Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Ю. С. Белановский " decoding="" title="" Оглавление Учебное пособие для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов Предисловие С осени 2005 года Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви ведется разработка документа «Задачи, принципы и формы организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви», которому должно быть придано общецерковное значение. В рабочую группу по подготовке этого документа входят и авторы данного пособия – сотрудники указанного Синодального отдела, Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Данилова ставропигиального монастыря г.Москвы и Отдела религиозного образования и катехизации Нижегородской епархии. За время работы было собрано большое количество материала, и проведен ряд консультаций. У членов рабочей группы по подготовке указанного документа, являющихся авторами-составителями предлагаемой вниманию читателей книги, возникла идея воспользоваться накопленным материалом, и, совместив его с личным опытом ведения катехизической деятельности, организации курсов по подготовке катехизаторов и церковных педагогов, подготовить авторское учебное пособие для подобных учебных курсов – «Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе». Каждый из авторов имеет многолетний летний опыт миссионерского служения, организации миссионерской деятельности и соответствующих учебных курсов и преподавания на них. Инициатива авторов получила поддержку руководства Синодального отдела религиозного образования и катехизации и Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, поскольку данное пособие готовится прежде всего в целях улучшения и систематизации соответствующей образовательной деятельности при этих церковных структурах. Авторов-составителей также подвигла к изданию настоящего сборника мысль о том, что будучи издан, этот текст сможет иметь значение сопроводительного материала к разрабатываемому общецерковному документу..

http://azbyka.ru/katehizacija/katexizaci...

Православная миссия сегодня Нередко, хорошо подготовленные матушки становятся миссионерами. Зачастую простые чаепития стихийно преобразуются в катехизические кружки. И даже сплетни матушка может ненавязчиво перевести в духовное русло. 12 ноября, 2010 Нередко, хорошо подготовленные матушки становятся миссионерами. Зачастую простые чаепития стихийно преобразуются в катехизические кружки. И даже сплетни матушка может ненавязчиво перевести в духовное русло. В преддверии IV Всецерковного съезда православных миссионеров, который намечен на 16-18 ноября, в РИА Новости была проведена пресс-конференция «Православная миссия сегодня», в которой на вопросы журналистов ответили председатель Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви архиепископ Белгородский и Староосколький Иоанн , председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда и ответственный редактор « Журнала Московской Патриархии » Сергей Чапнин . Главной темой съезда будет тема миссионерского служения мирян. Также будут обсуждаться и вопросы деятельности миссионерских приходов, миссионерских монастырей, подготовки миссионерских кадров, особенностей развития внешней миссии Церкви, методы уврачевания и профилактики расколов. Говоря о предпосылках успешности православной миссии, Владимир Легойда, отметил, что успех, прежде всего, зависит от уважения к собеседнику, независимо от того насколько миссионер разделяет его взгляды. Так же было сказано о важности погружения в иную культуру (инкультурацию) и осознанию границ этого погружения. Как сформулировал эти принципы еще апостол Павел: «Для всех я стал всем, чтобы спасти хотя бы некоторых». На съезде пройдет презентация сборника «Миссия сегодня», выходящего в «Журнале Московской Патриархии, который представляет собой подборку наиболее интересных статей из различных изданий о живом, еще не устоявшемся опыте миссионерства. Сергей Чапнин отметил важность миссионерской деятельности мирян в связи с тем, что сил священства недостаточно для этих целей, и работа по подготовке мирян для миссионерского служения должна вестись гораздо более активно и не очагами, а всей Церковью.

http://pravmir.ru/v-ria-novosti-proshla-...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления 24 июня 2010 г. В просветительском служении Церкви важнейшее значение имеет катехизация – содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни. Исполняя свою спасительную миссию, Церковь должна оказывать такое содействие всем, кто нуждается в нем. Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования. Основным содержанием катехизации является наставление уверовавшего в Бога человека в нравственных нормах христианства, сообщение ему главных вероучительных истин, ознакомление его со Священным Писанием, как Божественным Откровением, приобщение его к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту. Сегодня нужна гибкая и дифференцированная система катехизации перед Таинством Крещения и после него. Необходимо создавать целостную, комплексную систему непрерывной приходской катехизации с различием форм и уровней, с учётом духовного состояния людей, их возраста, национальной и социальной принадлежности. Катехизическая деятельность на приходе Основными направлениями катехизической деятельности на приходе являются: – оглашение (подготовка людей, уверовавших в Бога, к Таинству Крещения), – пастырская деятельность по подготовке прихожан к участию в Таинствах, проповедь Слова Божия, – совершенствование пения и чтения на богослужении и разъяснение его содержания, – систематическая духовно-просветительская работа с прихожанами (в т.ч. воскресная школа для взрослых, беседы, приходская библиотека, регулярные паломничества и др.), – православное воспитание и образование детей, подростков и членов их семей (преимущественно через церковно-приходскую воскресную школу), – приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни, – катехизация в процессе социального служения (в больницах, тюрьмах, детских домах и т.п.). Ответственность за организацию и осуществление катехизической деятельности в приходе лежит на настоятеле. Для эффективного развития этой деятельности настоятелям следует иметь помощника на должности педагога-катехизатора в штатном расписании прихода (Определение Архиерейского собора 2004 г. «О вопросах внутренней жизни РПЦ» п.10, Постановления Архиерейского совещания 2 февраля 2010 г., п.1.8). Такой сотрудник должен быть в епархиальном отделе религиозного образования и катехизации. 1. Оглашение

