разделы   рассылка  распечатать Протоиерей Максим Козлов Рождество: календарный вопрос Источник:  Татьянин день Праздник Рождества Христова – древнейший христианский праздник и до 4 столетия существовал неразрывно с другим христианским праздником – Крещения Господня под общим наименованием Богоявления. Главное событие, вспоминаемое христианами в этот день, – пришествие Бога во плоти, превышающее разумение, Христа-человека как главного в этом событии. Это отражается и в богословском толковании этого дня Отцами Церкви, и в самом богослужении праздника Рождества Христова. раздник Рождества Христова – древнейший христианский праздник, и до 4 столетия он существовал неразрывно с другим христианским праздником – Крещения Господня под общим наименованием Богоявления. Главное событие, вспоминаемое христианами в этот день, – пришествие Бога во плоти, превышающее разумение, Христа-человека как главного в этом событии. Это отражается и в богословском толковании этого дня Отцами Церкви и в самом богослужении праздника Рождества Христова. Пришествие Бога во плоти исторически было явлено со всей очевидностью в двух событиях: в рождении Богомладенца Иисуса и Крещения Спасителя Иоанном на Иордане. Поэтому оба эти события праздновались в один день. Первоначальным основанием для празднования 6 января служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам – Христос – по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам – в шестой день первого месяца года, которому соответствовало 6 января. Но в середине 4-го столетия Папа Римский Юлий I установил праздновать Рождество 25 декабря, с тем чтобы противостоять языческому культу солнца и предохранить христиан того времени от участия в достаточно разнузданных увеселениях народа, которые были широко распространены. Примерно с 337 года в Константинополе, а за ним и в других частях христианского Востока Рождество начали праздновать 25 декабря. По мысли святых Отцов 3-4 столетия этот день более всего соответствует дню рождения Иисуса Христа. Кроме того, 25 декабря – это еще и зимний солнцеворот: после самых длинных ночей в году день становился длиннее, а ночь короче. То есть после самых темных дней года наступает перелом – умаление тьмы и прибавление света, что так естественно сочеталось с пониманием того, что принесло в жизнь человеческого рода Боговоплощение.

http://religare.ru/2_49219.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ КОНГРЕСС» [греч. Πανορθδοξον Συνδριον], самоназвание проходившего в К-поле 10 мая - 8 июня 1923 г. совещания представителей ряда Поместных Православных Церквей, созванного по инициативе К-польского Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса) . 3 февр. 1923 г. Патриарх Мелетий обратился к Предстоятелям Православных Церквей Александрии, Антиохии, Иерусалима, Сербии, Кипра, Греции и Румынии с посланием, в к-ром он просил «дать свое согласие на создание комиссии с участием представителей от каждой Церкви для заседания в К-поле сразу после предстоящего праздника Св. Пасхи, чтобы обстоятельно изучить календарный вопрос и др. актуальные всеправославные проблемы и указать способ их канонического разрешения» (Πρακτικ κα ποφσεις. Σ. 6-7). Послание не получило положительного отклика со стороны Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархов, однако было поддержано Предстоятелем Элладской Православной Церкви Афинским архиеп. Хризостомом I (Пападопулосом) , а также Сербской, Румынской и Кипрской Церквами, направившими в К-поль своих представителей. В совещании участвовали от К-польского Патриархата - Патриарх Мелетий IV (председатель), Кизический митр. Каллиник и проф. богословской школы на о-ве Халки В. Антониадис; от Сербской Церкви - Черногорский и Приморский митр. Гавриил (Дожич , впосл. Патриарх Сербский) и проф. математики и механики Белградского ун-та М. Миланкович; от Кипрской Церкви - Никейский митр. Василий (Георгиадис, впосл. Патриарх К-польский); от Элладской Церкви - Диррахийский митр. Иаков; от Румынской Церкви - архим. Юлий (Скрибан), проф. механики П. Дрангич и проф. богословия Д. Димитреску. В работе совещания также принимали участие архиереи Русской Православной Церкви за границей - Кишинёвский и Хотинский архиеп. Анастасий (Грибановский) (присутствовал на первых 6 заседаниях) и Алеутский и Североамериканский архиеп. Александр (Немоловский) , но они не имели полномочий представлять Русскую Церковь ни от Патриарха Московского свт. Тихона , ни от Архиерейского Синода РПЦЗ. Несмотря на отсутствие представителей Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского Патриархатов, офиц. представителей Русской Церкви, а также Болгарской Православной Церкви , не находившейся в тот момент в общении с К-польским Патриархатом, на 3-м заседании совещания по предложению Диррахийского митр. Иакова его первоначальное название - «комиссия православных Церквей» - было заменено названием «Всеправославный конгресс». Работа конгресса

