Ободренный и подкрепленный обетованием Божиим, Иаков отправился дальше к месту своего назначения, и через несколько дней пути прибыл на богатые пастбища с многочисленными стадами крупного и мелкого скота. Там он нашел колодезь, около которого, против обычая находились три стада, пригнанные пастушками на водопой гораздо раньше вечернего срока для этого. Профессор Ролинсон объясняет это явление из личного наблюдения. «На большей части водоемов обыкновенно лежит широкий и толстый плитообразный камень, с круглым отверстием в середине, составляющим устье водоема. Это отверстие в свою очередь обыкновенно прикрывается тяжелым камнем, отвалить который могут только два-три человека». Такое устройство и состояние колодцев может послужить объяснением и указанного обстоятельства, в том именно смысле, что пастушки рано пригнанных на водопой стад, будучи не в состоянии сами отвалить камня, поджидали прихода других стад, пастухи которых и могли бы открыть водоем для водопоя. Иаков, по обычной общительности жителей востока, разговорился с пастушками, среди которых была одна красивая девушка, по имени Рахиль. Узнав, что она дочь его дяди Лавана, он отвалил для нее камень от колодца, напоил ее стада овец и, поцеловав Рахиль, «возвысил голос свой, и заплакал», объявив ей, что он родственник отцу ее и что он сын Ревекки, тетки ее. Рахиль тотчас же побежала домой рассказать о случившемся, и отец ее Лаван с родственным радушием и приветом принял к себе в дом своего племянника от любимой его сестры Ревекки. Получив родственный прием, Иаков начал служить Лавану, и последний, заметив его усердие, предложил ему даже назначить себе плату за труд. Но у Иакова уже была на примете плата его сердца. У Лавана было две дочери, из которых старшая «Лия была слаба глазами, а другая Рахиль была красива станом и красива лицом». Иаков полюбил Рахиль и предложил Лавану проработать за нее семь лет, чтобы только он выдал ее за него в замужество. Лаван согласился, и эти семь лет показались Иакову «за несколько дней, потому что он любил ее».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

14). Он не посмел упрекнуть Самого Господа Иисуса Христа в нарушении субботы, а обратился ко всем людям, которые с восторгом и удивлением созерцали это чудо, и в особенности к исцеленной женщине. Но за что же он упрекнул ее, неужели за то, что она после восемнадцати лет страданий получила исцеление, освобождение, как сказано в Евангелии, от духа недужного? «Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (ст. 15–16). Господь Иисус Христос обращается не прямо к самому начальнику синагоги, а ко всем, кто мыслит подобно ему, поскольку и он упрекал не Самого Спасителя, а всех, кто, прибегая к Нему за помощью, якобы нарушал субботу. Мы видим, что на самом деле отношение иудеев к своим ближним было даже не просто формальным, а совершенно безразличным. Они не столько ревновали о соблюдении закона до мелочей, сколько были каменносердечными людьми. Обратите внимание на обличительные слова Господа: «Не отвязывает ли каждый из вас вола своего», то есть именно своего вола или осла, именно своих животных. Ведь любой хозяин понимает, что животное нельзя оставить без воды даже на один день, и поэтому ведет его на водопой, не думая, что этим действием нарушает субботу. Однако к другим людям этот человек предъявляет самые строгие и мелочные претензии, потому что другие ему безразличны, они для него чужие, не свои. Когда мы читаем Евангелие, то справедливо вместе со Спасителем осуждаем этих лицемеров, однако же мы должны всегда стараться и себя отождествить с теми или иными лицами, о которых говорится в евангельском повествовании. И если мы будем придирчивы или хотя бы беспристрастны к самим себе, то, возможно, сделаем неприятный для нас вывод. Мы увидим, что и сами, подобно фарисеям, жалеем самих себя и своих родственников, даже своих животных, как говорится в Евангелии, но к нуждающимся и бедствующим людям бываем совершенно безразличны, потому что они нам чужие.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

