Глава 5. Какая кротость приличествует монаху Итак, монах, стремящийся к совершенству и желающий законно подвизаться на духовном поприще, должен быть чужд всякого порока гнева и ярости, и пусть слушает, что заповедует ему сосуд избрания: всякое раздражение, говорит, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф 4, 31). Когда говорит: всякий гнев да будет удален от запрещается только всякий беспорядочный гнев, как причина греха. Ниже в гл. 7 и 8 преподобный Кассиан допускает гнев против своих грехов и недостатков и в Давиде похвалил негодование на Аверсу (2Цар 16, 10). Св. Григорий Великий говорит: иной гнев бывает, который возбуждается от нетерпеливости; иной, который порождает ревность к правде; тот рождается от порока, а другой - от любви к добродетели. Если бы от добродетели не происходило никакого гнева, то Финеес не удовлетворил бы мечом гнева Божия. Поскольку Илий этого гнева не имел, то возбудил против себя высшее мщение. Об этом гневе Псалмопевец говорит: гневаясь, не согрешайте (Пс 4, 5). Это понимают неправильно те, которые хотят, чтобы мы гневались только на себя, а не на погрешающих ближних. Ибо если нам заповедуется, как любить ближних, то, следовательно, и гневаться можно на их грехи так же, как и на наши пороки. Если мы гневаемся на себя за грехи, почему на том же основании не гневаться нам и на ближних, оскорбляющих Бога? Гнев бывает двоякого рода: добрый, согласный с разумом, и беспорядочный, порочный. Похвальный гнев бывает, во-первых, когда мужественно противимся дьяволу и внушениям его. Так, Спаситель с гневом отогнал от Себя искусителя (Мф 4, 10). Во-вторых, когда воспламеняемся на самих себя, т.е. за худые наши страсти, пороки, и приносим достойные плоды покаяния. В-третьих, когда мы по ревности к правде или любви возбуждаемся против ближних, грешащих и оскорбляющих Бога, и исправляем их, а подчиненных наказываем. Такой гнев в Св. Писании называется ревностью по Боге. Такой ревностью отличались Моисей, Финеес, Самуил, Давид, Илия и другие; и сам Спаситель показал то же, когда, с гневом воззрев на иудеев, огорчился их ожесточению и ослеплению сердца их (Мк 3, 5), продавцов выгнал из храма (Мф 21, 12; Ин 2, 15), резко обличал фарисеев и книжников (Мф 23; Лк 11, 40 и далее), строго обличил и апостола Петра: отойди от Меня, сатана! (Мф 16, 23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1779...

Но как раз подчинить себя этой цели Саул и оказался неспособен, чем выказал свою непригодность на роль царя Израиля. Очень скоро выяснилось, что, несмотря на незаурядные физические данные, Саул не обладал качествами, необходимыми для богоугодного царствования. Первым показателем несоответствия Саула царскому званию явилось его неоднократное непослушание передаваемому через Самуила слову Божиему. В отличие от описанной в Книге судей ситуации, при которой, к примеру, Гедеон сам получал от Бога те или иные указания и сам же исполнял их (Суд., гл. 7; 8), с возникновением института царской власти положение изменилось. Теперь, как правило, воля Божия открывалась пророку, который сообщал о ней царю, чьим долгом было исполнить открытое через пророка. При таком положении дел важнейшим для поддержания Божиего правления условием являлось безусловное подчинение царя пророку. Саул же отнюдь не всегда внимал Самуилу. Тогда как наиболее очевидные примеры непослушания Саула описаны в гл. 13 и 15, в первый раз (согласно интерпретации, предлагаемой настоящими комментариями) мы сталкиваемся с примером такого непослушания уже в гл. 10. В подтверждение данного ему Самуилом помазания Саулу предстояло получить три знамения. Получив их, он должен был (как говорит Самуил в гл. 10,7) делать, «что может рука» его, а затем возвратиться в Галгал и там ожидать дополнительных указаний относительно битвы с филистимлянами, которую неизбежно спровоцировало бы исполнение им первого из предписаний пророка. Если бы Саул последовал этой схеме, он тем самым доказал бы свою готовность подчиниться Божиему правлению и пригодность к восшествию на престол Израиля. В то же самое время он продвинулся бы на один шаг ближе к воцарению, которому должно было предшествовать преодоление трех этапов: освящения, т.