«Увидели ее девицы, и – превознесли ее». Когда человек видит настоящую святость, он начинает идти к Богу. Как говорит поговорка, на Афоне никто не стал бы настоящим монахом никогда, если бы не увидел в лице другого монаха сияние вечности. Пока человек не увидит сияние вечности на лице другого человека, он никогда не станет монахом, потому что Бог через людей чаще всего действует, хотя бывают и другие случаи. Вот преп. Максим ................. был научен монашеской жизни самой Пречистой Девой Марией лично. Но такие примеры редкость, чаще Господь учит через людей. И вот «...царицы и наложницы, и – восхвалили ее», потому что человек, который служит Богу, как сын или как дочь, такой человек гораздо выше и наемников, и рабов, которые служат Богу как рабы или как наемники. Вот апостолам Господь сказал: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» ( Ин. 15, 15 ). Действительно, человек узнает тайны Божии, когда служит Богу, как сын. И дальше говорит Господь: «Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?» ( Песн.6, 10 ). Здесь сказано и о Церкви, которая блистает, как заря, потому что Церковь – это еще заря будущей жизни. Царство Божие уже на земле, но это царство благодати, а не царство славы. Церковь Православная – это уже Царство Божие сейчас, но во всей полноте оно раскроется, когда Господь вернется на землю во Втором Пришествии. Поэтому сейчас Церковь – как заря, но при этом она и прекрасна, как луна. То есть, она стоит под луной. Как говорит Откровение Иоанна Богослова, где читаем описание Церкви: «...жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» ( Откр. 12, 1 ). Луна, то есть изменяемый мир. Так вот, Церковь прекраснее всего изменяющегося мира, подобного луне. И она облечена в солнце, т.е. во Христа. И дальше говорится, что она светла как солнце, потому что она светла как Христос – солнце правды, Который озаряет всю Церковь Православную.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   Обратите ваше внимание на то апостольское чтение, которое мы, Бог даст, завтра услышим, за Божественной литургией. В этом чтении св. апостол Павел говорит о том, что Бог для того послал Своего Сына на землю, чтобы Он искупил нас «подзаконных» (Гал.4:5) и мы приняли усыновление. «Искупи л подзаконных» . Мы — все люди — были под законом, были под клятвою закона, как грешники, но Он явился, взял на Себя наши грехи, искупил всех нас — подзаконных, и мы имеем теперь милость усыновления Богу.    В Вифлеемских яслях возлежит Тот, кто есть Богочеловек. Как Бог по существу, Он неприступен и страшен и на Него не смеют взирать даже чины Ангельские, но в то же время, по человечеству Он — человек, такой же как мы, во всем подобный нам, только абсолютно чистый от греха. Поэтому — так как Тот, Кто в яслях возлежит есть человек и в то же самое время — Сын Божий, — то, будучи по человечеству Его братьями, как такие же люди как Он, мы через Него являемся сынами Божиими. Он — Сын Божий, а мы — братья Его по человечеству. В этом глубокий смысл Его воплощения.    Вы, вероятно, хорошо помните, как в одном из воскресных Евангелий говорится о том, что когда св. Мария Магдалина бросилась к ногам воскресшего Спасителя, узнавши Его, Он сказал ей, чтобы она пошла к «братии» (Ин.20:17) Его, — к Его братьям, ибо Он считает Себя нашим братом, как человек.    Значит, если Он Сын, то и мы сыновья, как Его братья. «Пойди к братии моей, — говорит Господь, — и скажи, что Я восхожу ко Отцу Моему и Отцу Вашему и Богу Моему и Богу Вашему».    