Мы, в двадцатом веке по Рождестве Христовом, находимся у подножия горы тайн и загадок мира так же, как люди за двадцать веков до Христа. И в наше время, как и в прошедшие времена, слышны вздохи сомнений и слабости: О, отгадайте мне загадку жизни, ту сокрытую и древнюю загадку!.. Скажите мне, что значит человек? Откуда он пришел? Куда идет? И кто живет там, наверху, на звездах золотых? (Гейне, Die Fragen). Пусть человечество за 4000 лет сделало 4000 шагов вперед – что они значат перед множеством тайн, что простираются выше Сириуса и дальше любых наших измерений? Конечно, ничего. Но этих шагов было довольно, чтобы сделать веру необходимой, углубить, возвысить и окрылить ее. Правда, крылья веры часто напоминают крылья Икара. Подобно тому как крылья Икара расплавились от Солнца, так и крылья веры часто плавились от сомнений. Но не только вера, даже знания не могли устоять перед ядом и ржавчиной сомнений. Английские позитивисты (к примеру Дж. Миль), которые больше других ценили позитивные знания, больше других стали сомневаться в них. У веры, которая всего лишь теория, у веры понятий и силлогизмов, всегда икаровы крылья, она всегда подвержена сомнениям. Напротив, крылья веры, которая стала неотделимой частью жизни души, которая управляет всеми ее движениями и поступками, которой человек живет, надежней крыльев Икара. Такой веры не коснутся сомнения, с такой верой человек может взмыть высоко – на ту гору, где Христос. С такой верой даже перед горой тайн и загадок жизни человек может стать героем, полным мужества и блаженного мира в душе. Думаю, что именно такую веру я предлагаю братьям своим под горой. Примет ли кто-то мою веру? Или я останусь один, в одиночестве со своей верой? Впрочем, такого одиночества я не боюсь. Я не боюсь одиночества без людей, я боюсь одиночества без веры, ибо это самое пустое и самое мучительное одиночество, которое только может постичь простых людей, живущих под горой. Драма Иоанна Предтечи Проповедь в день усекновения главы Иоанна Предтечи. Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. ( Мк.1:2 )

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Диалог должен быть открытым к принятию новых участников. Через подтвержденное отношение Я – «вечное Ты» каждый из них может обогатить других в их взаимно разделенной и подтвержденной инаковости. Эта открытость вместе с «обращенностью к Богу» обретают особую значимость, когда мы говорим о христианском богословии. В богословской перспективе любых религиозных отношений необходимо внимание к соответствующим догматическим особенностям и опыту тех традиций, которые являются участниками диалога. Поскольку в нашей работе особое внимание уделяется подходу с точки зрения христианского троичного богословия, то необходимы соответствующие базовые познания и опыт. Также исключительно важно увидеть диалогическое измерение в самом троичном богословии. Попытаемся рассмотреть внутритроичные отношения и отношения Бога Троицы с тварным миром в контексте подтвержденного диалога, следуя тому диалогическому подходу, который был описан выше. То есть ипостасные отношения Лиц Пресвятой Троицы, характер которых нам открыт, и божественные отношения с творением представим в терминах диалога и богословия личности. В течение первых восьми столетий церковь оберегала таинство Пресвятой Троицы от естественных предубеждений человеческого ума. С одной стороны, рассуждая строго монотеистически, человеческий интеллект стремится исключить ипостасные различия и свести тринитарное единство к интеллектуально постижимой концептуальной единственности Бога. Впервые такое предубеждение возникло как философское представление о трех модусах или проявлениях единого Бога и вылилось затем в савеллианскую ересь модализма. С другой стороны, подобная тенденция в противоположном направлении позднее привела к арианству, когда ошибочно полагалось, что имеются три раздельных бытия, соответствующих трем Лицам Пресвятой Троицы. Вместо интеллектуальных утверждений церковь экзистенциально выразила с помощью термина единосущный (homoousios) «единосущность трех Лиц, таинственное тождество монады и триады и одновременность тождества единой природы и различия трех Ипостасей» 143 . В троичной терминологии мы говорим о непостижимой безличностной божественной сущности и таинственном общении трех Лиц. Однако если говорить о диалогическом измерении троичного богословия, то оно должно быть представлено в терминах тех личностных характеристик, которые будут доступны для понимания человека. Таковыми являются нерождение, рождение и исхождение, относящиеся к Отцу, Сыну и Святому Духу, соответственно. Это все, что нам дано знать о внутритроичных отношениях, впрочем, как пишет преподобный Иоанн Дамаскин , «образ рождения и образ исхождения для нас непостижим» 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Тем же, кто стоит на грани отчаяния, хотел бы сказать: Господь и Его Церковь с Вами. После того, как Христос восстал от гроба, никто не может быть одинок и оставлен. Ведь Сам Бог сказал: “Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Мф. 11. 28). Найдите дорогу к православному храму, и там получите поддержку братьев и сестер по вере, а самое главное – познаете присутствие Божией в Вашей жизни, которое сильнее любых житейских трудностей. Оно дает христианину силы радоваться даже там, где по-человечески можно только унывать. - Пользуясь случаем, просим Вас ответить на вопросы, волнующие сегодня читателей “Российской газеты”, и не только их. Сегодня многие тянутся к духовному, среди них немало и молодежи. Как помочь молодым людям найти свой путь к Богу, к Церкви? - Сейчас в наших храмах становится все больше молодежи. Мы стараемся открыть пути для возрождения ее самостоятельной церковной жизни, со свойственными молодым людям культурными особенностями, энергией, желанием углубляться в познание православной веры и научить ей других. Недавно создан Синодальный отдел по работе с молодежью, и в мае этого года он планирует провести православный молодежный съезд, на который соберутся делегаты от всех епархий, включая самые отдаленные. Впрочем, нельзя не согласиться с тем, что большинство молодых людей еще не пришло к глубокой, истинной вере. Отчасти виной тому нежелание некоторых пастырей и прихожан понять, что храм – не только для пожилых людей и не только для тех, кто привык отождествлять Православие с определенной субкультурой. Но главная беда – это то, что значительная часть молодежи оказалась в плену у широко пропагандируемых поверхностных представлений об успехе, благополучии и силе. С газетных страниц и телеэкранов, из текстов песен модных исполнителей молодые люди слышат: достойно жить могут только наглые и бесчестные люди, смысл жизни – лишь в деньгах и власти, в отношениях мужчины и женщины, в реализации собственной гордыни. Все остальное подчас выносится за скобки популярной культуры. И поскольку собственного опыта у молодых людей бывает недостаточно, они иногда долго живут в ложном сознании того, что человеческое бытие ограничивается лишь земными достижениями и удовольствиями.

