих детей, а ведь мы их действительно любим, то самым добрым делом, самым высоким проявлением этой любви будет наше стремление приобщить дитя к Богу, соединить с Ним, открыть своего ребенка для Божественной любви. Наша любовь к детям, как и вся наша жизнь, должна свидетельствовать о нашей вере. Если мы веруем, то мы любим Бога; если мы любим Его, то исполняем волю Его. Кто верит Господу, тот верит слову Божию; кто любит Его, тот любит то, что Он оставил нам для нашего блага, более того — для нашего спасения, а именно: Церковь, в которой неизменно пребывает Святой Дух со времен Пятидесятницы, учеников и апостолов, а через непрерывное во времени апостольское преемство — церковную иерархию (епископов и священников), Церковные Таинства. К сожалению, многие, не имея крепкой веры, пренебрегают этим богатством и не просят Господа умножить в себе веру. В таких людях семена веры, посеянные Господом, не дают всходов и многими людьми даже не ощущаются. Принося в православный храм окрестить своего ребенка, многие объясняют свой поступок благочестивой традицией русского народа. Такие люди, живя где-нибудь в Западной Европе, могут с таким же успехом прийти в католический храм или в протестантскую кирху. А проживая в Америке, вообще могли бы заблудиться среди множества всевозможных сект. Не удивительно, что с подобной верой многие, окрестив младенца, не приносят его впоследствии в церковь и не причащают Святых Христовых Тайн. «Современный мир, современная жизнь очень жестко ставят под вопрос веру. Мне кажется, только подлинная, истинная вера может выдержать это испытание, но любые суррогаты веры, все поверхностные подходы к вере — слава Богу! — бывают сокрушены и уничтожены» ( Антоний, митрополит Сурожский ). Недостаток веры, ложная вера приводят к отсутствию у людей любви к Богу. Человек любящий всегда стремится к постоянному общению с предметом своей любви и разлуку с ним переживает болезненно. Так, влюбленный юноша не хочет расставаться со своей возлюбленной; любящий ребенок не представляет своей жизни без папы и мамы; человек, влюбленный в какое-либо дело, не мыслит своей жизни без него. Так должно быть и в отношении человека с Богом, но этого не происходит.

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-prichas...

А «приставание» на улицах, кстати, не прерогатива протестантов. Основатель католического ордена иезуитов Игнатий Лойола тоже начинал с того, что залезал на камень и на углах улиц кричал прохожим о Боге. И потом эта кучка миссионеров (на взгляд обывателя, сумасшедших) со своими последователями обратила ко Христу целые страны. Но почему, когда наша Церковь бросала клич, что алеуты нуждаются в миссионерах, во всей России нашелся только один желающий — будущий святитель Иннокентий Московский? Когда в Японию приезжали сотни католических и протестантских миссионеров, среди них оказался только один православный — святитель Николай Японский? И хоть их мы прославляем в лике святых, почему же в общей массе православная Церковь в миссии так не активна? Отец Иоанн ЕМЕЛЬЯНОВ: — Любой вид миссионерской деятельности должен, как в медицине, отвечать принципу «не навреди». И когда мне говорят: батюшка, вы не правы, Христос сказал: «Идите и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15), — и я могу ответить цитатой из Евангелия: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили во глубине морской» (Мф. 18, 6). Что если хотя бы один человек соблазнится навязчивыми миссионерами? Кто может оценить, что нам будет стоить на Страшном Суде один приведенный к Богу человек, против одного, которого мы оттолкнули от Господа? Я помню такую историю: один батюшка в больнице на Крещение закатил стихийную проповедь для врачей о смысле праздника. Его никто не просил, был рабочий день, всех оторвали от работы. Врачи из вежливости слушали, устали, расходились с раздражением, ворча на Церковь, и все это — в великий праздник. Богу дорог осознанный выбор человека. Я служу в больничном храме и по моему опыту знаю: самый сложный контингент в больнице — те, кто согласился исповедоваться и причаститься «заодно» с соседом. Обычно они оказываются совершенно не готовы слушать священника и участвовать в Таинстве. В проповеди можно и нужно использовать средства массовой информации, можно проводить беседы, организовывать комфортные условия в храме, встречать человека, но так, чтобы он сам пришел, сам включил радио или телевизор или сам пришел в библиотеку за православным журналом.

