[Нарфик; от греч. νρθηζ - ларчик, шкатулка], греч. термин, к-рым обозначают закрытое пространство, предваряющее наос церкви (центральное пространство). Функция предварения отражается на вариантах наименования Н. в различных европ. языках: в немецком - Vorhalle, в румынском - пронаос. В слав. языках ему соответствуют: притвор (рус.), припрата (серб., см.: Multilingual Illustr. Dictionary. 2010. P. 213). По архитектурному значению Н. родственен вестибюлям позднеантичных храмовых и дворцовых комплексов, но они включали большое число дворов и помещений, по-разному открытых. Н. по функции и форме отличается от наоса; художественный декор Н. также имеет свои особенности. В позднеантичных и ранневизант. христ. комплексах и постройках Н. был обширным залом, где совершались приготовления для литургических выходов в наос, по сторонам от Н. устраивались всходы (лестницы, пандусы) на хоры, где во время службы находился император, напр., в к-польской ц. Апостолов таких лестниц было, видимо, 2, и они располагались по сторонам Н. ( Беляев Д. И. Byzantina: Очерки, мат-лы и заметки по византийским древностям. СПб., 1906. Кн. 3. С. 124-161; Комеч. 1987. С. 30). Через Н. осуществлялся торжественный вход в наос императора и патриарха с клиром, а его восточные двери могли именоваться царскими вратами. Верхние помещения над Н. в ранневизант. храмах, напр. в Св. Софии К-польской (532-537), получили наименование катехуменов, поскольку предназначались для оглашенных, не имевших права присутствовать на литургии; в русской традиции подобные помещения называли хорами или галереями (Multilingual Illustr. Dictionary. 2010. P. 129). После IX в. размер Н. существенно сократился в соответствии с уменьшившимися размерами храмов. В то же время возросло количество связанных с Н. функций - от крещения до поминовения усопших. В толкованиях на литургию, напр. в тексте «О храме Божием» Симеона, архиеп. Фессалоникийского (XV в.), Н. рассматривался как место, отличное от наоса церкви и предназначенное для оглашенных, еще не достигших крещения и лишенных благодати и права участвовать в литургии (PG. 155. Col. 358). В Византии XIII-XIV вв. Н. служил местом проведения церковных соборов и диспутов. Он не был обязательным элементом визант. храма, однако встречался довольно часто. Во мн. храмах, прежде всего монастырских, Н. был построен одновременно с церковью и имел с ней общие горизонтальные членения - карнизы, сходные элементы фасадной декорации - арочные окна, полуколонны (к-польские ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Липса, нач. X в., ц. Мирелейон рядом с дворцом имп. Романа Лекапена, 930); иногда его пристраивали к существующей церкви; в редких случаях храм мог получить 2-й Н., называемый экзонартексом для различения независимых пространств в подобном ансамбле. В средневизант. период сохранялась традиция, в т. ч. и в монастырских храмах, устраивать над Н. хоры, крытые помещения 2-го яруса (напр., в ц. Панагии Халкеон, 1028, Фессалоника; кафоликон мон-ря Осиос Лукас, 20-40-е гг. XI в.).

