В иконе изображается Богочеловек. Но эта задача уже выводит за пределы искусства в область религиозную, вернее, она соединяет обе эти области. Она требует от иконописца не только искусства, но и религиозного озарения, видения, а это возможно лишь в соединении его артистической и религиозной жизни, т. е. на почве церковной. Таким образом, возникает иконопись как церковное искусство, которое соединяет в себе все творческие задания искусства с церковным опытом 112 . Икона есть произведение искусства, которое знает и любит свои формы и краски, постигает их откровение, ими владеет и им послушно. Но она же есть и теургический акт, в котором свидетельствуется в образах мира откровение сверхмирного, в образах плоти жизнь духовная. В ней Бог открывает себя в творчестве человека, совершается теургический акт соединения земного и небесного. Поэтому иконописание является одновременно подвигом искусства и подвигом религиозным, полным молитвенно-аскетического напряжения (почему Церковь и знает особый лик святых – иконописцев, в лице которых тем самым канонизируется и искусство как путь спасения). С.С. Аверинцев. Икона древней Руси 11–16 веков 113 Феномен традиционной византийско-русской иконы так трудно описывать потому, что он осуществляет себя как раз на пересечении столь разнородных линий, как православная аскетика и живописное мастерство, и, шире, как христианская вера и эллинистическая философско-эстетическая культура, принадлежа полностью каждой из этих линий. Пока икона сохраняет верность своим вероучительным и стилистическим принципам, она живет тончайшим, математически угаданным равновесием противоположностей – символа и образа, плоскости и объемности, покоя и движения, схемы и пластики, обобщения и портретной характеристики. …Не упразднена, а преобразована в иконе традиция античного портретного искусства, из века в век отрабатывавшая подступы к личности человека. Плотское начало обуздано, «уцеломудрено» каноном, но тело, огражденное от натуралистической профанации, сохраняет свой сущностный характер… объемность, не доходя до нарочитого иллюзионизма, до нескромной «выпуклости», удерживает в иконе свои права, так что полный триумф декоративной плоскости, как в исламском или отчасти романском искусстве, здесь невозможен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Как мы пытались показать, строй иконы, его целенаправленность и жизненность всецело определяются содержанием образа, так же как и материя, употребляемая в создании иконы. И само «иконописание является одновременно подвигом искусства и подвигом религиозным, полным молитвенного напряжения (почему Церковь и знает особый чин святых — иконописцев, в лице которых тем самым канонизируется и искусство как путь спасения)» . А поскольку этот путь спасения есть жизненная причастность к изображенной реальности, можно утверждать, что именно эта причастность и обуславливает превосходство иконы над искусством нового времени в богатстве способов выражения системы ее построения, выработанной мастерами, не знавшими ни законов зрительного восприятия, ни геометрии многомерных пространств. Только православная икона несет свидетельство полноты Откровения троичного домостроительства, потому что познание Бога в воплощенном Слове, Которое есть Образ Отчий, то есть домостроительство второй Ипостаси, получает свое раскрытие только в икономии третьего Лица Святой Троицы, в свете тайны Пятидесятницы. К этому и было направлено все художественное творчество Церкви после иконоборческого периода, и вершиной его было возрождение исихазма. Церковное художественное творчество до последнего времени воспринималось в искусствоведческой науке как «связанное догматами Церкви», подчиненное жесткому канону. А канон мыслится как некая, навязанная церковной иерархией, сумма внешних правил, соборных предписаний, подлинников и т.д., закабаляющих творчество художника, требующих от него пассивного подчинения существующим образцам . Словом, свободное искусство жийописи противопоставляется связанной канонами иконописи. Между тем, если уж говорить о правилах и предписаниях, то вернее обратное: ведь именно в реалистической живописи до сих пор была обязательна сумма правил, которым художник должен был подчиняться и которым его обучали в школах (перспектива, анатомия, трактовка светотени, композиция и т.д.). И курьезно, что художниками эта система правил, очевидно, совсем не ощущалась как связанность и подчинение; ими они и пользовались в своем свободном творчестве, которым пытались служить Церкви .

