В еврейской Библии 1-ая и 2-ая Книги Царств носят название книг пророка Самуила, а 3-я и 4-ая Книги Царств составляют один большой исторический труд. В Септуагинте эти книги были разделены на 1, 2, 3 и 4-ю; в Вульгате они названы книгами Царей, а позднее они существуют в латинской Библии под двумя видами: 1 и 2-я называются книгами Самуила, а 3 и 4-я — книгами Царей. В русском переводе существуют четыре книги Царств. Период времени, который охвачен в этих книгах — от Самуила до восстановления теократии при Давиде. Составители книги нигде не называются, однако есть основательные причины, чтобы приписать эти книги Самуилу. Бесспорно, что он составил первую книгу; вторая часть не может принадлежать ему, т.к. он уже не жил в это время. Как Моисею приписывается все Пятикнижие, так и здесь еврейская традиция приписывает Самуилу все книги Царств, хотя ясно, что он не мог их все написать — его смерть упоминается в 1 Цар. 25. О том, что Самуил писал эти книги, а также пророки Нафан и Гад, мы узнаем из книги 1 Паралипоменон, которая как бы продолжает описывать эту эпоху. В то время также были писцы и секретари. Возможно, что пророки Нафан, Гад, Иеремия или Ездра продолжили то, что наметил в свое время Самуил. Подлинность книг подтверждается рядом цитат, которые приводятся в Евангелии от Матфея, в Деяниях, Послании к Евреям и других новозаветных книгах. Главная тема книг Царств — верность Богу и наказание за отступление от этой веры. Обетование в верности остается нерушимым, несмотря на неверность духовных и политических вождей Израиля. В силу верности Своему обету Господь заменяет первосвященника Илия и царя Саула верным Ему священником Самуилом и царем Давидом. Первая Книга Царств 1 Цар. состоит из следующих разделов: 1) история юности Самуила, гибель дома Илии, история Ковчега и судоуправление Самуила (гл. 1-7); 2) эту часть мы называем общим словом «Саул» (главы 8-15); 3) «Давид» (главы 16—31). Заканчивается этот раздел поражением и смертью Саула. Давид только вступает на политическую сцену, а главные действующие лица — Самуил и Саул.

http://sedmitza.ru/lib/text/432123/

была рука Господня на Филистимлянах. Через поставленного над Израилем Самуила Бог продолжает дело, начатое Им во время пребывания ковчега в землях филистимлян (см. ком. к 5,1; 5,4; 6,5). Как ясно из данного стиха, во все время жизни Самуила Бог неизменно даровал Израилю победы (14,52). Тяжкое поражение израильтян все от тех же филистимлян, описанное в гл. 31, имело место только после кончины пророка (25,1). 7 Вефиль. Город в шестнадцати километрах к северу от Иерусалима. Галгал. Предполагают, что этот город находился в долине Иордана поблизости от Иерихона ( Нав. 5,9.10 ). Массифу. См. ком. к 7,5. в Раму. См. ком. к 1,1. Служение Самуила. Глава 8 8 поставь над нами царя. Справедливые сами по себе (см. ст. 1–3) причины, которыми старейшины обосновывали необходимость поставить над Израилем царя, оказались лишь предлогом; на самом деле израильтянами двигало желание стать «как прочие народы» (ср. заключительные слова данного стиха и ст. 20). чтобы он судил нас. Другое возможное прочтение: «чтобы он вел нас». 8 не тебя они отвергли. Услышав слова старейшин о том, что нужен царь, который бы судил народ Израиля (см. ком. к ст. 5), Самуил счел, что они выступали лично против него (ст. 6). Однако, как указал ему Господь, за выступлением старейшин стояло гораздо большее нечестие. отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Греховность требования старейшин связана не с идеей воплощаемой человеком царской власти как таковой, ибо, как известно, приход земного царя на престол Израиля предвосхищался еще задолго до описываемого момента (см. ком. к 2,10), но с тем, что, высказывая такое требование, старейшины нарушали заветные отношения с Богом (см. Чис. 23,21 ; Втор. 33,5 и ком.). Как явствует из слов Самого Господа, приводимых в данном стихе и в следующем за ним, старейшины Израиля согрешили тем, что пожелали вместо Царя Господа иметь царем себе подобного (10,17–19; 12,12–20). 