  13 В это самое время пришли и рассказали Ему о тех галилеянах, кровь которых Пилат смешал с их жертвоприношениями. 2. И Он сказал им в ответ: «Не думаете ли вы, будто эти галилеяне были из всех галилеян самые большие грешники, раз так пострадали? 3. Нет, говорю вам; но если вы не совершите покаяния, вы все погибнете, как они. 4. Или те восемнадцать, на которых упала башня в Силоаме и умертвила их; не думаете ли вы, будто их долги перед Богом были тяжелее, чем у всех жителей Иерусалима? 5. Нет, говорю вам; но если вы не совершите покаяния, вы все погибнете, как они». 6. И рассказал Он такую притчу: «Была у одного человека в винограднике посажена смоковница, и пришел он посмотреть, есть ли на ней плоды, но ничего не нашел. 7. Тогда он сказал виноградарю: " Уже три года, как я прихожу к этой смоковнице поглядеть, есть ли плоды, но ничего не нахожу. Сруби ее, зачем она землю занимает? " 8. Но тот сказал ему в ответ: " Господин, пощади ее еще на этот год, а я покамест окопаю ее и навоза подложу; может, 9. даст она урожай на будущий год, а если нет, ты ее срубишь " ».   10. И учил Он в субботний день в одной синагоге; и была там женщина, которая восемнадцать лет была одержима духом недуга 11. и так скорчена, что головы приподнять толком не могла. 12. А Иисус, увидев ее, подозвал к Себе и сказал: 13. «Женщина, избавлена ты от своего недуга!» И возложил Он на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. 14. Но начальник синагоги, негодуя, что Иисус совершил исцеление в субботу, сказал на это народу: «Есть шесть дней, данных для трудов; в эти дни и приходите для исцеления, но не в день субботний». 15. А Господь сказал ему в ответ: «Лицедеи, разве каждый из вас в субботу не отвяжет своего вола или осла от стойла и не поведет на водопой? 16. А эту дочь Авраама, которую сатана держал связанной восемнадцать лет, разве не надо было в день субботний вызволить из этих уз?» 17. И когда говорил Он это, все противники Его были посрамлены, и весь народ радовался всем достославным делам Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ангелы Божий восходили и нисходили по ней, а на самой верхней ступеньке стоял Господь и милостиво говорил ему: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю». (Быт. 28:13–15). Пробудившись от сна, Иаков, пораженный необыкновенным видением, сказал: «Как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28:17). В память о своем необыкновенном видении Иаков установил камень, на котором спал, и возлил на него елей. А место это он назвал Вефиль, что значит «Дом Божий». Видение патриарха Иакова заключает в себе глубокие богословские истины: 1. Бог не отвергает нас от Себя после нашего грехопадения, но вновь соединяет нас с Собой. Символом этой связи является лестница, соединяющая небо с землею. 2. Соучастниками и служителями божественной любви, спасающей нас, являются Ангелы. Господь невидимо посылает их на землю для служения людям. 3. Стоящий на вершине лестницы Господь в определенное время сойдет на землю для спасения рода человеческого. По толкованию святых отцов, лестница Иакова прообразует Божию Матерь, через Которую Сын Божий пришел в мир. Жизнь Иакова у Лавана  Быт. 29–31 Ободренный и подкрепленный обетованием Божиим, Иаков отправился дальше к месту своего назначения, и через несколько дней пути он оказался на богатых пастбищах города Харрана с многочисленными стадами крупного и мелкого скота. Около колодца, куда пастухи пригоняли стада на водопой, он спросил у местных пастухов, знают ли они Лавана, внука Нахора. В это время к колодцу подошла красивая девушка со стадом овец. «Вот Рахиль, дочь его», — воскликнули пастухи (Быт. 29:6). Увидев свою двоюродную сестру, Иаков расчувствовался и поцеловал ее в щеку. Затем он напоил ее овец и сообщил ей, что он ее родственник. Рахиль очень обрадовалась и побежала сообщить отцу о прибытии гостя. Лаван прибежал к колодцу, обнял Иакова и повел его к себе в дом. За трапезой он без конца расспрашивал об Исааке и Ревекке, его любимой сестре, а наслушавшись вдоволь, полюбопытствовал, что привело Иакова в Харран. Иаков рассказал о случившейся неприятности в доме его родителей и просил дядю взять его к себе на службу. Лаван ласково приютил у себя племянника и поручил ему ухаживать за скотом. Прошел месяц пребывания Иакова у Лавана. Однажды Лаван позвал Иакова и сказал: «Неужели ты даром будешь служить мне? …скажи мне, что заплатить тебе?» У Лавана было две дочери — Лия и Рахиль. Старшая сестра Лия была близорука, и вообще она не отличалась красотой. Зато младшая, Рахиль, была так прекрасна, что Иаков не мог наглядеться на нее. Набравшись мужества, Иаков сказал Лавану: «Я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою» (Быт. 29:15,18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