http://pravenc.ru/text/2564708.html

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Оглавление Методика огласительной работы разработана миссионерским отделом Калининградской епархии. «Что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» ( Деян. 22:16 ) Введение Бог обращается к человеку через евангельскую проповедь, и человек отвечает через покаяние — изменение прежнего образа жизни через исповедание веры и принятие святого Крещения. Таким образом, оглашение и Крещение как вступительное Таинство в жизнь Церкви суть вопросы, наиболее важные, с одной стороны, для каждого верующего, но вместе с тем для жизни всей Церкви, так как вхождение в Церковь не есть только личное дело отдельного человека, но касается всей Ее полноты . Оглашением принято называть церковную образовательную и просветительскую деятельность по подготовке к Крещению уверовавшего во Христа человека и желающего вступить в Церковь. Обучение имеет целью не только научить основным истинам веры, но и убедиться в искренности веры и в действительности покаяния человека, желающего присоединиться к Церкви Христовой. Важно правильно расставить акценты в поэтапном приобщении человека к Церковной Полноте. В своем миссионерском служении Церковь стремится помочь человеку обрести покаяние и веру в Бога, уделяя особое внимание знакомству человека с Благой Вестью, а также пробуждению доверия к Церкви и Богу и переосмыслению жизни. Огласительный период является вторым этапом пути человека к Богу и Церкви. Участие человека в оглашении представляет собой результат принятия им свободного и ответственного решения о вступлении в Церковь. Последующее за принятием Крещения воцерковление (первый этап самостоятельной церковной жизни человека) именуется собственно катехизацией (от греч. katecheo — «оглашать, устно наставлять, учить») . Участников катехизического процесса принято называть катехуменами или оглашаемыми (в случае подготовки к Крещению). Евангельская проповедь, благодаря которой человек поверил во Христа, посредством катехизации призвана стать практикой христианской жизни, что реализуется через вхождение в церковную общину и обретение пастырской опеки.

http://azbyka.ru/katehizacija/rekomendat...

Редактор интернет-портала «Православная энциклопедия «Азбука веры»» , выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии, магистр богословия (тема магистерской работы «Современные модели катехизации в Русской Православной Церкви. Интернет-технологии как форма катехизации») Танцирев Кирилл Борисович: Очень радостно, что появляются пособия для новоначальных, написанные современным языком и наполненные понятными образами и примерами. Полезны вопросы для самопроверки и наглядные пособия. Сильная сторона книги — ответы на многие вопросы практической церковной жизни. Чувствуется, что для отца Александра это не кабинетный труд, а живой опыт, выросший из практической работы миссионера и катехизатора. Русь была крещена, но не была просвещена. Н.С. Лесков Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло мира. Л.Н. Толстой От автора Здравствуйте, дорогие читатели. Во время своих лекций я всегда стараюсь учесть все особенности, с которыми сталкиваюсь. Слушателями наших катехизаторских курсов являются люди с разной степенью воцерковленности, (иногда и вовсе нецерковные), разных возрастов, с гуманитарным и техническим образованием, с различным багажом знаний, а порой и вовсе без него. Перед собой ставлю цель рассказать собравшимся о православной вере так, чтобы понятно было всем и каждому, но при этом не доводить все до упрощенности и, самое главное, не допускать искажений в изложении православной веры. Так как в нашем регионе (Западная Беларусь) среди населения очень много католиков, то иногда в своих лекциях отклоняюсь в сравнительное богословие по католичеству. Надеюсь, что сборник моих лекций будет вам не только интересен, но и полезен. Глава первая. Вера. Троица. Первое и второе лицо Святой Троицы В первые века по Рождестве Христовом взрослые люди, перед тем как принять святое таинство крещения и стать христианами, должны были пройти определенное обучение. Грамотными тогда были далеко не все, поэтому обучение проводилось в устной форме и называлось «катехизация» ( греч. — поучение, наставление), а слушателей называли катехумены (аналогом в славянском языке является слово «оглашенные»).

http://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-il...

