И ныне, Богородичен: Тебя, Красоту Иакова и божественную Лестницу,/которую он видел прежде,/от земли простертую к высоте, мы знаем, Чистая,/низводящую свыше Бога воплощенного,/а смертных вновь туда возводящую. Катавасия: Не послужиша твари Богомудрии/паче Создавшаго,/но, огненное прещение мужески поправше,/радовахуся, поюще:/препетый отцев Господь и Бог, благословен еси. Катавасия: Не почтили богомудрые/творения больше Творца,/но угрожавший им огонь мужественно поправ,/радостно воспевали:/“Прехвальный Господь и Бог отцов,/благословен Ты!” Песнь 8: Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси/и праведнаго жертву водою попалил еси:/вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети./Тя превозносим во вся веки. Песнь 8 Ирмос: Из пламени Ты для благочестивых росу источил,/и жертву праведника водою попалил:/ибо все Ты совершаешь, Христе, одним Своим хотением./Тебя мы превозносим во все века. Смиренномудренным нравом/милостива Господа мытарь воздохнув обрете, и спасен бысть:/образом же лютым языка велеречиваго,/правды отпаде фарисей. Смиреномудренным разумом восстенав,/мытарь обрел Господа милостивым и спасся;/но злым действием языка велеречивого/от праведности отпадает фарисей. Фарисеева кичения произволения,/и именования чистоты, бежим вернии:/ревнующе мытареву добре/помилованному смирению и нраву. От надменности, фарисеем избранной/и его так называемой чистоты,/бежим верные, ревнуя успешно/мытаря смирению и нраву его,/помилование ему принесшему. Гласы мытаревы вернии вещаим в церкви святей:/Боже очисти, да с ним улучим прощение,/пагубы велехвальнаго избавльшеся фарисея. Возгласы мытаря, верные, произнесем/в храме святом: “Боже умилосердись!”,/чтобы с ним прощение получить,/избавившись от пагубы хвастливого фарисея. Воздыханию мытареву вси поревнуим,/и Богу беседующе, теплыми слезами возопиим Ему:/Человеколюбче, согрешихом,/благоутробне Щедрый, очисти и спаси. Стенанию мытаря все поревнуем/и, с Богом беседуя, с горячими слезами/воскликнем Ему:/“Человеколюбец, согрешили мы!/Милосердный, сострадательный, помилуй и спаси!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-o...

После 3 песни на катавасию ирмос покойного канона и заупокойная ектения. Кондак святого, если есть, и покойный седален. Слава, и ныне, богородичен покоин. После 6 песни на катавасию ирмос покойного канона и заупокойная ектения. Кондак: Со святыми упокой... Икос: Сам един еси... После 8 песни: Величит душа моя Господа... с припевом: Честнейшую херувим... После 9 песни Достойно есть и заупокойная ектения. Светилен святого, если есть, и заупокойный: Живыми и мертвыми... Слава, и ныне, богородичен: Сладосте ангелов. На хвалитех стихиры покойны. Слава, покоин. И ныне, богородичен покоин. Слава тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу (читается, а не поется). Ектения: Исполним утреннюю... Стихиры на стиховне покойны; первая просто, вторая и третия со стихами: Блажени, яже избрал... Души их во благих... Слава, и ныне; богородичен покоин. Благо есть. По трисвятом тропарь: Глубиною мудрости. Слава, и ныне, богородичен: Тебе и стену, и пристанище. Ектения: Помилуй нас, Боже... В ней после прошения о плодоносящих и добродеющих: Еще молимся о упокоении... Яко да Господь Бог... Милости Божия... Возглас: Яко ты еси воскресение... Премудрость. Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Заупокойный отпуст: Воскресый из мертвых... Так как изложенный устав «Всенощного бдения, бываемого о усопших», издан во всеобщее руководство, то в потребных случаях можно следовать ему с буквальною точностью; но так как он, будучи очень близок к субботним заупокойным уставам, все таки не составляет точного их воспроизведения и так как и после его издания они не мало не утрачивают своего значения; то не будет произвола, если в тех частях, в которых он не совершенно сходится с ними, ближе держаться субботних заупокойных уставов Типикона. Таким образом 1) Всенощное бдение накануне поминального дня нельзя признать обязательным, так как даже накануне великих праздников Типикон дозволяет вечернее и утреннее богослужение отправлять не в порядке всенощного бдения; в субботней же заупокойной службе оно никогда не указывается.