— Сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к отечеству и приверженность Престолу восторжествуют. Мне немного осталось жить; не страшусь смерти, желаю только увидеть новую славу любезного отечества!» . Убеждения многих современных «православных патриотов» хорошо выразил один из адмиралов, выступавших на торжествах, посвященных канонизации св. Феодора Ушакова: «Своей праведной земной жизнью (здесь и далее в цитатах выделение автора статьи — Ред.) Федор Ушаков явил миру ярчайший образец беззаветного служения отечеству и своему народу как на поле брани, так и на ниве благотворительности и милосердия, пример православного воина, которому была ниспослана помощь Божия. Свидетельством этой помощи явился небывалый во всей военной истории факт, когда в период русско-турецкой войны 1787-1791 гг. флот под командованием Федора Ушакова, вдвое уступавший противнику по численности, имел в сто раз меньшие потери в личном составе. Небесным Промыслом, не потеряв в сражениях ни одного судна, Ушаков нанес турецкому флоту невосполнимый урон более чем в 50 судов, отвоевав для России целый Черноморский регион» . Если учесть при этом, что на турецких судах основной состав матросов представляли греки-христиане (среди которых, кстати, было и несколько новомучеников, принявших от турецкого начальства смерть за Христа), то такая победа может рассматриваться лишь как печальное и вызванное политической необходимостью кровопролитие, но никак не должно ставиться в заслугу канонизируемому святому Православной Церкви. Само наименование святого в качестве «воина, адмирала непобедимого» весьма двусмысленно: разве может слава святого состоять в непобедимости его земных войн, хотя бы даже и за отечество? С каких пор слава святых стала измеряться его земными заслугами и в качестве основного критерия выставляться «непобедимость» в войне? Поистине, вместо того, чтобы воздавать кесарево кесарю, а Божие Богу (см. Мф. 22, 21; Мк. 12, 17; Лк. 20, 25), мы кесарево воздаем Богу. Разве забыли православные, что любое убийство на войне (даже в защиту отечества) есть грех человекоубийства и оправдан он только как меньшее зло? Не будем забывать, что св.

http://bogoslov.ru/article/413489

Корр.: То же невидение духовной реальности обнаруживается у профессора Осипова, когда он рассуждает о месте Царя-мученика в судьбах России и Русской Православной Церкви. «Бывший Царь, — настойчиво повторяет он, — пострадал не как христианский мученик, а как политический деятель… Убийство произошло по совершенно понятным причинам: убийцы боялись реставрации монархической власти». Характерно, что он сравнивает Царя Николая II с преподобными Антонием и Феодосием, Сергием и Серафимом, а не с благоверными Великими Князьями, в то время как Царь Николай II не был ни монахом, ни священником. Прот. Александр: Да, Государь прославляется прежде всего как мученик христианского долга. Церковь не канонизирует никакой политики, но Царская власть — особое христианское служение Помазанника Божия, призванного к защите Церкви и православной государственности. И потому она, как пишут святой Феофан Затворник и святой праведный Иоанн Кронштадтский — то удерживающее, которое замедляет явление антихриста. В истории, как мы знаем, раскрывается параллельно две тайны: тайна благочестия и тайна беззакония, растут одновременно плевелы и пшеница. Правление и порядки, построенные не на христианских началах, будут благоприятны для раскрытия устремлений антихриста. Это не обязательно должен быть тоталитаризм, это могут быть республики и демократии с их принципом плюрализма, все более утверждающим равенство добра и зла. Антихристу важно, чтобы такие порядки были всюду. И потому революция в России имела исключительное духовное значение для всего мира. Все силы зла были напряжены здесь, все средства были хороши, чтобы свалить Царя, а цель, которая стояла за этим, была одна: разрушить Церковь и погубить каждого из ее членов, поставив их перед страшным выбором отступничества или мученичества. А для профессора Осипова все это, оказывается, только «политика». На самом деле те, кто не видят этой духовной реальности, сознательно или подсознательно занимаются политикой. Ибо, согласно пророчеству святых отцов, политика и мистика по мере приближения конца истории все теснее переплетаются (свт. Иоанн Златоуст, блаж. Августин, блаж. Феодорит, блаж. Феофилакт). И антихрист будет, как известно, не только главный лжемистик, но и политик номер один. Для нас важнее знать, из какого «неполитического источника», как говорил Паскаль, исходит политика. Власть — власть до тех пор, пока она хранит свое мистическое основание. Революция, государственный переворот — всегда отвержение мистичности, таинственности власти, того, что она от Бога. Все на самом деле переворачивается, все делается наоборот. Политическая ясность там, где нет мистики, вместо мистики — мистификация. И эта мистификация может оказаться сколь угодно грандиозной. Вследствие невидения духовной реальности.

http://moral.ru/невидение-духовной-реаль...

