исходит от Отца и Сына, то, не отрицая многих достоинств этих знаменитых мужей, можно допустить, что в данном случае они заблуждались; к тому же их авторитет, как частный, нельзя противопоставить авторитету целой Церкви, даже Римской, которая в лице своих пап, начиная с Дамаса (336–384) и оканчивая позднейшими (Лев III), высказывалась в пользу православного учения (гл. 61, 75). 398 В заключении трактата «О тайноводстве Св. Духа» Фотий заявил о своём намерении собрать все свидетельства отцов Греческой церкви, подтверждающие православное учение об исхождении Св. Духа, но исполнить эту задачу он не успел. Однако вопроса об исхождении Св. Духа Фотий касался и в других своих творениях. Так, синтез основных положений «Мистагогии» содержится в небольшом полемическом трактате Фотия «Против древнего Рима», где исхождение Св. Духа только от Отца доказывается доводами от разума, из Св. Писания и творений св. отцов. Затем, в окружном послании восточным патриархам, отправленном в 867г., Фотий, наряду с другими вероисповедными разностями Римской церкви, изобличил и учение о Filioque. «Как видно, лукавый ещё не насытился злом, – писал здесь Фотий, – и ещё не наступил конец его ухищрениям и козням, которые он от начала воздвигал против человеческого рода». Указав на древних еретиков, обольщённых лукавым, но изобличённых соборами св. отцов, которые «мечом Духа с корнем вырвали нечестивые плевелы и взрастили чистую и плодоносную ниву Церкви», патриарх продолжает: «Когда семена нечестия были уничтожены и преданы забвению, верующие прониклись надеждой, что окончились попытки лукавого измышлять козни и распространять заблуждения. Особенно ярко сияло Православие в царствующем граде Византии, откуда чистейшие источники благочестия разбегались по всем концам Вселенной и всюду напояли людей истинным учением и превращали пустыни в возделанные и плодоносные нивы Христовы». В последнее время византийские миссионеры просветили светом веры Христовой варварский народ болгарский. Но не прошло и двух лет после крещения, «как люди злочестивые, пришедшие из западной тьмы (латиняне), осквернили их заблуждениями».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

«Сочинение г. Протопопова состоит из введения и трёх глав —207— исследования. Во введении автор раскрывает важность рассматриваемой беседы св. Василия Великого в вопросе о взглядах св. отцов и учителей церкви на классическое образование вообще; в первой главе излагает основные черты жизни и воспитания святителя Василия; во второй раскрывает взгляды главных представителей Александрийской школы и самого св. Василия Великого , как питомца этой школы, на классическое образование, и наконец, всю третью главу, самую большую по объёму (стр. 171–369), посвящает собственно историко-литературному рассмотрению, разбору названной беседы св. Василия. В кратком заключении (стр. 369–375) автор обобщает главнейшие мысли своего сочинения и приходит к выводу о пользе классического образования в христианстве. Сочинение, при такой, довольно широкой, постановке дела раскрытия темы и при сравнительной краткости времени, находившегося в распоряжении автора, разумеется, оказалось далеко не свободным от недостатков. Так, прежде всего, бросается в глаза отсутствие ясного указания плана, который усматривается лишь по прочтении уже всего сочинения. Затем не всегда заметна строгость системы в изложении, иногда недостаёт строгости и порядка мыслей в сочинении (см. например: стр. 34–41:67:168 и др.) и под. По местам встречаются не вполне удачные опыты перевода с греческого (например: стр. 88:91:98:103 и др.) или поправок существующих переводов (например, 320:335 и др.), случаи неясности в выражении мыслей (стр. 12:20:49:55 и др.), без надобности употребляемые иностранные слова (например: „варьируемы“ – стр. 82:224, „солидарный“ – стр. 8:107 и др.), нескладные выражения и обороты речи (например: стр. 12:15:85) и под. Но все эти недостатки, легко объясняемые очевидной спешностью работы, с избытком искупаются несомненными и высокими достоинствами сочинения. Сюда относятся, прежде всего, тщательная и усердная разработка источников и благоразумное пользование ими. Автор хорошо и основательно изучил творение не только св. Василия Великого , но и других св. отцов и учителей церкви, особенно же св. Григория Богослова и св. Григория Нисского , и извлёк из них всё, каким бы то ни было образом относящееся к интересовавшему его предмету (см. например: стр. 108 и далее, 180 и далее и мн. др.); хорошо познакомился и с теми из писаний греческих классиков, которые так или иначе касаются рассматриваемой им беседы св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   в) в особенности о переводе семидесяти толковников и Славянском.    