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАТАВАСИЯ [греч. καταβασα от καταβανω - «схожу, спускаюсь», κατβασις - «схождение»], песнопение, исполняемое в конце каждой песни канона на утрене в праздничные и особые дни. В качестве К. используются ирмосы (как правило, из наиболее известных канонов). Название песнопения обычно объясняют способом его исполнения - для пения К. два хора должны сойти со своих обычных мест и объединиться в середине храма, однако различные способы использования термина καταβασα в древних памятниках (см. ниже) скорее указывают на то, что «схождение» здесь означает «завершение», т. е. К.- это заключительная часть той или иной литургической структуры. В богослужебной практике К. нередко называют также т. н. рядовую К. или покрывающие ирмосы - ирмосы 3, 6, 8-й и 9-й песней последнего из канонов утрени, которые за вседневным богослужением должны исполняться в конце этих песней; они завершают очередной раздел канона и указывают священнослужителям на необходимость произнесения ектении или интонирования песни Пресв. Богородицы «Величит душа Моя Господа» . Однако отождествление покрывающих ирмосов с К. не вполне корректно: в отличие от К. они не должны исполняться двумя хорами вместе (на вседневной утрене хоры соединяются только для пения «Достойно есть» в конце канона), а их функция вспомогательная, тогда как К. является самостоятельным элементом чинопоследования, подчеркивающим торжественность службы. Практика исполнения К. в праздничные дни появилась уже в студийскую эпоху. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., наиболее точно передающем содержание первоначального студийского Синаксаря (устава на весь год), о К., в качестве к-рой используются ирмосы праздничного канона, упоминается в разделах о службах на такие важнейшие праздники, как Рождество Христово и Богоявление ( Пентковский. Типикон. С. 308, 317), а также на память св. Алексия, человека Божия,- покровителя патриарха Алексия Студита, составителя этого Типикона (Там же. С. 332). О К. в конце песней рождественского и богоявленского канонов говорится описательно, без специального определения, причем слово  в этом памятнике все же употребляется, но в совершенно ином значении - праздничного тропаря или ипакои (Там же. С. 351, 363). М. Н. Скабалланович упоминает о случаях обозначения К. (в смысле цикла завершающих ирмосов) в древнерус. студийских памятниках с помощью термина  (греч. περισσ - завершение) ( Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 274).

http://pravenc.ru/text/1681349.html

Кроме молебнов с канонами, в так называемой «Книге молебных пений» дается ряд более кратких молебных последований без канонов. В старопечатных книгах и для некоторых из этих последований имеются нарочитые каноны. А так как пение на молебнах даже одних канонных припевов и катавасий весьма содействует усилению молитвенного настроения, то было бы желательным пополнить некоторые последования «Книги молебных пений» внесением в них соответствующих канонов или хотя бы одних канонных припевов и катавасий. В конце Иерейского молитвослова имеется отдел: «Службы на различные потребы». Но это не отдельные самостоятельные чинопоследования, а молитвословия, предназначенные для внесения их в потребных случаях в чинопоследование литургии, и в большинстве заимствованные из соответствующих последований «Большого Требника» и «Книги молебных пений». Составленные в Южной России, эти службы отражают узко-местную практику. Во всяком случае, устав Православной Великороссийской Церкви не знает никаких дополнительных к даваемому в Служебнике чину проскомидии молитв на проскомидии, каковыми начинается большинство названных служб Иерейского молитвослова и для которых даже сам молитвослов не указывает точно, в какой именно момент проскомидии они должны произноситься. Более того, наш церковный устав, ограждая завершительную службу суточного богослужебного круга – литургию – от всяких дополнений, сверх указанных Типиконом, не предусматривает возможности внесения каких-либо дополнительных прошений и на литургийных ектениях. По Типикону (см. главу 8) все чинопоследование литургии должно вкладываться в тесные рамки одного часа времени, а все дополнительные моления на разные случаи и потребы должны быть совершаемы до литургии или, в виде исключения, после нее. В соответствии с этим и службы Иерейского молитвослова приличнее совершать отдельно от литургии в качестве самостоятельных молебнов, в каком виде большинство из них и излагается в «Книге молебных пений». Те же немногие службы молитвослова, каковым нет соответствующих последований ни в «Большом Требнике», ни в «Книге молебных пений» 150 , легко могут быть перестроены по чину молебнов 151 . Эти новые молебные последования, кроме совершения их в потребных случаях по просьбе отдельных верующих, было бы соответственно совершать и в определенные дни в качестве дополнения к общественному богослужению.