600 Turner, op. cit. II, 1, ρ. 7: «Diaconus, si testatus fuerit sine uxore non posse esse, deponatur. 601 Новейшие исследования доказали, что Икумений жил не в X в., а VI–VII. В известных под его именем толкованиях, ему принадлежат лишь отрывки, а остальное – более позднего происхождения. Ему принадлежит в полном виде лишь древнейшее толкование Апокалипсиса, найденное, Diekamp’oм. См. Sitzungeberichte d. Berliner. Akadem. 1901, 43, 1046 сл.; Echos d’Orient 1903, 6, 307 сл. 602 Пастырские посл. к Тимофею и Титу. Толк. Икумения, еп. Трикского. Киев, 1888 стр. 18. Migne, S. Gr. 119, 157. Ο τοτο νομοϑετι, τι πο γυναικς εναι δε πντως τν ποκοπον, λλ» ε γνεται, φησιν, π κοσμικν, μ εη δευτεργαμος... Τινς δε περ κκλσας τοτ φασιν ατν ιρηκναι, να μ μεταβ π αλλης ες λλην· μοιχεα γρ τ πργμα. 603 Ibid. стр. 22, Migne, 119, 161: Ορς, πς τ αυτ και παρ ιακνων παιτε, παρ πισκπων. 604 Ibid., стр. 86; Migne, 119. 245, 247: Ατν, φησν, εδετω τν νομμην μνην. Τος τν γμον βδελοσσομνους αρετικους πιστομζει, ς δυναμνους κα μετ γμου πισκοπς προνοεν τινος. Τν δε δευτεрγαμον, ς ντα π κατγνωσιν, χωλει. 605 Migne, 77, 601–602. Bigamis enim aperta fronte resistimus, ne sacramentum utique cor- rumpatur. 607 Migne, 77, 1261. Similiter vero dc quodam bigamo requisiti, an ad sacrum ordinem potuisset accedere, iuxta canonicam regulam omnino vetuimus. Здесь говорится об отказе св. Григория королю Теодориху и королеве Брунегильде разрешить рукоположение второбрачного во диаконы. 609 Migne. Ser. Gr. 114, 388: Κλλιον φανετα μοι ’εκλεψαι τν λιον, η λειψι τν ϑεον νμον. Хотя автор жития св. Иоанна Симеон Метафраст жил, по новейшим исследованиям во второй половине X века (Buchberger II, 2100) но житие составлено по утерянному житию, составленному Иоанном Мосхом († 619) и Софронием, натр. Иерусалимских († 638), друзьями св. Иоанна. Этот рассказ приводится и в Пидалионе стр. 11, примеч. Этот же рассказ с несущественными изменениями сохранился и в житии св. Иоанна, составленном Леонтием Неапольским († 642). По Леонтию, Козьма обещал 2000 мер хлеба и 180 футов золота. Голод в 614 г. в Александрии произошел вследствии недостаточного разлития Нила и нашествия персов. Это житие в латинском переводе Анастасия Библиотекаря попечатано у Миня Ser. Gr. 93, 1625–1626; Ser. Lat. 73, 337–392, а греческий оригинал его с немецким переводом издан в 1893 г. Гельцером. Ср. L. Wilcken в «Archiv für Papyruforschung.» 1907. 4. 186 с.т. Сирский перевод издан Беджаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

801 На основании одного места из Иеронима в толк. на послан, к Титу, где он доказывает тожество епископа и пресвитера и что епископы лишь впоследствии присвоили себе власть над пресвитерами, выходит, что и пресвитеры имеют право рукоположения, наравне с епископами. Иероним пишет так: «idem est presbyter qui et episcopus, et antequam diaboli instinctu studia in religione fierent, et dicerentur in populis: ego sum Pauli... communi presbyterorum consilio ecclesiae gubernabantur. Postquam vero unusquisque eos, quos baptizaverat, suos esse putabat, non Christi, in toto orbe decretum est, ut unus de presbyteris electus superponeretur ceteris, ad quem omnis ecelesiae cura pertineret, ut schismatum semina tollerentur? Putat aliquis non scripturarum, sed nostram esse sententiam, episcopum et presbyterum unum esse, et aliud aetatis, aliud esse nomen officii, relegat apostoli ad Philippenses verba». Но эту мысль Иероним сам же исправил, утверждая и далее тожество пресвитера и епископа, но признавая, что рукоположение принадлежит только епископу: «quid enim facit episcopus, excepta ordinatione, quod pesbyter non faciat?» (ep. 85 ad Evagr.). Эту мысль особенно проповедовали некоторые еретики и Епифаний (haeres. 