Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАЖЕН МУЖ [греч. Μακριος νρ; церковнослав.    ], в правосл. богослужении - название 1-й кафизмы Псалтири (Пс 1-8) или ее 1-й «славы» (1-й трети, «1-го антифона» - Пс 1-3) по начальным словам Пс 1. 1: «                ». «Б. м.» обычно поется на праздничной вечерне (как в составе всенощного бдения, так и отдельно) под воскресные и праздничные дни. Появление «Б. м.» как самостоятельной литургической единицы связано с палестинским разделением Псалтири на 20 кафизм; к тем традициям, где бытовало иное деление Псалтири, термин «Б. м.» неприложим. Тем не менее, поскольку в богослужебных системах древней Церкви Псалтирь, как правило, пропевалась или прочитывалась за неделю, ее начальные псалмы часто стихословились вечером в субботу или утром в воскресенье. В кафедральном богослужении К-поля VI-XII вв.- «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых...» (Пс 1.1). Хлудовская Псалтирь. IX в. (ГИМ. 129 д. Л. 2) «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых...» (Пс 1.1). Хлудовская Псалтирь. IX в. (ГИМ. 129 д. Л. 2) песненном последовании - Пс 1 и 2 с припевом «Аллилуия» составляли 1-й изменяемый антифон в субботу вечером, с к-рого начиналось пение рядовой Псалтири ( Арранц. С. 281). В старом (до реформ ХХ в.) римском обряде стихословие Псалтири начиналось на воскресных nocturnae (ночная служба) ( Taft. Liturgy of the Hours. P. 137). В Типиконе Hieros. S. Crucis. 43 - памятнике иерусалимского богослужения IX-X вв., описывающем богослужение страстной и пасхальной седмиц в соборном иерусалимском храме Воскресения,- «Б. м.» поется в Великую субботу вечером (Дмитриевский. Богослужение. С. 172-173). В богослужебных системах, придерживающихся палестинского деления Псалтири, 1-я кафизма была также закреплена за вечером субботы. Древнейшая известная рукопись палестинского Часослова (Sinait. gr. 863, IX в.) начинается с 1-й кафизмы, без указаний, когда следует ее исполнять; вслед за кафизмой выписан 1-й час и др. службы суточного круга (Mateos. Un horologion. P. 48). Издатель Часослова Х. Матеос объясняет необычное положение кафизмы в рукописи тем, что переписчик, начав переписывать литургическую Псалтирь, впосл. изменил свое намерение и решил переписывать Часослов (Ibid. P. 60). Такое объяснение представляется неубедительным, потому что в заглавии рукописи (помещенном перед 1-й кафизмой) указано: «Часослов по уставу Лавры святого отца нашего Саввы». Палестинское деление Псалтири вошло в Студийский устав , как и в более поздний Иерусалимский.

http://pravenc.ru/text/ Блажен муж .html

Слово на воскрешение Лазаря Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 2 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 Вступительная статья Вниманию читателей предлагается перевод проповеди одного из выдающихся отцов христианской Церкви — святителя Амфилохия Иконийского (IV в.) 1 , который известен довольно широкому кругу людей как представитель каппадокийской богословской школы. Еще при жизни святитель Амфилохий пользовался большим уважением в Церкви 2 , поскольку внес огромный вклад в борьбу с арианством. Его сочинения были широко известны и пользовались большим авторитетом в древней Церкви. Однако несмотря на такое значение святителя Амфилохия, его творения долгое время оставались малоизученными и неизвестными русскому читателю. В этой публикации мы предлагаем знакомство с одним из лучших сочинений святителя Амфилохия Иконийского — словом о Лазаре четверодневном. Это сочинение привлекает к себе особое внимание и любовь легким слогом и высоким, вдохновенным стилем. Слово о Лазаре характеризует автора как искусного проповедника и опытного экзегета, владеющего широкими познаниями в области риторики и Священного Писания. Вся проповедь строится на одном тезисе: воскрешение Лазаря — это самое превосходное чудо, совершенное Господом. Этот тезис святой Отец последовательно раскрывает в проповеди. Уже в самом начале автор выделяет воскрешение Лазаря из всех деяний Господа как неопровержимое свидетельство Божественного достоинства Христа. Другая сторона проповеди — это обличение иудейского неверия. На всем протяжении Слова святитель Амфилохий постепенно показывает, как Господь “премудро все устроил”, что сами иудеи стали свидетелями воскрешения Лазаря и удостоверились в этом чуде. Характерной чертой многих сочинений Амфилохия Иконийского является беседа Христа с участниками евангельских событий, которая хотя и не содержится в Евангелии, однако дополняет собой сюжет и придает ему большую выразительность. В Слове на Лазаря автор также прибегает к своему излюбленному методу и через диалог Христа с Марфой укрепляет малодушие сестры Лазаря верой в воскресение ее брата. Это придает слову простоту и живость восприятия. По своему содержанию и построению проповедь о воскрешении Лазаря является прекрасным памятником христианского красноречия и образцом православной экзегезы.