4) О манускриптах и замечательных изданиях св. Писания.    5) О библиях полиглотах (на многих языках).    6) О лучших комментариях на св. Писание.     Часть особенная:    1) О книгах. Ветхого Завета каждой в особенности:    а) исторических: Пятикнижии Моисеевом, книге Иисуса Навина, Судей и проч.,    б) учительных: книге Псалмов и других, каждой порознь,    в) пророческих: Пророков Исайи, Иеремии и прочих.    2) О книгах Нового Завета, каждой в особенности:    а) исторических: четырёх Евангелиях и Деяниях Апостольских,    б) учительных: Апостольских посланиях и    в) пророческой: Апокалипсисе.    Говоря о каждой из этих книг, Библиология должна показать:    а) наименование книги,    б) её писателя, время и место написания,    в) предмет, цель и расположение частей книги,    г) лучшие комментарии на неё, и    д) наконец представить изъяснение или на важнейшие места книги, или даже на всю книгу.    Богатое пособие для преподавания Библиологии можно находить в книге: Sacrae Scripturae Cursus completus, ex commentariis omnium perfectissimis, ubique habitis..., unice conflatus, изданной аббатом Ла-Минем в 28 томах, Paris 1839—1845. Сюда же относятся вообще так называемые Введения в св. Писание, между которыми, разумеется, надобно делать строгий выбор. Главным руководством, собственно при изъяснении как отдельных мест, так и целых книг св. Писания, должны служить Толкования св. Отцов и учителей Церкви. Прекрасный опыт объяснения целой книги св. Писания на отечественном языке мы имеем в Записках на книгу Бытия. II. СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ § 177. Патрология или Патристика    К изучению св. Предания, заключающегося главным образом в творениях св. Отцов Церкви, служат две науки: Патрология и Патристика, которые впрочем, как мы видели (§ 164), весьма естественно соединяются и преподаются вместе под общим названием какой-либо одной из них.    Задача Патрологии или Патристики состоит в том, чтобы представить:    а) краткую биографию или жизнеописание каждого св. Отца, особенно со стороны тех обстоятельств, которые имели влияние на его образ мыслей и сочинения;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Нельзя допустить, чтобы Евтихий этою ссылкой на упомянутых отцов умышленно хотел ввести папу в заблуждение, ибо такое предположение противоречит всему складу характера и образования Евтихия. Приведенными словами Евтихий имел в виду указать на то, что было на самом деле: он действительно видел и читал сочинения, надписанные именами Юлия, Феликса, Афанасия и Григория, в которых термин две природы осуждался и отвергался 497 . – Когда после собора Халкидонского Евтихий и Диоскор, лишенные сана и сосланные императорскою властью в отдаленные места империи, навсегда сошли с исторической сцены, виднейшим руководителем монофизитства сделался александрийский пресвитер Тимофей Элур, в 457-м году овладевший епископскою кафедрою в Александрии 498 . Непримиримый противник Халкидонского собора, не стеснявшийся прибегать к насильственным мерам для распространения своего еретического учения, Тимофей в то же время был писателем, издавшим не мало посланий и сочинений в защиту своих воззрений. В сирских рукописях Британского музея еще и теперь сохраняется главнейшее его произведение, озаглавленное так: „книга Тимофея против собора Халкидонского» и содержащее в себе между прочим извлечения из двух других сочинений его, именно: послания к жителям Константинополя и трактата против письма папы Льва к Флавиану 499 . Как в книге против собора 500 , так и в остальных упомянутых сейчас сочинениях Тимофей в деле защиты своего учения идет тем же путем, каким шел и Евтихий. Подобно последнему, он пользуется выдержками из сочинений с именами отцов церкви, клонившимися в его пользу, и, – что особенно важно, – ссылается между прочим на те же самые авторитеты, на которых хотел опираться и Евтихий, упрекая православных в противлении учению св. отцов 501 . – Метод, принятый Евтихием и Тимофеем, остался господствующим и в сочинениях позднейших монофизитов, как это видно из некоторых монофизитских рукописей 502 и из трудов православных писателей, боровшихся с монофизитством 503 . Повторяя доводы в свою пользу, уже приведенные Евтихием и Тимофеем 504 , позднейшие монофизиты главное препятствие к признанию собора Халкидонского продолжали видеть именно в том, что он своим определением о двух природах ввел „новшество» и „осмелился изменить» учение отцов, о чем прямо и заявляли севериане на собеседовании с православными, происходившем в Константинополе в 531-м г.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

