Необходимо особенно заботиться о повышении церковной грамотности и о духовно-нравственном совершенствовании сотрудников храма. Настоятелям приходов необходимо организовывать для них проведение духовно-просветительских бесед, направлять их на обучение, строго контролировать практику их отношения к прихожанам. Для эффективного осуществления и развития катехизической деятельности Церкви необходимо решить комплекс мер по ее кадровому и методическому обеспечению. В идеале, в каждом городском и крупном сельском приходе должен быть работающий с приходящими в храм людьми штатный педагог-катехизатор, специально подготовленный к данному служению. В рамках работы Комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам духовного образования и религиозного просвещения нами подготовлен проект Положения и Стандарта программы подготовки работников сферы катехизации. После утверждения священноначалием, данные документы будут регламентировать подготовку катехизаторов Русской Православной Церкви, которая должна осуществляться в каждой епархии. Также важно разработать учебную программу и пособие по катехетике, для ее преподавания в Духовных учебных заведениях и центрах подготовки катехизаторов. Следует проводить методические семинары для священнослужителей по катехизации. В настоящее время Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви готовит методический сборник материалов для педагога-катехизатора, который будет содержать программы, методические рекомендации и указания по проведению предкрещальной и послекрещальной катехизации, организации катехизической деятельности. Ряд рекомендуемых материалов уже размещен на медиа-портале Отдела . Также Отдел разрабатывает Стандарт для церковно-приходских воскресных школ для детей, содержащий образовательный минимум знаний и навыков, которые должны быть переданы детям; типовую нормативную документацию для воскресных школ, регламентирующую их деятельность. Эти проекты и методические разработки будут вынесены на обсуждение в рамках I направления Международных Рождественских образовательных чтений : «Катехизация и Таинства Церкви» в этом году.

http://patriarchia.ru/db/text/1321003.ht...

Должность помощника настоятеля не должна быть неоплачиваемым послушанием, — Патриарх Кирилл 2 февраля, 2013. Новостная служба Он отметил, что приблизительно в 65 % благочиний назначены помощники благочинных по указанным направлениям. ‘Считаю, что после нынешнего Собора соответствующие штатные должности должны быть полностью укомплектованы на уровне всех благочиний’, — заявил Патриарх. 2 февраля. ПРАВМИР. Перед тем как обсудить формы подготовки профильных специалистов для епархий по катехизической, социальной, молодежной работе, Патриарх Кирилл напомнил, что одним из наиболее важных постановлений Архиерейского Собора 2011 года является введение на приходах штатных должностей помощников настоятеля по религиозно-образовательной и катехизической работе, по работе с молодежью, по социальной работе. «При этом следует уходить от встречающейся порой практики, когда такая должность является очередным неоплачиваемым послушанием либо работой с такой зарплатой, что люди вынуждены трудиться в нескольких местах. Всем нам, дорогие владыки, необходимо включиться в решение этой проблемы, чтобы благие начинания Соборов реально и своевременно осуществлялись», — подчеркнул Святейший Патриарх, выступая перед участниками Архиерейского Собора. Он отметил, что приблизительно в 65 % благочиний назначены помощники благочинных по указанным направлениям. «Считаю, что после нынешнего Собора соответствующие штатные должности должны быть полностью укомплектованы на уровне всех благочиний», — заявил Патриарх, слова которого приводит Патриархия.ru . Патриарх Кирилл  напомнил, что важным результатом деятельности Священного Синода и Высшего Церковного Совета в межсоборный период стало создание документов, в которых содержатся положения об организации профильной работы на епархиальном, благочинническом и приходском уровнях. «Подчеркиваю, что речь идет не о жестких предписаниях, которые заглушают пульс жизни. Созданы рамочные документы, которые каждый может наполнить посильным ему содержанием, соответствующим условиям существования Церкви в конкретном месте. Они представляют собой основу, платформу, содержат основные методические рекомендации, пользуясь которыми, каждый архиерей, благочинный и приходской священник может и должен развивать пастырскую работу применительно к имеющимся возможностям», — особо отметил Предстоятель, выступая перед участниками Архиерейского Собора.

http://pravmir.ru/dolzhnost-pomoshhnika-...