Разделы портала «Азбука веры» Экзорцист (от греч. ξορκζω (эксоркидзо) — заклинать) – 1) церковный чин в ранней церкви; 2) член Церкви , занимающийся изгнанием демонов из одержимых ими людей (при посредстве молитв, при содействии Божественной благодати ). Цитаты об экзорцисте «Особый церковный чин экзорциста появился в III в. Он был ниже диакона, но выше чтеца и привратника. О чине экзорцистов впервые упоминается в письме папы Корнелия (до 253), которое цитирует Евсевий ( Церковная история. 6.43.14 ). Десятое правило Антиохийского собора (341 г.) позволяло сельским епископам рукополагать экзорцистов. В обязанности экзорциста входило изгнание бесов из катехуменов , а также одержимых . При рукоположении будущему экзорцисту епископ торжественно передавал книгу, в которой были собраны молитвы для изгнания бесов, и произносил при этом следующие слова: “Прими и запомни, и да будешь иметь власть возлагать руки на одержимого (energumenum), как крещеного, так и катехумена”. Отметим, что в некоторых церквах экзорцистов специально не рукополагали, так как считали умение изгонять бесов, подобно пророческому призванию, особым харизматическим даром. При отсутствии экзорцистов изгнание бесов поручали пресвитерам и диаконам ». диакон Павел Гаврилюк «Священное Писание, в частности Деяния апостолов, свидетельствует, что одним из даров Святого Духа, в обилии подававшихся христианам древней Церкви, был и дар изгнания нечистых духов из одержимых ими. И Сам Господь, указывая на те дарования, которые будут присущи истинно уверовавшим в Него, говорил Своим ученикам и апостолам: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов…» ( Мк.16:17 ). И сила веры первых христиан, самая их жизнь по этой вере были первоначально таковы, что именем Христовым они действительно заставляли демонов выходить из тех, кто, по евангельскому слову, сделался для них «домом» ( Мф.12:43-45 ). Со временем, когда церковная жизнь стала приобретать все более и более «организованный» характер, то есть по мере установления в ней различных степеней уже не только священно, но и церковнослужителей (таких, например, как чтецы, иподиаконы и т.п.), в Церкви появилась и такая степень, как экзорцист. В обязанность экзорцистов входило, например, чтение так называемых заклинательных молитв над оглашаемыми, готовящимися к принятию крещения, чтение подобных молитв над страждущими от нечистых духов.

http://azbyka.ru/ekzorcist

Разделы портала «Азбука веры» Оглашенные (греч. «κατηχομενοι», лат. «camhechumeni») или катехумены, иногда «слущающие» («κροατα», «audientes» 1 ) — последователи Христа, еще не принявшие Крещение, но проходящие подготовку к нему. Греческое слово «катехумены» является причастием от глагола «κατηχω», обозначающего «оглашать», то есть звучать вслух, или «сообщать широкой аудитории» 2 . В христианстве за этим термином постепенно закрепилось значение «наставлять в истинах веры».  Формирование института оглашенных в Древней Церкви Несмотря на то, что об оглашении в широком смысле иногда говорят как о явлении, связанном с проповедью апостолов и самого Господа Иисуса Христа 3 , институт оглашенных в классическом, узком смысле, то есть как особый порядок наставления в вере для осознанного ее исповедания при вступлении в Церковь , распространяется в древней Церкви лишь с начала III в. Однако, и ранее этого времени встречаются упоминания о подготовке к Таинству Крещения через пост, молитву и нравственные наставления. Так, первую часть «Дидахи» (Дидахи 1–6) 4 , содержащую нравственное учение, автор этого древнейшего памятника христианской литературы, предписывает преподать крещаемым (Дидахи 7) 5 . Св. мученик Иустин Философ , пострадавший в Риме в 165 или 167 г. 6 , в своей «Первой апологии» (1 Апол. 61) сообщает о предкрещальном посте и молитве, как самих готовящихся принять таинство, так и сочувствующих им христиан 7 . Тертуллиан , чей активный период творчества пришелся на рубеж II и III вв. 8 , впервые упоминает слово «camhechumeni» и считает необходимым для оглашенных пост, молитву, бодрствование и коленопреклонение (О Крещении 20) 9 . Оглашенные в III в. согласно «Апостольскому преданию» Подробное описание оглашения содержится в «Апостольском предании», автором которого долгое время считался св. Ипполит Римский . Этот текст показывает церковную жизнь III в., однако, может содержать дополнения, сделанные столетием позже 10 . Согласно «Апостольскому преданию» ( Апостольское предание . 15–22), желающий стать христианином приводился вместе с воспреемником, свидетельствовавшим о его готовности к слушанию, к учителям. Последние задавали вопросы о причине обращения к вере, семейном положении, социальном статусе, образе жизни. Для раба, принадлежащего христианину, требовалось дополнительное свидетельство господина. Также «Апостольское предание» приводит целый список профессий, которые препятствовали включению в число оглашенных. Кроме очевидно невозможных для христианина, таких как владелец публичного дома, блудница, языческий жрец, изготовитель и страж идолов, в их число входили актер, гладиатор, наездник, участвующий в состязаниях. Запрещено было даже намерение стать воином, лишь в качестве исключения допускалось учить детей. В число оглашенных могла быть включена рабыня-наложница, но имеющий наложницу господин должен был «взять жену по закону».

