Поэтому первоочередной пастырской обязанностью епископов и священников, согласно призыву Иисуса Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк. 16:15 ), является катехизация тех, кто желает принять святое Крещение, так же как и тех, кто его уже принял, но мало знает о христианской вере. Импульсом для катехизаторской работы являются слова Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19–20 ). Если мы изучим различие между словами «научите» и «уча» и задумаемся над их содержанием, то обнаружим, что здесь идет речь о проповедании (см. Мф. 10:7; 24:14 ; Лк. 9:2 ) и принесении свидетельства (см. Деян. 1:8 ) с целью обновления катехуменов во Христе, так как Церковь приносит людям «новое творение», «новую жизнь» во Христе и призывает всех стать Телом Христовым, чтобы быть причастниками жизни Триединого Бога. «Кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5:17 ), а это значит, что катехизация должна вести к возможно лучшему выражению причастности к жизни Христовой, к православному назиданию, которое святой Григорий Богослов выразил словами: «Со Христом должно мне спогребстись, со Христом воскреснуть, со Христом сонаследовать, стать сыном Божиим, даже богом!». Бог обращается к человеку через евангельскую проповедь , и человек отвечает через покаяние – изменение старого образа жизни, через исповедание веры и принятие святого Крещения. Из этого следует, что катехизация и Крещение как вступительное Таинство в жизнь Церкви суть вопросы, наиболее важные для каждого верующего, но вместе с тем и для жизни всей Церкви, так как вступление в Церковь не есть только личное дело отдельного человека, но касается всей Церкви. Воплощенный Божественный Логос, Который, по словам преп. Максима Исповедника , содержится во всех евангельских заповедях, подается человеку как «слово Божие, живое и действенное и острее всякого меча обоюдоострого» ( Евр. 4:12 ). Если человек безоговорочно примет Божие слово, ему будут предоставлены все предпосылки для второго рождения (см.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/katehe...

Пюльца), внутри которых или под которыми были устроены могилы. Последние – в баптистериях при Западной базилике (четыре гробницы под полом), «храме с ковчегом» (одна гробница под полом), храме Богоматери Влахернской (склеп и в баптистерии (две поздние гробницы, – наземная, пристенная, и на месте купели). Устройство крещальни вместе с могилами или вблизи кладбищенских погребений, рядом с мартириями вполне объяснимо настойчиво проводимой христианской идеей ассоциации «образа могилы и источника жизни», воды крещения и крови мучеников, мистического погребения Христа и Его Воскресения к жизни вечной, что убедительно демонстрируют неоднократно звучавшие в проповедях слова апостола Павла: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим: 6: 3–5) 1088 . Подвиги мучеников, по преданию, здесь похороненных, должны были особенно вдохновлять принять крещение именно среди «святых могил» (in tumilis sanctorum). Поэтому в большинстве случаев видно стремление сблизить место крещения и алтарь, а также крещальню и место отправления мемориального культа, мартирий – сооружение для почитания мучеников, поминальную часовню, что обуславливалось глубинной, ментальной символикой, представлением о мистической связи Крещения и Воскресения и было общей практикой 1089 . Как верно отметила Л. Г. Хрушкова, это вытекало из дидактических намерений и интересов паломничества, поскольку среди тех, кто приходил к местам чтимых захоронений было немало именно катехуменов или новокрещеных 1090 . Отсюда же поразительное совпадение архитектурных форм баптистериев и мартириев и встречающееся уже среди раннехристианских памятников совмещение крещального и мемориального культов в рамках одного сооружения 1091 . Подчас это обстоятельство вносить путаницу в интерпретации исследователей, как это произошло, к примеру, с баптистерием («часовней Б») при Западной базилике: вырубленную в полу его апсиды десятигранную, облицованную мраморными плитками купель глубиной чуть меньше метра, с обязательной ступенькой-сходом с востока до сих пор пытаются связать с мощехранительницей 1092 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Дары, полученные в Таинстве Священства, семинарское образование, высокий кредит доверия со стороны мирян дают священнослужителям немало преимуществ перед мирянами, однако не исключают возможность и для мирян стать успешными катехизаторами. Священнослужителей некоторые катехумены воспринимают как некую касту, и таких катехизатор-мирянин может больше расположить к себе, упростить общение. Мы имеем пример из Священного Писания, когда человек свидетельствовал о Христе, не имея первоначально никакого отношения ни к Апостолам, ни к рукоположенным от них пресвитерам. «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос ( Деян.18:24-28 )». Апостол Павел отметил роль святого апостола Аполлоса в распространении христианства в Коринфе: «Я насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог ( 1 Кор. 3:6 ). Часто приходится встречать аргумент: важнее всего для проповеди собственная жизнь по заповедям Христовым, а учительство – это лишнее. Этот тезис активно исповедуют некоторые воцерковлённые и зачастую даже достаточно начитанные миряне. В подтверждение своей позиции они обычно приводят слова прп. Серафима: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». На это можно ответить следующее: 1) Не умаляя истинности слов Саровского подвижника, можно добавить, что собственный пример – не отдельный метод, а необходимый элемент любого метода катехизации. Слова человека, просвещенного Божественной благодатью, намного быстрее найдут отклик в душах людей. Однако, в практическом плане, где найти столько святых катехизаторов, обладающих ещё и даром слова?