http://sedmitza.ru/lib/text/440377/

Что значит — “кричи громче”? То есть проси в молитве всем сердцем, горячо взывай, чтобы действительно быть услышанным Господом и Его Пречистой Матерью. После смерти старца его присутствие стало ощущаться физически Старец Григорий был, я бы так сказал, живым воплощением образа древних преподобных отцов — как читаем о них в патериках. И в своем монастыре также стремился к тому, чтобы братья жили, подобно монахам первых египетских монастырей, первым святогорским инокам. Дух древнего подвижничества он унаследовал от своих духовных наставников — известных греческих старцев Филофея (Зервакоса) и Амфилохия (Макриса). Преподобный Амфилохий недавно канонизирован, и это очень промыслительно. Геронда Григорий очень переживал, что прославили многих афонских преподобных: и старца Паисия, и старца Порфирия Кавсокаливита, и других отцов, а Амфилохия, несмотря на то, что он очень почитаем в народе, никак не канонизируют. И буквально два месяца назад преподобный Амфилохий Патмосский, любимый старец Геронды, был прославлен в лике святых. Думаю, после этого наш старец мог уже спокойно отправляться к своему духовнику, чтобы пребывать с ним вместе в небесных обителях. По примеру его духовных наставников отец Григорий также был, в первую очередь, строг и беспощаден к самому себе и с огромной любовью относился к окружающим, стремясь научить тех, кто рядом с ним, настоящей любви к Богу и к ближнему. И даже после своей смерти он продолжает любить людей. Один священник написал мне недавно, что он каждый день служит литургию и поминает отца Григория. При этом он говорит: «Я реально ощущаю его. Бывает, резко поворачиваешь голову зачем-то и видишь его лицо. Нет ощущения, что его нет, и что он ушел…» Батюшка спрашивает, как к этому относиться? Я ответил, что и для меня после смерти старца его присутствие стало ощущаться очень явно. Действительно, и раньше всегда чувствовалось его молитвенное содействие и его всегдашняя память обо мне. Интересная подробность: незадолго до смерти старец рассказывал мне такую вещь (очень рекомендую читателям найти в интернете фильмы о старце Григории — слава Богу, в последние годы жизни Геронды его успели достаточно поснимать. У отца Григория совершенно непередаваемая интонация, и нужно хоть раз послушать его речь, чтобы понять, с каким колоритом всё это произносилось.)

http://pravmir.ru/krichite-gromche-bozhi...

Когда говорят, что был убит последний русский царь, спрашиваем: а почему последний? Заслужим — и будет у нас царь православный. И опять запоем: «Боже, царя храни». Пели и в начале века, да, видно, неискренне пели. Примечательно, что причисление царственных страстотерпцев — императора Николая II, царицы Александры, царевича Алексея, великих княжон Ольги, Татианы , Марии, Анастасии — свершилось в России в годину новых испытаний, уже в наше время, когда начались новые, изощренные нападки на православие, испытание нашей страны нашествием иностранных сект и лжерелигий. Еще задолго до прославления люди молились царю-мученику. Сейчас выходят сборники о чудесах исцелений и помощи Божией по молитвам святому угоднику Божию Николаю. Поместный собор Русской Православной Церкви, канонизируя царя и семью, только подтвердил волю народа. Шоу с захоронением якобы царских останков, в котором отказался принять участие патриарх Алексий II, никоим образом не умалило поклонение царю. Какие могут быть останки, если еще праведный Иоанн Кронштадтский сказал: «Могилы царя не ищите». Какие останки, если одной только соляной кислоты для уничтожения трупов было выписано «четыре пуда»? Прятать улики большевики умели. Но сказано было Господом: «Не прикасайтесь к помазанным моим и в пророках моих не лукавствуйте». А царь так и называется: Божий помазанник. Где теперь убийцы? Погибла память их «с шумом», как говорит Псалтирь, а имя царя вознеслось над православной Россией, и никогда уже не будет ему забвения. Основные события жизни Николая II 6 мая 1868 года — родился Николай, будущий император Российский. 1881 год — на глазах Николая II от взрыва бомбы умирает его дед — смертельно раненный император Александр II. 1894 год — в Крыму, в Ливадии, умирает отец Николая — император Александр III. 14 ноября — женитьба Николая на Алисе Гессен-Дармштадской — будущей императрице Александре Федоровне. 1896 год — коронация Николая II. Ходынская трагедия. Приезд Николая II на Нижегородскую Всероссийскую выставку.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