е. помазания; доблестного деяния того, «что может рука твоя» (см. ком. к 10,7); окончательного утверждения в качестве царя народом и пророком. К своему несчастью, Саул уклонился от намеченного ему пути и форсировал восшествие на престол. Описанная в гл. 11 победа Саула над аммонитянами оказалась достаточной для признания его народом, однако, как явствует из тона речи Самуила в гл. 12, пророк считал, что царское достоинство первого царя еще должно было подвергнуться испытанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ионафан, сын Саулов ходил в поле стрелять для развлечения 59 . Железное оружие было необходимо в войне с филистимлянами, у которых промышленность и военные приспособления были развиты несравненно более, чем у восточных соседей евреев. Потому то писатель книги Царств и упомянул об отсутствии у евреев мечей и копий именно перед войной с филистимлянами, чтобы показать, в какую неравную борьбу вступали евреи. Никаких других выводов, кроме этого, нельзя делать из его замечания. Относительно последнего аргумента разбираемой гипотезы, именно, что Саул получил от Самуила заповедь ждать его в Галгале 7 дней, и Саул действительно ждал его в Галгале 7 дней перед войной с филистимлянами, следует сказать, что этот аргумент основан на неправильном понимании 8 ст. 10 гл. 1Цар. Как понимают его другие ученые и как следует понимать, увидим в своем месте, здесь же заметим, что понимание автора гипотезы совершенно не сообразно с контекстом данного места. Если Самуил велел Саулу, непосредственно после тайного помазания, идти в Галгал и там ждать его, то что заставило Самуила сделать народное собрание в Массифе для утверждения Саула на царстве? Событие это и сам автор гипотезы ставит между повелением идти в Галгал и пребыванием Саула в Галгале перед войной с филистимлянами. Избегая несуществующих противоречий в тексте, он сам впадает в действительное и резкое противоречие: рассказавши о том, что произошло между Самуилом и Саулом в Галгале перед войной с филистимлянами, он, тем не менее, говорит о торжественном помазании Саула после войны с аммонитянами, бывшей, по его мнению, после войны с филистимлянами. Каким образом и зачем Самуил, навсегда отвергнутого им царя чествовал и утверждал на царстве?.. Без сомнения, чувствуя это противоречие, он намеренно изображает фальшиво столкновение Самуила с Саулом в Галгале, глухо говоря только о сильном неудовольствии Самуила, тогда как текст прямо говорит об отвержении Саула и решении пророка дать евреям другого царя. Что война с аммонитянами ожидалась при самом избрании Саула и что она, по всем признакам, должна была произойти раньше столкновения с филистимлянами, это выше всякого сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

гл. 13–17). Иеффай, в уповании на помощь Божию, против Аммонитян, и поразил их (Суд. гл. 11). Давид, в уповании на Бога, вступил в единоборство с Голиафом и поразил его (1 Цар. гл. 17). Высокую веру Давида показывают многие и великие подвиги его, описанные в первой и второй книге царств, а также его псалмы и особенно пророчественные. Самуил молитвою веры испросил у Бога своему народу победу над Филистимлянами (1 Цар. гл. 7); и другие дела его, как пророка, свидетельствуют о крепкой его вере и уповании на Бога ( 1Цар. 17–31 ). И другие пророки. Упомянув о пророке Самуиле, Апостол указывает и на других пророков: потому что самое звание пророков свидетельствует о том, что они исполнены были веры и действовали по вере. Братия! Чему научают нас предложенные примеры подвижников веры? Они показывают, как необходима нам