http://pravmir.ru/slovo-na-voskreshenie-...

Вечернее богослужение во вторник первой седмицы Великого поста в Сретенском монастыре 8 марта 2011 г. Рейтинг: 8.7 Голосов: 126 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Вера 31 марта 2014, 21:19 Дорогие отцы, объясните пожалуйста является ли книга Новый Завет и Псалтирь от Христианского общества " ГЕДЕОН " православной? галина 4 марта 2014, 22:24 слава Богу за такую возможность!как будто в Храме побывала!работаю на улице.поэтому нет возможности побывать ни утром ни вечером.а душа просит.слушала запись-сердце пело! Дария 4 марта 2014, 14:03 Спаси Господь! Приход за 330 км. Оксана Петру 20 марта 2013, 01:43 Спасибо большое за возможность прослушать Великопостые службы на русском языке,действительно душа радуется.Спасибо всем вам за ваш труд. Оксана, Кипр. Странник 19 марта 2013, 23:43 Прочитал дифирамбы. Восторг людей мне понятен, marija даже предлагает мозг Богу отдать, только беда твоя marija в том что мозг твой ,да любой мозг Богу не нужен. Ему нужно сердце наше очищенное от страстей. В другой будь повнимательней когда начинаешь разглагольствовать. О службе. Хор-профессионалы ничего не скажешь, но есть одно но. Не оправдано длинная пауза между ирмосами и припевами, между катавасией и ирмосом и между тропарями и припевами. Мне лично больше нравится когда читает игумен Тихон. После Патриарха Кирилла он первый чтец, кому бы я отдал пальму первенства. Жаль что он не весь канон читает как это было два года назад. О.Ивов мог подготовится получше, всё таки трансляция на весь мир идет. А один иеромонах из-за неоправданно больших пауз(очевидно) на 6-й песне не дождался припева сходу на тропарь перешёл. Всё это конечно мелочи если не учитывать того,что Сретенский монастырь лицо нашей Великой державы, а хор-лицо монастыря. Написал я это не для того,чтобы кого-нибудь обидеть просто считаю что критика должна иметь место, чтоб не расслаблялись. Простите меня грешного. Владимир 19 марта 2013, 21:52 Конечно очень здорово слушать аудиозапись и одновременно самому читать канон святого Андрея Критского. Спасибо вам огромное. Хор поёт божественно!