8) Поучения сии, особенно в начале, предлагать не продолжительные, дабы слушатели без утомления могли принимать и без затруднения сохранять в памяти принятое учение, до продолжения оного. 9) В образец и руководство преподавателям рекомендовать иже во святых отца нашего Кирилла Иерусалимского огласительные поучения и другие подобный писания, отличающиеся чистотою и назидательностью учения, каковыми и стараться для сего снабдить церковные библиотеки. 10) Полезным и нужным признается, чтобы планы преподавания предварительно составляемы и исправляемы были под особенным непосредственным смотрением Преосвященных Архиереев, или посредством способных людей, по их поручению. 11) Вообще Преосвященные имеют пастырскими убеждениями побуждать способных из вверенного им духовенства к тщательному упражнению в преподавании слова Божия, с возможным применением к степени разумения и духовной потребности слушателей, но без частных и суровых облечений, способных более раздражать, нежели назидать в мире; и без излишней заботливости о искусстве, которая нередко препятствует, нежели благоприятствует излияниям духа благочестия. 12) О прилежащих добре в сем спасительном деле, которые, по Апостолу, должны быть сугубые чести сподобляемы, имеют Преосвященные представлять Св. Синоду, с приложением их сочинений, для обращения их, смотря по достоинству, во всеобщую пользу церкви. 304. О неотложном учреждении в церквах катехизических поучений. Святейший Правительствующий Синод, приняв в рассуждение, что 11-ю статьею Высочайше утвержденного в 27 день марта 1841 года устава духовных Консисторий постановлено учреждать в церквах, сообразно местной надобности и способностям священников, катехизические поучения по воскресным дням; из поступающих же в Святейший Синод отчетов видно, что таковые поучения доселе вводятся только в двух епархиях, – приказали: Преосвященным епархиальным Архиереям, по ведомствам коих не введены еще при церквах, указанный в 11 статье устава духовных Консисторий, катехизические по воскресным и праздничным дням поучения, предписать, озаботиться неотложным введением таковых поучений и доставлением за тем Святейшему Синоду о местах введения и всех поучающих сведений, в начале каждого наступающего года непременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наряду с образовательными существуют и социальные приюты для детей. Это иные организации, создаваемые в системе социальных служб органов социальной защиты населения. В указанных приютах также могут проживать дети, но временно: на период реабилитации, до решения вопроса о целесообразности их возвращения в семью или в образовательное учреждение для детей-сирот. Эти учреждения могут реализовывать краткосрочные воспитательные программы и программы реабилитационного характера. Основной задачей социального приюта, в отличие от образовательного, является не обеспечение проживания и воспитания детей, а оказание экстренной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность социальных приютов регулируется Примерным положением о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 года 896. Православные социальные приюты для детей относятся к сфере компетенции Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Православные образовательные учреждения для детей-сирот (включая те из них, где дети только проживают) должны будут, как и другие православные образовательные организации, проходить конфессиональную аттестацию в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации. Юлия Негус, юрисконсульт Синодального отдела религиозного образования и катехизации   ПРИМЕЧАНИЯ: 1 Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил 27 июля 2011 года Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений РФ (журнал 76). Текст см. на сайте www.otdelro.ru См. также: Правовые формы православного образования Комментарий к Положению " О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви " Положение о религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви Изменения в законе об образовании вступают в силу

http://e-vestnik.ru/analytics/obrazovani...

