Исследование, с которым я являюсь на суд публики, представляет собою попытку изобразить в ряд исторических очерков судьбу церковноправового института, с которым стоит и падает жизненная сила самого общества церковного, с которым неразрывными узами связан вопрос о внутренней крепости этого общества, о благе его членов, о чести и достоинстве Церкви. Полагаю, что столь важное значение церковных наказаний для жизни Церкви служит достаточным оправданием сделанного мною выбора предмета для исследования. В той мысли, что историческое изучение того или другого института ведет к выяснению этого института как в его существе, так и в отдельных сторонах и подробностях, я посвятил мой посильный труд изложению исторического хода церковных наказаний в различных христианских церквах. Между этими различными церквами выбор, как казалось мне, сделан непроизвольно. Читатель найдет здесь древнюю Восточную Церковь , римско-католическую, евангелическо-лютеранскую и русскую православную. Ставя выше сомнений и доказательств необходимость изучения церковных наказаний не только в русской православной, но и в древней Восточной Церкви, – так как законодательство этой последней послужило фундаментом для канонических и юридических определений по нашему вопросу и в отечественной Церкви, и на западе, – я считал себя обязанным, в то же время, отнестись с серьезным вниманием и к праву римско-католической и евангелическо-лютеранской церквей. Для оправдания этого внимания, можно бы было ограничиться указанием на то одно обстоятельство, что в русской православной Церкви высказывались и проводились иногда в практике принципы, напоминающие начала римско-католического и евангелическо-лютеранского церковного права; а таковые начала всего лучше могут быть поняты и оценены при соображении того места и значения, какое занимали и имели они в их отечественной системе, в месте их происхождения. Но этого мало. На западе отдельные институты, как и целая система церковного права, вырабатывались при пособии науки: по стройности системы, по выработке отдельных учений, по точности юридических определений, унаследованной от римского права, западное церковное право представляет предмет, достойный внимательного и серьезного изучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Либеро Джероза Скачать epub pdf Глава шестая. Институциональные органы Церкви 20. Некоторые основные богословско -юридические понятия 20.1 Синодальность и совместная ответственность как типичные институциональные выражения церковного общения а) Предварительные терминологические уточнения Коллегиальность и участие – наиболее распространенные термины послесоборного языка, причем как в церковных кругах, так и в средствах массовой информации, проявляющих интерес к жизни Церкви. Несмотря на это, их собственный смысл и, соответственно, сфера употребления в лоне Церкви (как вселенской, так и отдельной) намного уже и ограниченнее, чем думают. Во всяком случае, в экклезиологическом отношении данные понятия менее адекватно, чем понятия синодальности и совместной ответственности, выражают те структурные разновидности, посредством которых логика церковного общения определяет осуществление sacra potestas (священной власти). В конечном счете причина такой неадекватности заключается в том, что в обоих понятиях преобладает технико-юридическое значение мирского происхождения. Как таковое, оно не способно выразить теологическую основу церковного общения, где отношение взаимной имманентности между единством и множественностью, а также способы осуществления этого отношения, в конечном счете могут быть познаны только верой, поскольку представляют собой историко-институциональные отражения единства и множественности таинства Троицы 680 . Правота этого утверждения об экклезиологической неадекват ности понятий коллегиальности и участия подкрепляется различными доводами доктринального характера 681 . Здесь достаточно будет напомнить следующее. Абстрактное существительное «коллегиальность» (как таковое, ни разу не употребленное Вторым Ватиканским собором) неадекватно для выражения тех способов, какими принцип communio определяет осуществление власти в Церкви, потому что в юридически строгом смысле коллегиальными являются только те акты, в которых воля отдельных субъектов утрачивает самостоятельное значение и становится частью воли коллегии как единственного субъекта, несущего ответственность за принятое решение 682 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКИМОВ Павел Николаевич (1.08.1900, С.-Петербург - 16.09.1970, Мёдон, близ Парижа), религ. философ. Сын полковника, убитого террористом в 1905 г. В детстве вместе с матерью часто посещал мон-ри. Обучался в кадетском корпусе в С.-Петербурге, в 1918 г. поступил в КДА. Участвовал в гражданской войне. В 1920 г. эмигрировал в Стамбул, в 1923 г. переехал в Париж, был вынужден чистить вагоны, работал на автомобильном заводе «Ситроен». Одновременно посещал курсы философии в Сорбонне, в 1925-1928 гг. обучался в Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского , испытал влияние прот. Сергия Булгакова и Н. А. Бердяева . Во время второй мировой войны защитил в ун-те г. Экс-ан-Прованс докт. дис. по философии на тему «Достоевский и проблема зла», особое внимание уделил анализу легенды о Великом Инквизиторе. Е. был секретарем Парижского отд-ния Русского студенческого христианского движения . Во время второй мировой войны участвовал в движении Сопротивления. В 1941 г. стал одним из основателей межконфессионального комитета помощи беженцам CIMADE, к-рый открывал для беженцев общежития. Руководил студенческим центром CIMADE в г. Севр (Франция) с момента его создания в 1947 г. При нем в городском парке была открыта часовня для людей разных вероисповеданий. Е. был одним из организаторов Всемирного движения правосл. молодежи «Синдесмос» , оформившегося на конференциях правосл. молодежи в Севре в 1952-1953 гг., и его 1-м президентом в 1953-1954 гг. После войны преподавал в Боссе экуменическом институте близ Женевы. В 1953 г. стал профессором нравственного богословия в Сергиевском ин-те, от к-рого был послан наблюдателем на Ватиканский II Собор . С 1967 г. профессор в Высшем ин-те экуменических исследований при Католическом институте в Париже. Директор Центра франкоязычных правосл. исследований в Париже. В 1968 г. Фессалоникский ун-т присудил ему степень д-ра богословия honoris causa. Е. внес значительный вклад в распространение Православия во Франции и в др. франкоязычных странах. Так, при его участии в 60-х гг. ХХ в. в нижнем храме (крипте) Александра Невского собора в Париже был устроен франкоязычный Троицкий приход. Похоронен на рус. кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