А Господь говорил: Царство Божие внутрь вас есть . Вот почему св. Отцы так настойчиво предписывают всем, по возможности всегда творить молитву Иисусову. Через нее человек входит внутрь себя. Пишу об этом теперь потому, что во время длинных церковных служб, особенно великопостных, очень удобно и легко творить молитву Иисусову и творить длительное время. Очень советую тебе не пренебрегать советом св. Отцов. Дьявол всячески отводит человека от этого делания. Надо это знать и противиться ему, и понуждать себя к этой дивной молитве. Господь открыл нам вход еще здесь в Царствие Божие, а мы ищем жалких крупиц истины в науке, философии и где угодно, только не в Евангелии и не у св. Отцов, осуществивших Евангелие в своем подвиге. Жалкие мы люди. Сами себя обрекаем на несчастное полу-животное существование, да еще и других виним в тягостях жизни. Достойное по делам своим приемлем. Погода у нас тяжелая. Опять все старшее поколение кряхтит и винит погоду. Как здоровье о. П.? Господь, видно, любит его, посылая скорби, без которых ныне нельзя спастись. Лишь бы не роптать при них. 14/III. Вспомнил и решил еще напомнить, когда сидишь на лекциях и слушать не хочется, а другим делом нельзя заниматься, почему бы не «упражняться» в молитве Иисусовой? Это слово “упражняться” очень часто люди употребляют, но это доказывает, что употребляющие его не знают, что такое молитва. Человек не упражняться (можно ведь идти и дальше и сказать “тренироваться”!) должен в молитве, а с величайшим благоговением предстоять пред Богом и с сознанием полнейшего недостоинства даже произносить имя Божие, ввергая себя на милость и снисхождение Божие, произносить со вниманием и страхом слова молитвы. Правильная молитва очень скоро покажет сердцу, каким надо быть на молитве. Дана ведь заповедь: непрестанно молитесь . Посредством молитвы человек поднимается от земли, делается недоступным для гадов, ползающих на чреве по земле, получает свободу, как птица, оторвавшаяся от привязи. Это и значит выражение св. Отцов: “отступи от земли”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Св. Златоуст истолковал почти все Св. Писание, и до нас дошло более 800 его бесед, по преимуществу истолковательного содержания. Правда, и после Златоуста, до позднейших времен греческой империи, многие проповедники предлагали в своих беседах истолкование Св. Писания; но их толкования большею частью подражательного характера и не отличаются тою ясностью мысли и правильностью понимания, какие видим в беседах Златоуста. Так например блаж. Феодорит в своем толковании писания пользовался трудами прежних св. отцов и особенно – Златоуста. Экумений в своих толкованиях большею частью ограничивался отеческими мыслями. Св. Нил объяснял писание в аллегорическом смысле. Максим исповедник от избытка аллегорий и гипербол в объяснении писания отличается темнотой мысли и изложения. Не распространяемся о Полихроние, Исихии, Исидоре Пелусиоте , Кирилле Александрийском , Фотие и других толкователях писания в собственном и подражательном тоне. «Св. Писание, со времен Оригена , служило неистощимым родником проповеднических материй. Из дошедших до нас проповедей от первых веков христианства три четверти, если не больше, посвящены толкованию Св. Писания. Вдохновение, какое получали здесь отцы церкви, объясняет изумительную плодовитость, какою поражает нынешнего читателя, идущая изо дня в день проповедь III – и V века. Представителям этой неустанной проповеди ненужно было долгих приготовлений для постановки и обсуждения вопросов речи. Их работу облегчала библия, части которой они проходили в церковном слове, страницу за страницей, текст за текстом, заимствуя здесь и материал для своих поучений, и главные доказательства к их раскрытию. От юности знакомые с писанием, они без труда раскрывали необъятный смысл его. И каждая объясненная страница библии давала им повод к нескончаемой импровизированной беседе о великих тайнах писания» 3 . Следствием истолковательного направления греческого проповедничества было разделение его на две особые ветви: проповедничество полемико-догматическое и нравственно-аскетическое.