По мнению автора, ВЦУ не вполне правомерно ссылалось на указ Священного Синода и Высшего Церковного» Совета, от 20 ноября 1920 года, за 362 о временной автономии епархий, связь которых с Патриархией прервана, действовало совершенно независимо от Московской Патриархии, ограничивая свою каноническую связь с нею только возношением за богослужением имени Святейшего Патриарха Тихона. 824 Анализируя события 2 сентября 1922 года, когда на Соборе архиереев последовала реакция на указ Патриарха Тихона 348/349 – было упразднено Высшее Русское Церковное Управление, но учрежден, вместо этого, Временный Заграничный Архиерейский Синод, исследователь приходит к выводу, что воля Патриарха была исполнена лишь формально, и карловацкий церковный центр не был упразднен, а сохранил свое существование под новым названием. 825 Давая оценку перехода митр. Евлогия со своей паствой в юрисдикцию Константинопольского Патриарха и утрату по этой причине канонической связи с Русской Церковью 17 февраля 1931 года, прот. Владислав Цыпин придерживается следующей позиции. Он считает, что переход архиерея без отпускной грамоты из одной Поместной Церкви в другую в любом случае канонически неправомерен. Исследователь говорит о канонической незаконности Карловацкого Синода и о полноте канонической власти митр. Сергия, а также о том, что для митр. Антония (Храповицкого) была очевидной преемственность линии Патриархии по отношению к эмиграции от Патр. Тихона к митр. Сергию. 826 2.5. Новая российская историография: стремление к объективности Российский исследователь А.В. Попов , составитель грандиозного труда «Российское православное зарубежье: история и источники» (М., 2005), внес свой вклад в вопрос о каноничности образования РПЦЗ. Он, в частности, считает, что первопричиной раскола Русской Церкви послужили призывы Первого Всезаграничного Собора. 827 Наиболее интересна, по мнению Попова, для исследователей русского зарубежного Православия глава воспоминаний митрополита Евлогия (Георгиевского) «Церковная смута», в которой иерарх рассказывает об истоках и причинах своих разногласий с Архиерейским Синодом РПЦЗ, конфликте с Московской Патриархией, приведшем к разрыву в 1930 году, обстоятельствах и побудительных мотивах перехода под юрисдикцию Вселенского Патриарха. По мнению автора, канонических оснований для перехода под омофор Вселенского Патриарха не было. 828

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 апреля 1937 г. в заседании Совета Св.-Сергиевского Института было сообщено о кончине почетного члена Богословского Института профессора Н. Н. Глубоковского , причем датой кончины указывалось не 18, а 19 марта. Почтить память великого ученого решено было на открытом собрании Института, назначенном на 20 апреля, с докладами и воспоминаниями выступили А. В. Карташев , о. Г. В. Флоровский, о. Н. Н. Сахаров, о. И. Ктитарев, И. В. Никаноров и Ф. И. Бокач 3149 . Год спустя по решению Совета Института в годовщину смерти H. H. Глубоковского (также 19 марта) была отслужена панихида. §2. Отношение к церковному «расколу» Репутация Глубоковского как «большого друга» митрополита Евлогия еще более укрепилась после его весьма определенных заявлений в печати, сделанных по поводу произошедшего в 1926 г. т. наз. раскола на «карловчан» и «евлогиан» и послания митрополита Сергия (Страгородского) от 14 июля 1927 г. с требованием к заграничному духовенству дать подписку о лояльном отношении к советской власти. Точка зрения Глубоковского отчасти изложена в статье «Расколътъ в руската загранична църква» 3150 . Появление этой заметки сам он объяснял так: «Редактор названного еженедельного журнала прот. Петр Тулешков († 1930, VII, 27 (14) – среда) при случайной встрече со мною на улице – просил меня высказаться по поводу волновавших общество постановлений Карловацкого «собора» 3151 , но я, далеко не все зная и чуждаясь газетной работы, ограничился общими замечаниями и передал это поручение о. протопресвитеру Георгию Ивановичу Шавельскому, сообщив ему некоторые документы (напр., указ из Московской патриархии, опубликованный в статье) и свои соображения. О. Георгий охотно и быстро исполнил эту задачу, а я всецело одобрил его редакцию, внесши лишь маленькие поправки. Но потом о. протопресвитер Шавельский и протоиерей Георгий Степанович Голубцов явились ко мне и настойчиво предложили, чтобы – в виду важности дела и для наибольшей авторитетности – статья была напечатана за моим именем в форме интервью со мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Суханова Н.