вера. Они напоминают нам, что без веры не возможно угодит Богу ( Евр.11:6 ). Видим мы, как вера воспитывает великих подвижников благочестия, как возвышает их души от земли к небу, делает их твердыми и непоколебимыми среди всяких скорбей настоящей жизни. Предложенные примеры внушают нам, как много должны мы заботиться о том, чтобы нам не ослабевать в истинной вере, но всегда более и более утверждаться в ней. Очами веры мы должны всегда созерцать вездеприсущего Бога, по примеру праведника, который говорит: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся ( Пс.15:8 ). Очами веры должны мы всегда и везде видеть пред собою Господа Спасителя, говорящего всем истинно верующим в Него: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Вера говорит нам, что и Дух Святый всегда с нами и в нас, по обетованию Господа Спасителя: Аз умолю Отца и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век ( Ин.14:16 ). Предложенные примеры напоминают, что и мы все на этой земле странники, и что отечество наше на небе. А потому, как древние патриархи – Авраам, Исаак и Иаков были странниками на обетованной земле, помышляя о граде небесном ( Евр.11:10 ); так и мы, кто бы в каком состоянии ни был, кто бы какие обязанности ни исполнял, и кто бы в каком возрасте ни находился, все должны всегда помнить, что на этой земле мы на короткое время, что здесь мы – не дома или не в своем постоянном отечестве, что здесь мы должны идти путем благочестия и добродетелей, идти к отечеству небесному, воспитывать в себе любовь к Богу и ближним, усовершать себя во всех доступных нам добродетелях, по учению Господа Спасителя, чтобы соделаться достойными обителей небесных, обещанных нам по беспредельной благости Отца небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Нечестивый состязатель оставлен Духом Божиим после того, как стал мыслить противно Духу Божию. Если он останется при этом образе мыслей, то справедливо услышит от нас слова, которые Самуил сказал Саулу: уничижит тя Господ не быти тебе царем во Израиле (1 Царст. 15, 23). Если он сделался недостойным за то, что презрел повеление Божие только в делах, которые он делал, то какое наказание справедливо должно пасть на того, кто восстал против божеского величия Господа? Теперь на вас обязанность исцелить язвы, им сделанные, и уврачевать тех, которые заражены его учением. Твердо стойте на стопах ваших, противясь тому, который уже пал, как показывают слова его. Великодушно перенесите те огорчения, какие он нанес вам. Он делал вам обиды, он делал вам притеснения: но тоже самое потерпел от своих и Тот, кто для нашего спасения принял естество человеческое, чего не признает в нем этот вероучитель. Потому никто не должен сетовать на его умыслы против кого-нибудь из вас. Примером великодушия и твердости для вас есть Стефан, первый мученик за Христа. Когда толпы неверующих скрежетаху зубы нань ( Деян. 7, 54 ), он, последователь Христов, не умолчал о том, что видел: среди разъяренной толпы, среди врагов веры, он возгласил, что видит отверстые небеса и Сына человеческого, за которого он страдал, стоящего одесную Бога (7, 55). Долго было бы говорит о всех. которые купили себе вечную жизнь или смертию или исповеданием. Вы, которые изгнаны им из Церкви, имеете для себя назидательный пример, почти в наше время бывший, в блаженной памяти Афанасие, мудром святителе александрийской Церкви. Кому не может послужить ободрением его терпение? Кому не будет в назидание его твердость? В ком не поддержит упования его радостное для многих возвращение на прежнее место? Он изгнан гонителем Арием, но возвращен Господом, сопутствующим ему. Был в темнице, был среди мучений: неудивительно, что муж апостольский перенес те самые страдания, в которых подвиг ставил себе в похвалу апостол (2 Коринф. гл. 11). Во всем этом он последовал ему, говорившему о себе, что он находит удовольствие в своих страданиях (12, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

