Не менее важен другой тезис: существуют «незначительные» (букв, «малые») догматы, по поводу которых допустимы разногласия. Это те догматы, которыми, по мнению Григория, можно «пренебречь» ради церковного единства. Третий тезис, содержащийся в цитированном тексте: от Церкви нередко отсекаются не только «нечестивые» (еретики), но и те «самые благочестивые» христиане, которые или отвергли какую-то догматическую формулировку, заподозрив в ней ересь, или уклонились в неправильное понимание одного из «малых догматов». Данный тезис вскрывает существенное различие между Григорием и Киприаном Карфагенским , считавшим, что от Церкви отделяются только «волки, псы и змеи». По мнению Григория, среди отделившихся от Церкви есть те, что остаются верны ей, хотя и оказываются вне общения с ней. Не все христиане, отделившиеся от Церкви, непременно являются еретиками. От богослова требуется чуткость и зоркость, чтобы определить, является ли то или иное учение ересью, несовместимой с общецерковным учением, или разногласием по поводу «малого догмата», допустимым в рамках единой церковной традиции, или вообще «спором о звуках», возникшим в результате недоразумения и непонимания. Основные положения православного учения о единстве Церкви были сформулированы в эпоху Вселенских Соборов, и последующие века не добавили к этому учению чего-либо принципиально нового. Однако расколы второго тысячелетия поставили перед Православной Церковью задачу осмысления темы единства и церковных разделений в новом историческом контексте. После «великого раскола» 1054 года Православной Церкви надлежало сформулировать свое отношение к Католической Церкви, а после возникновения Реформации – к протестантизму. Об отношении Православия к католичеству и протестантизму будет подробнее сказано в специальном разделе. При рассмотрении темы единства Церкви необходимо сказать лишь о том, что Православная Церковь всегда отождествляла себя с единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью, о которой говорится в Символе веры , все же остальные христианские конфессии рассматривались ею как отпавшие от церковного единства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

– Рядом с обителью есть заповедник. К нам приходят лисы, лоси, олени, кабаны, волки. Совы есть. Ежи вместе с кошками из одной миски едят. А где ежи, там и змеи (ужи в основном). Во время наводнения гадюки приплывали. Но на человека никто первым не нападет. Однажды у нас неделю жил лисенок. В тот год выпало много снега, лисенок прятал в сугробах еду, которой угощали его братия, и когда снег потом вывозили вместе с запасами – катастрофа получилась для лисенка. В окрестностях Санаксара много источников. Самый большой – в деревне Алексеевке. Это самое высокое место в округе, поэтому братия называют этот источник «верхним». Отсюда несколько раз в день они набирают воду в бочку из-под кваса и привозят ее в обитель трактором. На территории монастыря установлены резервуары, куда потом насосами закачивается вода из бочки. Пищу братия готовят только на этой воде. Мечтают провести водовод из Алексеевки в Санаксар. Сероводородный источник находится в лесу. Деревья здесь такие высокие, что едва видно небо. На источнике братия установили деревянную купель с «красным углом» и скамейки, на которых можно посидеть в тишине, подышать лесным воздухом. – Когда мы приводили источник в порядок, долго не могли понять, откуда в нем белый налет и почему не вымывается запах серы. Оказалось, это сероводород. Так был обнаружен уникальный источник, который лечит суставы. В регионе такой воды больше нигде нет. – Отец Амвросий, для вас время в монастыре быстро идет? – Летит. Снаружи этого ничего не видно, это внутренняя жизнь. – Что для вас монастырь? – Люди. Братство, сила которого – в единстве. Братию сплачивают молитва и общие послушания. Например, надо что-то разгрузить. Братья дружно несут мешки с картошкой или луком, наместник вместе с ними, все помогают друг другу. В этом состоит братство. Трудники обязательно должны жить братским уставом: служба, исповедь, причастие и физический труд. Раз в неделю у нас все стараются причащаться, иные братья чаще – по два-три раза. Бог выдергивает Своих из мира