А. Цветущая ветка сакуры: История Православной Церкви в Японии. М., 2003. Талалай М.Г. Русская церковная жизнь и храмостроительство в Италии. СПб: Коло, 2011. Тимофеев А.Ю. Положение русской эмиграции в Югославии в 1941 году. Славяноведение. 2006. 4. С. 56. Толстой Н.Д. Жертвы Ялты. М, 1996. Трайковский Николай, игумен. Русские монахи в Македонии. Пер. с македонского Елены Верижниковой. Скопье: Македонска реч, 2012. Трасковский А.Ф. История Русской Зарубежной Церкви, 19211939 гг. Православный путь. Джорданвилль, Нью-Йорк, 1995. Троицкий С.В. О неправде карловацкого раскола. Paris, 1960. Троицкий С.В. История самочинной карловацкой организации. Церковно-исторический вестник. 2001. 8. Урядова Анна. Голод 1920-х гг. в России и Русское зарубежье. СПб.: Алетейя, 2010. Филипович Елена. Моя православная Чехия: История и современность. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. Фрелих С. Генерал Власов. Тенафли (Нью-Йорк), 1990. Харитон (Дунаев) , иеромонах. Введение нового стиля в Финляндской Православной Церкви и причины нестроений в монастырях. Аренсбург, 1927. Хоффман Й. История власовской армии. Париж, 1990. Цурганов Ю.С. Неудавшийся реванш. Белая эмиграция во Второй мировой войне. М., 2001. Цыпин Владислав , протоиерей. История Русской Православной Церкви, 19171990. М., 1991. Цыпин Владислав , протоиерей. История Русской Церкви, 19171997. М., 1997. Цыпин Владислав , протоиерей. Русская Православная Церковь , 19251938. М., 1999. Черкасов-Георгиевский В. Русский храм на чужбине. М.: «Паломникъ», 2003. Черкассов К. Генерал Кононов. Мельбурн, 1963. Черкассов К. Меж двух огней: В 2 кн. Данденонг (Австралия), 1986. Шевченко Т.И. Валаамский монастырь в общественно-церковной жизни Финляндии (19171957). Дис. ... канд. ист. наук. М., 2010. Шевченко Т.И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (19171957). М: Изд-во ПСТГУ, 2013. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь и религиозная политика советского государства в 19431964 годах. СПб., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТРОИЦКИЙ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сергей Викторович Троицкий, доктор церковной истории, канонист Канонист С.В. Тро­ицкий Священноначалие Русской Православной Церкви решило в 1946/47 учебном году преобразовать Московский богословский институт в Московскую духовную академию . Для замещения профессорских кафедр было решено вызвать из-за границы 5 профессоров-богословов. В этом списке был и профессор Сергей Викторович Троицкий. С 20 мая 1947 года патриарх Алексий I утвердил его профессором Московской духовной академии по кафедре церковного права с зачислением на духовно-учебную службу. Одновременно работал в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата . Тогда же он начинает выступать против РПЦЗ, требовать церковного суда над её иерархами, горячо отстаивать церковную политику митр. Сергия. В своих работах он стал утверждать, " что в СССР за веру не преследуют, а те из верующих, кто попал в застенок, оказались там из-за своих антисоветских взлядов " . В 1949 году был лишен возможности продолжать службу в духовной академии и ОВЦС по политическим причинам и вновь уехал в Югославию. За рубежом Троицкий всегда оставался членом Русской Православной Церкви и вел активную борьбу против «карловацкого» раскола . Сергей Викторович посещал СССР еще два раза: в 1958 году, по приглашению патриарха Алексия I на 40-летие восстановления Патриаршества в Русской Право­славной Церкви, и в 1961 году, по приглашению председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии архиепископа Никодима (Ротова) . В 1961 году работал в редакции « Журнала Московской Патриархии ». Ученый Совет Московской духовной академии на заседании 18 декабря 1961 года присудил профессору С.В. Троицкому ученую степень доктора церковного права за широкую научную деятельность в области церковного права. Скончался 27 ноября 1972 года, на 95-м году жизни, погребен на русском кладбище Белграда .

http://drevo-info.ru/articles/13676415.h...