http://azbyka.ru/katehizacija/ob-organiz...

Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви В просветительском служении Церкви важнейшее значение имеет катехизация – содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни. 20 июля, 2010 В просветительском служении Церкви важнейшее значение имеет катехизация – содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни. МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ СВЯЩЕННЫЙ СИНОД РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 24 июня 2010 г. ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ В просветительском служении Церкви важнейшее значение имеет катехизация – содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни. Исполняя свою спасительную миссию, Церковь должна оказывать такое содействие всем, кто нуждается в нем. Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования. Основным содержанием катехизации является наставление уверовавшего в Бога человека в нравственных нормах христианства, сообщение ему главных вероучительных истин, ознакомление его со Священным Писанием, как Божественным Откровением, приобщение его к литургической жизни  Церкви, к святоотеческому  молитвенному и аскетическому опыту. Сегодня нужна гибкая и дифференцированная система катехизации перед Таинством Крещения и после него. Необходимо создавать целостную, комплексную систему непрерывной приходской катехизации с различием форм и уровней, с учётом духовного состояния людей, их возраста, национальной и социальной принадлежности. Катехизическая деятельность на приходе Основными направлениями катехизической деятельности на приходе являются: — оглашение (подготовка людей, уверовавших в Бога, к Таинству Крещения), — пастырская деятельность по подготовке прихожан к участию в Таинствах, проповедь Слова Божия,

http://pravmir.ru/ob-organizacii-katexiz...

поиск:   разделы   рассылка Как оформить информационно-просветительский стенд прихода Среди актуальных форм просветительской деятельности документ " О религиозно-образовательном и катехизическом служении Русской Православной Церкви " называет размещение в храмах стендов с духовно-просветительской информацией, издание и распространение общедоступных миссионерских, катехизических и духовно-просветительских материалов. Материал подготовили: иерей Александр Усатов, руководитель духовно-просветительского центра им. свт. Димитрия Ростовского (г. Ростов-на-Дону), и Денис Туголуков, заведующий сектором катехизации Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. В каждом приходе желательно размещать информационно-просветительский стенд, содержащий подробную информацию о приходской жизни и катехизические материалы. Ниже содержатся подробные рекомендации к оформлению духовно-просветительского раздела информационного стенда прихода на основе примерных требований, разработанных для Ростовской епархии. Рубрики информационно-просветительского стенда Общая информация о храме Неизменяемая часть стенда может содержать описание праздника или житие святого, в честь которого освящен храм, исторические факты строительства храма, приходской жизни, имена настоятеля и клириков прихода, схему расположения икон, мощей и других святынь. Расписание богослужений храма Расписание должно включать подробную информацию о богослужениях на текущую неделю/месяц (дата, время начала богослужения, наименование праздника). Информация о внебогослужебной деятельности прихода На стенде важно указать информацию о всех внебогослужебных проектах прихода: о деятельности воскресной школы, развивающих занятиях и кружках для детей; о катехизических беседах (служба приходского консультирования, огласительные беседы и беседы перед вступлением в церковный брак, беседы о вере и церковной жизни с прихожанами и т. д.), включая информацию о приходских катехизаторах; о просветительских проектах при приходе (видеолекторий, библиотека, беседы с православными педагогами и психологами, патриотический клуб и т.д.);

