Муж скорбящий. Действительно ли угодно Владыке нашему, чтобы наши дни мы проводили в бедствиях и скорбях? Старец утешающий. Господь наш Иисус Христос, уходя от мира сего, завещал любящим Его, как бы в виде некоего особого дара, гонения в мире, слезы, рыдание и скорби, ибо Он говорит: «Изгонят вас из синагог», и еще: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете» (Ин. 16, 2, 20). Однако Он оставил все это любящим Его не для того, чтобы подвергнуть их злу, стереть и славу их повергнуть в прах, но чтобы тем больше их потом утешить, возвеличить и прославить. Как и Самому Христу «подобало пострадать и войти в славу Свою» (Лк. 24, 26), так будет и с нами: «Скорбь ваша, — говорит Он, — в радость будет» (Ин. 16, 20). И еще: «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22). Господь оставил любящим Его скорби для того, чтобы ими, как бы путем, устланным терниями, тесным и прискорбным, они достигли неотъемлемой радости. Ибо как радующиеся и веселящиеся ныне каждый день наследуют плач, согласно написанному: «Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6, 25), и еще: «Кончина радости в плач приходит» (Притч. 14, 13), так и плачущие ныне наследуют радость и веселие: «Блаженны плачущие, — сказал Господь, — ибо они утешатся» (Мф. 5,4). И Товия говорит: «По волне Господь тишину сотворит, даст радость и веселие вместо плача и рыданий» (Тов. 7, 17). Муж скорбящий. О, если бы Преблагой Бог подал мне поскорее переплыть эти печальные и плачевные волны и обрадоваться мирному пристанищу! Старец утешающий. Подожди терпеливо милости Господней. Послушай, что говорит апостол: «Ожидаем в терпении» (Рим. 8, 25). И Давид говорит: «Терпеливо уповал я на Господа, и Он внял мне, и услышал молитву мою» (Пс. 39, 2). «Вот, земледелец, — говорит св. Иаков, — ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (Иак. 5, 7). Так и ты в долготерпении ожидай милости Божией, подобной дождю во время засухи, и помни слова Сираха, говорящего: «Благовременна милость Господня в день скорби, как облака дождевые во время бездождия» (Сир. 35, 23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1946...

Не сам по себе знает это Иеремия, незлобивый и доверчивый как агнец, но ему открывает Господь, Который сообщил и то, что соседи его, мужи Анафофские, действительно ищут души его, а не стращают только, говоря: да не пророчествуешь о имени Господнем, или же умрешь в руках наших (11:18–23 447 ); – что сами родственники злоумышляют против него; – что в Иерусалиме предстоят ему еще большие опасности и бедствия (12:1–6 448 ). Поэтому пророк оставил свой дом и родное селение в знак переселения, предстоящего всем Иудеям (12:7–17 449 ). Отсюда очевидно, что третья пророческая речь произнесена перед переселением Иеремии из Анафофа в Иерусалим, вероятно, спустя немного времени после призвания к пророческому служению, может быть в одно время со второю речью. Четвертая  пророческая речь, соединенная с символическим действием, излагается в тринадцатой главе. По повелению Божию пророк покупает новый чресленник или пояс; носит его некоторое время на себе; потом относит в Вавилонию и зарывает его у реки Евфрата в каменной расселине; спустя некоторое времени идет туда, откапывает чресленник и находит, что чресленник сгнил, что ни на что уже не потребен или годен ему ( Иер 13:1–7 ). Тогда Господь объявил Иеремии: так сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима, этот негодный народ, который… живет по упорству сердца своего, будет как этот пояс, который ни к чему не годен. (13:8–10). При этом объяснено, что как чресленник или пояс крепко держится на чреслах мужа, так Господь прилепил Себе весь дом Израилев и дом Иудин (13:11 450 ); а они как мехи или кувшины наполняются вином непослушания и идут во тьму или самоослепление, которому попустит Господь довести их до гибели или до унизительного рабства (13:12–27 451 ). Пятая  пророческая речь излагается в четырнадцатой и пятнадцатой главах и произнесена по случаю бездождия. Изобразив бедствия засухи (14:1–6 452 ), пророк взывает к Богу, могущему спасти Иудеев от гибели (14:7–9 453 ). Но слышит ответ, что грехи народа навлекают на него наказание (14:10 454 ), так что молитва за него не будет услышана (14:11– 12 455 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

