III. Но почему же здесь нельзя разуметь земного заместителя Христова? Во первых по связи речи. В том и торжество нашего Господа, что полагая душу за овец Своих, Он не оскудевает в своей пастырской власти и силе, но лично Сам остается Пастырем Своего неоскудевающего стада, ибо только лично Он дает овцам »жизнь вечную и не погибнут вовеки и ни кто не может похитит их из руки» Его, ибо Он и Отец одно ( Иоан. 10, 28 – 31 ). Итак, если есть у Него наместник, то пусть он говорит, что он одно с Отцем небесным. Но эта нечестивая мысль о наместнике в самый корень противоречит словам Христовым, постоянно убеждающим нас в том, что вознесшись плотью на небо, Господь не лишил нас Своего личного пребывания с нами и управления Церковью . Кроме приведенных слов нас в этом убеждает и Его обетование перед вознесением, воспеваемое Церковью в следующем распространении: «вознеслся еси во славе, Христе Боже, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступно и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы». Он всегда там, где два или три соберутся во имя Его, где совещаются о всякой вещи для Его дела ( Мф. 18, 19 ). Расставаясь с учениками, Он сказал, что пребудет в них ( Иоан. 17, 26 ), как и они в Нем; еслиже не пребудут на лозе, то высохнут, а если пребудут в Нем, то принесут иного плода ( Иоан. 15, 4 – 5 ). Он Сам, а не наместник, является Павлу и укрепляет Его надежду ( Деян. 23, 11 ). Он сам, а не наместник, диктует послания Иоанну к семи церквам и устраняет всякую мысль о каком-либо удалении Своем от Церкви: «Я есмь первый и я последний, и живый, и был мертв, и се жив вовеки веков, амин. И имею ключи ада и смерти» (Ап. 1, 17. 18). Не через посредство одного человека и не через правительственные только власти церковные управляет Господь Своей церковью. Первого рода правление было бы подобно правлению земного царя, живущего в своих верных наследниках, да и второе было бы слишком недостаточно для Пастыря – Бога. Господь правит Церковью Своей, как стяжавший всякую власть на небе и на земле ( Мф. 28, 18 ), но власть не в жалком человеческом смысле 7 , а в смысле господства над всей природой, над землей и небом, то осеняемым знамением креста для Константина, то заключаемым в бездождии для беззаконников.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   17. Далее, нам кажется, что и личность того, кто оросил сухую землю росою небесного слова, кто открыл, — во всяком случае не человеческою силою -, заключенное небо, не была личностью обыкновенною. В самом деле, кто же может открыть небо, как не Христос, Которому ежедневно приносится за грешников пища, исполнение Церкви (quotidie de peccato ribus cibus, Ecclesiae cumulus, congregatur)? Да и невозможно ведь для человека сказать: «Мука в кадке не истощится и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю» (3 Цар. 17:14). Хотя говорить так и в обычае у пророков, однако эти слова — истинный голос Божий. Потому-то и прибавлено в начале их: «ибо так говорит Господь». В самом деле, только для Господа возможно обетовать непрерывность небесных таинств (sacramentorum coelestium), и обещать неоскудевающую благодать духовного радования, даровать ограждение жизни, знамения веры и дары добродетели.    18. Слова же: «до того дня, когда Господь даст дождь на землю» (там же), что же означают иное, как не то, что «Он сойдет как дождь на руно, как капли, орошающие землю» (Пс. 71:6)? Здесь раскрывается тайна древней истории, когда святой Гедеон, воин чудесного ополчения, получая знамение будущей победы, силою мысли своей познал духовное таинство, что этот дождь есть роса Божественного Слова; при первом знамении этот дождь оросил руно в то время, когда вся земля была суха от продолжительного бездождия; во втором же знамении поверхность всей земли была смочена проливным дождем, между тем как руно оставалось сухим (Суд. 6:36—40).    19. Прозорливый муж усмотрел в данном случае знамение возрастания будущей Церкви. В самом деле, роса Божественного Слова прежде всего начала увлажнять Иудею ибо «ведом в Иудее Бог» (Пс. 75:2), тогда как остальная земля всего мира оставалась без веры — сухою. Но когда потомство Иосифа стало отрицать Бога и навлекать гнев Божий дерзостью разнообразных и ужасных преступлений, тогда, по орошении всей земли росой небесного дождя, народ иудейский начал сохнуть от жара своего вероломства, а святую Церковь, собранную от всех концов земли, оросили апостольские облака и спасительный апостольский дождь. Это не дождь, который является следствием влажности земли или из тумана гор, а дождь небесного Писания, который проливается по всей вселенной спасительным потоком.