http://pravenc.ru/text/187061.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИНСТИТУТЫ И ФАКУЛЬТЕТЫ ПАПСКИЕ высшие учебные и исследовательские заведения Римско-католической Церкви, находящиеся в непосредственном ведении Папского престола и от его имени присваивающие степени бакалавра, лиценциата, магистра и доктора по различным специальностям. Наряду с университетами папскими и университетами католическими , а также др. высшими католич. учебными заведениями И. и ф. п. руководствуются нормами, изложенными в конституции папы Римского Иоанна Павла II «Sapientia Christiana» (1979), и принимают на обучение клириков (монашествующих и секулярных) и мирян (мужчин и женщин). Большинство И. и ф. п. являются самостоятельными учреждениями, нек-рые из них как автономные структуры входят в состав папских ун-тов. Наиболее значимые И. и ф. п., представляющие собой крупные учебные и исследовательские заведения университетского уровня, располагаются в Риме (итал. Atenei Romani): Восточный папский институт и Папский библейский институт (входят в состав папского Григорианского университета ), Папский ин-т исследований брака и семьи «Иоанн Павел II» (входит в состав папского Латеранского ун-та), Папский ин-т св. Ансельма, Папский ин-т «Царица апостолов», Папский высший ин-т лат. языка (в качестве автономного фак-та входит в состав папского Салезианского ун-та), Папский ин-т церковной музыки, Папский ин-т христианской археологии, Папский теологический фак-т «Сан Бонавентура», Папский теологический фак-т и Папский ин-т духовности «Терезианум», Папский теологический фак-т «Марианум», Папский ин-т арабистики и исследований ислама, Папский фак-т педагогических наук «Ауксилиум». Папским статусом также наделены нек-рые высшие ин-ты церковных исследований (Instituzioni Superiori di Studi Ecclesiastici), в т. ч. папский Амвросианский ин-т церковной музыки в Милане, Папский ин-т средневековых исследований в Торонто (Канада), Папская теологическая академия в Кракове (Польша), Папский ин-т теологии и философии в Алуве (Алвае, шт. Керала, Индия), Папский атенеум философии и теологии «Дхармарам Видья Кшетрам» и Папский ин-т св. Петра в Бангалоре (шт. Карнатака, Индия), Папский вост. ин-т религ. исследований «Паурастья Видьяпитхам» в Коттаяме (шт. Керала, Индия), Папский ин-т философии и религии «Джняна Дипа Видьяпитх» в Пуне (шт. Махараштра, Индия), Папский теологический фак-т Сардинии (Кальяри, Италия), Папский теологический фак-т Непорочного Зачатия в Вашингтоне (США), Папский теологический фак-т в Варшаве, Папский теологический фак-т во Вроцлаве (Польша) и Папский теологический фак-т «Ведабхакти» в Джокьякарте (Индонезия). Папский институт исследований брака и семьи «Иоанн Павел II»