http://pravoslavie.ru/105971.html

Было бы долго рассказывать о долине Ахор, т.е. «тревоги» и «смятений», в которой осуждены воровство и жадность ( Нав. 7 ), и Вефиле, доме Божием, где на голой земле нагой и убогий уснул Иаков, и, положив под голову камень, который у Захарии изображается имеющим семь очей ( Зах. 3:9 ), а у Исайи называется камнем краеугольным ( Ис. 28:16 ), увидал лестницу, восходящую до небес, на которой утверждался вверху Господь ( Быт. 28 ), подающий руку помощи восходящим и низвергающий с высоты нерадивых. Поклонилась она также гробу Иисуса, сына Навина, на горе Ефраим, и лежащему насупротив гроба Елеазара, сына Аарона священника: один из них погребен в Фамнаф-Сараи, на северной стороне горы Гааша, другой в Гаваафе сына своего Финееса ( Нав. 24 ); и много удивлялась она, что раздавший владения выбрал для себя местность нагорную и утесистую. Что скажу я о Силоме, в котором еще в настоящее время показывают развалины алтаря и где колено Вениаминово предупредило Ромулово похищение сабинянок ( Суд. 21 )? Она перешла Сихем (не Сихар, как читают многие по ошибке: этим именем в настоящее время называется Неаполь), и вступила в церковь , построенную подле горы Гаризин вокруг колодца Иакова; над ним сидел жаждущий и алчущий Господь и насытил верой самаритянку, которая, после пяти мужей – Моисеевых (пяти) книг, и шестого, которого не решалась объявить мужем, оставив заблуждение Досифея, познала истинного Мессию и истинного Спасителя. На обратном пути оттуда, видела она двенадцать гробниц патриархов, Севастию, т.е. Самарию, которую Ирод, переведши с греческого, назвал в честь Августа – Августою. Там погребены пророки: Елисей и Авдий, и Иоанн Креститель, более которого не было среди рожденных женами ( Мф. 11:11 ). Там задрожала она, испуганная множеством чудного: ибо она видела демонов, рыкающих от различных мучений, а перед гробами святых людей воющих как волки, лающих как псы, ржущих как львы, вопящих как змеи, ревущих как быки. Были и такие, которые оборачивали кругом голову и через спину касались земли макушкою; а у женщин, висевших вниз головою, одежда не опускалась на лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Об этой соломе и пшенице и Иеремия говорит: что плевы ко пшенице? рече Господь ( Иер. 23:28 ). И заслуживает внимания, что не вол превращается в яростного, но лев изменяется в кроткого. Также змей, который сторожил за пятою человека и у которого человек сторожил за головою, не будет питаться истреблением других, но будет есть землю или прах, как хлеб ( Быт. 3 ). Или, может быть, так должно понимать, что диавол, который прежде питался смертью людей, будет поедать только тех, которые суть прах и земля: все это показывает изменение злых к лучшему, которые не будут причинять вреда, оставив прежнюю лютость, не совне, но на святой горе Господней, то есть в Церкви и в исповедании той горы, которою ранен был князь Тирский и которая иссечена без [содействия] рук из горы, выросла в большую гору и наполнила всю землю ( Дан. 2 ). В этом месте спросим иудев и всех, еще вкушающих под христианским именем солому, которая, отделенная лопатою Господа от пшеницы, предается ветру и пламени: что следует понимать под тем блаженством, что в тысячелетнем царстве и на горе Сионской, во граде пребывающего Христа, Иерусалиме и в священнейшем храме волки и агнцы, львы и волы, змеи и люди вместе едят и имеют одинаковый образ жизни, и не причиняют вреда только тем, кои живут на святой горе Господней? Из этого все мы заключаем, что кои будут вне горы, те будут убиваемы. Ибо без волков, львов, медведей, барсов и змей и без прочих зверей будет вся вселенная, и неизмеримые леса и огромная египетская пустыня, изобилующая ядовитыми животными и, сообразно с высшим благосостоянием, святой город будет жилищем не только людей, но и зверей и змей, так что, согласно с прежде приведенным пророчеством ( Ис. 11 ), волк будет жить вместе с ягненком, и барс с козленком, теленок, и лев, и овца с медведями вместе будут жить, и малое дитя будет управлять ими и грудной младенец класть руку в нору (foramen) аспида и будет убивать змею (regulum) в гнезде ее. Причиною же такого благосостояния служит то, что вся земля будет наполнена ведением Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Тогда как поставляемые Духом Святым «работают Господеви со всяким смиренномудрием и многими слезами» и в основе своей деятельности кладут миры кротости, благоразумного снисхождения и мудрой терпимости, «ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» 150 , эти самозванцы действуют одним: грозами и проклятиями. Они готовы предать всех анафеме, кто только не склоняет послушного уха к их лжеапостольской проповеди . Впрочем, друг, слишком не смущайся этим. Кроме поставленных Духом Святым на нашу защиту и оборону, и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился еще остаток чистых и честных деятелей в Церкви Христовой. Были побеждены «волки лютые» – будут поражены и змеи хитрые; и Церкви Христовой не одолеют никакие усилия адские, открытые и подспудные. Со своей стороны, употребляй все предосторожности, как бы не попасть в среду таких и не коснуться их нечистоты ( 2Кор. 6:17 ), а для этого: «в молитве будь постоянен и бдителен в ней; со внешними поступай благоразумно, и слово твое со всеми и всегда да будет с благодатью» ( Кол. 4:2, 5–6 ). О таинствах Член десятый. «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Это значит: я признаю, что нужно единожды принять крещение для очищения себя от грехов и для вступления в жизнь духовную, благодатную. Но вступить в эту жизнь еще не значит провести ее всю духовно и благодатно. При собственном крайнем бессилии, при нескончаемой веренице внешних опасностей, я вижу всю необходимость постоянной, благодатной и высшей помощи. Св. Церковь приготовила и дарует мне эту помощь в других таинствах. Поэтому я исповедую, т. е. признаю семь таинств, установленных православной Церковью. Здесь, мой друг, я не имею возможности говорить о таинствах столько, сколько нужно. Даст Бог, о таинствах и обо всех обрядах нашей Церкви мы поведем с тобой особую речь. Теперь скажу, сколько можно короче главное. Таинство, вообще, есть священное действие, в котором при видимом знаке (например, в крещении при погружении в воду) тайным, невидимым образом действует на человека благодать, или что тоже – спасительная сила Божия. Так 1 . В крещении человек возрождается в жизнь новую духовную. 2 . В миропомазании получает благодатные дары Св. Духа. 3 . В причащении питается духовно, соединяется со Христом и от Него получает новые силы для жизни духовной. 4 . В покаянии исцеляется от болезней духовных, т. е. от грехов. 5 . В священстве получает благодать совершать таинства и пасти Церковь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Я не вижу оснований, почему «три года цифра начального стиха, происходящая от трёхдневного пребывания во рву» (стр. 159 книги Кирпичникова). Почему в начальном стихе должно было стоять три года и почему эта цифра происходит от трёхдневного пребывания именно во рву, – а не, напр., во чреве китове (Иона) или во гробе (Христос) – для меня не понятно. Вместе с тем, ввиду такой лёгкости подтасовать сходные факты, подобное объяснение трёхлетнего срока тем самым обнаруживает свою несостоятельность. Поэтому думаю, что определить, какая цифра стояла в начальном стихе невозможно. Посажение в погреб – тоже эпический мотив, известный из былин. 6) Освобождённый из погреба Георгий едет в Чернигов – Р 1 , С 1 , Р 3 , С 2 , Иерусалим – О 1 , Мл . 897 , где просит благословения у матери, которое она даёт (сомневаясь в силе Георгия, предупреждая о заставах – Р 3 ), советуя, как добыть коня и оружие. О матери нет в И 1 С 1 С 2 . В М 1 , мы видели, роль матери вообще значительнее, чем в этих всех вариантах. Отношение эпизода с испрашиванием благословения и т. п. к народнопоэтическим мотивам разобрано мною выше. 7–9) И 1 передаёт, что сейчас же после заключения Егорья в погреб царь «Поставил он заставы еще великии»; но зато в И 1 , как упомянуто только что, нет эпизода о встрече с матерью, и вообще стих сокращён. Вероятно, упоминание о заставах взято из этого эпизода. О том же сообщает и С 1 (ст. 43): «Как заслышал царь враг Демьянище, Становил заставы великия», – хотя разговор с матерью помещён. Эти заставы уже нам знакомы: тёмные леса, горы, звериное стадо, волки, сёстры, лютая змея, Страхтир-птица (вар. кит-рыба), держащая «во вихтях Китру-рыбу». В Р 3 «лютыя змеи», очевидно, смешаны с сёстрами Георгия. Змеям Георгий тоже говорит, что они должны идти на «Киян-реку»: «Будзець на вас тело чаловечанское, Будзець на вас волос чаловечанский, Дасть же вам Бог речь нямецкую»! (Р. 314) По указанию г. Романова (ibid., прим.) певец объяснил, что немцы происходят именно от этих змей. Птица в Р 3 названа: «Коропцилища», но и она с «Китрой-рыбой» в когтях 898