http://religare.ru/2_99565.html

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Оглавление Пояснительная записка Введение Церковного образовательного стандарта по подготовке катехизаторов обусловлено необходимостью качественного развития катехизической деятельности в Русской Православной Церкви на современном этапе. Катехизация, как содействие уверовавшему в Бога человеку в обретении основ православного мировоззрения и образа жизни по Христовым заповедям, в сознательном и ответственном участии в литургической жизни Церкви, должна осуществляться на системной основе и быть обеспечена подготовленными к этой деятельности кадрами. В связи с решением Священноначалия о введении штатной оплачиваемой должности катехизатора на приходе и в благочинии на всей канонической территории Русской Православной Церкви, Архиерейский Собор 2011 года постановил разработать механизмы подготовки катехизаторов (Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 4 февраля 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п.18)). Первыми учреждениями, начавшими осуществлять систематическую подготовку катехизаторов, стали катехизаторские (богословско-педагогические) курсы. С начала 90х гг. курсы – наиболее распространенная форма образования в основном для мирян, желающих осуществлять духовно-просветительскую деятельность на приходах. Учащиеся курсов получают базовую богословскую подготовку, а также основы педагогической и катехизаторской работы. Многие выпускники курсов осуществляют служение в качестве преподавателей воскресных школ для детей и взрослых. Однако на настоящий момент в ряде епархий отсутствуют подобные центры подготовки катехизаторов, а имеющиеся работают по различным программам и предъявляют неодинаковые требования к выпускникам. Введение определенного стандарта призвано обобщить и систематизировать накопленный опыт подготовки катехизаторов с учетом современных задач, стоящих перед катехизацией, и, по возможности, распространить его во все епархии.

http://azbyka.ru/katehizacija/cerkovnyj-...

16. Библейские тексты о деятельности и силе Святого Духа Св. Дух: а) творит и дает жизнь: «Земля... была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1:2 ). – «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов. 33:4 ). – «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32:6 ). – «Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс. 103:30 ). б) открывает тайны Божии: «Дух все проницает, и глубины Божии... Божьего никто не знает, кроме Духа Божия... мы приняли... Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» ( 1Кор. 2:10–12 ). «Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» ( Еф. 3:4, 5 ). в) открывает дела Христа: «Когда... приидет Утешитель... Дух истины... Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15:26 ). г) открывает будущее: Дух Святой был на Симеоне. «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» ( Лк. 2:26 ). – «Дух истины... будущее возвестить вам» ( Ин. 16:13 ). " Один из пророков, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» ( Деян. 11:28 ). – «Дух... ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим. 4:1 ). д) вдохновляет пророков: «мы имеем вернейшее пророческое слово... изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет. 1:19, 21 ). е) назначает на дело священнослужения: «сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей... и возьми их к скинии... Я сойду... и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» ( Чис. 11:16, 17 ). – Господь сказал апостолам: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Московском Свято-Даниловом монастыре состоялся Круглый стол на тему «Катехизация в современной Церкви: вопросы, опыт, пути развития», организованный Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. В Московском Свято-Даниловом монастыре состоялся Круглый стол на тему «Катехизация в современной Церкви: вопросы, опыт, пути развития», организованный Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Среди участников были наместник Свято-Данилова монастыря, архимандрит Алексий (Поликарпов), руководитель Школы молодежного служения ЦДРМ, игумен Петр (Мещеринов), протоиереи Димитрий Смирнов и Алексий Уминский, главный редактор газеты «Московский церковный вестник» Сергей Чапнин и другие. Они рассказали о своем опыте и отношении к острым проблемам катехизаторской деятельности. Сотрудники ЦДРМ также представили новое учебное пособие для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов под названием « Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе». Оно составлено как сопутствующий материал к общецерковному документу «Задачи, принципы и формы организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви», разработка которого ведется с 2005 года, но пока не завершена по причинам, многие из которых были озвучены участниками Круглого стола: нехватка профессиональных катехизаторов, недостаточный уровень подготовки самих священнослужителей, отсутствие общецерковной системы подготовки людей к Крещению и работы катехизаторов с новоначальными. Многое держится на отдельных энтузиастах. Сотрудник Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ священник Игорь Киреев сказал в своем выступлении, что почву для принятия этого документа должны готовить «наиболее активные священники», а таких немного. На круглом столе была продолжена дискуссия, развернувшаяся в рамках V Богословской конференции по церковным таинствам . Участники выступали ярко, аргументировано, но в каких-то вопросах их мнения сильно различались –   об огласительных беседах, подготовке к Таинству Венчания и Крещении младенцев   и т.д.

http://pravmir.ru/na-plechax-entuziastov...