10 Троицкий Сергей Викторович (1878–1972 гг.) – ведущий кантонист того времени. Окончил СПб археологический институт (1900) и параллельно СПб ДА (1901). В 1913 защитил магистерскую диссертацию по каноническому праву, был чиновником особых поручений при Св.Синоде, преподавал каноническое право в Санкт-Петербургском Александро-Невском духовном училище, в 1919 году – в Новороссийском ун-те. Был членом Всероссийского Поместного и Всеукраинского Соборов 1917–1918. В 1920 эмигрировал в Югославию, где преподавал канонику; с 1920 профессор Белградского ун-та, с 1948 сотрудник Сербской академии наук. Читал курс церковного права в Свято-Сергиевском Православном богословском ин-те в Париже. Живя за рубежом, всегда оставался членом Русской Православной Церкви и вел активную борьбу против «карловацкого» раскола. Неоднократно посещал Советский Союз и консультировал священноначалие РПЦ МП. В 1947–1948 был профессором МДА, членом ОВЦС, работал в редакции «Журнала Московской Патриархии». На заседании 18 декабря 1961 года ученый совет МДА присудил профессору С.В. Троицкому ученую степень доктора церковного права. Скончался в Белграде. 11 «Узнал от митрополита Вениамина, что окончательно отпали как Анастасиевцы 6 человек: архиепископ Виталий (Максименко) , архиепископ Иоасаф (Скородумов), епископ Иероним (Чернов), архиепископ Тихон (Троицкий), архиепископ Феодосий (Самойлович) Южно-Американский, епископ Вениамин (Гаршин), уехавший в Японию. 12 Кедровские – жена и дети обновленческого «епископа» Иоанна Кедровского (†1934); архиепископ Алексий (Сергеев) – предыдущий «посол» Московской Патриархии (прибыл в сентябре 1945 года и пробыл в Америке до марта 1946 года). 13 П.П. Зубов – один из авторов «Запискипяти профессоров», которые высказывались за признание Московского Патриарха каноническим главою Православной Русской Церкви в Америке. (Курков Н. В.Всеамериканский православный церковный собор 1946 г. 15 В августе 1930 года Синод Константинопольской Патриархии с согласия Элладской Церкви избрал Афинагора архиепископом и экзархом Северной и Южной Америки. С 1948 до кончины в 1972 году Афинагор I (Спиру) – Константинопольский Патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

КАРЛОВЧАНЕ - последователи так называемого карловацкого раскола белоэмигрантской православной церкви, произошедшего в 1921г. в г. Сремски Карловицы (Югославия). Поддерживали культ Иоанна Кронштадтского, которого причислили к лику святых. МОЛОКАНЕ вышли из духоборческой среды в 1760-1780-х гг. Свое учение называли " молоком духовным " . Библию мог толковать аллегорически каждый верующий. Уделяли внимание духовной, а не обрядовой стороне религии, считали, что Бог - Дух, который обнаруживает себя в земных проявлениях, а душа верующего служит обиталищем для Бога. Практиковали посты духовные (воздержание от курения, пьянства, сквернословия, увеселений) и плотские (воздержание от еды и питья). Таинства толковали " духовно " . Крещение понимали как восприятие учения, причащение - вкушение " глагола Божия " . Отрицали авторитет православной церкви, ее духовенство и культ. Отвергли иконы, крест, мощи, святых и посты. Не имели церквей, молились в обычных домах. Со временем распались на общих молокан, которые отстаивали принцип коллективной жизни, и постоянных. Последние стремились к примирению с православием. " Молодые " , или " прогрессивные " , молокане в начале ХХв. приняли часть баптистских песнопений. МУРАШКОВЦЫ - члены секты, названной по имени ее основателя Ивана Мурашко, который в 1920-х гг. объявил себя провозглашенным Богом " пророком Ильей " , " ангелом завета и отцом Сиона " . Он с последователями переселился в организованное им хозяйство " Новый Иерусалим " (Западная Украина). Для секты характерны ожидание конца света и изуверские обряды, как, например, " снятие семи печатей " - срезание с тела кусочков кожи и причащение стекающей при этом кровью. Члены секты не посещали общественные места, не читали книг, не общались с людьми другой веры, не ели мяса, не работали в субботу и воскресенье. Мужчины не вступали в брак с женщинами, не состоящими в секте. За нарушение составленного Мурашко устава следовали наказания: пост, заключение в подвал, для детей - розги. " НОВЫЙ ИЗРАИЛЬ " (лубковцы) - секта, основанная в конце XIXb. В.Ф.Мокшиным. Названа по имени его преемника - В.С.Лубкова. Секта разделялась на несколько течений ( " Новый союз духовного Израиля " , " Искупленный Израиль " , " Апокалипсисты " и др.). Для поддержания религиозности практиковали так называемые содействия - инсценировки мифов. Согласно вероучению секты Бог - это любовь, и он существует только в душе человека. В секте отменено " хождение в духе " , радения превращены в простые молитвенные собрания с пением " сионских песен " и проповедями. Последователи учения отказались от икон, крещения, венчания. " Новый Израиль " отвергает авторитет Библии, которую толкует с позиций " духовного разума " . Христос провозглашен в учении секты " совершенным человеком " , озаренным божественной премудростью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/124/...