http://pravoslavie.ru/45169.html

Мирянин в священном сане Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 2 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 Диаконы поставляются от епископа, и выдающийся епископ нашего времени митрополит Антоний Сурожский не только поставлял в диаконы, но и с особой тщательностью наставлял, как предстоит служить. Это весьма ценно, ведь диаконское служение часто понимается суженно. Диаконство часто ограничивают одной лишь красотой голоса, придающего службе особенно торжественный характер, или рассматривают как промежуточное состояние перед поставлением в иереи. В противоположность этому узкому пониманию диаконства митрополит Антоний, говоря о диаконском служении, задает ряд направлений, каждое из которых представляет собой поприще длиною в жизнь, — поприще, которое можно со всем основанием назвать путем духовного восхождения. В первую очередь митрополит Антоний говорит об исторически сложившемся представлении о диаконстве. “Первые диаконы были поставлены для того, чтобы быть выражением милосердной любви Церкви” 1 . Действительно, в древней Церкви диакон был помощником епископа в деле церковной благотворительности. А сейчас диакон чаще всего — помощник священника за богослужением. В чисто административном плане задачи современных диаконов совсем иные. Однако если древняя Церковь для диаконства избирала “мужей молитвы, чтобы сделать их орудием любви среди тех, кто беден, кого коснулось несчастье, кого сразило горе” (с. 241), то и современные диаконы по характеру своих обязанностей призваны к служению любви. Через них проходят горы записок о здравии и упокоении. Порой в этих записках помимо имен встречаются два-три слова с криком о помощи. Недавно на молебне мне попалась записка, а в ней рядом с именем было написано не только о здравии, но и об “обретении веры”. Кто знает, какие муки стоят за этими словами. Трудно бывает иногда просто оказать внимание пришедшему в церковь человеку, а еще труднее принять во внимание его особые обстоятельства в обретении веры, сделать это не по должности, сквозь зубы, но из естественного человеческого сострадания. Но митрополит Антоний говорит о еще большей

http://pravmir.ru/miryanin-v-svyashhenno...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем или Алфавитная синтагма М. Властаря Епитимия. Комментарии: Иеромонах Матфей Властарь . О епитимии О том, что кающихся не должно отвергать 52е правило святых Апостол: аще кто епископ, говорит, или пресвитер обращающегося от греха не приемлет, гнушаясь, отвергает, подобно древнему оному Навагу (добавление, имеющее свое основание в прав. Вс. 8м; VI Вс. 43,102; Вас. Вел. 74. Пост. Ап. 2,15, 40, взято из Вальс. толк, на пр. Patr. Curs.Compl. Tomp. 137, р. 144), да будет извержен из священного чина, как опечаливающий Христа рекшаго: «Радость бывает на небесах о едином грешнике кающемся» ( Лук.15:7 ), – Который для спасения грешников низшел, преклонив небеса, Который сказал: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние ( Мф.9:13 ) и человеколюбие Которого не превосходит ни один из наших грехов» (добавление – из Вальсамона. Ibidem); к тому же и чрез пророка взывает: «глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» ( Ис.43:26 ). – Ищи в след. 7й гл. прав. 46е (55е) Карфагенского собора. А 2е правило собора Лаодикийского: уличенных в различных согрешениях и чрез исповедание и соответствующее злу покаяние показавших последующую жизнь, диаметрально противоположную, как говорят, прежней, повелевает удостаивать божественного причащения, не по причине усердия их, но ради милосердия Божия и неизреченной благости. О местах покаяния Кающиеся разделяются на четыре степени: на плачущих, слушающих, припадающих и купностоящих. – Плачущие – те, которые стоят вне врат молитвенного храма и от входящих и исходящих верных просят молитвы и прощения греха; слушающие – те, которые стоят внутри врат в так называемом притворе, слушают божественные Писания и общее учение и потом выходят с оглашенными; припадающие – те, которые стоят внутри церкви, позади амвона, и выходят с оглашенными, когда диаконом будет провозглашено: «елицы оглашеннии» (т.е. изыдите); а купностоящие – те которые участвуют с верными в молитвах и песнопениях, но воздерживаются от причащения святых тайн, доколе по прошествии узаконенного времени, совершенно не получат божественного общения (сн. О степенях покаяния: св. Вас. Вел. прав. 56, 85, 57, 58, 59, 77, 80, 82, 81; св. Григ. Нис. послание к Летоию; school. Harmenop in epitame canon. Can.58; Be. 12; Ант.2; ВасВел. 4,61,64,75,83; Анк. 1,5,6,8,16,22; Лаод. 5,6,15; Const. Apost. Cap. 12; Анк. 4,25; толк. Зон. и Арист. На 11 и 14 правила Всел. Соб.). О том, что епископу предоставляется право сокращать или продолжать епитимий кающимся, смотря по их расположению

http://azbyka.ru/cerkovnye-kanony-o-epit...