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В дальнейшем возможна реконструкция мелоса этого песнопения (по крайней мере частичная) благодаря тому, что его аналоги сохранились в визант. Асматиконах. Кондакарная нотация обнаружена также на отдельных листах в новгородской июльской Минее XI-XII вв. РГАДА. Ф. 381. 121 (Л. 28 об.-31), в Октоихе изборном XIII в. РНБ. Соф. 122 (Л. 72 об.- 73 об.: кондаки в Лазареву субботу и на Пасху; см.: Keller. 1981), в певч. сборнике XIII в. РНБ. Соф. 397 (Л. 28-28 об.), а также в мелизматических вставках в мелос песнопений (как правило, стихир рус. святым), записанных знаменной нотацией (см.: Металлов. 1912. С. 202-203, 209, 216, 230-231). Катавасия Пасхи в Лаврском (Троицком) Кондакаре. Кон. XII–XIII в. Фрагмент (РГБ. Троиц. 23. Л. 100 об.) Катавасия Пасхи в Лаврском (Троицком) Кондакаре. Кон. XII–XIII в. Фрагмент (РГБ. Троиц. 23. Л. 100 об.) В Стихираре XII в. БАН. 34.7.6 (Л. 167-168) кондакарные ипостаси и текстовые вставки присутствуют в стихире святым Борису и Глебу «Плътскоую богатяща святии» 8-го гласа (опубл.: Никишов. 1975. С. 570-572). Б. Карастоянов детально исследовал это песнопение и привел ряд примеров из других источников с кондакарными вставками ( Карастоянов. 1987. P. 31-66). На первый взгляд, фундаментальное несоответствие в стилях нотации является непреодолимым препятствием для расшифровки этого песнопения. Однако приведенные Карастояновым примеры выявляют постепенное упрощение мелизматической структуры с сохранением по возможности той же силлабической основы и с заменой кондакарных ипостасей более простыми сочетаниями невм. В более поздней рукописной традиции мелизматическое «расцвечивание» остается только на каденционных участках и др. важных участках, т. н. стыках текста. Данное песнопение интересно прежде всего необычным использованием нотации и внетекстовыми вставками. Такие «вкрапления» К. п., выполняющие функции мелизматических «тропов», присутствуют также в Лаврском Кондакаре, где они помещены между строками песнопений, а также на полях и в нижней части страниц.

http://pravenc.ru/text/1841898.html

Силу язычников истребите вы, друзья-ученики,/и дивно возвеличитесь их богатством;/ибо славою исполнитесь,/когда явлюсь Я светлее солнца блистающим,/в радости воспевая:/“Воспоем Богу нашему, ибо Он прославился!” Днесь Христос, на горе Фаворстей просияв ясно Божественною зарею,/якоже обещася, учеником обнажи зрак,/светоносныя же наполнившеся Божественныя зари, в радости пояху:/поим Богу нашему, яко прославися. В сей день Христос, на горе Фаворе,/хотя и не в полной мере просияв,/обнажал для учеников, как обещал,/образ Божия сияния;/они же, исполнившись светоносного Божественного блеска,/в радости воспевали:/“Воспоем Богу нашему, ибо Он прославился!” Другий канон, глас 8. Песнь 1. Ирмос: Воду прошед, яко сушу,/и египетскаго зла избежав,/израильтянин вопияше:/Избавителю и Богу нашему поим. Канон 2. Ирмос: По воде пройдя, как по суше,/и египетского развращения избежав,/израильтянин взывал:/“Избавителю и Богу нашему воспоем!” Моисей, на мори пророчески видев/облаком и столпом древле огненным славу Господню, вопияше:/Избавителю и Богу нашему поим. Моисей в древности пророчески/увидев в море славу Господа/в облаке и в столпе огненном, взывал:/“Избавителю и Богу нашему воспоем!” Яко каменем, телом покрывся,/обожением, Невидимаго зря, Моисей Боговидец взываше:/Избавителю и Богу нашему поим. За скалой созерцая Незримого,/как под покровом тела обоженного,/Моисей Боговидец взывал:/“Избавителю и Богу нашему воспоем!” Ты на горе законней и на Фаворстей/виден был еси Моисеем во мраце древле,/во Свете же ныне неприступнем Божества. Ты на горе законодательства/и на Фаворе был видим Моисею:/в древности во мраке,/а ныне в неприступном свете Божества. Катавасия: Крест начертав, Моисей/впрямо жезлом Чермное пресече,/Израилю пешеходящу;/тоже обратно фараоновым колесницам,/ударив, совокупи,/вопреки написав непобедимое оружие./Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися. Катавасия: Крест начертывая, Моисей/прямо рассек Красное море жезлом/для идущего пешком Израиля,/и то же море ударом поперек/обратно для Фараоновых колесниц соединил,/изобразив тем непобедимое оружие;/потому воспоем Христу Богу нашему:/ибо Он прославился.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/preobrazh...