http://azbyka.ru/katehizacija/trebovanij...

Традиция воспринимать грядущее массовое отпадение христиан от Христа, от Церкви как один из наиболее значимых признаков последних времен имеет древнее происхождение. Этот признак отмечен в Священном Писании, как то: « Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? » ( Лк.18:8 ); « Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога » ( 2Фес.2:1-4 ). Можно ли отпевать отпавшего усопшего Отпевание должно совершаться в отношении членов Церкви, это подтверждает и текст его молитв, и такие обращения как “ со святыми упокой ”, “ чадо мое духовное ”. Отпевание не является пропуском в Рай, это молитвенные проводы верного христианина его общиной и духовником. Как лучше поминать тех, кто скончался, будучи отпавшим от Церкви? Наиболее действенной формой поминовения усопшего, отпавшего от Церкви, является воцерковление его ближних, усиление их духовной жизни . Если любовь к усопшему подвигнет его родственников к духовному преображению, то это благотворно отразится на его посмертной участи. Цитаты об отпавших «Крещеные христиане, которые совершили какой-либо тяжкий грех, временно исключались из общины. Их братья скорбели о них как об умерших для Бога. Для возвращения в Церковь кающимся требовалось пройти более длительный исправительный срок, чем катехуменам. Христиане радовались раскаявшемуся и возвратившемуся брату, как если бы тот воскрес из мертвых. В общем собрании катехумены и кающиеся занимали место позади верных. И катехумены, и кающиеся не могли присутствовать на евхаристии. Они могли находиться в церкви во время чтения Священного Писания и следовавшей за ним проповеди».