8 народу, просящему у него царя. Уже во второй раз в Первой книге Царств встречается ситуация, когда о человеке «просят». В ответ на первую просьбу (просьбу Анны) был дан Самуил. На вторую же будет дан Саул.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2 . В словах Божиих Аарону и Мариами указаны три вида откровений пророкам божественной воли: сновидние, видéние и слово. «Если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видéнии, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем ... устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях...» ( Числ. 12:6–8 ). Посредством сновидений Бог сообщал откровения патриархам Иакову и Иосифу ( Быт.28:11–15;37:6–9 ), из пророков – особенно часто Даниилу. Состояние пророка при этом способе откровения воли Божией понять нетрудно: во время сна пророкам открывались картины из высшего мира, которые пророки воспринимали и передавали народу. То что сны эти не были обычными – это доказывается их необыкновенным содержанием, открывающим тайны будущего, и особенно их исполнением. Второй способ откровения пророкам воли Божией – непосредственное слово от Бога – употреблялся реже и имел разновидности. Иногда пророки слышали голос Божий внутри себя, как, например, Самуил при помазании Давида ( 1Цар. 16:6–7 ) или Аввакум ( Авв.2:1 ); иногда это был внешний голос, который слышал тот же Самуил во время своего призвания ( 1Цар. 3:4–10 ). О пророке Моисее в вышеприведённой цитате из книги Чисел (12:8) говорится, что он беседовал с Богом «лицом к лицу», т.е. имел высший способ откровения воли Божией. Наконец, третий, самый трудный для понимания способ сообщения пророкам воли Божией – это видение – особое состояние пророческого вдохновения. Видение имело две степени: высшую и низшую. На низшей степени видения человек терял сознание и самоопределение и был подобен языческим прорицателям. Такой способ откровения можно видеть на примере Валаама, который хотел проклясть Израиля, но против воли своей произнёс ему благословение ( Чис.22–24 глл.). Этот способ видения употреблялся редко и именно тогда, когда Господу было угодно, чтобы человек, при всём желании сказать что-либо своё, говорил только согласное с волей Божией. Все пророки-писатели, пророчества которых мы имеем в книгах Библии , получали откровения посредством высшей степени видения. Состояние пророка в этом роде видения было вполне сознательным и в то же время необычным состоянием душевных сил человека, которые очищались от всего земного и чувственного и возвышались к небесному, в результате чего пророк своим богопросвещённым духовным взором видел то, что другой не видел, и слышал то, что другой не слышал. Это необычное состояние во время видения, происходившее от воздействия силы Божией, пророки в своих книгах выражали словами: «была на мне рука Господня», или «Дух Господень» и т.п. Примером такого способа откровения может служить видение, бывшее пророку Исаии в Иерусалимском храме при его призвании. Исаия видел Господа, сидящего на высоком престоле и слышал голос Его, между тем, как другие, находившиеся в храме, ничего не видели и не слышали (Ис. гл.6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