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можно научиться поститься, терпеть холод и жару, но приобрести смирение – высший из подвигов.      Беседа с герондиссой Анисией На следующий день герондисса любезно согласилась на беседу для читателей сайта «Православие.ру». – Уважаемая герондисса, не могли бы вы рассказать о том, как стали монахиней? – Я с детства хотела стать монахиней. Почему? Как тут ответишь? От любви к Богу. Но мои родители хотели, чтобы я немного подросла. Я пришла в монастырь 3 января 1959 года. Мне исполнился 21 год. Первый мой монастырь был Свято-Вознесенский в Македонии. Там я прожила чуть больше года. В обители царил дух исихазма: сестрам вообще не благословлялось разговаривать между собой, за исключением, конечно, каких-то кратких слов по послушанию. Общение с мирскими людьми полностью исключалось. Сестры, а их было 33, занимались умной молитвой. По Промыслу Божию через год я перешла в другой монастырь – Свято-Успенский, в Салониках. Там я прожила более 18 лет. – А как вы оказались в нынешнем монастыре? – В 1979 году к нам приехал геронда Ефрем Филофейский (ныне Аризонский), духовное чадо преподобного Иосифа Исихаста. Он беседовал с сестрами, наставлял их.      В те годы в Греции было много разрушенных монастырей. Геронда Ефрем, тогда игумен Филофейского монастыря на Святой Горе Афон, подбирал духовно опытных сестер и отправлял их восстанавливать эти монастыри, возрождать там монашескую жизнь. Не могу назвать себя опытной духовно, но к тому времени у меня за плечами был двадцатилетний опыт монашеской жизни, и я мечтала об уединенном монастыре, где можно было бы молиться, не отвлекаясь. Геронда Ефрем разговаривал о нашем монастыре, который тогда лежал в руинах, с епископом Спиридоном (будущим митрополитом), и тот благословил найти сестер, которые решились бы его восстановить. Тогда геронда привез меня и еще одну сестру, Маркеллу, сюда, в эти горы. – И как все это выглядело в те годы? – Геронда Ефрем показал нам развалины когда-то большого, крепкого мужского монастыря, в котором братия молились более 200 лет, пока обитель не была уничтожена болгарами, которые претендовали на территорию греческой Македонии. Они вырезали всех отцов, разрушили строения. Больше здесь никто не селился. Только волки да змеи обитали в развалинах.

