Отдел третий. БОГ КАК СПАСИТЕЛЬ. ХРИСТОЛОГИЯ 7. Нераздельное поклонение Иисусу Христу и как Богу, и как человеку Так как в Господе Иисусе Христе два естества ипостасно соединены нераздельно, то следствием такого единения является нераздельное поклонение Иисусу Христу и как Богу, и как человеку. Воплотившись, Бог Слово принял человеческое естество в единство Своей Божественной Ипостаси на всю вечность, и оно соделалось человеческим естеством Бога Слова, а посему и ему мы обязаны поклонением. Как до воплощения, так и по воплощении Бог Слово нераздельно один и Тот же, отсюда и поклонение подобает Ему как присно одному и Тому же Богу и Господу. Такого поклонения Себе – и как Богу, и как человеку – Спаситель требует, говоря: «Да вси чтут Сына, якоже чтут Отца. Иже не чтит Сына, не чтит Отца, пославшаго Его» ( Ин.5:23 ). Богоносный апостол, вдохновенно говоря о спасительном воплощении и вочеловечении Бога Слова и Его крестной смерти, как естественное и логичное возвещает единое и нераздельное поклонение Иисусу Христу и как Богу, и как человеку, благовествуя: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Флп.2:10 ). Ему как Богу и как человеку покорено всё во всех трех мирах ( 1Кор.15:27 ), и Ему как Таковому поклоняются все Божии Ангелы ( Евр.1:6 ). Навсегда ипостасно соединенный с плотью, Господь Иисус вознесся с ней на небеса, и как Таковой Он достоин, чтобы Ему поклонялось всякое создание на небе, на земле и под землей ( Откр.5:11–13 ). Эта Божественная истина Священного Писания о нераздельном поклонении Господу Иисусу Христу сильно засвидетельствована Священным Преданием через священные слова святых Отцов Церкви. Так, святой Афанасий пишет: «Созданному телу Господню должно воздавать подобающее (φειλομνως) поклонение, ибо оно стало телом несозданного Слова, и поклонение приносится Тому, Чьим телом оно стало. Итак, должное воздается ему поклонение – поклонение, приличествующее Божеству, ибо Слово есть Бог, а тело есть Его собственное тело. В Евангелии говорится, что жены-мироносицы, «приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему», что значит: ухватились за ноги, поклонились Богу; ноги для прикосновения имели кости и плоть, но были Божиими, и жены поклонились Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Исихий Иерусалимский. Творения Исихий Иерусалимский прославился прежде всего как экзегет и учитель духовной жизни. Придерживался аллегорического метода, причём видел в Ветхом Завете не только прообраз новозаветных событий, но и парадигму духовной жизни, так например жизнь Моисея — описание преображения ума в его движении к Богу. Кроме толкований Писания, Исихию Иерусалимскому принадлежат церк. — историч., агиографич. и назидательные сочинения. В книгу вошли два творения Исихия Иерусалимского: «Второе слово на Св. Пасху» и «К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве». Сочинения Второе слово на Святую Пасху I. Haшa священная и царственная труба объединила нас на этом собрании, труба, которую наполнил Вифлеем и воспламенил Сион, для которой молотом был Крест, а наковальней — Воскресение. Не знаю, как изобразить красоту ее, как описать сияние, как поведать радость, крестом, как изъяснить царственное величие, воскресением? Какой рукой коснусь я этой трубы? II. Kakuмu словами воздам приветствие гробу, порождающему жизнь, могиле, свободной от тления, нетлению же гостеприимной, чертогу тридневному, упокоившему жениха, покою брачному, воздвигшему супругу неистленной после свадьбы? Мертвого удерживает гроб, пред Богом сотрясается земля; мертвым Его объявляет тело, Богом — чудо; мертвым — погребение, Богом — воскресение, мертвым — слезы жен, Богом — слова ангелов. Как мертвого погребал Его Иосиф, но, погребенный как человек, Он, как Бог, обезоружил смерть. И вновь как мертвого стерегли Его воины, но как Бога завидя, вострепетали привратники ада. III. Tы скажешь, что Он и тот, и этот;  — один и другой, и не один в другом, и не один через другого; ибо Воплощенное Слово, будучи Единым, соединило по Своему произволению и то, и другое воедино неизреченным образом; Плоть Оно даровало, дабы послужить (беспорочным) страстям; Божество послужило Ему для знамений и чудес; но как недопустимо Слово отделять от плоти, так же необходимо страсти сочетать с чудесами. Ибо Кто, как мертвый, нисшел во ад, Тот, как Бог, освободил мертвых, и потому ангелы служат гробу, являются одетые в белые одежды как друзья при женихе женам (-мироносицам) и говорят им: «Иисуса ищете Назарянина, распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал» (см. Мк 16:6; Мф 28:6). То есть небо для Него место (ср. Мк 16:6), туда отправьте ароматы (Мк 16:1). Он воскрес, не мы Его воздвигли. Ради вас мы отвалили камень (ср. Мф 28:2), ибо прежде чем мы сошли , гроб опустел. Он воскрес, как и сказал Сам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Слово 12 Глава 34-я. О брани Ангелов и демонов и о ниспадении сатаны Откр.12:7–8 . «И бысть брань на небеси: Михаил и Ангели его брань сотвориша со змием, и змий брася и ангели его. И не возмогоша, и места не обретеся им ктому на небеси». Сие может соответствовать и первому испадению диавола из чина ангельского за гордость и зависть, и низложение его крестом Владыки, когда, как сказал Господь, князь мира сего был осужден и изгнан из прежнего владычества ( Ин. 12:31 ). Не терпя его превозношения, Божественные Ангелы, вместе с архистратигом Михаилом, правильно извергли его от своего сопребывания, как говорит Иезекииль; херувимы извергли его от среды огненных камней ( Иез. 28:16 ), как думаю, ангельских чинов за то, что найдены были в нем неправды. В пришествие же Христово служащие Ему Ангелы, после искушения, опять возгнушались им, как бесчестным рабом. Нужно же знать, как думали Отцы, что, по устроении чувственного мира, за гордость и зависть так низвержен был он, что прежнее владычество воздушное оставлено было ему, как сказал Апостол ( Ефес. 6:12 ). И Папий буквально так говорит: некоторым же из них, т.е. Божественным прежде ангелам дал начальство над управлением земли, и поручил начальствовать хорошо. И далее говорит: но случилось, что в ничто обратили они чин свой. Откр.12:9 . «И повержен бысть змий великий, змий древний, нарицаемый диавол и сатана, льстяй вселенную всю, и повержен бысть на землю, и ангели его с ним низвержени быша». И повержен бысть змий великий на землю. Поистине так, ибо не стерпело небо земного мудрования, потому что не имеет общения с небом. Хотя слово «сатана» и поставлено с членом 4 , как будто бы это отличный некто от диавола, но хотя и поставлено раздельно «диавол и сатана», но это суть только два наименования одного и того же. Диаволом (клеветником) называется он потому, что клевещет на добродетели и любящих их и на Самого Бога людям, как Адаму представил Бога завистливым; сатаной же называется, как противящийся Владыке и рабам Его. Должно же знать, что падение диавола после креста не было таким местным, как падение праотцев по немощи, как и сам он признался великому Антонию, что исполнилось на нем псаломское слово: врагу оскудеша оружия в конец ( Псал. 9:7 ). Итак, ниспадение его есть разрушение лукавых его замыслов, после того как извержен был из неба и прежнего своего начальства, как уже сказано. Сказано же у Блаженного Иустина Философа и мученика, что после пришествия Христова и осуждения его в геенну, еще большим хульником стал, хотя и прежде хулил Бога, но не так бесстыдно. Потому правильно сказано о нем: сердце его ожесте, яко камень ( Иов. 41:15 ), по упорству во зле. Если же ожидание наказания сделало его лукавейшим, то, как терпя мучения, сам ли или рабы его, посредством горения могут очиститься от скверны греха? А не получив сего, как будут ожидать конец своему мучению, по суетному мудрованию еретиков?