В будущей жизни, когда будет новое небо и новая земля ( Откр.21:1 ), небесный Иерусалим не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения... – ночи там не будет ( Откр.22:5 ). Там не будет различия дней, следовательно, не будет и субботы, а настанет вечный день радости и блаженного общения с Богом ( Откр.3:4 ). 8) Иисус Христос заповеди (4-й) о субботе не отменил: не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Небесном ( Мф.5:17–19 ). Так как Иисус Христос пришел не нарушить закон или пророков, но исполнить (т.е. исполнить то, к чему стремились закон и пророки, восполнить закон, усовершить его и отменить в нем элемент временный, национально-иудейский), то Он не разрушил как всех прочих заповедей, так, в частности, и четвертой, а уяснил истинный смысл ее. Он указал, как должны праздновать Его последователи и в чем состоит истинное освящение праздничных дней. По слову Господа празднование состоит вовсе не в соблюдении лишь покоя от будничных работ, а именно в освящения дня действиями богослужебными ( Мф.12:5 ; Ин.7:22 ), поэтому Он со Своими учениками имел обыкновение посещать по субботам синагогальное богослужение ( Лк.4:16 ). За это учение о сущности празднования иудеи считали Господа нарушителем субботы ( Ин.5:18; 9:16 ). Из будничных дел дозволяются в праздники, как видно из представленных Им примеров, дела неотложные, вынужденные необходимостью (напр. голодом – Мф.12:1–7 , неотложными заботами по хозяйству, как, напр., водопой скота – Лк.13:15 , делами любви и милосердия – Мф.12:12 ; Мк.3:4 ; Лк.6:9; 13:12, 14:3 ; Ин.5:2–9, 9:7 и т. п. – Лк.14:5 , которые нисколько не мешают празднованию. 673 При этом Иисус Христос учил, что суббота для человека, а не человек для субботы ( Мк.2:27 ), т.е. распределение времени на праздничное и будничное установлено для человека для того, чтобы удобнее мог совершать добрые дела, предназначенные ему ( Еф.2:10 ); и такой распорядок времени не есть нечто неизменное·, потому что Сын Человеческий есть господь и субботы ( Мк.2:28 ), т.е. Он имеет власть вместо ее установить празднование другого дня, изменить, усовершить и самый способ празднования. 674

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Женщина уже не надеялась ни на что. Но Господь Сам ее позвал. И Сам, прежде чем она обратилась к Нему, совершил это чудо. Если не подойдет к нам Господь, мы погибнем в наших грехах. «Истинно говорю вам, – говорит Он Сам, – если вы не узнаете, что это Я – что Моя благодать, Моя сила, Моя любовь действует в этих знамениях и чудесах, – вы погибнете в грехах ваших». Благочестие и любовь – это одно и то же явление. Смысл благочестия заключается в любви, в сострадании к другому человеку. Господь говорит: если у кого из вас есть скот какой-нибудь, ослик или вол, неужели в день субботний вы не отвяжете его, чтобы отвести на водопой? Каждый человек это делает, дико было бы и жестоко по отношению к животному не напоить его. Неужели эту дщерь Авраамову, которую связал сатана и мучает уже в течение восемнадцати лет, нельзя освободить от страдания! Не для того ли существует покой субботы? Тайна милосердия Божия, жизнь вечная – вот что такое этот «покой». И только через сострадание, через подлинное благочестие мы можем войти в него. Господь обличает грех лицемерия. Из всех грехов это самый отвратительный. Мы помним, с каким гневом Господь многократно повторяет: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры». Он никому из простых людей не говорит этих слов: «горе вам» – только фарисеям. Потому что «внешняя видимость при внутренней пустоте» явится «тайной беззакония» в Церкви. «Слушайте слово Господне, – предупреждает пророк Исаия. – Ваших собраний праздничных не могу терпеть – они беззаконие. Праздники ваши ненавидит душа Моя – они бремя для Меня, Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои. Ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь, перестаньте делать зло, научитесь делать добро. Ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» ( Ис.1:14–18 ). И тогда явится милость Господня, и совершится чудо. Бог есть огонь, говорит преподобный Серафим, не обряды, не пост и молитва, не добрые дела, а огонь, сокрытый в них. Не присутствие наше внешнее на празднике, а присутствие праздника в нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Напротив, замечание о Хананеях и Ферезеях в данном случае не совсем уместно, и эти народы нисколько не мешали Аврааму и Лоту продолжать совместные странствования. Из последующего явствует, что Авраам и Лот могли вполне беспрепятственно совершать перекочевки с места на место и избирать любое направление, какое заблагорассудится; Авраам говорит Лоту: не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево. Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую... и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую ( Быт.13:9–11 ). Что Хананеи и Ферезеи не составляли никакой помехи, можно заключить и из того, как свободно Авраам проходит всю землю Ханаанскую вдоль и поперек: с севера до Сихема, от Сихема до Вефиля, отсюда в Египет и обратно, потом к Хеврону, оттуда в землю Филистимскую и так далее. Даже при Иакове, долгое время спустя после Авраама, Еммор, отец Сихемов, Евеянин, говорит сынам Иакова: земля сия (пространна) пред вами, живите и промышляйте на ней и приобретайте ее во владение ( Быт.34:10 ). Причина отделения Авраама от Лота, простая и естественная, указана в Быт.13:6 : и непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. При громадных стадах мелкого и крупного скота, действительно, в Ханаане было затруднительно отыскивать удобные места для пастбищ и становища для шатров, потому что поверхность Палестины, изрытая глубокими долинами и ущельями, по местам иссушенная солнцем, была неблагоприятна для кочевья в обширных размерах; найти, напр., водопой для громадной массы животных составляло нелегкую задачу. Припомним, какое значение придавали кочующие патриархи колодцам и какое они теперь имеют на Востоке; какие сцены иногда разыгрывались при колодцах в том случае, когда одним пастухам хотелось напоить свой скот вперед (Моисей и дочери священника Мадиамского) 152 ; и тогда будут вполне понятны постоянные раздоры между пастухами Авраама и Лота. Что раздоры, главным образом, зависели от неудобств при водопое, на это есть намек в 10-м стихе: и увидел Лот всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская. Обилие воды и побудило Лота выбрать для себя южную часть Иорданской долины. Таким образом, упоминание о Хананеях и Ферезеях не только является излишним для объяснения удаления Лота от Авраама, но и противоречит словам Авраама: не вся ли земля пред тобою? А потому естественно признать его за вставку, за интерполяцию позднейшего писателя, который совсем иначе представлял себе состояние земли Ханаанской при Аврааме и условия странствования по ней со стадами. Цель вставки можно усматривать в желании объяснить, каким образом Аврааму и Лоту стало тесно жить вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

«Не думаете ли вы, будто эти галилеяне были из всех галилеян самые большие грешники, раз так пострадали? 3Нет, говорю вам; но если вы не совершите покаяния, вы все погибнете, как они. 4Или те восемнадцать, на которых упала башня в Силоаме и умертвила их; не думаете ли вы, будто их долги перед Богом были тяжелее, чем у всех жителей Иерусалима? 5Нет, говорю вам; но если вы не совершите покаяния, вы все погибнете, как они». 6И рассказал Он такую притчу: «Была у одного человека в винограднике посажена смоковница, и пришел он посмотреть, есть ли на ней плоды, но ничего не нашел. 7Тогда он сказал виноградарю: «Уже три года, как я прихожу к этой смоковнице поглядеть, есть ли плоды, но ничего не нахожу. Сруби ее, зачем она землю занимает?» 8Но тот сказал ему в ответ; «Господин, пощади ее еще на этот год, а я покамест окопаю ее и навоза подложу; может, 9даст она урожай на будущий год, а если нет, ты ее срубишь " ». 10И учил Он в субботний день в одной синагоге; и была там женщина, которая восемнадцать лет была одержима духом недуга и так скорчена, что головы приподнять толком не могла. 12А Иисус, увидев ее, подозвал к Себе и сказал: «Женщина, избавлена ты от своего недуга!» 13И возложил Он на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. 14Но начальник синагоги, негодуя, что Иисус совершил исцеление в субботу, сказал на это народу: «Есть шесть дней, данных для трудов; в эти дни и приходите для исцеления, но не в день субботний. 15А Господь сказал ему в ответ: «Лицедеи, разве каждый из вас в субботу не отвяжет своего вола или осла от стойла и не поведет на водопой? 