В главах 1–3 содержится история рождения Самуила и его призвания к пророческому служению. То обстоятельство, что в книге сообщается история рождения Самуила, тогда как подобные сведения о Сауле и Давиде отсутствуют, подчеркивает важность роли, которую пророку предстояло сыграть в жизни народа Божия и в его земной истории. В рассказе о рождении Самуила постоянно обыгрывается глагольная основа, от которой образовано имя «Саул» (означающее «испрошенный», «вымоленный»). В определенном смысле, Самуил был первым «Саулом» (первым «испрошенным»), данным Богом в ответ на благочестивую молитву бездетной Анны, «испросившей» у Него сына, но вскоре «отдавшей» (по-древнееврейски тот же корень) мальчика обратно Господу (см. ком. к 1,20). Этот первый «Саул» противопоставляется второму, испрошенному нечестивым народом (гл. 8). Песнь Анны и хвалебная песнь Давида (2 Цар., гл. 22; 23) окаймляют первые две книги царств. В словах матери Самуила звучат темы, которые в дальнейшем, в свете теологии рассматриваемых двух книг, оказываются основополагающими. Это темы Божией суверенности и святости, Его владычества над судьбами людей, Божиего спасения и избавления, а также тема о бессмысленности упования на человеческие силы. Помимо этого, Анна, говоря о Помазаннике Божием (ст. 10), предощущает пришествие Господа. В остальной части второй главы излагается история падения священнического рода Илия и рассматривается вопрос об отвержении Господом провинившихся перед Ним. Текст гл. 4,1 7,1 представляет собой так называемую «повесть о ковчеге». В этом фрагменте излагаются события, в которых Господь убедительнейшим образом продемонстрировал Свою силу и власть: Он наказал Израиль за попытку использовать ковчег в качестве простого военного талисмана, а затем жестоко поразил все города филистимлян, в которые те вносили взятый ими на поле боя ковчег. Об апогее этих событий сообщается в гл. 7,2–17, где рассказывается о том, как ведомый человеком Божиим пророком Самуилом Израиль силой Господнею сокрушает своих врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

150 Пророк Варух между прочими молится о умерших: Господи рече, вседержителю Боже Иилев, услыши молитву Иилевых, и не помяни неправд Отец наших.гл.3:4–5. Во второй книге Макк.: вси, рече, благословившее правый суд Господен, к молению обратишася, молившее, да сотворенный грех весьма изгладится. И сотворив от мужей собрание утварей яко две тысящи драхм сребра, посла во Иерусалим, принести за грех (мертвых) жертву, предобре и благочестно творя, о воскресении помышляя. Отонудуже за умерших моление сотвори, яко да от греха очистятся. Гл.12:41 даже до 46-го. 151 Первенствующих веков преемники апостольские, церковные учители твердо о сем свидетельствуют, но зде довлеет едино, или другое свидетельство: священномученик Киприан в некоторых своих посланиях точно о поминовении усопших при бескровной жертве упоминает. Василий великий в своей литургии, и в молитвах в день пятдесятый о усопших моление творил. Святой Златоуст к Филип. в Нрав.3 между прочим глаголет: не туне сия узаконоположишася от апостол, еже при страшных тайнах памяти бывати о отшедших. И на Деян. В Нравуч.21: не всуе, рече, приношения о усопших бывают, не всуе мольбы, не всуе милостыни. Сия вся Дух Святой завещал есть. Смотри того же на 1Кор.нрав.41, и в шестом слове о священстве, гл.4. 152 Святой Златоуст в четверг. Нравуч. На 2Посл. К Солун.: не в церкви, но и в дому прежде иных всех, о вашем здравии душевном же и телесном творю моления. Несть бо тако священнику подобающая иная молитва . Яко еже о людских добрых прежде, нежели о своих приступати к Богу, и молитися. Аще бо гнев востая, абие о чадах плотских толико моляшеся, кольми паче о духовных сие творити мы должны есмы. Во второй беседе на посл.Римл.: может ли кто от нас похвалитися, яко поминает в дому моляся церковное исполнение, не мню: но Павел не о едином граде, но о всей вселенной пристуаше к Богу. И се не единою, ниже дважды, ни трижды, но безпрестанно. В нравоуч. 15, на 2Посл.Коринф.: Самуил велик показася глаголяй: мне же не буди согрешити Богу, еже престати молитися о вас. 1Цар.гл.7. Сице Давид. Сице Авраам. Сице Илия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