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Скачать epub pdf Житие преподобного Симона, епископа Владимирского и Суздальского Память 10 мая То, что сказал Иисус, сын Сирахов, о Симоне, сыне Ониине 3074 : «великий священник, при жизни своей исправил дом и во дни свои укрепил храм» ( Сир. 50:1 ); и еще: «как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях, как солнце сияющее над храмом Всевышнего, как радуга, сияющая в величественных облаках» ( Сир. 50:6–7 ), – это самое мы должны сказать и о преподобном отце нашем Симоне, епископе Владимирском и Суздальском, свидетеле и списателе житий угодников печерских, втором летописце по блаженном Несторе. Поистине, он хорошо построил дом Божий и укрепил Церковь примером жития своего и назидательными повествованиями о житии святых, как один из тех добрых пастырей, о которых Господь обещал пророку Иеремии, говоря: «дам вам пастырей по сердцу Моему и будут пасти вас со знамением и благоразумием» ( Иер.3:15 ). Поистине все наименования, относимые к Симону, доброму пастырю и хранителю закона Иудейского, могут быть отнесены и к сему преподобному Симону, архипастырю Владимирскому и Суздальскому. Этот блаженный Симон принял образ иноческий в святом монастыре печерском, подобно небу, украшенному святыми подвижниками, как бы звездами мысленными, луною и солнцем. Поступив в монастырь, Симон с прилежанием читал повести о житии прежде бывших и Богу угодивших святых, многочисленных, как многочисленны звезды на небе. И сам блаженный Симон воспламенялся любовью к подвигам сих святых и всячески старался им подражать. С любовью вспоминал он подвиги первого строителя сей обители преподобного Феодосия, так умножившем сии духовные звезды обители – иноков, и всячески старался подражать жизни его. Вспоминал он также и о подвигах святого Антония, просветившего всех, подобно солнцу, светом добрых дел своих; и его равноангельному житию подражал преподобный; взирая на преподобных, умноженных как звезды, служащие луне и солнцу, Симон поучался смирению; в особенности поучался смирению примером святителя Феодосия, который, подобно луне, сиял ярче всех прочих звезд и заслужил себе у Бога более славный сравнительно с прочими братиями венец. От Антония, как бы солнца, идущего по небу одиноко, без прочих светил, Симон заимствовал равноангельное безмолвное житие. Подобно зеркалу, он отражал в себе все те духовные светила – звезды, луну и солнце, и сам проявлял из себя свет звездный, лунный и солнечный. Кроме того, подобно тому древнему Симону первосвященнику, и сей был как звезда утренняя, как луна полная и как солнце, сияющее на церковь Всевышнего. Он усердно подвизался в святом монастыре печерском, подобном небу, и сам Симон уподоблялся своими подвигами звезде утренней, всегда подражая Пресвятой Богородице, прекрасной как луна и славной как солнце. Сколько было у него сил, он усердно служил Матери Божией, пребывая постоянно в великом смирении, усердной молитве, как общей с братиею, так и уединенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Проповеди 1928 г. Трудами и усилиями князя Даниила 2 На жизни вспоминаемого ныне благоверного князя Даниила исполнились слова Владыки Христа, Который сказал, что Царство Небесное силою берется и употребляющие усилия восхищают его 3 . До сих пор Царство Небесное приобретается усилиями, и наследуют его те, кто много потрудился в жизни ради спасения. Но как же, скажете вы, исполнил князь заповедь Христову, как в жизни своей прилагал усилия к этому? Если посмотрим мы, как он стремился выполнить заповеди, если возьмем первую заповедь – о блаженстве нищих духом, то есть смиренных, о кротости, о плаче покаянном, об алкании правды, – то увидим, что ради исполнения их святой Даниил всю жизнь провел в усилиях; она полна была трудов и скорбей. От Бога зависит спасение человека. Бог Сам, как говорил блаженный Павел, располагает спасение так: Он призывает человека прежде всего словом или событиями жизни, действует на сердце человека; и когда человек услышит о Боге, увидит жизнь свою, когда познает цену жизни, разберется, то у него появляется жажда спасения – он уже в дело претворяет то, о чем раньше думал, а тут уже и Господь на помощь приходит, помогает человеку в трудах его. И если мы посмотрим, как слагалась жизнь князя Даниила, как он с помощью Бога слова и события жизни обращал в живое дело, как он приобретал смирение, кротость и плач, как алкал правды, то жизнь его представится нам в таком виде. Князь Даниил остался двухлетним ребенком после смерти своего отца, князя Александра Невского. Надо сказать, что благоверный князь Даниил был