http://azbyka.ru/oglashennye

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Катехизация (от греч. слова катехизис – κατχησις — (катехизис (катихизис)) — катехизис (от греч κατηχω (катехео (катихео)) — наставлять, оглашать) — 1) наставление в основах православной веры лиц, готовящихся принять Крещение ; 2) наставление лиц, уже принявших Крещение и являющихся членами Церкви , в истинах православной веры (подразумевает более глубокое изучение основ веры). Катехизация – это обучение истинам православной веры и порядку церковной жизни. Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни. При целостном взгляде и подходе к катехизации можно выделить несколько взаимодополняющих её разделов. а) приобщение оглашаемых лиц, (готовящихся к сознательному принятию Крещения) к христианскому вероучительному знанию б) приобщение к опыту церковной жизни (молитвенно-евхаристическая жизнь, духовное руководство, пост, духовное чтение, милостыня); в) как деятельная общинноустроительная жизнь на Церковном приходе; г) как собственная духовно-нравственная жизнь в церковном укладе. Все канонические нормы Православной Церкви, касающиеся подготовки к таинству Крещения, говорят о важности изучения веры ( 2 пр . I Вс. Собора, 45 и 47 пр . Лаод. Собора, и другие).   Более того, правилами предусмотрено испытание правильности усвоения веры и искренности желаний тех, кто намеревается принять Крещение ( 46 пр . Лаод. Собора, 8 пр. VII Вс. Собора). Каноны также предписывают новообращенным пребывать в Церкви и слушать поучения ( 7 пр . II Вс. Собора). Понятие «катехизация» по своему смыслу близко к понятию « оглашение ». Его часто используют как синоним оглашения. Однако надо помнить, что сегодня смысл катехизации значительно шире, чем смысл катехумената или оглашения в древней Церкви, где практика наставления в вере имела определенные особенности, вытекающие из исторического положения Церкви : Такое различие вызвано тем, что жизнь древней Церкви происходила среди гонений и оглашение часто служило не только приготовлением ко крещению и участию в евхаристии, но и приготовлением к подвигу мученичества и исповедничества.

http://azbyka.ru/katexizaciya

Разделы портала «Азбука веры» Верные (греч. πιστο; цся – христиане, прошедшие оглашение  (катехуменат), принявшие Крещение и регулярно участвующие в Таинстве Святого Причащения . Литургия Верными с апостольских времён ( 3Ин.1:5 ; Еф.6:21 ; 1Тим.4:3,10,12; 6:2 ; Откр.17:14 и т.д.) именуются истинные христиане. Ещё в древней Церкви было принято различать оглашенных и верных. Христиан, прошедших ступень устного наставления в вере (оглашения или катехумената), крестили и допускали к причастию. В литургическом обиходе верными называются соучастники Трапезы Господней — Евхаристии, Литургии верных, второй части Божественной литургии, начинающейся возглашением « Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся ». В отличие от оглашенных, верные христиане считались духовно возрожденными членами Церкви . По мнению св. Климента Александрийского , разница между верными и оглашенными заключается в том, что оглашенные только хотят жить по-христиански, а верные, принявшие Таинство крещения , имеют благодатную силу для такой жизни. Верные присутствовали на той части литургии , где происходило перенесение честных Даров с жертвенника  на престол , преложение Даров, приготовление верующих к  причащению , само причащение, благодарение за причащение и отпуст. На этой части литургии не присутствовали оглашенные,  поэтому она получила название «литургии верных». Цитаты о верных «Скажи мне, по чему могу узнать, что ты верный, когда все исчисленное мною уверяет в противном? И что говорю – верный? Даже человек ли ты, и того не могу узнать доподлинно. Когда лягаешься, как осел; скачешь как вол; ржешь на женщин, как конь; объедаешься, как медведь; утучняешь плоть, как лошак; злопамятен, как верблюд; хищен, как волк; сердит, как змея; язвителен, как скорпион; коварен, как лисица; хранишь в себе яд злобы, как аспид и ехидна; враждуешь на братьев, как лукавый демон, – как могу счесть тебя человеком, не видя в тебе признаков естества человеческого? Ища различия между оглашенным и верным, подвергаюсь опасности не найти различия даже между человеком и зверем. Как, в самом деле, назову тебя зверем? Ведь у каждого зверя какой-нибудь один из этих пороков. А ты, совокупив в себе все пороки, далеко превосходишь и их своим неразумием. Назову ли тебя бесом? Но бес не служит мучительству чрева, не любит денег. А когда в тебе больше пороков, нежели в зверях и бесах, скажи мне, как можно назвать тебя человеком? Если же нельзя назвать тебя человеком, то как наименуем тебя верным? А что всего печальнее, находясь в столь худом состоянии, мы и не помышляем о безобразии души своей, не имеем и понятия об ее гнусности».