Миссионерские и катехизические материалы На приходском стенде целесообразно размещать доступные для понимания невоцерковленных людей тексты, среди которых: Эта часть стенда может быть изготовлена в виде набора «карманов» для размещения распечатанных катехизических листовок. Синодальным отделом религиозного образования и катехизации подготовлены катехизические брошюры (листки), поясняющие смысл церковных праздников, Символа веры и Молитвы Господней. Они одобрены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Данный материал может размещаться как на стенде, так и распространяться за свечным ящиком и в рамках службы приходского консультирования, то есть находиться в свободном доступе для всех приходящих в храм. Заказать данную серию брошюр (листков) можно в Информационно-аналитической службе Отдела. Новости прихода На стенде следует указывать информацию о встречах, собраниях, планируемых паломнических поездках, праздничных духовных концертах, беседах и лекциях, подготовке к престольному празднику и т.д. Контактные данные На стенде необходимо указать: Общие рекомендации Штатный приходской катехизатор совместно с другими службами прихода участвует в подготовке и регулярном обновлении содержания материалов информационного стенда прихода, касающихся катехизической деятельности. Информационный стенд следует изготавливать из водостойких материалов, с приспособлениями, предотвращающими попадание атмосферных осадков на распечатанные тексты. Оформление стенда желательно производить в теплых тонах цветовой гаммы. Изготовление стенда целесообразно заказать в специализированной организации, или можно аккуратно наклеить на лист оргалита (МДФ) файловые папки и вкладывать в них листы А4, распечатанные на обычном принтере. Размещать информационный стенд следует в притворе или во дворе храма в доступном для обозрения месте. Надо помнить, что содержание стенда должно быть интересным и привлекать внимание всех людей, посещающих храм. Журнал «Православное образование» — общецерковное издание об образовании и катехизации. Председатель редакционного совета — митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Журнал выходит ежеквартально с 2011 года.

http://patriarchia.ru/md/db/text/1570918...

Святейший Патриарх Кирилл призвал к совершенствованию катехизической практики 22 декабря 2016 г. 11:44 В докладе на Епархиальном собрании города Москвы, состоявшемся 22 декабря 2016 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл остановился на вопросах катехизации, приходского консультирования и приходской просветительской деятельности в целом. По словам Его Святейшества, предметом обсуждения остается количество, длительность и содержание катехизических бесед с крещаемыми, а также упорядочение практики огласительных бесед. «Согласно общецерковным установлениям, принятым еще в 2011 году, крещение взрослого человека или ребенка старше 7 лет предваряется не менее чем двумя полноценными огласительными беседами, а также беседой со священником, в которой оглашаемый призывается к раскаянию в грехах, содеянных до крещения. Если же речь идет о крещении младенца, то для родителей и будущих крестных предусмотрено не менее двух полноценных катехизических бесед», — заявил Святейший Владыка, поручив управляющим викариатствами и благочинным наблюдать за тем, чтобы эти установления соблюдались неукоснительно. Патриарх Кирилл сообщил, что общими усилиями архиереев, клириков и мирян Московской городской епархии во исполнение поручения Епархиального собрания 2015 года было разработано пособие по оглашению. Оно содержит ряд практических рекомендаций по проведению огласительных бесед, их возможную логическую структуру, а также вспомогательный и раздаточный материал. Святейший Владыка отметил, что пособие носит рекомендательный характер и жесткая унификация нежелательна, поскольку при катехизации необходимо учитывать индивидуальные особенности человека — возраст, образование, уровень восприятия. Также продолжается работа над созданием пособия для бесед перед совершением Таинства Венчания. Рабочая группа под руководством  епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона  составила первый проект, который сейчас находится на рецензии. Святейший Патриарх Кирилл призвал стремиться к разумному единообразию в процессе катехизации, чему может способствовать обмен опытом между катехизаторами. Предстоятель поручил викариатствам позаботиться об организации таких встреч, отметив, что «формальная заорганизованность здесь совершенно неуместна».

http://patriarchia.ru/db/text/4720596.ht...