« Ни люди », говорит (пророк), « ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили » (Ион. 3:7). Что говоришь, скажи мне? И бессловесные постятся? И лошади и мулы покрываются вретищем? Да, говорит. Как по смерти богатого человека родственники одевают во вретище не только рабов и рабынь, но и коней, и, поручив их конюхам, заставляют следовать за гробом, чтобы этим выразить тяжесть потери и возбудить во всех сожаление; так и тогда, когда городу (Ниневии) угрожало истребление, жители облекли во вретище бессловесную тварь и наложили на нее иго поста. Бессловесных, говорили они, нельзя вразумить в гневе Божьим словом: пусть же вразумятся голодом, что Бог послал это наказание; потому что если погибнет город, то будет общим гробом не только для нас, но и для них; они должны будут разделить с нами наказание, пусть же разделят и пост. Впрочем, ниневитяне в этом случае поступили так же, как делают пророки: они, когда увидят, что с небес угрожает тяжкий удар, и обреченные на наказание не имеют никакой защиты, покрыты стыдом и никакого не заслуживают прощения и извинения; то, не зная, что делать и где найти для осужденных защиту, обращаются к животным, и, оплакивая их смерть, ради их умоляют о пощаде, указывая на их погибель, как на достойную жалости и многих слез. Так, когда голод постиг иудеев, и их страна подверглась великой засухе и все погибало, один из пророков говорил: « как стонет скот! Уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити, животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод » (Иоил. 1:18, 20). Другой пророк, оплакивая бедствия бездождия, опять вот что сказал: « даже и лань рождает на поле и оставляет [детей], потому что нет травы. И дикие ослы стоят на возвышенных местах и глотают, подобно шакалам, воздух; глаза их потускли, потому что нет травы » (Иер. 14:5–6). Так и сегодня вы слышали, что сказал Иоиль: « пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы, соберите отроков и грудных младенцев » (Иоил. 2:16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

– Но много, гораздо больше, чем этих радостей, у Апостола было и тяжелых скорбей во время описываемого пребывания в Македонии. В душе св. Павла еще живы были горькие воспоминания о недавних тяжелых испытаниях, постигших его в Ефесе. Он писал из Македонии коринфянам об этих воспоминаниях: мы были отягчены чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых. —434— Который и избавил нас от столь (близкой) смерти. 3625 Но к этим воспоминаниям о скорбях присоединились и сами новые скорби. Когда пришли мы в Македонию, говорит Апостол, плоть наша не имела никакого покоя; 3626 продолжалось то же самое беспокойство, которое тревожило Апостола и в Троаде. 3627 Причины этого беспокойства вот в чем; мы были стеснены отовсюду, отвне нападения, внутри страхи. 3628 «Внеуду брани, т. е. от неверных; внутрьуду боязни, т. е. за немощных в вере, чтобы не увлеклись в заблуждения». 3629 Быть может, в Филиппах Апостолу много было скорбей от тех плотских чревоугодников, которые поступали, как враги креста Христова, у которых бог – чрево и слава коих в сраме, а мысль – постоянно вращается только в земных интересах. 3630 Апостол об этих людях часто говорил филиппийцам, а впоследствии писал им о них даже со слезами. 3631 Много, весьма много скорбей было у Апостола в этот раз в Македонии. Во втором Послании к коринфянам, написанном в это время, более чем в каком-либо другом Послании, Апостол говорит о своих великих скорбях. Ко всем огорчениям, какие причиняли Апостолу заботы о македонских церквах, присоединились еще давние скорби и опасения за мир и благоденствие коринфской церкви: он еще не получал никаких известий о ней, хотя ожидал их получить еще в Троаде. Но вот, подобно тому, как во время долгой засухи, когда на знойном небе не появляется ни одного облачка, когда высохшая земля с блекнущей от зноя и бездождия растительностью будто совсем обрекается на долгую за- —435— суху, вдруг на небосклоне совсем неожиданно явится дождевое облако, вырастет в тучу, и земля оросится благотворным дождем, а землепашец, крестясь, говорит: «вот Господь утешил, послал дождь», так и иссохшее от скорби сердце Апостола Бог, утешающий смиренных, утешил прибытием Тита.