Скользят часто по поверхности нашего сознания эти слова, привычные для нас и мы мало вдумываемся в глубочайшее их содержание. Почему так сказал Спаситель мира: «Ко Отцу Моему и Отцу Вашему» ? Потому что Господь, Бог Отец, Ему Отец по самой природе Божественной, ибо Он рожден от Отца и равен Отцу и имеет ту же природу по Божеству (как и человек, который рождается от человека, имеет ту же природу). А для нас Он Отец не по существу, не по природе, а только по благодати, только по милости Его, а не по существу. Вот это Господь и подчеркивает, говоря «Отцу Моему и Отцу вашему» . Но дальше Он добавил «и Богу Моему и Богу вашему» , а это уже с другим оттенком; это Он говорит, как человек. Как Сын Божий Он сказал «Отцу Моему и Отцу вашему» , как бы говоря: Он Мой Отец по существу, а ваш только по благодати; а слова «Богу Моему и Богу вашему» Он сказал как человек для которого Бог есть — Бог одинаково с другими людьми.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Обратите ваше внимание на то апостольское чтение, которое мы, Бог даст, завтра услышим, за Божественной литургией. В этом чтении св. апостол Павел говорит о том, что Бог для того послал Своего Сына на землю, чтобы Он искупил нас (Гал.4:5) и мы приняли усыновление. л . Мы — все люди — были под законом, были под клятвою закона, как грешники, но Он явился, взял на Себя наши грехи, искупил всех нас — подзаконных, и мы имеем теперь милость усыновления Богу. В Вифлеемских яслях возлежит Тот, кто есть Богочеловек. Как Бог по существу, Он неприступен и страшен и на Него не смеют взирать даже чины Ангельские, но в то же время, по человечеству Он — человек, такой же как мы, во всем подобный нам, только абсолютно чистый от греха. Поэтому — так как Тот, Кто в яслях возлежит есть человек и в то же самое время — Сын Божий, — то, будучи по человечеству Его братьями, как такие же люди как Он, мы через Него являемся сынами Божиими. Он — Сын Божий, а мы — братья Его по человечеству. В этом глубокий смысл Его воплощения. Вы, вероятно, хорошо помните, как в одном из воскресных Евангелий говорится о том, что когда св. Мария Магдалина бросилась к ногам воскресшего Спасителя, узнавши Его, Он сказал ей, чтобы она пошла к (Ин.20:17) Его, — к Его братьям, ибо Он считает Себя нашим братом, как человек. Значит, если Он Сын, то и мы сыновья, как Его братья. «Пойди к братии моей, — говорит Господь, — и скажи, что Я восхожу ко Отцу Моему и Отцу Вашему и Богу Моему и Богу Вашему». Скользят часто по поверхности нашего сознания эти слова, привычные для нас и мы мало вдумываемся в глубочайшее их содержание. Почему так сказал Спаситель мира: ? Потому что Господь, Бог Отец, Ему Отец по самой природе Божественной, ибо Он рожден от Отца и равен Отцу и имеет ту же природу по Божеству (как и человек, который рождается от человека, имеет ту же природу). А для нас Он Отец не по существу, не по природе, а только по благодати, только по милости Его, а не по существу. Вот это Господь и подчеркивает, говоря . Но дальше Он добавил , а это уже с другим оттенком; это Он говорит, как человек. Как Сын Божий Он сказал , как бы говоря: Он Мой Отец по существу, а ваш только по благодати; а слова Он сказал как человек для которого Бог есть — Бог одинаково с другими людьми.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

Святой Кирилл Александрийский в Книге 4 толкований на Евангелие от Иоанна в главе 13 говорит так: «Душа, помраченная злобой, не может постигнуть истину, отвергая с гордостью то, что кажется ей помешательством и ложью, никому не покоряясь, считая, что нет ничего выше ее. Таковыми были Иудеи, ибо когда должно было им, видевшим Божественную силу Христа, Спасителя нашего, и власть, знамениями утверждаемую, слова Его воспринять с любовью и, если это трудно понять разумом, то принять, стали делать противоположное этому, говоря: «Как может Он дать нам вкушать Свою Плоть?» Это нечестивые слова по отношению к Богу тех, кто забывает, что Богу все возможно. Душевный же человек, по словам Павла, не может понимать духовное ( 1Кор. 2 ) и великое Таинство считает безумием. Мы же, о, возлюбленные, устранимся подальше от чуждых нам нечестия и беззакония и, имея твердую веру в Таинства, никогда такого о непостижимом не подумаем и не скажем. Это Иудейские слова, и они виновны в последних мучениях Христа. Поэтому когда Никодим