сыном от второго брака. Вторая жена [Александра Невского] причтена к лику святых, как и первая его супруга, и дочь их Евдокия, – они все почивают в кафедральном соборе, вся семья, кроме сыновей Дмитрия и Андрея, всю жизнь проведших в междоусобных войнах. Рано оставшись сиротой, Даниил, испытывая все тяжести жизни, усилиями приобретал смирение. Он рано осознал непрочность жизни, познал цену всей пышности, богатства и славы и рано проникся мыслью, что жизнь сама по себе не имеет ценности, что прежде всего нужно созидать богатство духовное. И ради этого он, когда возрос, довольствовался одним маленьким городком Москвой, который достался ему после отца. В то время как братья его проводили жизнь во вражде, стремясь увеличить свои владения и возвыситься перед другими, Даниил не расширял своих владений, не хотел славы и смиренно правил в своем маленьком городке. А Господь, смотрите, как возвысил его, как вырос его город, – больше двух миллионов жителей теперь в Москве, и, хотя теперь и не признают его верховенства, он до сих пор духовный господин города, его правитель, ибо исполняются слова Христа, что Он смиренных возвышает. Затем посмотрите, как приобретал Даниил плач о грехах. Он княжеские пышные одежды променял на монашескую мантию, как пелось вчера: «Одел себя плащаницею погребальною».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Человек, начинающий жить в Церкви, искренне старается исполнять необходимые правила христианской жизни и приходит в недоумение: «Как же так, я покаялся, стараюсь исправить свою жизнь, не поступать как прежде, молюсь, пощусь и причащаюсь, а у меня как было все плохо, так и есть, а иногда даже хуже становится». О, чада мои, да – умоляю вас, настройте себя, как орган и сладостный псалтирь Духа Святого. Прп. Феодор Студит Большинство людей, входящих сейчас в нашу Церковь, – новообращенные. Мало кто является носителем традиций, мало кто с детства воспитывался в настоящей христианской семье с православными устоями. Представления о духовной жизни у современного человека складываются в основном из книг или из общения с другими христианами. Книг, касающихся духовной жизни, аскетики, читают сейчас мало. Они написаны слишком высоким духовным языком и не всегда доступны пониманию новоначального христианина. Поэтому чаще всего передача христианского опыта идет от новоначального к новоначальному, обычно в виде неких схем: надо исполнять определенные правила, вести себя определенным образом (православные должны говорить с определенной интонацией, носить определенную одежду) и т. д. – это воспринимается как традиция Церкви, хотя традицией Церкви чаще всего не является. Одновременно в сознании складывается стереотип жизни христианина и представление о том, как надо жить, чтобы «все было хорошо». Причинно-следственные связи при этом определяются чисто внешним, формальным образом: если ты будешь поступать так, то должно быть обязательно вот так. Если христианин молится, читает утренние и вечерние правила, соблюдает пост в среду и пятницу, ходит в храм, постится и причащается (что, без всякого сомнения, необходимо и важно), то вся его жизнь в соответствии с этим должна измениться. У человека не должно быть уныния и отчаяния, но мир и покой в душе и благополучие в семье, «успехи в труде и счастье в личной жизни», как в поздравительной открытке. И вот человек, начинающий жить в Церкви, искренне старается исполнять необходимые правила христианской жизни и приходит в недоумение: «Как же так, я покаялся, стараюсь исправить свою жизнь, не поступать как прежде, молюсь, пощусь и причащаюсь, а у меня как было все плохо, так и есть, а иногда даже хуже становится». Человек заходит в тупик и не понимает, что с ним происходит. Кажется, все правильно делает, как написано, как говорят, как положено, а ничего не получается. Но есть один очень важный момент, который не осознается или забывается. Скажем, музыкант открывает ноты с ноктюрном Шопена, начинает играть, а звучит какофония. Все вроде бы правильно делает, на нужные клавиши нажимает, а музыки нет. Почему? Инструмент расстроен.

http://pravmir.ru/nastrojte-sebya-kak-or...