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«О, Андрее преподобне, отче всеблаженный, удобрение Крита, похвала отцов, не прекращай твоих молитв, предстоя Троице Пребожественной, о том, чтобы избавиться мучения всем нам – тем, кто в любви обращается к твоему молитвенному предстательству, призывая тебя на молитвенную помощь», – так обратился к преподобному безвестный автор этого тропаря, молитвенной просьбы, как бы записанной на полях Великого канона. Как пишут списатели жития преподобного, «его молитвы имели большую силу: ими он во время бездождия и засухи низвел дождь, который оросил Критскую область и сообщил ей плодородие» 957 . Тогда, когда писались строки этого тропаря, память о силе молитвы преподобного Андрея, надо полагать, была еще свежа. Возможно, уже стоял в Константинополе монастырь, ему посвященный, в коем почивали его святые мощи, источая благодатную помощь всем, с верою притекающим. И, может быть, именно поэтому малое воздыхание, приписанное к тексту Великого канона, Церковь постановила включить в его состав и читать на утрени в четверток пятой постовой седмицы для всеобщего вразумления и научения. Моли Бога о нас, преподобне отче Андрее, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших. СЛАВА Отцу, и Оыну, и Святому Духу. Чти понедельнику, вторнику, среде и четвертку первыя седмицы постов. Троичен: Нераздельное Существом, Неслитное Лицы богословлю Тя, Троическое Едино Божество, яко Единоцарственное и Сопрестольное, вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую. Некогда, «в год смерти царя Озии» 958 , великий пророк Исаия сподобился чудного и возвышенного видения: «Видел я Господа, – пишет он, – сидящею на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис. 6, 1–3 ). К этому-то видению Исаии отправляет нас премудрый богослов – творец Великого канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Один брат спросил авву Пимена Великого, как бороться с восстающими помыслами. Старец ответил: «Это дело подобно тому, как если бы у человека в левой руке был огонь, а в правой – чаша с водой. Если запылает огонь, то он берет из чаши воду и гасит огонь. Огонь – это внушения врага, а вода – усердная молитва перед Богом». Кто дал человеку ум – к Тому и обращай свой ум. Кто насадил в тебе разум – к Тому возводи свой мысленный взор. Ибо самостоятельно очистить ум не сможешь. Молния, блеснув на востоке, бывает видна даже до запада. И луч восходящего Солнца во мгновение ока озаряет лицо земли. Так добрая, чистая мысль способна озарить нашу жизнь. Ибо нет ничего быстрее мысли. Молитва – та же мысль, только обращенная к Богу. Неужели мы думаем, что молитва – поклоны без мысли и чувства, как бы бездушное действие тела? Неужели молитва – машинальное крестное знамение, без чувства и смысла, как бы условный рефлекс? Неужели молитва – текст сам по себе, без ясного для нас содержания? – Нет! Молитва – мысль, воспаряющая к Небесам, чистая к Наичистейшему. Молитва – теплое воздыхание сердца, с мыслью живой и легкой. Вот Моисей и народ, они отважились на исход. Впереди Красное море, волны бьются о берег. А позади – колесницы отборные, ярость египтян безмерна, настрой их решителен. Израильтяне в отчаянии: «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне?» (Исх. 14: 11). Моисей пытается успокоить народ. А затем Сам Бог обращается к Моисею: «Что ты вопиешь ко Мне?» (Исх. 14: 15). Но Моисей не открывал своих уст, воздух не оглашался громогласной молитвой. Вопияло сердце его, а мысль благовонным фимиамом возносилась к Всевышнему. И совершилось чудо – море расступилось, народ прошел как посуху. Молитва умная, напоенная глубоким сердечным чувством, принята Богом – и привычное для законов земли преобразилось в непривычное, ибо восприняло нечто от законов Неба. Природа подчиняется не столько законам физики, сколько Творцу природы, Который и установил эти законы Мир меняется там, где ум человека молитвой восходит к единению с Богом. «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5: 17–18). Природа подчиняется не столько законам физики, сколько Творцу природы, Который и установил законы физики. Но как ты будешь просить Бога о дождях или бездождии, если внутри тебя самого – громы и молнии? Как будет меняться мир, окружающий нас, если не меняется мир внутри нас? И потому смысл молитвы в том, чтобы прежде всего преобразился наш собственный ум.

http://ruskline.ru/opp/2021/11/16/mysli_...