75, п. 4), опровергая Аерия, распространявшего ее, пишет: πς σται τοτο δυνατν; μν γρ στ πατρων γεννητικ τξς· πατρας γρ γενν τ κκληο, δ πατρας μ δυναμνη γενν ν, δι τς το λοοτρο παλιγγενησας τκνα γενν τ κκλησ, ο μν πατρας διδασκλους κα πς ο τε ν τν πρεσβτερον καθιστ ν, μ χοντα χειροθεσαν το χειροτονεν; επεν ατν ε ναι σον τ πισκπ. Ср. об этом историко-догматическое исследование D-r А. Kurz. Der. Episcopat der höchste vom Presbyterate verschiedene Ordo. Wien, 1877 г. 802 Здесь разумеется не только совершение рукоположения согласно чину, изложенному в чиновнике архиерейского служения, но и без всякого обмана или чего-либо противного сущности самого сана. См. II Всел. соб. кан. 4 и толкование Вальсамона на этот канон (Аф. Синт., II, 177–178), а также 18 кан. Сардик. соб. и толкование на него Вальсамона (Аф. Синт., III, 276–277. Ср. Евсевий, Ист. церкви. VI, 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Толк о заговоре был – год, а заговора – не было.   ЭХ, И ТЕБЯ НЕ ПОДМАЗАВШИ 43 Ульяновы жили точно посередине между кантональной и городской библиотеками, а до Центральштелле социальной литературы было лишь чуть подальше, и куда ни иди – среднего ходу пять-семь минут. Все библиотеки открывались в девять, но сегодня толкнуло уйти из дому минут за сорок: глупо, унизительно убежать от этого лохматого оборванца, племянника Землячки, себя же поберечь – не вскипятиться от его нахальных разговоров и тем не испортить себе целого дня. Объективно говоря, такие фигуры в революционной эмиграции неизбежны – эти неопрятные юноши с блуждающими глазами, недоразвитые, а с апломбом по каждому вопросу, чтобы только иметь мнение. Они вечно голодны, без гроша, брали бы вот зарабатывать перепиской, в Цюрихе совершенно некого посадить за переписку, сколько тревоги с копией пропавшего “Империализма”, – так нет, у них ни грамоты, ни почерка, а стремятся сразу и только в редакторы! Их постоянная мысль – как бы бесплатно где-нибудь поесть. А и это при бюджете Ульяновых тоже недопустимая нагрузка, улупит два яйца да ещё четыре бутерброда. От обедов его твёрдо отстранили, так стал являться по ранним утрам, всегда под ничтожным предлогом, вернуть или взять книгу, газету, а с расчётом к завтраку. (Сейчас, уходя, сказал Наде: ни в коем случае не кормить, скорей отвыкнет!) Да хоть если бы скромно поел и уходил, нет, считает нужным отблагодарить - фонтаном надёрганных идеек, выяснять принципиальные вопросы, и всё с нападением и многознайством. От таких визитов, от этой улыбочки знания и превосходства у сопляка Владимир Ильич с утра делался больным. Вообще всякая неожиданная бытовая неурядица, а особенно несвоевременный незваный гость, бесцельная потеря времени – больше всего изводили и выбивали из рабочего состояния. Обидней всего бесцельно тратить нервы и силу доводов не на конференции, не в брошюре, не в споре с важным партийным противником, а просто так, на губошлёпа, который и не думает серьёзно того, что говорит. Эмигранты считают свои пятаки, а битый день проваландаться – для них не потеря. А Ленин – заболевал от одного потерянного часа! И даже встреча, разговор, дело, которые потом осознаются как важные и нужные, – в момент их внезапности, если не были заранее предвидены, вызывают раздражение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Святитель Григорий очень редко обращается к учению о Святой Троице, хотя постоянные контакты с варварскими