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Коптские переводы. Коптский язык является самой поздней формой древнеегипетского языка, который в христианскую эпоху начали записывать не с помощью иероглифов, а греческим маюскульным письмом. Существовало несколько диалектов коптского языка, на один из которых (саидский) уже в нач. III в. были переведены отдельные тексты Нового Завета, а к концу следующего, уже большая часть новозаветных книг. В переводах можно усмотреть александрийский тип текста с западными влияниями. 247 Другие переводы. В текстологических исследованиях Нового Завета привлекается также материал ряда более поздних переводов: готского (сер. IV в.), 248 армянского (нач. V в.), 249 грузинского (1-я пол. IV в.), 250 эфиопского (вероятно X в.), 251 старославянского (сер. IX в. О нем будет сказано подробнее в § 5. 17) и некоторых других. 252 5. 16. Цитаты у святых отцов Цитаты из Нового Завета в святоотеческих произведениях также могут дать сведения о том, какая разновидность текста была принята в конкретном месте в определенную эпоху. Особенно ценны цитаты, обретаемые в экзегетических произведениях св. отцов. Передача текста осуществляется в них достаточно точно, так как имеет целью дальнейший комментарий. Но как источник по истории текста, цитаты имеют некоторые ограничения в силу следующих причин. 253 1. Не всегда можно быть уверенным, что церковные авторы точно воспроизводили имеющийся у них текст, а не давали парафраз, или не цитировали его по памяти. 2. Переписчики древних сочинений нередко изменяли форму библейских цитат в соответствии с нормой, которой сами держались. Поскольку сочинения отцов Церкви дошли до нас преимущественно в манускриптах кон. I – начала II тыс., цитация может отражать византийский тип текста. Современные издания Нового Завета ограничиваются греческими и латинскими авторами до V в. 254 5. 17. Славянский перевод Нового Завета Перевод Нового Завета на славянский язык, осуществленный св. Кириллом и Мефодием в сер. IX в., является явлением исключительным, по своему значению для дальнейшей истории не только русской Церкви, но и Российского государства. Как отмечал Н. Н. Глубоковский ,

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

е. он не только формально приучал евреев к исполнению нравственного долга, выраженного в других чисто нравственных заповедях, но и сам по себе выражал идеи этого долга. Обряды Моисея были ясными и разумными символами этих идей, и в этом состоит тот высший смысл их, который сообщил им по божественному руководству Моисей в отличие от языческих обрядов. «Заповеди иудейского закона, говорит Лактанций , имеют сокровенный смысл, относящийся к соблюдению правды, и под личиной наружных и плотских вещей заключают вещи духовные“ 31 . «Посредством чувственного закон, как говорит блаж. Феодорит, поучает духовному», «посредством естественного – нравственному», «малым поучает великому“ 32 . «Для изображения человеческих нравов, говорит св. Кирилл Александрийский , закон указует на множество бессловесных животных и на роды пернатых и водных, как бы всякой тварью помогает и обильно предлагает знание полезного и приличествующего» 33 . Символический смысл обрядов, по мнению отцов, и делал обрядовый закон могущественным орудием религиозно-нравственного воспитания народа. Благодаря ему, закон, по выражению св. Иринея Лионского , как бы узами привлекал души евреев, научая их служить Богу 34 . Отцы находят символический смысл во всех обрядовых постановлениях Моисея, даже и там, где на первый взгляд трудно его предположить 35 . Это средство воспитания, избранное Богом, по мнению отцов, было самое пригодное применительно к состоянию евреев. Они находились в состоянии грубой чувственности, потому и образ научения, преподнесения им религиозно-нравственных истин должен был получить характер чувственно-наглядный. «Бог, говорит преосвященный митрополит Филарет, доселе (т. е. во времена благочестивых патриархов) действовал больше на внутреннее человека и через сие на внешнее; когда же внутреннее большей части людей заключилось чрез погружение людей в чувственность, тогда Он больше стал действовать через внешнее на внутреннее» 36 . Особенно важное значение отцы придают тем символам в обрядовом законе, которые выражали мессианские идеи, относились ко Христу, составляющему первую и последнюю цель избрания народа еврейского вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