10 пойди прежде меня в Галгал. Самуил предписывает Саулу, после того, как тот сделает «что может его рука», явиться на встречу с ним в Галгал с тем, чтобы пророк жертвоприношениями освятил предстоящую битву и дал помазаннику новые указания. для принесения всесожжении. См. Лев. 1,3–17 . мирных жертв. Мирные жертвы описаны в Лев., гл. 2. 10 Бог дал ему иное сердце. См. 10,6 и ком. 10 неужели и Саул во пророках. Эти слова стали пословицей, которой выражают удивление при виде того, что кто-то занимается чем-то ему несвойственным. Люди, прежде знавшие Саула, крайне удивились, увидев его среди ревнителей веры. В связи с этим они могли предположить: либо Саул действительно переменился, либо же просто действовал необычным для себя образом. Второе предположение представляется более правдоподобным, ибо в его пользу, в частности, говорит явно ироническое употребление пословицы «Неужели и Саул во пророках?» (19,24). 10 а у тех кто отец? Ввиду того, что слово «отец» может означать и руководителя группы пророков (напр., 4Цар. 2,12; 6,21 ), человек, задавший этот вопрос, возможно, хотел узнать, кто именно предводительствует данной конкретной группой. 10:14–16 Третье из назначенных знамений исполнилось (см. ком. к 10,2–6), однако Саул не делает, как должен был бы, «что может его рука» (см. ст. 7; 13,3 и ком.). 10 созвал Самуил народ. Отказавшись от исполнения данного ему Самуилом предписания (ст. 7), Саул не привлек к себе всеобщего внимания, и теперь, чтобы донести до народа Божественный замысел, пророк должен прибегнуть к другому средству. Первые слова его речи к собравшемуся народу (ст. 18) весьма напоминают обычное начало пророческих обвинительных речей (см. ком. к 2,27–36). Собственно же процедура выбора Саула очень сходна с процедурой определения виновного в том или ином проступке (ср. гл. 14; Нав., гл. 7). 10 указано колено Вениаминово. Избрание определялось жребием. О бросании жребия см. Лев. 16,8–10 ; Чис. 26,55 . Могли также использоваться урим и туммим, о которых см. Исх. 28,30 ; Чис. 27,21 ; Втор. 33,8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

С одной стороны по нему проходит указываемая нами выше разделительная линия между той и другой частями страны Ханаана; с другой та и другая именно в области этого колена имеют более удобный путь для соединения. В том и другом отношении колено Вениаминово было весьма важно для того, кто обладал или хотел обладать всем Ханааном. «Вениамин стоит стражем между двумя большими коленами (Ефремовым и Иудиным), говорит Гофман; ему вверен важный ключ: он страж важнейших ущелий с обеих сторон». 195 Таким важным географическим значением колена Вениаминова объясняется то, что территория этого колена играет важную роль в истории борьбы за обладание Ханааном во все времена. 196 Филистимляне хорошо сознают важное в стратегическом отношении значение гор и ущелий Вениаминовых и в своем стремлении держать в своей власти израильтян стараются главным образом овладеть теми горами и ущельями. Борьба Израиля с филистимлянами сосредоточивается преимущественно на территории колена Вениаминова и в частности около его гор и ущелий на указанной нами линии, – так при Самуиле ( 1Цар.7:5–12 ), при Сауле (гл. 13. 14) и Давиде (5:25). В колене Вениаминовом и именно вблизи указанной нами линии филистимляне имеют свой наблюдательный пост и во время перемирий с Израилем ( 1Цар.10:5; 13:3 ). Но где труп, там и орлы. Мы знаем уже, что колена, наиболее страдавшие от врагов, давали из себя и освободителей от них. Так и теперь. Колено Вениаминово становится центром господства филистимлян над Израилем. В нем по преимуществу сосредоточиваются и силы последних для отражения первых, – из его области и из него самого происходят и первые освободители Израиля из руки филистимлян. 197 Раму, город этого колена, Самуил избирает местом своего постоянного жительства, – города этого колена Вефиль и Массифу посещает он из года в год и судит Израиля во всех сих местах ( 1Цар.7:16,17 ), т. е., как не совсем безосновательно объясняет Гретц, разбирает тяжбы жителей этих и окрестных мест, обличает и убеждает их оставить идолопоклонство и чрез то укрепляет их для борьбы с Филистимлянами ( 1Цар.7:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

