Новости Институт святого Фомы запускает в 2020/2021 гг. новую учебную программу «Основы целостной личности» 27.04.2020 14:10 О. Штефан Липке SJ . Фото: рускатолик.рф Москва, 27 апреля, Благовест-инфо. Новую уникальную учебную программу «Основы целостной личности» предлагает в следующем учебном году Институт святого Фомы . В течение двух семестров преподаватели из МГУ, РГГУ, НИУ ВШЭ, СФИ и академических институтов буду знакомить обучающихся с аспектами антропологии, способствующими свободному развитию личности. Наряду с этой программой Институт св. Фомы приглашает новых слушателей на программу «Основы религиоведения», которая уже была успешно апробирована. О двух основных учебных программах, об особенностях этого учебного заведения, о внеучебной работе Института рассказал его директор о.  Штефан Липке SJ и сотрудник о. Себастьян Прието SJ на Дне открытого окна, который состоялся 25 апреля в онлайн-режиме на платформе Zoom. О. Штефан кратко рассказал об истории Института св. Фомы, который был создан в Москве еще в 1991 году как колледж католической теологии. В 1997 году Институт перешел в ведение «Общества Иисуса». В первые годы это было учебное заведение для католиков, но вскоре свои образовательные программы Институт предложил всем заинтересованным слушателям, независимо от конфессии и от какого-либо исповедания, а в наши дни – и независимо от места проживания, т.к. онлайн-технологии дают возможность приобщиться к обучению заочно. Многие годы Институт св. Фомы в рамках своей уникальной образовательной программы уделяет особое внимание диалогу в межкультурной, межэтнической, межконфессиональной среде в атмосфере взаимоуважения и свободы – это всегда подчеркивают руководители и сотрудники Института. Здесь изучают западное и восточное христианство, рассматривают религию в ее философском, социологическом, антропологическом, психологическом аспектах и творческом выражении. О. Штефан Липке подробно рассказал о новой программе, которая вобрала в себя все лучшее, что уже было включено в программы прошлых лет: «Личностный и духовный рост: ориентиры в пути» и «Психология и духовное развитие человека» – это говорит об особом и последовательном внимании сотрудников Института к проблеме человеческой личности. Новая программа «Основы целостной личности» состоит из двух частей. В первом семестре акцент будет сделан на междисциплинарном подходе к феномену личности, будут рассмотрены человек и человеческое сообщество в философии, теологии, психологии, в праве и искусстве. В этой части программы будут прочитаны курсы: «Становление личности и возрастная психология», «Концепция целостной личности», «Философская антропология», «Антропология Ветхого Завета», «Введение в социальную психологию», «Образ личности в художественной литературе», «Введение в семейную психологию», «Концепция личности в праве», «Образ личности в живописи».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Он подчеркнул, что весьма важно добиться взаимодействия с Римско-Католической Церковью в тех сферах деятельности, которые относятся к жизни и благосостоянию людей: " Перед традиционно настроенными христианами, а таковыми являются сегодня в первую очередь православные и католики, стоит задача защиты христианской нравственности, общего ответа тем вызовам, которые ставит перед нашими Церквами современная эпоха. Здесь очень большое пространство для взаимодействия " . В качестве примера Владыка Иларион привел ситуацию с принятием Европейским судом по правам человека решения о недопустимости присутствия Распятия в школах Италии. " Мы совершенно солидарны с Римско-Католической Церковью и с Правительством Италии, которое уже высказало свою озабоченность в связи с этим решением, – заявил архиепископ Иларион. – Мы считаем, что деятельность Европейского суда по правам человека не должна превращаться в фарс; мы не думаем, что такой крайне либеральный настрой, который выразился в этом решении, может быть доминирующим в Европе " . Председатель ОВЦС напомнил, что Европа имеет христианские корни, а Распятие является одним из универсальных символов, и выразил убеждение, что совершенно недопустимо в угоду либеральным или атеистическим стандартам лишать Европу и ее социальные институты тех символов, которые на протяжении веков служили именно консолидации людей. " Никогда Распятие не было символом насилия, оно всегда было символом примирения. И я думаю, что во всех таких областях мы можем очень тесно взаимодействовать с Католической Церковью – защищая традиционное христианство перед лицом воинствующего секуляризма и агрессивного либерализма " , – подчеркнул Владыка Иларион. Отвечая на вопрос одного из журналистов об актуальности проблемы прозелитизма в двухсторонних отношениях Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви, Владыка Иларион, в частности, сказал: " Тема прозелитизма должна быть исключена во взаимоотношениях между православными и католиками, потому что мы не должны переманивать верующих друг у друга, мы должны развивать механизмы совместного свидетельства о Христе, и понимать, что перед нами стоят одни и те же стратегические задачи " .