http://pravmir.ru/lovcy-chelovekov-razve...

Аврам был уже пожилым человеком, старше семидесяти пяти лет. И когда Господь вывел его в поле и сказал: Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность ( Быт.15:5–6 ). Какое звездное небо увидел Аврам? Это было духовное звездное небо, как говорят святые отцы. Господь показал ему огромное количество верующих – детей Аврама не по плоти, а по духу. И, наверное, среди тех звезд он видел и ваши звездочки, ваши души, потому что все истинно православные – это дети Авраама. И хотя Аврам был пожилой человек и чресла его были стары для плотской жизни, он не усомнился в словах Господа своего. И Господь вменил ему эту веру в праведность. Сейчас мы коснемся очень важного вопроса. Существует огромное количество разных религиозных направлений, так называемый протестантский мир , который строит свои концепции спасения на отличных от общецерковных взглядах. Во второй главе послания апостола Иакова мы читаем: Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? ( Иак.2:21–24 ). А сколько дел веры было у Авраама? Много дел. Он оставляет Ур Халдейский и идет за Богом, полностью доверяясь Господу Богу своему. Он выполняет любую волю Господа, не споря с Ним. Недостаточно только верить, надо понять и осознать, что вера – это образ жизни, это постоянное исполнение заповедей Божиих. ;В Евангелии от Иоанна сказано: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин.14:15 ). Это значит, что вера – это не просто абстрактное представление о чем-то, а деятельное участие в домостроительстве Божием. Любовь к Господу – это не просто чувства и воздыхания в экстазе, как у некоторых католических святых. Любовь к Господу – это исполнение Его заповедей: Если заповеди мои соблюдете, пребудете в любви Моей ( Ин.15:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Адвентисты понимают пророчества только как предсказание будущего. В этом их погрешность, ибо «пророчество на языке Священного Писания есть учительство – в пророке разумей учителя, а в пророчестве – достоинство служения», говорит блаженный Иероним . Пророчество не есть сказание только о том, что будет впереди времен грядущих; пророчество – это разъяснение того, что уже совершилось или совершается, но чего люди не разглядели или не смогли понять. «Напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего», – читаем мы в первой главе Апокалипсиса (стих 19). Следовательно, святой Апостол Иоанн записал в Откровении многое из того, что уже совершалось в его время, что было по времени близко к нему и что является делом неизвестного, отдаленного будущего. В 20-й главе, на которой строят свое учение адвентисты, 15 стихов. Первые три стиха говорят о том, что Господь связал сатану на тысячу лет – это уже совершилось; «сковать сатану» значит – победить его, чтобы не имел он возможности, в духовном смысле, господствовать над миром верующих христиан. До пришествия Христа Спасителя диавол господствовал над миром: он ввел грех и грехом смерть, но Христос Своим послушанием, крестными страданиями, смертью и воскресением победил «имеющего державу смерти», посему-то Апостол Павел и восклицает: «Смерте, где твое жало? Аде, где твоя победа?» – «Для сего-то явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола», – говорит Апостол Иоанн ( I Uh. III, 8 ). А если некоторые указывают, что связанный и в бездну заключенный дьявол все же действует в мире, «ходит рыкая, ища кого поглотити» ( I Nem. V, 8 ), им следует знать, что «бездну» и «связание» понимаем мы «не по букве убивающей, а по духу животворящему», не в физическом смысле, а в духовном. Христос Спаситель дает верующим силу спасительную, дает благодатные средства против сатаны, и кто верует в Спасителя и пользуется в полной мере этими благодатными средствами, тот обладает непобедимым оружием на дьявола. Не в дьяволе для нас дело, все дело в Христовой силе. «Христианин держит дьявола как бы в оковах, не давая ему возможности свободно проявлять свою силу, злобу свою». Дьявол для нас – ничто. «Именем Моим будут изгонять бесов», – говорит Христос ( Mk. XVI, 17 ), и «Нет другого имени под небом, данного человеку, которым надлежало бы нам спастись... кроме имени Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли» ( Дeяh. IV, 12, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Аксаковых.    