http://pravenc.ru/text/468827.html

Новости Первая научная конференция памяти о. Георгия Чистякова посвящена исследованиям Нового Завета 28.06.2010 10:58 Москва, 28 июня, Благовест-инфо. Первая научная конференция памяти священника Георгия Чистякова (1953-2007) состоялась 25 июня в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), в третью годовщину его кончины (22 июня). Организаторы конференции – сотрудники Центра изучения религий РГГУ выбрали для научного обсуждения тему, которой о. Георгий Чистяков посвятил многие свои работы: «Новозаветные исследования: проблемы и перспективы». В РГГУ хорошо знали о. Георгия как талантливого историка, филолога, богослова, публициста, яркого преподавателя – в 1990-х гг. он читал студентам курсы по Новому Завету, по культурологии. Об этом упомянул, открывая конференцию, проректор РГГУ по научной работе Дмитрий Бак. «О. Георгий – человек универсальных интересов. Но Новый Завет – это самое дорогое для него. Поэтому мы хотели связать его память с самой важной для него научной проблематикой. Тем более, что, как это ни парадоксально, у нас (в России – ред.) пока не было полновесной конференции по Новому Завету, новозаветная наука не структурирована, специалисты, которые работают в этой области, имеют мало возможностей для научной дискуссии. Мы надеемся, что новозаветные конференции памяти о. Георгия станут регулярными», -- сказал «Благовест-инфо» организатор форума, руководитель Центра изучения религий РГГУ, однокурсник и друг о. Георгия Николай Шабуров. Как отметил в беседе с агентством сотрудник этого же центра и сын о. Георгия Петр Чистяков, конференция показала, что потребность в данной научной дискуссии действительно велика: желающих высказаться по теме каждого доклада было столько, что приходилось ограничивать их, соблюдая регламент. Он отметил также, что интерес к конференции проявили ученые из светских вузов и духовных школ, представители разных конфессий. В первой, сугубо научной части конференции выступили с докладами ученые из РГГУ, МГУ им. Ломоносова, Санкт-Петербургского университета, Московской духовной академии, Библейско-богословского института св. апостола Андрея, Свято-Филаретовского православно-христианского института, Католического института св. Фомы Аквинского.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

поиск:   разделы   рассылка Александр Щипков Александр Щипков: Государство и Церковь должны договориться – Александр Владимирович, вас называют пропагандистом идеи конкордата между российским государством и Русской Православной Церковью. Вы сами говорили о том, что отношениям государства и Церкви " пора перейти от стадии умозрительных концепций к стадии соглашений практического характера " . По каким вопросам подобные практические соглашения должны быть приняты в первую очередь? – Меня напрасно называют пропагандистом идеи конкордата. " Конкордат " – термин иноземный, но есть и прекрасное русское слово – " согласие " . Я не пропагандист, я горячий приверженец идеи согласия между Церковью и государством. Отношения между Церковью и государством должны быть разумны и взаимополезны. По своим убеждениям я являюсь государственником. Я с любовью и почтением отношусь и к государству Российскому, и к Русской Церкви и считаю чрезвычайно важным найти согласие между двумя этими институтами. Существует известная практика Католической Церкви: заключение соглашений с отдельным государством и даже отдельными землями, например в Германии. Договорная система – обычное дело, без договора устанавливать партнерские отношения затруднительно. Мне кажется, что мы к этому плавно движемся. Церковь заключает – и довольно давно – договоры с отдельными государственными организациями и институтами. Существуют договоры с Минобороны, с Минздравом. Заключаются соглашения между отдельной епархией и региональными институтами. Это явления современной жизни – прообразы того, о чем я впервые начал говорить 15 лет назад. Хотим мы этого или не хотим, но государство и Церковь должны договориться между собой – не о разделении сфер влияния, а наоборот, о совместных площадках, на которых они будут сотрудничать. Договориться о соработничестве. Одна из моих старых статей так и называется: " К симфонии через партнерство " . И у Церкви, и у государства один общий объект приложения сил – человек и гражданин. Государство занимается его обустройством в этой жизни, а Церковь заботится о спасении его души. Но поскольку видимая, земная часть Церкви тоже является социальным институтом, то она также занимается и социальными проблемами, и просвещением, и воспитанием.