http://religare.ru/2_70150.html

Летом 1918 г. в стране был создан Единый государственный архивный фонд (ЕГАФ), где «значительная часть академических преподавателей нашла приют во 2 отделении IV секции» 69 . Здесь же с 15 ноября 1919 г. по 15 ноября 1921 г. состоял на службе И. А. Карабинов 70 . Благодаря сотрудникам этого отделения, которое возглавлял бывший начальник архива и библиотеки Святейшего Синода К. Я. Здравомыслов , «были спасены от полной гибели архивы и библиотеки Петроградской духовной академии и семинарии, Александро-Невской Лавры, Петроградской духовной консистории, Римско-католической коллегии, Палестинского общества, многих церквей и монастырей» 71 . 27 февраля 1921 г. И. А. Карабинов принимал участие в торжествах по случаю 200-летнего юбилея Синодального архива и библиотеки, которые теперь были преобразованы во 2 отделении IV секции ЕГАФ. После литургии в одной из аудиторий богословского института, о котором пойдет речь ниже, прошло собрание, где участвовавшим в праздничном богослужении, а также служащим архива был предложен чай, и было сделано несколько докладов. В частности, «профессор И. А. Карабинов рассказал о Синодальной библиотеке, рукописях и старопечатных книгах» 72 . В эти годы в Петрограде ощущалась огромная потребность в создании высшего учебного заведения, где можно было бы получить духовное образование. Результатом данных стремлений стало открытие 16 апреля 1920 г. митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским) Петроградского Богословского Института 73 , ректором которого был избран протоирей Николай Чуков, впоследствии ставший митрополитом Ленинградским и Новгородским 74 . Кафедру литургики со времени основания института занимал известный ученый, также участвовавший в Поместном Соборе, проф. Б. А. Тураев , который 23 июня 1920 г. скоропостижно скончался. Поэтому 24 августа 1920 г. Советом института вместо Б.А. Тураева был приглашен в качестве преподавателя литургики И. А. Карабинов 75 . Здесь И. А. Карабинов работал до закрытия института 6 мая 1923 г., который прекратил свою деятельность в связи с возрастающим в Петрограде движением обновленцев 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

В мероприятии приняли участие: научный руководитель Института США и Канады РАН, академик РАН С.М. Рогов, ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН, бывший начальник Главного штаба РВСН В.И. Есин, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН, бывший главный военный представитель РФ в НАТО В.С. Кузнецов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, посол России в США (1992-1994) В.П. Лукин, заместитель директора Института Европы РАН Р.Н. Лункин, председатель Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии при Общественной палате РФ, бывший заместитель Генерального Секретаря ООН С.А. Орджоникидзе, научный сотрудник Института США и Канады РАН А.С. Степанов, организатор проекта по управлению атомом в Гарвардском университете, ведущий специалист США по ядерному оружию и опасностям Мэтью Банн, бывший глава Агентства США по контролю над вооружениями и разоружению Уильям Бернс, почетный профессор Стэнфордского университета, заместитель генерального секретаря НАТО (2016-2019), бывший заместитель госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности, глава американской делегации на переговорах по договору СНВ-3 Роуз Гетемюллер, бывший начальник отдела Агентства США по контролю над вооружениями и разоружению, приглашенный научный сотрудник Центра по науке, технологиям и политике безопасности Американской ассоциации развития науки Пирс Корден, профессор наук о Земле, планетологии и астрономии Университета Калифорнии Рэймонд Дженлоз, старший научный сотрудник Центра американского прогресса и старший советник Центра оборонной информации, бывший заместитель министра обороны в администрации президента Р. Рейгана Ларри Корб, директор Бюро международной справедливости и мира для Конференции Католических епископов США Лукас Коач, почетный приглашенный сотрудник Анненбергской программы Джеймс Тимби, директор лютеранского офиса Всемирного сообщества, главный представитель лютеранской Всемирной федерации в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, соучредитель организации «Глобальные приоритеты» Дэннис Фрадо, координатор международных проектов организации «Глобальные приоритеты» Арнольд Коэн и др.

http://patriarchia.ru/db/text/5705332.ht...

