Скарги «О единстве Церкви Божией под единым пастырем» ( Skarga Р. О jednosci Kocioa Boego pod jednym pasterzem - 1577) и Б. Гербеста «Веры Церкви Римской выводы и история греческой неволи до унии» ( Herbest В. Wiary Kocioa Rzymskiego wywody у greckiego niewolstwa historia do jednoci - 1586), а также в критике календарной реформы 1582 г. (введение григорианского календаря). Сочинение В. С. состоит из предисловия и 6 разделов, каждый из к-рых посвящен особой теме: единство веры во Христе, вопрос об исхождении Св. Духа, критика мнения католиков о главенстве Римского папы, необходимость служения литургии на квасном хлебе, а не на опресноках, критика григорианского календаря. 6-й разд. направлен против протестантов и защищает необходимость почитания св. икон и украшения храмов. Кроме того, в книге В. С. рассмотрены католич. представления о чистилище, католич. практика субботнего поста, вопрос о браке священнослужителей, различия между католич. и правосл. литургией. Доказательства правосл. полемиста основаны на обширной подборке цитат из Свящ. Писания и трудов св. отцов и правосл. богословов 1-й пол. XVI в.- прп. Максима Грека , старца Артемия и Василия Никольского ; т. о., «Книжица о вере» представляет собой энциклопедию полемического материала, рассчитанную на ученого-полемиста. «Книжица о вере» имела широкое распространение в восточнослав. регионе и оказала влияние на авторов «Перестроги» и «Вопросов и ответов православному с папежником» (по мнению Мыцко, автором 2-го сочинения был В. С., однако доводы исследователя недостаточно убедительны), на Иоанна (Вишенского) , Стефана Зизания (см. Зизании ), М. Броневского (Христофора Филалета), Захарию (Копыстенского) , отдельные положения «Книжицы о вере» вошли в «Кириллову книгу» (М., 1644). Соч.: О единой истинной православной вере и о святой соборной апостолской Церкви, откуду начало приняла и како повсюду распростреся//РИБ. СПб., 1882п. Т. 7: Памятники полемич. лит-ры в Западной Руси. Кн. 2. С. 601-938. Лит.: Харлампович К. В. Западнорусские правосл. школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898; Копержинський К. Украïнський письменник XVI ст. Василь Суразький//Наук. зб. за pik 1926. К., 1926. С. 38-72. (ЗНТШ; Т. 21); Яременко П. К. Василь Суразький//Украïнське лimepamypoзhabcmbo. Льbib, 1969. Вип. 6. С. 81-88; Мыцко И. З. Украинский писатель-полемист Василий Суражский - сподвижник Ивана Федорова//Федоровские чтения за 1979 г. М., 1982. С. 18-23; он же. Чар apxibhux cbiдчehь: Mamepiaлu до бiorpaфiй славетних nyблiцucmib//Жовтень. 1987. 3. С. 85-96; он же. Острозька слов " яно-греко-латинська akaдeмiя. К., 1990; Возняк М. С. Icmopiя украïнськоï лimepamypu. Льbib, 19922. Кн. 1. С. С. Лукашова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149777.html