http://religare.ru/2_48736.html

Пресвитер Константин Симон: «Русский дом» в Риме Я надеюсь на добрые отношения между православными и католиками. 9 июня, 2014 Я надеюсь на добрые отношения между православными и католиками. Архиепископ Петергофский Амвросий совершил чин присоединения к Православной Церкви католического священника Константина Симона — настоятеля «русского дома». История Руссикума, легендарного «русского дома» в Риме – удивительное свидетельство действия промысла Божия. Основанный в начале XX столетия для иностранцев, которых Ватикан готовил к миссии в России, сегодня он стал домом для русских студентов. Они живут здесь, получают специальное литургическое и церковно-правовое образование в Папском Восточном институте и, возвращаясь к себе на Родину, вносят свой вклад в развитие отечественной богословской науки. Большинство учащихся из России курирует пресвитер Константин Симон, член Общества Иисуса, профессор истории, автор недавно вышедшей в свет монографии «Pro Russia: Руссикум и католическая работа для России». С отцом Константином мы беседуем о прошлом и настоящем «русского дома» в Риме. Биография: Константин Симон родился в 1955 году в США (Нью-Джерси). Имеет венгерские и малороссийские корни. Среди предков– православные, кальвинисты и католики. Обучался в Папском Григорианском университете и Папском Восточном институте в Риме и там получил докторскую степень в 1982 году за работу «Русинская эмиграция в США в ранний период (1884 – 1894 гг.)». Затем  повышал квалификацию в области балканской филологии и славистики с углубленным изучением албанского языка и албанской культуры в Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана. С 1994 году ординарный профессор по славянской и русской истории в Папском Восточном институте. Член Южно-Бельгийской провинции общества Иисуса. Служил советником в Папском совете по христианскому единству и в Экуменической Папской комиссии по подготовке торжеств встречи «Второго тысячелетия». Много путешествовал по Балканскому полуострову и по России. Свободно владеет английским, русским, французским, немецким и итальянским языками, читает на четырнадцати языках. Автор нескольких монографий по русской и балканской церковной истории, а также первого тома из серии, посвященной русскому католическому движению.

http://pravmir.ru/presviter-konstantin-s...