Сербская Православная Церковь и оккупационные режимы на территории Югославии в 1941–1945 гг. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 2 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 Судьба Сербской Православной Церкви в годы Второй мировой войны до сих пор остается одной из малоизученных тем в отечественной историографии. В последние годы в периодической и научной печати появился ряд публикаций, посвященных по большей части трагическим событиям на территории образованного в апреле 1941 года Независимого государства Хорватии (“Независна Држава Хрватска”). Авторы этих публикаций в той или иной степени касаются и положения СПЦ. Тем не менее положение СПЦ на остальных территориях оккупированной Югославии и характер взаимоотношений Церкви с различными оккупационными режимами по-прежнему остаются практически не освещенными. В то же время эти вопросы представляются нам существенными и важными для всестороннего изучения этого периода истории как Югославии, так и Сербской Православной Церкви. Предлагаемый вниманию читателя обзор не претендует на всестороннее и полное рассмотрение всех сторон жизни и деятельности Сербской Церкви на территории оккупированной Югославии. Решение подобного рода задач требует куда более полного и глубокого исследования и явно выходит за рамки одной небольшой публикации. Мы же хотим всего лишь постараться дать краткую характеристику положения СПЦ в различных оккупационных зонах, выявить некоторые особенности во взаимоотношениях Церкви с оккупационными властями и определить основные факторы, на эти взаимоотношения влиявшие. После нападения Германии и ее союзников 1 , поражения и краха Югославии в апреле 1941 года каноническая территория СПЦ оказалась разделенной целым рядом оккупационных зон, в каждой из которых положение Церкви имело свои особенности. В целом можно сказать, что для первых недель оккупации характерно открыто враждебное отношение всех оккупационных сил как к сербскому населению в целом, так и к Сербской Церкви в частности. В качестве одной из основных его причин можно назвать активную роль церковных деятелей в путче 27 марта 1941 г., в результате которого было сорвано присоединение Югославии к Тройственному пакту 2 .

http://pravmir.ru/serbskaya-pravoslavnay...

О Святейшем Патриархе Пимене Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 2 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 1. Память всех святых в земле российской просиявших Слово об избрании Патриарха Пимена 20 июня 1971 г. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня Русская Церковь празднует святых своих. Нет края Русской земли, который не трепещет сейчас радостью, не сияет славой подвига многообразной христианской святости. И нет края Русской земли, который не содрогается сейчас воспоминанием и переживанием великого страдания, которое прошло через нее за столетия нашей истории. Святые понесли крест доброй воли, отдали свою жизнь, и миллионы лю­дей на нашей многострадальной земле в сложной и порой страш­ной ее истории понесли ужас страданий, — непрошены, нежеланны, — только терпимы. И думая сейчас о святых, слава которых сияет перед лицом нашего народа, думая сейчас о тех, которые у Престола Господня молятся за Русскую землю, будем вспоминать тех, которые понесли добровольный крест, тех, кото­рые вошли в великую скорбь и великое страдание, и будем мо­литься о том, чтобы и их молитвы низвели на нашу Родину покой и мир и открыли пути к свободной, сияющей вере. Всего несколько недель тому назад Русская Церковь избрала нового Патриарха. Перед ним лежит путь крестный. Он — мо­литвенник и печальник о Церкви родной, но и о всей Русской земле, и тяжесть ее тяжело будет гнуть крепкие его плечи. Будем молиться не только устами, не только потому, что так положено, но потому, что нуждается он в любви, в живой, сердечной любви, в доверии и в молитвенной поддержке всех чад Церкви Русской. Будем молиться о новопоставленном нашем Патриархе. Он — человек большой и простой веры. Семнадцати лет он принял монашеский подвиг и с тех пор несет свою веру открыто, как щит, перед лицом всех людей. Мы не знаем, что это значит в той обстановке. Знают это другие, — их вы­бор поставил на патриарший престол теперешнего Патриарха Пи­мена. Будем молиться о том, чтобы Господь, благодать Кото­рого восполняет все недостающее, сила Которого совершается в немощи, — чтобы Этот Господь был его мудростью, — не земной, а вечной, его крепостью — не человеческой, а Божест­венной.

http://pravmir.ru/o-svyateyshem-patriarh...