Иоанна, г. София 30 декабря 2015, 01:00 Сергею. А я и не спорю. Пусть он более точен, этот календарь. Портрет тоже более точен, чем икона. С нашей точки зрения. Он отражает земную реальность, а икона – мир горний, где все не так, как здесь. Так же и календари. Это не моя мысль – почитайте статьи архим. Рафаила (Карелина) по календарному вопросу. Юлианский календарь – икона времени, григорианский – портрет. Людмила 30 декабря 2015, 00:42 < > Пришлось взять эту цитату из статьи о.Александра Лебедева. Впрочем я вижу, что споры излишни. Некоторым из комментаторов пытаются объяснить, что вопрос о юлианском и григорианском календаре это вопрос более богословский и метафизический, чем физический, нет, они все о своем, о земном. Хотя в конце концов и выясняется, что за цифрами скрывается вполне себе обновленчество... EЛEHAi 29 декабря 2015, 23:35 ЗА ОБЩЕПРАВОСЛАВНЫЙ ЮЛИАНСКИЙ! Овчинников Сергей 29 декабря 2015, 22:10 Иоанна, я в последнюю очередь забочусь о том, чтобы развести по разным углам ринга Новый год и Рождество Христово. Поверьте, этот вопрос меня беспокоит меньше всего. Просто юлианский календарь куда менее точен со всех точек зрения по сравнению с григорианским. И в одном из последних своих комментариев я это безоговорочно доказал. Наталия С. 29 декабря 2015, 19:41 Разве объективная реальность ограничивается только вращением Земли вокруг Солнца? А движение остальных небесных тел таковой не является? Юлианский календарь заключает в себе звездный, солнечный и лунный ориентиры. Его главное достижение, которое можно назвать научной гениальностью, это строгая цикличность. Отправная точка юлианского календаря - определение года в 365 суток и 6 часов, где взята средняя величина между солнечным (тропическим) и звездным (сидерическим) годами; эта величина была изменена на 1 минуту, для того, чтобы в календаре нашли отражение повторение фаз луны - 19-ти летний цикл, - а также совпадение дней недели с числами месяца в 28 -летнем периоде. Людмила 29 декабря 2015, 18:37 Александр, от Ваших реплик веет таким,простите, высокомерием, зачем же Вы многоуважаемую аудиторию " отправляете " в ступор? Этот тон более подходит самонадеянным студентам. Вас просят оставаться в теме дискуссии и не более того. Исследованиями астрономических календарей полон интернет, не стоит тратить время на " обучение " посетителей сайта. Вернитесь к теме обновленчества и новостильников. Я же повторяю: церковь православная жила по юлианскому календарю 2 тысячи лет и день зимнего солцестояния никуда не сместился и пасхалия осталась на месте.

http://pravoslavie.ru/89117.html

4. Некоторые проблемы библейской сакраментологии Однако нельзя утверждать, что новозаветная экзегетика и библейское богословие разрешили все вопросы, связанные с сакраментологией. С точки зрения библейской науки встает ряд интересных и важных вопросов с точки зрения их укорененности упомянутых церковных таинств и их смысла в Священном Писании. Так, например, если мы рассматриваем таинство крещения, то и с экзегетической, и с богословской точки зрения представляется важным обсуждение вопроса об исторической связи христианского крещения с ветхозаветными традициями омовения прозелитов, ессейскими обрядами и крещением Иоанновым. Не утихают споры относительно осмысления Апостолом Павлом таинства крещения как соумирания и совоскресения со Христом в связи с 3 3 Богословская конференция Русской Православной Церкви " Православное учение о церковных Таинствах " популярными языческими таинствами, связанными с божествами, мифически отражающими природные календарные циклы. Подобные вопросы поднимаются и в случае остальных таинств. И с экзегетической, и с богословской точки зрения представляется важным вопрос о действиях и " неустранимости " таинств ex opera operata. Эта проблема, которая поднимается Апостолом Павлом в 1 Кор 10. 1-13, в свете других мест из его же посланий представляется не столь уж однозначно решенной. Сравним, например, 1 Кор 5. 5 с Евр 6. 4-8. Если в 1 Кор многие (но не все) экзегеты усматривают мысль о конечном спасении крещенного, но согрешившего и даже " преданного сатане " человека, то в Евр, напротив, говорится о невозможности спасения однажды согрешившего христианина. Во всяком случае, этот вопрос должен быть предметом исследования и дискуссии. Особняком стоит вопрос о сакраментологии у Евангелиста Иоанна. В его Евангелии ни разу не встречается само слово " тайна " (mysterion). Нет слова " дарование " (charisma). Тесно связанное с понятием таинства слово " благодать " (charis) мы находим только в гимническом Прологе (Ин 1. 14, 16, 17), где оно связано исключительно с откровением любви Божией в Его Слове, Которое " стало