Они говорили, что в его город пришел некий прозорливец и нашел его в тяжкой болезни, а всех жителей плачущими и говорящими: «Если скончается этот святой, то нам впредь нет надежды на спасение, потому что мы все спасаемся его молитвами». Услышав это, прозорливец со тщанием пошел получить благословение от этого мнимого святого и, приблизившись, увидел много приготовленных свеч, множество клириков и мирян, и даже самого епископа, которые все ожидали, чтобы погрести его. Войдя к нему, он застал его еще дышащим и, взглянув умными очами, увидел, что адский тартар вонзает в его сердце огненный трезубец и с многими муками извлекает его душу, и услышал голос с неба глаголющий: «Как не упокоила меня душа его ни один день, так и ты непрестанно мучь его и извлекай его душу». Я рассказал это для того, чтобы мы всегда подвизались и были приготовлены к исходу души из тела, и чтобы, увлекаясь сластолюбием, в час исхода не были невыносимо терзаемы. И этому брату, как вы видите, Бог попустил, на вразумление нас и многих других, подпасть под власть демона. Но помолимся Богу, наказавшему, но не умертвившему, чтобы Он освободил свое создание от козней нечистого и сластолюбивого духа». И по молитве богоносного отца, вышел бес, крича и говоря: «Я дух блуда», и наполнил все место смрадом, как бы от сжигаемой серы. И с тех пор Эмилиан, освободившись от этого помысла, сделался сосудом избрания. 38 . В это время, когда налегло на землю бездождие и все плакали, видя, что исполняется Моисеев глагол, говорящий: «И будет небо над главою твоею медяно, и земля под тобою железна» ( Втор.28:23 ), блаженный Феоктист и отцы лавры великого Евфимия были в туге, так как водоемы не имели воды, и просили великого Евфимия помолиться Богу об этом. Он же не соглашался, говоря: «Бог хочет вразумить нас этим наказанием». Когда это было так, собралась несметная толпа из святого града и окрестных селений в восьмой день святых Богоявлений, в особенности когда узнали, что великий Евфимий хочет по обыкновению уйти в великую пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Отвержение жертвоприношений, нашествие царя ва­вилонского и обличение неисправимой воли иудеев. Бог уве­щевает иудеев сделаться лучшими, и угрожает, что, если они не сделаются, то подвергнутся тем же бедствиям, как из­раильтяне; а Иеремии запрещает молиться о них. Отвержение жертвоприношений, осуждение иудеев за невнимательность и за человеческие жертвы, которые они приносили бесам. Предска­зание о том, что место, где стоит идол их, будет для них гробом и что некоторые из убитых даже не будут преданы погребению. Еще о нашествии неприятелей и плач Иеремии о не­честии иудеев. Осуждение иудеев, как необрезанных серд­цем; увещание — не служить идолам; плач как бы от лица народа о будущих бедствиях и обличение от Бога. Увещание израильтянам — слушать Бога; осуждение отцов их, и пред­сказание им будущих зол. Опять запрещается Иеремии мо­литься о них. Пророк плачет, подвергаясь козням иудеев в Анафофе, и по этому поводу предсказывает ожидающую их погибель. Иеремия получает повеление скрыть пояс и предска­зывает, что народ будет пресыщен и опьянен бедствиями. О бездождии. Пророку запрещается молиться о народе; Бог от­вергает всесожжения их и посты, и угрожает бедствиями лжепророкам, которые говорили, что несчастья не постигнут народ. Пророк умоляет Бога; но Бог говорит, что Он не послушает, хотя бы даже Моисей и Самуил ходатайствовали за них, и предаст их на меч и смерть, на голод и плен и на жертву всем бедствиям. Иеремия молит Бога об отмщении тем, которые поносят его, а Бог говорит ему: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим (Иер.15:19). Иере­мия получает повеление не вступать в брак, не плакать и не участвовать с израильтянами в обрядах при погребении умер­ших. Пророчество об апостолах и о Христе. Пророк предре­кает слова неверующих в Него и молится о наказании их; затем увещевает иудеев хранить субботу. Пророк посы­лается в дом горшечника. Иногда Я скажу , говорит Бог, о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его : но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел , не искореню.