где охранный отряд Филистимский. То обстоятельство, что в «Гиве Божией» находился «охранный отряд Филистимский», с очевидностью указывает на то, какая первоочередная задача стояла перед Саулом, призванным освободить народ Божий из-под власти филистимлян (9,16). встретишь сонм пророков. Возглавляющим сонм пророков Самуил представлен в 19,20. «Сыны пророческие» (во множественном числе) также упоминаются совместно с Елисеем в 4 Цар., гл. 2; 6,1; 9,1 и др. В такие «сонмы» или группы во времена всеобщего отступничества и духовной индифферентности собирались ревностные защитники истинной религии. пророчествуют. В ВЗ пророчествование обычно, но не всегда, означает передачу чьих-либо слов (см., напр., Исх. 6,28 7,2, где сказано, что Аарон исполнял роль «пророка» при Моисее; ср. 3Цар. 22,22 ; Иер. 14,14 ; Иез. 21,9 ; Ам. 3,8 ). Пророки Божий, таким образом, являются как бы Его вестниками ( 2Цар. 7,1–5; 12,1; 24,11.12 ). 10 найдет на тебя Дух Господень. См. ст. 10, а также 11,6 и ком. О воздействии Духа на Самсона говорится в таких же словах ( Суд. 14,6.19; 15,14 ). В Давиде Дух Господень присутствовал постоянно (16,13), Саул же в конце концов был лишен Его присутствия (ср. 16,14; 18,10; см. также ком. к 11,6). Часто в ВЗ ниспослание Духа Божия означает, что Бог дает человеку силу для выполнения определенной задачи. сделаешься иным человеком. Здесь речь не идет о каком-то коренном духовном перерождении или преображении Саула. Смысл этих слов, скорее, в том, что Саул должен на некоторое время измениться, чтобы оказались явленными все необходимые знамения (ст. 9; примечательно, помимо прочего, и удивление тех, кто знал его раньше, ст. 11). 10 делай, что может рука твоя. Главным предназначением Саула было освобождение Израиля из-под власти филистимлян. Ввиду того, что Самуил, сообщая Саулу о последнем из трех знамений, прямо указал на зримый символ филистимского владычества (ст. 5), данные слова пророка следует понимать как повеление Саулу в подтверждение его помазания атаковать охранный отряд филистимлян (или убить филистимского наместника; см. ком. к ст. 5) и тем самым бросить вызов неприятелю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В еврейской Библии 1-ая и 2-ая Книги Царств носят название книг пророка Самуила, а 3-я и 4-ая Книги Царств составляют один большой исторический труд. В Септуагинте эти книги были разделены на 1, 2, 3 и 4-ю; в Вульгате они названы книгами Царей, а позднее они существуют в латинской Библии под двумя видами: 1 и 2-я называются книгами Самуила, а 3 и 4-я – книгами Царей. В русском переводе существуют четыре книги Царств. Период времени, который охвачен в этих книгах – от Самуила до восстановления теократии при Давиде. Составители книги нигде не называются, однако есть основательные причины, чтобы приписать эти книги Самуилу. Бесспорно, что он составил первую книгу; вторая часть не может принадлежать ему, т.к. он уже не жил в это время. Как Моисею приписывается все Пятикнижие, так и здесь еврейская традиция приписывает Самуилу все книги Царств, хотя ясно, что он не мог их все написать – его смерть упоминается в 1Цар. 25 . О том, что Самуил писал эти книги, а также пророки Нафан и Гад, мы узнаем из книги 1 Паралипоменон, которая как бы продолжает описывать эту эпоху. В то время также были писцы и секретари. Возможно, что пророки Нафан, Гад, Иеремия или Ездра продолжили то, что наметил в свое время Самуил. Подлинность книг подтверждается рядом цитат, которые приводятся в Евангелии от Матфея, в Деяниях, Послании к Евреям и других новозаветных книгах. Главная