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа». Диакон: «Память их в род и род». Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа». Диакон: «Души их во благих водворятся». Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа». По «Аллилуиа»: «Глубиною мудрости...» (дважды); «Слава, и ныне»: «Тебе и стену…». 16-я кафисма . Седальны из Октоиха следующим образом: 2-й седален 1-й группы (по 1-й кафисме) без стиха + все седальны 2-й группы (по 2-й кафисме) со своими стихами и Богородичным 18 . 17-я кафисма , разделенная на две статии. На практике чтение 17-й кафисмы осуществляется следующим образом: хор медленно поет первые два стиха с припевом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», в это время диакон отверзает царские врата и все священнослужители выходят через них 19 на середину храма к тетраподу (панихидному столу). Затем следует основная часть 17-й кафисмы: священники (поочередно) читают стихи кафисмы, диакон постоянно совершает каждение, а хор «фоном» поет припев. В конце статии хор поет последние два стиха (быстрым распевом). По 1-й статии – заупокойная ектения (все заупокойные ектении диакон произносит с кадилом в руках) и молитва «Боже духов…» с возгласом «Яко Ты еси воскресение…» 20 . 2-я статия совершается так же, как и 1-я, но с другим припевом: «Спасе, спаси мя». Сразу после кафисмы хор поет заупокойные тропари по непорочных «Святых лик обрете…», при пении которых совершается полное каждение храма. Ектения заупокойная с молитвой «Боже духов…» и возгласом «Яко Ты еси воскресение…». Седален «Покой, Спасе наш…»; «Слава, и ныне»: «От Девы Возсиявый…» (на практике эти седальны всегда поются). При пении седальнов духовенство уходит в алтарь и царские врата закрываются. 50-й псалом. Канон: в храме Господском или Богородичном: храма на 6 и Триоди на 8. Ирмосы – канона храма, катавасия – Триоди. 2-я песнь (канон имеет 2-ю песнь, обратим на это особое внимание!) поется только по Триоди (ирмос и катавасия у этой песни совпадают). Библейские песни поются по вседневному варианту «Господеви поем…». В приходской практике к тропарям Триоди читается припев «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В субботу на малей вечерни, стихиры воскресны по обычаю. На стиховне, стихира воскресна едина, и праздника стиховна с припевы своими великия вечерни. Слава, и ныне, праздника. Тропарь воскресен. Слава, и ныне, праздника. На велицей вечерни, по обычной кафисме, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3, и анатолиев един, и праздника 6, поемыя на самый праздник. Слава, праздника. И ныне, Богородичен 1-й гласа. На литии стихиры и Слава, и ныне, праздника: На стиховне стихиры воскресны. Слава и ныне, праздника. На благословении хлебов, тропарь: Богородице Дево: дважды, и праздника, единожды. и чтение в посланиих апостольских. На утрени, на Бог Господь, тропарь воскресн, дважды. Слава и ныне, праздника: По кафисмах седальны воскресны, с богородичны их, и чтение во евангелии толковом, и непорочны, и ипакои гласа, и чтение. Степенна, и прокимен гласа. Всякое дыхание: Евангелие воскресно. Воскресение Христово: псалом 50. стихира воскресна, и прочая по обычаю. Канон воскресн со ирмосом на 4, и Богородицы на 2, и праздника оба канона на 8. Катавасиа: Преукрашенная: По 3-й песни, кондак праздника, и икос, и ипакои праздника. По 6-й песни, кондак воскресн и икос и пролог. На 9-й песни, поем Честнейшую: Светилен воскресн. Слава, и ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны на 4, и праздника на 4 со славным, с припевы праздника. Слава, стихира евангельская. И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. По трисвятом тропарь воскресн точию. ектении, и отпуст, и оглашение Студитово, и исхождение обычное в притвор, и час первый, и конечный отпуст. На часех, тропарь воскресн. Слава, праздника. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак праздника, и воскресн, пременяюще глаголем. На литургии, блаженна гласа на 6: и праздника, песнь 9-я, на 4: По входе тропарь воскресн, и праздника. Слава, кондак воскресн. И ныне, праздника. Прокимен, апостол, Аллилуиа, и Евангелие дне и праздника. Причастен: Хвалите Господа с небес: и праздника. От сего же дне катавасиа поется: Крест начертав: до 21-го септемвриа. Святаго же Луппа поется служба в 22-й день, якоже предуказася.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Катавасию греки после каждой песни канона не поют, но после восьмой песни канона пропевают подряд все ирмосы ее, от первой песни до восьмой включительно, катавасию же девятой песни поют по исполнении этой песни (Иератикон, стр.30.) . 