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Так ли и ты готова припасть к Его неисчислимым щедротам? Преступи в четверток первыя седмицы до Славы.    Помилуй, Боже, помилуй мя. Андрею:    Андрее, отческая похвало, молитвами твоими не престай, моляся, предстоя Троице Пребожественней, яко да избавимся мучения, любовию предстателя тя Божественнаго, всеблажение, призывающии, Криту удобрение    «О, Андрее преподобне, отче всеблаженный, удобрение Крита, похвала отцов, не прекращай твоих молитв, предстоя Троице Пребожественной, о том, чтобы избавиться мучения всем нам — тем, кто в любви обращается к твоему молитвенному предстательству, призывая тебя на молитвенную помощь», — так обратился к преподобному безвестный автор этого тропаря, молитвенной просьбы, как бы записанной на полях Великого канона.    Как пишут списатели жития преподобного, «его молитвы имели большую силу: ими он во время бездождия и засухи низвел дождь, который оросил Критскую область и сообщил ей плодородие».    Тогда, когда писались строки этого тропаря, память о силе молитвы преподобного Андрея, надо полагать, была еще свежа. Возможно, уже стоял в Константинополе монастырь, ему посвященный, в коем почивали его святые мощи, источая благодатную помощь всем, с верою притекающим.    И, может быть, именно поэтому малое воздыхание, приписанное к тексту Великого канона, Церковь постановила включить в его состав и читать на утрени в четверток пятой постовой седмицы для всеобщего вразумления и научения.     Моли Бога о нас, преподобне отче Андрее, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших. СЛАВА Отцу, и Оыну, и Святому Духу.Чти понедельнику, вторнику, среде и четвертку первыя седмицы постов.Троичен:     Нераздельное Существом, Неслитное Лицы богословлю Тя, Троическое Едино Божество, яко Единоцарственное и Сопрестольное, вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую.    Некогда, «в год смерти царя Озии», великий пророк Исаия сподобился чудного и возвышенного видения: «Видел я Господа, — пишет он, — сидящею на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:1—3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Авва Аммон сказывал о себе, что он хотя слышал голос, говоривший с Антонием, но силы слов не понял.Об авве Макарии Египетском рассказывали: однажды шел он из Скита и нес корзины; в утомлении сел и так молился: " Боже! Ты знаешь, что я изнемогаю " ,– и тотчас очутился у реки.Один из отцов рассказывал об авве Ксое Фивейском: ходил он однажды на гору Синайскую. Когда возвращался оттуда, встретился с ним брат и сказал ему со вздохом: " Авва! Мы страдаем от бездождия " . Старец говорит ему: " Почему же вы не молитесь и не просите Бога? " . Брат отвечал ему: " И молимся, и просим – а дождя все нет " . Старец говорит ему: " Верно, не усердно молитесь? Хочешь ли знать, что это так? " – и, простерши руки к небу, начал молиться. Тотчас пошел дождь. Видя это, брат ужаснулся, пал на лицо свое и поклонился старцу. А старец убежал. Брат рассказывал всем о случившемся. Все слышавшие прославили Бога.В Скиту рассказывали об авве Моисее: шел он однажды в Петру, утомился на пути и говорил с самим собой: " Где мне достать себе здесь воды " . И был к нему голос, говорящий: " Иди и не заботься ни о чем " . Авва пришел в Петру. И пришли к нему некоторые отцы, а у него была одна только кружка воды, и та вся вышла, когда сварил он немного чечевицы. Старец скорбел. Он входил и выходил из келии и молился Богу. И вот взошло дождевое облако над самой Петрой, и дождь наполнил все сосуды его. После этого спросили у него старцы: " Скажи нам, для чего ты то входил, то выходил из келии? " . Старец отвечал им: " Я судился с Самим Богом: для чего Ты привел меня сюда, и у меня нет и воды, чтоб напились рабы Твои. Оттого я входил и выходил, и молил Бога, доколе Он не послал нам дождя " .