Закрыть itemscope itemtype="" > О духовной глухоте. «Как бы муж» 07.08.2016 802 Время на чтение 6 минут Как-то одна молодая женщина, знакомя меня с молодым же человеком, представила его неожиданным образом: «Знакомьтесь, это как бы мой муж!» Признаюсь, я замер, ожидая от «как бы мужа» взрыва негодования. Да нет, он улыбался мне как ни в чём не бывало, похоже, всё его устраивало. Нескольким днями позже, придя по приглашению в одну организацию, был встречен у входа представительным мужчиной, который приветливо протянул мне руку и на вопрос, с кем имею честь, ответил, улыбаясь: «Я здесь типа директор». Я внутренне обмер, стараясь не подавать вида. Представил себе ситуацию, когда бы какой-нибудь священник, благословляя, представился подобным образом: «Я здесь типа настоятель». Даже замотал головой от абсолютной немыслимости подобной ситуации. Всё, это стало последней каплей, потому как сил не было (да и сейчас нет) слышать эти звучащие отовсюду: «типа того», «как бы», «как бы»... Правда, многие принимают их за слова-сорняки. Думается, что это не совсем так. Давайте-ка припомним, ещё два десятилетия назад не было в нашей речи всех этих выражений. Дело в том, что каждый человек независимо от национальности и веры призван к этой жизни Самим Христом, а потому есть живая икона Божия. И пока образ Божий в нас ясен и чёток, наше с вами словесное содержание так же чисто и незамутнённо. И тогда мы мужья и директора без всяких там «типа» и «вроде как». Когда же образ Его в нас расплывается как фотография, снятая не в фокусе, тогда и слово наше как главное внутреннее содержание, суть словеков-человеков, мутно и лишено подлинного смысла. И тогда в Отечестве нашем плодятся во всё угрожающей численности «типа директора», «как бы мужья» и «вроде как жёны», у которых и детки соответствующие, «ну, типа того»... МЯГКИЙ ЗНАК, или ПАМЯТНИК БУКВЕ Вот мы всё о словах да о словах, но, может, поговорим о букве? Да-да, обыкновенной русской букве из привычного алфавита. Так что не удивляйтесь, речь и в самом деле пойдёт о букве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Исцели ны… Письма отчему дому 24.04.2021 1182 Время на чтение 9 минут А вот оказывается важно, с кем и где ты стоишь рядом. Вспомнилось, что нынче я соборовалась одна, все было по-особенному, как и положено в этом году, году посетившей нас напасти-болезни. Никто не знает, как же надо вести себя, как правильно делать, все были далеки друг от друга, такие настали времена, а теперь еще дальше. Накануне позвонила подруга и рассказала, что она соборовалась в храме, где было мало народу, и священник один, так там он сначала все прочитал молитвенное, евангельское, а потом подошёл к каждому и помазал каждого семь раз... Ну, хорошо. Я вот много лет соборуюсь на Великий Пост, но каждый год мне как внове и никогда не помню в точности, как и что за чем. Будучи неофитом, я сначала всё хотела усвоить и запомнить, а потом как-то почувствовала, что мне это не по силам, и буду-ка я доверяться Господу и священнику, Господь как-то управит, даст что-то запомнить, а что-то поправит священник, если что. И сразу наступило облегчение… Прости меня, Господи. Потому я не очень помнила, как все должно быть. Так вот, очень важно, с кем ты стоишь на молитве. То есть совсем не важно, и лучше молиться, а не думать всякие странности, но не всегда получается. Слушаешь, как батюшки читают, а сам воспаришь, воздумаешь, воспомнишь… Недавно мне подруга Наташа Петрова сказала: «А мы с твоим папой на Каноне Критского стояли всегда рядом и справа, в храме Николы в Хамовниках… Вы слева, а мы с ним справа…». И тоже вспомянулось… Как мы бежим с работы, из Союза писателей ко времени, и собираются здесь многие наши. Мы слева. Папа с Наташей справа. А еще приедет Наташа Володина из своего Усова. А вот стоит впереди друг наш Лариса Лыкошина. Стоит всегда у иконы святителя Алексия, а перед ней икона Божией Матери, в закутке таком от всех отделённом. Как будто застыла, а стоять ей ох как тяжело, много болезней. Понад всеми в Храме отец Владимир, очень высок, и мой папа, тоже росту большого. Да и Лыкошин тоже не маленький. В левый придел ведёт под ручку, которая совсем парализована, старенького отца Михаила, сын тоже священник. Отец Михаил на исповеди слушает внимательно, но уже не почти ничего не говорит, только сострадательно кивает и смотрит на тебя и куда-то далеко-далеко, сквозь.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/24/is...