8 .       После канона и возгласа малой ектении “Яко тя хвалят вся силы небесныя...” хоры поют “Свят Господь Бог наш”, но не три раза, а два, на третий же раз добавляют стих “Возносите Господа, Бога нашего”, диакон при этом никаких стихов не возглашает (Типикон, стр.57.) . 9 .       Конец греческой утрени отличается от русской тем, что греки не произносят последних ектений, не делают отпуста и не читают первого часа. Не читая и 3 и 6 часов, переходят прямо к совершению литургии. На вседневной утрене после чтения “Благо есть...” и Трисвятого, когда будет пропет богородичен, иерей дает возглас: “Благословенно царство...” (Типикон, стр.46.) . На праздничной утрене во время пения великого славословия диакон тайно читает ектении “Помилуй нас, Боже” и “Исполним утреннюю молитву”, и иерей так же тихо произносит отпуст, Когда же хор, окончив великое славословие, пропоет тропарь, тогда сразу начинается литургия (Типикон, стр.58.) . Таковы особенности греческой утрени по современному ее уставу. Заключение Православная христианская утреня за почти двухтысячелетнее свое существование прошла сложный путь развития. Имея главным своим элементом псалмы и библейские песни она уже в первом веке стала дополняться гимнами собственно христианского сочинения в честь Господа Иисуса Христа. В последующих столетиях собственно христианское песнотворчество значительно усложнило самое чинопоследование. За это же время многие древние молитвы и песнопения исчезли из него. Некоторые из сохранившихся молитвословий потеряли свое прежнее место  чине и теперь, например, невозможно установить, в связи с какими псалмами или библейскими песнями когда-то читались наши 4, 5 и 6 утренние молитвы. Некоторые обряды, когда-то составлявшие характерную черту песненной утрени, сохранились лишь в богослужении отдельных праздников. Так, например, начало пасхальной утрени в притворе при закрытых вратах храма и употребление на ней иереем креста с трехсвечником ведут свое начало из песненной утрени. Таким же остатком древней песненной утрени является пение в великую субботу после великого славословия и обнесения плащаницей храма воскресного прокимна и чтение паремии, апостола и евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

– стихиры на стиховне (на вечерне и утрене) поются только по Триоди (как и на вседневной службе); стихиры великой вечерни святого опускаются (остается только «славник»); – седален Триоди читается по 1-й кафисме (без малой ектении), тогда как по 2-й кафисме произносится малая ектения и вычитываются оба седальна святому; – канон : а) в тех песнях, где нет трипеснца – Богородице на 6 и святого на 8, катавасия – рядовая по Уставу (т.е. здесь канон поется по стандартному чину); б) где есть трипеснец – святого на 6 и оба трипеснца на 8, катавасия Триоди (2-я песнь во вторник, разумеется, совершается только по Триоди); – великое славословие не поется и утреня завершается по вседневному чину: славословие читается, сугубая ектения произносится в конце, отпуст бывает после 1-го часа. Пожалуй, это – самая заметная особенность в случае полиелея на сырной седмице; можно сказать, что именно в этом наиболее отчетливо ощущается близость надвигающегося Великого поста, в результате чего даже праздники уже совершаются менее торжественно, чем в иные периоды года. Получается, что различие между службами бденному святому и полиелейному на сырной седмице проявляется только в двух аспектах: 1) на вечерне накануне понедельника и вторника сугубая ектения в случае бденного святого произносится сразу после паремий, тогда как в случае полиелейного – перед отпустом (т.е. как на вседневной службе); 2) на литургии различие в пении тропарей и кондаков по входе сохраняется: в храме святого в случае бденного праздника тропарь и кондак храма опускаются, тогда как в случае полиелейного святого – поются. Наконец, еще одна интересная особенность проявляется только в один из рассматриваемых трех дней – если праздник случится в четверг сырной седмицы. В этом случае на вечерне читаются четыре паремии: одна паремия Триоди (разумеется, с сопровождающими ее прокименами) и три паремии святого (эта же особенность проявляется и при совпадении праздника с сырной субботой). Вечерня накануне четверга имеет особое последование (близкое к великопостной вечерне), так как в структурном отношении является заключительным богослужением среды сырной седмицы и совершается на практике утром. Ее особенности будут рассмотрены в следующем параграфе. § 2.3.3. Среда и пятница сырной седмицы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010