На такую трактовку наводит уже сами названия творений о.Серафима. Какая там философия!? Напротив: живое чувство Бога и горячее стремление достучаться до сердца падшего человека! Отсюда и приверженность традиции, и радикализм. Конечно, и о.Серафим в своих суждениях высказывал мысли спорные, но все его мышление по своему характеру подлинно святоотеческое. В этой строгой приверженности Преданию Церкви, святым отцам как раз и заключается «православие безукоризненное». В силу этого к числу святых отцов принадлежат такие «спорные» мыслители, как тот же свт.Григорий Нисский и блж.Августин. Да и у кого из отцов не было заблуждений? Важно уметь распознать, соответствует та или иная идея церковному учению или нет. Кстати, Ваш тезис о том, что канонизация человека автоматически «означает закрепление его взглядов как некой церковной нормы», представляется достаточно смелым утверждением. Святость человека, несомненно, придает авторитет его идеям, но отнюдь не канонизирует их. А что касается радикализма во взглядах о.Серафима, так и что с того. Какими «радикалами» были ветхозаветные пророки! И ведь благочестие их было всем очевидно. Но вот парадокс: одни принимали их предостережения, а другие в ответ начинали поносить и гнать. Так и «нынешнее племя»: кто хочет спасаться – кается, а кто хочет жить мирским мудрованием – ищет себе оправдания. Относительно оговоров о.Павлом Флоренским себя и других. Надежнейшим источником являются протоколы допросов о.Павла из его следственного дела, хранящегося в Центральном архиве ФСБ России. Однако в силу возможной ограниченной доступности данных материалов для простого смертного, можно воспользоваться Интернетом. Привожу здесь лишь две ссылки: и http ://www .sergiev -posad .ru /news /obsh _jizn /?id =4460 От комментариев воздержусь. Хочу лишь обратить внимание на то, что факт оговоров подтверждает не кто-нибудь, а игумен Андроник (Трубачев) – внук о.Павла Флоренского, директор его дома-музея в г.Сергиевом Посаде. Никита 05 сентября 2012г. 01:06 о.

http://bogoslov.ru/article/2794086

Вячеслав 5 октября 2017, 08:50 Андрей Я не призываю отметать церковные и антицерковные источники информации. Я предлагаю использовать и те и другие для анализа ситуации, а так же при этом ссылаться на действующие законы, на положение в стране, в тот момент времени, на положение страны в мире. И источника : " источник объективной информации, который может быть выбран аксиомой. " просто нет. Наталье Богоявленской Труд то он труд, капитальный, не спорю, но если человек выступает против существующей власти, то он страдает за свои выступления. Например Священномученик Николай (Померанцев Николай Петрович), священник. Высказывания: " “Надо сперва товарищу Сталину накормить и обуть колхозников, а потом и собирать на собрания, а т " Наталья Богоявленская 4 октября 2017, 23:00 Вячеславу, по поводу источников. Свод житий новомучеников и исповедников Российских, изложенных в нескольких томах, -- это плод кропотливейшей работы именно в архивах, проведённой комиссией по канонизации во главе с игуменом (на тот момент) Дамаскином (Орловским). К канонизации представлялись только люди, на замаравшие себя никакими оговорами и отречениями, даже если оговор прозвучал под давлением следствия, даже под пытками. И таких мучеников оказалось полторы тысячи. А сколько тех, кто не выдержал пыток и дал ложное признание! Их тоже обвинять ни в коем случае нельзя, но и канонизировать комиссия не сочла возможным. Так на что же ещё ссылаться автору, как не на этот капитальный труд. Лирия 4 октября 2017, 22:19 Вячеславу: " Тот, кто сомневается в канонизации православных святых, просто слабо представляет себе, что это за процесс! " - сказал однажды о. Димитрий Смирнов. Ведь канонизируют только тех, чья святость не вызывает ни малейших споров и сомнений, исследуются абсолютно все стороны жизни, обязательны доказательства чудесной помощи после смерти и проч. Поэтому у православных и есть самый объективный взгляд, это остальным надо поинтересоваться не только " советскими " источниками... Юлия 4 октября 2017, 22:01