СПЕНСЕР Герберт (1820—1903) — английский философ и психолог. Автор книги “Основы психологии“ (1855). Рассматривал сознание в эволюционном аспекте как форму приспособления к среде при переходе от гомогенности к гетерогенности. Внутри сознания выделял различные чувствования, к которым относил ощущения и эмоции и которые могут объединяться посредством ассоциативного процесса.    КАРУС (Carus) Карл Густав (3.1.1789, Лейпциг — 28.7.1869, Дрезден) — немецкий врач, философ, психолог и художник. В 1862 г. Карус был избран президентом Леопольдины, Германской академии естествоиспытателей; иностранный член-корр. Петербургской АН (1833). Опираясь на учение Аристотеля, Карус трактовал душу как чисто идеальный и неумирающий жизненный центр, являющийся условием всякого бытия и всякого развития. Тело, по его представлениям, есть душа, но на бессознательной ступени, болезнь же — это нарушение единства души и тела; душа связана как с животным, так и с растительным миром. Его идеи о “физиогномике природы” были в дальнейшем развиты в концепции Л. Клагеса о непосредственном “физиономическом наблюдении” самой жизни и о разрушении “бессознательного космического ритма природы человеческим духом.”    ЭРАСТИАНСТВО — направление церковно-богословской мысли в Англии и Шотландии XVI-XVII веков, согласно которому церковные организации не должны были иметь никакой дисциплинарной власти над своими сочленами и должны были состоять в полном подчинении у государственной власти. Направление названо по имени Томаса Эраста, немецко-швейцарского протестантского богослова, естествоиспытателя и врача. Под флагом Эрастианства часть мелкого дворянства боролась и против пуританской, и против католической аристократии.    АКВИЛОНОВ Евгений Петрович (1861—1911), русский духовный писатель, профессор Санкт-Петербургской духовной академии; с 1910 протопресвитер военного и морского духовенства. Основное сочинение: “Церковь. Научные определения церкви и апостольское учение о ней как о теле Христовом.”    Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Апостолы сохранили и преемственно передали другим тот порядок и строй жизни Церкви, какой был установлен Самим Господом. Но Господом им порученное Апостолы передали не обществу верующих и не по воле общества верующих. Так, когда Апостолы Павел и Варнава основали Церкви в Листре, Иконии и Антиохии Писидийской, они не предоставили этим общинам как-то устраиваться, но сами рукоположили «пресвитеры на вся церкви» ( Дeяh. XIV, 23 ). Покидая Ефес и Крит, Апостол Павел сам поставляет им во епископы Тимофея и Тита ( I Tuм. I, 3 ; Tum. I, 5 ) и им, а не обществу верующих ефесян и критян поручает возводить других на различные степени священства: «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах» ( I Tuм.IV, 22 ) и «Для того я оставил тебя на Крите, чтобы ты довершил неоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Tum. I, 5 ). «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых... пасите стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно» ( I Nem. V, 1, 2 ). Не в силу крещения, как учит Лютер, и не по избранию и полномочию от общества верующих, а по преемству от Святых Апостолов, силою Духа Святого получали пастыри силу и право учить, священнодействовать и управлять – пасти стадо Христовых овец. Протестанты пытаются обосновать свое учение о священстве и отвергнуть церковную иерархию ссылкой на Ucx. XXIV, 5, 6 ; на слова Апостола Петра: «Вы род избранный, царское священство, язык свят... устрояйте из себя священство, чтобы приносить духовные жертвы» ( I Nem. II, 9, 5 ) и на слова Апостола Иоанна: Христос «сотворил нас цари и иереи Богу и Отцу Своему» ( Anok. I, 6; XX, 6 ). Однако цитированные места, хотя и говорят об усыновлении верных Богу Духом Святым и о праве непосредственно обращаться к Нему со своими молитвами, как бы за себя священнодействовать, но не имеют того смысла, который хотят им придать протестанты. Приведенные слова Ветхого и Нового Завета говорят о том, что избранные Божии люди (евреи – в Ветхом Завете, и христиане – в Новом) должны быть народом особенным среди других – не верующих и Христа не принявших народов, – должны быть священным достоянием Божиим, закваской в мире для его преображения. И это учение вовсе не исключает необходимости существования в Церкви иерархии церковной, духовных служителей для совершения Дела Божия, и такие служители и были поставлены и в Ветхом, и в Новом Заветах тотчас при установлении Ветхого и Нового Заветов. Глава XVIII. Учение о Таинствах и отвержение живой связи между Церковью земной и небесной