[lxvii] Иоанн (Шаховской), архиепископ.Избранное. Петрозаводск, 1992. С. 359-382. [lxviii] Троицкий С. В.О неправде карловацкого раскола. Разбор книги протоие­рея М. Польского " Каноническое положение Высшей церковной власти в СССР и заграницей " . Париж, 1960. [lxix] Польский Михаил, протопресвитер.Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и за границей. Джорданвилл, 1948; Григорий (Граббе),епископ. К истории русских церковных разделений за границей; Его же. Правда о Русской Церкви на Родине и за рубежом. Джорданвилль, 1961; Зализецкий И.Сотрудники вымышленные и явные//Православная Русь. 1993. 10. С. 10-12, 11. С. 3-5; [lxx] Григорий (Граббе),епископ. Церковь и ее участие в жизни. Т. 2. Монреаль, 1970. С. 161-172; Его же. Завет Святого Патриарха. М., 1996. С. 322-338. [lxxi] Нельской Е.Очерки жизни русских в Германии (1942-47 гг.)//Право­славная Русь. 1947. С. 9-12, 8. С. 4-6. [lxxii] Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (20 – 40-е гг. XX века). М., 2000. [lxxiii] Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей. В 2-х частях. М., 1994; Его же. Исторический очерк Православной Церкви Чешских земель и Словакии//Богословский вестник Московской Духовной Академии и семинарии. 2003. 3. С. 179-191. [lxxiv] Бровко Л. Н. Церковь и Третий рейх. СПб., 2009. [lxxv] Никитин А. К. Нацистский режим и русская православная община в Германии (1933-1945). М., 1998; Его же. Политика нацистского режима в отношении русской православной общины в Германии (1933-1945 гг.). Дисс... канд. ист. наук. М., 1998. [lxxvi] Шкаровский М. В.Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2002; Его же. Крест и свастика. М., 2007. [lxxvii] Талалай М. Г. Церковь Рождества Христова во Флоренции. Флоренция, 1993; Его же. Русская церковь в Сан-Ремо. Сан-Ремо, 1994; Его же. Русское кладбище имени Е.К.В. Королевы Эллинов Ольги Константиновны в Пирее (Греция). СПб., 2002; Его же. Русский Афон. Путеводитель в исторических очерках. М., 2003; Кучумов Владимир, священник, М.Г. Талалай. Православная русская церковь в Бари. Бари, 2001.

http://religare.ru/2_93917.html

Патриарх Алексий I и Священный Синод особое значение придавали восстановлению территориальной целостности Русской Церкви и полной интеграции епархий Прибалтики, Молдавии, Западной Украины и Западной Белоруссии в состав Русской Православной Церкви. Большое внимание уделялось упорядочению церковной жизни в диаспоре, включая усилия по преодолению карловацкого раскола, развитию братских отношений с поместными православными Церквами и установление нормальных взаимоотношений с инославными Церквами и иными религиозными объединениями. Весьма интенсивными были контакты между предстоятелями православных Церквей. В октябре 1945 г. состоялись встречи Патриарха Алексия с Патриархом-Католикосом всея Грузии Каллистратом, духовенством и народом Грузии, что знаменовало полную нормализацию отношений двух братских Церквей, разрыв между которыми продолжался четверть столетия.    Победа СССР в Великой Отечественной войне, освобождение народов Балкан и Восточной Европы от немецкой оккупации открывали возможность для упрочения братских отношений Русской Православной Церкви с Церквами Сербской, Румынской, Болгарской и Греческой. Еще в апреле 1945 г. в Софию отправилась делегация Русской Церкви во главе с архиепископом Псковским Григорием (Чуковым). Делегацию принимал экзарх Болгарский митрополит Софийский Стефан. Архиепископ Григорий передал послание Патриарха Алексия I, в котором он поздравлял митрополита Стефана с восстановлением канонического общения Болгарской Церкви с другими православными Церквами и с избранием его экзархом Болгарским. Ответный визит экзарха Болгарской Церкви митрополита Стефана в Москву состоялся в июне 1945 г. При встрече главы Болгарской Церкви с Патриархом Московским и всея Руси Алексием I митрополит Стефан, в частности, сказал: «Верим и ждем, как ждут и многие, многие другие, что ваша святая Церковь, особенно в последнюю четверть века пережившая много испытаний, накопившая много опыта, просветленная и умудренная, скажет новое, вещее слово христианским народам, ожидающим, что с Востока придет свет, который оживит и обновит осуетившийся, погрязший в материализме мир».