67 Хиресун значительное селение на берегу моря, почти под 41° с. ш. и 36° в. д., невдалеке от Требизона (верстах в 5О-ти). Автор здесь говорит о полиции турецкой, что едва они не были узнаны, – буквально сказано: «чуть не посадили нас в тюрьму». 68 Шейх значит старейшина. Когда Шамиля величают имамом, то всегда называют его Шемуиль, но не Самуилкак пишут у нас некоторые. (См. о перемене имени этого в статье о Шамиле, Русское Слово, за Декабрь 1859 г., стр. 219). 69 Шавваль 10-й месяц лунного года. В нынешнем году он начался 7-го Апреля. В показании года автор сделал ошибку: нынешний считается по Гиджрэ 1276, а не 1275. Мне кажется подобные ошибки у него и в других приведенных им здесь годах. 70 Действительно Мохаммед-Амином сделаны многие укрепления (Махкама) и большая часть из них сожжены русскими; в числе их Бугундурк и Кудак, который сжег адмирал Серебряков, как я мог заключить из его разговора с Мохаммед-Амином. 71 Мой ответ написан также по образу мусульманских сочинений потому что, во-первых, и весь смысл его далек от того, чтобы ему назваться европейским; во-вторых потому, что долг красен платежом: я хотел угодить Мохаммед-Амину и писал по образцу его брошюры. 72 Это не трудно; стоит только знать астрологические месяцы (с 9-го марта по 9-е февраля) и считать зодиаки по порядку. Например, так: солнце 9-го марта вступает в Овен, 9 апреля в Телец, 9 мая в Близнецы, и т. д. В високосных годах в марте вместо 9 надо взять 8. 73 10-го месяца лунного года. В этот день, (28 апреля) я составил и окончил мой ответ на вопрос Мохаммед-Амина. 74 См. Коран, гл. 8, ст. 90. Оба слова значат множество, теснота: значит многолюдный город (см. примечание 2). Перемена м на б, по уверению восточных филологов, чисто идиоматическое проявление (см. Бейзави, в толковании приведенного стиха). 75 См. Гибон, The decline and fall etc. m. L. Он же отвергает эту величину и уверяет, что Мекка никогда не была многолюднее Марселя Это скорее неосновательное предположение, чем исторический факт; остроумный скептик не составляет исключения в изучении древних географических сведений: они столько же темны для него, сколько и для других, особливо в отношении древнейшей Аравии.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Ибо возбуждаемый книжниками юноша величался, как тщательно сохранивший законную правду и, гордясь своею праведностью и благостью, говорил: Учителю благий, что сотворив, живот вечный наследую? ( Мф.19:16 ). Поскольку же он мнил о себе, как о человеке великой праведности, то Господь желая отнести к Богу всякую благость, чтобы никто из носящих плоть не приобретал гордости, сказал, что никто не благ, кроме Бога: что мя глаголеши блага, никтоже благ токмо един Бог (ст. 17) Сам Он, будучи Богом и благим, сказал сии слова для того, чтобы в вопрошавшем Его истребить надменность и самомнение о своей праведности, и чтобы обличить его сердце, так как он устами называл Господа учителем благим, а между тем не пребывал в Его благом учении. А что Он благ, тому научает сам, говоря; много добра дела сотворил я среди вас; за кое их дело камение мещете на мя ( Ин.10:32 )? Для кого не ясно это и не очевидно, особенно когда так много Его творений действительно благих и называемых благими? Божественное Писании повествует о многом благом; благ, говорит, был Саул, сын Кисов от колена Вениаминова: высок паче всех людей от рамен и выше ( 1Цар.9:1,2 ); и еще: благ бе Самуил пред Господем и человеки (гл. 