спросил: «Как это может быть?», заслуженно услышал в ответ: Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? ( Ин. 3, 10 ). Исправимся и мы в своих падениях и не станем взыскивать дела Божии, но Его неисследимому пути и премудрости дадим соизволение. Чтобы мы были такими, того хочет Сам Господь, говоря в Книге Пророка Исаии: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше мыслей ваших ( Ис. 55, 8–9 ). Если же Он так превосходит нас своей силой и премудростью, то как не превзойдет чудесными делами, которые не вмещает человеческий ум. Разве не видишь, что многое из сделанного мастерами иногда кажется нам невероятным, однако видя уже раньше подобное, верим и в остальное. Разве не заслуживают наказания те, кто Бога, Создателя всей твари, так уничижают и в делах Его дерзают испытывать, зная, что Он дает всякую премудрость, и зная из Писания, что Он всемогущ. Если же ты из Иудеев и ныне задаешь вопросы, подобные их вопросам, то и я следую твоему невежеству и спрашиваю: “Как вышли Израильтяне из Египта? Как жезл Моисея превратился в змея? Как прокаженные мгновенно исцелились от прикосновения руки? Как вода в реке превратилась в кровь? Как отцы перешли море, как по суше? Как горькие воды стали сладкими от куска дерева? Как из камня истекла вода? Как Иордан обратился вспять? Как Иерихон пал от одного вопля?» Бесчисленны события, о которых написано в священном Писании и которые вы бы хотели взыскать своим ограниченным разумом. Неужели вы хотите отвергнуть Моисея и Пророков или постигнуть всемогущего Бога, Который творит все, что хочет? Поэтому лучше верьте Христу и, если чего не понимаете, со смирением вопрошайте Его, чем, будто безумные и пьяные, говорить: «Как может Он дать нам вкушать Свою Плоть?» Не говори таких слов, а смиренно моли о вразумлении, чтобы твой разум покорился Его словам».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Если бы они все были одно, то и не составили бы тела; потому он и говорит: А  " если бы все были один член, то где тело? " (ст.19). Впрочем это говорит он после; а теперь выражает нечто еще большее, именно, что в таком случае не только не было бы тела, но не было бы и прочих членов: " если все слух " , говорит, " то где обоняние? " 3. Далее, так как (слушатели) еще могли смущаться, он и здесь делает то же, что сделал выше. Как там, утешив указанием на пользу, совершенно заградил им уста, сказав:  " все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно " (ст.11), так и здесь, доказав, что все устроено так с пользою, он опять приписывает все воле Божией и говорит:  " но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно " (ст.18). Как о Духе сказал: " как Ему угодно " , так и здесь: " как Ему было угодно " . Поэтому не спрашивай, почему так, и почему не так. Хотя бы мы могли представить тысячи причин, мы ничем не можем столько же сильно доказать, что это хорошо, сколько словами: как восхотел высочайший Художник, так и сделалось, потому что Он хочет так, как полезно. Если же не должно быть слишком пытливым касательно членов в нашем теле, то тем более – в Церкви. И заметь мудрость (апостола): он указывает не на различие членов по природе или по деятельности, а на различие по местному положению: " но " , говорит, " Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно " . Хорошо он сказал: каждый, выразив пользу всех их. Ты не можешь сказать, что такой-то член устроил Господь, а такой-то нет; но каждый поставлен так по Его воле; и ноге полезно быть на таком именно месте, а не одной только голове; и если бы (какой-нибудь член) переменил положение, оставил свое место и перешел на другое, то хотя по-видимому занял бы лучшее место, но погубил бы и расстроил все; он потерял бы свое место и не достигнул бы чужого. " Если бы все были один член, то где тело? Но теперь членов много, а тело одно " (ст.19-20). Довольно заградив уста указанием на распоряжение Божие, он опять представляет суждения; вообще он не употребляет постоянно того или другого, но меняет и разнообразит речь свою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