   Как мы пытались показать, строй иконы, его целенаправленность и жизненность всецело определяются содержанием образа, так же как и материя, употребляемая в создании иконы. И само «иконописание является одновременно подвигом искусства и подвигом религиозным, полным молитвенного напряжения (почему Церковь и знает особый чин святых — иконописцев, в лице которых тем самым канонизируется и искусство как путь спасения)». А поскольку этот путь спасения есть жизненная причастность к изображенной реальности, можно утверждать, что именно эта причастность и обуславливает превосходство иконы над искусством нового времени в богатстве способов выражения системы ее построения, выработанной мастерами, не знавшими ни законов зрительного восприятия, ни геометрии многомерных пространств.    Только православная икона несет свидетельство полноты Откровения троичного домостроительства, потому что познание Бога в воплощенном Слове, Которое есть Образ Отчий, то есть домостроительство второй Ипостаси, получает свое раскрытие только в икономии третьего Лица Святой Троицы, в свете тайны Пятидесятницы. К этому и было направлено все художественное творчество Церкви после иконоборческого периода, и вершиной его было возрождение исихазма.    Церковное художественное творчество до последнего времени воспринималось в искусствоведческой науке как «связанное догматами Церкви», подчиненное жесткому канону. А канон мыслится как некая, навязанная церковной иерархией, сумма внешних правил, соборных предписаний, подлинников и т.д., закабаляющих творчество художника, требующих от него пассивного подчинения существующим образцам. Словом, свободное искусство жийописи противопоставляется связанной канонами иконописи. Между тем, если уж говорить о правилах и предписаниях, то вернее обратное: ведь именно в реалистической живописи до сих пор была обязательна сумма правил, которым художник должен был подчиняться и которым его обучали в школах (перспектива, анатомия, трактовка светотени, композиция и т.д.). И курьезно, что художниками эта система правил, очевидно, совсем не ощущалась как связанность и подчинение; ими они и пользовались в своем свободном творчестве, которым пытались служить Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3576...

Чтобы я к Тебе шёл, чтобы Ты мне помогал, чтобы я чувствовал Твою помощь, чтобы я хвалил Тебя, чтобы я Тебя славил, чтобы Имя Твоё святилось через меня и во мне. Да святится Имя Твоё, Создатель!» Т.е., Имя Твоё, да будет свято через мои дела. Вот как-нибудь так нужно будет помолиться, христиане, в Новый год, который уже совсем близко. - Здравствуйте, батюшка. Был у вас слушатель, Алексей Кириллович, он умер в этом году, помолитесь пожалуйста, батюшка, это был очень достойный человек. Каково ваше мнение относительно дискуссий, возникших по поводу Святых Царских Мучеников? Скажите пожалуйста, что такое помазанник? Даётся ли помазание навсегда? Что, вообще, оно даёт этому человеку? Даёт ли какую-то силу?.. - Как хиротония, так и помазание на царство не гарантирует безошибочности. Человек, как личность, сохраняет свободу. И, как священник может грешить, доктор - болеть, учитель - ошибаться, так и царь может быть помазанным, но не быть совершенным. Его помазание делает его отдельным человеком. «Не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте» (Не прикасайтесь к помазанникам Моим, и пророкам Моим не делайте зла), - написано в Писании. Но это вовсе не значит, что помазанник абсолютно безгрешен и всегда прав. Например, помазан был Саул, но он ошибался, и идолопоклонствовал, и даже пошёл к волшебнице Аэндорской и т. д. Конечно, разговор должен быть беспристрастный: прав - не прав, хорошо - не хорошо, умно - не умно, поступил точно или не очень точно, исполнил свои обязанности перед народом или не исполнил, в какой мере исполнил. Это всё очень живо и актуально. Причём, можно любить царя Николая, можно лобзать его образ со слезами и молиться ему - «Царю Николае, молись за народ твой! Вот видишь как мы сейчас живём, молись за нас, помогай нам», - но при этом, критично относиться к его деятельности. Мне кажется, это не мешающие друг другу вещи. Т.е. не значит, что если я люблю, то всё прощаю, всё канонизирую, всё благословляю, всё разрешаю, что он во всём прав. Он может не во всём быть прав.