тема книг Царств – верность Богу и наказание за отступление от этой веры. Обетование в верности остается нерушимым, несмотря на неверность духовных и политических вождей Израиля. В силу верности Своему обету Господь заменяет первосвященника Илия и царя Саула верным Ему священником Самуилом и царем Давидом. h9 Первая Книга Царств 1 Цар. состоит из следующих разделов: 1) история юности Самуила, гибель дома Илии, история Ковчега и судоуправление Самуила (гл. 1–7); 2) эту часть мы называем общим словом «Саул» (главы 8–15); 3) «Давид» (главы 16–31). Заканчивается этот раздел поражением и смертью Саула. Давид только вступает на политическую сцену, а главные действующие лица – Самуил и Саул.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

380 Лествица, степень 6. 381 Патерик Печерский. Память преподобного Афанасия совершается 2 декабря. 382 Евр. 10, 27–31. 383 Деян. 7, 55–56. 384 Патерик Скитский. 385 Патерик Скитский. 386 Патерик Скитский. 387 Житие Паисия Нямецкого, параграф 14. 388 Патерик Скитский. 389 Жена подверглась диавольскому искушению за то, что провела целые шесть недель без приобщения Святых Христовых Тайн. При обильном действии Божественной благодати в первенствующей Церкви и такие погрешности, которые ныне кажутся малозначительными, влекли за собой наказание Божие (Деян., гл. 5). Патерик Скитский. 390 Пс. 141, 8. 391 Пс. 75, 3. 392 2 Пет. 1, 19. 393 Апок. 12, 7–8. 394 Иез. 28, 16. 395 Иов. 1, 7. 396 Еф. 6, 12. 397 Еф. 2, 2. 398 Cassiani collatio 8. Это очевидно из писаний и многих других святых Отцов. 399 1 Пет. 5, 8. 400 Быт. 1, 28. 401 Быт. 2, 15. 402 Слово 4, гл. 3. Что власть сатаны над падшими ангелами и человеками, над миром и веком, не есть собственность его, но приобретена от тех, которые произвольно предали ее ему, он сам засвидетельствовал пред Спасителем, когда показал Ему вся царствия вселенныя в часе временне, и сказал о них: Тебе дам власть сию всю и славу их: яко мне предана есть, и, емуже аще хощу, дам. (Лк. 4, 5–6). 403 Быт. 3, 24. 404 Прп. Кассиан полагает, что сатана до падения принадлежал к лику Херувимов (Col. 7 cap. 8). И другие святые отцы согласны, что он из числа высших Ангелов. 405 «Ужаснулась смерть, узрев, что снисшел во ад новый Некто, недержимый тамошними узами. Почему же, увидев Его, убоялисьвы, вратницы адовы (Иов. 38, 17)? Какой необычайный страх овладел вами? Бежала смерть, и бегство обличило боязнь. Стеклись святые пророки, и законодатель Моисей, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Давид, и Самуил, и Исаия, и Креститель Иоанн, который вещает и свидетельствует: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Мф. 9, 3)? Искуплены все праведные, которых поглотила смерть: потому что проповеданному Царю надлежало соделаться Искупителем добрых проповедников. И после сего каждый из сих праведников сказал: где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа (1 Кор. 15, 55)? Нас искупил Победодавец». Святого Кирилла Иерусалимского 14 Огласительное Слово, пар. 19, по переводу Московской Духовной Академии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   Что же касается ветхозаветной религии, то аскетические элементы здесь определялись глаголами Божиими, изреченными избранному народу Своему: «святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог ваш» (Лев. 19:2). Поэтому «в еврейской религии аскетизм выразился в назорействе (Числ. 6 гл.), в служении при скинии и в обычном священническом, и особенно проходимом по обету (напр., Самуил, 1 Цар. гл. 1 и 2 до 12 ст.), в состоянии «сынов», или «ликов пророческих» (3 Цар. 18:4; 22, 6), в форме нищеты (Ионадав и его потомки — Иер. 35:6—9) и отшельничества (пророки Илия, Иоанн Предтеча). Эти носители аскетизма могли быть и были, за исключением