И поскольку о том, что это так, мы узнаем в Иисусе Христе, поэтому именно в Иисусе Христе мы и должны узнать эту красоту Бога. Ис.53:2–3 говорит нам о том, как человек может заблуждаться именно в этом отношении, в отношении Иисуса Христа, и как он нуждается здесь в поучении: «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его». Именно Иисус Христос предлагает нам и этот аспект, и более того, прежде всего именно его. То, что он и в этом аспекте, да, именно в нем, обладает видом и красотой, то, что красота Бога сияет именно в этом состоянии, то, что существует откровение и познание распятого Христа как воскресшего, – все это не является чем-то самим собой разумеющимся, все это человек не может вместить, это может быть лишь дано ему. Если кто-то ищет красоту Христа в его славе, которая не есть красота распятого, тот ищет ее напрасно. Но кто ищет ее в чем-то другом? И кто находит ее? Кто же не находит противоположного? Кто видит и верит в то, что именно этот умаленный и возвышенный, именно он есть истинный человек и истинный Бог ? В этом единстве и разности сверкает величие, сверкает красота Бога. В этом единстве и разности она преобразует, убеждает и побеждает. Это единство и разность есть καλν 16 Бога, которая как таковая имеет силу καλεν 17 . Это красота, которой не имел Соломон, но всей славой своей мог лишь предвещать ее, не имели ее – так мы должны будем сейчас сказать – и Афины со всем своим красивым гуманизмом, и, думая, что в отличие от Иерусалима они имеют ее, они не могли даже предвещать ее. Красивый гуманизм есть зеркало сущности Бога, в котором через Иисуса Христа отразилось человеколюбие ( Тит.3:4 ). Но в этом самооткровении красота Бога объемлет собой как смерть, так и жизнь, как ужас, так и радость, как то, что мы хотели бы назвать отвратительным, так и то, что мы хотели бы назвать красивым. Она раскрывается на пути от одного к другому, в переходе от самоумаления Бога ради человека, к возвышению человека через Бога и до Бога, и она хочет быть узнанной. Этот переход есть тайна имени Иисуса Христа и величия, открытого в его имени. Кто познает это величие как не тот, кому оно само дало познать себя? И как оно может быть познано иначе, чем в лице того, кто сам дает нам его познать? Нет второго такого лица. Никакое другое лицо не является самооткровением божественного человеколюбия. Никакое другое лицо не может одновременно поведать о человеческом страдании истинного Бога и о божественной славе истинного человека. Это роль единственно лишь лица Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Так как (Христос) много раз говорил о жизни вечной, то, в подтверждение того же, и присовокупил: " пребывает во Мне " . Если же во Мне пребывает, а Я живу, то явно, что и он будет жить. Потом говорит: " как послал Меня живый Отец " . Это – сравнение и уподобление. Он как бы так сказал: Я живу так, как Отец. А чтоб ты не счел Его нерожденным, Он тотчас прибавил: " живу Отцем " ; но этим показывает не то, будто Он для Своей жизни имеет нужду в каком-либо содействии. Еще прежде Он опроверг эту мысль, сказав: " как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе " (Иоан.5:26). Если же (допустить, что) Он нуждается в содействии, то будет следовать, что Отец не дал так (т.