http://religare.ru/2_47476.html

7. 771 Отдание Святой Пасхи 7. 78 Неделя Седьмая по Пасхе (св. отец Первого Вселенского Собора) 7. 79 Родительские субботы 8 Проповеди и размышления на разные темы] 7. 81 Проповеди об истинах православной веры 7. 82 Проповеди о христианских добродетелях и пороках 7. 83 Слова при наречении во епископа. 7. 84 Проповеди на юбилейные торжества… 7. 85 Проповеди перед началом занятий 7. 86 Проповеди при заложении и освящении храмов. 7. 87 Проповеди при погребении умерших и поминовении. 7. 88 Другие темы. 7. 9 Проповеди инославных проповедников. 8. Церковное право 8. Общие вопросы 1 Церковное устройство] 8. 11 Клир 8. 12 Монашество. 8. 13 Миряне 8. 13–1 Женщина в Церкви 2 Высшее Церковное управление]5 3 Канонические основы взаимоотношений Поместных Православных Церквей] 8. 31 Автокефалия и автономия 8. 32 Диптихи 8. 33 Диаспора 4 Право религиозного учения, освящения, церковного управления, ] церковной дициплины. 8. 41 Вопросы брака 8. 42 Вопросы поста 8. 43 Календарный вопрос 5 Православная Церковь и инославие] 8. 6 Православная Церковь и нехристианские религии 8. 7 Имущественные вопросы Церкви 8 Церковь и государство] 8. 81 Юридические консультации 9. Экуменическое движение 9. Богословские статьи, посвященные проблемам вероисповедного единства христиан 9. 1 Молитва о христианском единстве. 9. 2 История экуменического движения 9. 21 РПЦ и экуменическое движение 9. 22 Видные деятели экуменического движения… 3 Всемирный Совет Церквей (ВСЦ)] 9. 30 Общие вопросы (история, структура ВСЦ и др. ) 31 Ассамблеи ВСЦ] 9. 311 1-я, Амстердам, Нидерланды, 1948г. 9. 312 2-я, Эванстон, США, 1954г. 9. 313 3-я, Нью-Дели, Индия, 1961г. 9. 314 4-я, Упсала, Швеция, 1968г. 9. 315 5-я, Найроби, Кения, 1975г. 9. 316 6-я, Ванкувер, Канада, 1983г 9. 317 7-я, Канберра, Австралия, 1991г. 9. 318 8-я, Харар, Зимбабве, 1998г. 9. 32 Всемирные конференции ВСЦ 9. 33 Центральный комитет ВСЦ (ЦК ВСЦ). 9. 34 Исполнительный комитет ВСЦ (ИК ВСЦ) 9. 35 Генеральный секретариат 9. 351 Отдел коммуникаций: информация и связь

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архив Пн Темы к рассмотрению комиссиями Межсоборного присутствия в 2015-2018 гг. (от 28.01.15) 5 февраля 2015 г. 18:46 Темы одобрены президиумом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви в ходе заседания 28 января 2015 года, прошедшего в Патриаршей и Синодальной резиденции в московском Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Комиссия по вопросам богословия 1. Вера и наука; 2. Богословие как наука и его место в системе знаний; 3. Молитвенное попечение Церкви о некрещеных (совместно с комиссиями по вопросам богослужения, по вопросам церковного права, по вопросам отношения к инославию и другим религиям) ; 4. Богословское осмысление проблем биоэтики; 5. Учение Церкви о чуде; 6. Отношение к практике современного экзорцизма (отчитки). Комиссия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви 1. Положение о церковнослужителях Русской Православной Церкви; 2. Прихожане и члены Приходского собрания. Приходская община; роль мирян в Церкви; 3. Избрание кандидатов к рукоположению в священный сан; вопросы призвания в клир; канонические препятствия; 4. Положение о благочиниях и благочинных; 5. Вопрос о совмещении священнического служения со светской работой; перечень рода деятельности и специальностей, недопустимых для клирика; 6. Восстановление в священном сане лиц, лишенных сана по церковному суду; 7. Пастырская забота о малолюдных поселениях. Комиссия по вопросам церковного права 1. Совершение брака в Русской Православной Церкви; 2. Актуальные вопросы применения правил о церковных правонарушениях и наказаниях (прещениях); 3. Отношение Русской Православной Церкви к календарной реформе; 4. Кодификация источников церковного права; 5. Каноническое обоснование возможности или невозможности церковного освящения вооружений и боеприпасов. Комиссия по вопросам богослужения и церковного искусства 1. Пассия как элемент современного православного богослужения; 2. Изготовление и использование священных изображений; эстетические и церковно-канонические нормы создания произведений современного церковного искусства;

http://patriarchia.ru/db/text/3983877.ht...