http://zavet.ru/news/news-p010414.htm

Филарет находит «руку Москвы» уже и в рядах ПЦУ: «Никто из других Церквей не признает украинскую Церковь не только как патриархат, а и как украинскую автокефальную Церковь. И пока мы не видим путей, которые привели бы к признанию. Почему они не признают? Причин много, но главная причина - Москва . И в Украине она, та же Москва, действует, но уже теперь не через Московский Патриархат, а через нас же, когда наши же архиереи выступают против того, что они создали, - против Киевского патриархата». Филарет заявляет, что Епифаний не способен руководить самостоятельно: «Правда заключается в том, что не он управляет, а им управляют. И он мне прямо сказал - не все от меня зависит». Филарет утверждает, что перед созданием ПЦУ была устная договоренность между ним, Порошенко и Епифанием о том, что Епифаний будет представлять ПЦУ на международной арене, а в реальности этой структурой будет руководить Филарет. Однако Порошенко с Епифанием обманули доверчивого старца и отстранили его от руководства новой структурой. Впрочем, несварение внутри этого раскольнического конгломерата многие внятные наблюдатели предсказывали заранее. Напомним, что так называемая новая церковь Украины (ПЦУ) была сформирована на «объединительном соборе» в украинской столице 15 декабря прошлого года в итоге объединения двух функционировавших в стране неканонических церковных структур. Руководителем новой «автокефальной церкви» стал «митрополит» Епифаний Думенко. Каноническая Украинская православная церковь Московского Патриархата, которую возглавляет митрополит Онуфрий, в том непотребстве не участвовала. 6 января с.г. Константинопольский патриарх Варфоломей передал Киеву томос об автокефалии «новой церкви». В документе указано, что ее юрисдикция ограничивается территорией Украины, она не может сама поставлять епископов или организовывать приходы за рубежом. В Русской православной церкви эту «автокефалию» назвали «пустышкой». И хотя существует тогдашний документ с подписью Филарета о роспуске «киевского патриархата», а также отказ Филарета от любых должностей в новой структуре, сегодня этот 90-летний раскольник утверждает, что «Киевский патриархат не ликвидирован. Не ликвидирован. Это хотят подать, что он ликвидирован. Ликвидировать Киевский патриархат может тот, кто его создал».