2:26); и еще: блага последняя словес паче начала ( Еккл.7:9 ): и еще: отверзи сокровище твое благое, небесное ( Втор.28:12 ). Если все эти творения, называемые благими, через Него и от Него получили бытие, то не должно ли несомненно признать благом родоначальника их? Но дабы более не продолжать о сем речи (ибо мы сказали об этом очень пространно), перейду к дальнейшему разбору каждого их мнения. Они, дерзкие, приводят еще некоторые изречения, тайно всевая ложную мысль о умалении достоинства Искупителя их, если только они искуплены. Ибо когда матерь сынов Зеведеевых приступила к Господу и просила, чтобы один сын ее сел одесную, а другой ошуюю, когда Он приидет во царствии своем, то Господь сказал ей: не веста, чего просита; можета ли пити чашу, юже аз имам пити; они же глаголаста Ему: можева; и глагола им: чашу убо мою испиета, а еже сести одесную мене и ошуюю мене, несть мое дати, но имже уготовася от Отца моего ( Мф. 20:21,22,23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

е. св. мучеников, о которых ясно сказано: непщевани быша во очию безумных умрети, и вменися озлобление исход их, и еже от нас шествие сокрушение: они же суть в мире ( Прем. 3:2,3 ). Они, как говорит сам Спаситель, живы Богу; ибо Бог несть мертвых, но живых». Св. Иоанн дам.: «Святые не суть мертвые. Ибо с тех пор, как Имеющий сам в себе жизнь и Виновник жизни причтен был к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него». Св. Кипр. Пис. к Фортунату: тв. т. 2 с. 335: К. 1861. Св. Григ. б. Слов. 21: тв. ч. 2 с. 176. М. 1843. Пр. Иер. Прот. Вигил.: тв. т. 4 ч. 2 с. 283. Пар. 1706. Св. Кир. ал. Прот. Юлиан. кн. 10: тв. т. 6 с. 339. Пар. 1638. Св. Иоан. д. Точн. изл. прав. Вер. с. 264. М. 1844. 863 «Граждане (царства духовного) суть все св. люди, как бывшие прежде, так и настоящие и будущие, и все св. духи, кои в горних селениях небесных с благоговейною преданностию повинуются Богу, будучи чужды нечестивой гордости диавола и его аггелов. Царь сего града есть сам Господь Иисус Христос, Слово Отчее, управляющее высшими ангелами, и соделавшееся человеком, дабы управлять и людьми и возвести их с собою в вечное царство мира». Бл. Авг. О т., как оглаш. люд. необразов.: хр. чт. 1844 г. ч. 3 с. 49. 864 Ориген : «Апостол называет нас общниками и святых. И не удивительно. Ибо если говорится, что мы имеем общение со Отцем и Сыном; то как не имеем его и со святыми, не на земле только, но и на небе находящимся, когда Христос кровию своею умиротворил небесное и земное, чтобы земное ввести в общение с небесным? Истину сего очевидно показывает Господь, когда говорит, что радость будет на небеси о едином грешнице кающемся ( Лк. 15:7 ), что в воскресении яко ангели Божии на небеси суть ( Мф. 22:30 ), и что вообще люди наследуют царствие небесное». Бл. Августин: «Души усопших благочестивых не отделяются от Церкви, которая и ныне есть царство Христово. В противном случае, их не воспоминали бы на алтаре Божием во время литургии… Ибо не потому ли это и бывает, что и усопшие верующие суть члены ее»? Ориг. Бес. на лев. чл. 4: тв. т. 2 с. 200. Пар. 1733 г. Бл. Авг. О град. Бож. кн. 20 гл. 9: тв. т. 7 с. 443. Антв. 1700. 866 Не вообще какие-нибудь два знаменитые мужа, подобные Моисею и Самуилу, как толкуют протестанты, но именно Моисей и Самуил. Св. Злат. Бес. на Матф. 5 : ч. 1 с. 95. М. 1846. Бес. на 1 п. к сол. с. 17. Спб. 1859. Слов. прог. иуд. 8: т. 3 с. 663. Спб. 1850. Пр. Иер. Толк. на Иерем.: тв. т. 3 с. 599. Пар. 1704. Св. Григ. дв. Нрав. прав. кн. 9 гл. 16: тв. т. 1 с. 300. Пар. 1705. Бес. на еванг. 28: кн. 2 с. 93–94. Спб. 1860. 867 В последнем из указанных мест говорится о посредстве человека-грешника? Но если принимал участие в судьбе братий своих, живших на земле, грешник: то не паче ли принимают участие в судьбе нас – христиан, братий же своих о Господе, святые?

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010