   Если этим объясняется несоответствие памятей в календарях с фактическим днем «рождения в вечность» христианских мучеников, то естественно встает вопрос: чем руководствовалась Церковь, определяя день памяти ветхозаветных мучеников (братьев Маккавеев) или пророков Моисея, Илии, Исаии, Иеремии, день кончины которых совершенно не известен и восстановлен быть не может. Еще более недоумения вызывает дата празднования собора бесплотных сил Михаила, Гавриила и других архангельских чинов. Естественно, что здесь могла иметь место только воля Церкви, у которой были какие-то свои соображения. Точно так же и в отношении новозаветных событий. Если можно без труда установить дату крестной смерти Господа по сохранившимся календарным записям, что и повело в древности к празднованию Пасхи, как недвижимого праздника в определенный день года, то день Рождества Христова, Преображения, Рождества Богородицы, Благовещения, Успения и пр. никакими датами установлен быть не может. Отсюда и разногласия в церковном предании: Рождество Христово, по Клименту Александрийскому, было 18 апреля или 29 мая; Африканская традиция установила его 28 марта; по Ипполиту Римскому — 25 марта; по восточной традиции — 6 января; по западной, римской — 25 декабря, день, который впоследствии и был принят всею Церковью, кроме армян, сохранивших 6 января.    В установлении точности дат празднования Церковь руководствовалась нередко своими особыми, так сказ. «педагогическими» или миссионерскими соображениями. Фиксируя тот или иной день, Церковь имела в виду преодолевать какие-то местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев и т.д. По этому поводу очень полезно обратиться к эортологическим этюдам проф. В. В. Болотова, бесспорного авторитета в вопросах истории календаря, праздников, летоисчисления и пр. Он говорит: «Язычество, с которым ведет борьбу Церковь, есть не только религия, но и сложившийся известным образом быт. Доказать язычнику несостоятельность его представлений о богах и убедить его веровать в единого христианского Бога значило сделать много, но еще не все. Порвать свои житейские отношения с соседями-язычниками новообращенный не имел возможности. Нужно было сохранить его от рецидива, и праздники занимали едва ли не главное место между теми оружиями, которыми отвергнутое язычество могло вести партизанскую войну с побеждающим его христианством». Он добавляет: «Учреждая во дни языческих празднеств свои праздники, Церковь выбивала из рук политеизма одно из последних средств обороны. Установить христианский праздник в день праздника языческого значило созвать христиан в церковь и поставить их под влияние таких воспоминаний, что для многих становилось потом психологически невозможно участвовать в языческих праздниках. Кто утром слышал о том, что среди шумного пира поведено было усекнуть голову большего из рожденных женами, у того язычески новогоднее настроение было уже на весь день испорчено».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

4.  Болотов, В.В. Александрийская пасхалия//Календарный вопрос. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. – С. 105 – 144. 5.  Лебедев, Д.А. Из истории древних пасхальных циклов. 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского//Византийский временник: в 23 т. – СПб.: Императорская Академия Наук, 1913. – Вып. 1 – 4 (1911). – Т. 18. – С. 148 – 389. 6.  Лебедев, Д.А. Так называемая «византийская» эра от сотворения мира. Место и время ее происхождения//Византийское обозрение: в 3 т. – Юрьев.: Изд-во при историко-филологическом факультете Юрьевского университета, 1917. – Т. 3. – С. 1 – 52. 7.  Свт. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Беседы 1, 5, 6/Свт. Василий Великий. [электронный ресурс] http://theprayerbooks. info 8.  Свт. Иоанн Златоуст. Беседа VI. Беседы на книгу Бытия (1898)/Свт. Иоанн Златоуст. – М.: Изд-во Московской Патриархии,1993. – С. 45. 9.  Трубецкой, Е. Избранные произведения. Смысл жизни/Е. Трубецкой. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – С. 17 – 337. 10.  Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна: в 2 т./Свт. Иоанн Златоуст. - М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2008. Т. 1. Беседы 1 – 46. – С. 448 – 449. 11.  Св. Ефрем Сирин. Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа. Творения: в 8 т./Св. Ефрем Сирин. 1993. Т. 2. [электронный ресурс] http://hram-paraskeva. ru 12.  Бирагов, В. Александрийский цикл и православная пасхалия: временное и вечное//Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал: в 4 т./Игумен Вассиан (Бирагов), Л.М. Кузнецова. – М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2014. – Т. 1 (66). – С. 109 – 129. 13.  Бирагов, В. Александрийский цикл и православная пасхалия//Труды Нижегородской духовной семинарии. Сборник работ преподавателей и студентов/Игумен Вассиан (Бирагов), Л.М. Кузнецова. – Нижний Новгород, 2014. – Вып. 12. – С. 175 – 202. 14.  Свт. Кирилл Александрийский. О том, что Христос соделался для нас Хлебом жизни. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел. [электронный ресурс]