http://pravoslavie.ru/97399.html

Что касается России, то её история и культура в известном смысле вся оказывается «голубиной». Ещё в начале ХХ века Р.-М. Рильке заметил, что европейские страны граничат друг с другом, а Россия граничит с Богом (Рильке, 2017, 25). Человек на Руси живёт чудом, само его духовно-телесно-природное существование чудесно вопреки всем смертям и напастям. Даже протопоп Аввакум по дороге к будущей казни воспевает дивы природы: «Горы высокие, дебри непроходимые, утёс каменный как стена стоит, и поглядеть – заломив голову. В горах тех обретаются змеи великие, в них же обитают гуси и утицы – оперенье дивное; там вороны чёрные, а галки – серые, иное, чем у русских птиц, имеют оперение. Там и орлы, и соколы, и кречеты, и цыплята индейские, и пеликаны, и лебеди, и иные дикие, многое множество птиц разных. На тех горах гуляют звери дикие: козы, и олени, и зубры, и лоси, и кабаны, волки и бараны дикие…» [Аввакум, 2003, 12]. Этот отрывок вполне мог бы стать частью «Голубиной книги». Великий русский поэт А.С. Пушкин, по слову Василия Розанова, всю жизнь прожил в божьем саду [Розанов, 1994, 166-167], хотя касался и тёмных, и демонических сторон сущего («кривды», по слову авторов «Голубиной книги») [Непомнящий, 1983]. У его младшего современника Михаила Лермонтова земля предстаёт сгустком космического света: «В небесах торжественно и чудно//Спит земля в сияньи голубом». То же самое у Тютчева: «Не то, что мните вы, природа –//Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода,//В ней есть любовь, в ней есть язык». В тургеневских «Записках охотника» русская природа – такое же действующее лицо, как и помещики, и крестьяне (кстати, корень слова «крестьянин» – крест). В повести Льва Толстого «Казаки» старый воин-казак Ерошка почти сливается с лесами и горами, среди которых он живёт, что вызывает восхищение у городского человека дворянина Оленина. Эпопею Льва Толстого «Война и мир» Т. Манн сравнивал с океаном [Манн, 1960], да и сам Толстой без ложной скромности заметил: «Это как «Илиада…» [Горький, 1973, 294]. Согласно Д. Мережковскому, Толстой – «тайновидец» плоти, тогда как Достоевский – «тайновидец» духа [Мережковский, 2000, 187].