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Отвержение жертвоприношений, нашествие царя вавилонского и обличение неисправимой воли иудеев. Бог увещевает иудеев сделаться лучшими, и угрожает, что, если они не сделаются, то подвергнутся тем же бедствиям, как израильтяне; а Иеремии запрещает молиться о них. Отвержение жертвоприношений, осуждение иудеев за невнимательность и за человеческие жертвы, которые они приносили бесам. Предсказание о том, что место, где стоит идол их, будет для них гробом и что некоторые из убитых даже не будут преданы погребению. Еще о нашествии неприятелей и плач Иеремии о нечестии иудеев. Осуждение иудеев, как необрезанных сердцем; увещание — не служить идолам; плач как бы от лица народа о будущих бедствиях и обличение от Бога. Увещание израильтянам — слушать Бога; осуждение отцов их, и предсказание им будущих зол. Опять запрещается Иеремии молиться о них. Пророк плачет, подвергаясь козням иудеев в Анафофе, и по этому поводу предсказывает ожидающую их погибель. Иеремия получает повеление скрыть пояс и предсказывает, что народ будет пресыщен и опьянен бедствиями. О бездождии. Пророку запрещается молиться о народе; Бог отвергает всесожжения их и посты, и угрожает бедствиями лжепророкам, которые говорили, что несчастья не постигнут народ. Пророк умоляет Бога; но Бог говорит, что Он не послушает, хотя бы даже Моисей и Самуил ходатайствовали за них, и предаст их на меч и смерть, на голод и плен и на жертву всем бедствиям. Иеремия молит Бога об отмщении тем, которые поносят его, а Бог говорит ему: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим (Иер.15:19). Иеремия получает повеление не вступать в брак, не плакать и не участвовать с израильтянами в обрядах при погребении умерших. Пророчество об апостолах и о Христе. Пророк предрекает слова неверующих в Него и молится о наказании их; затем увещевает иудеев хранить субботу. Пророк посылается в дом горшечника. Иногда Я скажу , говорит Бог, о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его : но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел , не искореню.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Повар в лавре сварил тыкв для мастеров и при наступлении времени, определенного для принятия пищи, отведав их, нашел, что они горьки. Не имея у себя ничего, чем бы их приправить, и находясь по сему случаю в крайнем затруднении, он побежал к авве, пал пред ним и объявил о происшествии. Старец пришел в кухню, сотворил над сосудом крестное знамение и сказал повару: «Теперь поди подавай на стол; благословен Господь!» Тыквы тотчас сделались сладкими, и все их ели охотно и прославили Бога. Преподобный Савва, заботясь о своих обителях, вовсе не хотел приобретать что-нибудь для будущего и, укрепляясь упованием на Бога, никогда не предавался излишней заботливости. Это открылось особенно во время голода. Когда архиепископ Илия послан был в ссылку, настала засуха и небо заключено было пять лет; к бездождию присоединилась саранча, во множестве появились черви. Настал в Палестине великий голод и мор. Жители Иерусалима говорили, что эти бедствия постигли страну за грех , сделанный против архиепископа Илии. Тогда св. Савва внушал настоятелям обителей не заботиться о плотском и напомнил им следующие слова Господа: не заботьтесь и не говорите: что нам есть, или что пить, или во что одеться? Потому что Отец ваш Небесный знает, что вы во всем том имеете нужду. Ищите же прежде Царствия Божия, и это все приложится вам ( Мф. 6:31–33 ). Так мыслил и учил божественный старец. Бог же подавал ему обильно все нужное, так что, говорит Кирилл Скифопольский , терпели недостаток более те, которые надеялись на свои деньги и доходы, нежели обители, им управляемые. Во время голода эконом Великой лавры пришел однажды к преподобному Савве и сказал: «В наступающее воскресенье я не могу, отче, звать к литургии, потому что у нас нет ничего, нет даже и обыкновенной пищи, которую нужно будет предложить собравшимся отцам после богослужения». Старец сказал ему на это: «Не хочу отменять богослужения; если же есть недостаток в чем-либо необходимом для богослужения, то пусть канонарх пошлет с просфорником в город какую-нибудь драгоценную церковную вещь или одежду и, продав ее, купит что нужно, и мы совершим божественную службу. Что же касается пищи, то верен Тот, Кто сказал: не заботьтесь о завтрашнем дне ( Мф. 6:34 )». Упование на Бога не посрамило старца. В следующий день прибыли в лавру из Святого града содержатели гостиниц, известные под именем Созовых, и на тридцати лошадях привезли большое количество вина, печеных хлебов, также хлеба в зерне, оливкового масла, меду, сыру и пр.; кладовые наполнились всякими припасами, так что сделался для отцов великий праздник. Тогда старец, укоряя эконома, говорил: «Для чего ты говорил, что не нужно собирать отцов, потому что для них нет пищи?» Эконом, сознавая свою ошибку, повергся к ногам св. Саввы и просил прощения. Старец благословил его и в наставление сказал: «Никогда не сомневайся, но, укрепляясь верою, всякую заботу твою возложи на Бога, ибо Он печется о нас (см. Пс. 54:23 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010