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Берегитесь их! Знайте, что не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» Войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. В Нагорной проповеди Христос объяснил ученикам Своим и другим слушателям цель кратковременной земной жизни человека, указал и средства к достижению этой цели. А в конце проповеди опять напомнил им, что только указанные Им средства, то есть исполнение Его заповедей, добрые дела, могут привести к желанной цели. Апостолы, как первые толкователи слов Иисус Христа, так и понимали изречения Его – не всякий, говорящий Мне… Они учили, что вера тогда только и сильна, тогда только и спасает, когда доказана на деле. Апостол Иаков, в соборном послании своем, говорит: что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его?.. Вера без дел мертва… ( Иак.2:14–26 ). Апостол Павел написал Коринфянам: если я имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто ( 1Кор.13:2 ). Апостол Иоанн, в первом соборном послании своем сказал: кто говорит, «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины ( 1Ин.2:4 ). Основываясь на приведенных заключительных словах Иисуса Христа и на толковании их Апостолами, Православная Церковь признает, что мы, грешные люди, не можем оправдаться перед Богом одной только верою, что для оправдания себя, для невменения нам в вину наших грехов, мы должны представить свои добрые дела, которые на весах божественного правосудия могли бы перетянуть тяжесть наших грехов, что вера без дел не спасет нас и не откроет нам врата Царства Небесного. Католическая Церковь тоже признает невозможным оправдаться одной верой. Но протестанты, отделившиеся от Католической Церкви, считают, что только вера может оправдать человека, а не дела его. Такое положение своего вероучения они основывают на других изречениях Иисуса, из которых главнейшее: дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя! И по вере вашей да будет вам! ( Мф.9:22, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Браки православных с нехристианами оставались безусловно запрещенными и в синодальную эпоху, как, впрочем, запрещались они и российским подданным католического вероисповедания. При этом российским подданным протестантского исповедания в соответствии с их конфессиональным правом разрешалось вступать в брак с мусульманами и евреями, но не с язычниками. Запрет браков православных с иноверцами не распространяется на те случаи, когда к Православной Церкви присоединяется один из супругов, при том что другая сторона остается вне Церкви. Отцы Трулльского Собора в 72-м правиле, повторяя мысль апостола Павла: …Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим ( 1Кор. 7:12–14 ), не требуют расторжения брака, заключенного вне Церкви, когда один из супругов обращается в правую веру: «Но аще некоторые, будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком, потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другий остался во узах заблуждения, не желая воззрети на Божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или, напротив, мужу неверному с женой верною, то да не разлучаются, по божественному апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о муже». В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором 2000 г., относительно смешанных браков содержится следующее положение: «В соответствии с древними каноническими предписаниями Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей» (10, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Будем все бодрствовать и беречься тех лжеапостолов, которые приходят к нам в одеждах овчих, чтобы прельщать простых и неопытных наших братий разными коварными обещаниями! Они все для себя считают позволенным и допускают единение церквей, под условием признания римского папы верховным и непогрешимым главой и неограниченным повелителем всей Церкви, единственным на земле наместником Христа и источником всякой благодати. Особенно же мы, благодатью и милостью Божьего поставленные епископами, пастырями и учителями святых Божиих Церквей, будем внимать себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил нас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею ( Деян. 20:28 ), ибо мы дадим ответ. Посему будем увещевать друг друга и назидать один другого ( 1Фес. 5:11 ). Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную Свою славу во Христе Иисусе… да совершит нас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми ( 1Пет. 5:10 ) и даст просвещение светом благодати Его и познания истины всем, которые далеко вне единой святой соборной и православной паствы словесных Его овец. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Резолюция совещания предстоятелей и представителей автокефальных православных церквей по вопросу «экуменическое движение и православная церковь» 1948 г. Мы пришли к полному и согласному пониманию, что в настоящий период времени на Православную Церковь направлено влияние инославия, по меньшей мере, с двух сторон. С одной стороны, возглавление Римско-Католической Церкви в лице папства, как бы потеряв чувство спасительной веры в неодолимость Церкви Христовой вратами адовыми и в заботах о сохранении своего земного авторитета идя по пути использования политических связей с сильными мира сего, пытается соблазнить Православную Церковь на соглашение с ним. К этой последней цели папство стремится посредством создания разного рода униональных по направлению организаций. С другой стороны, протестантство, во всем его многообразии и раздробленности на секты и толки, изуверившись в вечности и незыблемости христианских идеалов, в своем горделивом презрении апостольских и древнеотеческих установлений, стремится выйти на путь противостояния римскому папизму.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Бывали периоды, когда государство грубо вмешивалось в дела Церкви. Бывало, когда сильная Церковь брала на себя функции деградировавшего государства, превращаясь в политческий институт. И то, и другое — крайне опасно. Политизация католической Церкви вызвала в Европе взрыв Протестантизма. «Огосударствление» Церкви в императорской России унизило и ослабило духовенство, и оно не пришло на помощь государству в 1917 году. В наши дни, когда Православная Церковь законодательно отделена от государства, но при этом государство относится к ней с доброжелательным уважением, сложились особо благоприятные условия для восстановления той атмосферы «симфонии», которая сложилась во времена Константина Великого и святых отцов. Главное — четко понимать, что Церковь не может быть частью государства. Что государство не может брать на себя функции Церкви (в том числе и в области духовного воспитания). Наконец, что служители Церкви не должны искать похвалы и одобрения со стороны общества. «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир», — говорит Господь (Ин. 15:19). - Что нужно сделать, чтобы уроки истории не забывались? С одной стороны объем знаний, в том числе исторических, увеличивается, с другой стороны, войны становятся все более жестокими и циничными, и каждая из них более кровавая, чем предыдущая. - Уроки истории преподавать непросто. Мало знать имена и даты — надо еще и понимать, что же в действительности произошло и как избежать ошибок прошлого и повторить его успехи. И здесь парадокс заключается в том, что для того, чтобы ставить вопрос таким образом, нужно иметь систему оценочных координат. Проще говоря, пока мы не знаем, «что такое хорошо, а что такое плохо», мы не можем и извлекать уроки истории. Именно поэтому так важно ставить во главу угла нравственные ценности, и именно на их основе изучать историю. Ведь именно из-за деградации этих самых ценностей, разрушения многовековой религиозной культуры и происходит то, что происходит: войны становятся всё более жестокими, политика — все более циничной, а экономика порождает не подлинные богатства, а финансовые «пузыри». История не поможет, если нет прочной духовной опоры. Но саму эту опору обрести помогает история.

http://pravoslavie.ru/98593.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010