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/21/rasko...

Не только лидеры — народы были вместе, и никто тогда не говорил в публичном пространстве, что какой-то из народов, вместе сражавшихся, является недостойным победы или просто в этой победе не принимал никакого участия, потому что якобы был ничем не лучше сторонников гитлеровского нацизма и немецкого народа, который, к сожалению, гитлеровский нацизм поддержал. Сегодня мы должны вспомнить о том, что народы тогда были вместе, и государственные лидеры тоже были вместе — вспомнить, чтобы сообща ответить на те сложные вызовы времени, которые сегодня встают перед нами, а это и псевдоисламский терроризм, и экологическая угроза, и экономический кризис, и многое другое. Есть угрозы как силового, военного, так и невоенного плана, которые сегодня, впрочем, требуют нашей мобилизации — мобилизации в стоянии за добро, в стремлении отстаивать не просто мир, который иногда бывает худым и несправедливым, а свободное развитие народов согласно их собственной воле и, конечно же, согласно тем высшим ценностям, ценностям христианства и других традиционных религий, без которых развитие не является развитием, а является лишь прогрессирующим шествованием в бездну. Мы были вместе против зла. Против зла вместе нужно восстать и сегодня, и об этом как я надеюсь, ясно скажут государственные лидеры и общественные деятели разных стран в период празднования 70-летия Победы, даже если политические круги некоторых из этих стран как бы не заметят роль тогдашнего Советского Союза, роль русского народа, роль Руси в достижении Победы — а эта роль, как многие из нас по-прежнему ясно понимают, была ключевой. Во время войны наш народ — народ Руси, в том числе русский народ, — воспринимался западными народами не просто как союзник, а как освободитель, потому что альтернатива победе над нацизмом была чудовищна и несовместима с жизнью. Многие сегодня спросят: а как же относиться к памяти тех людей, которые, выступая против большевизма и Советской России, воевали на стороне Гитлера? Конечно, об этих людях, как и о любых других людях, покинувших этот мир, мы можем и должны молиться.

http://patriarchia.ru/db/text/4074118.ht...

В наше время появилось немало верующих учёных, в том числе и естествоиспытателей. И вот, даже среди них есть сторонники теории эволюции (речь идёт о православных учёных). Впрочем, как всегда, имеются и противники. Теория эволюции весьма живуча и многими принимается, как религиозная догма. Пожалуй, это уникальный случай в истории мировой науки. Победителем в споре между креационистами и эволюционистами может быть в будущем очень сильный ум, сочетающий глубочайшие познания во всех естественных науках, а также в дисциплинах гуманитарных и в богословии, уровня Флоренского, Ньютона, Ломоносова или Эйнштейна. Я же хочу высказать некоторые соображения, не подкреплённые мощным научным фундаментом, а навеянные наблюдениями дилетанта. Для этого рассмотрим лишь один класс живых существ, а именно, насекомых (Insecta). Эта группа самая процветающая из всех прочих живых существ. Они заселили наибольшее пространство (землю, почву и воду). По биомассе насекомых больше, чем любых других существ, включая млекопитающих с китами, слонами, бегемотами и прочими гигантами животного мира. Подсчитано, что на каждого человека, живущего на земле, приходится 200 млн. насекомых! Насекомые весьма отличаются друг от друга. Среди них есть жесткокрылые или жуки (Coleoptera), чешуекрылые – бабочк (Lepidoptera), прямокрылые – саранча и кузнечики (Ortoptera) и прочие. Но для всех их есть и нечто общее. Тельце у насекомых, как правило, состоит из головы, груди и брюшка, а ног всегда шесть. У большинства имеются крылья. У некоторых форм они редуцированы. Самое замечательное у насекомых – это принципиально отличное от других форм живых существ, например, от позвоночных, строение. Если у позвоночных мышцы крепятся к костной основе – скелету, то у членистоногих наоборот: скелет (хитин) снаружи, а мышцы внутри, как в футляре. Современная наука утверждает, что предки насекомых вышли из моря и заселили все возможные биотопы, а некоторые вторично возвратились в воду, где дышат с помощью удивительных приспособлений.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/21/...