И много других российских и святогорских отцов с великой скорбью передали нам бывшие им извещения об отступлении в наше время от Господа и Его заветов, убеждая мужественно стоять в истине: их же молитвами и да поможет нам Господь в этом деле. И вот, не успели мы вникнуть в пророческий смысл слов святых, как они уже стали исполняться: враг обнаружил себя во всей своей злобе и хуле, осыпая собравшихся вокруг Имени Господа ядоносными стрелами своих полчищ, и смертоносная война началась... Не раз уже нам грозила полная гибель от врага, но Кормчий наш всесилен, и Истина Его сама за себя поборает, совершенно обессиливая врагов и увеличивая их злобу обнаружением всей несостоятельности их наветов. Последний и самый страшный их удар – это Синодская грамота, единомысленная с прежними из Нового Рима (Константинополя), которую, с помощью Божьею, мы рассмотрели и убедились в её полной несостоятельности в открытом, честном бою; почему, для подтверждения изложенного в ней учения, понадобились под командой архиепископа (Никона Вологодского, члена Св. Синода) пушки, пулемёты, ружья, штыки, солдаты, цепи, корабли и тому под., так как в святоотеческих писаниях не могли они найти свидетельств против Истины, но «Слово Божие не вяжется», – сказал Св. Апостол. Что же пишут в грамоте? 1 Появившееся в последнее время и смутившее многих православных и мирян учение схимонаха Илариона о сладчайшем Имени Господнем «Иисус» было предметом тщательного рассмотрения в Св. Синоде. Для достижения возможного беспристрастия Св. Синод выслушал три доклада (при сем прилагаемые), составленные отдельно один от другого, и, по достаточном обсуждении, единогласно присоединился к окончательным выводам этих докладов. Возражение : Относительно беспристрастия Св. Синода и докладчиков по вопросу об Имени Божием хорошо ответил о. иеросхимонах Антоний. Мы же его слова дополним тем, что архиеп. Никон, – один из докладчиков по этому вопросу, прибыв с войсками на Св. гору для сообщения и уяснения инокам синодских учений об Имени Божием, получил точные доказательства того, что некоторые имяборцы, особенно о. Мисарил, впали в разные другие ереси, но архиеп. Никон при всяком напоминании об этом сердито нам отвечал: «не моё дело: я послан судить вас, а не их, имяборцев». Лучше не упоминать о том, как епископ вёл собеседования, как он кричал, стучал жезлом, грозил, не позволял возражать, издевался над Св. Писанием, св. евангелистами и проч., восхвалял западных еретических богословов и мн. др. Если такое же «беспристрастие» допустил Св. Синод при рассмотрении докладов (чему у нас есть много поводов верить), то это является совершенно достаточной причиной, чтобы отнестись к грамоте с большей осторожностью, что мы и решили сделать. 2

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

В этом письме, братском, достойном и почтительном, св. Василий просит папу возобновить древние узы любви, соединявшие некогда Восток и Запад, и помочь восточным церквам в их теперешних трудностях. " Обновлять установления древней любви, - пишет он, - и возводить снова к прежнему расцвету мир отцов, этот небесный и спасительный дар Христов, завядший от времени, для нас необходимо и полезно, приятным же, прекрасно знаю, покажется это и твоему христолюбивому расположению. Что, в самом деле, могло быть более отрадным, чем видеть тех, кто разделен таким множеством стран, связанными единством, содеянным любовью, во едино согласие членов в теле Христовом? "   Св. Василий настаивает, что взаимная помощь церквей - древний всемирный обычай, но особенно она свойственна церкви римской. " Во всяком случае, - пишет он, - мы не ищем чего-нибудь нового, но обычного и для других древних блаженных отцов, и боголюбивых мужей, и особенно для вас " . Приведя исторические примеры римской помощи церквам Востока (письма с утешениями и деньги для церкви кесарийской во время одного из нашествий варваров), св. Василий заканчивает свое письмо трогательным призывом: " А между тем наши дела находятся сейчас в более тяжелом и печальном положении и нуждаются в большей заботе. Ведь мы оплакиваем не разрушение земных построек, но захват церквей; мы видим не рабство телесное, но пленение душ, совершаемое ежедневно поборниками ересей. Так что, если вы не восстанете уже сейчас нам на помощь, немного после вы уже не найдете, кому бы протянуть руку, так как все подпадут под владычество ереси " . Как видим, св. Василий считал помощь Рима необходимой, чтобы спасти восточные церкви от ереси. Все исторические примеры, приводимые им, показывают, что он понимал ее скорее как братскую поддержку, внушенную любовью, чем как церковное вмешательство, основанное на праве. К тому же, этот долг братской помощи, хотя и особенно свойствен римской церкви, по его убеждению, - общая черта всех церквей. Во всяком случае, он обращается к епископу римскому как к собрату, а не как к вождю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010