Авва Дула, ученик аввы Виссариона, рассказывал следующее: " Шли мы однажды по морскому берегу; мне захотелось пить, и я сказал авве Виссариону: " Авва! Мне хочется пить " . Старец, сотворив молитву, говорит мне: " Пей из моря " . Вода сделалась сладкой, и я напился. После налил я воды в сосуд на случай, если бы на пути опять захотелось пить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Александр Свирский скончался в 1533 г.; память его празднуется 30 августа. Корнилий Комельский скончался в 1537 г.; память его празднуется 19 мая. ( < < back) князь Bacuлuй IV Иоаннович княжил с 1505 по 1533 г. ( < < back) царя русского; управлял государством с 1533 по 1584 г. (в 1547 г. принял титул царский). ( < < back) Корнилий Комельский написал общежительный устав для своего монастыря, из которого вышел преподобный Геннадий. Сей устав напечатан в Истории Российской иерархии и особо в 1812 году. ( < < back) Память преподобного Мавсимы Сирина страна к северу от Палестины; в северной ее части, примыкающей к Малой Азии, находилась провинция Кирестика, с главным городом Кир. по повелению Божию, к вратам Сарепты Сидонской, св. пророк Илия просил вдову, собиравшую дрова, принести ему кусок хлеба. Та ответила, что у нее осталось только горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Пойду, сказала она, приготовлю это для себя и сына моего; съедим это и умрем. В то время, вследствие бездождия, был голод в земле Израильской. Св. пророк сказал вдове: Так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. Женщина накормила человека Божия, и ее запасы муки и масла не истощились во все время голода (3 Цар. 17:8–16). конце IV века. Память преподобного Саламана молчальника вытекает из гор Армении, в нижнем своем течении сливается с Тигром, после чего с именем Шат-ель-Араб впадает в Персидский залив. Каперсана (Перса или Персана) находилась недалеко от Самосат (ныне Самсат), главного города сирийской провинции Коммагены. ( < < back) 400 года. ( < < back) Воспоминание VI Вселенского Собора византийский Kohcmahmuh IV Погонат царствовал с 668 по 695 г. ( < < back) Александрии, где особенно сильно было монофизитство, представителем этого неправославного учения явился Кир, патриарх Александрийский (патриаршествовал с 630 по 640 г.). Константинопольский патриарх Сергий (610–638 гг.) и папа Римский Гонорий (625–638 гг.) также не нашли в учении монофелитов ничего неправославного и явились его последователями, хотя для предотвращения новых смущений в Церкви положили воздерживаться от всякого решительного выражения относительно этого предмета, еще не определенного Церковью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вспомните, дети, прощальные наставления Моисея Израилю: как накажет Господь свой народ, если он забудет Истинного Бога и не будет исполнять Его заповедей? ( Лев.26:15–20 ). И когда это случилось, пр. Илия явился к Ахаву и сказал ему: «Жив Госпосподь Бог Израилев, пред лицом Которого я стою. В сии дни не будет ни дождя, ни росы, разве только по моему слову». Предсказание Илии исполнилось: на землю не выпадало больше ни дождя, ни росы Разгневанный Ахав хотел умертвить Илию, по Бог хранил своего пророка. И было к Илие слово Господне: «Пойди отсюда и скройся у потока Хорафа; из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там». И сделал Илия по слову Господню: пошел и остался у потока Хорафа. Вороны ежедневно утром и вечером приносили ему хлеб и мясо, а из потока он пил. Но через некоторое время и этот поток высох, потому что дождя не выпадало на землю. Здесь я остановлюсь и выспрошу у детей все рассказанное мною. Я предложу им такие вопросы: Где поселились Сыны Израилевы после выхода их из Египта и долголетнего странствования по пустыне? Кто появляется у них через некоторое время? Какие цари были большей частью у народа после его разделения? Кого посылал Бог, чтобы обратить к Себе народ? О каком пророке я вам сегодня рассказывала? В царствование какого царя жил он? и т. д. Затем я продолжу свой рассказ. Когда высох поток, к пророку было опять слово Господне: «Встань, пойди в Сарепту Сидонскую и оставайся там. Я повелел там женщине вдове кормить тебя». Для того, чтобы попасть в Сарепту Сидонскую Илии надо было пройти через всю страну, жители которой вследствие бездождия страдали от жажды и голода. Жители её считали Илию виновником своих бедствий, а царь их Ахав искал его всюду, чтобы предать смерти. И несмотря на это, Илия немедленно встал и пошел в Сарепту Сидонскую потому что он верил, что если Господь посылает его, то он силен защитить его среди всех опасностей, как бы велики они ни были. Когда Илия пришел в Сарепту, то у ворот города он встретил женщнну, которая собирала