свящ. Михаил Легеев Тема 21. Ориген 21.1. Сведения о жизни Оригена При всей известной двойственности фигуры знаменитого учителя Церкви Оригена , значение его для церковной мысли и всей жизни III века уникально. Его влияние на свою эпоху несопоставимо с влиянием ни одного из отцов и учителей Церкви. Необычайная сила его таланта, соединённая с колоссальной работоспособностью (благодаря которым Ориген получил прозвание «адамантовый», букв. – «алмазный»), проявила себя во всех областях церковного знания, что привлекло к нему множество учеников. Нити преемства, идущие от Оригена , протянутся через многие поколения; к сожалению, это справедливо не только для тех, кто продолжил и развил его достижения, но и для тех, кто воспринял его ошибки. Деятельность Оригена охватывает практически всю первую половину III века. Родился он в 185 году в Александрии в христианской семье будущего святого – мученика Леонида; по национальности был, вероятно, египтянином. С ранних лет Ориген воспитывался в христианском духе и обучался наукам, среди которых особенно выделялось изучение Священного Писания; обучение проходило как под руководством отца, так и в Александрийской катехизической школе, которую возглавлял тогда Климент Александрийский . Таланты Оригена проявились уже в детском и юношеском возрасте; впоследствии, после гонений императора Септимия Севера в 202 году, когда отец Оригена был замучен, а Александрийская школа, после временного закрытия и вынужденно оставленная Климентом, возобновила свою деятельность, именно молодой Ориген (которому было тогда около 20 лет), становится её главой. Сохранились интересные подробности, свидетельствующие о внутреннем облике Оригена , а именно – о его христианской вере, принципиальности, трудолюбии и заботе о близких. В 17 лет он в своих письмах укрепляет отца, ожидающего мучений и смерти за Христа, а потом уже сам, готовый идти навстречу гонителям, лишь чудом и против своей воли (усилиями матери, спрятавшей его одежду) избегает мученической смерти. Оставшись без средств к существованию и главой семьи, с попечением о матери и шести братьях, молодой Ориген отказывается от помощи богатой христианки, запятнавшей себя общением с гностиками, добывает средства на пропитание трудом учителя, наконец, продаёт свою библиотеку, лично довольствуясь самым скромным существованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

2. Пастырство в церкви Христовой I.Heoбxoдuмocmь постоянной иерархии. – Со смертию апостолов священноначалие не должно было прекратиться в церкви Христовой. а) «Если тело человеческое, управляемое необходимостию природы, имеет нужду в суде, который бы определял членам его род и меру деятельности и покоя, содержал общие и частные его требования в пределах справедливости и пользы, наблюдал за его здравием, и открывая болезни его, употреблял врачество или совсем отделял чуждое для жизни целого 263 , то тем более нуждается в управлении общество верующих во Христа. Власть служит необходимым условием общественного благоустройства 264 . Никакое общество не может быть благоустроено, и даже существовать не может без начальников или наставников». б) «По слову Христову ( Ин. 17:3 ) , живот вечный, или вечное блаженство заключается в том, чтобы знать единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. По слову апостольскому, «веровати... подобает приходящему к Богу» ( Евр. 11:6 ). Но Бог непостижим; и Христос есть «тайна сокровенная от веков и родов в Боге, ныне же явленная святыми Его» ( Кол. 1:26 ), не в мерцании разума естественного, но в свете откровения благодатного. Отсюда необходимо происходит вопрос апостола: «Како... уверуют, егоже не услышаша? како же услышат без проповедующего?» ( Рим. 10:14 ). Надобен проповедник истины Божией, наставник в вере, строитель таин благодатных. в) Вера, чтобы ей быть спасительною, требует жизни по вере. " Ибо... вера без дел мертва есть» ( Иак. 2:26 ), и следственно, неспособна довести человека до жизни вечной. Чтобы жить по вере и творить добрые дела, для сего надобно знать заповеди Божии, соображать разумение и исполнение их с духом веры, верно применять оные к разнообразным обстоятельствам жизни. Только невнимательный к себе или самонадеянный может сказать, что для сего ему довольно самого себя и что он не имеет нужды в наставнике или советнике. г) Мы непрестанно должны быть то в подвиге против греха, уже в нас более или менее живущего и действующего, то на страже против греха, готового нас искусить, прельстить, поработить и умертвить. Для сего нужно искать наставника, «имущего чувствия обучена долгим учением в рассуждение добра же и зла» ( Евр. 5:14 ) 265 . Церковь потому и «всеобщая руководительница» 266 во спасении, что в ней есть всеобщие руководители спасаемых, строители здания церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010