http://pravenc.ru/text/155528.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Афанасий Григориатский Афанасий Григориатский       Афанасий Григориатский (В миру Андрей Протоеропулос; 1874, Пиргос, Элида - 28.12.1953), старец афонского мон-ря прп. Григория. Род. в благочестивой многодетной семье. С юности стремился к монашеской жизни и вместе с 3 друзьями в июле 1891 г. тайно покинул дом, отправившись на Св. гору Афон. Был принят в мон-рь Григориат и определен в послушники к старцу Симеону, в 1893 г. пострижен по афонскому обычаю в схиму с именем Афанасий и получил послушание на монастырском подворье в Карее. Вместе со старцем Иаковом, представителем мон-ря в афонском Протате, А. Г. подвизался на подворье ок. 11 лет. Старец Иаков воспитывал его в крайней строгости. Обучал смирению, намеренно высмеивал недостатки послушника перед посторонними, ни разу за 11 лет не назвал своего послушника по имени, а только давал ему унизительные прозвища. В 1904 г. А. Г. возвратился в Григориатский мон-рь, где был рукоположен во иеродиакона, в 1908 г.- во иеромонаха. Через 6 лет А. Г. предложили стать игуменом, но он попросил дать ему отсрочку на 10 лет. Братия удовлетворила его просьбу, и по истечении 10 лет А. Г. был возведен в сан игумена. В первые годы игуменства А. Г. остро стоял вопрос о переходе афонских мон-рей на новый календарный стиль. А. Г. выступил против нововведения и по этой причине в 1927 г. отказался принять гос. чиновника, посетившего мон-рь с офиц. визитом. В наказание решением Кинота А. Г. был отстранен от игуменства, ему угрожала ссылка, но через неск. дней он был восстановлен в сане игумена. За подвижническую жизнь А. Г. получил от Бога д ар избавления людей от уныния и отчаяния. Простой и скромный в быту, старец исповедовал в одной и той же епитрахили, к-рая по смерти А. Г. хранится в обители и при возложении на главу страждущего возвращает ему душевный покой. Мн. люди приезжали в обитель ради встречи со старцем. А. Г. посещал Георгий II, кор. Греции, а архиеп. Афинский Хризостом I вел с ним переписку.

http://isihazm.ru/?id=589

Приложение 16 (к разделу 8.6) Письма Д.П. Огицкого свящ. Сергию Желудкову по поводу его книги «Литургические заметки» 490 Письмо Д.П. Огицкого епископу Афанасию от 26 апреля 1959 г. Христос воскресе! Ваше Преосвященство, дорогой о Господе Владыко! Примите сердечное сыновнее поздравление с Праздником Светлого Христова Воскресения. Воскресший Господь наш да исполнит радости сердце Ваше, да укрепит Ваше здоровье и да подаст Вам свои великие милости. Недостойный послушник Вашего Преосвященства Димитрий Огицкий. P.S. Прилагаю копии своих двух писем о. С. Желудкову (...). Глубокоуважаемый Отец Сергий! Мне хочется поделиться с Вами мыслями по содержанию Ваших, очень меня заинтересовавших, «Литургических заметок» (Псков, 1956 г.), познакомиться с которыми мне довелось в прошлом году во время работ в ныне упраздненной Календарно-богослужебной комиссии при Синоде. По недостатку времени ограничусь лишь краткими отрывочными замечаниями. Не скажу, чтобы я полностью разделял все Ваши взгляды. Далеко нет. В частности, я считаю совсем несвоевременным и очень рискованным подчеркивание возможностей «богослужебного творчества» в наше время. Я не разделяю Вашего отвращения к Марковым главам и безнадежно-пессимистического, пренебрежительного отношения к Типикону. Я сожалею, что в Вашей работе нашлось место для такого резкого выпада против Л.Н. Парийского. Но вместе с тем я очень ценю Ваш труд, согретый теплотой Вашего чуткого пастырского сердца, и мне хотелось бы от всей души поблагодарить Вас за то, что Вы так смело поставили вопрос о недостатках в современной богослужебной практике и сделали в своей работе столько ценных замечаний. Среди духовенства у нас очень немного людей, которые вдумчиво относятся к этим вопросам и болеют душой за современное состояние богослужения. Я уверен, что в баптизм люди бегут от нас не потому, что предпочитают сектантское вероучение церковному, а прежде всего и главным образом потому, что их не назидает наше богослужение. Какой ужас и какой стыд для нас! Сокровище церковное, равного которому нет ни в одной религии, из-за нашего неряшливого и бестолкового к нему отношения, становится не средством привлечения людей в Церковь , а чем-то противоположным сему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