http://pravoslavie.ru/76315.html

В 1982 году в Риме произошла встреча папы Иоанна Павла II с Ясиром Арафатом. Аудиенция в папской библиотеке была немедленно раскритикована Израилем как признак того, что Католическая церковь не имеет ничего против деятельности палестинских террористов и как косвенное доказательство антисемитских настроений, царящих в церкви. В 1996 году во время поездки по Европе лидер кубинской революции Фидель Кастро неожиданно заехал в Ватикан, где состоялась его частная встреча с Иоанном Павлом II. Долгое время церковь и коммунистические власти Кубы враждовали. Ватикан неоднократно обвинял Гавану в нарушениях прав верующих. Встреча, по мнению наблюдателей, могла означать, что старые противники нашли компромисс. Так и произошло. Через два года Иоанн Павел II прибыл в Гавану с пастырским визитом и снова встретился с Фиделем Кастро. Уже официально и публично. На встрече во Дворце революции в Гаване папа осудил экономические санкции против Кубы. 11 марта 1999 года в Риме состоялась первая встреча главы Римско-Католической церкви с президентом Исламской Республики Иран Мохаммадом Хатами. Было это в то самое время, когда Иран пытался выйти из международной изоляции. 5 ноября 2003 года состоялся визит в Ватикан президента Российской Федерации В. В. Путина. В общей сложности, почивший понтифик встретился с 426 главами государств, 187 премьер-министрами и 190 министрами иностранных дел, а также принял верительные грамоты 642 послов. В правление папы Иоанна Павла II, как уже отмечалось выше, было прославлено много новых святых, кроме того, решением понтифика была совершена «реабилитация» средневекового ученого Галилео Галилея и беатификация Пия IX, которая кардиналом Поль Пупаром в интервью российской католической газете «Свет Евангелия» 38. 22.10.2000), была обоснована следующем образом: «Человека канонизируют за христианские добродетели, а не за стиль управления». Создается впечатление, что Ватикан при Иоанне Павле II стремился стать как можно ближе миру и современности, желая при этом идти на минимальный компромисс. До Иоанна Павла II ни один папа Римский не присутствовал на рок-концерте (27.09.1997), на стадионе, где проходил футбольный матч (29.10.2000). До него не издавались компакт-диски с песнями, которые он сам написал и спел. Покойный понтифик, таким образом, становится как бы символом или скорее «рекламой» нарочитой открытости Католической церкви миру. Но такая открытость, в конце концов, влечет за собой появление значительного числа требований, направленных к Ватикану со стороны общественности и мира, а Ватикан, принимая правила игры, обязан с этими требованиями считаться. И потому при более глубоком рассмотрении современного состояния Святого престола, становится ясно, что за яркой оберткой всеобщего благополучия, в католичестве скрывается множество внутрицерковных проблем, навязанных церкви неофитами, не желающими отказываться ради «высоких материй» от привычного комфортного образа жизни.

http://pravoslavie.ru/644.html

Архиерейский Собор Общие сведения о Архиерейских Соборах Русской Православной Церкви Архиерейскому Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви; в области поддержания братских отношений с другими Православными Церквами, определения характера отношений с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, а также с государствами и светским обществом. Архиерейский Собор состоит из епархиальных и викарных архиереев, созывается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в исключительных случаях. Председателем Архиерейского Собора является Патриарх Московский и всея Руси. В обязанности Архиерейского Собора входит хранение чистоты и неповрежденности православного вероучения и норм христианской нравственности и истолкование этого учения на основе Священного Писания и Священного Предания, при сохранении вероучительного и канонического единства с полнотой Вселенского Православия; хранение догматического и канонического единства Русской Православной Церкви. Также Архиерейский Собор принимает Устав Русской Православной Церкви, решает богословские, канонические, богослужебные и пастырские вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви, канонизирует святых, утверждает решения Священного Синода о создании, реорганизации и упразднении Экзархатов, Митрополичьих округов, митрополий и епархий, о создании или упразднении синодальных учреждений и иных органов церковного управления. Важные деяния Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви: 1992 год Деяние о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского; 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), Великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918) 1997 год Деяние Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации священномучеников Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937).

http://foto.patriarchia.ru/church/arkhie...