http://azbyka.ru/otpavshie

Экзорцизм – молитва об изгнании нечистых, злых духов из человека. В древней Церкви он существовал двух видов: экзорцизм катехуменов и экзорцизм Касательно катехуменов, этот обряд проводился с целью выражения глубокой богословской идеи о том, что человек может либо находиться под властью князя мира сего, либо под властью Христа. Таким образом, выбор человека в пользу обновления своей жизни и перехода под власть Христа – это выбор между двумя господами: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.» (Мф. 6,24). Таким образом, обряд экзорцизма еще раз подчеркивает идею того, что человек в процессе катехумената должен решиться на этот нелегкий шаг расставания со своим прошлым для того, чтобы стать христианином. Непосредственная подготовка ко крещению описывается таким образом: «Готовящиеся ко крещению в канун субботы пусть постятся, а в субботу те, кто примут крещение, пусть соберутся по указанию епископа в одно место. Всем им повелевается, чтобы они молились и преклонили колени. И, возлагая на них руку свою, пусть он заклинает всяких чуждых духов, чтобы они убежали от них и уже не возвращались в них. По окончании заклинания пусть он дует им в лицо и пусть осенит им лоб, уши и ноздри и поднимает их, и пусть они бодрствуют всю ночь, и да читается им, и да наставляется.» (Ап. Пр. 21) Мы видим несколько непосредственных моментов подготовки к самому Крещению. Прежде всего это пост. Дидахе дает подобное указание: «Перед крещением пусть постятся крещающий [тот, кто совершает Крещение] и крещаемый, а также те, кто могут это делать [члены общины]. Пусть крещаемый постится один или два дня».  Святой Иустин Философ говорит подобное: «Когда многие убеждаются и веруют в истинность того, о чем мы говорим и учим, и пытаются жить согласно этому, мы учим их поститься и молиться Богу об оставлении их прошлых грехов; мы также молимся и постимся с ними. Затем их приводят к месту, где есть вода, и они возрождаются так же, как возродились и мы»

http://texts.aquaviva.ru/hulap/

Активные попытки обратить римских евреев были начаты еще папой Павлом III в 1543 году, когда он создал Дом катехуменов [готовящихся принять крещение] и новообращенных. Это учреждение располагалось невдалеке от Римского форума. Дом катехуменов был одновременно своего рода монастырем для новообращенных и тюрьмой для тех евреев, кто сопротивлялся крещению. Крестившийся еврей мог «подарить» церкви членов своей семьи. Эти члены семьи затем арестовывались и отправлялись в Дом катехуменов для интенсивной обработки: им объясняли все преимущества католической вере, а заодно оказывали физическое, психологическое и финансовое давление с целью получить искомый результат: согласие на переход в христианство. (Надо заметить, что в годы Второй мировой войны политика Ватикана была в какомто смысле обратной. Ватикан выдавал ложные свидетельства о крещении, чтобы помочь евреям избежать нацистских преследований.) Переход еврея в христианство зачастую торжественно отмечали — устраивали триумфальную процессию по всему гетто и другим районам Рима. Новообращенный восседал на белом коне, за ним ехали кареты, трубили в трубы и били в барабаны. Вся церемония была построена по образцу папских процессий, которые устраивались после избрания нового папы. В свою очередь папские процессии повторяли древнеримские триумфальные шествия, например, то, которое было увековечено на арке Тита. После избрания каждый новый понтифик торжественно проходил по городу Риму, повторяя маршрут императорских триумфальных процессий, одна из которых изображена на арке. Делегация еврейской общины являлась засвидетельствовать свое почтение новому папе и преподносила ему в дар свиток Торы. Возможно, это происходило у арки Тита. Понтифик, согласно протоколу, принимал дар, но в то же время многословно опровергал еврейское понимание этой книги. Затем он либо бросал свиток на землю, либо, не церемонясь, отдавал его прислужникам. Арка Тита была для римских евреев двойным напоминанием об их подчиненном положении: вопервых, как бы говорила она им, они были народом, покоренным римлянами, а вовторых, сейчас они община, находящаяся под властью римского папы. B XVI веке евреи больше не должны были дарить новому папе свиток Торы, зато у них появилась обязанность пышно украшать путь папской процессии, в том числе декорировать арку Тита стягами и занавесями. Неудивительно, что эти унижения породили известный обычай: у евреев Рима было запрещено проходить под аркой Тита.