народами, исповедовавшими арианство, казалось, требовали адекватной православной реакции. По мнению святителя Григория, вера в единого Бога Троицу (Гом. Иезек. II.8.11) 4 была общей для святых писателей Ветхого и Нового Завета. Так же как и святитель Афанасий Великий, он замечает, что в видении пророка Исайи (Ис 6:3) херувимы повторяли “Свят” три раза, чтобы указать на Троицу Лиц, и один раз “Господь Бог Саваоф”, чтобы указать на единую сущность Святой Троицы (Гом. Иезек. II.4.7; Толк. Иов. XXIX.31) 5 . Еще яснее тайна Святой Троицы открылась в Новом Завете. Крещальная формула, данная Самим Спасителем, указывает на Три ипостаси и единую сущность (Письма. I.43). Кроме единой сущности, святитель Григорий исповедует в Святой Троице единую силу (Гом. Еванг. 24.4). Сын Божий, Божия Сила и Премудрость, получает свое ипостасное бытие через рождение (oriendo, Толк. Иов. XXX.4.37) 6 . Он родился от Отца прежде всех времен, а точнее — вечно (Толк. Иов. XXIX.1.1). Сын во всем равен Отцу (Гом. Еванг. 25.6). Святой Дух получает Свое ипостасное бытие через исхождение (Толк. Иов. XXX.4.37). В учении об этом исхождении у святителя Григория нет полной ясности. Иногда он говорит, что Святой Дух прежде всех веков исходит от Отца (Там же. XXIX.31.74), а также что Он, исходя от Отца по Божеству, получает то, что принадлежит Сыну по домостроительству (Там же. V.36.65). Иногда святитель Григорий говорит, что Дух Утешитель вечно исходит от Отца и Сына (Диал. II.38). Это происходит из-за того, что святитель Григорий по-западному смешивает теологический и икономический аспекты учения о Святом Духе, в результате чего получается, что послание (missio) Его (то есть Духа) в мир есть само исхождение, которым Он исходит от Отца и Сына (Гом. Еванг. 26.2). Как Дух Обоих, то есть Отца и Сына, Он единосущен и равен Им Обоим (Гом. Еванг. 30.3; 26.2). Так же, как Сын по времени не “последствует” Отцу, так и Отец и Сын по времени не предшествуют Святому Духу, но Дух Им совечен (Толк. Иов. XXX.4.37). 2. Учение об ангелах

http://pravmir.ru/bogoslovie-svyatitelya...

   Что касается исторического авторитета первой книги Маккавейской, то его высоко ценят все исследователи. Автор цитирует очень много официальных письменных памятников. Таковых памятников, дословно им приводимых, 13: 1) письмо израильтян к Иуде Маккавею (1Мак.5:10—13); 2) письмо римлян к Иуде (1Мак.8:22—28); 3) письмо царя Александра к Ионафану (1Мак.10:17—20); 4) письмо царя Димитрия к нему же (1Мак.10:25—45); 5) письмо царя Димитрия 2-го к нему же и Ласфену (1Мак.11:30—37); 6) письмо Антиоха Младшего к Ионафану (1Мак.1:57); 7) письмо Ионафана к спартанцам (1Мак.12:6—18); 8) письмо спартанского царя Арея к первосвященнику Онии (1Мак.12:20—23); 9) письмо Димитрия 2-го к Симону (1Мак.13:36—40); 10) письмо спартанцев к Симону (1Мак.14:20—23); 11) письмо царя Антиоха к Симону (1Мак.15:2—9); 12) письмо римского консула Левкия к Птоломею (1Мак.15:18—21); и 13) летопись первосвященства Иоанна Гиркана (1Мак.16:24). Это множество письменных памятников, обычно приводимых дословно, заставляет думать, что автор был исторически очень осторожен в своем повествовании. Новое критическое исследование цитируемых автором «писем» заставляет относиться к ним с надлежащим доверием. Их форма показывает подлинность, а естественные отступления могли произойти от двоякого их перевода: с греческого и латинского (письма спартанцев и римлян) на арамейский (язык Маккавейской книги), а потом снова с арамейского на греческий, язык нынешнего перевода книги. Заметна у автора точность в описании