http://pravoslavie.ru/106816.html

Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности и не предоставляют свои помещения для проведения политических мероприятий. 2. Поместный собор 1. В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда – законодательная, исполнительная и судебная – принадлежит Поместному Собору.2. Собор созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере надобности, но не реже одного раза в пять лет, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян.3. Членами Собора являются правящие и викарные архиереи Русской Православной Церкви по своему положению.4. Процедура избрания на Собор делегатов от клира и мирян и их квота устанавливается Священным Синодом.5. Поместный Собор:а) истолковывает учение Православной Церкви на основе Священного Писания и Священного Предания, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами;б) решает канонические, богослужебные, пастырские и прочие вопросы, касающиеся внутренней или внешней деятельности, обеспечивая единство Русской Православной Церкви, сохранение чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия;в) утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления, касающиеся церковной жизни, в соответствии с пп. 5а, б настоящего раздела;г) канонизирует святых и устанавливает соответствующие богослужебные чинопоследования;д) избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания;е) утверждает постановление Архиерейского Собора;ж) оценивает деятельность Священного Синода и синодальных учреждений;з) создает или упраздняет органы церковного управления;и) устанавливает процедуру для всех церковных судов (1);к) заботится о правильном осуществлении отношений между Церковью и Государством, в соответствии с настоящим Уставом и с действующим в стране законодательством;л) принимает принципиальные решения по вопросам взаимоотношений с другими Православными Церквами и с инославными исповеданиями;м) подобающим образом выражает озабоченность проблемами, волнующими страну и все человечество;н) учреждает общецерковные награды.6.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Патриаршая проповедь после Литургии в храме святого князя Игоря Черниговского в Переделкине 17 июня 2013 г. 19:21 17 июня 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в подмосковном Переделкине. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим со словами проповеди. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Выражаю глубокое удовлетворение тем, что в честь дня памяти святого благоверного князя Игоря Черниговского я имел возможность совершить Божественную литургию в этом благолепном новосозданном храме, годовщину освящения которого мы сегодня празднуем. Мы также совершили в этом храме великое таинство посвящения в епископы архимандрита Леонида, которому надлежит быть православным епископом города Буэнос-Айреса, быть пастырем, ответственным за Южноамериканский континент, за православную паству, там пребывающую. Сегодня у нас еще одно очень важное событие. Прославляя память святого благоверного князя Игоря Черниговского, мы невольно вспоминаем его жизнь. Многие из вас хорошо знают его житие, но я хотел бы обратить внимание на обстоятельства его канонизации. С исторической точки зрения святой благоверный князь Игорь — не герой. И это ответ всем тем, кто нередко обращается к Русской Православной Церкви с просьбой канонизировать того или иного героя, того или иного полководца, ту или иную историческую личность, имеющую много заслуг перед Отечеством. Чаще всего наша Церковь эти просьбы не исполняет, потому что мы канонизируем не героев и не выдающихся личностей, а святых. Правда, нередко в одной личности все соединяется — и героизм, и подвиг, и огромные таланты, будь то полководческие или управленческие; но вот на примере князя Игоря мы можем ясно понять, что является решающим для того, чтобы человек был признан святым. Святой Игорь стал киевским князем в далеком 1146 году. Так получилось, что народ его не принял. Некоторые киевляне вообще не любили всех князей из рода Ольговичей, а он был Ольгович. Не сумел пробыть Игорь на престоле киевских князей даже месяц, как был низложен, а на его место пришел другой князь. И мало того, что был низложен, — всякое бывает, мир политики жесток, одни приходят, другие уходят, — он был умерщвлен киевлянами, хотя не имел перед ними никакой вины. Его окровавленное изуродованное тело протащили по городу, совершив беззаконие.

http://patriarchia.ru/db/text/3050301.ht...