«Неудачные и неуместные слова проповеди становятся соблазном для людей, мешают их спасению. Следует воздерживаться от воспроизведения в церковной проповеди не согласующихся со Священным Писанием частных и личных мнений, псевдонаучных мифов, новостей, слухов и даже явно сомнительных с исторической и богословской точки зрения сюжетов агиографической литературы, не говоря уже о политических оценках», — подчеркнул патриарх. «В проповеди необходимо избегать засилья обличительной или менторской риторики, — полагает патриарх Кирилл. — Несомненно, гомилетическое наследие нашей Церкви содержит немало обличений тех или иных пороков и даже исторических личностей, и порой эти обличения бывали весьма острыми и нелицеприятными. Но если именно обличение делается «фирменным стилем» проповедника, то люди начинают воспринимать его слова сначала с раздражением, затем — с досадой и в конце концов — с иронией». «Название главной Книги нашей жизни — Евангелия — означает, что существом проповеди христиан должна быть благая весть. Современный человек слишком часто бывает напуган, подавлен, скован бесчисленным множеством самых разных страхов. Долг пастырей Церкви — научить его побеждать этот страх правой верой, твердой надеждой и деятельной любовью», — отметил предстоятель Русской Церкви. В своем докладе он также остановился на вопросах катехизации, приходского консультирования и приходской просветительской деятельности в целом. По словам патриарха, предметом обсуждения остается количество, длительность и содержание катехизических бесед с крещаемыми, а также упорядочение практики огласительных бесед. «Согласно общецерковным установлениям, принятым еще в 2011 году, крещение взрослого человека или ребенка старше 7 лет предваряется не менее чем двумя полноценными огласительными беседами, а также беседой со священником, в которой оглашаемый призывается к раскаянию в грехах, содеянных до крещения. Если же речь идет о крещении младенца, то для родителей и будущих крестных предусмотрено не менее двух полноценных катехизических бесед», — заявил патриарх.

http://pravmir.ru/patriarh-neudachnyie-i...

8. Персональный состав Аттестационной комиссии, ее председатель и секретарь, утверждается епархиальным архиереем по представлению руководителя епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, либо ректора православного духовного учебного заведения. В состав Аттестационной комиссии должны входить сотрудник (и) епархиального Отдела религиозного образования и катехизации и учебного заведения, осуществляющего подготовку катехизаторов в епархии. Также членами Аттестационной комиссии могут являться священнослужители епархии и миряне – специалисты в области катехизации и православной педагогики. К участию в работе Аттестационной комиссии могут привлекаться специалисты из других епархий. 9. Аттестация проводится в сроки, которые определяются по усмотрению епархиального архиерея и объявляются заранее. 10. Аттестация катехизаторов проводится в соответствии с нормативно-методическими документами, разработанными Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. 11. Процедура аттестации может проходить в одной или нескольких формах по усмотрению Аттестационной комиссии (с учетом уровня богословского, катехизаторского, педагогического образования аттестуемого и его опыта): рассмотрение документов об образовании, рекомендаций, характеристик и программ, по которым работает аттестуемый; собеседование с аттестуемым по программам; подготовка аттестуемым показательной катехизической беседы (урока); собеседование с аттестуемым по богословским, катехизаторским и педагогическим дисциплинам. 12. По итогам аттестации, в случае ее успешного прохождения, аттестуемому выдается соответствующий документ церковного образца (Аттестационный лист), подтверждающий его квалификацию сроком не более чем на 5 лет. 13. По результатам аттестации катехизатору может быть рекомендовано пройти повышение квалификации в соответствующем образовательном учреждении. 14. Для аттестации необходимо представить в Аттестационную комиссию следующие документы: прошение или запрос с места ведения катехизической деятельности на имя председателя Аттестационной комиссии;

http://azbyka.ru/katehizacija/polozhenie...