Преподобный Максим Исповедник в дискуссиях Востока и Запада Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 2 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 В великом сонме святых Отцов преподобный Максим Исповедник занимает одно из самых почетных мест. Истинный подвижник, выдающийся богослов, вдохновленный Святым Духом тайнозритель и тончайший любомудр, он в один из труднейших периодов истории Церкви, когда ересь монофелитства, казалось, готова была уничтожить Православие, мужественно встал вместе с немногими соратниками на защиту правой веры, стяжав мученический венец 1 . Многочисленные творения Преподобного вошли в обильнейшую сокровищницу святоотеческого Предания, хотя, конечно, можно констатировать, что преимущественным вниманием последующих православных читателей пользовались его духовно-нравственные и аскетические сочинения. Яркий пример тому — известный сборник лучших плодов святоотеческой духовности “Добротолюбие”, в который включено наиболее популярное произведение преподобного Максима — “Главы о любви”. Впрочем, следует заметить, что, хотя преподобный Максим как духовный писатель и богослов всегда жил в церковном Предании, подлинное “открытие” его творчества произошло лишь в XX столетии. И первопроходцами здесь были русские православные ученые. Уже в конце XIX в. появляется достаточно серьезная для своего времени монография Ивана Орлова, посвященная христологии преподобного Максима 2 . Позднее изучением наследия преподобного Максима занялся молодой и одаренный киевский патролог С. Л. Епифанович. Написав о преподобном Максиме сначала кандидатскую диссертацию, он затем продолжил свою работу и завершил магистерскую диссертацию, представлявшую из себя монументальный труд. К сожалению, этот труд, уже набранный, так и не увидел свет в связи с первой мировой войной и начавшейся революцией 3 . Молодому ученому, который и сам вскоре умер, не дожив до 32 лет, удалось издать две небольшие части своего труда: блестящее патрологическое эссе “Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие” (вышло в свет в 1915 г.) 4 и текстологическое исследование, содержащее публикацию ряда неизвестных ранее “Житий” и творений преподобного Максима (или приписываемых ему сочинений) 5 . Сергеем Леонтьевичем Епифановичем был начат и перевод одного из главных творений преподобного Отца — “Вопросоответов к Фалассию”, который перед самой революцией начал выходить в “Богословском Вестнике”, но так и не был закончен. Вообще в России планировалось, судя по всему, издать полный перевод всех творений преподобного Максима, и за это дело взялся совместно с С. Л. Епифановичем профессор Московской духовной академии М. Д. Муретов, трудами которого увидели свет житийные материалы, относящиеся к преподобному Максиму Исповеднику 6 . Однако и это начинание было прервано трагическими событиями русской катастрофы.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-maksim-is...