Таинство покаяния установлено Самим Господом Иисусом Христом. Это ясно видно из повествования св. Иоанна о первом явлении Спасителя, по воскресении, Своим ученикам: «Пришел Иисус, – пишет св. Иоанн, – дунул и говорит им: примите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:19 ; Ин.20:22–23 ) 208 . Из этих самых слов видно, что таинство покаяния с самого же начала должно было стать и внешним видимым священнодействием: чтобы прощать или не прощать грехи, Апостолы должны были знать как самые грехи, так и внутреннее расположение грешников, – и то, и другое возможно при исповедании кающимися своих грехов; с другой стороны, и прощение, и запрещение апостольское также должно было быть внешне выражено в той или иной форме. Но из каких именно внешних действий состояло это священнодействие, с какою дисциплиной оно соединялось, – эти вопросы пока не разрешенные, неясные и спорные. Можно, например, говорить о существовании покаянной дисциплины в III веке. А была ли она раньше, – на этот вопрос ответить с положительностью нельзя. Гарнак, например, считает, что покаянная дисципина развилась среди первохристиан из иудеев, а от них перешла в церкви язычников. Другие же думают по-иному 209 . То же и относительно тайной исповеди. «Католические ученые признают, что с древнейшего времени наряду с публичной исповедью, совершаемой перед церковным собранием, существовала исповедь полуоткрытая – перед епископом и пресвитериумом, и тайная – перед одним или несколькими священниками. Протестантские же ученые доказывают, что в течение первых трех веков тайной исповеди не было и что во все продолжение периода вселенских соборов она не была прочно установленным и всеобязательным церковным институтом. Наши исследователи склоняются то на ту, то на другую сторону. Есть ученые, которые утверждают, что тайная исповедь существовала в Церкви в век апостольский» 210 , но есть и не согласные с этим. Так, проф. Н. С. Суворов в своей докторской диссертации «Объем дисциплинарного суда и юрисдикции в период вселенских соборов» (Ярославль, 1884, с. 113–114) доказывает, что в указанный период тайная исповедь не была вполне сложившимся институтом, а проф. Н. А. Заозерский в своем разборе книги проф. Суворова «Покаяние и суд в древней Церкви» (Правосл. обозр., 1883 г., февраль и март) утверждает, что в период вселенских соборов тайная исповедь была институтом организованным и ее органом являлся пресвитер 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Коммюнике IX богословских собеседований между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией (Санкт-Петербург, 14-17 июня 2016 г.) 21 июня 2016 г. 16:11 С 14 по 17 июня 2016 года в Санкт-Петербурге прошли IX богословские собеседования между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла собеседования проходили в стенах Епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии в Александро-Невской Лавре и были посвящены теме «Христианское учение о браке и семье в свет современных вызовов». Они стали продолжением VIII собеседований по христианскому осмыслению ценностей в современном обществе, прошедших в 2013 году в Магдебурге. В состав делегации Русской Православной Церкви на собеседованиях вошли архиепископ Берлинский и Германский Феофан (сопредседатель), митрополит Полтавский и Миргородский Филипп (Украинская Православная Церковь), епископ Бобруйский и Быховский Серафим (Белорусский Экзархат), профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), проректор СПбДА по учебной работе протоиерей Владимир Хулап, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), сотрудник ОВЦС священник Алексий Дикарев и секретарь кафедры богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Кирилла и Мефодия д-р Е.А. Пилипенко. Немецкая епископская конференция была представлена делегацией, в состав которой вошли епископ Магдебургский д-р Герхард Файге (сопредседатель), викарный епископ Хильдесхаймской епархии д-р Николаус Швердтфегер, викарный епископ Лимбургской епархии д-р Томас Лёр, профессора д-р Йозеф Фрайтаг (Эрфурт), д-р Хайнц-Герд Юстенхофен (Гамбург), д-р Урсула Нотелле-Вильдфойер (Фрайбург), д-р Томас Зёдинг (Бохум) и директор Института Иоганна Адама Мёлера в Падерборне д-р Йоханнес Эльдеманн. Открывая собеседования, глава делегации Московского Патриархата архиепископ Берлинский и Германский Феофан приветствовал собравшихся от имени Святейшего Патриарха Кирилла, подчеркнул их значение для взаимопонимания и отметил важность пастырского подхода в вопросах брака и семьи. В свою очередь глава немецкой делегации епископ Магдебургский д-р Герхард Файге передал приветствие председателя Немецкой епископской конференции кардинала Райнхарда Маркса, архиепископа Мюнхенского и Фрайзингского, напомнил о последних Генеральных ассамблеях Синода епископов  Католической Церкви в Риме по вопросам брака и семьи и обратил внимание на Апостольское обращение Папы Римского Франциска «Amoris laetitia» (Радость любви), опубликованное по итогам дискуссий на Синоде.

http://patriarchia.ru/db/text/4545301.ht...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Патриарх Варфоломей несвободен в своих действиях 27 октября 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка! Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Е. Грачева: Несколько дней назад в Ватикане состоялась Ваша встреча с Папой Римским Франциском. В настоящее время достаточно развит диалог между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. Чем можно объяснить то, что участились контакты с Римско-Католической Церковью? Правы ли те, кто говорят, что сейчас нам западные христиане ближе, чем братья из Константинополя? Митрополит Иларион: Отношения между Русской Православной и Римско-Католической Церквями получили новый импульс к развитию после того, как Патриарх Кирилл встретился с Папой Франциском в Гаване два с половиной года назад. Надо сказать, что и до того контакты были регулярными. Я бы не сказал, что они сейчас участились. За время понтификата Папы Франциска, я с ним встречался 7 раз, то есть в среднем я с ним встречаюсь один раз в год. Обычно это бывает осенью, в том числе и потому, что осенью проводятся заседания Синода Римско-Католической Церкви, на которые традиционно  приглашаются наблюдатели от нескольких Православных Церквей. Уже много лет я приезжаю туда в качестве наблюдателя от Русской Православной Церкви. Обычно я приезжаю на один или два дня. Мне дают 10 или 12 минут, чтобы высказать точку зрения Русской Церкви на конкретную тему, ведь у нас есть регулярный студенческий обмен, к нам приезжают группы сотрудников или священников из Ватикана, а мы направляем своих сотрудников или священников в Ватикан. Уже третий год у нас проходят двухнедельные Летние институты на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры. На полях Синода я всегда встречаюсь с Папой. Обычно это бывает аудиенция, которая длится около часа и позволяет обсудить вопросы, стоящие на повестке двусторонних отношений.

http://mospat.ru/ru/news/47017/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010