5.1. Выпускник должен обладать следующими компетенциями (К): готовностью и способностью: компетенции в области церковного образа жизни сознательно участвовать в церковных Таинствах и обрядах (К1); соблюдать церковную традицию в общении, образе жизни, быте (К2); преломлять духовные знания в личный духовный опыт (К3); к совершенствованию в христианском благочестии на протяжении всей жизни (К4); к самооценке и самоконтролю (К5); компетенции в области катехизической деятельности использовать знание Священного Писания, основных разделов православного вероучения, литургики, церковной истории в духовно-просветительской деятельности (К6); использовать навыки чтения Священного Писания и богослужебных текстов на церковнославянском языке и их перевода в просветительской деятельности (К7); использовать знания православного вероучения и сектоведения для обеспечения духовной безопасности воцерковляющихся (понимание опасной сущности язычества и оккультизма, умение противостоять деятельности тоталитарных сект и движений) (К8); выявлять степень воцерковленности человека и в соответствии с ней определять содержание, объем, методы, формы, сроки катехизации (К9); использовать знания в области психологии в катехизической деятельности и педагогической работе (К10); применять основные методы катехизической деятельности в работе с воцерковляющимися (К11); аргументировано и убедительно излагать церковную позицию перед невоцерковленной и воцерковляющейся аудиторией (К12); обеспечить катехизическое сопровождение церковных мероприятий (К13); компетенции в области педагогической деятельности применять традиции и методы православной педагогики и христианской антропологии в педагогической деятельности (К14); решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся в воскресной школе (К15); разрабатывать и реализовывать программы по вероучительным дисциплинам для различных возрастных категорий детей (К16); компетенции в области организаторской деятельности планировать и организовывать катехизическую деятельность на приходах и/или благочиниях (К17);

http://azbyka.ru/katehizacija/cerkovnyj-...

14. Развитие церковной жизни серьезно ставит проблему подготовки взрослых людей к принятию Святого Крещения, а также повышения уровня знаний уже принявших это Таинство. Необходимо систематизировать имеющиеся подходы и дать действенные рекомендации пастырям по совершению катехизической деятельности. 15. Собор одобряет принятую Священным Синодом Концепцию миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Миссия Церкви сегодня должна быть важнейшим делом священнослужителей; призваны к ней и активные, религиозно образованные миряне. Средства миссионерской деятельности могут быть разнообразными. Однако миссия Церкви всегда должна основываться на твердой верности священным догматам Православия и всей полноте церковного Предания. При этом главным объектом нашей миссии по-прежнему остаются люди, которые принадлежат к Православию по Крещению, по семейной или национальной традиции, но нуждаются в просвещении, воцерковлении и возгревании духовной жизни. 16. Собор констатирует развитие взаимодействия Церкви с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями разных стран, что достигается самоотверженным и бескорыстным трудом многих пастырей и мирян. В то же время сочтено необходимым поставить на регулярную основу пастырское служение в армии и в правоохранительной системе и закрепить это в законодательстве и государственной административной практике. 17. Социальное служение и благотворительность являются важными направлениями православного свидетельства и служения в современном обществе, нуждающемся в деятельных проявлениях любви. Признано необходимым совершенствовать координацию церковной социальной деятельности, в частности, через сбор и оперативную публикацию информации о благотворительных и социальных инициативах епархий Русской Православной Церкви. 18. Среди приоритетов работы с молодежью Собор выделяет создание православных молодежных центров, которые, наряду с непосредственным попечением о молодых людях, могли бы заниматься разработкой миссионерских, духовно-просветительных и воспитательных программ. Признано целесообразным усилить координацию трудов епархиальных и общецерковных структур, занятых работой с молодежью. Собор счел важным развитие молодежного паломничества, а также православных молодежных и детских организаций, включая спортивные, скаутские и общественные. Организации такого рода призываются к поддержанию тесной связи с Церковью, дабы их отношения со Священноначалием не ограничивались лишь просьбами о преподании благословения на ту или иную инициативу. Работа этих организаций должна быть действенным инструментом воцерковления детей и молодежи.

http://sedmitza.ru/lib/text/430033/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010