Участники подписания Латеранских соглашений. Фотография. 1929 г. С установлением фашистского режима произошли существенные изменения в отношениях между итал. гос-вом и Римско-католической Церковью. В янв. 1923 г. состоялась тайная встреча Муссолини с госсекретарем Папского престола кард. Пьетро Гаспарри , были достигнуты договоренности о гос. поддержке «Банко ди Рома», где находились активы Папского престола, в обмен на сокращение деятельности ИНП. Муссолини пообещал принять меры по ограничению деятельности в И. масонских лож, восстановить религ. обучение в гос. школах и ввести должности капелланов в армии. В 1923 г. была проведена реформа образования, восстановлено обязательное преподавание в гос. школах католического катехизиса (реформа Джентиле). В 1924 г. гос. аккредитацию получил католич. ун-т Святейшего Сердца в Милане (основан в 1920). Стремясь разграничить общественную и политическую деятельность католиков, папа Пий XI в 1923 г. объединил «Народный союз» и др. итал. светские католич. орг-ции в единую систему «Католического действия» (Azione Cattolica), подчиненную итал. епископату. Структура «Католического действия» включала 4 секции (Итальянская федерация католиков-мужчин, Итальянский католич. союз женщин, Итальянская католич. университетская федерация, Итальянское об-во католич. молодежи). С целью укрепить международное положение фашистский режим предпринял шаги в решении «римского вопроса». В 1925 г. по поручению Муссолини была создана комиссия по реформированию итал. религ. законодательства под рук. министра юстиции А. Рокко. Комиссия занималась проблемами, связанными с признанием юридического статуса католич. монашеских орденов и конгрегаций, светских католич. орг-ций и проч. В авг. 1926 г. между итал. правительством и Папским престолом начались секретные переговоры по «римскому вопросу», которые осложнились введением гос. запрета на деятельность к.-л. орг-ций, кроме фашистских. Папский престол настаивал на сохранении «Католического действия» и «Католического института социальной деятельности» (с 1925 объединял католич. банки и кассы взаимопомощи), что вынудило Муссолини разрешить деятельность светских католич. орг-ций, чтобы не препятствовать заключению соглашения.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Папа Франциск объединил Папские Библейский и Восточный институты с Григорианским университетом Таким образом, три иезуитских учебных заведения станут одним целым   ВАТИКАН. Согласно решению Папы Римского Франциска, три иезуитских высших учебных заведения в Риме – Папский Григорианский университет, Папский Библейский институт и Папский Восточный институт – в мае этого года официально станут одним университетом, сообщает информационное агентство CNS. Священник-иезуит Артуро Соса, генеральный супериор Ордена иезуитов, 15 марта 2024 года сообщил, что «новый общий устав университета, в который на постоянной основе войдут Папский Библейский институт и Папский Восточный институт, вступит в силу 19 мая 2024 года, то есть в день Пятидесятницы», — говорится в пресс-релизе Григорианского университета от 18 марта. В январе Папа Франциск сказал группе студентов из Иерусалима: «В Риме слишком много церковных университетов. Вы должны согласиться на некую форму единства: единство в учебных планах. Приходите к соглашению, говорите». И действительно, в декабре Папа приказал Biblicum и Восточному институту официально стать частью Григорианского университета, сохранив при этом свои названия и области специализации. По новому уставу они станут академическими подразделениями университета, говорится в пресс-релизе. Согласно данным за 2021–2022 годы, опубликованным ассоциацией ректоров папских университетов и институтов Рима, в новом Папском Григорианском университете должно обучаться около 3500 студентов из более чем 125 стран и трудиться более 450 профессоров. Григорианский университет, старейший и крупнейший из папских университетов Рима, ведет свое начало от «Римского коллегиума», основанного в 1551 году католическим святым Игнатием Лойолой, основателем и первым главой Ордена иезуитов. Сегодня он предлагает степени в области теологии, философии, канонического права, экуменизма, межрелигиозного диалога, защиты, духовности, психологии и коммуникаций, а также других программ. Папский Библейский институт был основан в 1909 году и служит центром углубленного изучения Священного Писания и изучения древнего Ближнего Востока. Папский Восточный институт, основанный в 1917 году, занимается богословием, литургией, духовностью, традициями и каноническим правом Восточно-христианских Церквей.