е. Сыну иметь живот в Себе), и значит, те слова – ложны; а если дал, то Сын уже не имеет нужды ни в каком постороннем содействии. Что же значит: " живу Отцем " ? Здесь Христос указывает только причину, говоря как бы так: как живет Отец, так и Я живу. И " ядущий Меня жить будет Мною " (ст.57). Жизнь здесь разумеет не обыкновенную, но прославленную. А что Он говорит о жизни не обыкновенной, но о той славной и неизреченной, это видно из того, что все – и неверующие и непосвященные – тоже живут, хотя и не вкушают той плоти. Видишь, что речь идет не об этой жизни, но о той. Он как бы так говорит: ядущий Мою плоть не погибнет по смерти и не подвергнется наказанию. И не об общем также воскресении говорит, так как все одинаково воскреснут, но о воскресении особенном, славном, соединенном с наградой. " Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек " (ст.58). Непрестанно повторяет одно и тоже для того, чтобы напечатлеть это в душе слушателей (так как учение обо этом было почти последнее), и чтобы утвердить веру в догмат о воскресении и жизни вечной. Итак, (Христос) говорит и о воскресении частью потому, что сказал о жизни вечной, а частью и для того, чтобы показать, что эта жизнь не теперь, но будет по воскресении. Откуда же, скажешь, это видно? Из Писания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

24:3). Подлинно, мы укрываемся под покровом Той, Которая, как облако, покрыла землю. Но почему же, о пречестнейшая Дева Богородице, Ты уподобляешь Себя столь недостойной вещи, облаку? Разве у Тебя нет для уподобления солнца, луны и звезд, тем более, что о Тебе сказал Премудрый с удивлением: «Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце»  [ 23 ] (Песн. 6:10)! Какую же красоту имеет облако, что Ты не гнушаешься уподобляться ему? Тайна эта ясна: когда облако сгущается над землею и покрывает ее, тогда все звери невредимы от ловцов, ибо никто не может поймать их. Потому-то и Пречистая Дева называет Себя облаком: Она скрывает нас от ловцов. Мы же, грешные, согласно рассуждению Златоуста [ 24 ], по своему бесчеловечию — скоты и звери: мы угождаем чреву как медведи, — утолщаем плоть как лошаки, злопамятны как верблюды, занимаемся хищением как волки, гневаемся как змии, жалим как скорпионы, коварны как лисица, носим в себе яд злобы как ехидна. Таких зверей, как мы, преследуют различные ловцы: постигает нас праведный гнев Божий, наказывая за дурные начинания, — по слову: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!» (Пс. 93:1). Постигают нас и беззакония наши, так что каждый из нас может сказать: «постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу» (Пс. 39:13). Преследует нас и невидимый враг: «Он стал для меня как бы медведь в засаде, [как бы] лев в скрытном месте» (Плач. Иер. 3:10). Угрожает нам и видимый враг. Он говорит: «погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя» (Исх. 15:9). Но мы имеем дерзновение, мы имеем мысленное облако, покрывающее нас, — Пречистую Деву Марию. На Нее мы уповаем к Ней прибегаем; под Ее покровом, и влас главы нашей не погибнет, лишь только мы с умилением воззовем: покрой нас покровом Твоим, Покровительница наша, Пречистая Дева: «в день зол наших покрой нас!» (ср. Пс. 26:5). Но все дни нашей жизни бедственны, как некогда сказал патриарх Иаков: «малы и несчастны дни жизни моей» (Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вот этото, о чем пишет Климент Александрийский , что в глазах жителей Ханаана он был как царь, как князь Божий. И жители Ханаана говорят: «Послушай нас, господин наш» ( Быт. 23:6 )! То есть они как бы догадываются, что Авраам намного выше их. Но можно и иначе истолковать слова «пришелец и поселенец». Слово, переведенное у нас как «пришелец» (на иврите гер), точно переводиться как: «пришелец». Но следующие слово, переведенное у нас как «поселенец», на иврите тошав, означает: «оседлый» или даже «кореной житель». То есть Авраам как бы говорит: «Если хотите я буду вести себя среди вас как гер (гастарбайтер), а если не хотите, то могу вести себя и как тошав (как коренной житель), ведь Бог уже отдал мне эту землю. « Ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения [на нем] умершей твоей » ( Быт. 23:6 ). То есть они готовы предоставить любое место, где Авраам захочет похоронить Сарру, и готовы предоставить места, где были их гробницы, чтобы там приготовить место для Сарры 231 . Но Авраам думает совсем иначе, он не хочет верующую Сарру хоронить на