дрова. Он подозвал её и сказал ей: «дай мне немного воды, чтобы напиться». Она пошла, чтобы дать ему напиться; тогда Илия закричал ей вслед: «Возьми для меня и кусок хлеба в руки твои» «Жив Господь Бог твой» (т. е. видит Бог), отвечала ему женщина: «что у меня нет ничего, кроме горсти муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот я наберу полена два дров; пойду и приготовлю это для себя и для сына; съедим это, а после умрем от голода». Пророк сказал ей: «Не бойся, пойди и сделай так, как сказала; но прежде сделай для меня; а для себя и для сына сделаешь после; ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не уменьшится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю». Женщина поверила ему и пошла, и сделала так, как сказал ей пророк. И кормилась и она, и сын её, и Илия, потому что мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало по слову Господа, которое он изрек через Илию.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

гл. 4:2–3; 6:11–13; 8:13–18; 9:1–7; 10:17–23; 12:1–2). Все же отступники от Бога, нарушающие закон, оставившие завет с Богом, молящиеся и приносящие жертвы идолам, сами будут жертвой гибели вместе со своими идолами (ст. 29–31). 29. Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе. (Занеже постыдятся о идолех своих, ихже сами восхотеша, и посрамятся о садех своих, ихже возжелеша). На востоке для городских жителей обширные, тенистые дубовые рощи приятны, потому что здесь они находят себе приятный отдых. Но жители Иудейского царства имели особенно излюбленные дубравы и здесь имели приятное, но несчастное обыкновение совершать языческие обряды и приносить отвратительные жертвы идолам. С такой целью избирались и некоторые загородные сады. Господь, предназначив землю Ханаанскую для поклонников Его имени и хранителей Его закона, определил еще в начале истребить на этой земле идолопоклонство в лице хананеев, населявших Ханаан: эту волю Божию и совершили верные рабы Господа – Иисус Навин и Судьи (в особенности Гедеон). После них нечестивые цари (в особенности Ахаз) опять допустили и распространили идолопоклонство в дубравах. Но вот определение судьбы этих богоотступников: к стыду перед современниками и вечному позору перед потомством, они истребятся вместе с идолами и дубравами, как некогда были истреблены жители Содома и Гоморры (ст.9). 30–31. Ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды. И сильный будет отрепьем, и дело его – искрою; и будут гореть вместе, – и никто не потушит. (Будут бо яко теревинф отметнувый листвия [своя], и яко вертоград не имый воды. И будет крепость их яко стебль изгребия, и делания их яко искры огненныя, и сожгутся беззаконницы и грешницы вкупе, и не будет угашаяй). Знойное восточное солнце во время продолжительного летнего бездождия до того раскаляет почву, что в ней нимало не остается влаги, так что и крепчайшие деревья, глубоко коренящиеся в земле, теряют свои листья и засыхают.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 14 1–6. Описание засухи. 7–12. Отказ Иеговы пророку в услышании его молитвы за народ. 13–18. Ложные пророки. 19–22. Новое ходатайство Иеремии. Иер.14:1–6 . Пророк изображает засуху в Иудейской стране. И люди и животные крайне страдают от бездождия. Иер.14:1 .  Слово Го­с­по­да, которое было к Иеремии по случаю бездождия. Здесь, вероятно, указывается на отсутствие так называемого позднего дождя, который идет ранней весною. Эта «бездождие» было очень опасно для страны, где весь урожай зависит именно от этого дождя. Кроме того этот дождь наполняет в Палестине разные водоемы и без него всем приходится летом страдать от жажды (ср. Иоиль 1.17–20 ). Иер.14:2 .  Плачет Иуда, ворота его распались, по­чернели на земле, и вопль поднимает­ся в Иерусалиме. «Ворота распались» – т. е. иудеи, собравшись на площади при воротах, в изнеможении сидят на земле, в траурных, черных одеждах. Иер.14:3 .  Вельможи по­сылают слуг сво­их за водою; они при­ходят к колодезям и не находят воды; воз­вращают­ся с пустыми сосудами; при­стыжен­ные и смущен­ные, они по­крывают свои головы. И теперь еще, когда в Иерусалиме иссякает вода, посылают за водою на колодезь Иова, к югу от Иерусалима, где обыкновенно бывает вода и в жаркое время. Иер.14:4 .  Так как по­чва растрескалась оттого, что не было дождя на землю, то и земледельцы в смуще­нии и по­крывают свои головы. По чтению Duhm " a, начало стиха следует перевести так: «и обрабатывающие землю пришли в смущении так как не было дождя на земле». Иер.14:5 .  