http://sedmitza.ru/text/10374392.html

Еще в начале 17-го века, когда особенно сильно воинствовал протестантизм и когда его идеи быстро распространялись во всех странах католического мира, возбуждая в умах сомнения и порождая неверие, некоторые из лучших представителей католичества (напр., Yincenz von Paul) остановились на мысли основать «общество католических священников» с привлечением к нему преданных церкви клириков и мирян. Так были посеяны первые семена народной миссии. Священники сплотились между собою и сообща стали обсуждать нужды церкви, равно как и меры борьбы с неверием, индифферентизмом в делах веры, упадком нравственности. К 1660 году в католических странах Европы уже насчитывали свыше тысячи пастырских кружков и союзов. Из их представителей время от времени были составляемы пастырские съезды и конференции. Триентский собор был их завершением. Пробил час пробуждения и для католического общества. Те бесчисленные конгрегации и общества с благотворительною и миссионерскою целями, о которых было уже сказано, были результатом этого «возрождения католичества». Кроме них заслуживают внимания во множестве открывавшиеся тогда общества религиозно-нравственного просвещения народов. Эти общества устроили множество народных школ, заводили свои типографии, издавали бесчисленное количество книг религиозного содержания, журналов, картин; устраивали торжественные празднества и процессии; они же содержали и своих проповедников из даровитых лиц, получивших в Риме богословско-философское образование, и отправляли их для проповедования из села в село, из города в город. Впоследствии образовался целый институт проповедников, которых в наше время назвали бы миссионерами: были проповедники – ученые, городские, крестьянские, купеческие, мещанские, дамские, был даже особый вид проповедников кухарок. Для кухарок совершали особую мессу, на которой бы они могли присутствовать без ущерба своим обязанностям, устанавливали особые недели для их говенья, и в это время произносили для них особые проповеди. Образовался особый институт исповедников, состоявших обыкновенно из таких католических священников, которые славились своею способностью быстро и властно подчинять своему влиянию людскую совесть. А рядом с этим в католических странах появились еще особые организации, которые хотя состояли из людей светских, но душою своею имели священников и членов какого-либо монашеского ордена (чаще всего, иезуитов), – организации, также ставившие своею целью поднятие религиозно-нравственной жизни народа. Это – так называемые «свободные союзы»: союзы отцов и матерей, юношей и девиц, товарищей и учеников, купцов и ремесленников. Образцом для них служили союзы Викентиевский и Елизаветинский. Были союзы, которые ставили своею целью спасать падших женщин, предохранять семьи от разложения, регулировать отношения между бедными и богатыми, рабочими и работодателями, землевладельцами и крестьянами...