http://bogoslov.ru/article/4733283

Зн ачимость новозаветного праздника Воскресения Христова неизмеримо велика, но и значение ветхозаветной даты кануна Пасхи не растворяется и не поглощается воскресением, а учитывается, как в данном случае, переносом Пасхи на неделю вперед. И новозаветные и ветхозаветные истины получают богословское осмысление в сопоставлении, доходящем у автора даже до аналогии с «количественным сравнением». Можно утверждать, что Феофил Александрийский в своем Прологе разъяснил неизменность Библейских пасхальных установлений, а принципы, им разработанные и записанные, действуют в нашей пасхалии и сегодня. Автор выражает благодарность О. М. Фокину за помощь в переводе с немецкого языка работы Б. Круша   БИБЛИОГРАФИЯ: 1) Сидоров А.И. Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия. Святоотеческое наследие и церковные древности: в 4 тт./А. И. Сидоров – М.: Изд-во «Сибирская Благозвонница», 2013. Т. 3, С. 311–314. 2) Айналов Д.В. Рец. на: Adolf Bauer u. Joseph Strzygowski. Eine alexandrinische Wéltchronih. Text und Miniaturen eines griechischen Papyrus der Sammlung W. Goleniscev. Wien, 1905//Византийский Временник. 1905. Вып. 1 – 4, Т. XII, С. 272–288. 3) Russell N. Theophilus of Alexandria. London, Routledge, 2006, 240 pp. (The Early Church Fathers). 4) Пасхальная хроника/пер. с греч. Л.А. Самуткиной – Спб.: Изд-во «Алетейя», 2004. С. 18–54. 5) Patrologia Graeca. Paris, J.-P. Migne, 1857, tom. 65, pp. 47-52. [электронный ресурс] http://patristica.net/graesa#t065 6) Krusch, B. Der 84-jahrige Ostercyclus und seine Quellen. Leipzig, 1880. [электронный ресурс] http://archive.org/stream/ 7) Ориген. Толкования на Евангелие от Иоанна. Кн. 10/пер. О. И. Кулиев, 2009//[электронный ресурс] 8) Болотов В.В. Александрийская пасхалия//Календарный вопрос. – М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2000. С. 105–144. 9) Лебедев Д.А. Из истории древних пасхальных циклов. 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского//Византийский временник: в 23 т. – СПб.: Императорская Академия Наук, 1913. Вып. 1–4 (1911).