прот. Николай Балашов Содержание Предисловие Введение Глава 1. Общее состояние литургической культуры в начале XX века: свидетельства современников Глава 2. Вопрос о богослужебном языке Постановка вопроса в Отзывах епархиальных архиереев Обсуждение на съездах и собраниях духовенства Дискуссия в церковной печати Аргументы «новаторов» Возражения «консерваторов» Контраргументы сторонников русского языка Итоги дискуссии Накануне Собора Епархиальные съезды Предсоборный совет Обсуждение на Поместном Соборе Работа подотдела о богослужебном языке Дальнейшее рассмотрение доклада После Собора Точка не поставлена Глава 3. Вспомогательные переводы Глава 4. Исправление богослужебных книг Обсуждение вопроса в печати До «отзывов епархиальных архиереев» «Отзывы епархиальных архиереев» и продолжение дискуссии в 1906 году Деятельность Комиссии по исправлению богослужебных книг Предыстория Начало работы Попытки противодействия? Усилия С.Д. Войта Издательский совет «Новорожденный Триодион» Пентикостарион Продолжение работы: Октоих Минеи Последний эпизод: политическая справа Восприятие трудов Комиссии Дальнейшая судьба книжной справы Перспективы на будущее Глава 5. Упорядочение богослужебного устава Общие замечания Изменяемость устава Обуздать произвол! «Лучше мало, да хорошо, чем много – да безалаберно» «Успокоить совесть священника» Пришедше на запад солнца... исполним утреннюю молитву? Выявить наиболее ценное Константинопольский устав? Попытки возрождения уставного богослужения Обсуждение проблем устава в Предсоборном совете Уставные вопросы на Поместном Соборе Общий обзор дискуссии Работа в подотделе Продолжение обсуждения в отделе Доклад отдела «Об упорядочении богослужения» Судьба доклада После Собора Частные вопросы богослужебной практики Богослужение постов Служба индикта Календарная проблема Отклики политических перемен Евангельское чтение Страстной Пятницы Актуальное значение уставных проблем Глава 6. Совершение божественной литургии Литургия оглашенных Антифоны и малый вход Чтение Апостола и Евангелия Ектений и молитвы после Евангелия Литургия верных Великий вход Диаконские возглашения Анафора Иконостас и царские врата О веществах для Таинства Евхаристии К более «литургичной» литургии Глава 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Календарь Успенского поста 2023 6 мин., 12.08.2021 Успенский пост — кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в русском народе празднику — Успения Пресвятой Богородицы. Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня до своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста верующие подражают Самой Богородице. Распечатать календарь Успенского поста Когда начинается Успенский пост в 2023 году? У всех многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свои особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты. Поэтому на вопрос: «Когда начинается Успенский пост в 2023 году?» ответить легко — 1 (14) августа, то есть так же, как и во все прошлые годы. На Успенский пост приходятся два праздника, известных в первую очередь по своим «народным» названиям, но имеющих также и церковное значение Медовый Спас (в церковном календаре — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от болезней, которых много бывало именно в августе. По народной традиции в этот день в храмы приносят для освящения мед. Этот день отмечается 1 (14) августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост. На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых — Преображение Господне. Он установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Иоанном удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея, Он «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Праздник Преображения предваряет один день предпразднства — 5 (18) августа, и ему последуют семь дней попразднства — с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь Преображения Господня, как одного из великих праздников, верующим за трапезой дозволяется вкушание рыбы. Что можно есть в Успенский пост?

http://foma.ru/kalendar-uspenskogo-posta...