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Беспокойство многих клириков, монахов и мирян не имеет личностных мотивов. Они желают удержать открытым путь, которым следовали святые, надежный путь мистико-аскетической жизни, которая ведет к святости и обожению, «узкий и тернистый путь, ведущий в жизнь вечную». Путь же рационализма и покоя, комфорта является «пространным путем, ведущим в погибель» " 1061 . Даже многие лидеры харизматических церквей проявляют беспокойство относительно потери традиционных богослужебных рамок, полагая, что «одной из основных причин отсутствия истинного пробуждения в наши дни является утрата связи с историей» (Ульф Экман). В харизматическом движении наблюдается возврат к истокам, поиск корней, изучение духовного опыта прошлого, освоение литургических традиций разных церквей, тяготение к твердому библейскому фундаменту. Из общих работ по истории католического богослужения, вышедших после II Ватиканского собора, и изданий источников отметим исследования известного католического литургиста, главы французской литургической школы, консультанта Конгрегации божественной службы в течение почти 40 лет о. Эме-Жоржа Мартимора (1911 –2000) 1062 , который в 1946–1964 гг. был директором Центра пастырской литургики в Париже, позже – ректором Католического института в Тулузе, участвовал в разработке реформаторской литургической конституции II Ватиканского собора Sacrosanctum concilium. Нельзя обойти вниманием и одного из ведущих литургистов современности, доминиканца о. Пьера-Мари Жи (1922–2004) 1063 – ученика о. Бертрана Ботта из Лувена и кардинала Конгара (с последним о. Жи связывали тесные дружеские отношения с 1945 г. и до его смерти). Дом Жи был связан научными интересами с целым рядом крупнейших литургистов своего времени, включая Й.А. Юнгманна (как до начала II Ватиканского собора, так и в послесоборной работе над основными принципами литургической реформы), о. Грегори Дикса и др. Именно благодаря совместным усилиям о. Жи и «пионера и гиганта» литургического движения в Германии, сооснователя Немецкого Литургического института в Трире (1947), одного из экспертов II Ватиканского собора профессора Бальтазара Фишера (1912–2001) 1064 Э.-Ж.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После революции эти контакты во многом прервались. В последнее двадцатилетие после «советского пленения» произошло обращение к трудам дореволюционных авторов, восстанавливались контакты с канонической наукой других Православных Церквей и русского зарубежья. В этом контексте, возможно, имеет смысл обратиться и к авторам иных конфессий, памятуя о том плодотворном диалоге, которые представлен в трудах Н.С. Суворова, Н.А. Заозерского, А.С. Павлова, И.С. Бердникова, В.Ф. Кипарисова и др. Мне бы хотелось обратиться к трудам выдающегося немецкого канониста Клауса Мëрсдорфа (1909—1989), который интересен для православного читателя в силу многих причин. Например, в связи со своей критикой теории «Церкви без права» протестантского юриста Рудольфа Зома и одновременно многих положений католической церковно-правовой теории XIX в.; в связи с его особым вниманием к теме церковной власти и отношениям между священной властью и властью юрисдикции (что близко православному подходу, который не проводит различия между этими двумя властями ). Также можно отметить особое внимание Мёрсдорфа к теме таинства, в связи с чем вспоминается та версия православной канонистики, которую создал о. Николай Афанасьев, преподаватель канонического права в Свято-Сергиевском институте, сблизив каноническое право с экклезиологической и литургической проблематикой . Данная статья носит не аналитический, а скорее описательный характер. Сопоставление католической и православной канонистики второй половины XX в. все еще остается сложной и интересной темой, требующей специальных исследований в будущем.   1) Жизненный и научный путь Клаус Мëрсдорф (1909—1989) является ключевой фигурой католической канонистики последнего столетия. С его именем связана т.н. «Мюнхенская школа», одно из направлений в современной католической канонистике. Именно ему принадлежит заслуга наиболее убедительно поставить проблему богословских оснований канонического права. Но и помимо собственно канонистки, жизнь и деятельность этого немецкого священника и профессора представляют собой знаменательную страницу христианской учености в Европе XX века.

http://bogoslov.ru/article/2492358

Здесь также предполагается, что любой институт посвященной жизни по своей природе создан с целью служить всей Церкви; однако он называется институтом диоцезального права, если был учрежден епископом и еще не получил от Апостольского престола декрета об утверждении. Напротив, институт посвященной жизни называется институтом понтификального права, «если он был учрежден Апостольским престолом или утвержден его официальным декретом» (кан. 589). Очевидно, что как первые, так и вторые могут быть институтами духовными или мирскими, институтами монашествующих или секулярными. Суммируя, можно сказать, что в каноническом аспекте конститутивными элементами всех этих типов институтов посвященной жизни являются: 1) каноническое учреждение института компетент ной церковной властью (каноны 573 § 2, 576, 579); 2) обеты или другие священные узы в согласии с собственными законами института, связанными с исповеданием Евангельских советов (кан. 573 § 2). Кроме того, не следует забывать, что во всех типах институтов посвященной жизни действует каноническое равенство (кан. 606), и что кодексная типология открыта навстречу новым формам посвященной жизни, хотя право их одобрять сохраняется лишь за Апостольским престолом (кан. 605). б) Институты монашествующих, секулярные институты и общества апостольской жизни Согласно Кодексу канонического права, «институт монашеству ющих представляет собой общину, члены которой в согласии с собственным правом института дают публичные обеты – постоянные или временные, но возобновляемые по истечении их срока – и сообща ведут братскую жизнь» (кан. 607 § 2). Публичность обетов отделяет институты монашествующих от обществ апостольс кой жизни 675 , а уход от мира и совместная жизнь – от секулярных институтов 676 . Опять-таки согласно Кодексу канонического права, «секулярный институт есть институт посвященной жизни, в котором верующие христиане, живя в миру, стремятся к совершенству христианской любви и стараются содействовать освящению мира» (кан. 710). К этим двум основным типам институтов посвященной жизни примыкают общества апостольской жизни 677 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010