одном погосте с язычниками. И вот поведение Авраама, о котором Климент Александрийский говорит: «Поэтому их деяния стали законом для нас», является для нас примером. Он не хочет хоронить свою жену даже среди гробниц князей земли Хета, он хочет иметь свое собственное кладбище. « Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым; и говорил им [Авраам] и сказал: если вы согласны, чтобы я похоронил умершую мою, то послушайте меня, попросите за меня Ефрона, сына Цохарова, чтобы он отдал мне пещеру Махпелу » ( Быт. 23:7–9 ). Вот это слово (Махпела) переводится на русский язык как «двойная». То есть – двойная пещера 232 . Декларируя, что он хочет создать место погребения в земле Ханаана, Авраам как бы заявляет об его окончательном решении поселиться на этой земле. Известно, что в древности на Востоке человека хоронили в месте захоронения его предков, от чего и существовал эвфемизм: «приложился к народу своему» ( Быт. 25:8 ). И так как Авраам не собирался возвращаться в Месопотамию, он и создает новое место погребения для своего клана.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А ныне, в восполнение опущенного, позвольте предложить вашему благочестию несколько наставлений святого Димитрия Ростовского к сомневающимся о пресуществлении хлеба и вина в тело и кровь Христову 393 . Краткие наставления сии извлечены Святителем из писаний древних отцов и учителей Церкви, и изложены просто и назидательно. Прочтём сии наставления без перемены мыслей, а изменив только некоторые слова, для ясности и удобопонятности. Так учит Святитель Божий: 1 Если кто изъявляет сомнение и неверие касательно Божественного Таинства, как хлеб, находящийся на трапезе, прелагается в тело, а вино в кровь Иисуса Христа, Сына Божия, и становится в священном служении истинным телом и кровью Его; то всякий православный христианин должен спросить его так: может ли Бог сделать больше человека и выше разума его? И когда скажет: может, – скажи ему: почему же не может дать нам Своей плоти в пищу? Словом Господним небеса утвердишася ( Пс.32:6 ): тем же Словом Божиим пременяет Он хлеб и вино в тело и кровь Свою. 2 И если удивляешься тому, как тот же Христос есть и на трапезе, и на небесах: то удивляйся и тому, как одно солнце, которое нас здесь освещает и согревает, в то же время светит и на небе, и на земле, и на востоке, и на западе, и во всех странах мира. Так и Христос – в то же время и на небе, и на земле – в пречистых тайнах, как один всемогущий и всесильный и на небе истинно по естеству, и на земле властью Божества, совершает великие и преславные дела, непостижимо и несказанно, превыше ума человеческого. 3 И опять, если удивляешься тому, как один Христос во многих частях подаётся верным равно целый, – не меньший в одной части, и не больший в другой: удивляйся же и тому, как один мой голос и у меня в устах и в ваших ушах есть один и тот же голос. 4 И если удивляешься, как тело не сокрушается в раздроблении Тайн, когда раздробляется Агнец, и как во всякой части есть целый и совершенный Христос; удивляйся и сему, – как это, когда зеркало раздробится на малые части, то образ человеческий в нём не раздробляется, но во всякой части представляется целым, как и в полном зеркале? 5 Если удивляешься тому, как Христос, часто снедаемый, не умаляется, но цел пребывает во веки: удивляйся и сему, как, зажегши одною свечою другие свечи, ты не уменьшаешь чрез это светлости первой свечи? 6 И если спросишь о том, как Христос, вшедши вовнутрь нашего естества, не оскверняется, и не заключается? – то и я спрошу: солнце, проходя над нечистыми местами, оскверняется ли чрез это или нет? Знаю, что мудрый и верный не осмелится сказать: да! Тем более не оскверняется Христос, Свет всякой чистоты, и не заключается Сущий, Которого не могли удержать ни ад, ни гробные печати, ни двери во входе к ученикам, затворённые и твёрдо заключённые.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010