16А эту дочь Авраама, которую сатана держал связанной восемнадцать лет, разве не надо было в день субботний вызволить из этих уз?» 17И когда говорил Он это, все противники Его были посрамлены, и весь народ радовался всем достославным делам Его. 18Между тем Он говорил: «Чему подобно Царство Божие, и с чем сравнить его? 19Оно подобно тому, как если бы взял человек зерно горчичное и посеял в саду своем, а оно проросло и сделалось как дерево, и птицы небесные свили гнезда в его ветвях».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Неискусные в духовном истолковании Писания, видят в этих действиях Иакова чуть ли не магические действия. Но сказано: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» ( 1Кор. 2:14–15 ). Предоставим место, искусному в аллегорическом истолковании 350 святителю Амвросия Медиоланскому : «Праведный Иаков приходит как поденщик, но он и хозяин, который, служа проповеди Евангелия, собрал стадо, сияющее светом многочисленных удивительных добродетелей. Когда его стадо приходило на водопой, он в корыта перед ними клал «прутья стираксовые, ореховые и как от платана» 351 ; и так те, кто чувствовал жажду таинств Пресвятой Троицы, прообразом которых были прутья, могли рождать потомство, вовсе не бывшее бесцветным, зачиная его в благочестивых помыслах. Крепкими были овцы, рождавшие потомство добрых дел и неслабеющей веры. «Стиракса» обозначает фимиам и вечернюю жертву, которая предлагается Богу Отцу в псалме ( Пс. 140:2 ); «орех же» обозначает дар священства, жалуемый Христом. Это – жезл Аарона, расцветший и пустивший почки ( Чис. 17:1–9 ), когда положен был пред Господом, и через него явлена благодать священства. «Платан» же означает обилие духовных плодов, потому что к этому дереву присоединяется виноградная лоза таким образом, что дерево может плодоносить вместе с лозой, давая обильное потомство. Благодать Духа всецело произвела дары страданий Господа и прощение всех грехов» 352 . Когда мы, с крапинами, пятнами, чернотой, всматриваемся в это светлое слово Божие, которое называется здесь водой, текущей в жизнь вечную, и, взирая в эти светлые воды Божественного Откровения, видим крест Христов, видим Христа, мы зачинаемся для новой жизни, мы переживаем то, что называется рождением свыше. Как мы можем установить из текста, что прутья лежали крестообразно? Описано два вида прутьев, с нарезками поперек и вдоль. И чтобы было видно и те, и другие, надо было класть их вперемешку (крестообразно). Итак, перед нами аллегорически раскрывается картина того, как Господь из козлов, из дефектных овец делает что-то новое, творит Свое новое человечество, новое свое стадо.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Несомненно, самаряне слышали и о пророчестве, связанном с именем Иакова, а именно, о звезде, коя восходит от Иакова. Когда однажды Валак, царь Моавитский, вел войну с народом Израилевым, позвал он волхва Валаама, дабы тот прорек ему победу над Израилем и таким образом ободрил его войско. Валак обещал Валааму великие дары за его услугу, и Валаам действительно пришел в лагерь Валака. Но когда он собирался волхвовать и прорицать Валаку по желанию сердца его, внезапно был на нем Дух Божий, и он начал прорицать не то, чего он сам хотел, но то, чего хотел Бог, говоря: как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Услышав слова сии, Валак принялся укорять Валаама, однако тот не убоялся, но продолжил: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля (Чис.24). И вот появился Тот, Кого Валаам зрел издалека. Взошла Звезда от Иакова, ярчайшая солнца и прекраснейшая самого прекрасного сна. И увидели самаряне и возрадовались. Напились они пития бессмертного и оживотворились жизнью вечною. Но Христос Спаситель подавал воду живую не только самарянам и иудеям. Он давал ее - и ныне дает - всем и каждому, кто в пустыне мира сего ощущает жажду духовную. Однажды стоял Господь наш Иисус Христос в Иерусалиме и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин.7:37). Слышите ли, как сказано: возгласил (зваше)? Пастырь Добрый не шепчет, но возглашает, зовя Свое стадо на водопой. Человеколюбивый Путеводитель стоит в раскаленной пустыне мира сего и возглашает, зовя всех путников, истомленных жаждою. Блажен тот, кто услышит глас Его и приступит к Нему с верою! Не будет Он его расспрашивать ни о языке его, ни о национальности, ни о возрасте, ни о достатке, но даст ему воды живой, что укрепляет и омолаживает, обновляет и возрождает, животворит и усыновляет, изводит из пещи огненной мира сего и вводит в Вертоград Райский.

http://pravoslavie.ru/46608.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010