Скачать epub pdf Содержание От издательства Глава 1 Что такое вера Изгнание Адама из рая О молитве Тайна приближения к Богу Сокровище, которое всегда при нас Вращение духовных сфер Пост и его значение Монашество: искание Божественной красоты О грехе блуда Демоны и человеческая гордыня О прелести Можно ли верить снам? Особенности религиозного мышления Востока и Запада Ответы на вопросы Глава 2 Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) Воздвижение Честного и животворящего Креста Господня (14/27 сентября) Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря) Вознесение Господне Пятидесятница Преображение (6/19 августа) Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа) Колесование святого великомученика Георгия Каппадокийского Победоносца (10/23 ноября) Икона «Слава Грузинской Католикосской Церкви» Глава 3 О секуляризации церкви Христианство и современная культура О храме Венеры на Голгофе Христианство и национальность Церковь – единый народ Религия и национальное самосознание О фанатизме Психология раскола Что такое икона Откровение в красках Окно в вечность Об иконе и абстрактном искусстве Христианство и модернизм О церковном языке Церковь и наука О дарвинизме Об эволюции и кумранском календаре Календарный вопрос Икона времени Включение космоса в вечность Жажда реформ Глава 4 Оккультная агрессия Антропософия (штайнеризм): кушанье из отбросов Астрология и Православие О грехе проклятия Об иных цивилизациях и о «летающих тарелках»     От издательства «Мы живем в сложное время», – говорит автор этой книги архимандрит Рафаил. И с этим трудно не согласиться. Сложное – потому, что мир, окружающий нас, переживает стремительные перемены; мы слышим о «новом порядке» и всеобщем благоденствии, которые должны вот-вот воцариться в нем, но видим вопиющую несправедливость, льющуюся кровь и страдания невинных людей. Сложное – потому, что в этом мире очень трудно стало жить православному христианину, да и не только христианину, но и любому человеку, обладающему определенными нравственными ценностями и желающему их сохранить. Соблазны вокруг нас умножились и умножаются, превращаясь в общий и, пожалуй, преобладающий фон нашей жизни. Их стало так много, что порой кажется, будто вся современная действительность из них одних и состоит. Примеров же благочестия и праведности – напротив, все меньше и меньше; по крайней мере, они настолько сокровенны от глаз людских, что в мире, в общественной жизни их, можно сказать, попросту нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

А.В. Слесарев Содержание Об авторе Введение Глава I. Календарный вопрос в астрономическом, историческом и литургическом осмыслении I.1. Календарь в современной жизни Поместных Православных Церквей I.2. Календарь и принцип церковного единства I.3. Календарь в литургической жизни Церкви I.4. Календарь и православная Пасхалия I.4.1. Зависимость православной Пасхалии от иудейской I.4.2. Иудейская пасхалия и календарная традиция I.4.3. Юлианский календарь. Преимущества и недостатки I.4.4. Зарождение христианской Пасхалии I.4.5. Православная Пасхалия и юлианский календарь в свете решений Никейского собора I.4.6. «Вместе с иудеями» («Мετ των ’Ιουδαων») I.4.7. Окончательное оформление пасхалических таблиц и общехристианское календарное единство I.5. Григорианская календарная реформа I.5.1. Причины реформы I.5.2. Календарная реформа 1582 года I.5.3. Григорианская реформа и православный Восток Глава II. Календарная реформа в Элладской Православной Церкви II.1. Исторический контекст и предпосылки проведения реформы II.1.2. Вопрос перехода на новый стиль в Греческом государстве II.1.3. Вопрос перехода на новый стиль в II.2. Константинопольское Совещание 1923 г. и его постановление о календарной реформе II.3. Патриарх Константинопольский Мелетий IV (Метаксакис) II.4. Введение новоюлианского календаря в Глава III. Зарождение и развитие старостильного движения в первое десятилетие после календарной реформы (1924–1934 гг.) III.1. Предпосылки раскола III.2. Начало разрыва с «новостильной» Церковью III.3. Начало крупномасштабных гонений на старостильников III.4. «Старостильная уния» Глава IV. Возникновение и развитие греческой старостильной юрисдикции IV.1. Учреждение Священного Синода «Церкви Истинных Православных Христиан» Греции и возникновение старостильной иерархии IV.2. Первые старостильнические несогласия и разделения IV.3. Новая волна разделений (1943–1948 гг.) IV.4. Формирование «матфеевского» Синода Церкви ИПХ Греции» IV.4.1. Возникновение «матфеевской» иерархии IV.4.2. Каноническая оценка действительности хиротоний IV.5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подпишитесь на наш Телеграм Удивительно, но на страницах Нового Завета мы не так часто можем встретиться с личностью апостола Филиппа . Хотя его имя носит даже последний из четырех многодневных постов в календарном году. Что мы знаем об этом, одном из ближайших, учеников Спасителя? 1. Почему апостола Филиппа Христос призвал лично? Никто из трех евангелистов — авторов синоптических Евангелий не уделяет апостолу Филиппу особого внимания. Они только упоминают его при избрании Иисусом двенадцати ближайших учеников (см.: Мф 10:3; Мк 3:18; Лк 6:14). Но четвертый евангелист не идет по пути своих предшественников. Филипп, как и неграмотные рыбаки Петр и Андрей, родом был из Вифсаиды Галилейской. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «галилеяне были народ необразованный, дикий и грубый». Несмотря на это, Христос призывает Филиппа на служение. Возможно, Он делает это для того, чтобы показать, что и такие, непривлекательные на первый взгляд, люди могут принести добрый плод. Момент призвания интересен двумя фактами. Во-первых, он отличается от призваний других апостолов. Это первый случай, когда Христос Сам искал кого-то и лично сказал: «Иди за Мною» (Ин 1:43). Во-вторых, Филипп без каких-либо колебаний соглашается, хотя в других ситуациях, описанных в Евангелии, он проявляет нерешительность. 2. Как апостол привлек к христианству своего друга? Восклицание Филиппа: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки» (Ин 1:43) подтверждает, что он хорошо знал Писание. Эти слова были обращены к его другу Нафанаилу (апостолу Варфоломею). Именно ими Филипп смог привлечь внимание друга, потому что Нафанаил любил точность и пытался во всем дойти до истины. Так он расположил товарища к принятию Христа и проявил свои задатки благовестника. 3. Каким характером обладал Филипп? Один из старейших образов апостола Филиппа — византийская икона X века. Монастырь Святой Екатерины на Синае Случай с призванием близкого друга раскрывает нам апостола Филиппа как находчивого и заботливого человека. Но история о чуде с насыщением пяти тысяч (не считая женщин и детей) пятью хлебами открывает особую роль Филиппа в окружении Христа. Именно ему Иисус адресует вопрос о том, где купить хлеб, чтобы накормить множество народа (Ин 6:6). Вероятно, апостол был распорядителем среди остальных учеников и отвечал за снабжение продуктами и другими необходимыми вещами. А как иначе можно объяснить его ответ на вопрос Спасителя, когда он всерьез стал подсчитывать, сколько необходимо продуктов для утоления голода собравшихся? (См.: Ин 6:7.)