Только вот, что надо иметь в виду: различные чины святости – это не какие-нибудь «специализации», а примеры торжества единой благодати Божией в многообразных вариантах, обусловленных историческими или же личными обстоятельствами святого, его образом жизни или положением в Церкви и государстве; единой благодати, различно проявляющейся, в зависимости от жизненного поприща и конкретной ситуации в любом христианине; единой благодати, которой не чужд никто из нас – «во Христа крестившихся», хотя порой и не торопимся в Него облечься (Гал. 3; 27). Каждый чин святости, поэтому, не «всего лишь» повод испытать восторг сродни эстетическому наслаждению в музее или театре, восхищаясь «возвышенным», «воспаряя» в катарсисе, «приобщаясь к прекрасному», чтобы потом, как ни в чем не бывало, вернуться в суровые будни, где говорят пушки, а музы молчат (ведь мы же с вами понимаем, что прекрасное – это в другом мире, это удел тех, кто пишет, рисует, сочиняет – одним словом, фантазирует, «витает в облаках», а реальная жизнь диктует свои законы…) . Напротив, это – ориентиры для каждого из нас, вопреки расхожему мнению, что мы, например, не монахи, чтобы подражать преподобным, не архиереи, чтобы подражать святителям, не живем в условиях массовых гонений, чтобы подражать мученикам… Быть может, полностью и не можем, да, но это не значит, что наше ознакомление с житием того или иного «специфичного» святого должно ограничиваться благоговейным ритуальным почитанием. Церковь канонизирует святых не только для того, чтобы мы им молились, но и чтобы свое почитание в первую очередь выражали в разумном подражании. Различные чины святости – всего лишь варианты преобладания тех или иных добродетелей, но ни один из чинов не исключает и прочих добродетелей, которые, в силу особенностей индивидуального поприща, как бы затмеваются сиянием наиболее характерных. То же самое относится и к подвигу юродства: не каждый призван к тому, чтобы всецело посвятить свою жизнь этому подвигу, но каждый, принявший слово о Кресте – юродивый для мира сего, потому что «слово о кресте для погибающих юродство есть» (1 Кор. 1; 18). Обратите внимание: принявший … Неотрицание еще не означает принятия. Это как с искусством: можно ходить на выставки мирового уровня, а дома на стенку вешать китч. Принять, значит, взять за основу, за руководство к действию. Принять слово о Кресте, значит, сораспяться Христу, взяв свой крест и следуя за Ним изо дня в день путем Его заповедей.

http://pravmir.ru/blazhennaya-kseniya-pr...

Слава Тебе, Господи, наконец-то мы сошлись. А все остальное про этого деятеля мне неинтересно. Если он действительно спас каких-то евреев – ну, наверное у него было раздвоение личности. Я полагаю, что недоумение профессора Алексея Кондрашова связано с тем, что он взялся говорить о предмете, находящемся за пределами его компетенции. А именно – о святости. И думаю, будет целесообразно объяснить, что же это такое – христианская святость. ... Прошу Вас. Есть расхожее и очень верное выражение: " Канонизация – не пропуск в рай " . Это чистая правда. Конечно – в рай впускает не РПЦ а, по легенде, апостол Петр. Но, когда Православная церковь канонизирует человека, она верит, что он или она уже в раю (обоснованно или нет – другой вопрос). Например, Иоанн Дамаскин пишет " Должно почитать святых, как друзей Христовых " . Или вот на ПравМире священник Дионисий Свечников разъясняет: " ...православные вовсе не поклоняются святым, а почитают их. Почитают как старших наставников, как людей ... достигших Царства Небесного " . Поэтому канонизированные святые свидетельствуют о православии, кого же оно определяет Христу в друзья – а ничего другого я не говорил. Святой равноапостольный император Константин был типичным римским императором – жестоко воевал, тиранил инакомыслящих, убивал даже членов своей семьи – но в один прекрасный день он увидел крест на небе ... Симпатичен ли этот человек – вопрос совершенно другой (лично мне симпатичен, потому что он до смертного часа откладывал крещение, понимая свое недостоинство – кажется, именно это называется смирением). ... По моему примитивному разумениию, никакие мистические озарения не перевешивают уголовных преступлений. Не говоря уже о том, что " смирение " не помешало некрещеному Константину председательствовать на Вселенском соборе. Так что мне этот сыно – и женоубийца " несимпатичен " – и что и где он видел, и видел ли вообще, я знать не желаю. Преподобный Иосиф Волоцкий ... был человеком своего времени и, судя по всему, далеко не самым мягкосердечным человеком. Но – у него был некий опыт встречи с Богом, в ходе которого он понял, что ничего важнее веры на свете нет.