http://bogoslov.ru/event/5469502

Огласительные занятия для “готовящихся к просвещению” были проникнуты атмосферой секретности. В конце “Огласительных слов” Кирилла имеется следующая приписка распространителя: Эти огласительные проповеди для “готовящихся к просвещению” разрешается читать кандидатам к крещению, а также крещеным верующим. Ни в коем случае не давай их катехуменам [первого этапа] и кому-либо из нехристиан, так как за это ты ответишь перед Господом. Копии лекций распространялись конфиденциально и не должны были попасть в руки язычников и катехуменов первого этапа. Выдать тайну огласительных лекций непосвященным означало совершить предательство. Когда окончится огласительное занятие, если катехумен [первого этапа] будет спрашивать у тебя, о чем говорили учителя, ничего не рассказывай внешнему. Ибо тебе сообщена тайна и надежда будущего века. Храни тайну ради Того, Кто наградит тебя. Пусть другие не упрашивают тебя словами: “Что за вред, если узнаю и я?” Так и больные просят вина. Но если дать его несвоевременно, то они впадают в горячку. И получается двойное зло: и больной гибнет, и на доктора клевещут. Так происходит и с катехуменом [первого этапа], которому случится услышать что-нибудь от верующего. И катехумен [первого этапа] впадает в горячку, так как не понимает того, что услышал, во всем находит ошибки и смеется над сказанным, и верующий осуждается как предатель. Ты стоишь сейчас у самой границы: смотри, не разглашай произносимого, не потому, что оно не достойно пересказа, но потому, что слух не достоин принять его. Когда ты был катехуменом [первого этапа], то я не рассказывал тебе предлагаемое теперь. Когда опытом изведаешь высоту преподаваемого, тогда узнаешь, что катехумены [первого этапа], не должны знать этого 433) . После такого описания живо представляется следующая картина: все собрались на Литургию оглашенных. “Готовящиеся к просвещению” стоят в стороне от прочих катехуменов и вполголоса делятся впечатлениями о недавних огласительных занятиях. В это время к ним сзади подкрадывается катехумен и пытается понять, о чем они говорят. Заметив любопытного, они тут же умолкают или начинают шептаться.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Иными словами, мы сталкивается с коллизией названий и фактов: галереи также могли называться «катехуменами», но, по-видимому, там изначально было отведено больше места для женщин, чем для катехуменов – и, следовательно, они предназначались главным образом для женщин, а не в том числе и для женщин. Это решение вопроса? Как говорил Мэтьюз, должны быть некоторые основания, чтобы называть эти места «катехуменами». 798 Действительно, константинопольские хоры были идеально подходили для оглашенных [катехуменов], которым было разрешено присутствовать только на первой половине службы. Система лестниц с хоров вне наоса давала возможность оглашенным выходить на улицу, минуя главное пространство храма. 799 В любом случае большой массив свидетельств о присутствии женщин и других людей (государей и свиты) на хорах во время Божественной литургии на протяжении периода, когда галереи назывались «катехуменами» и тот факт, что они использовались для разнообразной приводящей в замешательство деятельности, как уместной в храме, так и нет, мешает нам прийти к заключению о том, что верхний ярус трибун был зарезервирован исключительно для оглашенных или женщин. Мэтьюз замечает, что размещение женщин на хорах могло усложнить им доступ к таинствам. 800 Но, если царскому двору причастие доставлялось по лестницам прямо на хоры, 801 женщины-причастницы могли определенно приступать к таинству за похожими вместопрестолиями, установленным там с такой же целью, как предполагает Кристина Штрубе. 802 Кроме того, практика частого причащения настолько сильно упала в конце IV века, что Мэтьюз утверждает, что большинство верных приобщалось только на Пасху и главные праздники. 803 В любом случае, во времена патриарха Афанасия I ок. 1309 г. размещение женщин в галереях казалось уже историческим пережитком: хотя благородные жены и взирали с хоров во время службы, в Послании 45 Афанасия говорится, что лучше бы им переместиться в другие места. Это явно означает, что у женщин уже были свои места и явно на первом этаже. 804