http://azbyka.ru/vernye

P., 1626); Морена о таинстве Покаяния (1682) и его же посмертно изданное исследование о катехуменате и конфирмации (1703); «Эортология» Ш. Гюйе († 1664), в которой исследуются литургические предписания, обычаи и история празднования памятей святых и поминовения живых и усопших; сочинения кард. Дж. Боны († 1674) о псалмопении и службах суточного круга (1663) и об истории мессы ( Bona G. Rerum liturgicarum libri duo. R., 1671; доп. посмертное изд.: 1676; 3-томное издание (Augustae Taurinorum, 1747-1753); в качестве 4-го тома в 1754 г. изданы избранные письма Боны) с комментариями Р. Салы, которое по сути является новой работой на основе сочинения кард. Дж. Боны); многотомный труд англикан. ученого Дж. Бингема († 1723) о раннехрист. богослужении ( Bingham J. Origines Ecclesiasticae, or Antiquities of the Christian Church. L., 1708-1722. 10 t.); фундаментальные исследования по истории мессы и оффиция Ж. Гранкола († 1732); для исторической сакраментологии и литургического богословия большое значение имели труды П. Ламбертини (папы Римского Бенедикта XIV) († 1758). Во Франции прорыв в области Л. и возрождение интереса к средневек. богослужению связаны с именем аббата П. Геранже († 1875), автора фундаментальной истории католич. богослужения и литургических книг ( Gu é ranger P. Institutions liturgiques. Le Mans, 1840-1851. 3 vol.), вызвавшей широкую дискуссию в связи с его негативным отношением к неогалликанской традиции (ответы Геранже противникам собраны в дополнительном томе 2-го издания этого труда: P.; Brux.; Gen., 1878-1885. 4 vol.), а также многотомной истории «Литургический год» ( Idem. L " année liturgique. Le Mans, 1841-1866. 9 vol.; 2-е изд. было дополнено его учениками еще 6 томами). Возрожденное им Солемское аббатство стало центром изучения Л. и григорианского пения. С этим центром были связаны мн. франц. ученые: в частности, кард. Ж. Б. Ф. Питра († 1889), считавшийся современниками образцом церковного ученого, издавший множество рукописных памятников греч. канонического права и гимнографии, в том числе сочинения прп.