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   «Проект закона игнорирует право верующих на освобождение от работы в дни их религиозных праздников, лишает людей радости жизни, труда и отдыха в полном согласии с их верой и вековыми обычаями. Этого нет ни в одном цивилизованном государстве. Законодатели присвоили себе право подменять собственными понятиями представления верующих о своей Церкви и, например, упорно хотят провести подмену свойственной Церкви монолитной иерархической структуры конгрегационалистским ее устройством. Этим они вмешиваются во внутреннюю церковную жизнь, намеренно хотят ее исказить и это искажение законодательно закрепить».    В заключение архиепископ Герман говорил о гонениях, пережитых Церковью в советскую эпоху, и поднял вопрос о канонизации новомучеников.    Взаимоотношениям с карловчанами были посвящены выступления митрополитов Крутицкого Ювеналия, Венского Иринея (Зуземиля), архиепископов Смоленского Кирилла, Саратовского Пимена (Хмелевского), Ярославского Платона, протоиерея Василия Стоянова, священника Виталия Шастина и иеромонаха Илариона (Алфеева). Архиепископ Платон предложил обратиться с пастырским словом ко «всем православным русским людям, находящимся в юрисдикции так называемой «карловацкой» Церкви». Архиепископ Смоленский Кирилл выразил возмущение агрессивными акциями зарубежного Синода, открывшего свои приходы в России и увлекшего некоторую часть духовенства, но в то же время он сказал, что уход раскольников из юрисдикции Московской Патриархии окажет очистительное влияние на состав духовенства. Создание зарубежных приходов и иерархии на территории Русской Церкви «означает, что тот политический раскол, который пока был достоянием зарубежья, теперь переносится в недра нашей Церкви в тот момент... когда Церковь стал терзать раскол Украинской Автокефальной Церкви, наступление унии... Каждый раскол питается нездоровыми силами в Церкви. И если в нашей Церкви будет как можно меньше нездоровых сил... тем менее перспектив будет у этого раскола».    Принятые Поместным Собором после дискуссии и внесения поправок в представленные проекты определения включали в себя помимо утверждения постановлений архиерейского Собора 1989 и 1990 гг.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Но, как известно, обновленцы наши были «организмами» особой формации. Конечно, по глухим медвежьим углам нашей необъятной родины, например, где-то в глуши, где сельские батюшки десятилетиями не выезжают за пределы границ своего прихода, там, по всей вероятности, лично и не знали митрополита Петра, точно так же, как не знали, скажем, римского папу или председателя обновленческого Синода «митрополита» Вениамина (Муратовского), А. И. Введенского и бесчисленное количество иных, подобных им персонажей, наскочивших (паки по выражению Антонина Грановского) «на архиерейские кафедры прямо из пьяных дьячков» 106 , но верхушка раскольничьего Синода, особенно из архиереев старого рукоположения, а также его «идеологическая» головка в виде разного рода «либеральных» (т. е. церковно-разложившихся) бывших профессоров былых духовных академий и им подобные деятели раскола – прекрасно знала Патриаршего Местоблюстителя (многие даже и лично) по его прошлой, длительной и плодотворной, деятельности в системе Учебного Комитета при Святейшем Синоде. Теперь вся эта публика сразу «забыла» митрополита Петра; стала делать вид, что никогда и не слыхивала о таком... Но как бы ни паясничали политически обновленцы, и какие бы гнусные инсинуации ни изливали в адрес «неведомого» им Местоблюстителя, а 10(23).07.1926, в Сербии, в Сремских Карловцах, опубликовывается «Окружное Послание» Главы Карловацкой иерархии, митрополита бывшего Киевского и Галицкого Антония, о признании на только что минувшем очередном Архиерейском Соборе церковной эмиграции митрополита Крутицкого Петра Местоблюстителем Патриаршего Престола, с вытекающим отсюда подчинением его юрисдикции всей зарубежной Православной Русской Церкви 107 . Несколько позже, 30 августа (12 сентября) 1926 года, издающийся в Париже главный печатный орган русских монархистов (газета «Возрождение») публикует на ту же тему специальное письмо митрополита Антония. Однако следует ясно усвоить, что, какую бы клевету ни измышляли наши доморощенные «спасители» Церкви о секретных контактах Местоблюстителя с церковными эмигрантами и, с другой стороны, – какие бы широковещательные декларации в пользу митрополита Петра ни выносились бы этими последними, Патриарший Местоблюститель никогда не был внутренне солидарен с ними, ибо так же, как и покойный Святейший Патриарх, постоянно ощущал в своей деятельности тяжкие результаты их вредных для Русской Церкви политических выступлений, к которым они как – в первую очередь – церковные деятели, никем не были призваны.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010