Слово первое о Молитве Господней «Непрестанно молитеся», – поучает апостол церковь Солунскую ( 1Сол. 5:17 ). И заповедь эта относится ко всем нам. Но все мы знаем, как трудно исполнить эту заповедь. Ничто, может быть, так не трудно в духовной жизни, как постоянно, регулярно, правильно молиться Богу. Стяжать дар молитвы – это одно из самых больших духовных достижений. Все мы знаем, сколько препятствий воздвигает на этом пути тот, кто не хочет нашего духовного возрастания. Иногда это бывает лень, ссылающаяся на наше переутомление. Иногда мы просто забываем помолиться. Иногда мы не ощущаем потребности в молитве. Все это, однако, препятствия более простые. Гораздо опаснее то, когда в виде тонкого искушения враг шепчет нам слова о нашем не достоинстве и старается отвратить нас от молитвы в силу якобы неискренности нашего молитвенного побуждения. В таком случае какой-то голос нам говорит о нашей греховности, как препятствии к молитве. «Как можно хвалить имя Божие тем же языком, которым мы недавно произносили слова совсем неподобающие и которыми, может быть, даже и хулили это имя? Как пойти в церковь теми же ногами, которые были столь скоры на совершение разных беззаконий? Как воздевать руки горе, которыми мы творили разные неподобающие дела?» Все это тонкие искушения, и чем они тоньше, тем ядовитее и тем опаснее. Как, какими словами обратиться нам к Богу, когда мы так далеки от Него? И если мы недоумеваем, как молиться, то не вспомнить ли нам об апостолах, которые просили Господа: «Научи нас молиться» ( Лк. 11:1 ). И дал им Господь образец такой молитвы, которую никто никогда из самых знаменитых песнописцев и учителей Церкви не мог превзойти и которая по совершенству своему и простоте своей выше всякой другой молитвы. «Отче наш, Иже еси на небесех...» Вот эти-то слова и привлекают сегодня мое внимание, и о них-то и хочу я предложить вам мое поучение. «Отче наш...» Как обратиться нам к Богу с такими простыми словами, учитывая всю нашу греховность и удаленность нас от Бога. О Боге мы думаем гораздо чаще как о Совершенном Существе, бесконечно от нас далеком, о праведности и святости, безусловно, подавляющей нашу немощь и недостоинство, о Судии и Мздовоздаятеле, карающем нашу греховность. Так думал и древний Израиль, поклоняясь Богу как Судии, карающему до седьмого колена. И как же нам, чадам гнева по естеству ( Еф. 2:3 ) и сынам противления ( Еф. 2:2 ) сказать Богу: «Отче наш»?

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/s...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как воздержание становится свободой 18.03.2020 565 Время на чтение 7 минут На вопросы молодежи в Новоспасском монастыре Москвы ответил духовник Иверского женского монастыря города Орска протоиерей Сергий Баранов. – Почему в Православии столько запретов? Сплошное воздержание… – Нам все возможно, но каковы приоритеты нашей жизни? Недавно в аэропорту ко мне женщина подошла и говорит: «А вот скажите, этому молодому человеку, что верить в приметы – грех». Я говорю: «Знаете, я бы не в том смысле сказал, что грех как преступление. Я бы ему сказал, что верить в приметы – это делать себя зависимым, так становишься несвободным. Вы будете зависеть от этих примет. И если вы с этим ничего не будете делать, несвобода будет все глубже и глубже, вы будете парализованы этими приметами. Грех в этом – для вас это искажение вашей жизни, искажение вашего счастья. А не то, что Бог поймал тебя на том, что ты в эти приметы веришь, и с радостью тебя наказывает». Если бы Бог нас все время наказывал, это было бы то же самое, как в Америке дают 300 лет заключения. Владыка Ириней в Иверской обители – Как достойно причащаться и как спасаться в наше время? – Вот этот вопрос – как достойно причащаться – в корне неправильный вопрос. «Достойно» причащался только фарисей: «Благодарю тебя, Господи, что я не как прочие человецы, грешники, не как вот этот мытарь». А на самом деле достойно причастился мытарь. Там, в притче, конечно, не о Причастии идет речь – но эта аналогия возможна. Как только вы почувствуете себя достойными – это все! Мы к Причастию подходим не по достоинству, а как к лекарству от смерти. Это когда у человека что-то очень сильно болит или когда он понимает, что в его теле какая-то смертоносная опухоль – ему тогда не надо все это объяснять. Меня вот в 2001 г. послали на удаление раковой опухоли из легкого. Операцию назначили на завтра. Все, я уже готов, но вдруг у них там какой-то электрический скальпель ломается… Операцию переносят на три дня. А я чувствую уже, что у меня там эта гадость внутри находится, для меня эти три дня – уже много! Побыстрей бы этот скальпель наладили и вырезали бы ее у меня, она же там растет, она же развивается. Вот так мы к Причастию подходим! Мы должны клянчить Причастие как больные, как умирающие: «Батюшка! Разрешите мне еще причаститься». – «Да ты ж недостоин». – «Конечно, недостоин! И Бог видит мое недостоинство. Но единственное мое достоинство – это понимание того, что я недостоин, и большое желание причаститься». Вот и все, что нам надо для Причастия. И чем чаще, тем лучше.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/18/kak_vo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010