Отвечаю: как заметил Августин, «ничто не мешает надлежащим образом говорить относительно духовного понимания рая, лишь бы только сохранялась при этом вера в историческую подлинность самого достоверного повествования о том, что было» 492 . В самом деле, Писание сообщает нам о происходившем в раю как об имевшем место историческом факте, а там, где Писание использует такой метод [повествования], нам при любых возможных духовных толкованиях надлежит исходить из исторической истинности описываемых событий. Поэтому Исидор говорит, что рай «является местом, расположенным на востоке, а имя его происходит от греческого слова, обозначающего сад» 493 . На востоке же он расположен потому, что, как кажется, ему надлежало быть размещенным в наиболее чтимой части земли, а восток, как сказал Философ, является «правой стороной» небес 494 , и так как «право» возвышенней, чем «лево», то совершенно естественно, что Бог поместил земной рай на востоке. Ответ на возражение 1. Утверждение Беды, если понимать его буквально, не соответствует истине. Однако его можно понимать фигурально, в том смысле, что рай достигает области луны постольку, поскольку, как сказал Исидор, климат там неизменен «даже в смысле температуры» 495 , в каковом отношении рай подобен небесным телам, лишенным противоположных элементов. Если же спросят, почему упомянута именно Луна, то так это потому, что Луна к нам ближе, чем остальные небесные тела, и, кроме того, она наиболее родственна земле, по каковой причине можно даже наблюдать, как отбрасывают на нее тень облака. Другие [впрочем] полагают, что достигающий лунного круга рай – это как бы серединное место воздуха, в котором возникают дождь, ветер и т. п., поскольку луна, говорят, оказывает влияние на подобные процессы. Но в таком случае рай не был бы пригодным для человеческого обитания местом, поскольку обладал бы нестабильной температурой и подходил бы для человеческой природы гораздо меньше, чем более низкая, прилегающая к земле атмосфера. Ответ на возражение 2. [Относительно этого] Августин говорит: «Поскольку от человеческого познания весьма удалено само место рая, то можно [например] предположить, что упомянутые реки ушли где-нибудь под землею и затем вышли наружу в других местах, где, как говорят, они и стали в своих источниках теперь известны. Ибо кто не знает, что это довольно частое явление?» 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Теперь, когда мы определились с терминами, самое время вернуться на Северный Кавказ, и поговорить о той самой национальной энергии, которая рассеяна здесь в каждой молекуле местного воздуха. Скоротечный визит съёмочной группы Общероссийской общественной организации «Журналисты России» в Кабардино-Балкарию происходил по приглашению представителей балкарской и русской этнических групп. Из 860 тысячного населения Кабардино-Балкарии примерно 490 тысяч составляют кабардинцы, 193 тысячи - русские и 109 тысяч - балкарцы. Здесь живёт и множество других этнических групп (14 тысяч турок, 9 тысяч осетин, по 5 тысяч армян и украинцев, 4 тысячи корейцев и более мелкие), но основные этносы - кабардинцы, балкарцы и русские (украинцы тоже считаются русскими). Нас связывает непростая история: война с кабардинцами, адыгами и черкесами началась в 1763 году в момент начала строительства крепости Моздок и продолжалась с перерывами 101 год - до 1864 года, когда все эти территории были окончательно присоединены к России. А вот балкарцы с русскими никогда не воевали. Эта история, разумеется, тоже накладывает отпечаток на сегодняшние межэтнические отношения и напряжения, но конечно, только второстепенный. Основной же конфликт связан с традиционным доминированием в республике кабардинцев, как в численном отношении, так и по степени представленности в органах власти и по степени агрессивности. Абсолютно все, с кем мы встречались в республике, отмечают не просто доминирование, а силовое доминирование кабардинцев и склонность навязывать своё мнение силой. Сейчас в России активно обсуждается тема отмена выборности руководителей регионов, в первую очередь на Кавказе. Побывав в Кабардино-Балкарии начинаешь понимать, насколько правильно это решение вообще, но особенно для Северного Кавказа. Скажем, в такой республике как Кабардино-Балкария в случае выборов, всегда власть будет сосредоточена в руках кабардинцев в ущерб балкарцам и русским, всегда все органы власти (полиция, суд, прокуратура, законодательное собрание и др.) будут формироваться преимущественно из кабардинцев и соответственно, кабардинцы будут всегда находиться в привилегированном положении. Впрочем, то же самое можно сказать и в отношении любых других республик Северного Кавказа, кроме моноэтнической Чечни, Ингушетии и Осетии. Сразу становится понятно, почему сразу после крушения СССР все т.н. «сдвоенные» республики попытались разделиться: Чечено-Ингушская на Чечню и Ингушетию, осетино-ингушские районы - соответственно присоединиться к Ингушетии и Осетии, а там где этого не удалось (в первую очередь Дагестан, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия) наблюдается постоянно межэтническое напряжение.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/05/na...