событий, например тщательное вычисление войск сражавшихся (1Мак.15:13), павших на войне (1Мак.4:34; 7:32; 11:47); сокровищ и даров (15:31); вооружение слонов (6:37); описание местностей (1Мак.7:45); тщательная хронология по эре Селевкидов. Писатель рассматриваемой книги имеет также себе близкого по времени жизни к описываемой им эпохе ученого тогдашнего историка Иосифа Флавия, пользующегося очень часто его книгой в описании событий Маккавейского периода (Древн. XII и XIII кн.). Как исторический достоверный памятник первую Маккавейскую книгу цитируют: Киприан (1Мак.2­­ Testim. III, 4, 15, 54), Ипполит (1Мак.2­­ Толк. на Дан.9:24), Ориген (Сот. Ер. ad Rom. VIII ­­ 1Мак.2:24), Августин (De doctr. christ. II, 8. De civit. Dei. XVIII, 36, 45), Феодорит (Толк. на Дан.8:10; 11:25); Ефрем Сирин (Толк. на Дан.8 гл.); Амвросий Медиоланский (Epist. 40 ­­ 1Мак.1:7; De offlc. 40 ­­ 2:38, 41; 6:43—46; 9:4—10) и другие христианские писатели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем или Алфавитная синтагма М. Властаря Епитимия. Комментарии: Иеромонах Матфей Властарь . О епитимии О том, что кающихся не должно отвергать 52е правило святых Апостол: аще кто епископ, говорит, или пресвитер обращающегося от греха не приемлет, гнушаясь, отвергает, подобно древнему оному Навагу (добавление, имеющее свое основание в прав. Вс. 8м; VI Вс. 43,102; Вас. Вел. 74. Пост. Ап. 2,15, 40, взято из Вальс. толк, на пр. Patr. Curs.Compl. Tomp. 137, р. 144), да будет извержен из священного чина, как опечаливающий Христа рекшаго: «Радость бывает на небесах о едином грешнике кающемся» ( Лук.15:7 ), – Который для спасения грешников низшел, преклонив небеса, Который сказал: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние ( Мф.9:13 ) и человеколюбие Которого не превосходит ни один из наших грехов» (добавление – из Вальсамона. Ibidem); к тому же и чрез пророка взывает: «глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» ( Ис.43:26 ). – Ищи в след. 7й гл. прав. 46е (55е) Карфагенского собора. А 2е правило собора Лаодикийского: уличенных в различных согрешениях и чрез исповедание и соответствующее злу покаяние показавших последующую жизнь, диаметрально противоположную, как говорят, прежней, повелевает удостаивать божественного причащения, не по причине усердия их, но ради милосердия Божия и неизреченной благости. О местах покаяния Кающиеся разделяются на четыре степени: на плачущих, слушающих, припадающих и купностоящих. – Плачущие – те, которые стоят вне врат молитвенного храма и от входящих и исходящих верных просят молитвы и прощения греха; слушающие – те, которые стоят внутри врат в так называемом притворе, слушают божественные Писания и общее учение и потом выходят с оглашенными; припадающие – те, которые стоят внутри церкви, позади амвона, и выходят с оглашенными, когда диаконом будет провозглашено: «елицы оглашеннии» (т.е. изыдите); а купностоящие – те которые участвуют с верными в молитвах и песнопениях, но воздерживаются от причащения святых тайн, доколе по прошествии узаконенного времени, совершенно не получат божественного общения (сн. О степенях покаяния: св. Вас. Вел. прав. 56, 85, 57, 58, 59, 77, 80, 82, 81; св. Григ. Нис. послание к Летоию; school. Harmenop in epitame canon. Can.58; Be. 12; Ант.2; ВасВел. 4,61,64,75,83; Анк. 1,5,6,8,16,22; Лаод. 5,6,15; Const. Apost. Cap. 12; Анк. 4,25; толк. Зон. и Арист. На 11 и 14 правила Всел. Соб.). О том, что епископу предоставляется право сокращать или продолжать епитимий кающимся, смотря по их расположению

http://azbyka.ru/cerkovnye-kanony-o-epit...