Комментарии Женевской Библии на четвертую книгу Царств Введение Автор Третья и Четвертая книги царств первоначально составляли одну книгу, разделены они были позднее. Хотя их автором традиционно было принято считать Иеремию, однако большинство современных исследователей отвергают эту версию, оставляя вопрос об авторстве открытым (см. Третья книга царств. Введение: Автор). Характерные особенности и темы Четвертая книга царств начинается с царствования царя Охозии в Израиле и царя Иосафата в Иудее и доводит повествование до вавилонского пленения царя Иехонии. Одной из центральных тем книги является царствование царя Езекии первого великого реформатора храмового богослужения (18,4). После падения Самарии Езекия начал процесс восстановления чистоты веры и богопоклонения. Кульминацией повествования является царствование второго царя-реформатора Иосии (22,3 23,24). Езекия и Иосия явили пример полной преданности Господу, служению Которому они всецело посвятили себя и как личности, и как цари (см. Третья книга царств. Введение: Характерные особенности и темы). Содержание (Продолжение, см. Содержание Третьей книги царств) III. Пророки и цари ( 3Цар. 17,1 4Цар. 8,15 ) А. Пророки и Ахав (17,1 22,40) 1 . Илия фесвитянин (17,1–24) 2 . Илия против хананейских пророков (18,1–46) этого стиха в том, что нечестивый не боится Неправильное поведение Ахава во время священной войны (20,1–43) 5 . Ахав с помощью Иезавели отнимает виноградник у Навуфея (21,1–29) 6 . Осуждение Ахава пророком Михеем (22,1–40) Б. Иосафат, царь иудейский (22,41–50) В. Охозия, царь израильский, противится Илии ( 3Цар. 22,51 4Цар. 1,18 ) Г. Елисей становится преемником Илии (2,1–18) Д. Служение Елисея (2,19 8,15) 1 . Елисей и пророки (2,19–25) 2 . Елисей и война с моавитянами (3,1–27) 3 . Чудеса, творимые Елисеем на благо людей (4,1–44) 4 . Елисей исцеляет Неемана, военачальника сирийского (5,1–27) 5 . Елисей и царь сирийский (6,1–23) 6 . Елисей и осада сирийцами Самарии (6,24 7,20) 7 . Воскрешение Елисеем сына сонамитянки (8,1–6)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Содержание История Иисуса Христа до первой пасхи служения. Ин.1:19–51, 2:1–11. а) Свидетельства Предтечи о Иисусе. б) Первые последователи Иисуса. События с первой пасхи до второй. а) Изгнание торжников из храма. б) Беседа с Никодимом, Ин.3:1–21. в) Последнее свидетельство Предтечи, Ин.3:22–36. г) Беседа с самарянкой. Ин.4:1–42 д) Второе чудо в Кане, Ин.4:43–54. Третье отделение: проишествия от 2-й до 3-й пасхи, гл. 5 и 6. а) Исцеление расслабленного (Ин.5:1–16) с учением о Сыне Божием, ст. 17–47. б) Насыщение 5 хлебами и 2 рыбами народа. Ин.6:1–13 в) Чудо на озере и беседа о небесном хлебе. Ин.6:16–71 Четвертое отделение: дела Христовы после третьей пасхи до четвертой а) Удаление из Галилеи и проповеди в храме в праздник, Ин.7:1–53. б) Новое прибытие Иисуса Христа в храм и проповедь его. Ин.8:1–59. в) Исцеление слепорожденного, Ин.9:1–41. г) Беседа о пастыре. Ин.10:1–42. д) Вечеря в дому Симона и вход в Иерусалим, Ин.12:1–50     Ни один евангелист не начинает так евангелия своего, как начинает св. Иоанн. Другие евангелисты начинают то с родословия Иисуса Христа (Матфей), то с рождения Его (Лука), то с крещения (Марк). Иоанн прежде, чем говорит что-либо о земной жизни Мессии Иисуса, предлагает учение о Слове. Тем более нужно особенное внимание к началу евангелия Иоаннова. В начале бе слово Кто это Слово у Иоанна? Вопрос разрешает сам св. Иоанн, когда в ст. 14 говорит о воплощении Слова и прямо называет Его единородным Сыном Божиим. Тем не менее? видно и то у св. Иоанна, что в ст. 1–4 Слово показывается нам в ином отношении, чем в ст. 5–18. В последнем случае описывается воплощение Сына Божия, как Мессии, Спасителя людей; а в ст. 1–4, показывается Сын Божий в Его божественной природе, без связи со званием Мессии. Откуда у Иоанна Слово его? Не у мудрости ли человеческой занял он Слово? Цельс, враг христианства, прямо говорит, что христиане выдумали называть Сына Божия Словом. Ориген , сколько ни спрашивал у учителей иудейских, известно ли у них наименование Мессии Словом, получал в ответ, что у них ни в книгах, ни в школах, ничего нет подобного (Cont. Cels. Lib. 2. с. 3). Так Слово Иоанна есть собственность его, его, как ученика откровения Божия. Об этом он и сам говорит. Прежде чем писал он евангелие, в своем апокалипсисе свидетельствовал: и увидел я отверзстое небо и се, конь белый, и седящий на нем называется верным и истинным… Он был облечен в одежду обагренную кровию. Имя Ему: Слово Божие ( Откр.19:11,13 ). Вот откуда, из откровения Божия, научился Иоанн о Слове! Он передает учение о Нем не человеческое. Это надобно твердо помнить и для того, чтобы при объяснении учения Иоаннова о Слове не справляться с учением мудрости людской.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010