http://bogoslov.ru/article/5319381

1924 г. был отмечен напряженностью в отношениях с Константинопольской Патриархией. Вступивший на престол патриарх Григорий VII поддержал евдокимовский «Синод», посоветовал патриарху Тихону оставить престол и упразднить патриаршество в Российской Церкви. Была предпринята попытка направить в Советскую Россию комиссию для рассмотрения проблем между патриархом и обновленцами. Константинопольская Патриархия попыталась также провести «Вселенский собор» с участием обновленцев, однако таковой не состоялся. Константинопольский представитель в Москве архимандрит Василий (Димопуло) сослужил с обновленцами, что давало раскольникам повод всюду заявлять, что Вселенский престол считает их законными. Однако православный мир в целом раскольников не признавал. Свою грамоту против раскола направил Патриарх Сербский Димитрий. О своем непризнании обновленцев заявили Патриарх Александрийский Фотий и Патриарх Антиохийский Григорий IV. Некоторый успех сопутствовал расколу на Украине. В ноябре 1924 г. в Харькове проходило «Всеукраинское предсоборное совещание» под председательством архиепископа Пимена (Пегова). Главной идеей украинских раскольников по-прежнему была автокефалия, а не новшества, поэтому в раскол здесь было увлечено намного больше православных, чем в России. В течение 1924 г. патриарх Тихон пытался договориться с украинскими автокефалистами через епископа Константина (Дьякова). Однако решить вопрос путем переговоров не удалось. 5 января 1925 г. Святейший подписал свое «разъяснение», в котором распространил на иерархов УАПЦ действие послания от 15 июля 1923 г. – о безблагодатности обновленческих таинств. Тогда же Пимен (Пегов) был запрещен патриархом Тихоном в священнослужении. Как уже говорилось выше, одним из условий выхода патриарха на свободу должен был стать переход Российской Церкви на новый календарный стиль. Патриарх Тихон, имевший ложные сведения о будто бы состоявшемся принятии новоюлианского календаря Поместными Церквами, поначалу согласился с нововведением. Однако святитель просил, чтобы переход состоялся до начала Рождественского поста, чтобы не сокращать его (при переходе на новый стиль из календаря выпадало 13 дней). В Москве началом служения по новому стилю стало 15 октября 1923 г. Однако патриаршее послание о переходе на новый календарь начальник 6-го отделения секретного отдела ОГПУ («красный обер-прокурор») Е.А.Тучков печатать не разрешил, считая, что при отсутствии разъясняющего послания на местах возникнет еще одна оппозиция патриарху. Российская Церковь продолжала служить по старому стилю, так как в епархиях распоряжения о календаре не получили. Приближался Рождественский пост (по новому стилю 15 ноября) и вводить календарь в общероссийском масштабе было уже поздно. К тому же патриарх Тихон получил послание от архиепископа Анастасия (Грибановского) и другие письма из-за границы с уведомлением, что православный мир в целом новый календарь отверг. 8 ноября было сделано распоряжение о возвращении московских церквей на старый календарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАСХАЛИЯ Пасхалия Дионисия Эксигуса. Мраморная доска. VI в. (Архиепископский музей Равен-ны, Италия) Пасхалия Дионисия Эксигуса. Мраморная доска. VI в. (Архиепископский музей Равен-ны, Италия) Таблица для вычисления даты христ. праздника Пасхи (Воскресения Христова). Поскольку не позднее III в. в общецерковной практике закрепилось празднование Пасхи в 1-е воскресенье после 1-го весеннего полнолуния, то основная методика для расчета П. сводится к сведению воедино 2 параметров: даты полнолуния, определяемой на основе лунно-солнечного календаря того или иного вида, и воскресного дня (первого дня 7-дневного недельного периода). Полная П. содержит циклический перечень дат воскресной Пасхи, строго повторяющийся в том же самом порядке. В I-VI вв. в христ. мире наблюдалось значительное разнообразие П., вызванное разными подходами к определению пасхального полнолуния и бытованием различных лунно-солнечных циклов. Первые христиане, судя по всему, не занимались самостоятельно календарными вычислениями, пользуясь бытовавшим в то время иудейским календарем ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 70. 10). Но после разрушения Второго храма и рассогласования календарей среди иудеев диаспоры, а также в связи с обострением иудеохрист. полемики на повестку дня встал вопрос о разработке самостоятельной, не зависящей от иудейской системы вычисления даты Пасхи. Одной из древнейших стала П. 56-летнего типа, основанная на 8-летнем лунно-солнечном периоде и существовавшая в виде 112-летних таблиц. Согласно коптским и эфиопским преданиям, ее составителем стал еп. Димитрий Александрийский (ок. 189-231), которому приписывается П., начинавшаяся в 214 г. по Р. Х. ( Eutych. Annales//PG. T. 111. Col. 989, 1007; Neugebauer. 1979. P. 92-93; Mosshammer. 2008. P. 109-116; Кузенков. 2014. С. 113-116). Наиболее древняя сохранившаяся П. данного типа, на 222-333 гг., приписывается Ипполиту Римскому (см.: Кузенков. 2014. С. 93-95). В связи с малой точностью лежащего в основе данной П. лунно-солнечного цикла таблицы нуждались в постоянных корректировках. В одной из них, таблице анонимного компутиста 243 г. (Псевдо-Киприана), впервые описывается метод т. н. эпакт (от греч. πακτς - «добавленный, привнесенный») - показателя возраста Луны к началу юлианского года, к-рый впосл. стал играть важную роль в составлении П. (из-за разницы между солнечным годом и 12 лунными месяцами примерно в 11 дней эпакты на одну и ту же дату юлианского календаря составляют арифметическую прогрессию, результат к-рой регулярно сокращается на 30 дней (за счет вставки дополнительного месяца, т. н. эмболизма (от μβλισμος - вставной)): 0-11-22-3-14-25-6-17-28 и т. д.

http://pravenc.ru/text/2579163.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010