Самостоятельность автокефальных Церквей носит, разумеется, ограниченный характер, проявляясь только относительно других поместных Церквей, но отнюдь не Вселенской Церкви, частью которой они являются. Поэтому не может быть и речи о самостоятельности отдельной поместной Церкви в области вероучения, которое одно и то же хранится Вселенской Церковью изначально. Всякое расхождение с истиной, хранимой всей Церковью, влечет за собой выпадение из церковного лона. Все поместные Церкви соблюдают святые каноны, применяя их к местным условиям. В области богослужения самостоятельность автокефальных Церквей ограничена обязательным соответствием богослужения единому догматическому учению и стремлением к единообразию. Но автокефальная Церковь сама приготовляет для себя святое миро, сама канонизирует своих святых, сама составляет новые чинопоследования и песнопения. Полной самостоятельностью пользуются автокефальные Церкви в области административной и судебной деятельности. Все автокефальные Церкви равноправны. Православие отвергает не только Римскую доктрину о наместничестве Христа и непогрешимости римского епископа, но и притязания Константинопольских Патриархов на особые права во Вселенской Церкви. Вместе с тем в списках Церквей - диптихах, - а значит, и при распределении мест на соборах, в рамках межцерковного этикета каждой Церкви отведено свое место в общем ряду, и это место ее закрепляется твердо; в течение столетий оно может оставаться неизменным, хотя это место в диптихе, называемое рангом чести, лишено догматического значения, а обусловлено исторически. В основе диптиха лежат разные принципы: древность Церквей, хронологическая последовательность провозглашения автокефалии, политическое значение городов с кафедрами первых епископов. Автономные Церкви. Помимо автокефальных, независимых друг от друга Церквей, существуют еще Церкви автономные. Термин «автономная Церковь» - новый, но явление это, когда та или иная поместная Церковь обладала весьма широкой, однако не полной самостоятельностью, было известно и в древности, и в средневековье.

http://sedmitza.ru/lib/text/432404/

Патриарх Кирилл: Пример князя Игоря Черниговского поясняет, что является решающим для признания человека святым Что же князь Игорь? Может, он сопротивлялся низложению, организовал своих сторонников, устроил еще одно кровопролитное междоусобное сражение? Он со смирением уступил великокняжеский трон и со смирением принял мученическую кончину. 18 июня, 2013 Что же князь Игорь? Может, он сопротивлялся низложению, организовал своих сторонников, устроил еще одно кровопролитное междоусобное сражение? Он со смирением уступил великокняжеский трон и со смирением принял мученическую кончину. 17 июня 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в подмосковном Переделкине, сообщает Патриархия.ru . По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим со словами проповеди. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Выражаю глубокое удовлетворение тем, что в честь дня памяти святого благоверного князя Игоря Черниговского я имел возможность совершить Божественную литургию в этом благолепном новосозданном храме, годовщину освящения которого мы сегодня празднуем. Мы также совершили в этом храме великое таинство посвящения в епископы архимандрита Леонида, которому надлежит быть православным епископом города Буэнос-Айреса, быть пастырем, ответственным за Южноамериканский континент, за православную паству, там пребывающую. Сегодня у нас еще одно очень важное событие. Прославляя память святого благоверного князя Игоря Черниговского, мы невольно вспоминаем его жизнь. Многие из вас хорошо знают его житие, но я хотел бы обратить внимание на обстоятельства его канонизации. С исторической точки зрения святой благоверный князь Игорь — не герой. И это ответ всем тем, кто нередко обращается к Русской Православной Церкви с просьбой канонизировать того или иного героя, того или иного полководца, ту или иную историческую личность, имеющую много заслуг перед Отечеством. Чаще всего наша Церковь эти просьбы не исполняет, потому что мы канонизируем не героев и не выдающихся личностей, а святых. Правда, нередко в одной личности все соединяется — и героизм, и подвиг, и огромные таланты, будь то полководческие или управленческие; но вот на примере князя Игоря мы можем ясно понять, что является решающим для того, чтобы человек был признан святым.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-primer...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010