А мне видится целостный, всех в себя вбирающий, по сути, имперский Николай Гоголь. И герои его, даже самые отъявленные уроды, открываются нам теми или иными человеческими душевными качествами, ибо Гоголь и в таких старался найти " идеал того, чего карикатурой стал урод " ( " Что такое губернаторша " , 1846). Можно искренне смеяться над ярчайшими гротескными гоголевскими образами. Но со смехом мы приходим к пониманию души человеческой. Ему, в силу гениальности и всеобъемности, явно не хватало одного обличительства или социальной сатиры, пародийности или неких юморесок. Конечно, можно прочитать и так, как читает нынче Гоголя Вячеслав Пьецух. Но его, как и любых ортодоксов и обвинителей, видевших в Гоголе лишь юмориста или пасквилянта, Николай Васильевич Гоголь сам же из своей дали опровергает: " Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет " Мёртвых душ " … Ключ от неё (тайны романа. — В.Б. ) покаместь в душе у одного только автора… " И ключ этот явно не в одном волшебстве русского языка, как считал Владимир Набоков: " Его произведения, как и всякая великая литература — это феномен языка, а не идей… На этом сверхвысоком уровне искусства литература, конечно, не занимается оплакиванием судьбы обездоленного человека или проклятьями в адрес власть имущих… " Впрочем, даже и сам Владимир Набоков не сводим (как бы он сам этого ни желал) к одному феномену языка. Ни социальность " Дара " , ни чувственность " Лолиты " , ни явная политичность " Других берегов " не дадут читателю увидеть в Набокове лишь тонкого стилиста. О Николае Гоголе и говорить нечего. Он сам за себя говорит: " Да и как могло быть иначе, если духовное благородство есть уже свойственность почти всех наших писателей " . А из духовного благородства естественно проистекает и склонность к " подвигам, предпринятым во глубине души " , и надежда прежде всего найти в своей прозе ключ не к языку, а " к своей собственной душе, когда же её найдешь, тогда этим ключом отопрешь души всех… " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Заставил республиканцев понервничать и Техас - второй по количеству голосов выборщиков, без поддержки которых переизбрание Трампа стало бы невозможным. Штат относится к уверенно республиканским, однако после подсчета более 50% голосов в нем продолжал лидировать Байден, пускай и с небольшим отрывом. Это объясняется тем, что голоса в крупных городах, где население значительно либеральнее, подсчитываются раньше, чем в консервативной сельской местности. При подсчете второй половины голосов Трамп все же вышел вперед. Но ситуация в Техасе лишний раз напомнила о том, что через два-три электоральных цикла штат может стать «колеблющимся», а его потеря на любых президентских выборах станет настоящей катастрофой для кандидатов от Республиканской партии. Перемены обусловлены активной миграцией из Мексики и других стран Латинской Америке - на юге штата они уже составляют большинство населения. Как следствие, одна из возможных стратегий консерваторов на будущее заключается в ставке на политиков с латиноамериканскими корнями. В качестве такового вспоминается прежде всего Тед Круз (кстати, сенатор от Техаса), имеющий кубинское происхождение. Четыре года назад он выступил главным соперником Трампа на праймериз и до сих пор относится к интеллектуальной элите партии. Это один из наиболее умных и, к сожалению, эффективных врагов России в Сенате США. Другой возможный кандидат - сенатор от колеблющейся Флориды Марко Рубио. Он давно проявил себя как «ястреб» и патентованный русофоб маккейновского стиля. Возможно, это прямо связано с тем, что его консультирует проживающий ныне в США Гарри Каспаров. Впрочем, этот разговор все-таки про будущее. В настоящем «синие воротнички» сиречь рабочие Среднего Запада готовы оставить ключи от Белого дома у Трампа. Благодаря именно их голосам - голосам белых мужчин, переживающих на себе все радости деиндустриализации в «ржавом поясе» , он стал президентом четыре года назад, благодаря им же останется на второй срок. Если останется. Как уже было сказано выше, судьба власти в США решится в Пенсильвании, Висконсине и Мичигане. Шансы Трампа выглядят предпочтительнее, но он все еще может проиграть - как сам по себе, так и по итогам теоретических фальсификаций.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/04/u_tram...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010