Даже и лань рождает на по­ле и оставляет детей, по­тому что нет травы. Лань отличалась, по мнению древних (Bochart, Hier. 1663, 1:893), особою нежностью к своим детенышам. Иер.14:7–12 . Пророк хотя и сознает, что Господь по справедливости наказывает иудеев за их грехи, но просит Бога простить их потому, что на народе иудейском наречено имя Божие. Однако Бог отказывает пророку в помиловании народа за крайнее нечестие последнего и даже возвещает иудеям новые наказания. Иер.14:9 .  Для чего Ты – как человек изумлен­ный, как сильный, не имеющий силы спасти? И однако же Ты, Го­с­по­ди, по­среди нас, и Твое имя наречено над нами; не оставляй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 17 1. Явление пророка Илии пред Ахавом и предречение бездождия. 2–7. Пребывание пророка Илии у потока Хорафа и чудесное питание его здесь. 8–24. Пророк Илия в доме вдовицы Сарептской; чудесное питание ее семьи (13–16) и воскрешение ее сына (17–24). 3Цар.17:1 .  И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. Внезапность появления пророка Илии, отмеченная и в словах И. Сираха: «восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник. Он навел на них голод» ( Сир.48:1–2 ), и отрывочность его первой речи Ахаву издавна подавали повод к предположению, что начало истории пророка Илии, как и начало обличительной речи его Ахаву, не сохранились в Библии. Талмуд даже делает попытку восполнить предполагаемый пробел 20 . Однако нет надобности в таком предположении, так как именно внезапность появления характерна для пророка Илии ( Сир.48:1–2 ), и внезапное появление пророка, дотоле скрытого в неизвестности, наиболее отвечало цели разительного вразумления беспримерного нечестия Ахава. Имя «Илия», евр. Элиагу, Элийа (LXX: ´Ηλιο, ´Ηλας, Vulg.: Elias) означает: «мой Бог есть Иегова» и само собою указывает на призвание или задачу всей жизни пророка: проповедь и защита чистой религии Иеговы против культа Ваала (нет нужды, однако, предполагать с некоторыми толкователями, будто пророк сам принял это имя, выражающее идею его религиозного служения; скорее можно думать, что семья, в которой родился пророк, свято чтила Иегову, безусловно отрицала культ Ваала и исповедание своей веры выразила в имени будущего пророка). Обычный эпитет пророка Илии – " Фесвитянин» ( 3Цар.17:1,21:17,28 ; 4Цар.1:3,8,9:36 ) – от отечественного города пророка Фесвы. Положение города в Библии точно не определено, и толкователями указывается двояко. Одни отождествляют Фесву, родину пророка Илии, с Фисвою, Θσβη, «находящеюся по правую сторону Кидая Неффалимова, в Галилее» ( Тов. 1:2 ), откуда выведен был в плен известный Товит (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Гнев Божий вызван тем, что люди истину подавляют неправдой. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» ( Рим. 1:20–25 ). Люди не почитают Бога как Бога, не прославляют Его, не благодарят – именно в этом корень идолопоклонства и сребролюбия: неблагодарный человек становится сребролюбивым. Действие сребролюбия Иоанн Лествичник пишет: «Большая часть премудрых учителей, после описанного нами сладострастного мучителя, полагают обыкновенно сего тмоглавного беса сребролюбия. Чтобы и нам, немудрым, не изменить порядка премудрых, восхотели и мы последовать тому же распределению и правилу. Итак, если угодно, поговорим немного о сем недуге, а потом скажем вкратце и о врачевании». «Тмоглавный» – бес, у которого 10 тысяч голов. Страсть сребролюбия действительно порождает все, и кто читал святителя Иоанна Златоуста , наверное, замечал, что почти в каждой беседе он бичует сребролюбие. Оно есть причина убийства, ненависти, люди утрачивают способность к душевному отношению между собой, человек теряет способность нормально жить. Все грехи восходят к эгоизму, и сребролюбие коренится в мнении, что человек сам хозяин своей судьбы, сам может властвовать над своей судьбой. «Сребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия, извинение себя своими немощами, предсказатель старости, предвозвестник голода, гадатель о бездождии». Деньги становятся для человека идолом, человек деньгам приносит всю свою жизнь. И очень многие люди, которые живут ради денег, а потом разоряются, кончают жизнь самоубийством.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010