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Следует заострить внимание на том, что это было противостояние христианства не миру как таковому, но тому миру, который почти во всех его проявлениях пропитался язычеством. Действительно, с одной стороны, в раннем христианстве можно заметить отвержение всего языческого, уход от мира, политической, социальной жизни, как следствие гонения; но, с другой стороны, в молитвах и богослужении нет никакого пафоса, озлобления против мира. Так, в Первом послании сщмч. Климента Римского к Коринфянам одна из основных идей — это учение о стройности и гармонии мира (особенно 20я гл.). Это же можно наблюдать и в практике катехумената, начиная с первых дней — очищение от всего языческого, от скверн мира, но не ненависть к нему. Другой причиной возникновения катехумената, уже внешнего характера, были развернувшиеся гонения на христиан. Конечно, между гонениями бывали довольно длительные промежутки, но все же христианские общины в любой момент могли быть объявлены преступными сборищами, и это могло привести к тому, что новые неокрепшие члены общины рисковали стать отступниками. Опасность могла угрожать и остальным членам общины, поскольку правительство пыталось узнать места собраний христиан . Это потребовало уже не только подготовительной практики, но и поручителей из верных. Другой задачей поручителей было следить за нравственным уровнем желающих креститься и помогать им совершать первые шаги в вере . «Христиане же начинают, насколько это возможно, — свидетельствует Ориген в своем труде «Против Цельса», — с того, что испытывают души тех, кто желает их слушать, и наставляют каждого в отдельности. После того, как слушатели выкажут достаточное желание вести праведную жизнь, они вводят их в свое общение. Они отделяют группу начинающих, которые еще не получили символа очищения… Из другой группы (верных) назначают людей, которые справляются об образе жизни и поведении желающих присоединиться к общине. Это делается для того, чтобы воспрепятствовать имеющим тайные грехи присутствовать на их общих собраниях» (3.51).

http://azbyka.ru/katehizacija/znachenie-...

История окончилась неожиданно. Охваченный внезапной лихорадкой, юноша был крещен в бессознательном состоянии и вскоре после этого скончался. Озадаченный диакон искал у епископа совета в том, можно ли считать таинство совершившимся, если юноша не мог дать ответа на ритуальные вопросы при погружениях в воды крещальной купели. В ответ Фульгенций спешил заверить расстроенного диакона, что таинство можно признать действительным, так как до крещения юноша произносил символ веры вполне сознательно, и совестью, и умом, а в самый момент крещения был еще жив 797) . Для нас во всей этой удивительной истории “клинического” крещения важно то, что в Карфагене VI в. продолжали оглашать взрослых катехуменов по всей программе, с полным знанием и соблюдением традиций V в., о которых свидетельствует Кводвультдеус. Отметим также, что Ферранд говорит об отречении от сатаны до “передачи символа” (а не после “возвращения символа”, как это было на Востоке), как о заведенном обычае. От самого Фульгенция до нас дошла проповедь, прочитанная по случаю обряда “передачи символа” 798) . В ней епископ обращается к традиционной теме священной истории – исходу евреев из Египта. Как мы помним, в общецерковном катехизисе освобождение евреев из рабства физического было прообразом избавления катехуменов от власти демонических сил. Фульгенций дает этой теме неожиданное развитие: он сравнивает десять казней, которыми Бог покарал фараона и весь Египет, с огласительными обрядами и аскетическими упражнениями во время Великого поста, которые служат как бы наказаниями для диавола и слуг его. Первой казнью, говорит он, была подача имен “стремящихся” в церковные книги. Вторая казнь – это ежедневные молитвы, третья – посты, четвертая – бдения, пятая – “страшные” экзорцизмы, шестая – молитвы священников; седьмая – “передача” и “исповедание” символа веры, восьмая – научение молитве Господней, девятая – отречение от власти сатаны и падших ангелов, десятая – совлечение ветхого человека и обращение к Богу живому. Для Фульгенция, как и для других церковных учителей, священная история была как бы зеркалом катехизиса и таинства. Очевидно, что эта проповедь для “стремящихся” была не единственной. Ее вполне могли дополнять проповеди о христианской жизни, молитве, церковных праздниках и обрядах. Впрочем, о длительности такого обучения ничего с определенностью сказать нельзя.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010