II.50; III.52; 63; IX.26; 27). Таинства. Святитель Григорий в своих трудах упоминает таинства Крещения, Миропомазания и Евхаристии. В таинстве Крещения, которое святитель Григорий называет “Таинством спасения”, “Таинством небесной чистоты” и др., мы освобождаемся от всех грехов — как первородного, так и личных (Толк. Иов. XV.51.57; Гом. Еванг. 20.2; Письма. XI.45). Оно обязательно для спасения, и поэтому те младенцы, которые были крещены и умерли в младенчестве, сразу входят в Царство Небесное, а те младенцы, которые умерли некрещеными, обречены на вечные мучения (Толк. Иов. IX.21.32; Диал. IV.18). Согласно святителю Григорию, троекратное погружение крещаемого в купель означает, во-первых, таинство тридневного погребения Христа во гробе (а третье восхождение из воды означает воскресение Христово), и, во-вторых, три Лица Святой Троицы (Письма. I.43) 17 . Святитель Григорий признает действительным Крещение, совершенное во имя Святой Троицы и у еретиков (Там же. XI.67). Однако те люди, которые были крещены у еретиков, должны еще при жизни воссоединиться со Святой Церковью. В зависимости от различия ереси, существуют три чина принятия таких людей в Церковь: во-первых, через миропомазание, во-вторых, через возложение рук, и, в-третьих, через исповедание истинной веры (Там же). Тех же, кто не был крещен во имя Святой Троицы, при принятии в Церковь следует крестить (Там же). О таинстве Миропомазания святитель Григорий упоминает очень кратко. После Своего воскресения Господь через дуновение Свя­того Духа сообщил святым Апостолам дар святого помазания (Гом. Еванг. 26.3; 30.3). Гораздо подробнее святитель Григорий останавливается на таинстве Евхаристии, которое он называет “Та­инством Тела и Крови Господних”, “Таинством страдания”, “Таинством святого Приношения” и др. Святитель Григорий прежде всего видит в Евхаристии жертву искупления и умилостивления за грехи всех людей (Там же. 37.7). “Жертва святого алтаря”, единожды принесенная ради нашего оправдания, и ныне предстательствует за нас, поскольку Христос через нее и теперь снова страдает за нас в Своем Таинстве.

http://pravmir.ru/bogoslovie-svyatitelya...

Аз бо есмь Господь любяй правду, и ненавидяй грабления от неправды: и дам труд их праведником, и завет вечен завещаю им... Труд или забота книжников и фарисеев дана другим, ясно, что учителям из язычников. Посему Христос говорит: отнимется от вас царствие Божие, и дастся языку творящему плоды его ( Мф.21:43 ). Итак, те будут отвержены, а с вами, говорит, призванными из язычников для священнослужения, заключу вечный завет, указывая сим или на евангельскую проповедь, или на надежду нескончаемую» (т. VIII, стр. 421, 422, 423, 425 – снеси со стр. 378). ж) В толк. 6 ст. 62 гл. кн. пр. Исайи: «И на стенах твоих, Иерусалиме, пристави стражи весь день и всю нощь, иже до конца не премолкнут поминающе Господа. Несть бо вам подобен». Обращает свою речь как бы к славному и многонаселенному городу. Как вокруг знаменитейших городов ходят многочисленные и бдительные стражи, чтобы кто-нибудь из неприятелей не вторгся в них неожиданно; так и Спаситель и Господь всех, оградив церковь неизреченною Своею силою и помощью ангелов, рукоположил для нее мудрых и бдительных стражей, которые ни в каком случае не перестают помнить о славе Его и о чудесах Его, как написано» (т. VIII, стр. 437). з) В толк. 10 ст. 62 гл. кн. пр. Исайи: «Идите враты моими, и путь сотворите людет моим, и камени, еже на пути, размещите: воздвигните знамение на языки. Се бо Господь слышано сотвори до последних земли. Теперь обращается уже к самим стражам и учителям, ибо повелевает отворить входы святого города и дорогу в него сделать гладкою и удобопроходимою и свободною от препятствий для тех, которые желают войти в него. Под камнями же разумеет соблазны... Но бдительные стражи и тайноводители отсекают поводы к соблазнам, искусно уничтожая все, что оказывается противным преданию веры, в Господа нашего Иисуса Христа. Это они делают правильно, очищая мысли и уничтожая всякое возношение на познание Бога и пленяя всякий ум в послушание Ему… Впрочем, под камнями, о которые некогда преткнулись некоторые, полагаем, можно разуметь и иное, а именно нечистые и отвратительные измышления нечестивых еретиков; ибо они, жалкие, пустословят, злоумышляя против идущих правильным путем и тех, которые удобно могут быть увлечены, удаляя от истины догматов. Но стражи и это выбрасывают из среды стен церкви. Стенами же ее мы называем непоколебимость истинных догматов, которых не могут одолеть и врата ада (т. VIII, стр. 440–442).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