http://pravenc.ru/text/литургика.html

Вероятно, с получением святыни связана перестройка собора, о к-рой свидетельствуют обнаруженные в последнее время артефакты нач. IX в., близкие к изделиям мастерских Аквилейского Патриархата, особенно Чивидале-дель-Фриули. Совр. облик собора сформировался в кон. XIII в. Собор был освящен в 1285 г., но зап. фасад был завершен в 1324 г. Ныне строение представляет собой 3-нефную 3-апсидную базилику, боковые апсиды к-рой встроены в толщу стены. Под алтарем находится 3-нефная крипта (XI в.), перекрытая крестовыми сводами. Нефы разделяют чередующиеся каменные пилоны и античные коринфские колонны, над боковыми нефами устроены галереи. Вост. часть храма выдержана в формах ломбардской романики. Его западная часть, увеличенная при перестройке на 2 травеи, выполнена под влиянием пизанского варианта романского стиля. Фасад оформлен многоярусными слепыми аркадами, в к-рых позже было сделано 2 готических окна-розы. Центральный портал украшен рельефом «Богоматерь с Младенцем между св. Анастасией и св. Иоанном Крестителем» (1324), боковые - скульптурой, находившейся ранее на центральном фасаде (XII в.). В боковых апсидах сохранились фрески (кон. XIII в.), выполненные, вероятно, греч. мастерами из Венеции; в них «византийские художественные формулы трансформированы под влиянием готического стиля» ( Джурич В. Византийские фрески. М., 2000. С. 67). Фрески на зап. стене (ок. 1324) близки к творчеству Паоло и Лоренцо Венециано (Там же. С. 69). Среди хранящихся в соборе памятников средневек. искусства выделяются мраморный сакрофаг с мощами св. Анастасии Узорешительницы (нач. IX в.), раннеготический киворий (1322) и резные позднеготические скамьи хора (Матей Морозан, 1418). В IV в. в результате перестройки сев. стороны форума близ юж. стены собора был сооружен христ. аудиториум, к-рый в V - нач. VI в. перестроили в катехуменион: квадратное в плане здание с апсидой, снаружи полуциркульной и многогранной внутри (сохр. напольная мозаика с изображением оленя и лани у источника и фрески в апсиде); в кон.

http://pravenc.ru/text/182465.html

С. известны имена его отца - Евсевий ( Hieron. De vir. illustr. 135), тетки по материнской линии - Касторина (Ep. 13) и младшего брата - Павлиниан; имена его матери, бабки и младшей сестры неизвестны (см.: Ep. 7. 4; 22. 30; Adv. Rufin. I 30). Родители И. С. были христианами (Ep. 82. 2; Praef. in Job. Col. 1082), однако по традиции своего времени не спешили крестить детей, ограничиваясь их катехуменатом ( Cavallera. 1922. T. 1. P. 4; Kelly J. 1975. P. 7). С раннего детства И. С. воспитывался вместе со своим сверстником Бонозом, также принадлежавшим к знатной и богатой семье и впосл. ставшим одним из самых близких его друзей ( Hieron. Ep. 3. 4-5). С 6 до 12 лет И. С. вместе с Бонозом посещал в Стридоне начальную школу (предположения о его домашнем обучении малообоснованны - см.: Kelly J. 1975. P. 7), где нередко подвергался побоям чересчур строгого учителя ( Hieron. Adv. Rufin. I 30; Ep. 3. 4). Вероятно, там же он приобрел первоначальные знания греч. языка (In Jerem. Col. 838; Kelly J. 1975. P. 8). Сцены из жизни блж. Иеронима Стридонского. Миниатюра из Библии кор. Карла Лысого. 846 г. (Paris. lat. 1. Fol. 3v) Сцены из жизни блж. Иеронима Стридонского. Миниатюра из Библии кор. Карла Лысого. 846 г. (Paris. lat. 1. Fol. 3v) В возрасте 11-13 лет И. С. был отправлен отцом для продолжения грамматико-риторического образования сначала в соседнюю Аквилею ( Williams. 2006. P. 270), затем в Рим ( Hieron. In Gal. Col. 308, 340; In Abac. Col. 1329). Там наставниками И. С. и приехавшего c ним Боноза стали рим. учителя - грамматист Элий Донат и ритор Викторин Марий , под руководством к-рых И. С. изучал науки тривиума - грамматику, поэтику и риторику - и читал классических лат. прозаиков и поэтов (Chron. Col. 687-688; Adv. Rufin. I 16; In Eccl. Col. 1019; In Gal. Col. 308). Он продолжал учиться в грамматической школе еще в течение 6 лет после того, как Марий Викторин в 362 г. был вынужден оставить преподавание (In Abac. Col. 1329). В качестве упражнения И. С. часто переписывал книги лат.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010