http://blog.predanie.ru/article/7-vopros...

Темы к рассмотрению комиссиями Межсоборного присутствия в 2015-2018 гг. (от 28.01.15) 5 февраля 2015 г. 18:46 Темы одобрены президиумом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви в ходе заседания 28 января 2015 года, прошедшего в Патриаршей и Синодальной резиденции в московском Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Комиссия по вопросам богословия 1. Вера и наука; 2. Богословие как наука и его место в системе знаний; 3. Молитвенное попечение Церкви о некрещеных (совместно с комиссиями по вопросам богослужения, по вопросам церковного права, по вопросам отношения к инославию и другим религиям) ; 4. Богословское осмысление проблем биоэтики; 5. Учение Церкви о чуде; 6. Отношение к практике современного экзорцизма (отчитки). Комиссия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви 1. Положение о церковнослужителях Русской Православной Церкви; 2. Прихожане и члены Приходского собрания. Приходская община; роль мирян в Церкви; 3. Избрание кандидатов к рукоположению в священный сан; вопросы призвания в клир; канонические препятствия; 4. Положение о благочиниях и благочинных; 5. Вопрос о совмещении священнического служения со светской работой; перечень рода деятельности и специальностей, недопустимых для клирика; 6. Восстановление в священном сане лиц, лишенных сана по церковному суду; 7. Пастырская забота о малолюдных поселениях. Комиссия по вопросам церковного права 1. Совершение брака в Русской Православной Церкви; 2. Актуальные вопросы применения правил о церковных правонарушениях и наказаниях (прещениях); 3. Отношение Русской Православной Церкви к календарной реформе; 4. Кодификация источников церковного права; 5. Каноническое обоснование возможности или невозможности церковного освящения вооружений и боеприпасов. Комиссия по вопросам богослужения и церковного искусства 1. Пассия как элемент современного православного богослужения; 2. Изготовление и использование священных изображений; эстетические и церковно-канонические нормы создания произведений современного церковного искусства;

http://patriarchia.ru/db/text/3983877.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010