В последнее время г. Песоцкий доказывает историчность повествования о Сусанне, но с довольно общими выводами, что «могло случиться нечто подобное». Не игнорируя этого вывода, а равно и новейших критических возражений, с одной стороны, а с другой имея в виду принятое в православной богослужебной письменности доверие к главному описываемому здесь событию: «спасению целомудренным Даниилом целомудренной Сусанны и посрамлению лютых старцев», православный богослов в этих размерах обязан придавать исторический характер повествованию о Сусанне, не касаясь его частностей. При этом не сосредоточивая всего внимания на историчности отдела, православный богослов должен остановиться, как и христианская древность останавливалась, на его учительном характере. Таковы следующие главные мысли его: строгое целомудрие Сусанны, непоколебимая ее вера в правду Бога, «ведующего сокровенное,» и решимость даже умереть ради соблюдения своей невинности (Дан.13:42—43); мудрость Даниила и промышление Божие о богобоязненных людях, охраняющее их (не позволяя искуситься паче сил: 1Кор.10:13) и наказывающее злодеев. Эти глубокие мысли, проникающие и освещающие все повествование о Сусанне, останутся навсегда влиятельными для читателей этой истории. На них обращали внимание отцы Церкви в частых цитатах или кратких изъяснениях этого отдела: Игнатий Богоносец (Посл. к Магнез.), Ириней Лионский (Adv. Haeres. IV, 26. 3), Ипполит (Сот. in Daniel.), Климент Александрийский (Stromata. X), Ориген (Epist. ad Afric. Com. in Ioh. XX, 5), Афанасий Вел. (Сот. Arian. 1, 13), Григорий Богослов (Сл. 36, 3), Кирилл Иерусалимский (Catech. 16, 31), Иероним (Толк. на Дан.), Иоанн Златоуст (Толк. на Дан.), Августин (Serm. 343, 359), Исидор Пелусиот (Твор. 2 ч., 432 стр.) и др. Древнее христианское искусство, руководясь теми же поучительными мыслями, уделяло много места в своих произведениях истории Сусанны и украшало ее изображениями еще стены катакомб, а впоследствии — храмов.     Текст повествования о Сусанне на греческом языке сохранился в переводе LXX и Феодотиона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

(Пастырское правило, Regula pastoralis//PL 77, 13–128), Диал. (Диалоги о жизни и чудесах италийских Отцов и о бессмертии души, Dialogi de vita et miraculis partum Italicorum et de aeternitate animarum//PL 77, 149–429; 66, 125–204), Письма (Registrum epistolarum//PL 77, 441–1328). 5 Ср. святитель Афанасий Великий. На слова: Все предано Мне Отцом Моим (Inillud: Omniamihitradita, 6). 7 Впрочем, иногда святитель Григорий и человека также называет “неким отпечатком могущества Божия” (Толк. Uob.XXIX.10.21). 9 В одном месте святитель Григорий говорит, что когда дух человека получил разумность, человек украсился “подобием Божественного образа” (Толк. Uob.XXIX.10.21). 12 Другое, более удачное, хотя тоже не лишенное недостатков сравнение, которое приводит святитель Григорий — это медовые соты, сочетающие в себе мед и воск (Гом. Еванг. 24.5). 14 non hoc in sua substantia opus Dei est. В латыни игра слов: opusest (букв. ‘есть дело’) означает ‘иметь нужду’, то есть ‘Бог по Своей сущности не нуждается в этом’. 15 Святитель Григорий полагает, что Христос вознесся не на “воздушное небо” (caelum aereum), которое близко к земле и служит обиталищем для птиц, а на “эфирное небо” (caelum aethereum), на котором находятся ангелы и восседает Бог (Гом. Еванг. 29.5–6). 16 Ср. еще одно подобное высказывание: “Мы искуплены самим Воплощением Единородного Сына” (Гом. Ueзek.I.4.2). 17 Впрочем, святитель Григорий допускает и однократное погружение, означающее единую сущность Святой Троицы (Там же. I.43). 18 Отношение между деятельной и созерцательной жизнью у святителя Григория подобно отношению между верой и знанием у Августина: деятельная жизнь, наполненная верой и любовью, есть только внешние врата, ведущие к внутреннему созерцанию и познанию Бога. См. Гом. Ueзek.II.6.16. Ср. также следующее высказывание святителя Григория: “Вера (fides) ведет к познанию (adintelligentiam), любовь (caritas) расширяет дух, надежда (spes) через желания и воздыхания ведет дух к тайным радостям покоя” (Гом. Ueзek.II.5.16).

http://pravmir.ru/bogoslovie-svyatitelya...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010