отшельников, женатыми. Девство было чуждо массе народа еврейского по причине глубоко укорененной в нем идеи деторождения (Втор. 25:9. Иоанн Дамаск. «Точное излож. прав, веры», кн. 4, гл. 24), как средства, при помощи которого должен прийти на землю Мессия и при помощи которого каждый еврей, в лице своих потомков, лелеял надежду быть в царстве Мессии. Осуществителями девства у евреев были только некоторые тайнозрители евангельских истин (пр. Илия, Иоанн Предтеча). Смысл еврейского аскетизма, согласно требованиям самой религии, заключался в непорочном служении Богу (Лев. 19:2; 20, 7)». Однако, при констатации того факта, что идеал девства был в целом чужд ветхозаветной религии, необходимо принимать во внимание, что брачное сожитие мужа с женой рассматривалось преимущественно в аспекте деторождения и всякое чувственное наслаждение, как таковое, считалось за «блуд» (πορνεα); данная черта ярко запечатлелась в так называемом «раввинистическом иудаизме», возникшем после Рождества Христова.    Впрочем, следует еще заметить, что в ветхозаветный период истории еврейского народа наблюдается постоянный разлад между идеей святого брака и ее осуществлением, который «острою болью отзывался в сознании лучших представителей ветхозаветной эпохи и побудил этих носителей ветхозаветных принципов нормативного развития на важные уступки в пользу обстоятельств времени. Отсюда, прежде всего, горестное для ветхозаветного человека сознание: «лучше бездетность с добродетелью» (Прем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2645...

Ст. 26–30. В заключительных стихах главы делается примечание о числе лет царствования Давидова (40 лет) 780 , и о мирной кончине его после продолжительной и славной жизни, а также и об исторических документах, откуда заимствовано повествование о деяниях Давида. Это были записи Самуила провидца (очевидно, о молодости Давида, ибо Самуил скончался раньше вступления Давидова на престол Израильский) 781 , а также, записки Нафана пророка и Гада прозорливца. Все эти документы не сохранились до нашего времени. б) Из второй книги Паралипоменон Глава 6–7. Исполнение Соломоном завещания Давидова о построении храма, молитва в день освящения храма, и предречение Божие о судьбе дома его и народа Гл. 6. а) Успокоительные слова Соломона насчет мглы, наполнившей храм (ст. 1–2). б) Речь его к народу с кратким изложением воли Божией насчет построения храма рукою именно его – Соломона (ст. 3–11). в) Молитва Соломона перед жертвенником на возвышенном амвоне впереди всего собрания Израильтян (ст. 12–42). Гл. 7. а) После молитвы Соломоновой ниспадение огня с неба на разложенные жертвы (ст. 1–4). б) Количество жертв, принесенных Соломоном при трубных звуках священнических и музыкальных орудий левитских (ст. 5–7). в) Семидневный праздник освящения храма (ст. 8–11). г) Явление Господа ночью Соломону с ответом на молитву его (ст. 12–22). 6:1. Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле… Этими словами торжествующий, хотя и сам пристрашный, царь израильский хочет успокоить народное собрание, вострепетавшее при виде таинственной мглы, наполнившей храм, по внесении в него ковчега и поставлении под крылья херувимов. Царь объясняет это знамение в смысле ощутительного и наглядного присутствия Божества, осенившего новосозданный храм. В доказательство этого, он приводит на память народу, как при Моисее Господь неоднократно являл Свое присутствие в виде облака, как бы, давая тем знать, что тьма была обычным Его покровом и всегдашним способом Его проявления 782 , и что, в сем смысле, она может быть даже названа обычным местом обитания Божия, как символическая форма, выражающая неприступность и непостижимость существа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010