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/16/go...

Двадцати восьми лет Прохора постригли в монахи, дали ему имя Серафим и посвятили в диаконы. Шесть лет прослужил он в церкви диаконом, усердно и с радостью. Один раз, в Четверг на Страстной, дано было ему увидеть то, чего не видят обычно люди. Вот как он об этом сам рассказывал: «Вдруг озарил меня луч как будто солнечного света. Взглянул я на сияние и увидел Господа нашего Иисуса Христа, сияющего светом и окруженного ангелами. Он шел по воздуху через церковь , благословляя молящихся и служащих, а потом вступил в образ Свой у Царских Врат». Долго стоял после этого видения преподобный Серафим и не мог сказать ни слова. Еще через семь лет отца Серафима рукоположили в священники. Теперь он мог исполнить то, что ему так давно хотелось. В нескольких верстах от монастыря, в дремучем сосновом лесу на берегу маленькой речки, построил себе отец Серафим келью – маленький бревенчатый домик. Кормился он овощами со своего огородика и травой, которую варил. Все службы он служил сам и молился дни и ночи напролет. Сила молитвы его была так велика, что ее чувствовали даже дикие звери, и у кельи собирались медведи, волки, зайцы и лисицы. Подползали даже ящерицы и змеи. Кончив молитву, отец Серафим выходил из кельи и делился со зверьем своей едой. Однажды отец Серафим тысячу ночей провел в молитве, стоя на большом гранитном камне, в лесу. Когда наступал день, он возвращался в келью, где у него был приготовлен другой камень поменьше, стоя на котором он продолжал молиться с маленькими перерывами для еды и сна. Отцу Серафиму было сорок пять лет, когда на него напали разбойники. Был он еще не стар, силен, был у него топор для работы, но он не стал защищаться. Разбойники избили его до полусмерти и, не найдя ничего, скрылись. Опять долго проболел отец Серафим, и опять Божья Матерь явилась ему. Он поправился, но до конца жизни остался согнутым и ходил, опираясь на палку или топор. В 1810 году новый настоятель монастыря велел отцу Серафиму вернуться в монастырь. Отец Серафим сразу, не говоря ни слова, послушался и оставил свою любимую «пустыньку». Он поселился в монастыре в своей прежней келье, никогда не выходил из нее и никого у себя не принимал. Только раз в неделю священник заходил к нему, чтобы причастить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

В наши дни он действует тайно и незаметно, и змеем подползает под основы Церкви. Его орудия прикидываются не только православными, но и ревнителями и поборниками православия. О них-то и сказал св. апостол Павел: «лжеапостолы суть лукавые наемники, они принимают только вид апостолов Христовых. И не удивительно: сам сатана принимает вид светлого ангела, а потому не трудно и служителям его принимать вид служителей правды» 146 . Друг мой! Страшны были волки, а эти змеи еще страшнее. Против волков можно было брать и брали верные средства защиты и обороны; а что сделаешь с этими «служителями дьявола, принимающими на себя вид служителей правды?» Чем и как обличишь их? Хитер диавол, хитры и служители его. Укажу по крайней мере тебе некоторые признаки. Они всегда самозванные, т. е. не Богом призванные, не св. Церковью поставляемые на дело учения и просвещения православных, а сами, ниоткуда явившись, самовольно взявшие на себя это великое и святое дело. Тогда как наших епископов сам Дух Святой поставляет блюстителями и пастырями Церкви Господа и Бога, которую Он приобрел кровью Своей 147 ; эти самозванцы дерзко и нагло захватывают в свои руки возможность влиять и действовать на православных – посредством ли живого слова или иными темными способами. Тогда как поставленные Духом Святым неусыпно бодрствуют, неустанно молятся и действуют «благодатным словом Христовым, сильным назидать верующих» 148 словом любви и мира; эти самозванцы всюду стараются посеять смуты, раздоры и вражды. Потом – они «лукавые наемники». Тогда как поставляемые Духом Святым, по примеру апостола, который «ни сребра, ни золота, ничего ни от кого не пожелал, а от своих трудов поддерживал слабых» 149 , не только ни от кого не требуют и не желают ничего, но и раздают свое трудовое; эти самозванцы стараются пользоваться от всех, до кого только могут они добраться. И, ради этого, никем и ничем не брезгают они: и пред откупщиками ханжат и пресмыкаются, и пред сильными и богатыми мира низкопоклонничают, и т. п. Наконец, они, в своей лжеапостольской ревности, идут дальше, чем как могли бы идти истинные апостолы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010