http://religare.ru/2_85265.html

Да и то, Ярослав прославлен лишь местно. С другой стороны, Муром дал святых князей, которые неизвестны русским летописцам. Из московских князей канонизирован только Даниил Московский и только в XVII веке, и тоже для местного почитания в построенном им Даниловом монастыре. Но канонизированы соперники или противники возвышения Москвы (например, св. блгв. кн. Михаил Тверской). Когда речь идет именно о канонизации князей нередко встречаются попытки чисто политического объяснения той или иной канонизации. И все же, не отрицая наличия и политических мотивов в той или иной канонизации, следует согласиться с одним наблюдением Федотова: Церковь смотрит часто не на результаты, а на намерения и канонизирует даже политических и военных В древнерусском понимании, главный смысл княжеской власти состоит в искреннем общественном служении, завершившемся, как правило, жертвенной смертью. Из каких черт складывается образ идеального князя, его словесная икона? - На первом месте стоят христианские добродетели - христолюбие и братолюбие; на втором - благообразная (князья сравниваются с библейскими царями Давидом и Соломоном, с Иосифом Прекрасным); на третьем - воинские достоинства: грозны, сильны, сверх меры храбры, ратному делу искусны; мужественный ум имели, врагам в сражениях страшными являлись, многих супостатов, поднимавшихся на них, побеждали и во всех странах имена свои прославили (здесь встречаются сравнения с ветхозаветными героями Самсоном, Иисусом Гедеоном или с Александром Македонским, римским полководцем Веспасианом); и лишь на четвертом - " труды " и победы за правую веру: с погаными (язычниками) часто бились за святые церкви и православную веру, отчину свою от врагов Христианства " безленостно " и неустанно оберегали (Сказание 1978:302; Похвала 1981:200-202; Житие 1981:426 и др.). Заметное место в истории Руси принадлежит " стоянию на Угре " , которое произошло ровно через сто лет после Куликовской битвы. В своем " Послании на Угру " архиепископ Ростовский Вассиан Рыло (1467-1481) несколько раз призывает Ивана III постоять за православное христианство и за свое отечество (Послание Как ранее Мамай, так теперь хан Ахмат обвиняется в стремлении " до конца разорити Xpucmiahcmbo " (Послание 1982:524).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Именно в Церкви происходит спасение людей, их живое соприкосновение с Богом, новая жизнь во Христе. Фото: Патриархия.ru Душа человека создана для жизни вечной. Бог создал душу человека, предназначенную для того, чтобы побеждать пространство и время. И всё то, что мы накапливаем в течение нашей жизни: наши мысли, знания, чувства, наш опыт, – не исчезает с физическим уничтожением нашего тела. В противном случае не имело бы смысла никакое развитие человеческого общества, не было бы никакого смысла в человеческой цивилизации… Бог совсем рядом с нами. Он в радостном биении нашего сердца, когда мы испытываем чувство любви. Он вместе с нами, когда мы наслаждаемся красотой созданного мира. Он вместе с нами, когда мы созерцаем творения человеческие, вдохновленные Его силой, Его творчеством. Он с нами, когда мы делаем добрые дела, и особенно Он с нами, когда мы молимся… Молитва – это великий труд. Попробуйте напряженно молиться, вкладывая в это все свои чувства, всю свою волю, – вы не сможете молиться больше нескольких минут. Не хватает сил… Ничто не требует такой концентрации сил, как молитва… Чем нас больше, тем сильнее наша молитва к Богу. Как огненный столп, энергия нашей молитвы достигает Престола Божия. Вот почему Господь сказал: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»… Храм – это не только место молитвы. Это и место назидания. Здесь читается слово Божие, здесь произносится проповедь. Те люди, которые ходят в храм часто и хорошо понимают славянские тексты, которые в том числе поются хором, в каждом предложении этих текстов могут услышать что-то для себя важное, значимое, порой, способное определить направление всей жизни. Из слова после Литургии в новоосвященном храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в районе Ласнамяэ г. Таллина, 16 июня 2013 г. Мы канонизируем не героев и не выдающихся личностей, а святых. Правда, нередко в одной личности все соединяется – и героизм, и подвиг, и огромные таланты, будь то полководческие или управленческие…

http://pravoslavie.ru/62359.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010